2) Образование воли должно состоять в развитии желания и силы делать добро до возможно полного осуществления его человеком; 3) образование сердца состоит в развитии чувства истины, добра и красоты до возможно полного духовного услаждения тем, что составляет истинную жизнь человека. См. здесь же Григор. Нисск. 1-е. Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся. 4-е блаженство. Хотя можно под сим именем (правды) разуметь всякую добродетель, которая должна быть вожделенна христианину, как пища и питие; но преимущественно должно разуметь ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: приведется правда вечная, т.е., человека, повинного пред Богом, оправдание посредством благодати и веры во Иисуса Христа ( Дан.9:24 ). О сей правде говорит Ап. Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром по благодати Его искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде... ( Рим.3:22, 25 ). Что значит здесь насыщение? По подобию того, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей; насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы к деланию добра, подаваемой благодатию оправдывающею. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по изречению Псалмопевца: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). Катих. стр. 86 – 87. Срав. также (Пол. I, стр. 56 – 57) VI Всел. соб. прав. 96. 3) См. выше (здесь же) Григ. Нисск. пр. 1. – Средства для предупреждения нравственных падений и укрепления ея в добре: 1) постоянное внимание к своему нравственному состоянию; 2) удаление от соблазнов; 3) подавление греховных желаний и помышлений; 4) распинание плоти со страстьми и похотьми и упражнение в противоположных греховным привычкам добрых делах. 1) См. выше (перв. полов., 57 – 58 стр.) Испов., III, отв. на вопр. 37; также Апост. Постанов. кн. VII, гл. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

В ожидании этого уяснения припоминаем, что отвергать призывание святых есть дело еретическое. Первые семема его брошены были в V веке Вигилянцием, который утверждал, будто между небожителями и живущими на земле невозможно общение в молитвах, и вследствие того издевался над православными, призывавшими святых в молитвах своих там, где хранились останки их 949 . Пр. Иероним обличал его в том, как нововводителя и еретика. Между тем, в VIII веке иконоборцы: Лев исаврянин и преемник его Константин копроним, попирая св. иконы, нечестиво мыслили и о ходатайстве святых, и потому воспрещали православным молиться им о предстательстве за себя пред Богом 950 . Ревностные защитники иконопочитания: св. Иоаон дамаскин и епископ римский Григорий II (на соборе в Риме 732 г.), равно как вся Церковь (на VII всел. соб.) опровергли того и другого иконоборца, утвердив навсегда «хранить слова Господни, апостольские и пророческие, чрез которые православные научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу, и св. ангельские силы, апостолов и пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей, и всех святых, и просить ходатайства их за нас» 951 . С этого времени догмат о призывании святых не встречал уже нападения со стороны лжеучителей в прав Церкви; но на западе отвергали его в средние века албигенсы, генрикиане, петробруссиане, апостолики, а особенно валденсы 952 , от которых и наследовали заблуждение свое об этом лютеране. 82 Иначе называют его вероисповеданием евангелическим и протестантским. Первое из этих названий усвояется лютеранам потому, что они воображают, будто в вероучении своем следуют в точности св. Евангелию, а последнее – от протеста, поданного первоучителями их против постановления шпейерскаго (1529 г.) сейма касательно преобразования латинства (Лоренц. Руководств. к всеобщ. истор. ч. 3, отд. 1, стр. 88. Спб. 1853 г.). Впрочем, имя вероисповедания евангелического усвояется большею частию соединенному (в 1817 г.) обществу лютеран и реформатов, господствующему ныне в Ангальт-Бернбурге, Ангальтт-Дессау-Кетене, Бадене, Вальдеке, Ганновере, Нассау и Пруссии (Календар. на 1862 г. стр. 147. 149. 150. 153. 162. 165), а протестантского – всем вообще сектам, образовавшимся на западе вследствие реформации. Мы будем употреблять слова: протестанты, протестантские общества, преобразователи латинства, как общее наименование для обозначения протестантских обществ: лютеранского, реформатского и англиканского.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Может ли это располагать к признанию действительного обладания ими бладатными иерархическими полномочиями? Древняя церковь не признавала действительным священство в тех обществах, члены которых не были признаваемы правильно сподобившимися благодатных даров миропомазании, и потому принимавшиеся в общение с нею чрез миропомазание не сохраняли иерархических степеней 495 . Или, – англиканское отрицание пресуществления и евхаристической жертвы не служит ли подтверждением сделанного в папской булле заявления, что англиканство не признает священство «жертвоприносящим служением? Отрицая почитание св. мощей, англиканские епископы не полагают св. мощей при освящении храмов, и этим не подводят ли сами себя под осуждение: «аще отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без св. мощей, да будет извержен, яко преступивший церковные предания» (VII вс. соб. 7 пр.)? Отрицание ими церковного Предания и непогрешимая авторитета вселенских соборов в деле, исповедания веры не дает ли оснований относить к ним определение 1-го всел. собора: «дерзающий противиться великому собору подвергает себя опасности исключения из клира» (2 прав.)? Вообще уклонения англиканства от верований и установлений древне-вселенской церкви, в связи с отпадением от кафолической православной церкви, ведут к заключению не в пользу действительности англиканской иерархии. Ответ св. Василия В. Амфилохию об угасании благодати в обществах, отделившихся от церкви, применим к англиканству. Св. отец церкви вселенской говорит: «хотя начало отделения (от церкви) было вследствие раскола, но отступившие от церкви не имели уже в себе благодати Св. Духа, так как преподайте оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и чрез возложение рук их получили духовное дарование: но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать Св. Духа, от которой отпали» 496 . Заметим в заключение, что в среде служителей самой англиканской церкви не мало лиц, которые сомневаются в действительности своего священства и приходят к сознанию, – воспользоваться мудрым наставлением святителя Филарета, что путь английскому епископству к общению с православною церковью, «при невозможности разрешит сомнение, действительно ли совершилось посвящение епископа, совершить посвящение в епископа условно, аще не посвящена есть» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Судим по-человечески: ибо избранник Божий согласится, конечно, занять эти должности не только за такое вознаграждение, но и без всякого вознаграждения. Не отвергаем возможности этих чрезвычайных случаев, но твердо помним правило, что при установлении нормы чрезвычайное не принимается за обычайное. б) И по самому существу вещей, государственное жалованье, как средство обеспечения, подвержено большим случайностям и колебаниям, чем местные церковные источники. Возможно, например, что состав членов будущей Государственной Думы будет не так расположен к духовенству и уменьшит субсидию, возможны и для государства такие бедственные обстоятельства, как война, голод, смута и т. п., при которых и само духовенство не решится просить у государства субсидии. Но и все это еще не важно; важнее то, что церковные источники обеспечения, как то: церковная земля и доходы алтаря (так называемые требоисправления), – суть такие источники, которые имеют за собою не только вековую русскую историческую давность, но и освящены и санкционированы Вселенской Церковью : это – аксиома канонического права не только православной Восточной церкви, но аксиома права Христианской Вселенской Церкви. Вот как выражена эта аксиома: 1. " Закон Божий постановил, да служащие Олтарю от Олтаря питаются» (Апост. 41). 2. " Аще кто, епископ или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих епископии или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдаяние, по правилу Святых Апостол, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвоити что-либо из оных, или сродникам своим дарити принадлежащее Богу: аще же суть неимущие, да подаст им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продаст принадлежащего церкви. Аще поставляют в предлог, что земля причиняет убыток и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавати поля местным начальникам, но клирикам или земледельцам. Аще же употребят лукавый оборот и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали« (VII Всел. Соб. прав. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

51. VI Всел. соб. 58. гангр. 6. двукр. соб. 19. Вас. 1). – б) нерадение о исполнении религиозных обязанностей вообще, и в особенности уклонение от св. тайн (Апост. 9. антиох. 2VI Всел. 80. сардик. 11), – в) поругание святыни (VI Всел. 97. VII Всел. 9), – г) святотатство, – не только похищение церковн. вещей, но и своевольное, несвященное употребление их, несогласное с их назначением (двукрат. 10. Григ. Нисск. 6. 8), – д) несоблюдение уставов Церкви в общественном и домашнем быту, напр. постов, праздничных дней и пр. (Ап. 64. 69. VI Всел. 57. 66. лаод. 29), – е) смешение обрядов христианских с языческими, и пр., также с суевериями, и т. п. (Ап. 70. 71. лаодик. 59. VI Всел. 62), – ж) духовное общение (напр. в молитвах) с еретиками, или отлученными от Церкви (Ап. 10. 45. 65. лаодик. 55. 57) и пр., – з) принятие к себе церковнослужителей запрещенных, или изверженных (антиох. 4. Вас. 88), – и) пренебрежение общих церковных собраний в храме, уклонение от них, или неблагочинное поведение в них (Апост. 9. гангр. 6. антиох. 2), – и т. д. Наконец, есть преступления против законов церковного управления и правил христианской жизни. В порядке церковного управления самим начальствующим лицам вменяется в преступление: а) смешение Церквей, или нарушение пределов поместного их управления, по областям и городам (II Всел. 9. III Всел. 8. IV Всел. 17); б) нарушение местных прав и преимуществ, принадлежащих разным Церквам (III Всел. 8. IV Всел. 28. VI Всел. 29); в) распространение епископской власти из одной епархии на другие (антиох. 9. карф. 84 и пр.), как напр. учение в чужой епархии (VI Всел. 20. сардик. 11), священнодействие и особенно рукоположение клириков (Ап. 14. 55. I Всел. 15. II Всел. 2. IV Всел. 5) и пр.; г) принятие и удержание в своей Церкви чужих клириков (VI Всел. 18. карф. 91); д) неуважение, или изменение в своей Церкви законного суда других Церквей, как напр. общение с отлученными или изверженными от других Церквей (Ап. 16. I Всел. 5. Антиох. 5), и т. п.; е) самовольное отступление от общих правил и постановлений, признанных всеми Церквами (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

264 Такую непоследовательность обнаруживают в своем учении об евхаристии старокатолики, признавая за таинством жертвенное значение и в тоже время не допуская учения о пресуществлении. 265 См. о сем в ст. Воскресенского М. И. Церковно-библейское учение об евхаристии, как жертве. Вера и Раз. 1902 г. т. I ч, 627–632. Еще: Воронцова И. Об евхаристии, как жертв. Там же, 1902 г. 2 кн. 266 К евхаристии относили это пророчество, напр., св. Ириней – Пр. ерес. IV кн. XVII, 5, Иустин – Разг. с Триф. XLI, св. И. Златоуст – Прот. иудеев V, 12. блаж. Феодорит – На Малахию I, 11, И. Дамаскин – Точн. изл. пр. в. IV, 13. 267 Minchoh в законе Моисеевом употребляется только в смысле хлебного приношения ( Лев. 2, 4 ), из которого после сожжения на алтаре askarah весь остаток назначался в пищу священникам ( Лев. 2, 10 ). При принесении будущей жертвы, по словам пророка, будут воскурять фимиам (евр. mjuctar (от catar – кадить). Курение фимиамом, по закону, было одною из составных частей жертвы askarah. Итак, жертва будущего, во-первых, имеет значение askarah, т. е. жертвы умилостивительной; во-вторых, она называется minchoh, т. е. жертвой, которая назначена в пищу. Такие признаки жертвы вполне соответствуют жертве евхаристической. См. по сему вопросу Гедеона иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань. 1888 г. стр. 121–122. 268 «На священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый священником в жертву бескровную» (1 всел. соб.); – «мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение и таким образом приступаем к таинственным благословенным тайнам» (III всел. соб.); – «ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священником, никогда не называли образом, но самым телом и самою кровию» (VII всел. соб.), – так говорили отцы вселенских соборов об евхаристии (см. выше, 162 стр.). Сн. трул. соб. прав. 3, 23 и 32. 270 Кипр. карф. Пис. 63 (I т. стр. 348 по изд. 1860 г.). Сн. Евсев. О жизни царя Констант. IV, 45; Кирил. ал. Объясн. XI анафем. (Деян. всел. соб. II т. 45 стр. по изд. 1861 г.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

20. Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Optat. Milev., De schismate Donatistarum. lib. VII,6 [Migne, s.l., t.11, col.1093,1094]. 21. Втор.19:21; Мф.5:38-39. 22. Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38; Кол.3:25; 2Сол.1:6,8; Иак.2:13. 23. 1Пет.2:14. 24. Рим.13:4. 25. Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10. 26. Подобное этому читаем у Суворова: " Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления " (О церк. нак., стр.13), а в связи с этим он утверждает, что " церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных " , т.е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV,747, где это учение изложено подробно. 27. Ап. пост., II,48. 28. Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д. 29. 1Тим.3:2; 7:10; Тит.1:6 и сл. 30. Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131. 31. Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать ε , ευ, (Аф. Синт., II,39). 32. Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора. 33. В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см. Трул. 20, Лаод. 10). Но это противоречит 29 правилу IV Всел. Собора, которое говорит, что - εου, οο ε ευο " ε; и следовательно, по толкованию Зонары и Вальсамона, 20 Трул. правило (Аф. Синт., II, 349, 350) должно понимать так, как сказано у нас в тексте. Основные же соображения об этом см. в толковании 29 пр. IV Всел. Соб. и 20 пр. Трул. Собора. 34. В правилах упоминается еще одно наказание, а именно, что некоторые не могут быть возведены в высшую иерархическую степень за известные случайно совершенные ими проступки (Трул. 3). Впрочем, это послужило только поводом к изданию положительного закона по предмету, о котором до тех пор не было точного предписания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

1179 В первые времена христианства в избрании как епископов, так пресвитеров и диаконов участвовал народ с клиром местной церкви. Епископы, избравши на своем Соборе одно или несколько лиц на епископскую кафедру, предлагали свой выбор на глас парода, в том смысле, чтобы он свидетельствовал о достоинстве избранных лиц и объявлял, что знает о них, в пользу их или против них (св. Киприан: письм. 70; Сократ: 4, 22. 6, 2. 7. 26; Феодорит: 1, 7. 2, 31. 32; Созомен : 8: 2; Пост. Апост., кн. 8, гл. 4, сн. Зонара на 6 прав. Ник. Соб.; Правосл. Собес., 1859 г., июль, стр. 244). Затем окончательное решение выбора принадлежало духовной власти (Прав. апн. 36, Ант. Соб., прав. 18). Впоследствии, когда, при участии народа, от его легкомыслия, увлечения страстями, происходили беспорядки, влияние народа на избрание пастырей (епископов) было ограничено (Соб. Лаод., прав. 12, 13). Но с IV века назначение на важнейшие кафедры подчинилось влиянию власти царской, а в провинциальных городах – влиянию знатнейших сановников города (Joannis Antioh. Tit. 7 . cf. 165. nov. const.; Collect, eccl. Constit. Balsamonis, lid. 3, cf. nov. Tit. 1 , § 17; ejusdem schol. ad. can. 4. Chalced. ef. nov. 6. nov. 123. cap. 1. Прав. Соб., 1859 г., июль, стр. 247). Но церковные правила не предоставляли избрание епископов непосредственно светской власти, мимо власти духовной (Апост., прав. 30, VII Всел. Соб., прав. 3). В избрании пресвитеров и диаконов в древности народ, хотя имел участие, но менее, нежели в избрании епископов. Соборами же вообще запрещено было самому народу избирать во священство (Лаод. Соб., прав. 13). У нас же в Регламенте сказано, что ищущий священнослужительского места должен иметь свидетельство от прихожан, что они знают его с хорошей стороны в нравственности и поведении (Прав. Собес., 1859 г., июнь, стр. 247 и след.). 1180 «Приемлют его два – протодиакон и диакон... и обходят святую трапезу, поюще водящий» (Чиновн. Чин хирот. диакона). 1181 Ектения для диакона печатается в Чиновнике архиерейском, но буквами наоборот, по отношению к буквам молитвы, читаемой архиереем, именно так: Таким образом диакон, держа книгу Чиновник, или стоя за держащим ее, при чтении архиереем молитвы, по книге же Чиновник, может в то же время произносить ектению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

—571— чаях, когда противоречие между канонами и законами оказывалось непримиримым, высказывать принцип, что «законы должны уступать канонам, так как последние имеют двоякую санкцию от церковных соборов и от самих императоров, а первые – только от императоров. Разрешая казуистические вопросы современной церковной практики, Вальсамон обыкновенно приводит и критикует мнения других или, если вопрос решен законодательным порядком, т.е. в постановлении патриаршего синода или в императорской новелле, приводит самый текст этих актов. В противоположность Зонаре, который, как выше замечено, в своих толкованиях твердо стоит на точке зрения древних канонов и прямо указывает на отступления от них в современной церковной практике, как на явления ненормальные, антиканонические, Вальсамон в подобных случаях пытается оправдать церковную практику, т.е. доказать, что она не противоречит древним канонам, которые в принципе признавались неизменными, или что она имеет свои уважительные основания (например – долговременный обычай, противоположный канонам. См. его толк., на 31 прав апост.; ср. на 12 прав. сард. соб.). С этой точки зрения Вальсамон оправдывает все действия императорской власти в делах церковного управления, хотя бы они прямо противоречили древним канонам (толк. на 16-е, по старому счету, прав. карф. соб. или на 23 – по нов. счету; срав. толк. на 12 прав. ант. соб.). Точно также он является жарким защитником прерогатив константинопольского патриарха сравнительно с другими патриархами, хотя по древним канонам все патриархи, по правам власти, ровны между собою (толк. на 31 апост.: ср. 12 сард.; на 10 прав. VII всел. соб.; на 26 гл. 1 тит. ном. и на 2-ю гл. тит. 8-го; на 18 прав. 1 всел. соб.). Но эта самая тенденция Вальсамона сообщала его толкованиям высокую практическую важность. Он являлся апологетом действующего права византийской церкви, и это доставило ему, во мнении современников и отдаленного потомства, первенство между всеми толкованиями каноническая кодекса восточной церкви. Уже в XIV в. константинопольский патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

756 Cod Theod. lib. 1. Nov. 7, 16, 42, 57, ef. Labb. T. V. Concil. Constant. Sub. Menna act. 5. Epism. S. Gregor. M. ad orient. 760 См., напр., Сардик. Соб. пр. 3; послание папы Льва ко 2-му Ефес. Соб. (Деян Всел. Соб. в русск. пер. т. III. стр. 27). Того же папы посл. Собору Халкидонскому (Там же, стр. 52). 770 Жерсон.: Tractat, de modis uniendi al reform, eccles. с. 10. Dupin. T. II. p. 174; Петра д " Айли Monita de necess. reform. Dupin. appendix. ad tom. II. p. 295. 772 Ioann. Gers. Tractat de modis uniendi ac reform, eccles. in concil. universal, c. 5 et 9. Dupin. II. 168, 172 et 173. 839 Можно заметить, что еще в книге о церковной иерархии, священство прямо называется таинством (μυστριον ιερατικν τελεισεων). De eccles. hierach. c. 5. n. 1–3. 848 4-е правило I Вселенскою Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем, тоя области, епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие, да изъявят согласие, посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 849 З-е правило VII Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилам. А, имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, яко от Св. Отец в Никее определено в правиле. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 850 19-е прав. I Всел. Собора: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви, постановляется определение, «чтобы они все, вообще, вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженным быти из священного чина». 851 2-е прав. IV Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или, вообще, произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственной степени; и, поставленный им, отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги». 5-е прав. VII Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги учинит рукоположение и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит кого-либо из, числящихся в причте, или произведет, вообще, в какую-либо церковную должность, то дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени, а поставляемый, отнюдь, да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010