По заповеди нашего Господа, мы любим и уважаем наших мусульманских сограждан; именно поэтому мы стремимся помочь им обрести величайшее из всех благ – веру во Христа, именно поэтому мы должны быть готовы, без неприязни и гнева, защитить наших немощных братьев, которых может смутить исламская критика Евангелия. Нередко дискуссии между представителями различных мировоззрений – в частности, между христианами и мусульманами – затрагивают настолько широкий круг вопросов, что фактически превращаются в дискуссии ни о чем. Разговор – устный или в интернете – перескакивает с достоверности Библии на суровость законов шариата, с критики христианского духовенства на текстологию Ветхого Завета. Поэтому нам очень важно найти центральный вопрос, ответ на который позволил бы людям сделать выводы относительно обоснованности мусульманской критики Евангелия и серьезности ее притязаний на то, что она может предложить нам нечто более надежное и достоверное, чем то Евангелие Иисуса Христа, которое возвещает Церковь . Поэтому многое в мусульманской критике христианства мы оставим в стороне, и сосредоточимся на центральном для нашей веры вопросе – утверждении критиков, что Церковь исказила учение Иисуса. Мы, мусульмане, верим в пророческое и посланническое достоинство Иисуса Христа (мир ему!). И те его слова, которые он произносил как Пророк и Посланник Бога, – истинные слова, но, чтобы почитать их, нужна уверенность, что предлагаемые современными христианами слова Иисуса были действительно его словами, а не позднейшим изобретением. А такой уверенности как раз и нет!(Вячеслав Али Полосин, Почему я принял Ислам ) Утвердившееся в течение последних полутора тысяч лет вера в Иисуса (мир ему!) как не только величайшего Пророка, духовного Спасителя правоверных израильтян – Мошияха, Мессии (арабск. «Масих», греч. Христос»), но и как в сошедшего с небес и вочеловечившегося Бога, базируется на нескольких положениях текста Нового Завета и на позднейших трактовках церкви, названных догматами, сомнение в которых квалифицировалось как ересь и влекло пытки и смертную казнь (до отделения этой церкви от государства).(Там же)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Церковь и деятели культуры должны рука об руку работать над сохранением культурного и духовного наследия России, подчеркнул Предстоятель. В качестве положительного примера такого сотрудничества Святейший Патриарх привел Соловецкий музей-заповедник: 19 ноября 2009 года приказом министра культуры РФ директором музея был назначен наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). С коротким сообщением о сотрудничестве Церкви и Министерства культуры выступил А.А. Авдеев. Глава Росимущества Ю.А. Петров рассказал о взаимодействии Церкви и государства в вопросе возвращения церковного имущества. Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. В Покровском храме обители Предстоятель совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За богослужением в Храме Христа Спасителя молились Президент РФ Д.А. Медведев с супругой, представители высших органов государственной власти и тысячи верующих. После причащения духовенства ключарь кафедрального храма протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 7 января, в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя. На Великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную Великую вечерню.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Следует заострить внимание еще на одном моменте: призыв имени Иисуса произносится с каждым выдохом Призвать «спасительное» имя Иисуса – значит убедиться в присутствии, близости к нам Самого Спасителя, Который исцелит нас от телесных и душевных недугов. Однажды Макарий пошел проведать некоего старого монаха, который по причине тяжкой болезни не вставал с постели. Этот старец имел склонность постоянно призывать «спасительное и благословенное имя» Иисуса. Макарий справился о его здоровье (или спасении; коптское слово имеет оба значения). Тот бодро ответил: «Я с усердием взыскую этот сладкий хлеб жизни – священное имя Господа нашего Иисуса Христа; и погрузился я в сладкий сон, и увидел явление Царя – Христа в облике назоретянина. Он трижды сказал мне: “Смотри! Это Я, и никто, как Я”. Тогда я проснулся в великом ликовании и забыл о своих страданиях» . Во всех этих текстах особо подчеркивается «сладость», которую испытывает тот, кто посвящает себя призыванию имени Иисуса Христа. Однажды молодой монах спросил у Макария: «Отче, скажи мне, что такое сладость и что такое горечь?» (ср.: Иак. 3: 11). Макарий, используя красочное сравнение, ответил: «Говорят, что, когда мать опускает малыша на землю, она дает ему в руку что-нибудь сладкое, чтобы он не тащил в рот всякую гадость. Сравни это с грехом и наслаждениями; а сладость – это Господь наш Иисус Христос, Его благословенное имя, драгоценная жемчужина» (ср.: Мф. 13: 45). Вдохновленный фразой из Послания апостола Иакова 3: 1, в другом месте он говорит: «Да не истечет из родника сокровищницы нашего сердца поток горькой воды [то есть дурных помыслов], но непрестанно будет происходить из него сладость, что есть Господь наш Иисус Христос» . Самым распространенным способом молитвы среди египетских монахов являлось meletê – «размышление»: под этим следует понимать непрестанное чтение Священного Писания sotto voce (вполголоса) и по памяти. Это упражнение давало им возможность исполнять сразу две обязательные заповеди: заниматься физическим трудом и непрестанно молиться: labora manibus tuis et ora Deum incessanter . Иисусова молитва прекрасно подходит для этого способа моления.

http://pravoslavie.ru/93394.html

(справа налево – (хей), (вав), (хей), (йод)). Во времена Ветхого Завета это имя было окружено таким благоговейным почитанием, что лишь единожды в год его произносил первосвященник, входя во Святая Святых Иерусалимского храма с кровью жертвенных животных. Само это действие прообразовывало Крестную Жертву Христа Спасителя, Который «со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» [ Евр. 9:12 ]. Во всех других случаях при чтении Писания в молитвенных домах это имя заменяли словом «Адонаи» (множественной формой слова «Господин»). И когда в III веке до Рождества Христова в Александрии Писание стали переводить с еврейского на общий для всей Римской империи язык – греческий, тогда в повествовании о явлении Бога Моисею смысл тетраграммы перевели словом v (Он) – «Сущий»; во всех остальных местах Писания, согласно устной традиции, священное имя передали через слово – титул, обозначающее Бога, – Крιοςс, (Кириос), Господь. Теперь я русском языке это слово относится только к Богу. Когда же современники земного служения Иисуса Христа, обращаясь к Нему, произносили: «Господи», то чаще всего это означало просто «господин». Но очень скоро. еще при первых учениках, слово «Господь» получает значение Божиего имени – это закреплено в Евангелии и апостольских посланиях. И поэтому священномученик Ириней Лионский мог написать в III веке, что апостолы «никогда не назвали бы определенно и решительно и произвольно кого – либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием... Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, Который также говорил Моисею: «Я есмь Сущий» ... и кроме Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими 32 . Таким образом, именуя Иисуса Христа Господом, мы исповедуем Его Сущим Богом, Который еще до Воплощения открывал Себя пророкам и праведникам Ветхого Завета. И «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» [ 1Кор. 12:3 ]. Вера в Иисуса как истинного Бога есть дар Божий – дар Святого Духа. И когда в первые века церковной истории отказ христиан признать императора «господом» делал их политическими преступниками, только благодать Святого Духа давала силу исповедовать свою веру вопреки страху смерти, которая грозила им за отказ воздать божественные почести кесарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так что же, неужели нет праведников на земле? Или их и не было? Как же Спаситель всем предлагает покаяние? Если бы были действительные, а не мнимые праведники, то в чем же им каяться? Во-первых, в ветхом Завете над всеми тяготело прародительское согрешение со всеми его следствиями. Самые праведные люди тогда, умирая, говорили, что они сходят во ад. Только Господь наш Иисус Христос избавил нас от греха, проклятия и смерти. Только чрез Него даруется нам праведность и оправдание пред Богом. «Правда Божия, говорит Ап. Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим.3:22–26 ). Если же оправдание пред Богом, праведность наша, только чрез Иисуса Христа, по вере в Него, то какие праведники могли быть из числа слушателей благовестия Спасителя? Жертва Богу за род человеческий не была еще принесена тогда. Да и после того, как Господь Иисус Христос благоволил добровольно пострадать и умереть за нас на кресте, кто из людей осмелится сказать о себе, что он праведен пред Богом? Вот послушайте, как говорит о себе Апостол Павел: верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ). Если Апостол себя именует первым из грешников, то кто осмелится считать себя праведным пред Богом? Смирение есть основа праведности, первая христианская добродетель. Спаситель именует ее нищетою духовною и ублажает нищих духом, обещая им царствие небесное ( Мф.5:3 ). Нищих у нас много, не духом, а телом. Питаются они от подаяний добрых людей. Своего у них нет ничего. Так рассуждай и о нищете духовной или смирении. Смиренный, сколько бы он ни делал добрых дел, всегда говорит, что он грешник и ничего не сделал, за что бы Бог помиловал его. Как неимущий земных благ справедливо утверждает, что он есть нищий, так и смиренный искренно готов плакать, что ничего не сделал угодного Богу. Итак, нищенствует духовно праведник, почитая себя грешником. Как же должно быть смиренным каждому из нас? Ведь воистину во грехах родились, греховно и живем. Погибаем от грехов. Господи! ими же веси судьбами спаси нас. Но, умоляя Господа о помиловании, будем приносить неусыпное покаяние. А иначе Господь не услышит прошения нашего и осудит за грехи. Аще не покаетеся, вси... погибнете, сказал Он и это подтвердил притчею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Обаче», сказал Он, «не якоже аз хощу, но якоже Ты. И вместо предлежащия радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» ( Мф.26:39 ; Евр.12:2 ). А что Иудеи поносили Его, то известно: ибо они иногда говорили о Нем: «что яко с мытари и грешники яст и пиет» ( Мк.2:16 ): иногда: «аще бы был Пророк, видел бы, кто и какова жена прикасается ему: яко грешница есть» ( Лк.7:39 ): иногда: «о князе бесовстем изгонит бесы» ( Мф.9:34 ): а иногда: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты, и беса имаши?» ( Ин.8:48 ). Равно и в то время, как Он страдал и висел на древе крестном: «и мимоходящии хуляху его» ( Мк.15:29:31 ), и Архиереи с книжники ругались Ему, и «разбойника распятая с ним поношаста ему» ( Мф.27:44 ). О сих поношениях воспел пророчески Давид, яко от лица Христа, глаголющего ко Отцу Своему: «Отче поношения поносящих Тебе нападоша на Мя» ( Пс.68:10 ): и поистине поносящие Христа поносили Бога: поелику Христос есть Сын Божий и Бог , едино со Отцем Своим по единосущности Божества, как Он Сам открыл, сказав: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). И как приемлющий Иисуса Христа, приемлет и пославшего Его, по сим словам: «Иже аще Мене приемлет, приемлет пославшаго Его Бога Отца» ( Лк.9:48 ). Выслушайте ж и причину, для которой Апостол привел здесь пророчество о поношениях Иисуса Христа. Рим.15:4 . Елика бо преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением писаний, упование имамы. Я привел, говорит, слова Пророка и Царя Давида, которыми он предсказал о поношениях, учиненных Христу, потому что все, что писано в Священном Писании прежде, нежели совершилось, предписано для нашего научения и наставления: предписано для того, дабы мы, видя в Священном Писании предсказанные от Пророков поношения, каковые Христос претерпел по любви Своей к нам, переносили также великодушно всякую скорбь и поношение из любви к Нему и ближнему, и будучи утешаемы словами Божественного Писания, возлагали всю свою надежду на Иисуса Христа, Спасителя мира. Рим.15:5–6 . Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе: Да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня» — праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения: родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), а также двум Его ближайшим родственникам — «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Этот праздник приходится на первое воскресенье после Рождества. Если же Рождество приходится на воскресенье — то на следующий день, вместе с Собором Богородицы. «Память Святых младенец (младенцев) четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря/11 января) — вспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба — символ всегда гонимого миром Христианства. «По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января) — праздник основан на благовестии евангелиста Луки (см. 2: 21). Он продолжает тему Рождества и воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Св. Епифаний Кипрский († 403) указывал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день». «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января) — смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Отсюда и его второе название. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды. Он совершается дважды: накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившейся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

«Начало всякого Боголюбезного действования есть с верою призывание спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа, – так как Он сам заявил: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15,5 ), – и с сим призыванием мири любовь: мир, ибо молитися подобает, как говорит Апостол, без гнева и размышления ( 1Тим. 2,8 ); любовь, ибо Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем ( 1Ин. 4, 16 ). Cuu же – мир и любовь не только благоприятною делают молитву, но и сам опять из сей молитвы рождаются и воссиявают, как неразлучные божественные лучи, и возрастают и в совершенство приходят ». 68 «Теперь, как нам кажется, прилично изложить блаженного Никифора естественный некий метод (способ, прием) вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание, который способствует к сосредоточению помышлений ума... Паче всего вообще, таковый подвиг успешно совершается умом, содействием божественной благодати, при сердечном, чистом и непарительном призывании Господа нашего Иисуса Христа, а не одним этим естественным приемом схождения в сердце путем дыхания, или этим уединением в безмолвном и несветлом месте. Да не будет! Ибо сие не другого ради чего святыми отцами придумано, как только ради того, что это содействует к собранию мыслей, к возвращению ума от обычного ему парения к себе самому и сосредоточению его внимания... Знай и то, брате, что всякой метод или прием, всякое правило и, если хочешь, эти разные делания, потому установляются и узаконяются, что мы не можем еще чисто и непарителъно молиться. Поскольку, когда сие, благоволением и благодатию Господа нашего Иисуса Христа, совершится в нас, тогда мы, оставя многое и разнообразное, непосредственно паче разума соединяемся с Единым Единичным и Единящим ». 69 Победа паламизма была важна и для византийского богословия. Она освободила его от «консервативного повторения» и окончательно поставила на путь сакраментального и библейского реализма, путь восточной традиции, которой угрожала, однако, волна номиналистического гуманизма. В этом отношении ярким примером является личность Николая Кавасилы .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В. Что требуется для совершения литургии? О. Для совершения литургии требуется хлеб и вино. Хлеб для таинства употребляется чистый, пшеничный, квасный и называется просфорой, a вино виноградное красное, напоминающее своим цветом Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа. На верху просфоры изображен св. Крест, с надписью по углам его следующих слов: IC НИКА слово греческое (значит побждает). Эти слова означают Иисуса Христа Победителя смерти и диавола. Для совершения литургии требуется пять просфор, в память чудесного насыщения Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами. B. Ha сколько частей можно разделить литургию? О. На три части: 1) Проскомидию; 2) Литургию оглашенных; и 3) Литургию верных. Проскомидия За проскомидией на жертвеннике приготовляется хлеб и вино для таинства Причащения. Это совершается следующим образом: облачившись во все священные одежды, священник берет первую просфору и копием вырзает из нее четырехстороннюю часть с произнесением священных слов (т.е. пророчеств), относящихся до рождества и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнцем, потому что представляет собою Агнца Божия, страдающего за грехи мира, т.е. Спасителя нашего Иисуса Христа. Затем Св. Агнец полагается священником на дискос и снизу надрезается крестообразно. Потом священник копием прободает правую сторону Агнца и вливает в чашу красное вино,смешанное с водою, в воспоминане того, как один из воинов пронзил ребро Господа и из пронзенного ребра истекла кровь и вода. Часть, называемая Агнцем, употребляется для причащения. Из второй просфоры священник изъемлет небольшую трехстороннюю часть в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца. Из третьей просфоры вынимаются девять треугольных частиц в честь святых и полагаются по левую сторону Агнца в три ряда. Из четвертой просфоры вынимаются две трехсторонних части и много малых о здравии и спасении всех православных христиан, начиная с Государя. Из пятой вынимают одну трехстороннюю часть и много малых об оставлении грехов умерших в православной вере. Части вынутые из четвертой и пятой просфоры полагаются впереди Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Словарь церковнославяно-русских паронимов О.А. Седаковой дает сразу несколько вариантов интерпретации слова муж: На самом же деле здесь имеется в виду Рождение Спасителя мира – Господа Иисуса Христа, которое произошло таинственно от действия Духа Святого на Марию Деву. Сын Божий, придя в мир, стал Сыном Человеческим, не переставая быть Богом. Протоиерей Вадим Леонов объясняет: «Воплощение Бога – это великая тайна, которая не подлежит рациональному исследованию. В нее желают проникнуть Ангелы” (1 Пет. 1, 12), но даже им она недоступна в полноте» . Завесу этой Тайны приоткрыл нам сам Господь в Своем Откровении. Полнота же ее исполнится в Царствии Небесном. Два рождения Иисуса Христа В герменевтике догматика третьего гласа особый интерес для нас представляет аспект Рождения Господа нашего Иисуса Христа по плоти и Божеству. Преподобный Иоанн Дамаскин такими словами восхвалят Пресвятую Богородицу: «Родила Сына без отца по плоти, Который прежде веков родился (по Божеству) от Отца без матери» . В V веке Константинопольский епископ Несторий публично выразил мнение, по которому Пречистую Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не может быть матери. Эта идея вызвала много споров и разногласий в Византийской Империи, особо почитавшей Пресвятую Деву Марию. Было решено созвать Собор в городе Эфесе в 431-м году, который вошел в историю как III Вселенский Собор. На нем главный противник Нестория и председатель Собора – святой Кирилл Александрийский – вместе с 160 епископами разрешили вопрос в пользу Православного вероисповедания. Итогом споров стали следующие слова: «Два естества – Божеское и человеческое – соединены во Христе нераздельно и неслиянно» . Святые отцы III Вселенского Собора защитили догмат о Рождении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы. Греческий текст догматика так описывает вневременной акт рождения Сына от Отца: Τν πρ ανων κ Πατρς γεννηθντα μτορα, то есть «Прежде веков от Отца без матери рожденный». Греческое τν ανων – это существительное, употребленное во множественном числе, мужском роде и родительном падеже, которое имеет сразу несколько значений:

http://pravoslavie.ru/143722.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010