Сорок мучеников Севастийских — где почтить память святых? В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве. 22 марта, 2012 В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве. Сорок Мучеников Севастийских. 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам. Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник. Праздник Сорока мучеников особо почитается Церковью. В этот день, если он выпадает на любой будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Храмы, посвященные Сорока мученикам, существуют во всем христианском мире: в колокольне храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, в столице Болгарского царства Тырново (построен в XIII в.), а также и в России: в Переяславле Залесском (сер. XVIII в.) и напротив Новоспасского монастыря в Москве (сер. XVII в.). Но святынь, связанных с памятью Севастийских мучеников, осталось крайне мало. После страдания святых, их останки были чудесным образом сохранены, но уже в VI веке их основное местонахождение было неизвестно: святитель Григорий Нисский сообщает, что мощи святых мучеников Севастийских рассеяны по всему свету. При этом Церковь сохранила в памяти имена святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Лобачев Владимир/ru.wikipedia.org Жаворонки. История и рецепт 3 мин., 21.02.2024 Содержание Когда пекут «Жаворонков» в 2024 году Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта. Но в 2024 году память 40 Севастийских мучеников празднуется 23 марта, поскольку переносится с пятницы на субботу. Печь в Великий пост «жаворонков» — красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников . Как связана память об этих святых и красивый народный обычай печь постные булочки в виде птичек? Об  этом в нашем материале вместе с проверенным рецептом. Что такое «Жаворонки» Жаворонки — это печеные птички из постного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. В православной традиции они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии -  песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу. Кто такие 40 Севастийских мучеников Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году — замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками. Традиция печь жаворонков Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта. В христианской традиции булочки-птички символизировали улетающие к Богу души мучеников. Но обычай печь жаворонков существовал еще с языческих времен. В языческом народном календаре это был день весеннего равноденствия, Считалось , что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. Птицы были символами наступающей весны. С " жаворонками " были связаны разнообразные обряды по призванию весны ( " кликанье " весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали различные призывающие весну стишки.

http://foma.ru/zhavoronki.html

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио) В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта, 2024 В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.    История Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник. В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Один из страдальцев не выдержал и побежал в баню, но пороге упал замертво, как только приблизился к огню. В это время стражник Аглаий, охранявший мучеников, увидел, что на озеро опускаются с неба 40 мученических венцов, сорокового мученика нет. Тогда он с криком «И я христианин!» присоединился к мученикам, восполнив их число до сорока. Кем были сорок мучеников Севастийских? В чём было их мужество и подвижничество? Об этом Вы узнаете, если прочитаете статью на портале «Правмир». Сорок мучеников Севастийских Сорок мучеников Севастийских В 313 г во время жестокого гонения на христиан префект Агриколай заставлял сорок воинов Каппадокийской когорты отречься от Христа и принести жертву идолам. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вместе с теми, кто умер по любви ко Христу 20.03.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: сорока мучеников Севастийских Слово в день памяти сорока мучеников Севастийских На прошлой седмице Великого поста мы совершали поклонение Кресту Христову. А теперь у нас память сорока мучеников Севастийских. Приидите, поклонимся и припадем Христу вместе с теми, кто захотел с Ним умереть по любви к Нему. Перед лицом современных сатанинских идеологий растления и насилия, как недавно перед лицом идеологии коммунистического воинствующего безбожия, Церковь вопрошает нас, готовы ли мы с полной убежденностью и сознательностью повторить слова святых мучеников: «Мы предпочитаем умереть за Христа какой угодно смертью, нежели отречься от Него и от правды Его» — слова, которые будут звучать до конца мира, проникая до глубины окаменевших сердец. Слова, от которых делаются подлинными все другие святые слова. Слова, которые никакие толкования не могут смягчить; никакие комментарии — подделать; никакая цензура — поставить им фильтр; никакой перевод — исказить. Всем людям, без исключения, они должны быть понятны. Господь говорит, что если кто хочет быть Его учеником, тот пусть возьмет свой крест и следует за Ним. И мы понимаем, что Господь хочет подготовить нас к мученичеству. Призывать к поклонению Кресту Христову — значит призывать к мученичеству. Но если Сам Господь посылает нас, какое значение имеют все скорби и смерть! Самое главное — быть всегда верным Ему. В этот день мы снова размышляем о нашей России, которая является, может быть, самой прекрасной в мире страной после Святой Земли, прежде всего потому, что она напоена кровью стольких мучеников. Как прославляет Церковь этих святых, как украшается ими, как зовет она нас быть в общении с ними! Сорок мучеников Севастийских и сорок тысяч новых мучеников Российских нам говорят: «Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его».

http://moral.ru/40-muchenikow/

Сорок Севастийских мучеников      Диакон Владимир Василик Введение Преподобный Ефрем Сирин неслучайно назван пророком сирийцев. Во-первых, он является достаточно таинственным автором, его произведения глубоки и находятся, по выражению С.С.Аверинцева, «между изъяснением и прикровением». Во-вторых, как пророки древности, он оставил все и пошел за Господом. Он ушел из дома своего отца — языческого жреца — и стал христианином, а затем — монахом. Преподобный Ефрем сблизился со святителем Иаковом Нисибинским, был его другом и верным помощником. Вместе с ним он пережил осаду Нисибина в 351 году, когда город был спасен от персидского захвата молитвами праведного еписко­па Иакова и мужеством его защитников. Однако преподобному Ефрему пришлось оставить Нисибин, перешедший к персам по мирному договору 363 года. Святой переселился в Эдессу, где наставлял ко спасению мирян и «дочерей завета» — местных монахинь. В Эдессе он мирно скончался в 373 году в сане диакона . Наследие преподобного Ефрема Сирина обширно и многообразно: это и комментарий на Евангельскую гармонию (Диатессарон), и толкование на Книгу Бытия, и проповеди об Иосифе Прекрасном, и, конечно же, многочисленные поэтические произведения – мадраши (песнопения) «О Церкви», «О Рае», «О Распятии», «Против Юлиана» и т. д. Среди них гимны в честь мучеников, в частности, в честь Сорока мучеников Севастийских , первый и второй из которых предлагаются вниманию читателей в русском переводе. Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников , пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского. Преподобный Ефрем Сирин также посчитал своим долгом составить пять гимнов в их честь. В них он воспевает святых Севастийских мучеников как доблестных борцов, вышедших на поприще борьбы с языческим тираном, палачами и стоявшим за ними дьяволом, которого мученики победили своими страданиями. Характерно, как препобный Ефрем использует рассказ о венцах, явившихся на головах святых мучеников во время их пребывания в ледяной воде. Для него это сквозная тема гимнов:

http://pravoslavie.ru/78062.html

Православная кухня: Жаворонки По обычаю, жаворонки пекутся в день сорока Севастийских мучеников. 21 марта, 2014 По обычаю, жаворонки пекутся в день сорока Севастийских мучеников. В этой статье Вы найдёте рецепт православной выпечки, которую пекут в день сорока Севастийских мучеников, — её называют «жаворонки».   «Идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика». Иван Шмелев «Лето Господне» Жаворонки: рецепт По обычаю, жаворонки пекутся в день сорока Севастийских мучеников . Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай. Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма. Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки. Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 декабря, 2014 17 марта, 2014 12 августа, 2011 9 марта, 2022 7 апреля, 2021 25 марта, 2021 17 марта, 2021 15 августа, 2020

http://pravmir.ru/zhavoronki/

Древний западно-украинский Дрогобыч встретил нас мокрым февральским снегом и приветливым участием офицеров пенитенциарной службы Львовской области. Они гостеприимно предоставивили на вокзал микроавтобус для встречи тюремных капелланов различных христианских конфессий — членов правления Украинской межконфессиональной миссии «Духовное и благотворительное попечение в местах лишения свободы», которую возглавлял протоиерей Виктор Яценко. Событие неординарное: в Дрогобычской исправительной колонии усиленного режима на 1500 человек оборудован новый православный храм Украинской Православной Церкви в честь Сорока мучеников Севастийских. Как известно, храбрые воины пострадали за Христа в 4-м веке и являются покровителями всех «страждущих и обремененных», кто обращается к ним за помощью. Такую аналогию выбрали сами заключенные, создатели нового тюремного храма – сороковая колония и Сорок мучеников Севастийских. День памяти — 22 марта. Ровно за месяц до этого события, 22 февраля, храм должен был быть освящен епископом Львовским и Галицким Филаретом (Кучеровым) и в нем должна совершиться первая Божественная литургия с участием самих заключенных. Божий храм за тюремной стеной Согласно преданию, этот столетний тюремный замок на 600 заключенных, вошедший ныне в состав 40-й колонии, построен приближенной к австро-венгерскому трону некой графиней Брегидой Люмбергской на месте гибели своего супруга от рук разбойников. Он расположен на живописной горе, на окраине Дрогобыча, по направлению к известному курорту Трускавец, что в пяти километрах отсюда. Графиня желала, очевидно, чтобы убийцы ее мужа-графа в покаянии завершили здесь свое преступное житие. Эту легенду передают из уст в уста и нынешние заключенные, так что она известна каждому обитателю старинного тюремного замка, точнее — «сороковки» — как принято называть это учреждение усиленного режима для отбывания наказаний. Видимо, графиня усердно молилась, говорят сами осужденные, раз в «сороковке» действует сразу пять домовых храмов различных конфессий: греко-католический, самозваного УПЦ-Киевского Патриархата, двух протестантских и УПЦ (Московского Патриархата). Правда, храм канонической Церкви, на освящение которого мы прибыли, создавался в течение последних трех лет. Православный приход действовал, настоятель протоиерей Роман Кононенко служил молебны и акафисты, исповедовал и причащал заключенных запасными дарами, но литургии совершать было негде. Староста общины Евгений Шадрин со своим помощником и собратом Павлом К. и другими осужденными взялись за оборудование нового храма в честь 40-ка мучеников Севастийских.

http://pravoslavie.ru/59872.html

Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся Память 9/22 марта Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Сорок святых мучеников Севастийских Императорский минологий. XI в.    В 320 г. жестокий Лициний (308-323), разделивший власть со святым Константином, сбросил маску лицемерия и разорвал отношения с императором-христианином. Он опубликовал эдикты, направленные против христиан, и разослал во все подчиненные ему провинции магистратов, обязанных выполнять его приказы. Согласно эдиктам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях. Правитель Агриколай , назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным (Legio XII fulminata). Возглавлял его дукс Лисий. Сорок воинов этого легиона, люди молодые, храбрые и уважаемые за свою службу, отказались принести жертву имперским идолам и объявили себя христианами. Происходили они из разных стран, но были объединены, словно один новый человек, верой и любовью. Они представали перед правителем один за другим, словно атлеты, проходящие перепись в день поединка, и объявляли свое истинное звание, говоря: «Я — христианин!» Агриколай сначала попытался переубедить воинов мягкостью, восхваляя их славные деяния и обещая почести и награды от императора, если они покорятся его повелению. Святые ответили ему устами одного из них: «Если мы доблестно сражались, как ты говоришь, за земного императора, то со сколь большей горячностью надлежит нам теперь вступить в бой ради любви Владыки вселенной. Ибо для нас существует только одна жизнь — смерть за Христа!» Брошенные в темницу в ожидании нового допроса, храбрые воины благочестия на коленях умоляли Господа сохранить их в истинной вере и укрепить в брани. В то время как они проводили ночь в пении псалмов, им явился Христос и сказал: «Вы положили хорошее начало, но венец будет дарован лишь тому, кто претерпит до конца!»

http://pravoslavie.ru/52369.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Кто хочет идти за Мною, — говорит нам сегодня Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Кто хочет достигнуть Страстной седмицы и быть на Тайной Вечери в Великий Четверг вместе с апостолами, вместе со всеми возлюбившими Господа, кто хочет стоять у Креста Господня с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом и со всей Церковью в Великую Пятницу, кто хочет войти в покой Великой святой Субботы и быть причастником Святой Пасхи, — тот да возьмет свой крест сегодня и последует за Спасителем. И будет хранить пост так, как открывает глубина и высота Креста Господня. Преподобный Исаак Сирин говорит, что дух наш не покоряется Кресту до тех пор, пока тело не покорится духу. Господь не обещает нам легких путей, не предлагает ничего, что может показаться заманчивым и красивым. Весь мир исполнен этой лжи и обещаний, и от одних лживых обещаний, как мы видим, переходит к другим. Не только в политике. Все религии мира исполнены этой лжи, и всюду эта обманчивая легкость там, где нет Креста Христова. Взять Крест Христов, говорят святые отцы, значит вспомнить, что он значил для христиан того времени, когда распинались преступники. Это значит быть готовым к тому, что тебя назовут преступником в мире, который скоро, наверное, дойдет уже до такого распада, когда исполнятся известные слова святого IV века преподобного Антония Великого: «Христианину скажут: ты безумствуешь, ты преступник, потому что не хочешь участвовать в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Сорок мучеников Севастийских. Как чудесно, что в этом году воскресенье Крестопоклонной недели совпадает с памятью сорока мучеников Севастийских! Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа наши новые мученики и исповедники, как и древние мученики, приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное.

http://moral.ru/krestopoclonnaya/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010