206 Воскр., VIII, 218, 219; Соф. 1 -я, VI, 37, 38; Соф. 2 -я, VI, 239; 4-я Новг. IV, 157. В известии о смерти дьяка Мамырева 4-я Новгородская сообщает, что он быль положен «за церковью противу Никонова гроба»; Софийская 2-я сообщает, что он преставился «в чернцех и в скиме, и наречен бысть Варсонофием»; в остальных известиях разницы совершенно несущественные, например, пропуски отдельных слов: «о братстве», «Фердерикову сыну». В Ник., VI 124–126, все известия сходны с Воскр. сводом, кроме известия о смерти Ивана Молодого, которое буквально сходно с Софийскою 2-ю. 207 VIII, 219–223; 4-я Новг., IV, 157–160; Соф. 1 -я, 28; Соф. 2 -я, VI, 240; Ник., VI, 126–129. Приведем отдельные разноречия Воскресенского свода с другими: хвост от планеты, по 4-й Новгородской летописи, «бысть до шти часов нощи»; с послом Кулешиным от цесаря Римского пришел посол Юрий Делатор; в Воскресенском своде против 4-й Новгородской и Никоновской – пропущены слова: «на тех грамотах докончальных, а великого князя... грамотах докончалных». В Софийской 1-й и Никоновской против Воскресенского свода прибавлено после слов: «а другую у Никольских ворот, а Никольскую стрелницу не по старой основе заложил, да и стену до Неглимны». В 4-ой Новгородской изложен короче конец известия об отправлении рати против Татар. Во всех сводах пропущен рассказ о чуде во Владимире у мощей святого князя Александра Невского, хотя о пожаре есть во всех сводах. 208 VIII, 223–235; 4-я Новг., IV, 160; Соф, 1-я, VI, 39; Соф. 2 -я, VI, 240. В последних сводах пропущены против Воскресенского следующие известия: об описании Твери, о возвращении посланных отыскивать руду на Печоре, о возвращении князя Василия Ромодановского из Крыма, о прибытии Юрия Делатора, об отправлении обратно волошского посла Мушата, о женитьбе Антона Фрязина, о постройке великим князем деревянного двора, о переходе на службу в Москву князей Воротынских и о посылке их воевать Литву. В 4-й Новгородской и в Никоновской, VI, 129, 130, прибавлено известие об устройстве каменного детинца в Новгороде; кроме того, подробнее сообщается о захвате князя Андрея Васильевича со слов: «сложи с себя крестное целование... преступая крестное целование». Дети его названы Иваном и Дмитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пророчество против Исраэля (Северного царства). Мих.1:2–7 Это пророчество, первое в книге Михи, могло быть произнесено в последние годы существования царства Исраэля, до захвата его столицы Шомрона ассирийцами, то есть до 722 года. В нём содержатся суровые инвективы и угрозы в адрес Северного царства, и предвозвещается его погибель. Жанр всего отрывка Мих.1:2–7 можно определить как «судебный процесс». Пророки нередко используют этот жанр, встречается он и за пределами пророческой письменности, например, в некоторых псалмах. Вначале на суд приглашается публика – все народы созываются на него в качестве наблюдателей ( Мих.1 :2а). Подсудимому (израильтянам) объявляется сторона обвинения – Владыка YHWH ( Мих.1 :2b), выступающий сначала свидетелем, а затем обвинителем и судьёй. Божественный Судья торжественно приходит на суд ( Мих.1:3–4 ). Против Исраэля (а также Йенуды – видимо, позднейшая вставка) выдвигается обвинение ( Мих.1:5 ), затем Исраэлю выносится приговор ( Мих.1:6–7 ). В 3-м и 4-м стихах имеются также черты жанра «богоявления». Сам пророк представляется организатором и ведущим судебного процесса. Стихи 2–4 – прямая речь пророка; стихи 5–7 – прямая речь YHWH. 2 Слушайте, все народы! внимай, земля и всё, что в ней! Владыка YHWH будет свидетелем против вас, Владыка – из святого храма Его! 3 Вот, выходит YHWH из места своего, Он сойдёт и растопчет высоты земли – 4 и горы растают под Ним, и треснут долины, как воск от лица огня, как вода, что стремится по склону. 5 За преступление Яакова это всё, и за грехи Исраэлева дома! Каково преступленье Яакова? – разве не Шомрон? Каковы высоты Йенуды? – разве не Йерушалаим? 6 Обращу Шомрон в развалины средь поля, в место для виноградников, низрину в ущелье камни её, основанья её обнажу. 7 Все истуканы её будут разбиты, и вся плата за блуд сгорит в огне, и всех идолов её уничтожу, как плату проститутке она собрала их – платой проститутке станут они опять. Слушайте, все народы! Пророчество Михи начинается с того же самого призыва, которым оканчивается пророчество Михайэну в 3Цар.22:28 : – Слушайте, все народы! 52 Случайное совпадение? Вряд ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

4:10), но преимущественно возвещение будущего спасения Иудеев и других народов (4:1–5, 5:2); третья часть, обнимающая 6 7 главы, заключает скорбь пророка о современных преступлениях Иудеев и заканчивается надеждою на бесконечную милость Господню. Каждая из этих частей имеет одинаковое начало: слушайте это (1:2, 3:1, 6:1). Из внимательного анализа течения мыслей исследователи справедливо заключают, что речи пророка Михея в его книге расположены не в хронологическом, а в систематическом порядке, по определенному плану, книга составляет намеренный систематический выбор, сделанный самим пророком, из всех его речей, произнесенных в продолжительное его служение. 152 Исследователи книги пр. Михея обращают внимание на тесную связь всех речей пророка с его эпохой и с речами его современника пр. Исаии. Так напр. обличение в идолопоклонстве ( Мих.1:7 ) соответствует эпохе Ахаза; лицемерие (6:6–8) соответствует эпохе Езекии; обличение жадности и захвата чужих полей (2:2) дословно сходно с обличением Исаии (5:8); обличение лжепророков (2:6,11; 3:5) также сходно с обличением у Исаии (29:9–11; 30:10–11). Замечательно сходство Михея с Исаией в пророчествах о разрушении и запустении Иерусалима ( Мих.3:12 = Ис.32:13–14 ), о горе Господней ( Мих.4:1–4 = Ис.2:2–4 ) и о Матери Мессии ( Мих.5:2 = Ис.7:14 ). Много и в других отношениях сходства у Михея и Исаии. 153 Законное объяснение этому явлению заключается в подлинности книги пророка Михея, современности обоих пророков, а равно и современности произнесения их речей и записи последних. На тоже указывает, по мнению беспристрастных филологов, и чистый «классический» язык книги пророка Михея, также чистотою близкий к прекрасному языку Исаии. Видимо сходство и в возвышенности мыслей, ясности, живости речи, в богатстве и разнообразии образов и подобий (1:8,16; 2:12; 4:9), в риторических тропах, в диалогической форме (6:1–8; 7:7–20), парономазиях и символике собственных имен ( Мих.1:10–15 = Ис.10:28–31 ). Отличается от Исаии быстрыми и внезапными, едва уловимыми, переходами от угроз к обетованиям и обратно (2:12–13; 5:9–11; 7:11–15) и напоминают Осию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мих.4:1–3 почти дословно совпадает с Ис.2:2–4 . Миха цитирует Йешайяну, Йешайяну цитирует Миху, или оба цитируют предшествующего им анонима? Или, быть может, рука позднейшего редактора вставила эти стихи и в книгу Михи, и в книгу Йешайяну? Экзегетическими методами невозможно решить проблему изначального авторства этих строк. Долгая дискуссия о происхождении Мих.4:1–3 и Ис.2:2–4 так и не привела к сколь-нибудь убедительным и однозначным результатам 182 . В точном цитировании одним пророком другого нет ничего необычного. Так, например, Йоэль цитирует Амоса ( Ам.1:2 – Иоил.4:16 183 ), а пророчество самого Михи ( Мих.3:12 ) цитируется в Иер.26:18 . Мих.4:1–5 во многом перекликается также с Ис.60 . …в последние дни… Выражение имеет эсхатологическую окраску (ср. Быт.49:1 ; Числ.24:14 ; Втор.4:30 ; Иер.23:20, 48:47, 49:39 ; Иез.38:16 ; Ос.3:5 ; Дан.10:14 ). У Михи, в контексте следующих стихов оно указывает на наступление (в неопределённой перспективе) Царства Божьего. …гора дома YHWH будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами… Физически Храмовая гора (которая на самом деле ниже даже окружающих её холмов) не станет выше ни Ливанских, ни тем более Гималайских гор. Пророк говорит не о материальной высоте, а о духовной. Ср. Иез.40:2 ; Зах.14:10 . Сколько их на свете – великих, святых и славных гор! Синая, Хермон, Тавор… Афон, Грабарка, Ватиканский холм, Владимирская горка… Но всех святее и духовно выше будет Храмовая гора в Йерушалаиме – гора дома Господня ( )! Главою гор ( ) поставит Храмовую гору сам YHWH, издревле определивший её местом для Своего дома, местом для пребывания Своего святого имени. Оставленная людьми гора ( Мих.3:9 ) станет вновь местом паломничества к Богу, и уже не только для евреев, но для всех народов – …и потекут к ней народы. Все народы () осознают, что без Бога Исраэлева нет у них ни смысла жизни, ни опоры существования, потому и потекут () живыми реками 184 туда, где Его жилище – к той горе, на которой стоит Его дом. Парадоксальным образом потекут снизу вверх! Иерусалимский Храм станет для всех народов земли единым религиозным центром, вершиной, к которой направлены все их стремления. Пройдут многие десятилетия, и эту тему продолжит Ирмейяну: «Господи!.. К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы, тщету и то, в чём никакой нет пользы» ( Иер.16:19 ). Ср. Ис.49:6, 22 ; Иер.3:17 . «Храмовая гора, – комментирует Скандрольо, – из объекта для наказания преобразится в центр универсального искупления. Народы не будут больше инструментами в Божьих руках для наказания Исраэля. Их стекание в Йерушалаим будет мотивировано искренним стремлением познавать Господа и учиться у Него» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Псалом 150-й. Пророк побуждает хвалить Бога всяким образом и от всея души. Вопр. Кто был Пророк Исаия и какие его особенности? Отв. Он был сын Амоса – не пророка Амоса, но иного некоего Амоса. Почти все Иудеи утверждают, что он был брат Царя Амасии. Пророчествовал с крайнею ревностию около 60 лет, при всеобщем повреждении во Иудеи, а наипаче – во Иерусалиме. Он имел в высшей мере прозорливость от Духа Святого. Слог, коим писал он свое пророчество, столь превосходен, что подобного ему не видим ни у кого из древних писателей языческих. Мессию и жизнь Его так изобразил, что ни один из пророков в оном сравниться с ним не может. По сему блаж. Иероним (том III, стр. 7) называет его Евангелистом. Предсказания его или Евангельские проповеди о Христе наиболее содержатся в 4-й части его пророческой книги. Их восемь. 1) О пришествии Христовом и Его превосходстве ( Ис. 40–42 ). Здесь предсказание о Предтече и проч. 2) О посвящении Христовом ( Ис. 42–43 ). Здесь слово Бога Отца о возлюбленном Христе и ко Христу ( Ис. 42 ), утешение верующих ( Ис. 43 ). 3) О Христе и о царе Кире ( Ис. 14–50 ). 4) Об отвержении синагоги ( Ис. 50–52 ). Здесь разглагольствие Христово с Иудеями; Его должность и страдание ( Ис. 50 ), утешение Сиона, молитва Церкви, терпение, страх ( Ис. 51 ). 5) Об освобождении из плена, об искуплении чрез Иисуса Христа, страдание и слава Христа ( Ис. 52–54 ). 6) Призывание ко Христу, вечный с Ним союз ( Ис. 55 ), блистающий славою Иерусалим, наследство языков ( Ис. 60 ). 7) О делах и дарах Христовых для Церкви ( Ис. 61–63 ). Здесь содержится, что Христос, помазанный Духом Святым, проповедует, и о Нем веселится Церковь ( Ис. 61 ). Сияние Сиона, ревность верующих ( Ис. 62 ). 8) О молитве Церкви, об отвержении Иудеев, о звании языков, о царстве Христовом ( Ис. 63 до конца). Здесь изъясняются причины поносной смерти Христовой. Песнь Церкви ( Ис. 63 ). Желание пришествия Христова, исповедание Церкви ( Ис. 64 ). Отвержение Иудеев, причины онаго и призвание языков ( Ис. 65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Книга пророка Михея начинается возвещением о разрушении Самарии за ее идолопоклонство. Затем пророк обращается с такой же угрозой и к Иерусалиму за нечестие иудеев, а также преступления вельмож, князей и судей. «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершаются утром на рассвете, потому что есть в руке их сила» ( Мих.2:1 ). Пророк Михей обличает лжепророков, вводящих народ в заблуждение и из корыстных целей льстящих ему. Он произносит над нечестивыми грозный Божий суд: «Посему за вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим будет грудой развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея закончили свое существование при нашествии царя ассирийского Сеннахерима, жители их уведены были в плен в 722 году до Рождества Христова, земля их была опустошена, и города превратились в груды развалин. Пророк Михей утешает жителей Иерусалима, чтобы они не впали в отчаяние от предстоящей подобной участи пророчествованием о возвышении священной горы Сионской и грядущем мире. «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» ( Мих.4:1 ). Здесь, по мнению многих святых отцов, кроме исторического пророчества о возвращении иудеев из Вавилонского плена предсказывается распространение Евангельской проповеди среди евреев и язычников. «И пойдут многие народы, и скажут: приидите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева... ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» ( Мих.4:2 ). Пророку Михею принадлежит радостное предвещение о рождении Мессии – Иисуса Христа, Сына Божия, для прославления имени Божия и во исполнение всех обетований его: «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Пророк назидает свой народ, призывая его к следованию путем добродетели: «О человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Возглашая неизреченную любовь и милосердие к впадающим в грех и немощным людям, пророк Михей как бы указывает на сущность своего имени: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Своего» ( Мих.7:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2.4. Книга пророка Софонии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Время служения пророка Софонии более позднее, чем время служения Иоиля. Он дает свою родословную из четырех колен, которая восходит к некому Езекии, под которым толкователи нередко видят иудейского царя. Таким образом, он, по-видимому, был царского рода, а временем его служения следует считать вторую половину VII века. Это время реформ царя Иосии, то есть, он был современником пророка Иеремии. День Господень. Во время правления царя Иосии окончательное осуждение Иудейского царства уже был произнесено. И книга пророка Софонии начинается резкими словами. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Коротко и ясно. «Истреблю людей и скот, птиц небесных, рыб морских, соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли» (Соф. 1:2-3). Снова мы видим, что за грехи людей страдают не только люди, а страдает целиком весь мир. «Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близ день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил кого позвать» (Соф. 1:7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов, высоких башен» (Соф. 1:14-16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. «Ни серебро их и ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его будет пожрана вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:18). Но даже описанное у пророка Софонии внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1:12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать им всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения с другими пророками несомненно.

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

Соф. 1056 . Требник. XIV в. 4°. 105 л. Пергамен. Записи: л. 1 об. – «Книга Антониева монастыря» (XII в ); оборот верхней крышки переплёета – «В ектениях воспоминается Архиепископ, а в Нове граде Архиепископи престали быть 7093 или 1585 и тако по 1785 год 200 лет» (XVIII в.). Содержание: л. 95–97 об. – чин исповеди; л. 97 об.–105 об. – чин исповеди; л. 99 – поновление; л. 100 об.–101 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1056); л. 101 об.–103 вопросник женщинам (Ж– Соф. 1056 ); л. 105 об. – чин причащения больного. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 55. Соф. 1061 . Требник. Середина XVI в. 4°. 476 + III л. Филиграни: 1)      Щит с литерой Z, тип: Брике, 9219–9223 (1517 –1524 гг.); 2) Литера Р, вид: Лихачёв, 1558 (1529 г.); 3) Рука с короной, тип: Брике, 11004 (1552 г.); 4) Герб с литерами IP, короной, тип: Лихачёв, 1592 (1534 г.); 5) Кувшин с цветком, не отожд.; 6) Щит, тип: Брике, 887 (1575–1576 гг.). Записи: л. III-2 – «Сея книга глаголемая Спаса-Ковалева (?) монастыря»; л. 473 об. – «Преставися раб Божии Максим лета сентября в 8 день на паметь святых праведных Богоотец Оакима и Анны». Содержание: л. 186–214 – чин исповеди: л. 191–193 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 193 об.–195 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 195 об.–198 об. – поновление; л. 198 об.–199 об. поновление вельможам; л. 200–206 поновление; л. 206–208 об. – поновление; л. 208 об.–210 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 210–212 об. – поновление священникам; л. 212 об.–214 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 214 об.–224 – чин исповеди; л. 219–220 – краткий вопросник мирянам (Кр- Соф. 1061 ); л. 220–222 – поновление; л. 222 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 222–224 – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38); л. 224 об.–258 – чин исповеди священникам; л. 225 об.–231 – поновление инокам; л. 231 об.–234 – поновление инокам; л. 235–237 об. – поновление священникам; л. 237 об.–241 – поновление инокам; л. 241 об.–243 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 243–247 об. – поновление священникам; л. 248 об.–249 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 254–256 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 258–261 об. – чин причащения больного; л. 265 об.–266 – молитва разрешительная. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 21–22, 79 (чин причащения больного; молитва разрешительная, л. 265 об.–266).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

87 По смерти Бровцына, в 1777 т. 21 июля на его место определен коллежский советник Александр Гаврилович Окунев. 88 Подл. рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 9. А указ об этом состоялся на другой день 19 ноября, как видно из опис. Алекс. Невской лавры 1842 г. стр. 22. 90 Рукоп. летоп. Невского монастыря в лаврской библиотеке 142, под 1776 и 1778 год. Ср. опис. Невской лавры стр. 23. Истор. указатель достопамятн. С. Петербурга Пушкарева 1846 года стр. 15 и 16, помещена надпись на серебряной доске, положенной архиеп. Гавриилом в основание Троицкого Невского собора. 91 См. Высочайший рескрипт об этом поручении в приложениях под 4. По истор. указателю достопамятностей С. Петербурга митроп. Гавриил был основателем в 1784 году Скорбященской церкви над вратами Невского монастыря, а в 1798 году Покровской церкви в большой Коломне, стр. 27 и 82. 92 См. Высочайший рескрипт об этом в приложениях под 5. В 1775 году 31 марта Гавриил писал к эконому Новг. арх. дома, игумену Митрофану, чтобы он посланного в Новгород с объявлением мира принял в архиерейских келлиях как можно добродушнее, и подарил бы ему 100 руб. если не империалами, то рублевиками. Подл. письмо в конторск. архиве старых дел Новг. арх. дома. 101 А в самый год вступления Гавриила на Новг. кафедру, в Соф. соборе и на Соф. колокольне переделаны главы и кровля. В том же году на перестройку архиерейского дома, именно того самого корпуса, который составляет ныне помещение митрополита, Высочайше поведено отпустить 25,000 руб. и самое строение производить под ведением Новг. преосвященного и губернатора. После того в 1780 году, по ходатайству преосв. Гавриила, Высочайше повелено отпустить 2,000 руб. на украшения Новг. арх. покоев и 9,000 руб. на построение трех каменных домов для священно-церковнослужителей Соф. собора. Дела в конторск. архиве Новгор. арх. дома за 1775 и 1780 годы. 103 Устав сей, переписанный в 1778 году по приказанию Гавриила, хранится в ризнице Новг. Соф. собора. По его же приказанию, снята копия с древнего пергаменного служебника в Новг. Соф. библиотеке и поступила после него в библиотеку С. Петерб. духов. академии под 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010