О смерти Василья Афанасьевича 2352 мы давно уже слышали от о. Иоанна Рязанского 2353 , который пишет: «слава и благодарение Господу, болети творящему и восставляющему с одра болезни, но не лекарям, которые вместо того, чтоб лечить меня от простуды, полтора года лечили от гемороя и нервной слабости. Бог им судья и первее и паче, Вас. Афан., ранее других начавшему меня лечить, и ранее за то других представшему пред страшное Его судище». – Кажется, Сиятельный Граф, и Вы себя выдавали за лекаря о. Иоанна? Все ли священники – спрашиваете – имеющие орден будут получать дворянство? Или только некоторые? Теперь-то я должен показать Вам свои дарования в Юриспруденции – еще в первый раз. Вот ответ: У нас есть закон (Указ. 1816. окт. 30. – 1821. ок. 12.), что лицам духовного состояния (так, как и лицам недворянского, состоящими в службе воинской и гражданской, – и лицам купеческого состояния, получившими ордена до издания Указа —127— 1826. дек. 4) пожалованием Росс. ордена присвояется потомственное дворянство. – При сем случае можно сказать Вам нечто о нашем экзамене. Думаю, Вы знаете, что в Университетах (по крайней мере в нашем Петерб.) после Рождества бывает экзамен; это заставило и нас предложить такой вопрос Мих. Мих. Сперанскому: будет ли и нам ныне экзамен? Он отвечал нам: Вас не надобно мешать с другими студентами; а в июне или в июле мы призовем сюда (в канцелярию) ваших университетских профессоров и сделаем вам экзамен здесь между собою. – Но вот Вам новость о нас более важная, о чем мы слышали частью также от самого Мих. Мих., частью от одного из наших наставников, которому говорил он же, именно: нам здесь в Петербурге остается учиться только еще один год; потом мы должны отправиться в чужие края на два года: на год в Берлине и на год в Париж. – Далее. В настоящий год для нас открываются еще новые предметы учения: Математика и Химия. При нынешнем состоянии наук – сказал нам Мих. Мих. – знать их необходимо. – Впрочем, распоряжения на сей счет доселе еще не сделаны. Мих. Мих. хочет сам заняться с нами по части Росс. законов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вишняков, Вас. Павл., свящ. Моск. Владимиров, А-р Ефим., поч. гражд. Владимирский, Пав. Серг., Стат. Сов. Власов, Вас. Самуил., врем. Моск. куп. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Ник. Дим., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дим., свящ. Моск. Волконский, Петр Григ., светлейший князь. Воробьев, Мих. Степ. (Т-во Барановых). Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елизав. Мих., дворянка. Воскресенский, Григ. Ал-др., проф. М. Д. Академии. Всехсвятский, Ник. Дим., пом. секр. М. Д. Академии. Геликонский, Митроф. Яковл., прот. Моск. Глаголев, Вас. Ал-еев., преп. Уральск. д. уч. Глаголев, Матфий Дим., прот. Моск. Глаголев, Серг. Серг., доц. М. Д. Академии. Гогин, Ник. Вас., преп. Харьков. Еп. жен. учил. Годнев, Геннад. Вас., прот., Рект. Нижегор. д. сем. Головин, Иаков Егор., прот., смотр. Рязан. д. учил. Голубев, Пав. Ал-др., Коллеж. Сов. Голубинский, Дим. Феодор., проф. М. Д. Академии. Голубинский, Евг. Евсигн., проф. М. Д. Академии. Голубцов, А-р Петр., доц. М. Д. Академии. Горбов, Г-н Горшанов, Викент. Ив., пот. поч. гражд. Григорий, Архим., Инсп. М. Д. Академии. Десницкий, А-р Павл., преп. М. д. семинарии. Дмитревский, Ник. Вас., свящ. Моск. Добровольский, Вас. Ник., свящ., законоуч. Харьков. техн. Института. Доброгорский, А-р Аркад., свящ. Моск. Добролюбов, А-р Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Дим. Феодор., свящ. Моск. Доброумов, Серг. Ив., пом. см. Донск. д. учил. Дойникова, Евдок. Ив., Моск. купч. Жданов, А-р Ал-еев., доц. М. Д. Академии. Желяков, Вас. Кондр., Моск. куп. Жуков, Ник. Никит., Моск. куп. Журавский, Митр. Мих., преп. Слуц. д. учил. Заозерский, Ник. Ал-др., доц. М. Д. Академии. Зеведеев, А-р Яковл., Инсп. Оренб. д. сем. Знаменский, Ив. Вас., преп. Тамб. д. сем. Зубков, Дим. Ив., канд. М. Д. Академии. Иванцов, Ник. Мих., свящ. Моск. Иванцов, Серг. Ал-д. Ильинский, Мих. Феодор., прот. Моск. Ильин, Петр Никол., поч. гражд. Казанский, Мих. Конст., секрет. М. Д. Академии. Казанский, Пав. Ив., прот. Моск. Казанский, Петр. Ив., проф. М. Д. Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лавров Дмитр. Васильев., смотр. Починк. дух. учил. Ласточкин Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев Ал-ий. Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев Иоан. Матвеев., прот. Моск. Лучинин Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов Никол. Александр. свящ. Моск. Ленивов Никол. Александр. Лямина Елизав. Сем., вдова действ. стат. совет. Лямин Сергей Ив., пот. поч. гражд. Малютина И. с-вей Т-во Марков Клавдий Семеон., свящ. Моск. Марков Конст. Мих., свящ. Моск. Марков Серг. Мих., свящ. Моск. Минервин Ник. Степ., препод. Лысковск. дух. уч. Михайлов Алексей Михайлов Макс. Дим., Моск. куп. Михайлова Над. Мих. Михайлова Над. Мих. —20— Модестов Ал-др Иван., свящ. Моск. Модестов Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов Мих. Вас., прот. Моск. Модестов Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов Ал-др Илар., свящ. Моск. Муретов Митроф. Димит., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мячин Ник. Иван., свящ. Моск. Найденов Пав. Степанов. Найденов Мих. Степ . Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. Мон. Недумов Ник. Семен., священ. Моск. Неокладнов Ал-др Борисов., Моск. куп. Никитин Ал-ей Иван., Москов. куп. Обидина Клав. Ник. Орлов Ал-ей Филипп. Орлов Ник. Дим., свящ. законоуч. Холмск. Мариинск. епарх. учил. Осипов Констан. Викторов, пот. поч. гр. Островский Дим., Олонец. Епарх. Миссион. Павлов Ив. Ив., пом. смотрит. Витебск. дух. уч. Павлов Ив. Михайлович. Павлов Тих. Ив. Парусников Ал-ий Серг., свящ. Моск. Петропавловский Иоанн Дм., прот. Моск. —21— Покровский Иоанн Иосиф., свящ. Моск. Полотебнов Ан-др. Григорьев., прот. Моск. Поляков Ал-др. Яковлев., потом. поч. гр. Поляков Ив. Андреевич, Моск. куп. Пономарев Ив. Антон., Ком. Сов. Попов Ив. Вас., проф. М. Д. А. Попов Конст. Мих., библиотек. Моск. Дух. Акад. Попов Серг. Григ., Моск. свящ. Поройков Ал-др. Павл., свящ. Моск. Портнов Валент. Петр. Поспелов Ник. Александр., Моск. свящ. Потапов Ал-др. Николаев., свящ. Моск. Постников Петр Никиф., учит. Волок. Д. Учил. Постников Вас. Иоанн., Москов. Свящ. Преображенский Феод. Петрович, свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Коссин, Гавр. Яковл., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Кременский, Евламп. Вас., свящ. Моск. —22— Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. ц. III кад. корп. Кротов, Сергей Николаевич Кротов, Ефим Степ., Моск. купец Кузнецов, Иван Павл., Моск. купец Кузнецов, Сергей Иванов., Моск. купец Кукин, Конст. Кирилл., пот. поч. гр. Кулюкин, Серг. Львов., препод. Холмской дух. семин. Кутырин, Мих. Дим., Моск. купец Лабзов Лапин, Евг. Никол., препод. Тобольск. д. сем. Лавров, Дмитр. Васил., смотр. Починк. дух. учил. Лапшин, васил. Тарасов. Ласточкин, Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев, Д.А., преподав. Единецкого дух. учил. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Иоанн Матвеев., прот. Моск. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орловск. реал. учил. Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Лихачев, Никол. Ник., преп. Волокол. дух. учил. Лосев. Ал-др Лук., Ман. сов. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. —23— Любецкий, Димитр. Ив., смотр. Петрозавод. д. учил. Любимов, Никол. Александр., свящ. Моск. Ленивов, Никол. Александр. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Логинов, Ал-др Никол. Малютина, П. с-вей Т-во Маменомнов Ник. Феодор. Мансветов, Иоанн Феодор., свящ. Моск. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., свящ. Моск. Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Минервин, Ник. Степ., препод. Лысковск. дух. уч. Миролюбов, С.Д. Миртов, Мих. Конст., свящ. Моск. Мишин, Мих. Иван., Моск. куп. Михайлов. Макс. Дим., Моск. куп. Михайлова. Над. Мих. Модестов. Ал-др Васил., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. —24— Мориц-Ианан Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мякишев, Ал-др Феод., пот. поч. гр. Мячин, Ник. Иван., свящ. Моск. Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. мон. Невский, Пав. Иван., свящ. гор. Твери Недумов, Ник. Семен., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Городенский, Ник. Гавр., доцент М. Д. А. Горбова, София Никол. Горшаков, Викентий Ив., пот. поч. гражд. Грингмут, Влад. Андреев., действ. стат. сов. Громогласов, Илья Мих., доцент М. Д. А. Грушевский, Ник. Дим., пом. смотрит. Иркут. дух. учил. Гюбнера, А. Т-во Дедюхина, Глафира Иосифовна Доброгаев, Мих. Адриан. Смотр. Черниг. Дух. уч. Добролюбов, Ал-др Феод., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Евлогий, архим., ректор Холмской дух. сем. Елагин, Ив. Ив., пот. почет. граж. —20— Елеонский, Никол. Александр., прот. Моск. Журин, Петр Серг., Моск. купец Забавин, Бор. Ив., пом. секретаря М. Д. А. Заозерский, Ник. Ал-др., проф. М. Д. А. Звездинский, Иоанн Гавр., Москов. прот. Зеведеев, Ал-др Яковл., инсп. Оренб. дух. сем. Знаменский, Ив. Вас., преп. Тамб. дух. сем. Зыков, Павел Герасим. Иванова, Марья Петров. Ивановский. Ник. Ал-др., преп. Волок. дух. учил. Ивановский, Никол. Александр., свящ. Моск. Иванцов, Ник. Мих., прот. Моск. Иннокентий, архим., Ректор Тверской дух. сем. Истомин, Андр. Петр., директ. Сергиево-Посадской гимн. Иоанникий, Епископ Архангельский Кабанов, Дмитр. Ив., Моск. купец Казанский, Мих. Конст., смотр. Волок. дух. учил. Казанский, Петр Ив., проф. М. Д. А. Казанский. Серг. Петрович, пом. Инспект. Моск. Техн. Учил. Калюцкий. Валер. Яковл., преп. Жиров. д. учил. Каменский, Василий Иванович —21— Каптерев, Николай Феод., проф. М. Д. А. Капцова, Анна Михайловна, вдова пот. поч. гр. Карякин, Феодор Мих., пот. поч. граж. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Касицын, Дмит. Феод., прот. Моск. Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А. Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский Вас. Осипович, проф. М. Д. А. Ковганкин, Сим. Афан., свящ. Моск. Козминский, Ник. Мих., Курский губ. казначей Козлов, Кузьма Вас., пот. поч. гражд. Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Колчин, Мих. Ильич Колчин, Ив. Ильич Комаров, Вас. Феод., преп. Московск. дух. сем. Конобов, Тимофей Егорович Косминков, Серг. Павл., свящ. смотр. Холмск. дух. учил. Копьев, Никол. Александр., прот. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Белкин, Серг. Ив., пот. поч. гражд. Белокуров, Сергей Алекс., чиновник Главного Архива Минист. Иностр. Дел Бельский, Сергей Димитр., прот. законоуч. гимназии г. Тамб. Беляев, Александр Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Беляев, Михаил Иванов., смотр. Уральск. дух. учил. Варгин, Ник. Ив., ст. сов. Васильев, Андр. Васил., Москов. куп. Васильев Иван Васильев. Васильев Алексей Митр. Васильев, Никита Басил., Моск. куп. Васильев Феодор Мих., пот. поч. гражданин Введенский Ал. Ив., проф. М.Д.А. Вилошинский, Емельян Михайлович Викторсон, Анна Дим. Виноградов, Геннад. Феод., свящ. Моск. Виноградов, Ник. Ив., ст. сов. магистр богословия Виноградов, Ник. Серг., свящ. Моск . Вишняков, Васил. Пав., свящ. Моск. Владыкин, Мих. Ал-др., преп. Бельск. дух. уч. Владимиров Ал-др. Евф. пот. гр. Воздвиженский, Мих. Мих., протоиер. Моск. Воздвиженский, Петр. Дим., свящ. Моск. Волконский, Петр. Петр., светл. князь Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елиз. Мих., дворянка Воскресенский, Григ. Ал-др., проф. М.Д.А. Воскресенский, Ник. Матф., свящ. Моск. Востряков, Дим. Родион., пот. поч. гр. Всехсвятский, Ник. Дим., секретарь М.Д.А. Гаврилова, Варв. Ник. Гедеон, иером., эконом Моск. Д.А. Геликонский, Митр. Яковл., прот. Моск. Георгиевский, Пав. Сем., свящ. Моск. Герасимов, Евламп. Петр. Глаголев, Вас. Ал-ев., преп. Урал. дух. учил. Глаголев, Матф. Дим., прот. Моск. Годнев, Генн. Вас., прот., рект. Нижегородской дух. сем. Головин, Яков Егор., прот., смотр. Рязанск. дух. учил. Голубинский, Дим. Феодор. проф. М.Д.А. Городенский, Ник. Гавр., доцент М.Д.А. Горюнов, Егор Вас. Грингмут, Влад. Андреев., действ. стат. сов. Громов, Мих. Иванов., крестьянин Громогласов, Илья Мих., доцент М.Д.А. Гюбнера, А. Т-во Дербенев, Мих. Иуст. Добров, Серг. Степ., преп. Шацкаго дух. учил. Доброгорский, Ал-др Аркадьев., прот. Моск. Добролюбов, Ал-др Феод., свящ. Моск. Добронравов, Дим. Феод., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Дружинин, Ал-др Никол. Евдоким, архим. инспек. Моск. Дух. Академии Евлогий, архим., ректор Холмской, дух. сем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Но пойдем далее. Неужели это случайные сближения. II, ст. 12 и 17 (ср. Ис. 5:15–16 ): „Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и на все превознесенное, – и оно будет унижено.... И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день“. („И преклонится и смирится муж.... а Господь Саваоф превознесется в суде и Бог святый явит святость Свою в правде“). Те же мысли несомненно в LX, 4–5: „Всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся.... и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие, ибо уста Господни изрекли это“. Нам Христианам еще яснее и понятнее совершенное тожество этих пророчеств в устах Иоанна Крестителя, о котором тоже пророчествовал Исаия под именем „гласа вопиющего в пустыне“ (Ис. 40ср. Мф. 3:3 ; Лк. 3:4–6 ). И следующие мысли,-что все это совершается по определенному плану Божественного предвидения, что понимание этого плана недоступно узкому человеческому уму и что судьбы Божии совершаются, не смотря ни на какие противодействия человеческие-ясно выражены, как в первой части: Ис. 5:19, 14:24–27, 19:12, 23:8–9, 28:29 ; так и во второй части: 40:13–14, 44:26–28, 46:10, 55:9, 64:3–4. О гордости человеческой, низлагаемой волею Божией и о гордых помыслах людских, не ведающих, что они только исполнители судеб Божиих ср. в первой части: Ис. 10:5–7 , 37и во второй Ис. 47:6–9, 54:15–16 . О наказании Израиля, который есть возмутившееся чадо ср. Ис. 1:2,5 и Ис. 63:8,10 . Народ, изъязвленный наказаниями, может быть исцелен одним Господом Богом. Ср. Ис. 1:5–6 , 6с Ис. 53:4,5, 57:18–19 . О будущем запустении земли обетованной см. Ис. 6:12, 17:9, 27:10 , 32и ср. эту обновляющуюся пустыню Ис. 49:14,19, 54:7–8, 58:12, 60:18, 62:4 . Сердце народа огрубело и с трудом слышат ушами и очи свои сомкнули, чтобы не видеть правды. Но это лишь на время. См. Ис. 6:10, 29:18, 32:3 , 35и сравни Ис. 42:7,18–20 . Об „остатке“, который спасется и из которого возродится царствие Божие. Сам Бог приидет и спасет этих избранных. См. Ис. 1:27, 4:2–3, 6:13, 10:20–22 224 ; Ис. 35:4 ; и ср. Ис. 40:10, 59:20, 65:8–9 . Бог их есть Царь их: Ис. 6:5 , 33ср. Ис. 43:15 , 44и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 44 1–5. Пророчество к верным сынам Израиля с обетованием об их спасении и прославлении. 6–23. Окончательное раскрытие для сознания пленных иудеев истины о суетности идолов и Всемогуществе истинного Бога. 24–28. Пророчество о возвращении иудеев из плена и восстановлении Иерусалима при содействии Кира. Ис.44:1 . А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Ис.44:2 . Так говорит Го­с­по­дь, создав­ший тебя и образо­вав­ший тебя, по­мога­ю­щий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и воз­люблен­ный [Израиль], которого Я избрал; «А ныне слушай, Иаков... и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал». Настоящая глава начинается совершенно таким же контрастом ближайшему контексту, как и предыдущая. Два первых ее стиха содержат в себе ряд эпитетов или обращений, уже знакомых нам по предшествующим объяснениям ( Ис.41:8–9 ; Ис.42:19 ; Ис.43:1, 21 ). Основываясь на этих параллелях и принимая во внимание контекст речи (именно, что общая масса Израиля была только что перед тем пророчеством осуждена и отвергнута), мы должны относить это обращение не ко всему в общем недостойному Израилю, а к лучшей, избраннейшей его части, к тем истинным чадам Авраама, которые явились по обетованию (а не по плоти только) его наследниками, т. е. сохранили правильное богопознание и вошли в лоно новозаветной Христовой церкви. Утешая своих современников, пророк и говорит, что не весь Израиль погибнет, что и среди него сохранится «семя свято – стояние его». К этому-то избранному остатку ( Ис.10:21 ; Рим.9:27 ) и направлено утешение пророка, что отчасти подтверждается и самым подбором эпитетов ( «раб Мой..., возлюбленный..., которого Я избрал»). Ис.44:3 . ибо Я изолью воды на жаждущее и по­токи на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благо­слове­ние Мое на по­томков тво­их. «Ибо Я изолью воды на жаждущее... излию Дух Мой на племя твое». «Воды» у Исаии – обычная метафора Божественной благодати, что в данном месте и раскрывается дальнейшими словами текста; «излию Дух Мой» Иногда, как в данном случае и еще в некоторых ( Ис.35:6 ; Ис.55:1 ), употребляется слово «вода» – maim – или «воды»; в других оно заменяется различными синонимами, напр., – словом: «дождь» ( Ис.5:6 ; Ис.30:23 ; Ис.55:10 ), «роса» ( Ис.26:19 ), «реки» ( Ис.33:21 ; Ис.41:18 ; Ис.43:19 ), «потоки» ( Ис.30:25 ; Ис.35:6 ) и пр. Самая мысль об излиянии Святого Духа на нас свыше почти буквально встречалась уже нам у пророка Исаии и выше ( Ис.32:15 ). И первыми лицами, удостоившимися в праздник Пятидесятницы получить Святого Духа, действительно были лучшие представители избранного Израиля – апостолы, находившиеся в Сионской горнице ( Деян.2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И будет останок Иаковль в языцех среде людий многих , окружающих его, аки роса от Господа… и яко капли на злаце (Мих. 5:7), то есть как роса и дождевые капли не ждут содействия человеческого, так останок Иаковль освободится от своих притеснителей, выйдет из стана Ассириян, не ожидая их позволения идти, но как только увидит, что гонители частично истреблены, частично обращены в бегство. В смысле же таинственном пророк под образом росы и ливня представляет кроткое сошествие Еммануила. В таких же образах и прежде представляли оное Исаия и Давид (Ис. 26:19, Пс. 71:6). Не ожидает человека, и не ждет сына человеческаго, ибо для пренепорочного зачатия Еммануила не нужно было ни мужа, ни сына человеческаго (Мих. 5:7). И будет останок Иаковль во языцех среде людий многих, аки лев в скотех в дубраве и яко львичищь в стадех овчих , который… терзает, сокрушает, разрывает на части, и нет изимающаго (Мих. 5:8). Это относится к Езекии, на которого пошли войной Ассирияне, и к Иудеям, которых как бы под стражей содержал стан Ассирийский и готовился вскоре отвести в плен, и которые оставались бестрепетными среди языческих народов и рукой Ангела Господня истребили тех, от кого не смел и не мог избавить их человек. Вознесется рука твоя на оскорблющыя тя , то есть твоя рука, Езекия, вознесется на врагов, пришедших с Сеннахиримом. И вси врази твои потребятся (Мих. 5:9), то есть погибнут Рабсак и прочие военачальники Ассирийские. Потреблю кони твоя из среды твоея и погублю колесницы Твоя… отвергу волхвования твоя от руку твоею, и волхвующии не будут в тебе… и потреблю все грады земли твоея (Мих. 5:10, 12,11). И это также пророк говорит об Ассириянах, возвещая, что по истреблении войска разрушен будет и царственный город Ассириян. И посеку дубравы от среды тебе (Мих. 5:14). Поскольку Ассирияне не вразумились истреблением их войска, то в наказание им рукой Вавилонян будут посечены дубравы их, сокрушены идолы их и разрушен город их.   Глава 6 Востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой . Бог во свидетели призывает те горы, которые видели Иудеи дымящимися и дебри основания земли (Мих. 6:1–2), то есть того моря, которое разделилось перед ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010