О духовном Иерусалиме, то есть о Церкви, написано: Иерусалим, устроенный как город, слитый воедино ( Пс. 121:3 ). Потому что все верующие составляют единое тело, единый дух, единое по нравам общество. Собираясь вместе, связанные союзом мира и любви, мы единодушно причащаемся дарований Святого Духа. 254. Навкратию Воплощение Господне названо светом, потому что Божья премудрость, зажегши свет, нашла потерянную драхму 61 . 255. Ему же Всё достойное спасения обретено, а то что недостойно по нераскаянности и ожесточению то, как сказано, не обретено. Ибо: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся ( Рим. 9:27 ), то есть: по избранию благодати, сохранился остаток ( Рим. 11:5 ), как говорит апостол о спасаемых верой. 256. Ему же Если бы спасались все, как ты говоришь, то почему же: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ) и Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? ( Рим. 11:14 ), некоторых, а не всех? 257. Ему же Некоторые называют пророков пчелами, а Божественное их Писание – ульем. Поэтому прекрасно послушать Соломона, который говорит: Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен и сот, который сладок для гортани твоей ( Притч. 24:13 ). Он называет сладким медом чтение и изучение словес Духа. 258. Ему же Спрашиваешь, что означает написанное о Иосифе: и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Это означает, что он не знал, что Мария родит Бога. После же славного Рождества Христова, когда пастухи рассказали о явлении Ангелов, понял, что: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк. 2:11 ), и слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк. 2:14 ) и прочее. 259. Мемориалию Каллимаху Письмена богодухновенного Писания можно назвать сотами, сокровенный же их смысл должно называть медом. 260. Децемвиру Павлу Вот я и дети, которых дал мне Господь ( Ис. 8:18 ), как говорит Спаситель устами Исаии. Потому что, как детям, Спаситель преподает святым столько, сколько они могут вместить и послужить другим, ибо перед совершенством Христовым все святые – дети. 261. Председателю Кириллу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Пусть выскажет это Апостол язычников, бывший их предводителем. Хощу вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть ( 1Кор.11:3 ). И затем: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещаема очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его, юже содея о Христе, воскресив его от мертвых, и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, еже есть тело —261— его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:17–23 ). И: тем же и Бог его првознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9 ). И: в том живет всяко исполнение божества телесне. И да будете в нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти ( Кол.2:9–10 ). И еще: истинствующе же в любви, да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из него же все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единения коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию ( Еф.4:15–16 ). И: зане муж глава есть жены и Христос глава церкве ( Еф.5:23 ). Показав, что Христос есть глава и власть над всеми, святой Апостол выставляет Его царем и представляет раздаятелем царства уверовавшим в Него, когда говорит: тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ). И: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы избавление кровию его и оставление грхов ( Кол.1:12–13 ). А как сыны, собратья и сонаследники, сами мы должны иметь в виду, яко ныне открыся святым его апостолам и пророкам Духом: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе благовествованием, емуже бых служитель ( Еф.3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А также Он сказал через пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них 261 . [Именно] в этом смысле следует тебе понимать слово, сказанное нашим Жизнодавцем. 12 . Теперь я покажу тебе, возлюбленный мой, что с каждым нашим праведным отцом, возносившем молитвы, пребывал Бог . Так, когда Моисей молился один на горе, был с ним Бог 262 . И хотя [Моисей] был один, он был услышан 263 . Прекрасно услышана была его молитва , и она успокоила гнев Божий. —61— И хотя Илия был один на горе Кармил, молитва его являла дивные чудеса 264 . Ибо молитва его заключила небеса 265 И развязала оковы [небес] 266 . Его молитва похитила из рук смерти И вызволила из Ада 267 . Его молитва искоренила нечистоту в Израиле И трижды низвела огнь: один раз на жертвенник 268 и два – на вельмож 269 . Огонь отомстил за него, когда сошел по его молитве. Помолился [Илия], упав на колени, и в тот же момент был услышан, а четыреста пятьдесят вопивших громким голосом не были услышаны, потому что призывали они имя Ваала 270 . Илия же, будучи один, был прекрасно услышан. Так же и Иона пророк, помолившись из Ада преисподнего, был услышан 271 . Хотя 272 и был он один, он был тотчас услышан и получил ответ. И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 273 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хотя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 274 . И хотя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 275 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты будешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Вой- —62— ди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твоему Небесному. Всё это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 276 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлевают прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 277 , но далеки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы также простим должникам нашим 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. 2. Цит. по: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. С. 261–263. Глава 6. О спасении (о вере, делах, благодати, Таинствах, уверенности в спасении, предопределении, покаянии) Спасение – что в жизни есть важнее? Ради спасения человека воплотился, жил, принял позорную смерть и воскрес Сам наш Господь. Спасение есть единственная цель жизни человека, ради которой и существует Церковь со всем своим Богословием, Богослужением и Таинствами (да и всякая религия и секта объявляет своей целью не что иное, как спасение человека). Потому крайне важно точно знать, каковы условия нашего спасения? Что, по учению протестантизма, необходимо для спасения? Уверовать во Христа и принять Его как своего личного Спасителя. Если человек сделал это, если обратился ко Христу в молитве, в которой признал себя грешником, а Христа – Богом и своим Спасителем и попросил Его войти в его сердце, то он спасся – вот формула спасения, которую твёрдо знает каждый протестант. Кто знаком с протестантами, тот знает, что самое трепетное и желанное для них событие – это именно момент произнесения грешником (желательно перед кафедрой и всем собранием) первой вот такой покаянной молитвы, после которой его всегда торжественно поздравляют, часто не без слёз, напутствуют и поют гимны (баптисты обычно поют: «Радостную песнь воспойте в небесах, найдена пропавшая овца...»). Протестанты совершенно уверены в спасении покаявшегося таким образом человека, ибо он: 1) уверовал во Христа, а Евангелие утверждает, что таковой спасён: «...верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин.3:36 ); «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ); «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» ( 1Ин.5:13 ), и т.п.; 2) исповедал Его Сыном Божиим, а Апостол пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); 3) призвал имя Божье, а Библия ясно учит, что таковой спасён: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ) 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Шейх сказал: «Когда положили меня в ляхид 261 , пришли Мюнкир и Някир 262 и спросили меня: «Кто твой Бог?» Я сказал: «Бог мой тот, который посадил праотца нашего, пророка Адама на престол и приказал ангелам поклониться ему; Гавриил, Михаил, Асрафил и вы (т. о. Мюнкир и Някир) сделали поклон, а я со всеми своими родственниками (по Адаму) смотрел на вас.» Они (т. е. Мюнкир и Някир) посмотрели друг на друга и сказали: «Этот муж многоречив и не за себя только, но и за всех своих родственников (по Адаму) он дает ответ. Уйдем», – сказали они и удалились. Если же бы они помедлили, я задержал бы их и спросил: «А ваш Бог кто?». И когда бы они сказали мне что-нибудь 263 , я не оставил бы их и потребовал бы доказательства». Иблис, после того, как стал проклятым, был прогнан из рая и в рай не входил, но в сердце у него оставалась вражда к Адаму и Еве, и он старался вывести их из рая, посредством хитрости. В то время был змей красивого вида и подобный верблюду 264 . У него были красные и зеленые крылья. Рассказывают: над раем он был стражем. Ева , прельстившись красивым видом змия, разговаривала с ним. Увидя это, Иблис просил змия, говоря: «Введи меня в рай и я поговорю с Евою». Змей боялся и не соглашался. Иблис сказал: «Раскрой свой рот и я войду». Змей открыл свой рот. Иблис вошел и притаился на языке змея. Змей сказал: «Выйди!». Иблис не выходил. Он сказал: «Провези меня в рай, и я выйду изо рта твоего». Змей провез его в рай и поставил против престола Адамова. Сидя на языке змея, Иблис разговаривал, но Адам не внимал его словам. Иблис сказал: «Вези меня к Еве!» Змей привез его к Еве. Иблис с языка змея разговаривал и сказал: «Неужели вы не знаете, почему (Бог) запретил вам дерево Бугдай?». Ева сказала: «Не знаем». Иблис сказал: «Кто вкусит от Бугдая, тот вечно останется в раю и не увидит смерти, или, как сказано в Коране: »я покажу вам древо вечности и могущества, которое вы не испытали» 265 . Сердце Евы склонилось на эти слова: она встала, шагнула десять шагов, подошла к дереву Бугдаю, отломила одну ветку, принесла к Адаму и сказала: «Адам! Это дерево вкусно; я поела, поешь и ты!» Адам забыл в тот час завещание (Божье), как сказано в Коране: «И забыл он и мы не нашли у него твердой воли " 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Первый: на какой текст Писания ссылается Иисус? Прямой параллели в ветхозаветных текстах мы не находим. Есть несколько выражений, близких по образному строю, например: Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток ( Притч. 18:4 ); …и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают ( Ис.58:4 ). Однако ни эти, ни другие приводимые в научной литературе тексты из Ветхого Завета 261 не дают ключа к пониманию того, откуда возник образ воды, вытекающей «из чрева» (κ τς κοιλας). Иисус либо цитирует какой-то текст, неизвестный нам, но известный Его слушателям, либо дает самую общую аллюзию на различные тексты Писания, в которых упоминается вода. Второй вопрос связан со значением термина κοιλα («чрево»). Некоторые исследователи указывают на то, что в Ветхом Завете этот термин употребляется в значении «сердце», и, следовательно, текст можно читать так: «из сердца его потекут реки воды живой». Другие отмечают, что выражение «из чрева» является буквальным переводом с арамейского, в котором оно могло означать просто «изнутри». Третьи, имея в виду, что беседа происходила в храме Иерусалимском, связывают рассматриваемое выражение с образом воды, текущей из-под правого бока храма и превращающейся в широкий поток ( Иез.47:1–12 ) 262 . Иоанн Златоуст , в чьих толкованиях мы часто находим простые ответы на сложные вопросы, отмечает: Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой у меня в сердце (ν μσ τς κοιλας μου) ( Пс.39:9 ). Но где сказано в Писании: «У того из чрева потекут реки воды живой»? Нигде. Что же значат слова: «Кто верует в Меня, как сказано в Писании»? Здесь надобно поставить точку, так чтобы слова «у того из чрева потекут реки» – были изречением Самого Христа 263 . Иными словами, выражение «как сказано в Писании» Златоуст предлагает понимать исключительно как относящееся к вере в Иисуса: Он – обетованный Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки; вера в Него – не как в пророка, а как в Мессию и Спасителя – основывается на Священном Писании ; то, чему Он учит, не противоречит Писанию. В соответствии с толкованием Златоуста, смысл текста следующий: тот, кто верует в Меня в соответствии с Писанием, у того из сердца потекут реки воды живой 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Анализируя употребление слова κκλησα у апостола Павла, не могу не указать некоторые выражения, часто приводимые для того, чтобы доказать, что апостол Павел допускал существование – независимо от местных церквей – одной внешне – вселенской 261 церкви или Церкви вообще. «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал. 1:13 ). «Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 10: 32 ). Апостол Павел преследовал местные церкви в Иудее, но он мог сказать, что преследовал Церковь Божию, поскольку в каждой из местных церквей Церковь Божия присутствовала. В сознании апостола Павла Церковь Божия была неразрывно связана с ее проявлениями в местных церквях. Увещевая Коринфян не подавать соблазна Церкви Божией, он имел в виду местные церкви, существующие конкретным образом в данный момент. Если бы апостол Павел имел в виду Церковь Божию независимо от ее проявлений в местных церквях, смысл увещания апостола Павла был бы утрачен, поскольку никто не может быть причиной соблазна для Христа. По этой же причине апостол Павел мог сказать, что он гнал Церковь Божию, ибо в местных церквях, преследуемых им, существовала Церковь Божия. Говоря в Гал. 1:13 и 1Кор. 15: 9 о Церкви Божией, он имел в виду палестинские церкви, в частности Иерусалимскую. Имеем ли мы право, исходя из этого, предполагать, что для апостола Павла «Церковь Божия» была Иерусалимская церковь, а все другие местные церкви были лишь ее продолжением в пространстве? Если это предположение справедливо, это означало бы, что идея вселенской церкви не была чужда апостолу Павлу 262 . В действительности в писаниях апостола Павла мы не находим никаких данных, которые послужили бы основой для такого учения о Церкви. Христиане Иерусалима могли считать себя Церковью Божией и рассматривать другие церкви как общины, зависящие от нее и только в ней существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Раб Иеговы, предвозвещаемый в рассматриваемом пророчестве, говорит о Себе в форме первого лица: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня врачевать сокрушённых сердцем, объявлять свободу пленным и освобождение узникам. Возвестить годину благоволения Господня и день наказания от Бога нашего, утешить всех печальных. Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его“ (1–3 ст.). Дальнейшее содержание 61 главы (4–9 ст.) изображает будущее состояние искупленных Мессией и великолепие церкви Божией. В последних двух стихах (10–11) является ликующей самая церковь верующих, восклицающая в священном восторге: радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем“ (ст. 10). – Первым и труднейшим вопросом при изучении пророчества 61 главы является, конечно, вопрос о мессианском достоинстве предсказания или, другими словами, вопрос о том, кому принадлежит речь в первых трех стихах. Большинство новейших немецких экзегетов 261 субъектом пророчества считают пр. Исаию. В качестве основания указывают на категорическое замечание таргума пред началом 61 главы: так говорит пророк“. Затем приводят еще два рассуждения: во-первых, говорят, известное олицетворение Раба прекращается с 53 главы; во-вторых, в подтверждение своего мнения ссылаются на тот факт, что говорящее здесь лицо называет себя известным наименованием: Раб Божий ( ) – Но, кажется, немного нужно иметь критических способностей, чтобы видеть полную бесплодность подобных рассуждений. Одно лишь свидетельство таргума можно назвать наиболее серьезным подтверждением рационалистической гипотезы, хотя никто не станет сомневаться, что и выражение таргума имеет не такой буквальный смысл, какой стараются находить в нем. Ведь если бы действительно известные слова принадлежали другой личности, а не личности пророка, то и в таком случае о пророке-писателе можно было бы выразиться: так говорит пророк“ (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Keіlinschr. 118). В 4Цар.17 гл. рассказывается, что против Осии. царя израильского, выступил царь ассирийский Салманассар: и Осия стал платить ему дань; что Осия посылал к Со (или, может быть, Seveh – Сабакону?), царю Египетскому (Ср. Ис.18:2 ); но царь ассирийский взял Осию под стражу, заключил его в дом темничный и после трехлетней осады взял Самарию, «переселил израильтян в Ассирию и поселил их в Халахе и при Хаворе, реке Гозана, и в городах Мидийских», положив конец царству израильскому. В ассирийских надписях упоминается и о Seveh (Keilinschr. 156 u. w), и о дани, наложенной на Осию, о взятии Самарии и переселении ее жителей (Keilinschr. 158, 160, 162–4) 200 . – В Ис.20 говорится, что «в год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя ассирийского, и воевал против Азота и взял его», Господь повелел Исаии ходить три года нагим и босым «в предзнаменование об Египте и Ефиопии. Так поведет царь ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами в посрамление Египту». В соответствие этому царь Саргон в одной из своих надписей говорит о возмущении Азури, царя Азота, воцарении Ахимита вместо Азури, о новом возмущении, осаде Азота и взятии его, о том, что царь Мерое (т. е. Ефиопии), куда бежал Яман, поставленный азотянами вместо Ахимита, выдал Ямана и прислал послов просить о мире (Keilinschr. 260–261). В другой надписи Саргон говорит: «Hanno, царь Газы, вместе с Seveh, султаном Египта, вышел против меня при городе Рафии... Я обратил их в бегство. Seveh объял страх пред силою моего оружия: он убежал, так что не было видно и следа его. Hanno, царя Газы, я собственною рукою взял в плен. Я получил дань от Фараона, царя Египта и др.» (ibid. 258). – Далее, Сеннахерим в надписях своих рассказывает, что он нанес поражение при Altaku царям Египта и Ефиопии, которые хотели оказать помощь Езекии (ср. Ис.36:6; 37:9 ) и другим восставшим царям; что он, Сеннахерим, взял дань с Езекии – 30 талантов золота и 800 серебра и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Должно вам родиться свыше», – говорил Господь Никодиму ( Ин. 3:7 ), от «нетленного» семени – писал Петр, а Павел добавлял: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ). Видно, что Божие спасение – это не изменение человека, а перерождение, не перемена поведения, но в буквальном смысле придание ему духовной жизни – полное спасение полностью заблудших. «Христианская наука», к сожалению, не придерживается приведенной точки зрения и вместо нее учит, как сформулировала миссис Эдди, что спасение – это не личное освобождение от настоящего греха и порока, а «... безграничная свобода и безгреховные чувства», и, как она утверждает дальше, «человек, как Божия идея, уже спасен вечным спасением» (Miscellaneous Writings, p. 261). «Христианская наука» полностью отвергает необходимость смерти Христа на кресте за грех: По божественному закону, грех и страдание не устраняются покаянием или извинением (там же). Странно читать такие слова, зная, что Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ), и помня о бессмертной фразе Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» ( 1Петр. 3:18 ). «Христианская наука» не предлагает ни вечной жизни, ни спасения для души, отрицая как таковой грех , а с ним и необходимость искупления за него. Но Слово Божие твердо выступает против лжи миссис Эдди и «христианской науки». «Все согрешили и лишены славы Божией», «нет праведного ни одного» ( Рим. 3:23 и 3:10), но «веруй в Господа Иисуса, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян. 16:31 ). Вот Божие спасение, вот центральная мысль Библии, вот вечная жизнь. Человек, его духовная и земная природа Без страха впасть в противоречие все разумные люди признают реальность своего физического существования. И делают они это в основном по трем причинам: – человек воспринимает свое тело чувствами, – потребности тела (пища, одежда и т. д.) доказывают, что оно материально, – человеческий разум способен различать конкретное и абстрактное, причем тело без труда причисляется к конкретному.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010