иностр. дел 48) отмета о получении в Москве отписки; 160 июня 29 с Олексеем Тимофеевым сыном Киреевским». 84 Отписка о том Никона и Хованского по рукописи архива иностр. дел 52) издана в Собр. госуд. грам., стр. 477–478; на подлиннике отметка о получении: «160 юля во 2 день с Левонтием Лопухиным». Из отписки видно, что митрополит Никон ехал так быстро, что предупредил распоряжение государя на имя угличского воеводы о заготовке судов от села Рыбного до Углича и далее реками Дубною и Яхромою; памяти о том разо­сланы были только 30 июня (там же, рук. 49, 50 и 51). О числе судов, на которых везены мощи по Шексне до Ярославля, см. грамоту изданную в Древн. и Нов. России за 1881 г. т: XIX, стр. 200. 85 Отписка издана там же (стр. 478); в подлинной рукописи архива 53) отметка: «160 июня 4 с Сергеем Владыкиным». 88 Царская грамота о том на имя митрополита Никона и Хованского от 3 июля в рук. арх. иностр. дел за 56. 89 Велено прибыть в Москву трём архиепископам–рязанскому Мисаилу, суздальскому Серапиону и тверскому Ионе, архимандритам – вологодского рождественского монастыря Варсонофию, суздальского спасо-ефимиева Питириму, ростовского Богоявленского Ионе, саввино-сторожевского Гермогену, можайского лужицкого Моисею и игумену Боровского Пафнутьева монастыря Павлу (Рук. архива иностр. дел 57). 93 Подробное описание встречи мощей святителя Филиппа в Москве изло­жено в письме государя к казанскому воеводе князю Одоевскому (Акты археогр. экспед., т. IV, 329); см. и Выходы царей (стр. 260, 261) и дворц. разр., III (стр. 320 – 322]. Ростовский митрополит Варлаам скончался 9 июля во время самой встречи мощей святителя Филиппа (там же, стр. 321). 97 Дворц. разр., стр. 324. Подарки Хованскому: серебряный золоченый ку­бок с крышкою, золотой и гладкий атласы, желтая камка куфтерь и 40 со­болей (Рук. арх. иностр. дел 63). 98 Награды им объявились уже в сентябре 1652 г. Стольникам вы­дано к прежним годовым их окладам жалованья по 30 рублей, стряпчим по 20 рублей, кроме соболей (Рук. арх. иностр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

67 Слова Симона об Кларионе приведены авгус. 28, об Онисифоре: «и ина такова обрящеши, брате Поликарпе, в житии святого Антония». Об Афанасии: «аще ли кому не верно мнится написанное се, да почтет житие св. Антония». – Поликарп об Агапите: в житии же святого Антония вся жития их (подвижников современных Антонию) описана суть аще и вкратце речена. см. еще прим. 87 и 92. 78 Так по густинской летописи. (Собр. л. 2:261). По новгородской л. это было в 1012 г. (Собр. л. 3:208). Преимущество за первою, как киевскою. По Кассиянову списку патерика Антоний был на Афоне при св. Владимире. (Извес. акад. 5:154). О варяжской пещере Кальнофойский. Сирига канон «постницы разбойников обитания храмы Божия соделаша». 79 Так по патерику Кассиянова списка (изв. акад. 5:151) и известие его о двукратном путешествии на Афон взято конечно из древнего жития Антониева (пр. 66). Нестор в летописи говорить об однократном путешествии на Афон? Но здесь – не жизнь Антония, а часть, да и о той под 1051 г. говорится случайно, тогда как собственный предмет известия о 1051 г. есть поставление Илариона в митрополита. Если же положим, что Антоний начать жить в киевской пещере с 1051 г. то это было бы непримиримо ни с известиями о Моисее Угрине, Леонтии, Иларионе, Никоне и Феодосии, ни с известиями о самом Антонии. Как уместить в «немногие дни» одного и того же 1051 г. путешествие на Афон, обхождение тамошних обителей, пострижение игуменом, изучение иноческой жизни, возвращение в Россию, искание здесь удобного места по обителям, поселение в пещере? Как согласить 40 лет пребывания в киевской пещере, когда Антоний почил в 1073 г.? 80 По печатному патерику Антоний во второй раз возвратился в Киев в 1017 г. но тогда не прекращались, а начались сильные волнения в России. По густинской л. Антоний во второй раз пошел на Афон в 1017 г. и возвратился в 1027 г. (Собр. л. 2:263–266). «Уста усобиця и мятеж и бысть тишина велика на земли» в 1028 г. (Собр. л. 1:64). 81 Собр. л. 1, 67, 68, 255. Слова: «копая пещеру» были бы лишние у Нестора, если бы Антоний поселился в Иларионовой пещере, как того хотят иные (приб. к твор. отц. 9, 572.). В Иларионовой пещере Антоний не жил уже и потому, что сам Иларион принял пострижение у Антония «от того пострижен бысть», пишет Симон. Да и ни в одном лучшем списке летописи не сказано: «вселися в ню» – в Иларионову пещеру, а сказано: «възлюби место се и вселися в не»; в древних патериках читали: «възлюби место се и вселися в не», или «вселися в нем». Соб. л. 1, 67, 68, 255. Татищев 2, 111. Буткова ответь на новый вопрос о Несторе стр. 2–4. Спб. 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

246 Никон. лет. 4, 203–205. Русск. времен. 1, 269. 270. у Епифания переселенцы из Ростова: «Юрий Протопопов с родом своим, Иван Феодорович Тормасов с родом своим, зять его Дюдень с родом своим, дядя его Онисим, бывший потом диаконом, тот Онисим, о котором говорят, что пришел он с тысяцким Протасием». 247 Андрей Иоаннович родился в 1327 г. и в духовном завещании к. Иоанна Даниловича, составленном в 1328 г. по случаю отправления в орду, «село Радонежское» назначено в удел в. княгини «с малыми детьми». Собр. грам. 1, 30. 31. 248 Собр. л. 6, 120. Ник. л. 4, 206–211. «Тако бо тогда нарицаху имена, – в онь же день аще которого святого память прилучится, в то время прорицаху постригающемуся имя». Сергий пострижен 7 окт. на память св. м. Сергия и Вакха Русск. времен. 2, 271–274. Епифаний «священа бысть церковь во имя св. Троицы благословением преосв. Феогноста – при в. к. Симеоне Ивановиче, мню убо еже рещи, в начало княжения его». Ясно, что Епифаний, говоря об освящении храма при к. Симеоне, говорит гадательно. Если Сергий пострижен на 24 году жизни его и вскоре по освящении храма: то и другое было при вел. кн. Иоанне Даниловиче, в 1337 г. Сличь прим. 238. 249 Епифаний: «пребывшу ему в пустыни единому единьствовавшу или две лете или боле или меньши, Бог весть». По русск. времен. 1, 274 Сергий прожил «един в пустыни той лета два или три». 254 Так по древнейшему списку жития Сергиева. В позднее время колодезь у Пятницкого монастыря стали считать чудесным источником Сергия. Но это мнение без основания. 255 П. Филофей вторично возведен на патриаршую кафедру в 1362 г. и оставил престол в 1376 г. Грамота к пр. Сергию прислана вероятно в одно время с грамотою к м. Алексию о новом митрополите западном, в 1372 г. см. 12 февр. В степ. кн. 1, 519. Патриарх, приславший грамоту, называется Афанасием, но никакого Афанасия патриарха не было при жизни пр. Сергия. 258 Собр. лет. 6, 121. Симон в предисловии: «колико и от братии претерпе поношение и ропот терпеливая оная душа». 261 Послание нап.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1266 «Везе (Игоря) на конец града в монастырь св. Семеону, бе бо монастырь отца его и деда его Святослава» (П. собр. р. лет. 2. 34 (228)). Снес.: Карамз. 2. Прим. 401 (148). 1278 П. собр. р. лет. 3. 4, 6,10,123,124, 213 (228). Подробнее о преподобном Антонии и основании им обители сказано в житии его, написанном учеником и преемником его на игуменстве Андреем и напечатанном в Правосл. собеседн. 1858. 2. 157 (121) и в Памятник, старин, русск. литер. 1. 263. СПб., 1860 (224). Об этом житии, которое известно нам так же по сборн. Нов. Соф. библ. XVI в. 758. Л. 240, и о некоторых изменениях, каким подвергалось оно впоследствии, скажем в своем месте – в томе 3. См. также: Пролог августа 3 (234). 1279 Списки с двух грамот преподобного Антония, хранящиеся в его монастыре, напечатаны у Карамзина (2. Прим. 210 (148)). В житии Антония об этом говорится: «И начат строити обитель, и коупи землю около монастыря оу посадников градских и со живущими, иже ту на той земли, людми прилучившимися и до скончаниа века, доколе Божиим строением мир вселенныя стоит. И при великой реце Волхове рыбную ловитву купи на потребу монастырю, и межами отмежив, и писму вдав, и в духовную свою грамоту написав». И далее: «Имениа же преподобный ни от кого же не восприят, ни от князь, ни от епископа, ни от вельмож градских, но токмо благословение от чюдотворца Никиты епископа, но все строяше из бочки сея, еже из Рима Бог постави водами в великом Новеграде, и поты и труды своими, и аще кто что принесет Бога ради потребная ото имениа своего или пищу, преподобный же тем братию питая, еще же и сирот, и вдовиц убогых, и нищих питая. И потом преподобный з братиею и с сиротами с своими начат прилагати ко троудом труды» (соборн. Нов. Соф. библ. 758. Л. 261 об.). 1281 Дополн. к Акт. истор. 1. 2 (106). Кроме села Буиц, которое и впоследствии считалось «селом св. Георгия», монастырю пожертвованы тогда: а) из осенняго полюдья даровнаго (т. е., вероятно, из подарков, какие подносимы были князю во время осеннего его поезда по волостям) 25 гривен и б) собственно от князя Всеволода – блюдо серебряное в 30 гривен. Срезневск. об этой грамоте в Изв. Ак. наук. 8. 337– 353 (272).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Л. 261. Историкии за ба въкратъц одрьжщи л т отъ адама до хва пришьстви. и пакъі отъ ха. до настощаго. въ ві. индикта Нач. Отъ адама до потопа, л т . в. с. . в. потопа же до рожьства аврамл. а. и. о. Хронлогический перечень, подобный «летописцу вскоре» Никифора, патр. Константинопольского (Полн. собр. Русск. лет. Т. 1. с. 248.), но не одно н тоже с ним: отличается от него не только в переводе, но и в самом счислении лет. Перечень сей делится на свои периоды. Первые два указаны выше. Дальнейшие следуют: от рождения Авраама до исхода из Египта 505, а от Адама до исхода 3837 лет. От исхода до первого царя Израильского 547, а от Адама до Саула 4384. От Саула до пленения Самарийского 385, отселе до пленения Иудейского 148, потом до Александра Македонского 301, а всего от Адама до Александра показано 5029 (д.б. 5218). За тем после хронологии царей Египетских Птолемеев, оканчивающейся временами Клеопатры и императора Августа, сказано: въкп же от адама до хва въплъщени сть. л т . ефне (5555). Такое показание лет до Р. Хр. не встречается ни у Греческих, ни у наших летописцев. В дальнейшем летосчислении указаны только два ещё периода: первый до импер. Константина. авгста же цр до макъсиана. л. црь. а лтъ тмг. съвъкпльше же отъ адама до стаго костнтина врнаго цр сть л т е. мг . Статья оканчивается следующими показаниями: василь (Македонянин). к. л т . львъ снъ го. з. л т . вьсхъ же л т . пропти хва до льва цр нъіншьнаго. девть сътъ. иі. а адама до настощааго в ві индикта. есть л т . г . у г Из всех хронологических показаний для нас имеет важность то, что 1) царствованию импер. Льва Философа усвояется только семь лет, тогда как он царствовал 26 л.; 2) в надписи сей статьи сказано, что летосчисление предполагается довести до настоящего или текущего года, а гадь сей обозначен 12 индикта. В конце статьи индикт сей повторён. 3) год означенный сим индиктом, и названный настоящим, показан 6406. – Из первого показания извлекаем такое заключение, что составитель сей хронологической статьи писал её в 8-й год царствования импер. Льва Философа. Император Лев воцарился в 886 г., или в самом конце 6394 г.; на другой день его царствования начался 6395-й год. Следовательно восьмой год его царствования д.б. 6402. С этим годом действительно совпадает индикт 12-й. Показание 6406 г., вероятно, есть уже изменение одного из древнейших переписчиков сей статьи. Составитель хронологической статьи, конечно, есть сам Константин пресвитер, которому принадлежат и слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

в) Когда же враждующие стороны были равносильные и хотели решить дело оружием, то владыка являлся между ними в качестве примирителя с крестом в руке, и с следующими или подобными речами: «дети! не доспейте себе брани а поганым похвалы, а св. церквам и месту сему пустоты; не сьступайтесь на бой.» (собр. р. л. III, 8). И посредничество святителя бывало успешно, кровопролитие прекращалось. Летописи сохранили нам три примера примирительного участия владыки в новгородских распрях. В 1342 г. на вече поднят был вопрос о причинах смерти новгородца Луки, убитого вдали от Новгорода в стране заболочской. Сын убитого обвинял в убийстве новгородских граждан Феодора и Ондрюшку. И обвинитель и обвиняемые нашли себе поддержку в общественном мнении: образовались два враждебных веча и вступили в борьбу между собою; бой был утром, уже после обеда явившийся владыка успел положить конец насилиям. (собр. р. л. III, 81 – 82). В 1359 г. славянский конец сменил старого посадника и выбрал нового; софийская сторона вступилась за старого посадника и пошла с оружием на славянский конец; начались битвы и насилия. Тогда между враждующими сторонами явились старый вл. Моисей и новоизбранный Алексей и убедили прекратить кровопролитие. Чтобы победа не оставалась ни за теми, ни за другими, избран был новый посадник. [ – III,87 ). В 1418 г. вл. Симеон был примиряющим посредником в деле о Степанке и боярине Божине. Сколько мы могли понять это запутанное дело, многократно и витиевато изложенное в летописях, оно представляло собою борьбу новгородской аристократии с чернью. Какой то простолюдин Степанко, поймавши на улице боярина Божина к которому вероятно питал личную антипатию, закричал: «друзи, пособствуйте ми на злодея сего!» – и начал бить его. К Степанке присоединилось много товарищей: боярина избили и бросили с мосту: какой то рыболов спас боярина в лодке, но за то поплатился разграблением собственного дома. Между тем избитый боярин не хотел остаться без удовлетворения: он поймал Степанку и хотел сотворить отмщение, иза то сташа чернь с одиноя стороны, а с другоя бояре. Частное дело приняло общий характер; произошло много грабежа и убийства. Тогда вл. Симеон «не хоча кровопролитья в христианах, оболкся в ризы, и весь сбор иде со кресты, со владыкою на мост; и нача благословляти на все стороны крестом, и плакати нача, и весь народ нача призывати: Господи помилуй!.., И утишися от брани народ святителевым молением, и разъидошася кождо в домы своя, славя Бога.» (собр. р. л. III, 107 – 8. 137, V. 117 – 118. V, 261). Народ уважал примирительное посредничество владыки; почти после каждой подобной истории в летописях содержится приписка: «не допусти Бог до конца диаволу порадоваться, но возвеличен бысть крест в род и род» (собр. р. л. III, 87). После истории о Степанке содержится похвала вл. Симеону. Но само собою разумеется, что являться среди раздраженного народа было не особенно безопасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

А18 Апостол по посланиям, Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 14, пис. на хорошем пергамине, в малую 4-ку, одним столбцом, на 297 л. четким, несколько в иных местах скошенным полууставом XIV в. На заставках и начальных буквах, кроме киновари, употреблены краски: зеленая, синяя, желтая. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г. В Боснии. Начала рукописи недостает. Месяцеслова нет. Рукопись эта замечательно точно передает древний текст Апостола. А19 Апостол по посланиям, Императорской Публ. библ., собр. А. Ф. Гильфердинга 15, пис. на хорошем пергамине, в малую 4-ку. В один ряд, на 261 л. четким, красивым полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись эта найдена 1857 г., в монастыре Доволя, в Герцеговине. – В месяцеслове, Окт. 14: стыіе петки. Окт. 19: прпобнаго ца іа рылскаго. Янв. 14: стго савы архиіеппа срьбска. Февр. 13: прпобнаго ца нашего симена новаго уюдотворца срьбскаго. – Почерк письма, правописание, язык и текст в этой рукописи очень сходны с вышеуказанною рукописью Апостола, собр. А. Гильфердинга 13. А20 Апостол и Евангелие, рукоп. Белградской народной библ. пис. на пергамине, в лист, в два столбца, мелким (40 строк на странице) и красивым полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись почти полная; недостает лишь Рим. 12:13–14, 25 . Листы не нумерованы. Месяцеслов пишется два раза, после Апостола и после Евангелия. В первом под 14 янв. значится: стго стліа срьбьскаго савы. Февр. 14: кирила философа. Июн. 20: стго методніа іеппа моравска. Во втором месяцеслове, Окт. 28: оуспениіе стго савы прьваго архиіеппа срьбьскаго. Февр. 13: стго сумена срьбьскаго.      Февр. 14: курила философа. А21 Апостол по посланиям, отрывок, рукоп. Белградской народ. библ. 214, пис. на пергамине, в 4-ку, в два ряда, полууставом XIV в. Правописание сербское. Отрывок этот, 20л. содержит Римл. 1,27 до 1Кор. 15, 32 . В той же библиотеке рукопись Апостола 198 (отрывок, 7л.), без всякого сомнения, составляет часть рукописи 215. В этом отрывке (на 7 л.) помещается текст с 2Петр. 2, 16 до Римл. 1, 27 . Очевидно, одна и та же рукопись, по недосмотру, раздроблена на две.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

( < < back) Пускай бегут твои балованные сестры… со К сребристой старости был весел, как дитя! — Там же (с. 352). ( < < back) < >< back) > Однажды старцы Илиона оо В этот миг оо И расступились перед ней. — Пересказ и цитаты из стихотворения «Сидели старцы Илиона…» (1869) (с. 173). ( < < back) «Пушкин есть явление чрезвычайное оо на выпуклой поверхности оптического стекла». — Цитируется статья Н. В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине» (1832—1834) («Арабески», 1) (см.: Гоголь Н. В. Поли. собр. соч.: В 14 т./Под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. В. Томашевского. Л.: АН СССР, 1952. Т. 8. Статьи. С. 50). ( < < back) …«в последнее время набрался он много русской жизни оо осветить перед ним еще больше жизнь». — Цитируется статья Н. В. Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846) («Выбранные места из переписки с друзьями», XXXI) (см.: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 8. Статьи. С. 385). ( < < back) …«Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России». — «Записки» (с. 13, 91, 266). В достоверном тексте соответствий нет. ( < < back) Французский посол Барант оо «он мыслит, как опытный государственный муж». — «Записки» (с. 261). В достоверном тексте соответствий нет. ( < < back) …«Ты записываешь, что говорит Пушкин, оо когда он был еще в лицее». — «Записки» (с. 138). В достоверном тексте соответствий нет. ( < < back) Далее в первой публикации: «Конечно, у автора „Цыган” и „Медного всадника”, так рассуждали современные почитатели Пушкина, есть коечто, кроме воспевания женских ножек и шипучего аи, — но по глубине миросозерцания ему все же далеко до Гёте и Байрона, даже до Гейне и Шелли». ( < < back) < >< back) > …никто, кроме Достоевского, не делал даже попытки найти в поэзии Пушкина стройное миросозерцание, великую мысль. Мережковский имеет в виду Пушкинскую речь, произнесенную Достоевским 8 июня 1880 г. на заседании Общества любителей российской словесности в зале Благородного собрания по поводу открытия памятника Пушкину в Москве (см.: Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1880. Август. Гл. II. Пушкин. Очерк//Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. С. 136—148).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

—93— рения? – того, чтобы сделать человека способным идти за Христом. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе“. Христианское самоотвержение есть исключительно самоотвержение ради Христа (III, 327–330). Для христианина неизбежен путь самоотвержения, но это не значить, чтобы оно само по себе имело ценность. Весь мир лежит в зле, но это не значит, чтобы бегство из мира было путем спасения. „Во всем земном есть нечто небесное“ (I, 254) – в государстве с его учреждениями власти (II, 11–12: IV, 32; 552–553; V 39–52), суда (I, 251–256), с неизбежностью войны (V, 47–51), в браке. „Супружество имеет важное значение по отношению к провидению Божию, к семейству и к государству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, – вверил как бы продолжение своего творческого действия. Какой великий дар!“ (Собр. мн. и отв. V, 69). „Радуйтесь, братия... Вы можете с мирной совестью, согласно с словом Христовым, избрать то, что можете вместить, или святое девство, или благословенный брак, не опасаясь тех, никем не благословенных наставников, которые мечтали своей заповедью разрушить всеродное благословение Божье человекам: раститеся и множитеся, и наполните землю“ (V, 291) 261 . —94— Христианство совместно со всеми законными формами мирской жизни, давая им место наряду с духовной жизнью. Христианство даже содействует процветанию природно-социальной жизни (I, 118–121; V, 39–44; 47–51. Ср. Ответ на письмо, которым предложено было написать рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне, 1813 г., и в Собр. мн. и отз. том дополн. 1–12). И обратно, для церкви весьма важно содействие со стороны государства. В записке „о постановлениях церкви по предмету содействия ей христианских правительств против ересей“ Филарет защищает союз церкви с государством. „Христианство в первые века распространялось, очевидно, не посредством гонений, а вопреки гонениям, вследствие присущей ему божественной силы. Но и здесь промысл иногда избирал орудиями своими даже некоторых из языческих императоров, которые миролюбивым расположением к христианству не мало способствовали его успехам. Напротив того, гонители хотя и не могли истребить веру Христову, но нередко и весьма значительно останавливали ее распространение. Наконец, при торжестве церкви в царствование Константина Великого все силы власти, направленные дотоле против церкви, обращены к защите внутреннего и внешнего ее благоденствия. Христианские императоры содействовали ей искоренением остатков идолопоклонства и низложением еретиков. Когда же слу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При мне рассказывал один из членов одной комиссии — как и славянам?» — Подобные настроения были широко распространены. Например, корреспондент Московского Славянского комитета писал из Твери: «В настоящее время наше сочувствие основывается не на родстве с южными славянами, а на чувстве гуманности — в более образованной среде, с примесью сознания единства веры — в простом народе» (Цит. по: Никитин С. А. Русское общество и национально-освободительная борьба южных славян в 1875–1876 гг.//Общественно-политические и культурные связи народов СССР и Югославии: Сб. статей. М., 1957. С. 56). Недавно как-то мне случилось говорить с одним из наших писателей — разъяснил мне Молчалина, вдруг выведя его в одном из своих сатирических очерков. — Речь идет о М. Е. Салтыкове-Щедрине и его сатирическом цикле «Господа Молчалины» (ср. примеч. к с. 261). Встреча Достоевского и Салтыкова-Щедрина состоялась в октябре (вероятно, до 20-го числа) 1876 г. А знаете ли вы — это все еще пока для человека фантастическое. — См. с. 458. Кстати, один из уважаемых моих корреспондентовсообщил мне — Очень даже не шикарно выйдет! — Семнадцатилетняя Елизавета Александровна Герцен (1858–1875), дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством во Флоренции в декабре 1875 г. Непосредственным толчком к самоубийству явилась ее безудержная любовь к сорокачетырехлетнему французскому этнографу-социологу Шарлю Летурно (Letourneau, 1831–1902), резко обострившая и без того напряженные внутрисемейные отношения и породившая гипер-болизированно-трагическое мировосприятие у нервной, впечатлительной, чувствительной девушки, выросшей в сложной атмосфере и стремившейся в это время выйти из-под влияния своей неуравновешенной матери (см. подробно: Архив Н. А. и Н. П. Огаревых/Собр. и пригот. к печати М. Гершензон; ред. и предисл. В. П. Полонского; примеч. Н. М. Мендельсона и Я. 3. Черняка. М.; Л., 1930. С. 6–7, 129–247). Опубликованный подлинный текст предсмертного письма Лизы отличается от приведенного Достоевским; в нем, в частности, нет возмутившей Достоевского фразы «Ce n " est pas chic!». Лиза писала (подлинник на французском языке): «Как видите, друзья, я попыталась совершить переезд раньше, чем следовало бы. Может быть, мне не удастся совершить его, — тогда тем лучше! Мы будем пить шампанское по случаю моего воскресения. Я не буду жалеть об этом, — напротив. Я пишу эти строки, чтобы просить вас: постарайтесь, чтобы те же лица, которые провожали нас на вокзал при нашем отъезде в Париж, присутствовали на моем погребении, если оно состоится, или на банкете по случаю моего воскресения Если меня будут хоронить, пусть сначала хорошенько удостоверятся, что я мертва, потому что если я проснусь в гробу, это будет очень неприятно…» (там же, С. 214).

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010