Соф. 1062 . Требник. Третья четверть XVI в. 4°. 257 + I л. Филиграни: 1) Лилия, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Сфера, вид; Лихачёв, 1927 (1567 г.); 3) Сфера, вид: Лихачёв, 4088 (1565 г ). Записи: л. 1 – «Лета 7150-го марта в 17 депь по милости...» (нрзб.); л. 107 – «Лета 7153-го месяца марта в 7 день по государеву цареву и великого князя Михаилы Федоровича всея Русин самодержцу бьет челом сирота». Содержание: л. 180–217 чин исповеди; л. 185–189 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 189–192 – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 192–195 об. – поновление мирянам: л. 196–197 об. – вопросник священникам (Основная редакция): л. 198–200 об. – поновление иноческое; л. 200 об.–201 – краткий вопросник женщинам-инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 201–205 – поновление инокиням; л. 207–211– вопросник мужчинам (М-Соф. 818); л. 211–213 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 229 об.–231 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 162–163 (Ж- Соф. 848 , в разночтениях). Соф. 1064 . Требник. Начало XVI в. 4°. 288 + 1 + 111 л Записи: л. I – «Сия книга Потребник Нилова скиту церьковныи безвыносно подписал» (скоропись); л. об. – «Дал сиа книга Потребник в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа...» (полуустав, нрзб.); л. II об. «Дал сию книгу Потребник, в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа, скита Нилова, старец Алексадр Соловецкаго монастыря по души брата своего священноинока Макария» (полуустав); л. III об. – «Сия книга глаголемая Потребник Нилова скита домовая безвыносно подписал Соровскои поп Павлище», «Лета 7176 году». Содержание: л. 86–102 – чин исповеди; л. 89–89 об. – Наставление-вопросник; л. 90 об.–91 об. – поновление мирянам; л. 91 об.–96 – поновление; л. 98 об.–100 об. епитимийные правила; л. 115 об.–123 об. – чин исповеди священников; л. 115 об.–119 об. – поновление священникам; л. 123 об.– поучение о делах, избывающих грехи; л. 277–278 об. – молитва разрешительная; л. 279–279 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 142–143, 218–220; Приложения ко второму тому. С. 19, 72–73 (чин исповеди священников – только молитвы; поновление, л. 91 об.–96; чин причащения больного: молитва разрешительная, л. 277–278 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

22: 16–17) прозвучало окончательное осуждение Иудейского царства. И Книга пророка Софонии начинается грозными словами: « Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли» (Соф. 1: 2–3). Снова мы видим, что за грехи страдают не только люди, а вся тварь. « Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил, кого позвать» (Соф. 1: 7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. « Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Соф. 1: 14–16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. « Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1: 18). Но даже предсказанное пророком Софонией внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки со стороны людей. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1: 12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: « Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2: 1–3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения пророка Софонии с другими ветхозаветными пророками несомненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

2450. См.: Мих. 4. 8. Свт. Амвросий сопоставляет башню в пророчествах Михея и Исаии: башня в винограднике является символом возвышения иудейского народа, это «башня стада». Овца оказывается образом души, верной Богу, ср. ниже: § 7. — Примеч. Ред. 2451. См. Мих. 4. 8. 2452. Ниже из письма видно, что свт. Амвросий пользовался Гекзаплой Оригена, представляющей собой свод шести текстов книг Ветхого Завета, помещенных в колонках для удобства сравнения. Греч, слово ρχ переводится как «власть, царство, начало». 2453. См: 4Цар 21. 22. 2454. Ср.: Мих. 4. 9. 2455. См.: Пс. 30. 2. 2456. См.: Мих. 4. 13. 2457. Ср.: Мф. 13. 25–30. 2458. Ср.: Притч. 13. 24. 2459. См.: Мих. 4. 14. 2460. Ср. выше толкование: § 2. 2461. См.: Мф. 2. 16–18. 2462. Эти толкования приводятся блж. Иеронимом Стридонским, см. выше примеч. к § 2. 2463. См.: Мф. 2. 1. 2464. См.: Пс. 131. 5. 2465. Очевидно, лес понимается как необработанная, дикая земля. 2466. Ср.: Лк. 1. 42. 2467. Ср.: Мф. 2. 16. 2468. См.: Рим. 11. 1. Типология патриарх Вениамин — апостол Павел была традиционна в патриотической литературе (у св. Ипполита Римского, Тертуллиана), у свт. Амвросия (см.: Ioseph 8. 44 — 9. 47; patr. 12. 57–58). — Примеч. ред. 2469. Свт. Амвросий аллегорически говорит о рождении апостола Павла из Савла, гонителя верных чад Матери–Церкви. 2470. См.: Рим. 6. 3–8. 2471. См. блж. Иероним Стридонский (nom. hebr. 5. 24; 32. 10; 48. 17). 2472. См.: Рим. 2. 28–29. 2473. См.: Мф. 7. 13–14. 2474. См. об этом: lacob 2. 5. 25. 2475. См.: lacob. 2. 7. 32. 2476. Ср.: Гал. 4. 25–26. 2477. Ср.: Ин. 6. 48–51. 2478. Пятая колонка Гекзапл, на которую, очевидно, указывает свт. Амвросий, содержала греческий текст Септуагинты, то есть перевода семидесяти толковников, в отличие от «других текстов»: переводов Аквилы, Симмаха и Феодотиона. 2479. См.: 2Кор. 6. 2. 2480. См.: 1Цар. 2. 5. 2481. Ср.: Пс. 22. 1. 2482. Ср.: Мих. 5. 3. 2483. В тексте Септуагинты: И будет она мир. В Синод. пер.: И будет Он мир. 2484. См.: Рим. 8. 35. 2485. См . Мих. 5. 6.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Соф.1:12 . И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником, то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут. и отмщу на мужи не радящия о стражбах своих, «Стражбами» называет установленное законом, что закон повелевал хранить. глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити. Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит: Соф.1:13 . И созиждут жилища, и не имут подойти в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их. И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил: Соф.1:14 . Яко близ день Господень великий, близ и скор зело, Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день. глас дне Господня, горек и жесток учинися. Соф.1:15–16 . Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия. «Углами высокими» называет Пророк башни; «трубами» же и «воплем» наименовал нашествие врагов; «тмою, мраком, облаком» и «мглою» – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил: Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, Потом показал и причину: зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна: то есть, не удостоятся и того, что установлено законом; не будет им и погребения. Соф.1:18 . и сребро и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ив. Парвицкий Дим. Романский Ал-й Знаменский Петр Благодатский Вас. Павский Вас. Музовский Вас. Васильев Егор Орловский Ив. Музовский А-р Светлов Василий Кутневич Ив. Налимов Василий Ильинский Илья Быстров Петр Быстряков Николай Владыкин Ив. Миролюбов Алексей Ростиславов Ив. Краснопевцев А-р Соколов А-р Владыкин Стефан Яковлев Михаил Хребтов Разряд III Павел Несвицкий Мих. Соколов 1-й 1841 г. Разряд I Конст. Добронравин – в спб. дух. акад. А-р Никольский – в спб. дух. акад. Вас. Барсов – вол., в спб. дух. акад. Влад. Петров – вол., в спб. дух. акад. Вас Покровский Вас. Сыренский Ив. Беляев Ив. Аландский Конст Смирнов Сергей Кутневич Петр Редкинский Ник. Соколов А-р Славинский Ив. Ляшкевич А-р Разумовский Матвей Платонов Вас. Цвинев Вас. Наумов Пав. Петровский А-р Несвицкий Ив. Тихомиров Разряд II Вас Ильинский Алексей Мансветов Петр Киприанов А-р Заводский Ив. Знаменский Мих. Озеров Ив. Зосимовский Стефан Дубягский Ник. Петров Пав. Казанский Игнатий Вознесенский А-р Сурмин Мих. Петропавловский А-р Касаткин Мих. Дмитриев Ал-й Колосов Пав. Державин Разряд III А-р Башилов Вас. Белявин Пав. Троицкий Ник. Знаменский Вас Копьев Илья Албенский Пав. Голубов Конст Рождественский 4 последних внесены в список в сент. 1841 г., в силу отнош. Дух. Уч. Упр. 12-го июня 1841 г. (см. стр 185) Вне разряда: Матвей Зрелов Вас. Исполатов Никита Светлов По определению Св.Синода, должны поступить в причетнич. должности 1843 г. Разряд I Моисей Голубев – в спб. акад. Вас. Парвицкий – в спб. акад. Всеволод Разумовский – в спб. акад. Ив. Ветвеницкий Пав Никольский –вол. в спб. ак. Фед. Орлов Ив. Добровольский Фед. Студийский Пав. Песоцкий Вас. Томаринский Як. Спасский А-р Заводский Петр Зиновьевский Мих. Мансветов А-р Молчанов Мих. Тихомиров Илья Кедров Вас. Флеров – вол. спб. акад. Гарв. Крылов – вол. спб. акад. Ал-р Соловьев Петр Рудаков Ив. Братолюбов Мих. Верольский Еф. Долоцкий Ив. Белявин Ал-р Тихомиров Разряд II Ив. Рождественский 2-й Ст. Павлов Ив. Белявин Ив. Рождественский 1-й А-р Одоевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.65:9 . И про­изведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Мо­их, и наследуют это избран­ные Мои, и рабы Мои будут жить там. «Я произведу от Иакова семя и от Иуды – наследника гор Моих». Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) Ис.9:8 ; Ис.10:21–22 ; Ис.27:6 ; Ис.29:23 ; Ис.40:27 ; Ис.41:8 ; Ис.48:1 ; Ис.60:14, 16 и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних ( Ис.2 ; Ис.14:25 ; Ис.57:13 ; Ис.60:21 ), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон – 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи – с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000–3000 футов высоты. «Наследуют это избранные мои... рабы Мои». В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю ( 1Пар.16:13 ; Пс.104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля ( Ис.43:20 ; Ис.45:4 ; ср. Пс.14:1–2 и Пс.23:3–5 ), на выбранных из среды избранного народа. Ис.65:10 . И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня. Упоминаемые в нем географические названия долин: «Сарон» и «Ахор» – имеют в Библии и другие, более точные определения: первая – лежала по Юго-Западному побережью Средиземного моря, вторая же тянулась по Юго-Востоку, невдалеке от Иерихона ( Нав.7:24 ; Нав.15:7 и Ос.2:15 ). Ис.65:11–16 . Идет новый отдел пророчественно-обличительной речи, в котором дан ряд сильных антитез, говорящих о блаженстве благочестивых праведных и страданиях нечестивых грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Служба прп. Варлааму Хутынскому была написана не позднее 1438 г.: вместе с Житием (во 2-й редакции, по Дмитриеву, или Первой Пахомиевской, по Карбасовой) и Похвальным словом прп. Варлааму она включена в пергаменную служебную Минею на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. Яблонский предполагал, что Служба была написана раньше Жития и Похвального слова - «как наиболее важная для богослужебного прославления святого» ( Яблонский. 1908. С. 148). П. Л. сам надписал канон своим именем в списке-автографе Службы, созданном в кон. 30-х - 40-х гг. XV в.: РНБ. Соф. 429. Л. 1-34 об. («творение священноинока Пахомиа Логофета», л. 17 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 145), и это надписание повторяется в ряде др. списков. О составлении П. Л. канона прп. Варлааму сообщается в Житии свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и в Службе ему. Хотя местное празднование прп. Варлааму было установлено ранее, следов допахомиевской Службы не обнаружено. Считается, что П. Л. является автором всей Службы, в пользу чего говорят общие чтения песнопений с др. службами гимнографа (в частности, со Службой прп. Сергию Радонежскому, см.: Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43-44) и с др. произведениями цикла, посвященного прп. Варлааму,- Первой Пахомиевской редакцией Жития и Похвальным словом (см.: Яблонский. 1908. С. 146; Карбасова. Цикл текстов. 2016). (Однако Гордиенко, которой был неизвестен список-автограф Службы с именем П. Л. в сборнике РНБ. Соф. 429, вслед за Дмитриевым считала редакцию Жития прп. Варлаама в Минее РНБ. Соф. 191 не принадлежащей П. Л. и высказала сомнение в том, что автором цикла, посвященного прп. Варлааму, включая Службу, был П. Л., см.: Гордиенко. 2010. С. 130-133). Служба бденная, нередко сочетается в рукописях со Службой Павлу Исповеднику. В надписании канона указан акростих: «Инь канон святому Варлааму, ему же краегранесие сице: Глагол даждь ми, Христе мои, въсхвалити Твоего угодника» (РНБ. Соф. 191. Л. 62; цит. по: Яблонский. 1908. С. 144), однако в каноне акростих не прочитывается, что характерно для ранних служб П. Л. Все тропари 7-й и 8-й песен канона имеют единое окончание, что прослеживается, хотя и менее последовательно, в др. преподобнических службах автора ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43. Примеч. 86). А. Н. Кручинина, исследовавшая музыкальное оформление Службы, отметила, что все песнопения снабжены ремаркой «самогласны» - это единственное сочинение П. Л., построенное без опоры на образцы. Основной темой Службы, согласно Кручининой, является тема обретения мощей, согласно Карбасовой - празднование Новгородом памяти своего святого. Последняя обратила внимание на использование в Службе формулы «Вседержительная Десница», связанной с собором Св. Софии, для к-рого создавался комплект служебных Миней (включая РНБ. Соф. 191, куда вошла Служба) и где под куполом находилось изображение Пантократора. Важной для Службы является тема света, уподобление святого солнцу, что найдет отражение в Службе прп. Сергию Радонежскому.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Кузмичев, Сергей Димитр., Моск. куп. Кукин, Конст. Кирил., пот. поч. граж. Кутырин, Михаил Дим., Моск. купец Куфаев, Ник. Ал-еев., свящ. Ворон. губ. Лапенский, Ив. Ив., Инспект. Виф. дух. сим. Ласточкин, Мих. Павлин., Моск. свящ. Ласточкин, Петр Иванович Лебедев, Ал-ий Ал-ндр., свящ. Моск. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лепешкин, Серг. Ник., пот. поч. гр. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орл. реал. уч. Линеровский, Ник. Дм., свящ. Моск. Липягов, Серг. Сем., пом. смотр. Вятс. д. уч. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. Академии Любецкий, Дим. Ив., Смотр. Петрозав. д. уч. Любимов, Ал-др Иоанн., прот. Моск. Лямина, Елизавета Сем., вдова Действ. Стат. Сов. Лямин, Серг. Ив., пот. поч. гр., инжен.-мех. Малиновский, Ник. Плат., свящ., Инсп. Ставр. д. сем. Малютина П. С-вей Т-во Мальярд, Емельян Самойл., Моск. мещ. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., Моск. свящ. Мартынов, Ал-др Вас., прот., проф. бог. в Москов. Сельск.– хоз. инст. Менандр, архим., Ректор Костр. дух. сем. Мещерский, Ив. Вас., князь, Д. Ст. Сов. Михайлов, Макс. Дм., Моск. куп. Модестов, Ал-др Вас., свящ. Моск. Модестов, Мих. Вас., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Мозолевский, Григ. Димитр., свящ. Седл. губ. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Иоан., свящ. Моск. Молчанов, Ник. Петр., Моск. куп. сын Морозов, Ефим Конст., Моск. куп. Моск. Гор. Кредит. Общество Муретов, Митр. Димитр., проф. М. Д. Академии Мышцын, Вас. Никанор., доцент М. Д. Академии Мякишев, Ал-др Феодор., пот. поч. гр. Мячин, Ник. Иоан., свящ. Моск. Найденов, Мих. Степ., Моск. 2-й г. куп. Найденов, Пав. Степ., Моск. 1-й г. куп. —28— 295. Некрасов, Вас. Ильич, свящ. г. Твери Некрасов, Дим. Петр., свящ. Моск. Некрасов, Илья Феод., прот. Моск. Неокладнов, Ал-др Бор., Моск. куп. Низовцев, Пав. Ив., преп. Том. дух. учил. Никитин, Ив. Семенов. Николин, Иван Петр., преп. Виф. д. сем Никольский, Мих. Димитр., прот. Моск. Орлов, Ал-др Евфим., прот., Рект. Арханг. д. сем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

290 Навечерие богоявления от навечерия рождества Христова отличалось только прибавлением водоосвящения по уставу. 294 Письм. устав Соф. собора, неделя православия. Чин православия совершался по синодику, писанному в 1632 году и хранящемуся Соф. Библиотеке. По сему чину были анафематствуемы не только вообще еретики, но и в частности Юрьевский архимандрит Касьян, сожженный в 1505 году за ересь жидовствующих, и другие соучастники его. 295 В Моск. Успен. соборе обряд шествия святителя на осляти совершался несколько торжественнее, нежели в новг. Соф. соборе. Памят. Моск. Древн. Снегирева, стр. 55 и 194. В книге: Быт Русского народа, Л. Терещенки ч. VI, стр. 75–85 показано, что святители в неделю ваий ездили, сидя боком, на коне, у которого были приделаны ослиные уши из полотна. 297 В Моск. Успенском соборе в. четверток до обедни совершается елеосвящение, после коего помазуется народ св. елеем, а умовение ног по чиноположению. Памятн. Моск. Древн. Снегирева, стр. 56. 316 Празднование сие установлено по указу государя царя и в. князя Михаила Феодоровича и по благословению преосвященного Исидора, митрополита новгородского, как видно из письмен Устава. новг. Соф. собора. 318 Новг. III лет. стр. 238. Ср. Новг. IV лет. стр. 121. А в Новг. II лет. под 6943 (1435) годом: «Того же лета постави владыка Еуфимей полату каменную велику». 320 Новг. III лет. стр. 239. А в Новг. IV лет. сказано «В лето 6957 (1449) постави владыко Еуфимей часозвоню». 322 В Синод. Моск. Библиотеке на рукописном пергаменном уставе XV века современным почерком приписано: «В лето 6966 (1458) преставись Евфимий, марта 11. Того же месяца марта в 19 возведен бысть на владычество Иона игумен Отенский.» След. архиепископа Евфимия III сомнительного (Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 183) между святыми Евфимием и Ионою нет нужды допускать. 328 Новг. I лет. под 6870 год. О церкви Христорождественской упоминается в Полн. Собр. Русск. лет. т. V, стр. 74 и в Акт. Арх. Экспед. т. I, стр. 229, под 1551 год., а о заложении ее согласно с летописью, в 17 день мая 1362 года, находится на пергаменном Евангелии современная надпись, в новг. Соф. Библиотеке. Обозр. пергам. рукоп. новг. Соф. Библиот. К. Куприянова, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Он часто отступает от грамматически правильного изложения речи. В обращении к одним лицам пророк иногда объединяет и разделяет их ( Мих.1:16 ); речь ведет то во втором, то в третьем лице; называет их то в мужском, то в женском роде ( Мих.1:10; 2:3; 6:16; 7:15,17,19 ). Эти особенности придают книге пророка Михея характер древне-библейского писания. Пророк нередко излагает речи различных лиц. Например, во Мих.2:5 – речь приточников; в Мих.6:9 – речь Господа; в Мих.7:7–13 – свою речь к Богу от лица народа; в Мих.7:14 – Господень ответ на нее; в Мих.4:9–13 – свою речь к Сиону; в Мих.5:1–2 – к Вифлеему и Израилю. Такое обилие речей составляет также выражение сердечности и одушевленности пророка. Пророк нередко указывает на свое живейшее участие в предсказываемых событиях и обетованиях ( Мих.1:8–10; 3:8; 5:1,5–6 ) и отождествляет себя со всем еврейским народом ( Мих.7:1,8–10 ). Он указывает на свои родные места ( Мих.1:10–15 ) и на свое имя ( Мих.7:18 ). Другие особенности речи пророка Михея состоят в частом употреблении парономазий, 9 аллитераций, 10 уподоблений и игры слов ( Мих.1:10–15; 2:4,6; 5:4; 7:18 ). Такие образы и сравнения пророк заимствует из пастушеской жизни. Собрание Израиля после рассеяния уподобляется собранию овец в овчарне ( Мих.2:12 ). Страдающий среди бедствий Израиль уподобляется хромлющему и рассеянному стаду ( Мих.4:6–7 ). Мессия, Господь и израильские князья называются пастырями Израиля ( Мих.5:3–4; 7:14 ). Опустошенный Сион называется башней стада ( Мих.4:8 ). Вероятно, в связи с теми же образами стоит уподобление жестокости и насилий человеческих едению мяса животных ( Мих.3:1–3 ср. Пс. 43:12 ). Может быть, в равнине, близ родной пророку Морасфы, паслись стада, часто виденные Михеем. Язык книги пророка Михея вообще носит черты классического библейского языка, за исключением некоторых отступлений. Например, в Мих.1:15 – вместо ; Мих.2:4 – вместо ; Мих.6:10 сирийская форма – вместо – ; халдейские формы спряжений: Мих.1:10 – и Мих.4:13 – , и склонений Мих.3:12 – халдейское окончание вместо .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010