Миссионерское дело выделено из союза и сосредоточено в особом «Миссионерском обществе», имеющем свой устав, утвержденный на конференции в Ростове-на-Дону в мае 1907 г., свой фонд и правление. Во главе этого дела стоят известные штундистские деятели: В. Павлов, Д. Мазаев, Иванов В., Фефелов, Степанов, Воробьев, Ященко, Одинцов и мн. др. Распорядительная часть принадлежит правлению: оно заботится об образовании молодых людей для проповеднического служения и назначает, по своему усмотрению, годовых, полугодовых и месячных миссионеров, именуемых благовестниками, с тем или другим вознаграждением. 414 Для подготовления миссионеров немцами-штундистами открыты в Гамбурге и Лодзи богословские семинарии 415 с преподаванием на русском языке, а нашими устраиваются периодические миссионерские курсы. Для детей-сирот учреждено конфессиональное училище в г. Харькове, для просвещения же других детей всюду устраиваются детские воскресные молитвенные собрания, на которых дети приучаются к проповедничеству. Для взрослых открываются в селах воскресные школы, где их обучают грамоте и «истинам веры». 416 В религиозно-административном отношении все штундисты делятся на общины, организацией которых ведает главный совет «Союза». Каждая община, численностью не менее 25 человек обоего пола, избирает из своей среды учителя, которого рукополагает ближайший пресвитер. Большие общины имеют пресвитеров, учителей, т. е. проповедников-миссионеров, и диаконов. Делами общины ведает церковный совет, состоящий из почетных братьев, во главе с пресвитером или учителем. Для поддержания в общине дисциплины все постановления церковных советов рассматриваются областными конференциями или съездами, которые устраиваются периодически, 417 с участием делегатов не только русских общин, но и заграничных; для поддержания же в членах воодушевления и для подъема их религиозного духа установлено почти непрерывное посещение общин иногородними и иногда заграничными проповедниками. 418 Благодаря такой организации пропаганда штундо-баптистов имела и имеет большой успех, тем более, что ведется она планомерно, систематически и решительно всеми возможными способами,–устно и письменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Потерпев неудачу в России, Воронаев в июле 1912 года эмигрирует в США, где проповедует среди русских в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Заканчивает баптистскую семинарию в Беркли. В 1919 году он примыкает к пятидесятникам, входящим в «Ассамблею Бога». В начале 1920 года Воронаев создает русский отдел этого пятидесятнического объединения. В Америке, в Сан-Франциской общине, у Воронаева произошел конфликт, в результате которого он вынужден был уехать в Европу. Со своим единомышленником Г. Колтовичем он остановился в Болгарии и в ряде городов сумел организовать пятидесятнические общины 259 . В конце 1921 года Воронаев и Колтович перебираются в Одессу, а через год открывают здесь первый молитвенный дом пятидесятников. Из Одессы по всей Украине рассылаются письма с вестью о том, что на юге Украины «разгорелся огонь любви Божией». Сюда, в Одессу, на этот зов съезжаются баптисты, евангельские христиане, а обратно возвращаются с проповедью пятидесятничества. Вскоре общины воронаевцев утверждаются не только в Хмельницкой, Киевской, Полтавской областях, но и далеко за пределами Украины – на Урале, в Средней Азии, Сибири. В основном эти общины пополнялись баптистами, евангельскими христианами. Так, журнал «Баптист Украины» писал в 1926 году: «Две опасности стоят на пути верующих: одна из них – это жизнь без Духа Святого... и другая, не меньшая, опасность – трясунство» 260 . В 1924 году уже организуется «Одесский областной союз христиан евангельской веры», который на I Всеукраинском съезде пятидесятников в 1926 году превращается во «Всеукраинский союз христиан евангельской веры». За пять лет одесская община пятидесятников выросла до 400-х членов, а вообще «Союз христиан евангельской веры» к 1927 году насчитывает свыше 350-ти общин с количеством членов более 17 тыс. человек 261 . На I Всеукраинском съезде христиан евангельской веры было создано правление «Союза христиан евангельской веры» во главе с И. Е. Воронаев ым. В правление «Союза христиан евангельской веры» вошли такие активные проповедники пятидесятничества, как В.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

баптистами (штундо-баптизм). Не принявшие этого союза именовались «духовной штундой»; многие из них вошли в общины евангельских христиан. Наибольшее распространение штундизм получил в южных и центральных губерниях среди выходцев из русских духовных христиан (секта тверского крестьянина Василия Сютаева и др.). По их воззрениям, существующий мир «лежит в неправде». Противоположностью этому миру является Троица, каждая ипостась которой выражает любовь. Смысл веры – заслужить пришествие любви, т. е. самого Бога, в этот мир и тем самым искоренить зло. Церковная иерархия, литургия, атрибутика, культ святых отвергаются как человеческие измышления. По словам авторитетного штундиста Ивана Онищенко: «Религия должна быть в сердце, а до внешних видов религии нам нет дела». Поэтому истинное исповедание веры опирается только на Библию, «свидетельство Иисуса Христа» и духовное озарение («внутреннее присутствие Бога»). В конце XIX в. большинство штундистов перешло в баптистские общины. – Комментарии. 27 Пашковцы – так называли, от фамилии отставного полковника Василия Александровича Пашкова (18341902), российских приверженцев евангелизма начиная с середины 1870-х гг. Пашков принял повторное крещение и стал проповедовать евангелизм в больницах, тюрьмах, среди городского мещанства и рабочих. Вместе с княгиней В. Ф. Гагариной, бароном Μ. М. Корфом и пр. единомышленниками он участвовал в деятельности «Общества поощрения духовно-нравственного чтения», распространившего по России в 18761884 гг. более 1,5 млн экземпляров Библии и др. христианскую литературу. Совершение «добрых дел» пашковцы рассматривали как плоды веры, но не как условие спасения, которое достигается только через Христа. Христоцентризм их учения обусловил устремленность к евангельскому типу образа жизни и богослужения. Служба состояла обычно из молитв, проповедей и духовного пения. К обрядам пашковцы относились свободно, совершая культовые действия (крещение, хлебопреломление) без участия пресвитеров. В отличие от баптизма, крещение производилось без «возложения рук»; обязательного требования перекрещиваться к прозелитам из других христианских конфессий не предъявлялось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Иоганн Гергард Виллер (Вилер) из поселян колоний Хортица Екатеринославской губ. В Одессе он имел магазин красок в компании с Винчи, который собственно и вёл дела, а Виллер всё время и все силы посвящал пропаганде. С именем Виллера связано само начало ново-меннонитского движения в Хортицком округе, где он в 1861 г. выступил вожаком прыгунов и весьма скоро распространил свою деятельность на лиц всех исповеданий. В 1864 г. Виллер, вместе с молочанским ново-меннонитом Беккером, насаждает баптизм в Новом Данциге. Затем мы видим его в постоянных разъездах по колониям, главным образом Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, одного или вместе с другими пропагандистами. Виллер пользовался большим уважением среди баптистов. Он стоял в тесных сношениях с другими миссионерами и помогал им выпутываться из столкновений с администрацией 26 . Распространяя баптизм среди немцев путём устной проповеди и раздачи трактатов, Виллер охотно сеял религиозную смуту среди русских. Особенно усилилась его деятельность в этом направлении в 80-х годах. В конце концов он должен был бежать из России и несколько лет тому назад скончался в Румынии. Одновременно с Виллером вожаком ново-меннонитов выступил Авраам Унгер. Унгер состоял пресвитером в колонии Эйнлаге (старой) Екатеринославской губ., откуда иногда делал миссионерские разъезды; так, например, в 1869 г. он крестил в колонии Старый Данциг 80 немцев-колонистов и одного русского 27 . Рядом с Виллером нужно поставить Карла Ондру. Ондра колонист Волынской губ., куда отец перевёз его ещё ребёнком из Польши 28 . Это натура деятельная и подвижная. Ондра прошёл курс гамбургской баптистской семинарии и в 60-х годах начал свою пропаганду на юге России, которую продолжал вплоть до административной высылки в 1877 г. Местом его постоянного пребывания были колонии Гарчик и Рогувка (около Нейцерера) Волынской губ., а поле деятельности простиралось на всю южную Россию. Ондра, как миссионер континентального баптистского союза, объезжал все немецкие колонии, проповедовал, держал молитвенные собрания, крестил и т. п. О своей деятельности он посылал подробные отчёты в Гамбург.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Порой баптисты, пятидесятники и многие современные протестанты готовы объединяться при достижении общих целей. Их идеологическая родина – США, Западная Европа и весь враждебный истинной России мир. Поэтому вся Антироссия и всё антиправославие готовы слиться в одно ведро, чтобы ядовитой жижей выплеснуться оттуда на земли нашего Отечества. Киевский майдан, направленный против России и русских, это показал. И Екатеринбург показал. Упоминаемый гражданин Лушников поддерживает общение как с православными, так и с представителями различных протестантских структур. Он даже ездит за советом к схиархимандриту Илию (Ноздрину), который, по своей доброте душевной, может повстречаться с последним грешником и беззаконником. Фото отца Илия на сайте Лушникова и реальные встречи с ним – дополнительное православное прикрытие руководителя НАС. «Православный» Лушников одновременно является пятидесятническим проповедником. Есть видео, где он по-прежнему выступает как пятидесятнический проповедник, используя арсенал психотехник и психологических приемов манипулятивного воздействия на аудиторию. В России всех пятидесятников стремится объединить известный член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Ряховский. Ряховский является главой пятидесятнического Российского объединенного союза христиан веры евангельской. О том, кто такой С. Ряховский, писал Е. Мухтаров на портале «Сектовед»: «Единоверцы считают его лидером российских пятидесятников и даже «всех протестантов России». Противники говорят, что Ряховский – обычный проходимец, который собрал в один кулак несколько тысяч скандальных харизматических сект, по какой-то странной прихоти назвал это сборище «Российским объединенным союзом христиан веры евангельской-пятидесятников» (РОСХВЕП) и теперь выступает от имени конфессии, к которой не имеет отношения». Ряховский ведёт даже работу по объединению всех неопротестантов в России, в том числе и баптистов. При этом небезосновательны утверждения, что работа эта негласно поддерживается на уровне государственной власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/01/zm...

20 скую религию) оказали им юридическую помощь, а Анатолий Левитин и другие явились в суд как свидетели по этому делу. Весь ход этих событий, включая издевательства со стороны власти, Чалидзе описал в пространном письме Президиуму Верховного Совета СССР16. Верующим так и не удалось зарегистрировать приход, но это уже не по вине демократов, которые оказали им максимальную поддержку. Разрешение на регистрацию баптистской общины в Наро-Фоминске в 1981 году, по-видимому, показалось православным верующим весьма непоследовательным17. Другое основное направление мысли независимой советской интеллигенции, имевшее значительное влияние на членов РПЦ, это – русский национализм. Ведь православные мыслители всегда были его главными глашатаями, считая народ составной частью Церкви. С Православием были для них неизбежно связаны все попытки помочь русским вернуться к своим национальным корням и национальному самосознанию. Между демократами и националистами возникало известное братство и сознание общности. Они видели друг в друге сходные небольшие группы самоотверженных идеалистов, готовых посвятить свою жизнь, казалось бы, невозможной задаче – добиться изменения или хотя бы смягчения монолитной советской политической и идеологической системы. Однако представления обеих групп коренным образом расходились в том, что касается осуществления перемен и будущего русской нации и Советского Союза в целом. Это привело к резкой полемике (не только в самиздате). Спор велся в бескомпромиссных и иногда злобных тонах, что типично для русской полемики. Эти дискуссии имели большое значение как для православных диссидентов, так и для советских диссидентов вообще. Демократы, естественно, 21 думали двигаться в сторону демократии, а это означало изучение и копирование демократических политических систем стран Запада. А для русских националистов сама мысль о подражании Западу граничила с ересью. Их точка зрения основывалась на двух соображениях. Во-первых, они были невысокого мнения о Западе, считали его Вавилоном, источником пороков, половой распущенности, неограниченного материализма, погони за мирскими благами и беспочвенного секуля-ризма.

http://religare.ru/2_89412.html

общины. До 1879 г. П. с семьей жил на свои средства, но после пожара, в к-ром он потерял почти все имущество, П. поступил на работу приказчиком. 20-22 мая 1882 г. на конференции в колонии Рюкенау (Риккенау) Таврической губ. П. был избран на год миссионером на полном содержании (450 р.): первые полгода он должен был работать в Закавказье, а затем - в Таврической губ. В 1883-1884 гг. П. продолжил проповедовать в Закавказье и в Самарской губ. 30 сент. 1883 г. в слободе М. Узень Самарской губ. он крестил 14 чел., из к-рых образовалась 1-я община рус. баптистов в Поволжье. В нач. апр. 1884 г. П. и Кальвейт стали делегатами от Тифлисской общины на объединенном съезде представителей евангельских течений. Съезд, созванный В. А. Пашковым и М. М. Корфом в С.-Петербурге, был прерван вмешательством полиции. В нач. мая 1884 г. П. стал делегатом I съезда баптистов России в с. Нововасильевка Бердянского у. Таврической губ., на к-ром основан Союз русских баптистов, а также П. был назначен миссионером-благовестником на содержании этого союза. В апр. 1885 г. П. принял участие в следующем съезде баптистов во Владикавказе. В 1885-1886 гг. он проповедовал в Киевской, Могилёвской и Херсонской губерниях. В марте 1887 г. заключен в тюрьму по обвинению в прозелитизме среди православных, а уже в апр. вместе с семьей (женой и 5 детьми) был отправлен в Оренбург под надзор полиции сроком на 4 года. В ссылке он находился вместе со своим учителем, Ворониным. П. занимался земледелием, а Воронин держал небольшую мельницу. В свободное время они проводили беседы о вере с местными молоканами. По возвращении из ссылки, в авг. 1891 г., за отказ дать письменное обязательство не проповедовать П. был вновь арестован и этапом отправлен в Оренбургскую губ. еще на 4 года. В 1892 г. к нему приехала семья. Однако в том же году сначала утонула его 12-летняя дочь, а позднее жена, 2 дочери и младший сын умерли от холеры. В живых остался только старший сын Павел, впосл. видный деятель баптист. движения. 2 янв. 1893 г.

http://pravenc.ru/text/2578608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЬВЕЙТ Мартин Карлович (1833, Тауроген (ныне Таураге, Литва) - 1918, ст-ца Прохладная (ныне г. Прохладный, Кабардино-Балкария)), один из основоположников российского баптизма. Род. в бедной лютеран. семье и в 13 лет был отдан в семью лютеран-пиетистов, переселенцев из Германии. В мае 1858 г. вместе с женой и сестрой принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губ. В 1863 г. К. с семьей переехал в Тифлис (Тбилиси), где проходил воинскую службу его брат. Постепенно вокруг К. собралась нем. баптистская община из 15 чел. В 1867 г. К. познакомился с Н. И. Ворониным и 20 авг. того же года крестил Воронина в р. Куре. Воронин организовал первую рус. баптистскую общину, к-рая к 1871 г. состояла из 12 чел. и вскоре объединилась с нем. общиной К. В 1875 г. тифлисская община по совету К. направила В. Г. Павлова в Гамбург для получения теологического образования (в 1909 - председатель Союза русских баптистов ). В 1877 г. К. стал членом церковного совета тифлисской общины, а в 1880 г. был избран «диаконом церкви». Во время русско-тур. войны община выделила 4 чел. (2 мужчин и 2 женщин) для ухода за ранеными и была награждена знаком Красного Креста, носить к-рый община доверила К. В 1891 г. К. вместе с др. баптистами (ок. 50 чел.) был отправлен в адм. ссылку в Герюсы Зангезурского у. Елизаветпольской губ., а затем в Эривань (Ереван). Ок. 1900 г. он вернулся из ссылки в Тифлис, в 1908 г. община отпраздновала 50-летие его служения. Позднее К. переехал к дочери в ст-цу Прохладная, где и скончался. Арх.: Кальвейт М. К. Автобиография: Ркп.//Архив Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 75-78; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи

http://pravenc.ru/text/1320171.html

Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» от 4 января 1919 г., закрепив юридически право представителей религиозных конфессий отказываться от военной службы, не определял порядок этого освобождения. Этим объясняется столь частое рассмотрение на заседаниях АРК вопросов, связанных с освобождением представителей русских протестантов и сектантов от воинской службы. В большинстве случаев речь шла о евангельских христианах и баптистах как представителях наиболее многочисленных деноминаций. Следует заметить, что в апреле 1923 г. был арестован председатель Союза евангельских христиан И. С. Проханов. В июле 1923 г. им и рядом других лидеров евангельских христиан был подписан текст послания, декларирующего полную политическую лояльность советской власти: «Мы призываем всех наших братьев работать искренно и беспрекословно во всех советских, военных и гражданских учреждениях республики, а также нести службу в Красной Армии...» (Послание Высшего Совета евангельских христиан всем общинам и всем отдельным братьям евангельским христианам, проживающим в СССР//Известия ЦИК. 1923. 12 августа). Эту позицию поддержали далеко не все верующие. И хотя 25-й Всесоюзный съезд баптистов, проходивший 30 ноября – 8 декабря 1923 г., в частности, заявил о недопустимости антимилитаристской пропаганды, однако признал, что «определение своего отношения к способу выполнения воинской повинности предоставляется лично совести каждого». В дальнейшем имело место постепенное ужесточениеˆзаконодательства, регулирующего вопросы освобождения от воинской службы по религиозным убеждениям. Так, согласно циркуляру НКЮ и Верховного суда РСФСР от 5 ноября 1923 г., предписывалось освобождать от воинской повинности лишь «членов религиозных сект, исторически сложившихся при царизме и по своим общеобязательным догматам требующих отказа своих членов от несения воинской службы». Это относилось к духоборам, менонитам, молоканам и некоторым другим сектам, однако не касалось евангельских христиан, баптистов, адвентистов и пятидесятников. Принятый в 1925 г. Закон об обязательной воинской службе также признавал право на освобождение (по суду) от воинской службы лишь за членами тех сект, которые проповедовали пацифизм еще до революции. Однако теперь они освобождались не полностью, а служба в рядах Красной армии заменялась альтернативной гражданской (см.: Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб.. 2009. С. 83–86).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

культура: А за Алию – репатриацию евреев в Израиль – ратовали люди не религиозного, но диссидентского, антисоветского склада? Гринберг: Нет, это не так. Сионистское направление, как религиозное, так и светское заявляло о том, что они едут в Эрец Исраэль – в Землю Обетованную, то есть это принципиальный, четкий подход – мы не уезжаем из Советского Союза, но стремимся на историческую родину. культура: Согласны ли Вы с тем, что непонимание, часто встречающееся, причем далеко не только в России, у людей титульной нации и евреев, в значительной степени связано с тем, что люди просто-напросто не знают своих традиций, а потому не умеют уважать чужие? И чем больше русские воцерковляются, а евреи, соответственно, приходят к иудаизму, тем легче нам достичь взаимопонимания? Гринберг: Я многие годы, десятилетия говорю то же самое. И при советской власти у меня были самые хорошие отношения со многими представителями православия, старообрядчества и протестантизма. Так, я очень дружил с ответственным секретарем " Журнала Московской патриархии " – Евгением Кармановым и самым ярким священником Русской православной старообрядческой церкви отцом Евгением Бобковым. Более двадцати лет дружу с лидером русских протестантов – евангельских христиан-баптистов Александром Семченко. С такими людьми мы говорим на одном языке, на том, который светским людям часто не понятен, и не потому, что мы секретничаем. Мы говорим с чувством осознания, что под Небом ходим, под Высшей силой! культура: А откуда взялся Ваш личный интерес к старообрядческой тематике? Известно, что Вы выпустили две книги на эту тему: " Старообрядчество и русское религиозное чувство " Владимира Рябушинского и Ваше исследование " Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского) " . Гринберг: Еще в середине 70-х на меня " напали " мои соседи-староверы. Тогда, в 1971 году, Русской православной церковью были отменены проклятия против старообрядцев второй половины XVII века. Они попросили меня, как молодого историка, провести исторический анализ этой проблемы, что я и сделал, после чего они пустили мою работу в свой " самиздат " . А потом ко мне пришел отец Евгений Бобков и принес фотографию и часть воспоминаний епископа Андрея (Ухтомского). Так что это одновременно академический и дружеский интерес...

http://religare.ru/2_98630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010