Праздник сорока Севастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть. Сорок Севастийских мучеников Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению. Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу. Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим: одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди её гонителей внезапно обретались исповедники веры.

http://pravoslavie.ru/45450.html

Сорок севастийских мучеников Один из воинов бросился в баню, но на пороге упал замертво В начале IV века римский император Ликиний приказал предать смерти всех воинов-христиан, которые не отрекутся от Христа. В Севастии Армянской, находившейся на территории современной Турции, были схвачены 40 воинов, сохранивших верность Христу, и поставлены раздетыми на лед замерзшего озера на целую ночь. На берегу озера, прямо напротив исповедников, находилась натопленная баня. Один из воинов, не стерпев зимней стужи, бросился в баню, но на пороге упал замертво. Чуть позже один из стражников увидел золотые венцы, спускавшиеся с неба на оставшихся мучеников, и с криком: «И я христианин!», сбросив с себя одежду, присоединился к казнимым и также сподобился мученического венца. Таким образом, отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство. Какой урок можем мы извлечь из примера Севастийских мучеников? Казалось бы, в нашей стране сейчас нет открытых гонений на христиан. За исповедание своей веры нам не угрожает ни смерть, ни другие виды репрессий. И тем не менее с уверенностью можно сказать, что предложенный пример является актуальнейшим в жизни каждого христианина во все времена. Пусть нам не грозит смерть, но нередко мы встаем перед выбором: соблюсти заповедь или нарушить ее ради сиюминутной выгоды. Поводом для нарушения заповеди может быть материальная выгода, удобства, нежелание идти на конфликт с окружающими, страх перед начальством, а то и опасность потерять работу. Если мы внимательно относимся к событиям своей жизни, то без труда заметим, что в тех ситуациях, когда мы решались соблюсти заповедь Божию в ущерб своим земным выгодам, мы не только сохраняли верность Божией воле и через это – мир в душе, но часто и материальные потери были или незначительны (сверх ожиданий), или вскоре компенсировались. Если же мы выбирали земную выгоду в ущерб заповеди, то, как ни странно, теряли и то и другое, подобно воину, который умер на пороге бани.

http://pravoslavie.ru/111588.html

     Мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12, 1). Эти слова апостола Павла особую силу и значение имеют в этот день, потому что сегодня мы одновременно празднуем память Сорока мучеников Севастийских и вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника, подвижника и церковного писателя . Мученики Севастийские были одними из лучших воинов своего времени. Они служили в легионе, который назывался «Молниеносный», были овеяны славой воинских побед, наделены красотой, силой, многими талантами. Но самым главным из того, что они стяжали и увидели в этой жизни, были вовсе не воинские почести, победы и красота, физическая сила, ум и храбрость. Важнее всего была для них встреча с Господом Иисусом Христом, Спасителем мира. Они служили царю земному своей жизнью, но всю свою душу они отдали Царю Небесному. Когда языческий правитель воздвиг гонения на христиан в управляемой им части империи, то повсюду разыскивали тех, кто исповедует имя Христово. Были найдены сорок человек храбрых воинов. Их начали всячески склонять к отказу от Христа и принесению языческих жертв. Но воины были тверды и претерпели всевозможные мучения ради имени Христова и не отреклись от Него. Их загнали в замерзшее озеро в Севастии и там держали в ледяной воде, а на берегу была растоплена баня, чтобы соблазнить кого-нибудь из христиан. Мученики оставались тверды, не поддавались на искушение и уговоры. Только один из них, ослабев, побежал в эту баню и тут же скончался на ее пороге. Стражник, который не был в тот момент христианином, увидел в небе венцы и ангелов, которые венчали воинов Христовых, томящихся в холоде. Тогда этот язычник снял с себя одежду и сам вошел в озеро, сказав своим братьям, воинам, что он тоже христианин и так присоединился к тридцати девяти мученикам Севастийским, став сороковым. Их подвиг произвел такое впечатление и на языческий, и на христианский мир, что Церковь чтит их особым образом по всей земле, просвещенной Евангелием. Есть множество храмов в честь мучеников Севастийских. Святитель Василий Великий особым образом их почитал, потому что они тоже, согласно некоторым житиям, были из Каппадокии,.

http://pravoslavie.ru/78071.html

Александр Жуков: Как я был бомжом «Ты не нужен нам бедный и унылый. Ты нужен нам богатый и веселый, как раньше» 18 декабря, 2015 «Ты не нужен нам бедный и унылый. Ты нужен нам богатый и веселый, как раньше» Шуточный, ничего не значащий комментарий в социальной сети: «Да что там говорить? – я бы с удовольствием и сама забомжевала, но всякие обязательства… Приходится жить прилично, только на даче и оттягивалась». Через секунду – ответ от моего знакомого, Саши Жукова: «Как человек с пятилетним бомж-стажем в активе смею заверить, что ни квазиинтеллигентная дурочка и никто другой не представляют себе даже близко, что значит быть бомжом. По-настоящему, не на недельку, «для экстрима». Я лично очень рекомендую этот способ существования (в небольших дозах, года два-три) любому человеку. Очень обогащает внутренне, дает возможность взглянуть на мир совсем по-другому, наполняет внутренним светом и радостью. Если, конечно, сможете выжить – и как человек, и как протоплазма…» Я узнала Сашу случайно, он предложил помочь моей больной подруге. Встреча у метро – высокий статный и успешный мужчина протянул мне деньги. Спросил, нужна ли помощь, рассказал, чтобы приободрить меня, про своего больного брата. Потом отвез нас с подругой в санаторий, а на обратном пути спросил: «Ты с бомжами работаешь?.. А я был бомжом». Было это накануне его именин – Сорок севастийских мучеников . Он мне так и кажется – одним из севастийцев. Ольга Шульчева-Джарман Фото: vk.com «Не сразу смог понять, каким образом выстроить свой рассказ о том, как мне довелось быть бомжом, – говорит Александр Жуков. – Сел к компьютеру, никак не мог начать. И вдруг я поймал себя на мысли – все эти четыре с половиной года моего бомжевания (плюс полтора года чуть менее голодной жизни, зачастую с крышей над головой) были самыми счастливыми годами в моей жизни. Как сейчас помню – вот я, только что закончивший жизнь бомжа, после нескольких лет отсутствия вернулся в родной город, Клайпеду. Я вышел из автобуса и первым делом подошел к березке и погладил ее – о, как долго я мечтал об этом! А потом радостно рассмеялся – Господи, как велика щедрость Твоя! Всего четыре года пришлось потерпеть, зато какой царский подарок я получил! Я увидел мир новыми глазами, восхитительный, Божий мир, я действительно услышал, как всякое дыхание хвалит Господа, и я почувствовал на себе Его любовь.

http://pravmir.ru/aleksandr-zhukov-kak-y...

Кухня Великого Поста Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали. По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. «Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. (…) смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...».

http://pravoslavie.ru/1855.html

Пренебрегая исполнением заповедей, мы отрекаемся от Христа Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. 21 марта, 2012 Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Сайт Ново-Тихвинского монастыря   Автор статьи схиигумен Авраам (Рейдман) является духовником Ново-Тихвинского монастыря в г.Екатеринбурге. Проповедь была произнесена схиигуменом Авраамом 22 марта 2003 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братья и сестры, мы все собрались, чтобы почтить память сорока мучеников Севастийских. Они пострадали в те времена, когда христианская вера, казалось бы, уже начала торжествовать во всей Римской империи, когда император Константин Великий, победив многих своих противников, стал покровительствовать христианству. В это самое время один из бывших союзников Константина, Ликиний, воспротивился его власти и захотел править самостоятельно, хотя ему следовало быть только соправителем. Зная, что император Константин оказывает покровительство христианству, Ликиний, видимо боясь, как бы среди его воинов не появились сочувствующие Константину, стал требовать у них отречения от Христа. И в то самое время, когда христианский мир готов был ликовать о прекращении гонений, неожиданно сорок воинов, которые известны нам как мученики Севастийские, должны были пострадать за Христа. Одно это, надо полагать, было для них особенно мучительно, потому что, когда все уже ожидали покоя, их внезапно постигло гонение и муки. Сначала ласками, а потом и угрозами от них стали требовать отречься от Христа, но они, показав свое мужество в военных сражениях, вели себя мужественно и в брани против дьявола – остались непреклонными, несмотря ни на какие угрозы.

http://pravmir.ru/prenebregaya-ispolneni...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  4.6 из  5) Под обложкой этой замечательной детской книжки собраны рассказы и стихи классиков, притчи, жития святых, истории из патериков, отрывки из Евангелия, чтобы каждый день поста проходил для юных читателей радостно и осознанно. Книга «Великий пост. Чтение для детей на каждый день», душеполезное чтение на каждый поста, адресована детям младшего и среднего школьного возраста, педагогам воскресных школ, а также мамам и папам, которые размышляют, что почитать в пост вместе с детьми. Детская книжка вышла в издательстве «Никея» в 2019 году. Вот что сообщают о ней сами издатели: ««Великий пост. Чтение для детей на каждый день» — это книга Татьяны Коршуновой, которая расскажет мальчишкам и девчонкам об удивительном времени поста, от подготовительных недель и до Светлой Пасхи». С первых страниц книга погружает детей в особое время и пространство поста, где есть место не только горькому плачу о своих грехах, но и большой христианской радости и благодарности за каждый прожитый день. Великий пост — особое время жизни православных христиан, это «духовная весна», «весна покаяния». Издатели акцентируют главную цель Великого поста, которая должна стать понятной и детям, и цель эта — не просто перечисление грехов на исповеди, а изменение жизни. И к этому Церковь начинает готовить нас заблаговременно, за 4 седмицы до его начала. «Мы стараемся исправиться, стремимся к Богу — и Бог идёт нам навстречу. .. Чтобы почувствовать важность Великого поста, надо почаще ходить в храм, а дома читать жития святых, предания об отцах пустынниках, сказания о чудотворных иконах», — говорит во вступительной статье автор-составитель  Татьяна Коршунова. И все вышеперечисленное для осмысления постных дней детьми в этой книжке присутствует. Издание приводит отрывки из Евангелия, понятные детям, часто цитируются Христовы притчи. Фото: nikeabooks.ru Много любопытных страниц издания занимают жития и высказывания христианских святых, причем не только давно и широко известных ( Андрей Критский , сорок мучеников Севастийских, юродивый Николай Псковский, Феодор Тирон, преподобный Серафим Вырицкий ).

http://azbyka.ru/deti/velikij-post-chten...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance За веру, Небесного Царя и Небесное Отечество 10 мин., 22.03.2013 В церковном календаре практически нет такого дня, когда не чтилась бы память какого-нибудь мученика. Эти люди – умершие или пострадавшие за Христа – наравне с преподобными подвижниками-монахами составляют самую представительную группу христианских святых. Они проливали свою кровь и поодиночке, и вместе с несколькими единоверцами, но чаще всего поношения, издевательства, побои и смерть мученики принимали массово – десятками, а иногда и сотнями. Церковь хранит память о множестве таких случаев. Например – о мужественном поступке сорока воинов, которые засвидетельствовали свою веру в армянском городке Севастия 9 (22) марта 320 года. Область, где была расквартирована часть, в которой служили святые, находилась в подчинении императора Лициния – соправителя Римской империи. Под его властью находилась азиатская часть державы, в то время как западными регионами управлял Константин. Между двумя властителями шла постоянная вражда, несколько раз перераставшая в гражданскую войну. К моменту мученичества севастийской дружины уже несколько лет действовал Миланский эдикт, позволявший христианам беспрепятственно исповедовать свою веру. Но спустя некоторое время после принятия этого закона Лициний отменил его действие на своей территории, и Церковь снова стала гонима. За годы короткой передышки христианство успело вполне легально распространиться не только среди низов общества – Благая весть также дошла и до сердец многих солдат, служивших в непобедимой римской армии. Таковыми были и сорок друзей, которые прославились в своем легионе не только искренней верой, но и блестящими ратными подвигами. О храбрых воинах очень скоро стали слагать легенды, а слава, которую они стяжали в боях, стремительно распространилась по Империи, дойдя до самого императора. Такая широкая известность не развратила их – все так же верные своему делу, воины бросались в самую гущу сражения, и везде, где блестели их мечи, бой заканчивался с минимальными для их родной части потерями.

http://foma.ru/za-veru-nebesnogo-czarya-...

Фото: Пелагия Замятина      Великий пост пугает продолжительностью и строгостью. Но, как показывает практика, он пролетает незаметно. Именно поэтому в православных журналах часто появляются тексты примерно с таким заголовком: «Что нужно успеть за Великий пост». Среди всего перечисленного есть особенный пункт, на котором и я хочу остановиться. Это молитва на литургии Преждеосвященных даров. Православные христиане, постясь сорок дней, стараются следовать примеру Спасителя (см. Мф. 4:1–2). Святитель Григорий Богослов говорит, что «Христос постился перед искушениями, а мы постимся перед Пасхою». По словам святого, пост знаменует «умерщвление со Христом и служит предпразднественным очищением». Святитель Григорий говорит об умирании в смысле отказа от греховных привычек, что является болезненным процессом, требующим крепкой веры, силы воли и терпения. Поскольку Великий пост — это время «умерщвления со Христом», литургия святителя Иоанна Златоуста и литургия святителя Василия Великого в обычные будние дни не совершаются. Это праздничные богослужения. Они бывают только по субботам и воскресеньям, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий четверг и Великую субботу. В другие дни Великого поста, чаще всего в среду и пятницу, совершается особое богослужение — литургия Преждеосвященных даров. Чем празднична полная литургия? Ее называют «малой Пасхой». Во время этого богослужения хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господа. Более того, чинопоследование полной литургии описывает всю земную жизнь Господа Иисуса Христа: вспоминается эпизод Нагорной проповеди, возвещается смерть Господа, его воскресение и вознесение на небеса к Богу Отцу. Например, когда священник в конце службы переносит чашу с престола на жертвенник, он произносит: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» (Пс. 107:6). Это напоминание о вознесении Господа Иисуса Христа. В великопостный период верующие люди готовятся встретить праздник Воскресения Христова, но пока нам предстоит поприще поста. Это дни скорби о своих грехах. Именно поэтому в будние дни не положено полной торжественной, ликующей литургии. Совершается другое богослужение. Это литургия Преждеосвященных даров. Главная особенность ее состоит в том, что святые дары для этой литургии освящаются заранее на ближайшей полной литургии. Более того, во время этого богослужения не читается Апостол и Евангелие. Исключения составляют дни, когда молитвенно вспоминается праздник Сорока Севастийских мучеников, первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя или же престольный праздник храма.

http://pravoslavie.ru/138432.html

Фото: pristannoe.cerkov.ru Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник? Как жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу 22 марта, 2022 Как жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу Фото: pristannoe.cerkov.ru Один из самых любимых в народе праздников — день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник? В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам. Сорок мучеников Севастийских. Фреска XII века в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самолыго Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется». Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010