Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию да позаботится о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвой и жатвой определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию». 261 Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым Таинам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Таин, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство, но она последовала через несколько десятков лет по совершении ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такой болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал. 6, 7–8 ). Нет слов, нет средств, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся причастники Тела и Крови Богочеловека. Богочеловек изобразил это состояние так: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 54 ). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается недосягаемая для ума человеческого высота состояния. Ведома она единому Богу: «кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца» ( Лк. 10, 22 ), и соединившийся с Сыном воедино, непостижим вполне ни для ближних, ни для себя; удовлетворительно постижим для одного Бога. 254 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21. 258 В синодальном переводе: кто есть и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. – Прим. ред. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Для того чтобы подчеркнуть, что обозначаемые книги имеют сверхъестественный характер, автор 1-ой и 2-ой книги Маккавеев использует выражение «Священные книги»: «...имея утешением священные книги (τ βιβλα τ γα [та вивлиа та агиа]), которые в руках наших» ( 1Мак.12:9 ). «Потом приказал Елеазару читать священную книгу (τν ερν βιβλον [тин иэран вивлон])...» ( 2Мак.8:23 ). Это выражение употреблялось и позже, что видно из «Иудейских древностей» (20:261) Иосифа Флавия. В христианском лексиконе термин «Библия» появился в конце I в. и мог обозначать как часть, так и весь корпус священных книг. Латинизированная форма Вівіа вошла в обиход во все европейские языки в средние века и уже в единственном числе. В русском языке это слово было заимствовано из Вульгаты и впервые встречается в Геннадиевской Библии . Название «Библия» подчёркивает единство Священного Писания. Блж. Иероним Стридонский , чтобы подчеркнуть единство священных книг, называл Библию «священной богодухновенной библиотекой» 14 . Несмотря на то, что в состав Библии входят произведения разных жанров, разного содержания и языков, написанных на протяжении столетий многими авторами, Библия является единым целым, поскольку все книги, вошедшие в её состав, не противоречат друг другу, а, напротив, раскрывают учение о едином истинном Боге 15 . Слово Божие или Слово Господне. Еврейский термин [давар] означает не «слово» как часть речи, а живое высказывание, разговор, наполненный смыслом. Когда Писание говорит о «Слове Божием», это не просто указание на факт прямой речи Бога к человеку, а, в первую очередь, выражение Его силы и воли. Если Слово Божие записано ( Исх.24:4 ), то такая запись становится учебником или наставлением для жизни верующего. Писание характеризует Слово Божие следующим образом: «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» ( Иер.23:29 ); «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:8 ); «... не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек» ( Втор.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Но чем более нравственно будет преуспевать дух человеческий и достигнет высшей чистоты созерцания, тем более нечистым увидит себя; потому что более чистый взгляд большее и замечает, неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и заботливая ревность к добродетелям умножают печаль и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и кто чище будет духом, тот скорее увидит себя нечистым, – тот более найдёт побуждений к смирению, нежели к возношению. И чем ревностней такой подвижник стремится к совершенству, тем яснее увидит, что ему бесконечно далеко остаётся до той цели, куда он стремится” 259 . Многие говорят, что они праведны, ссылаясь на слова Св. Писания: „всякий, рождённый от Бога, не делает греха”... Это должно разуметь не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не должно, как говорит Апостол же Иоанн: „если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даёт ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился” ( 1Ин. 5:16 ). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием не охраняли себя от них. Ибо говорится: „аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас” ( 1Ин. 1:8 ), и ещё: „аще речем, яко не согрешихом, лжа творим Его, и слова Его несть в нас” ( 1Ин. 1:10 ). Поистине, невозможно и самим святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они различны от того греха, который называется грехом к смерти; однако же не могут быть безвинны и неукоризненны” 260 . „Посему, все святые, при ежедневном воздыхании, сокрушаясь о такой немощи своего естества, смиренно взывают: „не входи в суд с рабом Своим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих” ( Пс. 143:2 ). „Кто может сказать: я очистил моё сердце, я чист от греха моего” ( Притч. 20:9 ). „Нет человека праведного на земле, который бы делал добро и не грешил бы” ( Еккл. 7:20 ) 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

• и врачевство душ и тел, потому что сказано: «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян. 3:6 ), и еще: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос» ( Деян. 9:34 ); • и проводник Божественного озарения, потому что Христос есть Свет истинный и Свою светлость и благодать сообщает призывающим Его: «И буди светлость Господа Бога нашего на нас» ( Пс. 89:17 ), и еще: «кто последует за Мною, тот... будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ); • и привлечение Божией милости, потому что мы просим милости, а Господь милостив, милосерд ко всем призывающим Его и скоро творит отмщение вопиющим к Нему; • раздаятельница Божественных откровений и тайн для смиренных, потому что сама она дана была рыбаку Петру через откровение Отца Небесного, и Павел был восхищен Христом и слышал откровения, и всегда эта молитва имеет такое действие; • и источник спасения, потому что, говорит апостол, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), и еще: «Он истинно Спаситель мира, Христос» ( Ин. 4:42 ), так что в последний день всякий язык волею или неволею исповедует и воспоет, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2:11 ); • и знамение нашей веры, так как мы христиане и христианами называемся; • и свидетельство того, что мы от Бога, потому что, как мы ранее сказали, «всякий дух, который исповедует Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин. 4:2–3 ). Посему всем верующим надлежит непрестанно исповедовать имя Христово ради провозвещения веры, ради любви ко Господу нашему Иисусу Христу, от которой ничто никогда совершенно не может отделить нас, ради благодати, проистекающей от Его имени, ради оставления и отпущения грехов, врачевания, освящения, озарения и, более всего, ради спасения. О сем Божественном имени апостолы учили и совершили дивные дела. И божественный евангелист говорит: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий»: вот вера! – «и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин. 20:31 ): вот спасение и жизнь! 261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне –

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Рассуждая о стремлении «к отысканию общих начал в частных явлениях» (6, 261), философствующий герой не доходит до главного и основного «общего начала» всех начал - «Бога живого» (2-е Коринф. 6: 16), «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос. 2: 3), ибо «Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Колос. 1: 17), и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1-е Коринф. 3: 11). «Проклятым философом» (6, 328) назвал Рудина честный и прямой Волынцев. От подобных «жидовствующих философов» предостерегал Апостол Павел: «Смотрите, (братия), чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колос. 2: 8). Именно «пустым обольщением» цветистой фразы увлекал Рудин Наталью, пока не наступило её прозрение: «от слова до дела ещё далеко» (6, 324). У Рудина нет прочной духовной опоры. Он сравнивает себя с надломленной яблоней: «она сломилась от тяжести и множества своих собственных плодов». «Она сломилась оттого, что у ней не было подпоры» (6, 290), - возражает Наталья. Вседержительная опора обретается верой: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был, и грядет, Вседержитель» (Откр.1: 8). По суждению Рудина, «если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твёрдо, как может он дать себе отчёт в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он должен сам делать, если... » (6, 263). Запинка, прервавшая эту рудинскую тираду, многозначительна: у героя-скитальца нет веры, а значит - нет ни крепкого начала, ни корней, ни почвы, ни родины. Погружённый «в германский романтический и философский мир» (6, 289), он не способен к практическому деланию и лишь теоретизирует на почве отвлечённостей немецкой идеалистической фило­софии. Само «красноречие его не русское» (6, 293). В то же время для «будущности своего народа» нужны общие начала с ним, общий корень - согласно православной литургии: не только «едиными усты», но и «единым сердцем».

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/03/...

Толк, ап. Еп. Михаила 261, 262, 265, 264). Итак, истинное пророчество бывает по вдохновению от Св. Духа и этим существенно отличается от всяких ложных прорицаний языческих оракулов. Глава 2-я От речи об истинных пророках и происхождении их пророчеств, апостол во 2-й гл. своего послания переходит к речи о ложных пророках и к предостережению от них. Ложные пророки были во все времена. 1 ст. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. Как были лжепророки в народе, т. е. еврейском, в ветхом завете, так и вас – христиан будут лжеучители, т. е. люди учащие не тому, чему учит слово Божие, св. Церковь ; они будут искажать слово Божие и влагать в него свой смысл, давать ему свое толкование, сообразно намеченным ими целям. Они введут среди христиан пагубные ереси, которые поведут людей, принявших их, к погибели. Они будут искажать догмат о воплощении Христа Сына Божия, перестанут понимать его так, как исповедует св. Церковь ; наконец, они дойдут до того, что отвергнут искупившего их Господа, т. е. перестанут быть христианами. Всех этих лжеучителей, продолжающих оставаться в среде христиан, постигнет скорая погибель. Это будут люди развратные и в переносном смысле, так как своим учением будут развращать души других людей, и в буквальном смысле, так как, будучи сами развратны, тому же будут учить и других. 2 ст. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. Т. е. многие из язычников и нехристиан, глядя на подобную жизнь и такое учение лиц, которые присваивают себе только название христиан, будут поносить и унижать самое христианство , самое Евангельское учение. 3 ст. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Главным побуждением лжеучителей в их деятельности будет любостяжательность, т. е. страсть к наживе. Чтобы извлечь больше материальной пользы от слушателей, они будут уловлять их льстивыми словами; суд на таких лжеучителей давно готов и погибель их не дремлет, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Слова: « других слуг, больше прежнего » – означали и означают, что если Господь дал более даров, талантов и благословений тому или иному человеку, то с большей яростью его и ненавидят, клянут и преследуют. Впрочем, сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» ( Лк.6:26 ); и еще: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» ( Ис.51:7 ). То есть подлинные проблемы не у тех, кого злословят, а у тех, кто злословит. Даже если при этом злословящий говорит абсолютную правду. «Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впавшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, встал пред дверьми его келлии и говорит: “Не пущу тебя”. Авва умолял его, спрашивая: “Какая тому причина?” Ангел сказал ему в ответ: “Бог послал меня к тебе, говоря, спроси его, куда он велит Мне бросить падшего брата?” Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: “Согрешил пред Тобою, прости меня!” Ангел сказал ему: “Встань, Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его”» 261 . Даже если кто и облеченный властью церковной, властью суда не проявляет сострадание к падшему, он прежде всего ставит в опасное положение самого себя: «Брат сказал авве Пимену: “Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келлию, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью”. Старец отвечал ему: “Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немощствует”. В некотором общежитии жил отшельник по имени Тимофей. Настоятель общежития, узнав, что один из братии подвергся искушению, спросил совета у Тимофея, что делать с падшим братом? Отшельник посоветовал выгнать его из обители. Когда выгнали брата, его брань (страстное возмущение, действовавшее в нем) перешла к Тимофею, и он пришел в опасное положение. Тимофей понял причину явления брани и начал с плачем взывать к Богу: “Согрешил я: прости мне!” И был к нему глас: “Тимофей! Знай, что Я попустил тебе искушение именно за то, что ты презрел брата во время его искушения”» 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Книжник некий сказал Иисусу: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Он представляет тип людей, из которых одни не задумываясь, легко принимают закон Христов, а другие так же бездумно и легкомысленно идут в монастырь, чтобы стать монахами и быть со Христом, но скоро пугаются и отшатываются от тернистого пути, едва наступят на какое-нибудь терние. Потому Иисус предупредил этого книжника и сказал ему: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» 258 . Он хотел этим сказать ему: «Поразмысли хорошенько: тяжек путь, на который ты решаешься, как бы ты так же быстро не свернул с этой стези, как вступил на нее. Когда возлагаешь руку свою на плуг, намереваясь пахать, не озирайся назад» 259 . Мария Магдалина 260 , которую исцелил Иисус от семи бесов 261 , семи демонских страстей, была вдохновенной и бесстрашной последовательницей Христовой до Его смерти и после нее 262 . Это образец женского воодушевления и благодарности. Жены-мироносицы, все, как Мария Магдалина, служившие Христу, стояли на Голгофе во время Его страданий и ходили ко Гробу Его после Его смерти 263 . Блестящий пример преданности своему Учителю и Господу и блестящий пример женской храбрости, которому лишь позже последуют испугавшиеся апостолы. Два разбойника на своих крестах возле Христа, один раскаявшийся, а другой богохульник 264 , – типичные примеры двух категорий грешников: тех, что и перед смертью не каются, но хулят Бога, и других, что перед смертью раскаиваются во всех грехах своих. Мародерами были римские воины под Крестом Христовым. Не обращая внимания на Его Крестные муки, они спокойно решали, что им взять из Его одежд. И разделили между собой одежды Его, и о хитоне Его бросали жребий 265 . Типичный пример мародерства и сатанинской бесчувственности к страданиям ближних. Сотник стерег Иисуса, а когда увидел, что при кончине Христовой солнце померкло, земля сотряслась и камни расселись, воскликнул: «воистину Он был Сын Божий» 266 . Это был святой Лонгин 267 , впоследствии мученик за Христа – пример человеческой чуткости, проницательности и духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Коране имеются сказания и о чудесах, происшедших не с пророками, а с обычными людьми. Таков, например, рассказ о путнике, умершем и воскрешенном Богом через сто лет вместе со своей ослицей и пальмой, у которой он остановился (Коран 2.261), или об отроках, невредимо проспавших по воле Бога в пещере 309 лет (Коран 18). Нет, чудо занимает в Коране свое определенное, законное и далеко не последнее по важности место. Помимо обсуждавшегося уже понятия муджиза, которое действительно очень близко мировоззрению Корана, чудо в последнем имеет и свое внепророческое осмысление. Весь тварный мир со всеми его естественными процессами, все перипетии определенной Всевышним судьбы свидетельствуют о могуществе, силе и разумности Бога. Но чудо — это свидетельство высшего порядка. Это водораздел, после которого ответственность человека достигает критической точки: если после явного чуда он не уверует, то будет подвергнут немедленной страшной каре (Коран 5.115 и др.). Однако и в таком осмыслении чудо, как можно заметить, не вырастает из мусульманского представления о нем лишь как о свидетельстве. То “отделение создания от Создателя, которое Мухаммедом было провозглашено безграничным и бесповоротным” 14 , не позволяет допустить личное участие и глубокую личную заинтересованность Бога в этой земной жизни созданного Им человека, со всеми ее мелочами и повседневным бытом, жизни, которая, как верят христиане, была освящена Его ипостасной, исторически реальной сопричастностью ей. Если мы обратимся к Ветхому Завету, то увидим, что в нем присутствуют и сосуществуют и чудеса-знамения, и чудеса-вспоможения. Так, чудо Илии с огнем (3 Цар 18:15–38) — типичный пример знамения, тогда как воскрешение Елисеем отрока Сонамитянки (4 Цар 4:18–37) — столь же типичный случай сверхъестественного вспоможения. Можно даже сказать, что знамения в Ветхом Завете доминируют — И сказал [Господь Моисею]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя (Исх 34:10).

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

Поскольку Пётр был уязвлен троекратным отречением, то по воскресении Спаситель врачует его троекратным исповеданием. Сказано: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? ( Ин. 21:15 ). Так и ты от падающих требуй только любви. Ибо кто искренно любит, тот хотя и падёт, но скоро возвратится. 259. Комиту Асклепиаду Не будем пренебрегать истинными вдовицами, ибо весьма печётся о них Бог . Великого Илию послал Он к вдовице. А слезы вдовы наинской осушает Сам Владыка всяческих, Иисус: сжалился над нею и сказал ей: не плачь ( Лк. 7:13 ). Также и Иаков повелевает: Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях ( Иак. 1:27 ). 260. Таксеоту Кекропию Если ты говоришь, что настоящий век – море, то с каким прибытком, о приобретении которого ты обязан позаботиться, переплывёшь море человеческой жизни и предстанешь Судии? 261. Пресвитеру Феодору Не оставайся в незнании Подателя чистоты, похвального дерзновения и бесстрашия. Пока действует Господь – будешь охраняем и соблюдаем от злоумышлений и житейских бурь, ограждаемый страшной, славной, блистательной Божественной благодатью и, никого не боясь, устрашаешь демонов и злых людей. Если же начнёшь тщеславиться и гордиться – отступит от тебя Господь, не захотев помогать тебе. И тогда познаешь свою низость, трепеща даже собственной тени и впадая в страсти телесные. Потому что оставленный Богом не смеет уже учить с дерзновением. 262. Знатному чиновнику Илье Ты расхитил прежде столько чужого имущества, почему же теперь, когда малая часть этого похищена у тебя сильнейшим, ты скорбишь, гневаешься и скрежещешь зубами. 263. Трибуну Софронию Господь, увидев твоё великодушие, руку, щедро отверзаемую всем нуждающимся, устроил всё так, что внезапно ты получил огромное наследство. И за это прославляем мы Бога. 264. Хартуларию Зоилу И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому ( Ис. 11:7 ), под этим обозначается Церковь , где и великие мира сего и подчинённые вместе управляются и питаются божественными догматами. 265. Блюстителю благочестия Герасиму

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010