T. Аксакова ( Аксаков С. T. Собр. соч. M., 1955. T. 1. С. 113). 259 …ведь это было восемьдесят лет назад… — Рассказав о насильной — по приказу помещика-самодура Куролесова выдаче замуж крепостной женщины, у которой уже «есть муж и двое детей», автор хроники заключает: «Трудно поверить, что могли совершаться такие дела в России даже и за восемьдесят лет. Но в истине рассказа нельзя сомневаться». 260 В этом номере нашего журнала мы печатаем подробнейшее изложение известного процесса госпожи Лафарж… — Истории г-жи Лафарж, осужденной в 1840 г. за отравление мужа, была посвящена одна из статей цикла «Из уголовных дел Франции» (Время. 1861. 261 …умысел другой тут был. — Цитата из басни И. А. Крылова «Музыканты» (1808). 262 А ведь вы знаете историю; вы часто о ней говорите. — Намек на конфликт Каткова с профессором H. И. Крыловым, специалистом по истории римского права, отважившимся на сотрудничество во враждебной «Русскому вестнику» газете «Молва». В отмщение за это Катков поместил на страницах своего журнала несколько ругательно-полемических статей, указывающих на «ученическое неведение» историка. 263 …«вопрос, которого не разрешите вы»! — Цитата из стихотворения Пушкина «Клеветникам России» (1831). 264 Он и перед этим еще говорил о Пушкине много оригинального… — Достоевский имеет в виду суждения Каткова о Пушкине (в статье «Наш язык и что такое свистуны»), предваряющие полемику с защитниками Толмачевой и апологетами «Египетских ночей». Сделав ни к чему не обязывающий реверанс в сторону журнала «Время» («Нам очень приятно, что „Время“ горячо отстаивает Пушкина от г-д — бова, Дудышкина и других»), Катков далее так пишет о поэте: «…пусть скажут, соответствует ли все им сделанное тем силам, которые в нем чувствуются, и пусть также скажут, что значит Пушкин для остального мира, между тем как везде, а равно и у нас, видим мы могущественное влияние Байронов и Шиллеров? Пушкин действительно выразил момент жизни нашего общества, и мы чувствуем понятные нам указания этой жизни; он, может быть, коснулся и более глубоких основ ее, которые могли бы иметь всемирное значение, но эти намеки не ясны для нас самих, не только для кого-нибудь со стороны; мы сами сомневаемся и спорим об их значении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

563, изд. " Academia " , 1928. 52 Шonehrayэp.Parerga und Paralipomena, т. 1. См. мою книгу " Мир как органическое целое " , стр. 142 с. 53 Собр. соч., изд. Гершензона, II, 290. 54 Л.Толстой.Казаки, гл. III. 55 Иоанн Скот Эриугенаговорит, ссылаясь на св. Григория Богослова,что злоба ограничена, и потому, исчерпав ее до предела, грешник рано или поздно повернет на путь добра, так что в конце концов ни в ком не останется зла (De divisione naturae, кн. V, 26). Эта надежда на всеобщее спасение может быть, обоснована не на теории законосообразной эволюции, а на ожидании свободногообращения к добру существ, испытавших гнусность зла и осудивших свое поведение. 56 О неизбежном трагизме греховной жизни см. Б.Вышеславцев.Сердце в христианской и индийской мистике. YMCA-press. Париж, 1929. 57 M.Scheler.Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, стр. 219 с; см. также другие соображения Шелера против этического релятивизма и скептицизма, стр. 306-320. 58 Heyde.Wert, 186 с. 59 См. учение Н.Гартманао наличии двух законов предпочтения: о предпочтении ценности в зависимости от ее высоты и предпочтении ценности в зависимости от ее силы, разумея под словом " сила ценности " тягость Unwert " возникающего при неисполнении ее (Ethik, стр. 553). Малоценности (обесценивания) (нем.). 60 Der Formalismus in der Ethik... стр. XI, 64 е., 261-263. 61 См. об интуитивизме в гносеологии введение в мою " Логику " . 62 См. также учение Н.Гартмана в его " Ethik " (1-е изд.) о том, что познавание ценностей есть теоретическаядеятельность не в меньшей степени, чем знание о пространстве, стр. 135. 63 Н.Гартман, например, говорит, что ценность есть сила, благодаря которой бытие теряет равновесие и устремляется за пределы себя самого, tendiert über sich hinaus, стр. 172. См., однако, стр. 701, где Н.Гартман говорит, что ценности не имеют силы, что 64 См. об этом мою книгу " Свобода воли " . 65 О волюнтаризме в психологии см. мою книгу " Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма " . В ней начальное звено действия, стремление, рассматривается, как предвосхищение цели, связанное только с чувством удовольствия или неудовольствия; поправка, вносимая мною теперь в это учение, состоит в указании на то, что рядом с этими чувствами нужно поставить еще бесчисленное множество других чувств (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Митрополит Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Сохранились три сочинения, принадлежащие Спиридону. Два из них написаны по заказу, следовательно, он был известен как человек пишущий. Первым по времени написания из сохранившихся произведений Спиридона является «Изложение о православней истинней нашей вере», обращённое им ко всей его духовной пастве. В самом начале «Изложения» он сообщает о целях своего сочинения – описание семи Вселенских Соборов. Далее Спиридон рассказывает о себе, о своём поставлении в митрополиты и об изгнании, затем уже говорит о Соборах. Рассказывая о борьбе Вселенских Соборов с ересями, Спиридон каждый раз добавляет о своём отрицательном отношении к этим ересям и предаёт их проклятию, а себя считает невинно пострадавшим за Православие. Заканчивая текст «Изложения», он обращается к самим иерархам – «настольникам» и убеждает их вооружаться против ополчения вражия, ревностно оберегать и пасти словесное стадо, в котором Дух Святой поставил их епископами и пастырями; не увлекаться пристрастием к земным благам и жестокосердием, а церковные имения употреблять по удовлетворении нужд церковных на пособие нищим, сиротам, вдовицам и на выкуп пленных, а «не на своя страсти». «Изложение» митрополита Спиридона даёт повод догадываться, что хотя он не был принят королём и находился в заточении, но ни православная литовская паства, ни её святители не чуждались его как своего первосвятителя, может быть, потому именно, что он поставлен был самим патриархом в Царьграде, и, не доверяя слуху, будто бы поставлен по мзде и по приказанию султана. Спиридон обращается к ним без всякого чувства недовольства или неприязни, которые были бы так естественны, если бы он был отвергнут своею паствою; напротив, обращается со словами любви и пастырской попечительностью, ясно свидетельствующими, что между ним и теми, к кому он писал, существовали добрые отношения. «Изложение о православней истинней нашей вере» не опубликовано, рукопись хранится в ГПБ, Соф. собр., 1451, л. 243–261 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В послереволюционной публицистике Г. развивал антирелиг. и антиклерикальные темы. Еще за границей, отвечая редактору франц. ж. «Европа», он коснулся своего отношения к Богу: «…если дьявол существует и вводит меня в искушение, то это - во всяком случае не «мелкий бес» эгоизма и тщеславия, а Абадонна, восставший против творца, равнодушного к людям и лишенного таланта» (Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 403). Г. вновь обратился к церковной лит-ре, но теперь его гораздо больше интересовала история атеизма. Осуждал папу Римского Пия XI и Кентерберийского архиеп. Космо Гордона Ланга, к-рые в 1930 г. объявили «крестовый поход» против СССР. В ст. «С кем вы, мастера культуры?» (1932) писал: «В наши дни меч заменен... пулеметами, бомбами и даже «гласом божьим с небес»». Обвинял в изуверстве и своекорыстии «великих учителей Церкви», писал о зверствах инквизиции и вообще о «кровавой политике Церкви Христовой». Г. делал вывод, что Церковь, «служанка воспитателя и хозяина своего - капитализма, заражена всеми болезнями, которые разрушают его» (Там же. Т. 26. С. 261-263). В наброске «Серафим Саровский» (1933) изобразил прп. Серафима и монахов Оптиной пуст. грубыми, жадными, бессердечными людьми, к-рые ведут тяжбу из-за леса и требуют денег у посетителей. Выразительна последняя фраза: «Господи! Да что ты, не слышишь что ли?» (ПСС. Т. 20. С. 497). Г. называл представителей духовенства «такими же «гасителями разума» и человеконенавистниками, какими они были всегда, а особенно с той поры, как христианство было признано государственной религией» (Собр. соч.: В 30 т. Т. 26. С. 189). В докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей (1934) назвал Христа «единственным «положительным» типом, созданным церковной литературой», типом «неудачного примирителя всех противоречий жизни» и заметил, что даже этот образ служит интересам угнетателей. Писал, что Евангелие, «вооружая господ, разоружало рабов» (Там же. С. 194). В 1934 г. в переписке с Л. Б. Каменевым Г. высказывался за создание истории «труда как источника познания», развенчание идеи «воскресения из мертвых» и «соблазнительной сказочки о потустороннем и блаженном бытии» ( Горький М. Неизданная переписка. С. 251). В 1935 г. Г. писал А. А. Суркову: «По линии богоборчества крайне важно еще раз отметить языческое - совершенно лишенное мистики - представление о Боге» (Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. С. 497).

http://pravenc.ru/text/166283.html

260 Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия, вып. I. Астрахань, 1903 г. стр. 39. «Некоторые причины», по каким Иоаким переведен в викарии, заключались в том, что он ратовал против католичества и протестантства, которые, под покровительством астраханского губернатора Артемия Волынского, начали строить в Астрахани кирки и костелы. К этому присоединилась и личная вражда между Иоакимом и немиролюбивым губернатором Волынскими, известным своими столкновениями и с казанскими владыками. Во время своего пребывания в Астрахани, готовясь к Персидскому походу (1722 г.), Петр встал на сторону губернатора Волынского, очевидно, боясь господ «иезуитов». (Полн. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Прав. Исп. II, 514, 571, 580, Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. II, ч. I, 440; ср. С. М. Соловьев , История России, кн. IV, г. XVIII, стр. 674–684, 822. Подробнее о католичестве и лютеранах в Астрахани и Астраханской епархии см. Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия... вып. II, стр. 221–268. 261 Новгород. Епарх. Вед. 1896 г. стр. 1002–1003. Проф. Чистович говорит ошибочно, что Феофан Прокопович в 1725 г. выпросил себе в помощь по управлению епархиальными делами викарного, по примеру того, как был в Новгороде викарным при Иове митрополите ( Феофан Прокопович и его время... стр. 583). Но ведь Иоаким переведен в викарии Новгородской епархии в 1723 г., когда Феофан Прокопович был псковским архиепископом, а снова получил самостоятельную кафедру сначала Вологодскую 16 марта 1726 г., с которой 22 апр. того же года был перемещен в Суздаль (Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Синода 1V, 547, стр. 556). 264 Великоустюжский провинциал-инквизитор Иоасаф Тюменев оказался даже не монахом, а отпущенным холопом князя Голицына, Иваном Макаровым, самопроизвольно надевшим на себя монашескую рясу (Там же, V, 1936.) Какая могла быть польза от такого проходимца. 266 Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. I, 27; ср. Опис. Докум. и Дел Арх. Св. Синода, т. I, 230. В наказание за невысылку дьяков и подъячих и умаление чести Св. Синода м. Крутицкий должен был, в качестве, штрафа, выдать прогоны задержанным дьякам и подьячим из своей келейной казны. Вместе с этим он получил внушение, чтобы в присылаемых в Правительствующий Духовный Синод доношениях не умалял честь Св. Синода и повиновался ему во всем беспрекословно понеже оный Гиноди. имеет честь, силу п власть патриаршескую, пли едва и не большую, «понеже есть собор», о чем даже послан был царский указ м. Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

253 В хронике преосвящ. Саввы сообщается, что Государыня Императрица поручила графу тщательно пересмотреть в кабинете покойного митрополита бумаги и отобрать ее письма к владыке, заключающие в себе важные семейные тайны. Графом взяты были в Петербург все бумаги. См. т. III, стр. 783. 255 Киевский митрополит Арсений Москвин . В письме к преосвященному Платону от 28 декабря 1867 года Арсений писал: „Подобные мысли о церкви и духовенстве покойный архипастырь Московский высказывает и мне и на замечание мое, что мы от него ожидаем движения вод сихоамских для восстановления и укрепления членов раслабленных и мы все охотно примкнем к нему, он отвечал мне, что об зтом подумает, но с этою думою и в гроб сошел, не оказав нам ни малейшей помощи. Так, говоря откровенно, прошла вся его жизнь – с блеском и славою для себя, а для церкви с порабощением ее светскому элементу, до излишней его человекоугодливости или преступной уклончивости“. 258 Речь идет о столкновении преосвящ. Платона с земским собравием. 8 января Платон писал П. Симоновичу: „Арсений пишет, что хорошо сделали, что своевременно написал о деле с земством. Делу дано направление, какое только можно, хорошое“. Не смотря на хорошее направление дела, высшая гражданская власть не признала действия преосвящ. Платона правильными. 259 Причину враждебных отношений к деятельности земских учреждений М. Н. Катков находил в крепостничестве и презрении к русскому народу. По его словам земские учреждения действуют, всюду как благонадежная сила. Собр. передовых статей Моск. Вед. за 1867 г. 261 Екатеринославский епископ Платон Троемольский. Митрополит Филарет был не высокого мнения об уме и звании Платона и высказался против назначения его ректором Петербургской академии. См. письма Филарета к Высоч. Особах II, 219 стр. 262 Ректор Рязанской семинарий. По сообщению преосвящ. Саввы ревизовавший семинарию Н.А. Сергиевский нашел ее неудовлетворительно во всех отношениях и поэтому Ювеналий не только не был удостоен епископского сана, но и удален был от ректорской должности См. хроника моей жизни Саввы. Т. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Около той части города, которая называется «Засызраном», есть довольно высокая гора, обрамлявшаяся когда-то дремучим лесом. В это, скрытое от людских взоров, место любил удаляться семнадцатилетний Петр. Что делал он там, оставалось неизвестным, но окровавленные наколами босые ноги, изорванный халат и воспалённый взор достаточно говорили о проведённом времени. Вид его, конечно поражал многих и когда спрашивали о нем, знавшие его отвечали, что он возвращается с молитвы. Другим любимым местом уединенной молитвы Петра были Раменские леса, где у подошвы одной из гор вытекал ключ. Место это также не далеко от Сызрани; упомянутый ключ теперь проведён в город для снабжения его водой. 23 На самом деле, впрочем, не совсем так, потому что требовали и предсмертной исповеди, когда уже руководство и наставление для жизни было излишне. Брат. Сл. 93 г. I, 261. Восп. о. Павла. 42 Павел (Белокриницкий), впрочем, думал помочь своему учению и несколько иным способом. Привыкши к «сманиванию», он вздумал приложить этот метод действования и по отношению к Павлу. Будучи, однако, тактичным и в высшей степени осторожным, он эту миссию возложил на известного Онуфрия, человека, мало понимавшего тонкости людской хитрости, крайне добродушного. Последствия этой миссии не сделали чести проницательности и предусмотрительности Павла Белокриницкого. Онуфрий не только не пленил Павла, но сам попался к нему в плен: спустя некоторое время он сложил с себя незаконно носимые святительские одежды и бывший епископ австрийской иерархии сделался впоследствии смирённым иноком Никольского единоверческого монастыря в Москве. Собр. соч. арх. П. III, 476. 65 Ошибочно, впрочем, было бы заключать, что бракоборная проповедь федосеевских наставников лишена хотя бы малой доли искренности и представляет собой только лицемерие в целях разврата. То, конечно, несомненно, что даже очень многие наставники федосеевства вместе с ревностной против брака проповедью сами состоят в сожительстве с женщинами и по кончине своей оставляют семейства , свидетельствующие о плодах проповеданной ими девственной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но св. Синод не в том полагал все дело, чтобы, отменив название заказчика, установить новый титул благочинного: ибо, еще в Духовном регламенте (ч. II, п. 8), оба эти звания употреблялись безразлично для одной и той же должности. Духовному правлению было предписано составить особую инструкцию благочинным; следовательно, имелось в виду, в лице их, создать новую должность, отличную во многом от заказчиков. Неизвестно, была ли в то время составлена такая инструкция, или благочинные продолжали руководствоваться правилами заказчиков. Во всяком случае, следует отметить, что благочинничество, хотя бы только в зародыше, получило свое происхождение в 1735 году, и первоначально создано было для С.-Петербурга. В 1737 году, св.Синод предписывал по всей России завести заказчиков из людей благочинных, якобы духовных фискалов, и дать им инструкции. В то время, кроме надзора за духовенством, благочинным вменялось в строгую обязанность заботиться о пресечении суеверий в самом народе (Собр. зак. т. X, стр. 261–364, ук. 25 ноября 1737 года, 7450). Из замечательных людей в клире этого времени, кроме известных нам, был Петропавловского собора в С.Петербурге протопоп Михаил Григорьевич Слонский. Родом он малороссиянин, воспитывался в Московской академии, и, по окончании курса, служил дьяконим в Москве при Благовещенском соборе, где родной брат его Иван, в то же время, был третьим священником. Ключарь Благовещенского собора, священник Иван Афанасьевич, по делу царевича Алексея Петровича, который очень любил его в 1718 году, взят был в Тайную канцелярия, и место его, несколько лет, оставалось праздным. По представлению об этом протопресвитера Тимофея Васильева, св. Синод, в 1721 году, священника Ермолая Яковлева возвел в звание ключаря при Благовещенском соборе, а Михаила Слонского предписал посвятить на вакансию Ермолая во священника. О. Михаилу Слонскому, как человеку ученому, в Москве поручено было наставить в Православной вере внука калмыцкого хана Аюки Боскадоя Доржу с его свитой. В 1736 году, Слонский перемещен был в С.Петербург протоиереем в Петропавловский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

—261— ствие к браку, то священник ни под каким видом не должен венчать его. в) Обыск. В обширном смысле слова обыском называются исследования о законности данного брака и формальное удостоверение о несуществовании препятствий к его совершению, так что под это общее понятие подходит и оглашение. В тесном же смысле обыск есть формальный акт, совершаемый после оглашения и состоящий в записи, в особую, так называемую обыскную книгу о том, что к. совершению данного брака ни по оглашению, ни другими, путями не открылось никаких законных препятствий. Однообразная форма обыска составлена Синодом в 1837 году; она помещена и в Своде гражд. зак. ч. 1 т. X, в приложении к 26 ст. Обыскная запись скрепляется собственноручно женихом и невестой, поручителями по них (по крайней мере двумя) и, наконец, священником и остальными членами причта. К обыску прилагаются частью в копиях, частью в подлиннике и все документы, удостоверяющие в законности брака, а именно, в копиях: метрические свидетельства, паспорта и послужной список жениха и невесты, а в подлиннике свидетельства духовника жениха и невесты, если духовник не приходский священник их, о том, что оба они были на исповеди и у причащения, дозволение начальства, если жених состоит на государственной службе, консисторский указ о расторжении первого брака и о дозволении вступить в новый брак, если жених или невеста будут лица, разведённые с прежними супругами; подобный же указ требуется и в тех случаях, когда брак совершается после предварительного архиерейского разрешения. Сам обряд браковенчания должен быть совершён непременно в личном присутствии жениха и невесты (Св. зак. ч. 1 т. X, ст. 31). Исключение допускается только для особ царской фамилии, которые могут заключать браки и через поверенных (ук. 9 сент. 1796 года в Поли. собр. закон.). При обряде требуется присутствие свидетелей, никак не менее двух, которые и подтверждают своей подписью акт браковенчания в метрической книге. Законное место совершения браков есть церковь . Венчание брака вне церкви (в молитвенных домах и часовнях) допу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

261. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монаст. ноября 22; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г., в Твор. Св. От. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешний день, прежде проповедующаго, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце Русском, и возбуждает думы: – двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Времена нельзя было бы исчислять 718 , если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим целию, «да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» ( Быm. I. 14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разныя сочетания, приспособленныя к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий; и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год, и, по седми седмилетиях, пятидесятый год: дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, разсмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшаго извлек для себя наставление в отношении к будущему. Пятидесятилетний круг времени, который у Евреев был законным, церковным и государственным, у Христиан, вместе с прочими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, потерял силу закона: однако не совсем уничтожился, а перешел в область обычаев; и когда, быв приспособлен к человеку лично, представился 719 слишком долгим для недолгой по естеству человеческой жизни, тогда понадобилось разделить пятидесятилетний круг на два, и образовать двадцати-пяти-летний круг. Ибо и двадцати-пяти-летие пребывания, деятельности, подвигов, в известном состоянии жизни представляет такое поприще, которое пройдти значит одержать не малую победу над всеизменяющею силою времени. Что же скажем о благополучном совершении двадцатипятилетняго поприща столь высокой деятельности, столь многотрудных подвигов, как царствование над обширным Царством, во времена особенно трудныя для Царей и Царств? – Не по применению к обычаю только, но по размышлению о истинном основании для обычая, говорим, что день, запечатлевающий двадцати-пяти-летие благополучно продолжаемаго царствования, – день нынешний, есть особенно достойный благоговейнаго внимания, достопамятный, благознаменательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010