Русским людям издавна было присуще связывать церковный календарь с природным, и это никакие не «языческие приметы» — это стремление освятить свой трудовой год. Вот почему на Николу Вешнего сажали репу и картошку, а в день памяти мучеников Флора и Лавра прекращали выгонять в поле скот… А на Сорок мучеников радовались предстоящей весне. И ловили звонкую песенку в подтаявших уже полях, и пекли сладких постных жаворонков, потому что человеку нужна радость. Воины Двенадцатого Молниеносного римского легиона, однажды решившие стать воинами Христа, заповедали нам радость непреходящую и главную: «Мелетий, Аэтий и Евтихий — узники Христовы — во всяком граде и стране сущим святым епископам, пресвитерам, диаконам, исповедникам и прочим всем церковным мужам — радоваться о Христе!..» Так начинается «Завещание Севастийских мучеников» — три письма, написанных ими в темнице перед казнью. Исследователи читают этот документ аутентичным, то есть изначальным, подлинным, а не результатом позднейших редакций или пересказов «по памяти». В первом письме мученики просят о том, что не было, увы, исполнено — чтобы останки их после сожжения в печи (они были уверены, что их именно сожгут) были погребены в одном месте и чтобы их не разбирали на части и не разносили по всему христианскому миру: «Хоть все мы происходим из разных деревень, однако предпочитаем одно и то же место для упокоения; ибо так как мы поборолись общей бранью за венец, то условились иметь и общее упокоение в вышеуказанной деревне» (Сарим. — М.Б.) В этом первом письме есть пронзительное упоминание об «отроке Евноике» — видимо, о мальчике-подростке, «сыне полка». Взрослые надеются, что мальчик избежит казни, и в этом случае просят его «хранить заповеди Христовы»; если же Евноик « достигнет того же конца брани, да удостоится иметь одинаковое с нами пребывание».Отрок удостоился — его имя есть в списке мучеников Севастии. Во втором письме воины убеждают своих братьев твердо стоять в вере: «…быть чуждыми всякого мирского сладострастия и обмана, ибо слава мира (сего) не крепка, а переменчива: она на короткое время цветет, но немедленно засыхает, подобно траве; заканчивается, еще не начавшись. Но более возжелайте прибегать к Человеколюбцу Богу, Который прибегающим к Нему подает неоскудеваемое богатство, а верующих в Него увенчивает вечной жизнью».

http://ruskline.ru/opp/2024/03/22/sorok_...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Сорок мучеников Севастийских (Память их празднуется 9/22 марта) Когда в древние времена бывали гонения на христиан, языческие правители заставляли всех приносить жертвы идолам —  в первую очередь это касалось христиан-воинов. В римском войске в полку, который стоял в армянском городе Севастия, служили сорок друзей, очень смелых и доблестных воинов и настоящих христиан; конечно, они отказались приносить жертву языческим богам. Их посадили в тюрьму. Вечером, когда они пели псалом “Живый в помощи Вышняго”, им явился Сам Господь, укрепляя их на предстоящие страдания. Семь дней друзья провели в темнице, а потом их повели на суд. — Чего нам бояться? — сказал товарищам воин по имени Кирион. — Бог всегда помогал нам в сражениях. Помните, какой был бой, когда все наши полки бежали, а мы остались одни посреди врагов? Как мы помолились Богу и вырвались из окружения? И ведь никто из нас даже не был ранен! А теперь с нами воюет всего один невидимый враг — сатана. Нас-то сорок, где ему победить? Помолимся от всего сердца Господу! И они, как всегда идя в бой, запели псалом “Боже, во имя Твое спаси мя”. На судилище правитель велел бить воинов камнями, но слуги, швыряя булыжники, попадали друг в друга. Тогда он сам прицелился в одного из мучеников — но угодил в военачальника, гонителя христиан, и разбил ему лицо. Мучеников повели к озеру неподалеку от города и раздетых поставили на лед. Была зима, и стоял лютый мороз с ветром. На берегу нарочно затопили баню, чтобы тот, кто не вынесет пытки и отречется от Христа, мог согреться. Вечерело, и мороз усиливался. Тела христиан быстро покрывались ледяной коркой. И один не выдержал: он побежал прочь от товарищей к жарко натопленному дому. Но едва ступив на порог бани, несчастный упал замертво и растаял, как воск. — Господи, Тебя хвалит вся тварь, огнь, град, снег, лед и дыхание бури, — пели мученики. — Услышь нас, да не потопит нас буря водная, помоги нам, Боже Спасе наш!

http://azbyka.ru/deti/detjam-o-svjatyh-s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Архиепископ Горловский Митрофан: Как может быть так, что единоверные христиане друг на друга подняли руку? 23 марта, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Христиане — это не те, кто ходит на службу, не те, кто крестик на себе носит и не те, кто соблюдает обычаи и обряды. Христиане — это те, кто своё христианское звание ставит на первое место. 23 марта. ПРАВМИР. В Неделю 4 Великого поста и день памяти 40 мучеников Севастийских архиереи Донбасса совершили совместную Божественную литургию в главном храме Успенской Святогорской лавры. На запричастном стихе архиепископ Митрофан обратился к многочисленным паломникам лавры с проповедью, в которой напомнил о подвиге веры святых Севастийских мучеников и призвал всегда ставить веру на первое место в своей жизни, — сообщает Пресс-служба Горловской и Славянской епархии «Чему мы от них можем научиться в сегодняшний день? Всё тому же: на первое место ставить свою веру. Чтобы каждый спросил себя: на каком месте в моей жизни находится православная вера? Ведь сегодня многие люди от своей веры отказались по разным причинам, в силу разных обстоятельств. Почему так произошло? Если бы люди были христианами и своё христианское звание ставили на первое место, разве возможно бы было то, что происходит сегодня между нами? Вопрос, который задают каждому священнослужителю: как может быть так, что единоверные христиане друг на друга подняли руку? Ведь, если вспомнить, ещё три года назад мы вместе праздновали Пасху и Рождество, причащались, исповедовались, вместе в храме молились. Но сегодня — друг другу враги. И все христиане. Что же произошло? Всё очень просто. Христиане — это не те, кто ходит на службу, не те, кто крестик на себе носит и не те, кто соблюдает обычаи и обряды. Христиане — это те, кто своё христианское звание ставит на первое место, как сорок мучеников Севастийских. Христиане никогда не откажутся от своего христианства, всегда будут следовать за своей совестью, смотреть на заповеди Божии и спрашивать себя: „А угодно ли Богу то, что я делаю? А как должен поступить христианин?“ И если бы для всех нас, которые крещены в православной вере, христианство было на первом месте, никогда бы войны не было».

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Иконы монастыря Пантократор Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). 11 октября, 2012 Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Христос Вседержитель. Около середины XVII в. Одигитрия. Начало XV в. Св. вмч. Георгий Победоносец. Третья четверть XVI в. Преображение, с ктиторами монастыря Пантократор с видом самого монастыря Христос Вседержитель. 1363 г. Апостол Иоанн Богослов. Фреска. 1363 г. Святой Иоанн Креститель. Фреска. 1363 г. Святой Евфимий. Фреска. 1363 г. Святой Антоний. Фреска. 1363 г. Святой Петр Александрийский. Фреска. Кон. XIV - нач. XV в. Святой Дионисий Ареопагит. Фреска. Кон. XIV - нач. XV в. Христос Вседержитель. 1363 г. Святой Афанасий Афонский. 1363 г. Святой Иоанн Креститель и Матерь Божия с Младенцем. 1363 г. Распятие. Конец XIV в. Распятие, фрагмент. Конец XIV в. Собор Архангелов. Начало XV в. Сретение. XIV в. Матерь Божия Умиление. Кон. XV - нач. XVI в. Воскрешение Лазаря. Кон. XV - нач. XVI в. Пророк Иезекииль. 1535-1546 гг. Матерь Божия " Всех Радость " . 1535-1546 гг. Преображение. 1535-1546 гг. Иоанн Креститель. 1535-1546 гг. Иоанн Креститель, фрагмент. 1535-1546 гг. " Уже и секира при корне дерев лежит... " (Лк. 3:9) Сорок мучеников Севастийских. Фрагмент. 1535-1546 гг. Сорок мучеников Севастийских. 1535-1546 гг. Крещение. Около середины XVI в. Христос и Самарянка. Третья четверть XVI в. Христос учит в Храме. Третья четверть XVI в. Исцеление слепорожденного. Третья четверть XVI в. Исцеление расслабленного. Третья четверть XVI в. Воскресение Христово. Третья четверть XVI в.

http://pravmir.ru/ikony-monastyrya-panto...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кротость Образцы христианской кротости 1 . Некогда св. Спиридон, епископ Тримифунтский, входил во дворец царский; одежда на нем была весьма скромная. Один из слуг царских принял его за нищего и даже ударил в ланиту, но когда св. Спиридон, по слову Господню, подставил ему и другую, то он, узнав в этом поступке святого, припал к ногам его и начал просить прощения («Четьи-Минеи», 12 декабря). 2 . Вот и другой пример христианской кротости… Однажды преподобный Феодосий, игумен Печерский, был у великого князя Изяслава и замедлил отбытием до позднего вечера. Великий князь не хотел отпустить преподобного пешим, и одному из слуг приказал отвезти его. Но слуга этот, сочтя преп. Феодосия за простого сборщика подаяний, спустя несколько времени, сказал ему так: «Черноризец, пора уже мне отдохнуть на твоем месте». Преп. Феодосий благодушно уступил ему свое место и сам стал править лошадьми, а слуга заснул. Но вот, поутру проснувшись, слуга видит, что все вельможи, ехавшие к великому князю, кланяются преп. Феодосию. Ужас его увеличился, когда, подъехав к монастырю, он увидел, что вся братия вышла к своему игумену навстречу и с благоговением принимала от него благословение (по «Четьи-Минеи»). 3 . Преподобный Ефрем Сирин любил уединение и не сходил за общую трапезу того монастыря, где жил. Пищу ему приносил один из учеников его в келью. Однажды, идучи из поварни, ученик нечаянно уронил сосуд с пищею и разбил его. Он не знал, что делать, боясь гнева своего старца. Но св. Ефрем увидел это из окна и весело сказал ему: «Не печалься, дитя мое! Если пища не хотела прийти к нам, то мы сами пойдем к ней». И пошел: сев на землю возле разбитого сосуда, начал подбирать пищу («Четьи-Минеи»). 4 . Когда пришли к авве Иоанну Персянину злодеи, он принес умывальницу и умолял их о дозволении умыть им ноги. Злодеи устыдились: начали просить у него прощения и раскаиваться в своей злонамеренности («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»). 5 . Сорок мучеников, умерших за Иисуса Христа в севастийском озере, служат трогательным примером христианской кротости. Они были офицеры и простые воины, неустрашимые на поле брани, благочестивые и сведущие в Божественном писании. Когда они отказались обратиться к богам, по предложению князя Лисия, то он велел их бить камнями. Этого мало: обвиняя в бессилии и нерадении бьющих служителей, он сам схватил камень и бросил в одного из мучеников, и потом велел поставить их в озеро среди льда, отвсюду напирающего, где они замерзли. Не взялись они за оружие, не стали сопротивляться и защищаться, хотя бы и могли, но претерпели все с кротостью за Христа, как агнцы («Четьи-Минеи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения , – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного. Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий. В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков. В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый. В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу Духа и крестный подвиг Спасителя. В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье. В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церковного года. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие. Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Что означают цвета облачений священнослужителей

http://azbyka.ru/cvet-oblacheniya

Афон (θως). Монастырь Ксиропотам. Μον Ξηροποτμου Карта и ближайшие объекты Монастырь Ксиропотам, посвящённый Сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древний на Святой Горе. По данным археологов, основание монастыря относится к X веку. Но предание гласит, что Ксиропотам был основан в V веке греческой царевной Пульхерией. Позднее он был разорён пиратами и возобновлён в X веке стараниями прп. Павла, сына греческого императора Михаила Курополата. Организовав жизнь в обители, Павел Ксиропотамский в поисках большего уединения отправился к подножию вершины Афона и основал там келию, посвященную Великомученнику Георгию. Вскоре на месте келии появился монастырь Святого Павла. В XIII веке при нечестивом царе Михаиле Палеологе и патриархе-отступнике Иоанне (Векке) Ксиропотам вступил в унию с латинянами. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под Святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлён Ксиропотам был при благочестивом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328). Помогал обители и сербский правитель Георгий Бранкович. На его пожертвования в 1445 году был построен соборный храм Ксиропотама. Большой пожар 1507 года нанёс обители колоссальный ущерб. Интересно, что помощь пришла оттуда, откуда её меньше всего ждали. Турецкий султан Селим после видения ему сорока мучеников Севастийских и их чудесного заступничества не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям. Изображение Султана можно видеть в литийном притворе ксиропотамского кафоликона, рядом с портретами византийских императоров. В 1761 году на средства известного греческого книжника Кесария Дапонте началось восстановление соборного храма и всей обители. Кафоликон был расписан братьями Константином и Афанасием из Северного Эпира в 1783 году. Выделяется изображение тридцати четырёх новомученников, написанное по указанию Кесария. Благодаря его помощи удалось достать материалы для строительства фиала и резной позолоченной двери для главного входа в соборный храм.

http://sobory.ru/article/?object=28094

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010