Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Г. Павлов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Гурьевич (02.1854, с. Воронцовка Борчалинского у. Тифлисской губ., ныне г. Ташир, Армения - 15.04.1924, Баку; похоронен в Тифлисе, ныне Тбилиси, Грузия), один из основателей и первых руководителей Союза русских баптистов. Род. в семье молокан в с. Воронцовка. Позже семья переселилась в Тифлис. После знакомства с баптистом Н. И. Ворониным П. в возрасте 17 лет принял от него водное крещение (апр. 1871) и стал членом 1-й рус. общины баптистов. Позднее (1876) его родители также стали баптистами. П. постоянно занимался самообразованием и особенно преуспел в изучении иностранных языков. К концу жизни он мог говорить на 24 и писать на 7 языках. В 1875 г., после объединения нем. и рус. баптистских общин, по совету М. К. Кальвейта П. поехал в Гамбург (Германия) для получения богословского образования. В этот период в Гамбурге под рук. И. Г. Онкена шла подготовка к организации баптист. семинарии. Через год П. был ординирован Онкеном на миссионерское служение и вернулся в Тифлис, начав свою работу с перевода на рус. язык Гамбургского исповедания веры. Осенью 1876 г. П. проповедовал в Закавказье среди молокан и прыгунов (см. ст. Молокане ). В 1877 г. он был избран в церковный совет Тифлисской баптист. общины. В 1879 г. посетил г. Владикавказ и крестил в р. Терек 7 новообращенных, чем положил начало 1-й общине на Сев. Кавказе. В окт. того же года П. избран пресвитером Тифлисской общины. 17 авг. 1880 г. приехавшие в Тифлис пресв. Август Либиг из Одессы и проповедник И. В. Каргель из С.-Петербурга провели его пресвитерскую ординацию. Местные власти утвердили П. в звании духовного наставника общины (История евангельских христиан-баптистов в СССР. 1989. С. 78). В этот период П. и новоменонитский проповедник И. Вилер занимались миссионерской деятельностью в молоканских селах Нововасильевк à , Астраханк à и Новоспасское Бердянского у. Таврической губ., где вскоре образовались баптист.

http://pravenc.ru/text/2578608.html

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Попов Запад учился демократии у протестантов В 1917 году русские баптисты заявили о своих политических требованиях Источник:  НГ-религии Павел Павлов – баптистский проповедник, известный регент, публицист и общественный деятель – родился в 1901 году в Тифлисе в семье Василия Гурьевича Павлова (1854-1925), которого называют патриархом русского баптизма. Выходец из молоканской семьи крупных торговцев, Василий Гурьевич, был одним из основателей Союза русских баптистов и активным проповедником протестантизма в России, за что неоднократно подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Сын в полной мере унаследовал от отца пламенную веру и преданность проповеди Евангелия. Семнадцатилетний Павел присоединился к баптистской Церкви в румынском городе Тульче, куда отец с семьей вынужден был переселиться в 1896 году после второй ссылки. В 1901 году Павловы вернулись в родной Тифлис, где Павел занялся организацией церковного хорового пения. К тому времени молодой регент хорошо играл на скрипке и фисгармонии. Правда, некоторые члены общины (бывшие молокане, принявшие баптизм) вначале резко запротестовали против игры на фисгармонии в молитвенном доме. Они объявили благозвучный инструмент " ловушкой сатаны " и собрались покинуть общину. Терпеливые разъяснительные беседы регента развеяли недоумения и беспокойства. Вскоре рядом с кафедрой проповедника все увидели фисгармонию. Когда известный гимн " Коль славен наш Господь в Сионе " зазвучал в сопровождении фисгармонии, на которой играл Павел, у многих из глаз полились слезы. С этого дня музыка стала неотъемлемой частью богослужений русских баптистов. Молитвенный дом в Тифлисе часто навещали и руководители православных хоров. Они обменивались с молодым регентом опытом и любили слушать игру на фисгармонии. С 1905 года Павел Павлов и его отец стали устраивать музыкально-просветительские собрания в зале Тифлисского артистического общества и в помещении Никитинского цирка. В 1907 году Павел женился на Вере Белоусовой. Ее отец, Василий Демьянович, был кузнецом и тоже пел в церковном хоре. Он любил устраивать дома импровизированные духовные концерты. Из семьи простого кузнеца вышла целая династия деятелей баптистского движения. Дочери пели в церковном хоре, сын Сергей впоследствии редактировал журнал " Баптист " , а внук Аскольд стал проповедником и регентом тифлисской церкви.

http://religare.ru/2_11544.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Гайосинскас Христианская жизнь Литвы Баптисты в Литве: история и современность На территории современной Литвы баптизм появился в 1841 году, когда в прусском городе Мемеле (ныне Клайпеда) появилась первая община. Уже через десять лет этот приход, насчитывающий 234 человека, построил церковное здание, которое было утрачено при советской власти, и возвращено только в 1991 году. В 1865 году в Литве стали формироваться латышские баптистские общины – верующие покидали Латвию и обосновывались в соседней губернии из-за притеснений на родине. Из шести подобных общин до нынешнего дня сохранилась только приход (частично сохраняющий латышский идентитет (лицо, образ, идентификацию – Религия и СМИ)) – местечка Илакяй (на самом северо-западе Литвы), начавший формироваться в 1905 году, ставший самостоятельным в 1907, и в 1931 году построивший молитвенный дом, который даже в советское времяоставался в собственности общины. Старейшая община в Большой Литве появляется в Каунасе в1876 году. В 1898 ей удается построить молитвенный дом в районе Шанчай (в 1933 году от основной немецкой общины отделяется литовская, а в 1934 русская; все три были вынуждены вновь объединиться в 1941). В 1912 начала формироваться и многонациональная (состоящая из немцев, русских, поляков, белорусов и евреев) община в Вильнюсе. В 1933 году тринадцать общин объединились в союз " Общины евангельских баптистов Литвы " , который был ликвидирован в 1940 году. Вторая мировая война нанесла сильный удар по баптистским общинам – немцы, составляющие большинство верующих, покинули Литву (еще один исход верующих в Германию был в 1959-1960 годах, когда такое право получили жители Клайпедского края). После войны оставшиеся пять общин были включены в состав " Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов " , который в течение всего советского периода достаточно сильно влиял на формирование идентитета общин. В 1989 году на собрании общин было принято решение восстановить деятельность независимого союза под названием " Союз общин евангельских баптистов Литвы " (некоторое время в союз входили и общины " свободных христиан " , последняя из которых покинула союз в 2004 году). На данный момент союз состоит из восьми общин из пяти миссионерских пунктов. В одной общине богослужения проводятся на латышском языке, в шести общинах на русском (причем в двух только на русском) и в шести на литовском (также в двух только на литовском). Союз является членом " Европейской Баптистской федерации " и " Всемирного баптистского альянса " . Таким образом, можно смело утверждать, что литовская баптистская традиция сформировалась под влиянием трех других – немецкой, латышской (обе практически растворились) и русской (и сейчас оказывающей влияние). Кроме того, вильнюсская община была создана американскими миссионерами-фундаменталистами и сохраняет некоторые особенности вероучения и практики.

http://religare.ru/2_51296.html

Айвазов Иван Георгиевич Статистика Айвазов Иван Георгиевич Иван Георгиевич Айвазов (13 февраля 1872, Мариуполь, Российская империя — 17 декабря 1964, Павлоград, СССР) — православный миссионер, богослов и публицист. Родился Иван Айвазов в семье матроса, в городе Мариуполь Екатеринославской губернии. Учился в Казанской духовной академии. С 1899 по 1912 год служил епархиальным миссионером в Тамбовской, Екатеринославской и Харьковской епархиях. В 1912 году получил звание магистра богословии. Преподавал в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Принимал активное участие в монархическом движении, состоял членом Русского собрания, выступал с докладами религиозного и общественно-политического содержания. Был одним из ближайших сподвижников протоиерея Иоанна Восторгова, состоял в правлении Братства Воскресения Христова. Участвовал в организации и деятельности монархических съездов, таких как «Четвёртый всероссийский съезд объединённого русского народа», «первый Всероссийский съезд представителей Союза правой печати», «Съезд русских людей» (1909 года), «Петроградское совещание монархистов». Работал редактором и сотрудником журнала «Голос Церкви», также сотрудничал с журналами «Душеполезное чтение», «Миссионерское обозрение», «Миссионерский противомусульманский сборник», «Церковный вестник», «Вера и разум», «Голос истины». Написал множество публикаций и сочинений по темам миссионерства и обличения сектантов (хлыстов, духоборов, молокан, баптистов и других). В 1918 году был назначен миссионером-проповедником Московской епархии. Несколько раз подвергался арестам, в 1928 году был на три года отправлен в ссылку в Йошкар-Олу с конфискацией библиотеки. В 1933 году поселился в Павлограде, в 40-е и 50-е годы печатался в «Журнале Московской патриархии». Умер 17 декабря 1964 года в городе Павлоград, Днепропетровской области. 10 октября 1995 года реабилитирован прокуратурой Ленинграда. Библиография © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/authors/798

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. И. Мазаев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Дей Иванович (1855, с. Ново-Васильевка Бердянского у. Таврической губ.- 20.05.1922, Моздок Осетинского окр. Горской АССР (ныне Сев. Осетия)), баптист. пресвитер. Один из основателей Союза русских баптистов (1884). В 1888-1917 гг. неоднократно избирался его председателем. Создатель и 1-й редактор ж. «Баптист» (1907-1909, 1912, 1917 - нач. 1918). Род. в семье молокан, сосланных в Таврию за отход от Православия. По окончании ссылки в 1867 г. семья Мазаевых переселилась на Кубань, где М. и его младший брат Гавриил познакомились с учением баптистов . 11 нояб. 1884 г. братья вместе с женами были крещены в р. Кавалерке пресвитером Нововасильевской общины баптистов В. Р. Колодиным. В 1885 г. М. был избран пресвитером местной баптистской общины. В 1886 г. на 3-м съезде Союза баптистов М. был избран зам. председателя, а на 4-м съезде (дек. 1887 - янв. 1888) - председателем Союза баптистов России и переизбирался на эту должность до 1909 г. (а также возглавлял Союз в 1917). В апр. 1896 г. умер отец М., оставив сыновьям большое состояние, к-рое они продолжали развивать (М. даже вывел новую породу овец, получившую название «мазаевская»). Финансовая независимость позволила М. делать солидные пожертвования Союзу русских баптистов, издавать на свои деньги духовную литературу, финансировать издание ж. «Баптист». Он также оказывал финансовую помощь И. С. Проханову в издании ж. «Беседа», поддерживал благовестников (баптист. проповедников-миссионеров), оказывал помощь нуждающимся. В 1915 г. он построил молитвенный дом в Нахичевани-на-Дону (ныне территория Ростова-на-Дону). В 1905 г. М. вместе с В. В. Ивановым, В. Г. Павловым и В. А. Фетлером представлял Союз русских баптистов на I Всемирном конгрессе баптистов, где был учрежден Баптистский всемирный альянс . М. выступал за объединение баптистов с евангельскими христианами и поддержал изменение самоназвания организации на новое - «евангельские христиане-баптисты». В дек. 1917 г. в Хасавюрте, защищая свой дом и семью от грабителей, М. случайно убил одного из нападавших. Местная баптист. община наложила на него отлучение, но позднее, оценив искренность и глубину его покаяния, приняла М. обратно. В годы гражданской войны М. много скитался, пока не нашел приют у единоверцев в Моздоке, где и оставался до конца своих дней. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; Мазаев Г. И. Воспоминания. К., 1992; Нагирняк А. П. Подвижники веры. К., 2014. И. Р. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики

http://pravenc.ru/text/2561218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЬВЕЙТ Мартин Карлович (1833, Тауроген (ныне Таураге, Литва) - 1918, ст-ца Прохладная (ныне г. Прохладный, Кабардино-Балкария)), один из основоположников российского баптизма. Род. в бедной лютеран. семье и в 13 лет был отдан в семью лютеран-пиетистов, переселенцев из Германии. В мае 1858 г. вместе с женой и сестрой принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губ. В 1863 г. К. с семьей переехал в Тифлис (Тбилиси), где проходил воинскую службу его брат. Постепенно вокруг К. собралась нем. баптистская община из 15 чел. В 1867 г. К. познакомился с Н. И. Ворониным и 20 авг. того же года крестил Воронина в р. Куре. Воронин организовал первую рус. баптистскую общину, к-рая к 1871 г. состояла из 12 чел. и вскоре объединилась с нем. общиной К. В 1875 г. тифлисская община по совету К. направила В. Г. Павлова в Гамбург для получения теологического образования (в 1909 - председатель Союза русских баптистов ). В 1877 г. К. стал членом церковного совета тифлисской общины, а в 1880 г. был избран «диаконом церкви». Во время русско-тур. войны община выделила 4 чел. (2 мужчин и 2 женщин) для ухода за ранеными и была награждена знаком Красного Креста, носить к-рый община доверила К. В 1891 г. К. вместе с др. баптистами (ок. 50 чел.) был отправлен в адм. ссылку в Герюсы Зангезурского у. Елизаветпольской губ., а затем в Эривань (Ереван). Ок. 1900 г. он вернулся из ссылки в Тифлис, в 1908 г. община отпраздновала 50-летие его служения. Позднее К. переехал к дочери в ст-цу Прохладная, где и скончался. Арх.: Кальвейт М. К. Автобиография: Ркп.//Архив Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 75-78; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи

http://pravenc.ru/text/1320171.html

Русские баптисты входят как члены во «Всемирный баптистский союз», который был основан в 1905 году на конгрессе баптистов в Лондоне. Задачами этого союза являются: поддержание и укрепление единства между баптистами всего мира; распространение «евангельских истин» т. е. баптизма по всему миру и поддержание более слабых местных союзов. Вероучение баптистов отличается рационалистическим характером. Баптисты отвергают Священное Предание, таинства и иерархию, посты, монашество и весь вообще церковнообрядовый строй, почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание креста, икон и мощей, молитвы за умерших и крещение младенцев. Единственным источником вероучения они признают слово Божие писаное и любят называть себя евангельскими христианами, или евангеликами. Отрицая церковную иерархию, баптисты, однако, имеют ее у себя; их иерархия ведет свое начало от Онкена. Онкен рукоположил для России Абрагама Унгера и Павлова (ныне пресвитер Одесской общины). От них получили свое посвящение все нынешние пресвитеры русских баптистов. Кроме пресвитеров, у баптистов есть учителя, или проповедники, и диаконы. Все общины русских баптистов с 1881 года объединились в «Союз русских евангельских христиан баптистов». Благодаря своей стройной организации и располагая значительными средствами, которые получают от своих заграничных единоверцев, русские баптисты сумели широко поставить пропаганду своего учения. Баптистское движение захватило собой почти все губернии европейской и азиатской России. Оно распространяется не только среди русского православного населения, но также и среди последователей разных сект: молоканства и, в особенности, штундизма, который в значительной своей части ныне поглощен баптизмом. Сродной с баптизмом сектой является адвентизм, получивший значительное распространение в некоторых южных губерниях России и на Кавказе. Секта получила свое начало в первой половине XIX века в Северной Америке, где основателем ее был баптистский проповедник Вильям Миллер. Он учил, что все пророчества, относящиеся ко второму пришествию Христа, уже исполнились, и потому оно последует в скором времени. Миллер определенно указывал и время пришествия Христа – 22 октября 1844 года. От этой веры в близость пришествия Христова секта получила свое название (adventus – пришествие).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В жизни Русской Православной Церкви ярко выявляются все три пути постижения религиозных истин: путь историко-откровенный – это путь, которым явствует Православная Церковь ; путь рационалистический, на котором стоят отделившиеся от Православной Церкви сектанты-рационалисты, как-то: баптисты, «евангельские христиане», пятидесятники, «свободные христиане», объединившиеся в 1944/45 г, и возглавившие себя «Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов», сокращенно «ВСЕХБ», и, наконец, путь мистический, по которому идут сектанты-мистики, как-то: «Старый Израиль» или Христовщина, в просторечье «Хлысты», «Новый Израиль», Постники, Беседники или «Трезвенники», «Иоанниты», Подгорковцы, Молчальники, Драконовцы и им подобные, а также Скопцы. Наш «Курс обличения» имеет в виду исключительно русских сектантов-рационалистов. Обличение дается о точки зрения Православной Церкви. В наше время сектанты-рационалисты представляют собою наибольшую угрозу для Православной Церкви как со стороны своей организованной и широкой пропаганды своих лжеучений среди православных, так особенно со стороны своей тесной связи и зависимости в инструкционном и материальном отношениях от заграничных собратиских организаций, особенно от «Всемирного баптистского союза» и «Всемирного евангельского союза», причем в распространении у нас рационалистического сектантства принимают большое участие и заграничные правительства, в данное время особенно США. Возглавляющий сектантов-рационалистов ВСЕХБ (Москва) насчитывает в своем ведении, по его заявлению, свыше трех с половиною тысяч общин-церквей 1 . В каждой республике, крае и области имеется «старший пресвитер» с правами «епископа», недавно переименованный в «суперинтендента», его заместитель и разъездные проповедники-миссионеры. В ведении «суперинтендентов» находятся пресвитеры и диаконы общин-церквей: городских, районных и сельских. Повсюду сектанты имеют специальные молитвенные помещения: «нам, – пишут они, – предоставлены самые лучшие помещения для собраний». Моления проходят с участием хоров, с чтением и сектантским толкованием Священного Писания , с проповедями. Упор делается на отрицание Православного учения. ВСБХБ устраивает для своих пресвитеров и миссионеров библейские курсы. Сам ВСЕХБ и подчиненные ему организации издают журнал «Братский вестник», Библии, Новый Завет, Духовные песни, справочники, календари и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В Северной Америке баптизм сформировался как устоявшаяся конфессия и лишь в начале XIX века распространился через Германию в континентальной Европе. В России он получает широкое распространение во второй половине XIX века. Условно выделяют два очага первоначального появления баптистов: Кавказ, южная и правобережная Украина . На юге России располагались в основном зоны, не знавшие помещичьего землевладения и крепостного права, заселяемые ссыльными сектантами, немцами-переселенцами. Первыми баптистами здесь становились немецкие колонисты, переходившие из лютеранства и меннонитства. Для объединения всех российских протестантов того времени здесь был создан Евангелический союз пиетистского направления, более известный под названием «штундизм». Сущность вероучения штундистов заключалась в следующем. Церковь и ее иерархию рассматривали как изобретение «человеческое», а не «божественное» учреждение. Русскую Православную Церковь называли «блудницей», а духовенство считали «фарисеями». Православных христиан ставили на одну доску с язычниками, а себя называли «духовными христианами - братьями библеистами», свое учение - «евангельским исповеданием». Кстати говоря, аналогичная позиция характерна и для многих современных пятидесятников и неопятидесятников и в России, и на Украине, и других постсоветских странах. Православные священники первоначально относились к этому движению довольно спокойно, пока не возникли подозрения в «совращении» в новую веру православных верующих. В 1865 году в штундизме были отмечены первые представители коренного населения, которые формально числились пока православными, однако спустя год уже не посещали храм, не чтили иконы. Первыми стали присоединяться к выявленной группе в конце 1864 и начале 1865 годов бывшие крестьяне г. Пасек деревни Основы, состоящей в 3 стане Одесского уезда, и в скором времени почти половина деревни была обращена в «штунду». Первый последователь «штундовой секты» из русских был крестьянин той же деревни Михаил Ратушный. Следует отметить, что с Ратушным до его отхода от православного вероисповедания тесно общался представитель Германского баптистского союза в России Виллер. И этот факт, в свете уже не являющимися ни для кого секретом фактами о спонсировании немецким правительством Октябрьской революции 1917 года, организованной во главе с Владимиром Ульяновым- Ленины м, заставляет задуматься об интересе финансистов Германии как основных инициаторов создания Европейского Союза на перспективу и в наши дни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

156-158 158-159 ПАВЛИН II архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381) 159-160 ПАВЛИН (II) († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения 160-161 ПАВЛИЦА (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви 161-162 ПАВЛОВ Алексей Степанович (1832-1898), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873) 162-164 ПАВЛОВ Василий Гурьевич (1854-1924), один из основателей и первых руководителей Союза русских баптистов 164-165 165-176 ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля 176-178 178-179 179-181 ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи 181-182 183-184 184-186 186-188 188-189 ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА 189-193 193-194 194-198 198-199 199-203 ПАИСИЙ († 17 дек. 1695), Сийский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Сийских святых) 203-204 ПАИСИЙ Паисий (Величковский Петр; 1722 - 1794), архим., писатель, переводчик, прп. (пам. 15 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), архим., писатель, переводчик 204-215 ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) 215-220 ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры 220-222 222-224 224-228 228-229

http://pravenc.ru/vol/liv.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010