В свою чреду помолился Царь о исполнении над ним святительских обетований и, возблагодарив его, молвил: «в час добрый святыня твоя посетила наше царство при моей державе: как миловал тебе Господь в пути?» Патриарх ответствовал: «Божиею милостию и твоим Государевым жалованием, дошел я до царствия твоего здорово, и все труды мои позабыл, когда увидел твои царские очи.» (Лист 52) Тогда поднес Государю дары свои в благословение: панагию златую, с частями животворящего креста, ризы Господней и Богоматери внутри ее, и с частию орудий божественных страстей, копия, трости, губы, тернового венца; и святые мощи в серебряном киоте, руку равноапостольного Царя Константина, которую взял из Сербской земли Султан Солиман и даровал некогда бывшему Патриарху Иеремии в соборный храм Богоматери, и руку Св. Иакова, одного из числа сорока мучеников Севастийских. Другая златая панагия и мощи Святых мучениц Соломонии и Марины Антиохийской назначены были в благословение Царице Ирине. Государь повелел принять священные дары сии казначею Триханиотову и, воссев на престол, указал Патриарху сесть на скамью подле себя с правой руки, поодаль же Митрополиту и Архиепископу, и казначей явил жалованье царское: Патриарху двойной серебряный кубок и четыре портища разноцветного рытого бархата, камку и два сорока соболей, и деньгами триста рублей, а Митрополиту отнесли на подворье кубок серебряный, три портища бархату, камки и обьяри, сорок соболей и пятьдесят рублей деньгами; Элассонскому же Архиепископу не дано жалованья от Царя, ибо однажды он был уже в Москве и тогда дарована ему богатая милостыня от Царя Иоанна Васильевича; но с тех пор, проживая в земле Литовской, не возвращался он в свою церковную область. (Лист 56) Тогда посольский дьяк Андрей Щелкалов говорил от имени царского: что, по собственному желанию Патриарха велено перемолвить с ним ближнему боярину и конюшему, шурину Государеву, наместнику Казанскому и Астраханскому, Борису Федоровичу Годунову, и что щедрый Государь посылает ему на подворье со стола своего трапезу. А святейший Иеремия, еще однажды благословив Царя, вышел с своими приставами и всеми спутниками в малую ответную палату, куда последовал за ним боярин Годунов с двумя дьяками. Там Щелкалов явил его Патриарху и Борис Феодорович, приняв благословение, спросил о здоровье святительском и внял ответу: «милостию Божиею мы ехали здорово, но большее мое здоровье то, что видел светлыя царския очи.» (Стат. список 3, лист 60)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В тюрьме мученики день и ночь пели псалмы, славили Господа. Кирион, знаток Священного Писания, просвещал дружину и вдохновлял мужественно перенести пытки, чтобы получить вечную славу в Небесных Обителях. Семь дней находились в темнице воины, пока не прибыл местный князь Лисий. Призвав подвижников, этот хитрый вельможа опять стал уговаривать их отречься от Иисуса. — Не бойтесь, братья, противостоять врагам Господним, — восклицал Кирион. — Вспомните, как на поле битвы пораженные противником, бежали все, и только мы ринулись на врага. Мы призывали на помощь Господа, дабы защитить Отечество. Противник был разбит и бежал. Так и ныне. Не побоимся с именем Господа победить врага рода человеческого — диавола и его земных служителей. Громадные толпы народа собрались посмотреть на неправедный суд над благочестивыми воинами. Разгневанный князь приказал палачам бросать камни в уста мучеников. Но здесь произошло чудо. Палачи стали бросать камни друг в друга, поражая себе зубы и челюсти. Раздраженный Лисий приказал отвести мучеников в темницу. Внезапно в темнице блеснул яркий свет, и раздался Божественный Голос: «Немного потерпите и Вечную Славу обрящете». Это чудесное явление вдохновило мучеников перенести грядущие страдания. На другой день вечером, по приказу Лисия, святые были обнажены, и палачи загнали их в ледяную воду Севастийского озера. На берегу была построена деревянная баня. Желающий поклониться идолам мог войти и согреться в ней. Святые дружно пели псалмы пророка Давида. Привратник темницы и воины на берегу сторожили мучеников, чтобы они не покинули леденящую воду озера. Один из воинов, не вынеся холода, выскочил на берег и побежал к бане, объявив себя идолопоклонником. Добежав до порога бани, он замертво упал. В полночь сторожа уснули, только привратник темницы бодрствовал. Вдруг яркий свет осветил озеро. Вода согрелась, и над мучениками появилось сорок огненных венцов. Один венец поднялся высоко и застыл в небе. Привратник темницы, видя случившееся, разбудил палачей, затем сам разделся и со словами: «Я — тоже христианин» бросился в воду к святой дружине. Огненный венец, паривший в вышине, опустился над его головой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Вообще перемена материального состояния человека и связанные с этим переживания, а зачастую и взятый на душу грех – одна из излюбленных тем Даля. Известно несколько его произведений на тему собственно «кладов» (например: «Клад», «Сказка о кладе», «Клад на корабле», статья «Клады» в цикле «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» и др.). Почти в каждом случае писатель не просто стремится дать нравственный урок, а делает это с позиций христианских. Он иллюстративно показывает страшное и часто весьма примитивное действие в человеческой душе греха-страсти. Как правило, один грех (корысть) приводит к еще более тяжкому (например, убийство). Нельзя не сказать, что Даль прекрасно знал православный церковный календарь, церковные обряды. Его «малая проза» так и пестрит названиями православных церковных праздников, именами святых (так, например, в «Иване Лапотнике» упоминается и св. Феодор Тирон, и св. сорок Севастийских мучеников). Хорошо знает он и строй церковной службы. Мало кто из современных людей без комментария сможет понять, например, его выражение из рассказа «Подземное село»: «Как заблаговестили к Достойной». А Даль знал, что во время освящения Даров на Божественной Литургии установлено «благовестить к Достойну, чтоб этот звон возбуждал к большему благоговению находящихся в Окунаясь в глубину народной жизни, Даль хорошо узнал так называемое «народное Православие» – и описывал его во многих своих произведениях. Некоторые из них строятся на переложении тех народных религиозных рассказов, которые по своему духу восходят к «Лавсаику» епископа Еленопольского Палладия. Так, например, в «Архистратиге» пересказана известная христианская народная легенда о чуде неожиданного спасения человека Св. Архистратигом Михаилом. В некоторых вариантах этой народной легенды вместо Архистратига Михаила действуют Ангелы, назвавшиеся «Средой» и «Пятницей» и в аналогичных обстоятельствах спасших жизнь старушке, которая всегда чтила среду и пятницу и не принимала в эти дни скоромной пищи.

http://pravoslavie.ru/36558.html

Вспомни, душа моя, великомученика Георгия и великомученика Иакова-персиянина; сорок мучеников Севастийских и великомучениц Ирину и Екатерину. Одному прибивали гвоздями к ногам сапоги, расплющивали его бревнами и раздирали крючьями. Другого же рассекали на части и урезали, словно лозу. Одни сподобились принять нетленные венцы в озере, других же нещадно истязали железом и изводили различными иными пытками. Вспомни, душа моя, Димитрия Прилуцкого, который дозволял братии утешаться трапезой, а сам питался одною водой с небольшой просвиркой. И прожил сравнительно долго, следуя узким и скорбным путем. Вспомни, душа моя, Александра Свирского , сказавшего о себе: «Семь лет я прожил в этой пустыне и никого из людей не видел. И за эти годы ни разу не вкушал хлеба, только траву, саму собой растущую из земли, смешивал ее с землею и ел. А иногда ел и одну только землю, некоторое время». Ты же, душа окаянная, всегда ищешь вкусных яств. Вспомни, душа моя, Зосиму Соловецкого. Как он остался один на Соловецком острове, когда его сотоварища Германа зима задержала за морем. У Зосимы же кончился хлеб, и он мысленно слегка усомнился, но потом возложил надежду на Бога. И не оставил Бог угодника своего: послал двоих юношей, которые привезли ему муки, рыбы и масла. В то же время и лукавые бесы досаждали ему, преображаясь в различных зверей и пресмыкающихся. Зосима же, оградился крестным знамением, и тотчас исчезли бесовские наваждения. Вспомни, душа моя, Евфросинию Суздальскую, ее чрезмерное воздержание. Сначала, постясь, не ела она с вечера до вечера. Потом через день. Потом по два и по три дня. Иногда же всю неделю оставалась без пищи и пила немного воды, и говорила своему телу во время нечистых помыслов: «Я тебя как скотину держать буду – ни разу не накормлю, только через две недели дам тебе немного еды, жаждою и трудами уморю тебя, чтоб не ведало немощных, приятных вожделений». И свое тело так излишним голодом замучила и истощила, что от телесного образа остались одни кости. И на неусыпной молитве непрестанно трудилась. Ты же, душа моя окаянная, даже до вечера не хочешь заставить себя поголодать.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским , например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях». В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб. Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г. Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб. Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб. Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб. Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV b. Новгород. ГТГ, Москва Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Если мы молимся, то всё меняется. Если же не молимся, то идем человеческим путем, который неизвестно, каким будет и куда нас приведет. Храмы открыты. Кто желает, приходите! Церкви остаются открытыми. Богослужение в них не прекратится. Наши священники и мы все находимся в том положении, в которое нас поставил Господь. Как пастыри Церкви, мы приносим молитвы, службы, Божественную Евхаристию за весь мир. Кто желает, приходите! Тот, кто чувствует затруднение, отсутствие сил или что-то еще, пускай поступает в согласии со своим пониманием ситуации. Мы не имеем права судить ни одного человека. Мы молимся за весь мир, за всего «Адама», за весь человеческий род. Кто-то спросит: а мы, те, кто приходим в Церковь, не заболеем? Заболеем и мы, умрем и мы. Кто вам сказал, что мы будем бессмертны в этом мире? Неужели вам нужен был коронавирус, чтобы узнать о том, что мы умрем? Неужели вам нужен был коронавирус, чтобы узнать о том, что мы будем болеть? Помните, что говорили святые сорок мучеников Севастийских? Сотворим надлежащее со рвением! Раз мы всё равно умрем, так лучше умереть честными перед самими собой и любезными Богу. Иметь память смертную, о которой наш святой соотечественник Неофит Затворник говорил, что страх Божий вплоть до памяти смертной есть благо высшее из всех благ, ибо напоминает о том, что мы уйдем из этого суетного мира и предстанем перед Господом. Мы все идем к Пасхе Никто да не убоится смерти: от страха перед ней Своей смертию избавил нас Господь Что дает нам Церковь? Бесстрашие. Победу над страхом смерти. Нас всех без исключения ждет биологическая смерть. А духовная нет: человеку, который верит в Бога, она не грозит. «Верящий в Мя не узрит смерти вовек», – говорит Господь. То есть тот, кто верует в Бога, никогда не увидит смерти. Биологическую – да, духовную – нет. Но именно она нас и пугает – духовная смерть, наша вечная разлука со Христом. Она нас страшит. Мы желаем, чтобы этого с нами не случилось, потому что биологическая смерть – до времени, а эта – расставание навсегда!

http://pravoslavie.ru/129574.html

И еще пример. Есть множество житий о мученичестве воинов, которых власть заставляла приносить жертвы идолам, и воины отказывались и их убивали. Есть нечто большее, чем воинская присяга и исполнение приказав законной власти: Христос, распятый властями. Вспомним из этого множества сорок Севастийских мучеников, вот почему: сороковой мученик был как раз очередной темничный страж, перешедший на сторону жертв. Тот, кому было приказано охранять и пытать жертв, переходит на сторону жертв. И поэтому — он святой. Христианская истина для силовиков — и не только для них, конечно — проста: надо быть с жертвами, а не с палачами. Не исполнять приказы, если приказы — зло. Святой Иоанн Воин, святой Петр Темничный Страж, святые мученики Севастийские, вразумите тюремщиков, полицейских, омоновцев, росгварцейцев, военных и спецслужбистов! Иоанн, Иосиф, Филипп Завтра (9 февраля) Церковь отмечает перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Событие было неординарное: перенесение мощей было актом покаяния имперской власти перед замученным ею святителем. Ведь Иоанн Златоуст — обличитель власти, и более того — сам «политик», со своей социально-политической программой. Иоанн в столице Империи призывал здесь и сейчас перейти к христианскому устройству общества: ликвидировать социальное неравенство, обобществить собственность по примеру первохристиан и монахов, защищал идеалы свободы-равенства-братства за много веков до Великих европейских революций. Такое, конечно, не нравилось властям, и Иоанна, лишив сана, сослали. Но вот прошло время, и Империя кается перед ним, а Церковь канонизирует его. С социально-политической программой можно ознакомиться по книге «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» . Там, например, можно прочитать то, что Иоанн писал императрице: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим. И тебе дал (Он) царский скипетр не для того, чтобы ты считала себя выше других, а чтобы оказывала всем равенство пред законом и справедливость. Не слава, богатство и мирская высокость поможет нам в страшный день суда, а только исполнение заповедей. Умоляю, облегчи поскорее тяготящую их скорбь и несчастие, помня Спасителя».

http://blog.predanie.ru/article/svyatye-...

Узнав и многие другие замечательные подробности про крепость Албазин, про епископа Гурия, про чудеса по молитвам к святой иконе, я дошел до того места, где было написано: «Указом Святейшего Синода от 24 августа 1895 года 4142 разрешено совершать ежегодно 9 марта празднование в честь находящейся в Благовещенском кафедральном соборе древней иконы Божией Матери, именуемой Слово плоть бысть”, с присвоением ей наименования Албазинской”». Прочел раз, второй, третий, пока, наконец, не понял, что 9 марта по старому стилю означает 22 марта по новому! Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения. Мне казалось, что я уже все знаю по 22 марта, ведь это мой день рождения Это день весеннего солнцестояния, в народе он называется «Жаворонки прилетели». Печенюшками в виде жаворонков всегда потчевала меня Бабаня, как мы любовно называли нашу бабушку. В этот день память сорока мучеников , в Севастийском озере мучившихся. Про это я узнал позже, когда пришла пора воцерковиться. Я даже, щеголяя знанием того, чего не знали мои сверстники, в одной из статей про кино предположил, что Борис Лавренев, написавший свой знаменитый рассказ «Сорок первый», не мог не знать о сорока мучениках севастийских. И вдруг узнаю самую главную подробность про 22 марта! «Слово плоть бысть» — это же вторая часть фразы начала Евангелия от Иоанна: «И слово стало плотью» (Ин. 1, 14). Первую часть фразы мы слишком часто повторяем: «В начале было Слово». Однако не все понимают, что вовсе не о литературном слове говорит здесь апостол, но – о Христе, Боге-Слове воплотившемся, жившем среди людей, вот почему «Слово стало плотью». Икона Богородицы с Младенцем внутри Себя относится к одному из изображений, названных «Оранта», что можно перевести не только как «Молящаяся», но и как «Путеводительница». Для меня лично это значило, что Богородица всегда была и остается моей путеводной звездой. Не успело улетучиться мое невежество, которым, как выяснилось, я еще и бахвалился, как почти сразу же, спустя всего лишь некоторое время после моего открытия, узнаю куда более впечатляющие подробности и про эту Богородичную икону, и про связанные с Ней драматические подробности, бывшие в 1930-е годы, когда крушилась все, что связано с жизнью Церкви.

http://pravoslavie.ru/133152.html

Это не так. Всё же город во многом сохранил свой исторический облик. Да, какие-то храмы были уничтожены. Например, при входе реки Трубеж в Плещеево озеро слева стоит храм Сорока мучеников Севастийских. А напротив, на правом берегу, стояла Введенская церковь. Сейчас на её месте находится спасательная станция МЧС, и речь о воссоздании храма не идёт. В Переславской епархии 216 приходских храмов. Большинство из них являются памятниками архитектуры. Поддержание их в надлежащем состоянии – очень дорогостоящее дело, которое мы тянем едва-едва. Есть множество храмов, которые мы должны реставрировать. Там же, по течению Трубежа, был храм, на месте которого стоит памятный крест. Ближе к центру храм преподобного Сергия сохранился в усеченном виде. Сейчас идет его неспешное (по мере поступления средств) восстановление. Колокольня Владимирского кафедрального собора была взорвана. По месту, где она стояла, проходит федеральная трасса М-8. Поэтому восстановить колокольню не представляется возможным. Дорогу уже сдвинуть не получится. Ныне в Переславле на сорок тысяч жителей – десять действующих храмов и пять монастырей. Но меня не только утрата храмов беспокоит. Ведь на облик города не только храмы влияют. Влияет и обычная городская застройка, которая сохранилась не лучшим образом. В постсоветские годы началось неконтролируемое возведение различных зданий другой архитектуры, другого стиля. Думается, это сильно повлияло на облик города. Но в целом, основные архитектурные доминанты сохранились и, чтобы в этом убедиться, достаточно подняться на Александрову гору и посмотреть на Переславль. Оттуда вы увидите только доминанты, которые стояли при священномученике Дамиане, стоят сейчас и, я надеюсь, будут стоять до скончания века. Священник Владимир Русин: Известно ли, в каком именно помещении Переславского Данилова монастыря находились покои владыки, сохранилось ли это здание? Епископ Феоктист: К сожалению, неизвестно. В Даниловом монастыре корпусов было больше. Сейчас мы начали работу по выявлению того, какие именно здания утрачены.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

22 марта – вторник. День памяти Сорока Севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) 1 раз в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 23 марта – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 24 марта – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 25 марта – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. Сухоядение 26 марта – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 26 марта — Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста Третья седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 27 марта – воскресенье. Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы. Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010