Глава III. Благовещение архангела Гавриила о рождении Христа и Его Предтечи. Тяжело было состояние падшего человека. До своего падения человек постоянно находился в ближайшем общении с Творцом, созерцал Его величие, премудрость и благость, а сам, как чистый и непорочный, был свободен от страстей и худых наклонностей, и потому всегда имел полную возможность противостоять искушению врага. Как образ и подобие Божества, он имел ум чистый и светлый, волю благую и правую, душу бессмертную, тело здоровое и крепкое, не подверженное никаким болезням и физическим невзгодам. Так физически и психически был силен человек до своего падения. Но раз падение совершилось, – и человек оказался существом самым безпомощным, нравственно совершенно немощным. Вся его природа мгновенно изменилась. Грех тотчас оказал свое действие. Крепкий телом и безболезненный, человек вдруг стал способным к недугам и даже смерти. Бесстрастный и нравственно чистый, он вдруг стал доступен для всякого рода страстей и похотлив. Сотворенный для одного только добра и совершенства, он вдруг получил преимущественную наклонность ко злу и ко всему дурному... Мало того, сам по себе он даже сделался неспособен ни к чему хорошему. Так радикально искажена грехом вся нравственная природа человека. И таким ядом греха был заражен не один только виновник падения, но и все его потомство. Вот почему даже одаренный сугубой благодатью апостол так говорит о своей человеческой природе, поврежденной первородным грехом: „я не понимаю, что делаю: потому что не то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Ибо знаю, что не живет во мне, т. е. в плоти моей, доброе; потому что желание доброе есть во мне, но чтобы сделать доброе, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех!“ (Рим., 7: 15 – 20). Если же так говорит о своей испорченной природе апостол Христов 261 , то что же нужно сказать о ветхозаветном человеке, лишенном искупительной благости Божией? Уже вскоре после падения первого человека Каин из зависти убивает брата своего Авеля и „всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая по вся дни“ ( Быт. 6: 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

" Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе« ( Nc. LXXXIII, 7, 8 ). «Осмотри величественную духовную лестницу блаженств евангельских. На этой лестнице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень» (Еп. Игнатий Брянч., Аск. оп., ч. I, стр. 295). 259. Если Божьи Заповеди велят одолевать зло в самом себе, должен ли человек ради мира оставаться безучастным к борьбе добра и зла вокруг него? По учению и примерам Христа-Спасителя, св. апостолов и святых, христианин должен открыто стоять на стороне добра, когда на добро возстает зло. Было-бы противонравственным лукавством проявлять в таких случаях безразличие и непротивление, хотя бы под предлогом хранения будто бы мира. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола« ( 1Uoah. III, 8 ). »Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак не будьте сообщниками их» ( Eф. V, 6, 7 ). 260. Человеку доступно видеть зло в собственной душе; по каким признакам возможно узнавать самодовлеющее зло вокруг нас во вненшем мире? Если зло бывает видимо в делах и событиях, то все-же его сущность не в телесной природе, а в вырождении духа. Начало зла в духовно-душевной области. Зло – в попрании всего духовнаго, вплоть до отрицания Божественной природы добра. Полностью зло воплощается в диаволе, в его нераскаянном возстании против Вседержителя. Поэтому пророки были безжалостны к злу ( 3Цap. XVIII, 40 ), святые ненавидели сатану ( 2Kop. II, 11 ). Вражду ко злу невозможно почитать злом. »... облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Eф. VI, 11 ). 261. Может ли сопротивление злу доходить до применения силы? Воздействие на личность, подчинившуюся злу, различно и определяется мерою необходимости: обращение в любви, чтоб вернуть к добру больную душу; убеждение, увещание, уговор; побуждение через добрыя душевныя свойства; принуждение; ограничение злой воли силою; отнятие телесной свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В отличие от повествования 4-й главы, где «все происходит в небе, в надвременности или всевременности, не приуроченное ни к какому из земных времен и событий» 261 , в 5-й главе дано указание на определенное историческое событие – а именно когда Агнец «был заклан» ( Откр 5: 9 ) и «победил» ( Откр 5: 5 ). Из контекста Откр 5 очевидно, что речь идет о победе Христа над смертью и силами зла, совершившейся в Его вольной смерти 262 и Воскресении. Далее в 5-й главе описывается взятие Христом запечатанной книги и поклонение Ему небесных сил, что соотносится со словами из Откр 3: 21 о восшествии Христа на престол. Также в Откр 5: 6 говорится, что Агнец находится «посреди престола». Важно отметить, что указанные в 5-й главе события уже произошли (соответственно после Воскресения Христова), и восшествие на престол в Откр 3: 21 также есть уже совершившееся событие: «Я… сел " (греч. κθισα – форма аориста, прошедшего времени) 263 . Исходя из вышесказанного, основной темой раздела Откр 4–5 можно считать победу закланного Агнца и Его прославление всеми небесными силами. Новозаветные параллели Откр 5 . О прославлении Христа, открытом ап. Иоанну в видении и изображенном в Апокалипсисе, говорится во многих новозаветных книгах. В частности, упоминается о восшествии Христа «одесную силы Божией» ( Лк 22: 69 ), «одесную (престола) величия на высоте» ( Евр 1:3 ). В Послании к евреям, как и в Откр 5 , основанием для увенчания Христа «славой и честью» видится Его жертвенная смерть: «…видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр 2: 9 ). Ближайшей же новозаветной тематической параллелью к 5-й главе Апокалипсиса является широко известный христологический гимн Послания ап. Павла к филиппийцам, где описывается превознесение Христа, последовавшее за Его предельным уничижением: «…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп 2: 8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

За театром выше находится храм Зевса Капитолийского... Недалеко от этого театра находятся старый гимнасий и источник, называемый Лерна; он окружен колоннадой, и в ней устроены сидения для тех, кто приходит сюда отдохнуть в летнее время. У этого гимнасия есть храмы богов; один – Зевса, другой – Асклепия; статуи же Асклепия и Гигиеи (Здоровья) – из белого мрамора, а изображение Зевса – медное... 261 В гимнасии, находящемся недалеко от площади, воздвигнута мраморная статуя Геракла... Этот гимнасий выстроил им Клиний, и в нем еще и сейчас воспитываются эфебы (юноши). Тут находится и статуя Артемиды, сделанная из белого мрамора. 262 Гимнасиями в Древней Греции изначально называли спортивные центры, где юноши получали физическое воспитание. Однако в дальнейшем гимнасии превратились в общеобразовательные центры, где интенсивная физическая подготовка сочеталась с. обучением письму и гуманитарным наукам. Многие коренные жители Коринфа должны были пройти через гимнасий, а значит, обладали средним образованием и были физически развиты. He случайно в Первом послании к Коринфянам Павел использует хорошо знакомые его адресатам образы из мира спорта: Не знаете ли, что бегущие на ристалище (ν σταδ «на стадионе») бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники (πς δ γαωνιζμενος – «всякий борец») воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. 263 1Кор.9:26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. ( 1Кор. 9:24–27 ). В этом тексте образы, заимствованные из мира спорта, призваны проиллюстрировать тему воздержания: как борцы должны соблюдать диету, чтобы оставаться в форме, так и христианский подвижник должен усмирять плоть. Предполагают, что Павел присутствовал на Истмийских играх в 51 году: эти спортивные состязания, Пелопоннесский аналог Олимпийских игр, проводились на Коринфском перешейке раз в два года, и их проведение совпало со временем пребывания Павла в Коринфе. 264 Благочестивому иудею присутствие на спортивных состязаниях было запрещено, однако Павел вряд ли мог столь подробно описать их, если бы никогда на них не присутствовал. Откровение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это является подтверждением его свободы от всякой необходимости и доказательством того, что в кафоличности православного богословия могут достичь спасения все» . Молитва за мир, которую имели святые, и есть практическое выражение этого богословия. Будем ли мы по мере сил приближаться к такой любви, которая возвышает нас до созерцания новой реальности, где, по словам Апостола, всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11), или нам будет достаточно нашей маленькой, частной любви, ограничивающей наш мир нашим родным домом? Сможем ли мы вместить в себя ту реальность, которую Воплотившийся Бог принес на землю и стать новыми людьми, по образу Создавшего нас Бога (Кол. 3, 10), или же мы обречем себя на жизнь осужденных на смерть животных? Изберем ли мы своим главным жизненным ориентиром ту страну живых (Пс. 114, 8), к которой направлено все наше земное странствование, или решим, что наша истинная жизнь совершается здесь, в этой «стране мертвых»? Святые говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то земное отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться — обустроить, «возродить», спасти его. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Еф. 11, 13-15).   Аристотель. Эвдемова этика , 1242a. Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. С. 386. Монах Диодор (Ларионов), «В МИРЕ, НО НЕ ОТ МИРА»: К вопросу о богословии «социального служения». Contr. Cels. VIII, 75. Перевод фразы — прот. Георгия Флоровского ( Антиномии христианской истории ). — Ред. Св. Григорий Богослов. Слово 6. PG 35, 729A. Ср. рус. пер.: Творения. Москва: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1, с. 128. Флоровский Г., прот. Империя и пустыня. Антиномии христианской истории // Догмат и история. М., 1998. С. 261. Для первого знакомства с рассматриваемой здесь темой мы рекомендуем прочесть эту знаменитую статью о.

http://bogoslov.ru/article/413489

Но, трясущийся порог столько же опасен тем, которые живут за таким порогом, сколько и тем, которые переступают его, подвергая их возможности падения, которое действительно, по пророку, и случится с народами, имеющими восстать на, видимо отверженный Богом, святой город. И будет в тот день, когда народы восстанут против Иерусалима, сделаю, говорит Господь, Иерусалим тяжелым для всех народов камнем: Все, поднимающие его, надорвут себя; и соберутся против него все народы земли (12:3). Видя внешнюю Слабость Иерусалима, окрестные народы пойдут на него войною и поразят его, – но при этом, встретят в Иерусалиме новую нравственную силу, которая не подчинится внешней силе их. Начнется борьба, но не в пользу окрестных народов будет склоняться конец ее 261 . Тогда на борьбу с новой нравственной силой Иерусалима восстанет весь мир, но напрасно: в тот день, говорит Иегова, Я поражу всякого коня испугом, а всадника его – помешательством ума; потому что, не видя явных врагов пред собою, они не будут знать, с кем сражаются 262 . Тогда-то, обратившиеся из иудеев, вполне сознают безмерность милосердия Божия к ним; потому что опытно узнают превосходство силы нравственной, источник которой, с пришествием Мессии, откроется у них, пред внешней, которой, до обращения, искали они в Нем: а на дом Иудин отверзу очи Мои, всякого же коня у народов поражу слепотою (12:4), т. е., явлю в то время особенные знамения милости Своей к верующим, чтобы, тем больше обнаружить напрасность борьбы против них 263 ; И скажут вожди иудейские, до того времени не веровавшие в Божественного пастыря и враждовавшие против последователей его, в сердце своем: крепость мне жители Иерусалима в Иегове воинств, Боге их (12:5), т. е., мы убеждаемся в непобедимости уверовавших в доброго пастыря соотечественников наших, ясно видим, что они сделались через него наследниками обетования, приступили к горе Сион, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму ( Евр. 12:22 ), – а потому, и сами верим в доброго пастыря, как истинного Мессию и Искупителя мира, который Он примирил с Богом, – верим и постараемся обнаружить веру свою тем, что соединимся в крепости духа уже с уверовавшими прежде нас в Него и вступим в борьбу с миром так же бестрепетно и с тем же мужеством, с каким вступили и ведут ее они 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Таким образом, Христовыми заповедями являются непрестанная молитва , участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее. «...Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). Евангелист Иоанн, ученик любви, подчеркивает для христиан: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин.2:3–5 ). Тот же евангелист уверенно подчеркивает: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» ( 1Ин.5:3 ). «Такова цель нашей иерархии: насколько это достижимо, уподобиться Богу нашему и соединиться с Ним. А этого, как учат божественные речения, мы, по словам святителя Дионисия Ареопагита , достигнем только любовью к досточтимейшим заповедям и священнослужениями» (PG.T.3. Col.592A). Святитель Григорий Палама учит, что познание сущего достигается деланием добродетелей. И, задавая вопрос, в чем цель делания добродетелей, отвечает: «Единение с Богом и уподобление Ему» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.260). Делание добродетелей соединяется с исполнением заповедей. Кроме того, святой исихаст указывает, что любовь к Богу «достигается лишь через святое делание божественных заповедей» (там же, c.260–261). Теперь мне хотелось бы привести некоторые высказывания отцов, свидетельствующие о значении заповедей Божиих. «Цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти» (Св. Максим Исповедник . Добр. Т.3. С.221). «Заповеди Божий выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот внутри себя обретает Бога» ( Исаак Сирин . Указ.соч. С.293). «Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет в е дение» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.298). Послушание заповедям Божиим – это «воскресение мертвых» (Добр. Т.3. С.298). Преподобный Григорий Синаит , описывая два основных способа, в которых обретается действие Духа, тайно получаемое нами в святом крещении, считает исполнение заповедей одним из них. «И, поскольку мы исполняем заповеди, постольку оно яснее являет в нас свое сияние» ( Φιλοκαλα T. Δ. Σ67,3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

258. Отчего только одно Таинство Крещения введено в Символ Веры отдельным членом? Десятый член Символа о Таинстве Крещения установлен II-м Вселенским Собором, чтобы окончательным определением Церкви положить конец еретическому противоборству именно против учения о крещении. Другия Таинства тогда еретиками не оспаривались с таким упорством, как они возставали на крещение. § 50. Таинство миропомазания 259. Что есть святое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором молитвою и помазанием св. миром частей тела новокрещеннаго, Святой Дух сообщает ему дары, взращивающие в нем духовную жизнь и укрепляющие святость его веры. 260. Кому в Церкви предоставлено совершать Таинство миропомазания? «Восточная Церковь не только Архиереям, но и чрез них священникам без опасения вверяет после священного таинства крещения совершение миропомазания» (Гавриил, Еп. Филадельф., «Скрижаль»). 261. Откуда произошло Миропомазание? Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. " Тогда возложили руки на них и они приняли Святого Духа« ( Дeяh. VIII, 14–17 ). Преемники Апостолов заменили рукоположение миропомазанием подражая Ветхозаветному обычаю. »И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ . . это будет миро для священного помазания« ( Исх. ХХХ, 22–25 ). 262. Как теперь приготовляется св. миро? Оно составляется из многих благовонных веществ, в знак того, что предназначено подавать «многоможные дары Духа». Оно варится с соблюдением особого молитвенного чина, при кафедральных соборах. Оно благословляется Архиереем в Великий Четверг, им раздается священникам и хранится в церквах особо. 263. В чем духовное значение Таинства Миропомазания? Не только духовное очищение погружением в святую воду принимает крещаемый, но ему сообщаются дары Св. Духа миропомазанием, во образ печати получаемого дара. " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« ( 2Kop. I, 21, 22 ). При начертании св. миром креста на помазуемых частях тела произносится: «печать дара Духа Святаго». На других языках сие таинство называется словами, производными от старо-греческого слова «хрисма» – помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—260— логические сказания, как эти народы привносили в свои сказания элементы из других религий. Будущее более интересует человека, чем прошедшее. Интересно, конечно, знать, как образовывался этот мир, но несравненно важнее знать, что будет с этим миром. Можно даже сказать, что вопрос о происхождении возбуждает в нас интерес лишь потому, что нам присуща мысль, что происхождение предмета всегда в некоторой мере объясняет его назначение и судьбу. Прошедшего не вернёшь, но зная прошедшее, можно догадываться о будущем. Однако будущее может быть узнано человеком и при незнании прошедшего. Оно может быть открыто человеку свыше. Оставив теперь в стороне научные гадания и языческие верования о конце мира, обратимся к тому, что возвещает нам об этом Богооткровенная религия. В пророческих книгах ветхого завета можно найти несколько мест, направляющих нашу мысль к последним судьбам мира. «Рыдайте, говорит пророк Исаия, ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила от Всемогущего... Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустыней и истребить с неё грешников её. Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим. Я... потрясу небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» 2187 . Полтора столетия спустя пророк Иезекииль, угрожая фараону Египетскому, говорит подобным же языком: «и когда ты угаснешь, закрою небеса и звёзды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящие на небе, помрачу пред тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог» 2188 . Пророк Иоиль, обращаясь к израильскому народу и прозревая его будущие судьбы, говорит: «потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся и звёзды потеряют свой свет... И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна – в кровь, прежде не- —261— жели наступит день Господень, великий, страшный.... Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господ с Сиона, и даст глас свой из Иерусалима...» 2189 . Книгу пророка Даниила называют Ветхозаветным апокалипсисом. Действительно пророческие видения ветхозаветного тайновидца, описанные им в VII гл. его книги замечательно сходны с видениями св. Иоанна, описанными в XIII гл. апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же говорит христианство (Православие)? Богу было угодно, чтобы в основе любых взаимоотношений была положена иерархия, определенная субординация. Это соподчинение присутствует и в ангельском мире, оно есть и в мире материальном. Так одни ангелы передают повеления Божии более низшим чинам ангелов, те же в свою очередь доносят их до людей: «Я вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем» ( Зах.2:3,4 ). Но кроме соподчиненное существует и другое явление – равноправие при разное призваний. Именно так было до грехопадения. Богом были созданы два существа – мужчина и женщина – не только одной природы и одного достоинства, но и имеющие равные права на обладание и владычество этам миром: «и да владычествуют они... (не он, т.е. только мужчина – авт.) над всею землею» ( Быт.1:26 ). Но при общем достоинстве у каждого из них было свое призвание в жизни. Первоначальное призвание Адама было хранить и возделывать рай ( Быт.2:15 ), куда он был помещен Богом. Что же касается женщины, то она была задумана, как помощница своему мужу: «Я сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Причем понятое «помощник» «в сфере религиозного сознания не означает какой – либо подчиненное или порабощения. Помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в общем деле» 261 . Помощник – это не значит «второстепенный», «ниже находящийся», а как раз наоборот, тот, кто обладает большим опытом, знаниями, возможностями, ввиду чего и может оказать помощь. Подтверждением этому служит тот факт, что Помощником мы именуем самого Бога. Причем мусульмане также называют Аллаха помощником: «Аллах – ваш Покровитель и Помощник. Не бойтесь врагов! Аллах – самый лучший Помощник!» (К.3:150); «Мой Помощник и Покровитель против вас – Аллах, который ниспослал мне Коран» (К.7:196). (Также К.3:173; 4:45.123; 6:127; 8:64; 16:110,128 и т.д.) Женщина не только участвует в общем деле с Адамом , но и полностью соответственна ему, т.е. разделяет с ним общую ответственность. Наличие одинаковой степени ответственности может присутствовать только в случае абсолютного равноправия по всем показателям. Так и было до грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010