130 Вальс. на 24-е прв. Анкирск. соб. tom. 137, p. 1192. Ср. Зак. Гос. Российск. в Уст. о пред. и пресеч. прест. изд. 1876, ст. 32, 33 и др. 132 В подлин. тексте закона (в Василиках): «Если же и этого не найдется, то должно быть соблюдаемо то право, которым пользуется Рим». 136 Ср. Зак. Госуд. Российский 1) «Недвижимые имущества, принадлежащие архиерейским домам, монастырям и церквам, не нужные для их употребления, могут быть отдаваемы в наем... первые по распоряжению епархиальных архиреев, вторые – монастырского настоятеля с братиею, третьи – приходских священнослужителей, церковного старосты и почтеннейших прихожан». Том X, часть I, ст. 1711; 2) «При отдаче в оброчное или арендное содержание недвижимых имений и вообще оброчных статей, принадлежащих архиерейском домам, монастырям и церквам, Консистория входит в подробное соображение предполагаемой отдачи в арендное содержание, обозревает выгоду и законность условий контракта и представляет свое заключение епархиальному архиерею там же ст. 1712. См. Уст. Дух. Консист. 137, 106, 126. 137 Ср. Инстр. благоч. 38. Дух. Регламентом требуется, чтобы священники хранили на себе благообразие, а именно, чтобы одеяние их верхнее, хотя убогое, но чисто было, и единой черной, а не иной краски и не ходили б простовласы. Таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными. Ч. III, приб. п. 28. См. также Святител. Поуч. иерею, ст. 3. 141 Из толков. в виде перифраза на прав. 6-е и 7-е частию Зонары, частию Вальсамона на 6-е I Вс. Соб. 147 Заимств. в виде перифраза из замеч. Вальсамона на введение к прав. Трул. соб. Tom. 137, p. 509. Сн. замечание Вальсамона в конце толк. на 28-е пр. IV Вс. Соб. 148 См. «сделанное императором Львом Мудрым распределение того, какой порядок должны иметь Церкви, подчиненные Константинопольскому патриарху», у Леунклавия, в его Jure Graeco-Roman. tom. 1, р. 89. Россия занимает здесь 61-е, а Алания 62-е место в ряду кафедр, подчиненных Цареградской кафедре. 149 Апост. 1; Корф. 60; Всел. 4; VII Всел. 3; Ант. 19; Лаод. 12; Карф. 13; 1 Всел. 6; Карф. 3; Апост. 30, 76; Ант. 23 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Если кто из мужчин ради мнимого аскетизма носит один плащ и, как бы получая за это праведность, решается осуждать тех, которые с благоговением носят шелк и употребляют общую обыкновенную одежду, да будет анафема. Гангр. соб. пр. 12. Никто из числящихся в клире пусть не одевается в несвойственную одежду ни живя в городе, ни находясь на пути; но пусть всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если кто учинит сие, да будет отлучен на одну седмицу. VI Всел. соб. прав. 27. Всякая роскошь и всякое телесное украшение чужды священнического чина. Потому епископы или клирики, украшающие себя блестящими и пышными одеждами, должны исправляться; если же они пребудут упорными, то их следует подвергать епитимии, равно как натирающихся благовонными мастями. Но так как корень горести, выспрь прозябаяй ( Евр.12:15 ), ересь клеветников на христиан соделалась нечистым пятном для кафолической церкви, а приявшие оную не только возгнушались живописными иконными изображениями, но и отвергли всякое благоговение, подвергли преследованию живущих скромно и благочестиво и исполнилось на них слово писания: мерзость грешнику благочестие ( Сир.1:25 ); то если окажутся насмехающиеся над одевающимися в простую и скромную одежду, так пусть будут исправляемы епитимиею. С древних времен всякий священный муж носил одежду недорогую и скромную, поскольку все, что принимается не по нужде, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал Вас. Великий. Никто также не надевал разноцветных шелковых одежд и на края одежд не нашивали украшений другого цвета; потому что слышали от богоглаголиваго языка, что носящие мягкие одежды находятся в царских чертогах ( Мф.11:8 ). VII Всел. соб. пр. 16. См. также (выше ο6 обетах) Гангр. соб. прав. 21 и 13. Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми, так волос косы своей не отращивай, но лучше подрезывай и обстригай ее, дабы тем, что ты часто причесываешься и бережешь голову свою не обстриженною, или тем, что ты намазан благовонными мастьми, не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют. И изысканной одежды не употребляй ты на обольщение и шароваров или сандалий на ноги свои не надевай злоискусственно, но носи только то, чего требуют степенность и нужда. И золотого перстня не надевай ты на пальцы свои. Все это признаки распутной жизни. Если займешься больше надлежащего, то не поступишь справедливо. Ибо тебе, верующему и человеку Божию, непозволительно отращать волосы на голове и собирать их во едино, т.е., в косу, или завивать их или беречь их не обстриженными, равно как и взбивать их или чрез расчёску в завивку делать их кудрявыми или подкрашивать их... Апост. Пост. кн. 1, гл. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Те, кои убивают тело, отнимают временную жизнь, но убивающие душу лишают ее жизни вечной. Сии последние убийцы более ужасны. Таковы суть раскольники, лжеучители. худые христиане, которые подают собою пример распутной жизни, т.е., служат соблазном; a о сих Писание говорит: Мф.18:6 (см. немного выше). Убийство совершается не только самым делом, но и советом, помощью, побуждением, согласием. Равно противны сей заповеди и все те страсти, от которых происходит убийство, как то: гордость, зависть, ненависть, лихоимство и подобные. Испов., III, отв. на вопр. 64. Не так как бы за случившееся беззаконное дело определил я то, что определил, но потому, что научился от Апостола не полагати претыкания брату или соблазна ( Рим.14:13 ). Знаем же, яко некоторых действия чистые для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следуя установлению святых отец, мы повелели тебе отлучитися от оные жены 98 . Вас. Вел. пр. 88. Тех, кто набирает и содержит блудниц к соблазну душ, если они клирики, повелеваем отлучать и извергать, а если миряне, отлучать. VI Всел. соб. пр. 86. Срав. V Всел. соб. 47 и VII Всел. соб. пр. 18 (см. выше о монашестве). 2) Попечение о здоровье и жизни ближних. Когда запрещается (шестою заповедью десятословия) вредить жизни ближнего, то тем самым что повелевается? Повелевается, сколько можно, беречь жизнь и благосостояние ближнего. Какие происходят из сего должности? 1) Помогать бедным, 2) служить больным, 3) утешать печальных, 4) облегчать состояние несчастных, 5) со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно, 6) примириться с гневающимися, 7) прощать обиды и благотворить врагам. Катих. стр. 112. Срав. Испов., II, отв. на вопр. 41, 42, 43,45 (см. о делах милосердия). Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного, да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего. Прав. св. Апост., 59. Никто пусть не вводит внутрь святого храма какой бы то ни было скот, разве какой путешественник в большой крайности за неимением загона и пристанища выпряг бы в таком храме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ищи в 9-й главе настоящей буквы 16-е (6-е) правило Карфагенского собора и в 1-й гл. буквы Β 48-е правило Лаодикийского собора. 285 В древне-греческом рукописи, изд. Синтагмы 1375 г.: для отыскания, как и в подлиннике правила. См. прим. в Synt. Rhalli et Potli, Tom. VI, p. 357. 287 Из толкования Зонары на правило 36-е соб. Лаодикийского. Ср. прав. Номоканона при большом Требнике: 13, 14, 15, 183. Различие между волхвами, колдунами, чародеями, обаятелями и проч. см. в Реал. слов. клас. древн. по Любкеру. С.-Петербург, 1885 г. под словами: «divinatio», стр. 418–424 и « μadgi» и «magia», стр. 809–812. 291 Согласно с Зонарою. См. Thes. Eccl. tom. 2, p. 285–286. Так же Слов. клас. древ по Любкеру, под словами: «astrologia и astronomia» стр. 172. Ср. правила Номоканона при большом Требнике: 15, 20, 183, 196. 292 т. е. тех, которые приносят жертвы идолам, как изъяснено у Зонары, по толкованию которого и изложено настоящее правило. 299 Сн. о степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. См. послание к Летоию; schol. Harmenop, in epitame canon can. 58; Вс. 12; Ант. 2; Вас. Вел. 4, 61, 64, 75, 83; Анк. 1, 5, 6, 8, 16, 22; Лаод. 5, 6, 13; Const. Apost, cap. 12; Анк. 4, 25; толк. Зон. и Арист. на 11 и 14 правила I Всел. Соб. 302 Заимствовано в виде извлечения из толкования Вальсамона на прав. 74-е св. Вел. Вас. Этот отрывок вошел буквально, с некоторыми произвольными добавлениями, в наш Требник, в чин исповедания, с указанием его источника: «от Матфея», «М» состава, глава 7. См. Требник, Киев 1877 г. стр. 38, обор, и 39. 309 См. ниже гражданский закон «О производстве епископом игумена». См. толк. Вальсамона на 14-е и 19-е прав. VII Всел. Собора. 314 Замечание о латинянах – из толкования Вальсамона на правило 47-е (по изданию Миня соб. Карфагенского. 315 т. е. дозволяется епископу безнаказанно постригать деву и ранее 25-летняго возраста, по просьбе родителей ее, или имеющих попечение о ней, «по нужде», в опасности, угрожающей целомудрию девы, или когда она ощущает себя в сокрушении от некой опасности смертоносной, дабы не умерла без иноческого образа (см. 40-е правило Карфагенского собора.).

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Прав. 15 карф. собора 401 г. 173. Ориген более чем через 150 лет после своей смерти был предан анафеме Феофилом александрийским и затем вторично на константинопольском соборе 543 г. (Socrat., Hist. eccl.VII,45) [Migne, s.g., t.67, col.836], также Феодор мопсуестийский - на V всел. соборе, папа Гонорий на VI всел. соборе. В одном из своих посланий (185) Августин пишет ad Bonifac.-comitem: si vera essent, quae a Dooatistis objeeta sunt Caeciliano (en. карфагенскому) et nobis possent aliquando monstrari, ipsum jammortuum anathematizaremus [Migne, s.L, t.33, col.794]. 174. Чл.10 Послания восточных патриархов. Лев I в послании 18 (аи. 108) ad Theodor. ForojulieDsem пишет: Quod manens in corpore non recepit, consequi exutus earne Июп poterit. Nec necesse est, nos eorum, qui sic obierint merita actusque discutere, cum Dominus ieus noster, cujus judicia nequeunt comprehendi, quod sacerdotale minijsterium implere non potuit, suae justitiae reservaverit [Migne, s.L, t.54, col.1012]. 175. Прекрасно говорите об этом Киприан в одном из своих посланий (66) ad clerura Furnit. [Migne, s.1., t.4, col.397 и сл.]. 176. CyrillHierosol., Cateches. mystag. 5,9 [Migne, s.g., t.33, col.1116). Cyprian. ep.16,62 [Migne, s.L, t.4, col.268 и сл., col.400]. Hieron., Comment. in Jerem. c.11 [Migne, s.L, t.24, col.752 и сл.]; in Ezech. c.18 [Migne, s.1., t.25, col.167 и сл.]. диптихах см. Suicerus, Thesaurus, I,922-924; DiirCange, Glossarium, I,314; Kraus, Real-Encyklopadie, 1,364. 177. См. соответствующие места служебников: архиерейского и священнического. 178. Деяния всел. соб., V,189,191. Правило 82(93). Разсуждено такожде о отпущениях на свободу, бывающих в церкви, да будет прошение к царю (Ап. 72; IV всел.4; трул. 85; гангр.3; карф. 64). В этом правиле возобновляется постановление 64 карфагенского правила относительно того, что необходимо исходатайствовать у государственной власти подтверждение права церкви относительно освобождения рабов. Примечания: 179. Прав. 16 карф. собора 401 г.; в Кормчей пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

citat. в прим. 430 Митрополит наш не делает здесь никакого ограничения. Но древние правила дозволяли брак православных с неправославными при известных условиях (IV Всел. 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI Всел. 72 Строгое запрещение нашего митрополита можно объяснять тем, что тогда православных, если они отдавались замуж в иную страну — латинскую, заставляли принимать латинство. Снес.: VII Всел. Соб. 8 То же повелевалось и по гражданским греко-римским законам (Basilic. Lib. I. Tit. 1. C. 41, 54 Находится уже в древнейшей славянской Кормчей XIII в. (Русск. достоп. 1. 86 а потом и в последующих (напр., Румянц. муз. 231, 235, 238 Списки первой фамилии — в Истор. госуд. Росс. Карамз. 2. Прим. 108 в Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 3 и в Правосл. собеседн. 1861. 3. 88–92 Списки второй — в Кормчей Румянц. муз. 238. Л. 612 в Продолж. Древней росс. вивлиоф. 3. 9–15. СПб., 1788 в Указателе росс. законов Максимовича. 1. 4–5. Москв., 1803 в Древн. записк. Лепехина. Ч. 3. 353–356. СПб., 1780 в П. собр. р. лет. 6. 84–86 Списки третьей — в летописце Переяславля Суздал. 42–44. Москв., 1851 в Прав. собеседн. 1861. 3. 93–108 и в Кормч. Рум. муз. 232. Л. 199 об.–202 Между списками второй, равно и третьей фамилии есть также свои небольшие разности. Мы не упоминаем ни о списке устава Ярославова самом кратком (напеч. в Опис. Киево-Соф. соб. 4 ни о списке его по западно-русской редакции, или так называемом Свитке Ярославле (напеч. в Акт., относящ. к истор. Западн. России. 1. 166 Первый список содержит в себе только начало и конец устава Ярославова со включением статьи о свободе духовенства от пошлин. Последний почти во всем различается от этого устава и, судя по хронологической несообразности и особенно по очевидной новости языка, несомненно переделан в позднейшее время. Поместим здесь только один список устава Ярославова из Кормчей Рум. муз. 232 как представляющий значительные особенности, в прилож. 13. Например: «Аще пустит боярин велик жону без вины, за сором ей — 5 гривен злата, а митрополиту (или епископу) — 5 гривен злата; а нарочитых людей — 3 рубли, а митрополиту 3 рубли; а простой чади — 15 гривен, а митрополиту 15 гривен». Или: «Аще у отца и у мате дщири девкою дитяти добудет, обличив ю, поняти в дом церковный; тако же и жонка; а чем ю род окупит».

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

2) Что должно наблюдать, чтобы не впасть в... тонкое внутреннее 86 прелюбодейство? Должно убегать всего, что может возбуждать в сердце нечистые чувствования, как-то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Должно стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф.5:29 ). Надобно вырвать его (соблазняющий глаз) не рукою, а волею. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз. – Кат. стр. 113. См. также (ниже о зрелищах) VI Всел. соб. прав. 100. 3) Почему запрещаются (в десятой заповеди) не только худые дела, но и худые желания и помышления? Во-первых, потому, что когда в душе есть худые желания и помышления, то она уже нечиста пред Богом и Его недостойна, как говорит Соломон: мерзость пред Господом помышления злых... ( Притч.15:26 ). И потому нужно очищать себя и от сих внутренних нечистот, как учит Апостол: очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). – Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как семян, родятся дела греховные, как сказано: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяние, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). – Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию. Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:14–15 ). – Катих. стр. 117. Великое дело все возносит к Богу и не быть рабом своих пожеланий; потому что Божественный Апостол говорит: ядите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). И Христос, Бог наш, в евангелии Своем повелел отсекать самые начатки грехов; ибо он наказует не только прелюбодеяние, но Им осуждено и движение мысли к совершению прелюбодеяния, так как Он говорит: ... всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем ( Мф.5:28 ). Итак, наученные этим, мы должны очищать свои помыслы, потому что хотя и все мне позволительно, но не все полезно, как научает нас Апостол ( 1Кор.10:23 ) ... VII Всел. соб. прав. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

187 Швец. О. Истинность старообряд. иерархии, стр. 12; Мина, иером. Разб. Апол. стар. иер., стр. 22; Механик., в Замеч. Е. Антон. ст. 345; Усов. Церк. Хрис. врем. без еписк., стр. 68. 188 Швец. Истинность, стр. 12; Мина иером. Разб. Аполог., стр. 19; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 345; Усов. Церк. Хрис. врем. без еписк., стр. 68. 189 Швец. Истин., стр. 13; Мина, иерох. Разб. Апол., стр. 20–21; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 345–346. 195 Вот подлинные слова бл. Иеронима: «Если в то время (на Никейском соборе) триста, даже того более, епископов приняли несколько таких человек, которых могли отвергнуть без всякого ущерба для Церкви, то я удивляюсь, что есть некоторые, и при том сторонники Никейского исповедания веры, так суровые, что полагают, будто три возвратившиеся из ссылки исповедника не должны были, в крайности, сделать ради спасения всего мира то, что столькие и такие мужи сделали по доброй воле» (Разгов. правосл. против люцифериан. в Твор. бл. Иерон. ч. IV, стр. 78–84). 198 Мина, иерох. Разб. Апол., стр. 29–30; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 348–349. Это место приводится и безпоповщинскими защитниками, напр., Коноваловым, в свою пользу (Прав. Путев. 1905 г., т. I, стр. 883). 218 О таких православных клириках говорится и в определении III всел. соб.: «единомудрствующим... с собором членам клира, читаем здесь, отнюдь никоим образом не подчиняться отступившим или отступающим епископам» (Деян. всел. соб. т. VII, стр. 93). 226 В ответах Пешехонова указываются еще 33 Ап. пр., Антиох. 5 пр., Карф. 10 пр., Сардик. 18 и 19 пр., 6 вс. с. 37 пр. Но все эти правила не приложимы к беглым попам (Бр. Сл. 1887, 1, 657–664). 227 Механик. (Брат. Сл. 1895, II, 26); Пав., архим. Собр. соч. 1, 317: И. Алекс. О бегст. иер. (Брат. Сл. 1889, I, 677–678). 233 Григ., м. Ист. др. Хр. Ц. 1, 280–281; Пав., архим. Собр. соч. 1, 360–361; Антон. Е. Рассмотр. кн. Механик., стр. 376–377. Читать далее Источник: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества : Применит. к программе духов. семинарий/Сост. преп. Олонецкой духовной семинарии К. Плотников. - 7-е изд., вновь переработ. - Санкт-Петербург : Тип. И.В. Леонтьева, 1911. - II, 228 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Писано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ); писано также: любы от Бога есть ( 1Ин.4:7 ). Карф. соб. прав. 126. δ. Ход нравственной жизни христианина после обращения Для развития и укрепления в себе новой истинно-христианской благодатной жизни, начало которой положено в возрождении, христианин должен 1) хранить и питать дух ревности о жизни по воле Божией 37 ; этому содействуют особенно подвиги а) самособранности; б) памятования истин откровения; в) пребывания в чувствах и расположениях покаянной веры. Те, которые посредством крещения облеклись во Христа. дали обет подражать Его образу жизни во плоти. Поэтому мы отечески врачуем тех, которые на соблазн зрителей убирают и украшают волосы на голове искусственными уборами и таким образом предлагают нетвердым душам приманку, врачуем приличною епитимиею, наставляя и научая жить скромно, так чтобы они, оставивши обольщение и увлечение материей, постоянно устремляли ум к непрестающей и блаженной жизни, жили в страхе Божием и чистоте, приближались по возможности к Богу посредством очищения в жизни и украшали более внутреннего, чем внешнего человека, добродетелями и добрыми и непорочными нравами и таким образом не носили в себе никакого остатка вражеского развращения. Если кто будет поступать вопреки сему правилу, да будет отлучен. VI Всел. соб. пр. 96. О жизни своей бодрствуйте, чресла ваша да будут препоясаны и светильни горящи и будьте подобны людям, ожидающим, когда придет господин их, вечером, или утром, или в пение петухов, или в полночь; ибо Господь придет в тот час, в который не ожидают, и если отворят Ему, блаженны рабы те, потому что оказались бодрствующими Он препояшется и посадит их и, подходя, станет служить им ( Лк.12:36–37 ). Трезвитесь же и молитесь, чтобы не уснуть вам на смерть, ибо не помогут вам прежние добродетели, если при кончине своей заблудитесь от истинной веры. Апост. Пост кн. VII гл. 31. а) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 6-я заповедь Блаженства. Чистота сердца не тоже ли, что чистосердечие? Чистосердечие или искренность, по которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея оных в сердце, но добрые расположения сердца являет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

714 Змий этот был уничтожен вместе со статуями языческих богов при Езекии в виду того, что евреи стали чтить по-язычески этого змия. Они возжигали пред змием курения и кадили тому, что видели их глаза, т. е. самому змею, не имея при этом в мысли Бога, Которого отверглись и Который спасал ужаленных змеями ( 4Цар. 18:4 ). 715 Свидетельства о нерукотворенном образе Спасителя древни и сильны. Говорят об этом: Юлий африканск ий, писатель начала III в. (хроника Синкела, 215 г.), историк Евсевий (Ц. истор. 1, 13), Моисей Хоренский, армянский писатель (ок. 460 г.), Евагрий схоластик (Церк. ист. IV, 26–27), И. Дамаскин (Точн. изл. прав. в. IV, 16). Во времена иконоборчества на этот образ указывали императорам иконоборцам не только восточные патриархи, но и западные, напр., Григорий II (см. 1-е посл. его в Деян. всел. соб. в рус. пер. VII т. 17 стр.). Особые сочинения по этому предмету; З. М. (Мсерианца). Подробное сказание о нерукотворенном образе Господа и Спаса И. Христа. Москва, 1865 г. Катанского А. Л. проф. Сказания о нерукотв. образе Спасителя восточные и западные (Хр. Чт. 1874 г. дек.). Христофора еп. Образ Иисуса Христа к твор. отц. ц. в рус. пер. 1886 г. 4 кн.). Родникова В. К сказанию о сношениях эдесского кн. Авгаря со Христом (Тр. Киев. Ак. 1903 г. 7 кн.). 717 Таких катакомб найдено доселе в разных местах Европы, Азии и Африки свыше 70-ти, в том числе в Риме и его окрестностях до 60-ти. Описание и снимки с найденных в римских катакомбах изображений см. у проф. Н. И. Покровского . Очерки памятников христ. иконографии и искусства. Спб. 1900 г., а также у А. фон-Фрикена. Римские катакомбы и памятники первонач. христ. искусства. I–IV т.. Москва, 1872–1880 гг. См. еще в Богосл энцикл. IX т. ст. Редина Е. Катакомбы. 718 Такое изображение делалось на стенах катакомб, на гробницах, на сосудах, на лампах, на кольцах и других предметах. Очевидно, христиане желали постоянно иметь это изображение пред своими глазами. 719 Рыба служила образом Христа потому, что в греческом наименовании ее 1ΧΘΥΞ заключаются первые буквы греческих пяти слов, на русском языке означающих: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водою и дающего плоть Свою в снедь, т. е. была символом таинств крещения и причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010