216 Вопреки непреложному правилу первенствующей Церкви, подтвержденному первым Вселенск.Собором (См. пр.13). Собор.Карфаг.прав.7. Григор.Нисск.2, 5. – Также св.Дионис Александр, в письме о некот. Серапионе (См. у Евсевия, Цepk.Ucm.Kh.IV. гл.44). «Всякий отходящий от сего жития должен сподобляться Причащения», гласят правила Соборов даже и о находящихся под запрещением. 217 Писаны Лютером в 1537. См. Libri Symbolici Eccl.Lutheranae, Titmanni pag. 266, 267, 268. 1817 г. 219 Деян.20:7. 11 . Кор.1:16, 2. Св.Иустин в 1 Аполог. гл.10. (См. выше стр.149). Слич. Plinii L.X. epist.97 Tertull. de coron. milit. c.III. Св.Кипрган, письм.24, 37. Евсевий, Церк.Ист. Kh.IV. гл.15. Соб.Лаодик. прав.49. Кан.Отв. Тимофея Александрийского, Отв.13. – 6 Всел.Соб. прав.52. и проч. 224 Когда Апостол Петр известнаго Симона Волхва, по Крещении уже, впавшего в грех святокупства, убеждал прибегнуть к покаянию: то Симон, конечно, достаточно знавший порядок Хрнстианских правил ( Евр.6:1 ), изъяснился прп сем случае, чтобы помолились о нем Апостолы. Видно, что Симон в настоящем случае разумел Покаяние за средство отпущения грехов не иначе, как при посредстве Служителей Христовых. 240 Lid. de Poenitent. с.4.9 u 10. В 4-й главе сей книги, Тертуллиан называет Покаяние спасительной декой, которая потерпевшего кораблекрушение (после Крещения) выносит безопасно из бурного моря страстей на пристань божественного милосердия. – За сим Тертуллиан увещавает исповедываться во всех грехах душевных и meлechыx.–sev came sev spiritu, sev facto sev voluntate commissa delicta confiteanlur. – Во главе 9-й говорит: «Для покаяния не довольно того, чтобы раскаяние, как при Крещении, было ее совести; надобно еще, чтобы оно засвидетельствовано было внешним действием, которое мы обыкновенно называем по-гречески ξομολγησις – исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи свои, не потому чтобы Он не знал их; но потому, что исповедь сия есть начало исправления и удовлетворения за грехи», и пр. 242 Socrat.Hist.Eccles. L.V. с.19. Sozomen. Hist. Ecclesiast. Lib.VII. с.16. Духовники сии назывались Presbyteri poenilentiarii.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

За упомянутые только что незлонамеренные неправиль- —386— ности дух. лиц, по правилам церкви не должно быть допущено лишение сана. Ибо духовное лицо, которое с чистой совестью, подобно всякому хозяину, тратит на хозяйство деньги, думая, что так и должно быть и что в этом нет ни какого греха, – такое лицо, из-за того только, что им не были записаны в книги истраченные 25 дин., лишить сана – это равносильно нанесение церкви великого злодеяния. По всем многочисленным церковными канонам за подобные дела церковь от каждого забывчивого своего служителя безусловно требует все недочеты и убытки, получаемые в результате неисправной его деятельности, покрыть материальным же вознаграждением, хотя бы недостающие деньги и не были присвоены виновным, а убытки и не имели в виду корыстную цель. Затем, таких лиц церковь раз навсегда, лишает права руководить хозяйством; этой церковной мерой для невнимательных и забывчивых пресекается возможность повторения в будущем подобных неправильностей. Во всяком случае церковь не требует почти невинного, случайно совершившего какую-нибудь неисправность, стереть с лица земли, тем более, что эти лица в жизни могут быть полезными гражданами, священнослужителями, примерными работниками, словом отличными деятелями в церкви и государстве. «Если епископ или игумен роздали бы монастырское имущество, то таковое, по прав. 13 и 19 VII Всел. Соб. возвращается, а (виновный) ссылается в другой монастырь на послушание». – А если кто-нибудь присвоит себе принадлежащее церкви, по см. прав. 72, 73, должен вернут в пять раз больше; кроме того, подлежит отлучению. Об этом же говорят прав. Трул. 79, Антиох. 24, 25, I–II Соб. пр. 10, Кир. – Алекс, пр. 2. Из сказанного очевидно, что лицо духовного звания, совершившее незлонамеренное упущение, в виде наказания возмещает причиненный им материальный ущерб, а также лишается места. У нас же над духовным лицом совершается ничем не оправдываемое насилие, противное и гражданским и церковным правилам: случайно провинившийся наказуется тройной карой – 1) каторгой, сопровождаемой 2) лишением сана и 3) потерей права на пенсию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Углеши). Впрочем, мы не отрицаем, что и со стороны греков тяготение «схизмою» было заметно и не менее может быть побуждало их скорее вступить в церковное общение с сербами (как это ясно выразилось в факте окончательного их примирения). Так, напр., есть известие, что ок. 1362 г., в конце вторичного своего (1355–1362 гг.) патриаршествования, Патр. Каллист послан был из Цареграда в Серес для договора с царицей Еленой (в мон. Елизаветой) о мире и союзе с сербами против общего неприятеля (турок), но прибыв сюда умер сам и скоро целая его свита, а царица Елена – Елизавета устроила ему торжественные похороны. Конечно, при переговорах о политическом союзе греков и сербов могла заходить речь и о церковном примирении: надвигавшаяся гроза завоевателей-турок, вероятно, настойчиво внушала той и другой стороне мысль о примирении. Cantacuz. (ed. Bonn.) lib. IV. c. 50, p. 360–1. 32 Cp. выше прим. 4 и 5. Есть и другие оттенки желаний и предположений по вопросу о том: кто может считаться наследником предстоятелей уничтоженной Печской патриархии. Но мы не останавливаемся на них в виду их неясности и нередко фантастичности. 33 См. напр. ясное выражение этого принципа в 28 прав. IV Всел. (Халк.) Собора; «Во всем последуя определениям святых отецъ, и мы определяем о преимуществах святейшия церкви Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поэлику то был царствующий градъ. Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде, предоставили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно разсудивъ, да градъ, получивший честь быти градом царя и синклита, и имеющий равныя преимушества с ветхим царственным Римомъ, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторым по немъ»... В 17 прав. того же Собора говорится между прочим: «... аще царскою властию вновь устроенъ, или впредь устроен будет градъ: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку». Ср. выражение того же принципа, еще ранее, во 2 прав. II Всел. Соб. (где указаны пределы областного управления Церкви в вост. половине Римской империи, применительно к гражданскому её делению). Архим. Иоанн (впосл. еп.), Опыт курса церковного законоведения, вып. II, 311 в др 37 Архиереи девяти Славянских епархий уничтоженного Патриархата, чрез владыку Черногорского Савву Петровича, обращались с такой просьбой к Московскому митрополиту Платону. Письмо владыки напеч. в «Гласнике», кн. XXII, стр. 357 и след. См. Голубинский, цит. соч., стр. 489. 38 Иречекъ, История болгаръ, стр. 461, 476; Ср. Raki, Bogomili i Patareni (U Zagrebu, 1870. перепеч. из «Rad jugosl. akad. znanosti i umjetnosti», кн. VII, VIII, X), стр. 165. 40 См. брошюру: «Независност српске цркве проглашева 1879 г.» (Београд 1880), где собраны и напечатаны все официальные документы, касающиеся провозглашения полной автокефалии Сербской Церкви в нын. Сербском Королевстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

В своей местной Церкви, то есть во вверенной ему епархии, епископ есть главный учитель и главный правитель, а также, – что особенно важно, – «обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение», их «первый совершитель и священнодействователь» 147 . Только епископу предоставлено в Церкви право: а) рукоположения в священные степени (χειροτονα, ordination) – 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 ; Апост. правила 1-е и 2-е; б) освящения мира (ποησι χρσματο) – Карф. соб. прав. 6-е; и антиминса – см. VII Всел. соб. прав. 7-е; Симеон Солунск. О свящ. и таинствах, гл. 127. «Звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь церковью, ни Христианин христианином, не только быть, но и называться не может» 148 . Одну из важнейших забот епископата составляет непрерывное восполнение церковной иерархии. По словам св. Епифания, «чин епископов существует для рождения отцов, ибо ему свойственно такое распространение отцов в Церкви» 149 . Вторую степень священства, низшую епископской по дарованной ей благодати и подчиненную ей, составляют пресвитеры. Они заимствуют свои благодатные полномочия от епископа чрез таинственное рукоположение, сами же не имеют права, да и не в силах 150 рукоположить кого-либо в священный сан: подобная попытка со стороны пресвитера, при любых обстоятельствах, была бы лишь тщетным святотатственным посягательством на непринадлежащие ему права – посягательством, караемым по всей строгости церковных законов 151 . Само собой разумеется, что и лицо, рукоположенное пресвитером или собранием пресвитеров, никогда и ни под каким видом не может быть признано имеющим какую-либо священную степень, как безусловно чуждое благодати священства. Что среди иерархических лиц первенствующей Церкви с самого начала были различные по достоинству степени епископа и пресвитера (в позднейшем значении этих терминов), видно из повествования св. Иринея Лионского о встрече ап. Павла в Милете с ефесскими пастырями, которых дееписатель называет сначала «пресвитерами» ( Деян.20:17–18 ), а затем «епископами» ( Деян.20:28 ). «Когда, – говорит св. Ириней, – епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете,... то (ап. Павел), свидетельствуя им о многом, ... прибавил: знаю, что уже не увидите лица моего» 152 . Таким образом, св. Ириней ясно различает епископов от .пресвитеров в среде ефесских «пресвитеров-епископов», а его свидетельство чрезвычайно важно, так как он мог точно знать или от св. Поликарпа, еп. Смирнского, или от кого-либо из преемников призывавшихся в Милет пастырей, – кого именно призывал туда ап. Павел. Пресвитеры также имеют власть учить, священнодействовать и управлять в Церкви, но совершают это свое служение в зависимости и под наблюдением своего епископа. Они не должны преступать его воли (Апост. правило 39-е) и подлежат его надзору и суду ( 1Тим.5:17, 19 ). Пресвитер может совершать все таинства и священнодействия кроме хиротонии, освящения мира и антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

За упомянутые только что незлонамеренные неправильности духовных лиц, по правилам церкви не должно быть допущено лишение сана. Ибо духовное лицо, которое с чистой совестью, подобно всякому хозяину, тратит на хозяйство деньги, думая, что так и должно быть и что в этом нет никакого греха, – такое лицо, из-за того только, что им не были записаны в книги истраченные 25 дин., лишить сана – это равносильно нанесение церкви великого злодеяния. По всем многочисленным церковным канонам за подобные дела церковь от каждого забывчивого своего служителя безусловно требует все недочеты и убытки, получаемые в результате неисправной его деятельности, покрыт материальным же вознаграждением, хотя бы недостающие деньги и не были присвоены виновным, а убытки и не имели в виду корыстную цель. Затем, таких лиц церковь раз навсегда, лишает права руководить хозяйством; этой церковной мерой для невнимательных и забывчивых пресекается возможность повторения в будущем подобных неправильностей. Во всяком случае, церковь не требует почти невинного, случайно совершившего какую-нибудь неисправность, стереть с лица земли, тем более, что эти лица в жизни могут быть полезными гражданами, священнослужителями, примерными работниками, словом отличными деятелями в церкви и государстве. «Если епископ или игумен роздали бы монастырское имущество, то таковое, по прав. 13 н 19 VII Всел. Соб. возвращается, а (виновный) ссылается в другой монастырь на послушание». – А если кто-нибудь присвоить себе принадлежащее церкви, по см. прав. 72, 73, должен вернуть в пять раз больше; кроме того, подлежит отлучению. Об этом же говорит нрав. Трул. 79, Антиох. 24, 25, I-II Соб. пр. 10, Кир.-Алекс, пр. 2. Из сказанного очевидно, что лицо духовного звания, совершившее незлонамеренное упущение, в виде наказания возмещает причиненный им материальный ущерб, а также лишается места. У нас же над духовным лицом совершается ничем не оправдываемое насилие, противное и гражданским и церковным правилам: случайно провинившийся наказуется тройной карой – 1) каторгой, сопровождаемой 2) лишением сана и 3) потерей права на пенсию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В послужной список поступившего на государственную службу не вносятся действия его на службе духовной, но показывается только время или продолжительность этой службы (Св. Зак. т. IX. ст. 276). Только в последнее время, волею Государя, и в каждом случае особо, слагающие сан не лишаются права на непосредственное поступление в общественную или государственную службу, по правам рождения и воспитания, хотя и не в той епархии, где прежде проходили свое духовное служение. В те же и еще худшие условия, по отношению к выходу из своего звания, поставлено духовенство монашествующее: на увещание употребляется шесть месяцев. Сложивший монашество поступает в первобытное гражданское состояние и уже не может быть определен в гражданскую службу. Он не может также иметь жительства или приписаться к какому-либо обществу в той губернии, где жил монахом, равно как и в обеих столицах, во все время состояния под епитимиею для очищения своего поступка, т. е. в течении семи лет. 401 Сродное с этим, но гораздо легчайшее наказание – эго потеря преимуществ старейшинства между членами своей степени, особенно применяемое по отношению к лицам гордым и заносчивым. Трулльск. 7-е. VII Всел. прав. 5-е. 402 Неок. 9 – По уставу нашей церкви, такого рода наказание применялось в случае совершения богослужения в нетрезвости в церкви или вне ее в первый раз, – в случае смерти младенца без крещения, по нерадению священника об исполнении своей обязанности – 192. 194 ст. уст., д. кр. У нас допускается также не только временное, но и совершенное и безусловное лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях. Случаи применения такого наказания указываются ст. 190, 191, 192, 200 и 201 того же устава духовных консисторий. 407 О происхождении этого вида наказания – ограничения личной свободы см. Cod. Theod. кн. 16. t. 5. зак. 30. Nov. Just. 79. гл. 3. Bingh. t. III. I. VIII с. 6. § 9 и t. VIII. I. 17. с. IV. § XI. Loening. t. 1. стр. 284. 421 Кто стал бы защищать тайну канцелярского судопроизводства, тому не мешало бы напомнить слова Иисуса Христа, что «всякий делающий худые дела, ненавидит свет, и не идет ко свету, чтобы не обличались дела его, потому что они – злы». ( Иоанна 3:20 ). 422 Ап. прав. 74. Тр. соб. 102. Читайте – Gelb „Geschichte des Romischen Criminalprocess“. Berlin. 1842. Molitor –über Kanonisches Gerichtsverfahren gegen Kleriker. – гл. 2 и 3. 1856. 424 Некто из народа, повествует евангелист Лука, сказал Иисусу Христу: «Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» Лук. 12:13; 14 ). 427 “Si qui ex consensu apud sacrae legis antistitem litigare volnerint, non vetabuntur, sed experientur ilifus, in civili duntaxat negotio, more arbitri sponte residentis judicium”. Cod. Just. lib. I. tit. IV. I. VII. Сравн. VIII. Об объеме церковно-гражданской подсудности древней греко-восточной церкви, в собственном смысле – см. проф. Невол. т. VI. стр. 255–264. Спб. 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

См. об этом мое " Прав. црквено право " (2 серб. изд.), 60, прим.5. 34. " с XII века субдиаконы причисляются к ordincs majores, так как с этого времени целибат и для них стал строго обязательным " . F. Vering, Lehrbuch des Kirchenrechts. 3 Aufl., Freiburg i. Br., 1893, S. 397. Cp. Friedberg, Colibat (in der. Realencyklopdie for protest. Theologie u. Kirche, 3 Aufl., IV Band, S. 204-208) und Phillips, Colibat (im Wetzer und WeIte, Kirchenlexikon, 2 Aufl. Band. III, S.584-594). 35. De sacris ordinationibus, cap. 4 et 7 (al. 159 и 162) [Migne, s.g., t.155, col.365-368]. Cp. вышеуп. рус. пер. в " Писаниях св. отцев, относ. к истолкованию прав. богослужения " , m.II,213 и сл. 36. Архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, III,1, 3, стр.10. 37. Suiceri, Thesaurus eccles. e patribus graecis, II,1512-1517. 38. Мое " Прав. црквено право " (2 серб. изд.), 75, прим. 1,24,25. 39. Деяния всел. соб., VII,93. 40. Синт. Властара (Аф. Синт., VI,153). 41. Аф. Синт., IV,477. 42. Аф. Синт., V,390. Правило 7. Поелику мы уведали, что в некоторых церквах диаконы имеют церковныя должности, и посему некоторые из них, попустив себе дерзость и своеволие, председят пресвитерам, того ради определяем: диакону, аще бы имел и достоинство, то есть, какую-либо церковную должность, не занимати места выше пресвитера: разве когда, представляялице своего патриарха, или митрополита, прибудет во иной град для некоего дела: ибо тогда, яко занимающий его место, будет почтен. Аще же кто с насилием и наглостию дерзнет сие творити: таковый, быв низведен от своего степени, да будет последний из всех в том чине, к которому он сопричисляется в своей церкви. Понеже Господь наш не любити председания убеждает в учении, предложенном у святаго евангелиста Луки, от лица самого Господа нашего и Бога. Ибо Он к званным глаголал таковую притчу: егда зван будеши ким на брак, не сяди на преднем месте, егда кто честнее тебе будет званных: и пришед иже тебе звавый и онаго, речет ти, даждь сему место: и тогда начнеши со студом последнее мес

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

  О. Отрекаюсь и обещаю не общаться с таковыми.     Протоиерей Геннадий Нефедов. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Глава IV. Богослужение присоединения к Православию   Многих людей из " нехристиан " - иудеев, магометан и язычников, а также из христиан, не принадлежащих Православной Церкви и желающих в нее вступить, Святая Церковь приемлет по испытании искренности их веры и особого оглашения.   1. История принятия в Церковь иноверных   С древних апостольских времен прилагались к Церкви люди разных вероисповедных направлений. Над ними всегда совершалось молитвенное последование по " Чину присоединения " .   В восьмой главе " Постановлений апостольских " (IV век) есть предписание епископам и пресвитерам: тщательно испытывать приступающих к Таинству Крещения и узнавать причины, побудившие их принять Слово Господне. При испытании исследовались жизнь и поведение обращающихся, уточнялось, есть ли на то согласие господ, если присоединяемые были рабами, и прочее (Кн. 8, 32).В VII веке Церковь, побуждаемая злоупотреблением евреев, притворно иногда принимавших христианскую веру, постановила вводить их в общение с верными в молитвах и Таинствах не прежде, как они покажут искреннюю веру и исповедуют ее от всего сердца, отвергая еврейские обычаи и дела, сближая и исправляя тем самым и других (8 прав. VII Всел. Соб.). " Искреннее желание и благое произволение " всегда являлись одними из важных условий для присоединения к Православию.   В глубокой древности сложилось три способа или " образа " присоединения к Православию иноверных - 1) через Таинство Крещения, 2) через Таинство Миропомазания и 3) через Таинство Покаяния.   До Вселенских Соборов в древней церковной практике были некоторые расхождения в вопросе о том, по какому чину следует приобщать к Церкви тех или иных неправославных христиан, отступивших от истинной веры и пожелавших вернуться к ней. В одних поместных церквах присоединение новатиан, енкратитов, апотактитов и проч. совершалось через Крещение, в других - через Миропомазание, а в третьих - только через отречение от прежних заблуждений и отступничества в Таинстве Покаяния.

http://bogoslov.ru/article/1331505

Самостоятельность управления поместных церквей проявляется: 1) в самой форме управления. – Одни из них управляются властию Синода епископов, заседающего постоянно или в известные сроки (напр. наша отечественная церковь – св. Синодом), другие – собором епископов под председательством митрополита или патриарха (церкви восточные находящиеся в пределах турецкой империи 306 . 2) В независимости иерархии одной церкви от другой (I всел. соб. 6 пр.; II, 2; III, 8). 3) В особенности обычаев и обрядов церковных. 4) В иерархических правах и местных преимуществах церквей – одних пред другими (I, 7; IV, 28; II, 3). 5) В особенных преимуществах – духовных или гражданских, получаемых местной церковью в каком-либо государстве, по которым она делается церковью господствующей или первенствующей в государстве. Так в пределах восточной римской империи первенствующей церковью признана была церковь константинопольская и потому пользовалась некоторыми особенными правами, преимущественно пред другими восточными церквами. 6) В правах местного законодательства и независимого суда в своих пределах (ап. пр. 37; II, 2). Однако самостоятельность поместных церквей в управлении не должна простираться: a) до составления своих произвольных учений; поместные церкви, нарушившие это требование, признаются, по суду вселенской церкви, неправославными и отлучаются от ея общения (III, 7; VI, 1); b) до нарушения в своем управлении основных прав и законов церкви вселенской (VI, 2. VII, I); c) до самопроизвольных, без нужды, отступлений от древних преданий, правил и обычаев церкви, хотя бы они и не касались основных законов церкви кафолической или до нововведений, не имеющих законного основания (VI, 13. 28. 29. 32. 55. 56. 81; VII, 7; гангр. 21); d) до нарушения духовного единения между собою, или союза мира, молитв и взаимных общений (карф. 14). Единение между поместными церквами должно выражаться взаимным признанием с их стороны всех канонических действий каждой из них; так: лице, лишенное церковного общения в одной церкви, должно быть признано таковым и в других поместных церквах и пр. (III, 8; VI, 39; карф. 81; Вас. Вел. I; апост. 32; I, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

См. 3 отв. патриарха Николая Констант. (Аф. Синт., IV 419), 29 кан. Никифора Констант. (ib. 431, β), сочинения Афанасия Кесар. об успенском посте (ib. 585), Анастасия Синаита о трех постах (ib. 580), Никона (ib, 591). Вальсамона 55 канонический ответ и послание его о постах (ib. 486, 565). Прав. Испов., ч. I, отв. 88. 2098 Cod. Justin. UII, 12, 6, Cf. Basilic. VII, 17, 22. Op. относительно Австрии декреты 22 янв. 1804 г., 24 авг. 1826 г., 17 июня 1841 г. и др. 2101 Номокан. III, 14; XI, 1 (Аф. Синт., I, 117, 247), Никифора Констант. кан. 31 (ib. IV, 430). Самый чин см. в «Дополн. требн.», стр. 1–19. 2110 Император Василий Македонянин приказал, чтобы этот календарь был разослан по всей византийской империи. Один древний греческий календарь напечатан в дополнении к книге Martinou Annus ecclesiasticus graeco-alavicus. Ср. об иконах у Властаря, Е, 6 (Аф. Синт., VI, 246–249). 2111 На Афонской горе уже в XI веке основалась школа церковной живописи в византийском стиле, а в следующем веке было составлено и особое руководство для церковных живописцев, переведенное затем на немецкий язык и изданное Schäfer’oм под заглавием: Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos. Trier, 1855. 2112 Грамота об этом, изданная патриархами в 1668 г., содержится в «Сборнике соловецкой библиотеки». 891. Правила о церковной живописи в России установлены на так называемом «Стоглавом соборе» 1551 г., ст. 27. 2113 VII Всел. соб. кан. 6 и толкование этого канона. Ср. также 100 кан. Трул. собора и толкование Зонары и Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., II, 545–546). 2115 См. об этом и о соборах, занимавшихся этим с XI века и после его архим. Сергий, Полный месяцеслов. I, 313 и сл. 2116 Чин в «Дополн. требнике», стр. 148. Греческие кладбища называются, как мы упомянули в тексте, а самое название означает «место сна», так как по Иерониму (adv. Vigilant.), по вере в воскресение, верных надо звать не мертвыми, а спящими. В римском праве кладбища также считаются «священными» (Dig. et Cod., ре religiosis et sumptibus funerum per totum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010