Старая Ладога. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Предтеченский собор бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Действующая церковь Иоанна Предтечи построена в 1695 г. как соборная церковь существовавшего до 1764 г. Иоанно-Предтечинского монастыря. Отреставрирована. Под церковью существует система подземных ходов. В летописях 1604 г. упоминается, что по повелению Бориса Годунова и на его пожертвования для Иоанно-Предтечевского (Ивановского) монастыря, стоявшего на возвышенности, называвшейся местным населением Малышевой горой, отлиты два колокола. На одном из них была выбита надпись -  «Ладоге - оплоту государства моего». Первое же упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 г. на месте своей деревянной предшественницы. В XVI-XVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой noлobuhe XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент времени жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской. Долгие годы Иоанновская церковь была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году. Сейчас она приписана к Никольскому монастырю. Одним из выдающихся памятников архитектуры в Старой Ладоге является Иоанно-Предтеченская церковь, что на Малышевой горе. Это кубической формы храм с четырьмя подкупольными столпами, пятью главками и одной семигранной алтарной апсидой. Стены церкви декорированы плоскими лопатками, фигурными колончатыми наличниками окон, нишами с килевидным верхом, поребриком. Все декоративные детали выполнены из кирпича. Луковичные главки на центральном световом барабане и четырёх глухих барабанчиках вытянутой формы, появились в XIX веке. В это же время появилось завершение и у колокольни, увенчаное полусферическим куполом со шпилем. Церковь имеет придел во имя святой Параскевы Пятницы. Восьмигранная колокольня, довольно поздней постройки. Она была выстроена отдельно от церкви. Потом её соединили с храмом посредством небольшого притвора-перехода. Сама же каменная церковь была воздвигнута в 1695 году. Это всё, что осталось от бывшего монастырского комплекса. Сам же монастырь здесь появился, судя по всему, ещё в XIII веке. Столетие спустя он упоминается в письменных источниках. Все строения его тогда были деревянными. Тогда же впервые названа и местность Малышево. Согласно некоторым предположениям, до основания обители на этом месте было языческое капище.

http://sobory.ru/article/?object=00125

Последование Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Η πρην ο τκτουσα, στερα εφρνθητι (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский» Εφρανεται λαμπρς (    ) с икосом; канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τς στειρευοσης ψυχς μου (      ); 3 цикла стихир-подобнов и 3 самогласна; 3 седальна; светилен. В последовании Собора Иоанна Предтечи (7 янв.) собственно И. П. посвящены: отпустительный тропарь 2-го гласа Μνμη δικαου μτ γκωμων (         - тот же, что и 29 авг.); кондак плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа Τν σωματικν σου παρουσαν (      ) с икосом; канон 2-го гласа, творение Феофана, с акростихом Βαπτιστ Χριστο, τος πανους μου δχου (Крестителю Христов, хваления моя приими), ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Βαπτιζμενον τ τν παθν μου κλδωνι (        ); цикл стихир-подобнов и 3 самогласна; светилен. А. А. Лукашевич В рукописях сохранились многочисленные каноны И. П., не вошедшие в совр. богослужебные книги. 23 июня, на предпразднство Рождества Иоанна Предтечи, известны 3 канона, составленные Феофаном Начертанным, Иосифом Песнописцем и Исидором I, патриархом К-польским, соответственно (Ταμεον. Σ. 223-224). 24 июня, на Рождество Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью и его различные варианты (AHG. T. 10. P. 177-242), канон авторства Георгия Никомидийского и 3 анонимных (Ταμεον. Σ. 225). 25 июня, на попразднство Рождества Иоанна Предтечи,- канон, составленный Феодором Студитом (Ibid. Σ. 226). 29 авг., на Усекновение главы Иоанна Предтечи,- канон, составленный Андреем Критским, со 2-й песнью в различных вариантах (AHG. T. 12. P. 338-395), 2 канона авторства Иоанна Монаха, канон, составленный Георгием Никомидийским, канон, автором к-рого является Симеон Логофет, и др. (Ταμεον. Σ. 273-275). Также известны каноны И. П. на Обретение (24 февр.) и Положение (29 окт.) главы Иоанна Предтечи (AHG. T. 6. P. 375-387; Ταμεον. Σ. 74). 23 сент., на Зачатие Иоанна Предтечи,- канон авторства Георгия Никомидийского (AHG. T. 1. P. 307-316) и 2 анонимных (Ταμεον. Σ. 48-49). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи,- 5 канонов, составленных Георгием Никомидийским, 2 - Иоанном Мавроподом, и др. (Ibid. Σ. 146-149).

http://pravenc.ru/text/471450.html

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Восьмого января, «совершается же сих (Иулиана и Василисы) собор во святом их мучении, сущем при Форосе». Девятого января, «совершается же собор мучения его (муч. Полиевкта) во святых апостол великих». За первую половину января не меньше пяти раз повторяется слово «собор», причем в день Иоанна Предтечи, седьмого января, сказано: «Совершается же собор его в Форакии». Подобное и в других месяцах. Иногда в подобных выражениях говорится: «Совершается собор, совершается праздник его». Что же обозначает здесь слово «собор» и к чему здесь прибавлено географическое название? Именем собора (по-гречески – isynaxys), называется собрание верующих для прославления святого. Когда совершалась память какого-нибудь угодника Божия, то собирались по преимуществу в церковь , построенную на месте его мучений (если это мученик), где есть мощи, или каким-либо другим образом связанную с именем празднуемого святого. Там совершалось торжественное всенощное бдение, а затем, утром, литургия. Народ со всей окрестности во множестве собирался к месту празднования, почему и сам праздник назывался собором, собранием. Такой порядок отчасти до сих пор существует в Царьграде. Там память многих святых совершается в каком-нибудь определенном храме. Так, например, память исповедника Иоанна Русского, про которого как раз русские почти не знают (это малоросс, захваченный турками во времена Петра I), совершается 27 мая в храме «Панагия кафатиани» в Галате; муч. Маркеллы, 22 июля, в храме Иоанна Предтечи, там же, и так далее. В эти дни собирается множество народа, как и в день храмового праздника совершается торжественное богослужение, проходящее при большом подъеме духа. Подобное мы видим в России, где всегда бывает большое стечение народа в дни храмовых праздников или же в дни празднования чудотворной иконы или святого, которого имеются мощи – у этих мощей и иконы. Вот это стечение народа и дало название всему празднику. В книге Типикон – уставе богослужения – многократно встречаются выражения: «Совершается же собор его, идеже мощи его, и идеже храм его». Такие указания встречаются особенно часто в дни памяти русских и определяют, где должна этому святому совершаться торжественная праздничная служба со всенощным бдением. Таким образом, свой собор имеют не только Богородица и Иоанн Креститель, а почти каждый святой. Если же о «соборах» Богородицы, Иоанна Крестителя (даже без указания мест) и архангелов Гавриила и Михаила говорится во многих богослужебных книгах, а об остальных только в некоторых, то это оттого, что стечение народа в церквах в эти дни, следующие за такими великими праздниками, как Рождество и Богоявление, бывает повсеместное, а кроме того, говоря о соборах святых архангелов, Церковь указывает, что наши молитвенные собрания являются подражанием ликостояниям ангельским, непрестанно прославляющим Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Длина иконы 1 арш. 7½ вер., ширина 1 арш. 2 вер.; она украшена, в 1784 году, сребропозлащенной ризой, с жемчугом и драгоценными камнями. Впоследствии риза обновлялась и прибавлялись новые украшения. Весу в ней 21 ф. 82 золотника. В 1837 году икона вставлена в сребропозлащенную, со стеклом, раму; 3) образ Иоанна Предтечи, найденный, по преданию, вместе с чудотворною иконой, в стене кирки, и, следовательно, он одних лет с нею. Длина его 4½ вершка, ширина 3½ вершка. На образе серебряная риза; 4) литийный сосудец, в виде бокала, с крышкою, увенчанною крестом. На нем выбит 1736 год; 5) священные сребропозлащенные сосуды с принадлежностями. На одном из блюдцев – восьмиконечный крест, а вокруг его слова: кресту твоему поклоняемся Владыко, на другом Знамение Божией Матери, и слова: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господ с Тобою». На дискосе Рождество Христово и слова: «се агнец Божий, вземляй грехи мира». На дискосе год 1766, а на блюдцах – 1761 г. Потир обделан серебряной сеткой, в которую вставлены крест и лики Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи; 6) напрестольный четвероконечный крест с выпуклыми иконами. На обороте надпись: «построен сей крест в соборную церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, что в крепости Шлиссельбургской, весу 18¾, 1777 году»; 7 ) евангелие в лист, изд. в Москве в 7186 г. от сотворения и в 1676 г. от Рождества Христова, по благословению патриарха Иоакима. Оно обложено золотой парчой и изображениями из золота и эмали. По краям верхней доски вычеканена и покрыта чернью надпись: «во славу Триипостасного Божества, Отца и Сына, и св. Духа, построено сие святое евангелие, златое, повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея великие и малые и белые России Самодержца, в соборную церковь архистратига Божия Михаила, в лето 7189». В крепостную церковь евангелие подарил Петр Великий; 8) несколько старинных колоколов. Так напр. праздничный, в 96 пудов, с надписью: «лит в С.-Петербурге 1753 г. Июля 28-го». Полиелейный и вместе часовой, в 37 пудов с надписью: «лит сей колокол в С.-Петербурге 1752 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Можно предполагать, что в эпоху Стоглавого собора споры о посте в этот день еще не были окончательно решены, являясь отголоском ожесточенных споров о посте в среду и пятницу, если в эти дни случаются двунадесятые праздники. Происхождение этих споров весьма древнее: они начались еще в IX веке на Востоке, усилились в XI и XII веках и наконец в первой половине XII же века появились и в русской церкви. Ранее XII века у нас этот вопрос не возникал, хотя, как видно из послания преп. Феодосия Печерского в. к. Изяславу Ярославичу, во второй половине XI века на Руси не было определенных правил относительно поста в среду и пятницу. 360 В первой половине XII века образовались две партии: одна, представителем которой был Леон, епископ ростовский, не разрешала поста в среду и пятницу ни для каких праздников; другая, во главе которой стоял Поликарп, игумен Киево-Печерского монастыря, держалась противоположного мнения. В 1158 году состоялся в Киеве собор, на котором Леон был осужден. Но на соборе 1168 года был осужден и Поликарп, и было постановлено, что пост в среду и пятницу разрешается только для вух праздников: Рождества Христова и Богоявления. 361 Таким образом, спор не был решен окончательно, и сомнения продолжали существовать. Определенного мнения о посте в среду и пятницу не было даже в начале XIV века, что видно из вопросов Феогноста, епископа Сарайского, Константинопольскому патриаршему синоду (1301 г.). 362 По всей вероятности в связи с вопросом о посте в среду и пятницу находился и вопрос о посте в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Но этот вопрос уже в конце XIV века считается решенным, как можно заключить из следующего места в послании митрополита Киприана игумену Афанисию (1390 – 1405 г.): «На Усекновение главы Ивана Предтечи и Крестителя мяса не ясти, ни млека, ни рыбы, аще в который день ни пригодиться»… «О дне же святыя Парасковее в прошаеше: и се ти ведомо буди, яко несть поста в той день, кроме среды и пятка» (А. И., т. 1, 253, стр. 476). Из последних слов митрополита Киприана можно заключить, что пост в среду и пятницу был так уважаем, что даже считали нужным поститься в день св. Параскевы, вероятно на том основании, что имя «Параскева» (греч. Παρασκευ) значит «пятница». Постановление митрополита Киприана о посте в день усековения главы Предтечи было повторено и митрополито Фотием в его поучении Псковскому духовенству 1416 г.: «на Усекновение главы Иоанна Предтечя… мяса и млека не ясти» (А. И., т. 1, 22). Постановлениям митрополитов Киприана и Фотия следует и Стоглавый собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Нет нужды останавливаться долго на других афонских стенописях конца XVIII и XIX вв. Большая часть их повторяет обычный тип росписи и не представляет оригинальных особенностей в стиле; назовем Зографский собор, типикарницу св. Саввы сербского , параклисы успения пресв. Богородицы (1780 г.) и Иоанна Предтечи в Зографе (1768 г.), параклисы ватопедского монастыря, Дмитриевский , св. Бессребренников, пояса Богоматери, в иверском монастыре параклис Иоанна Предтечи, в хиландарском – рождества пресв. Богородицы. В росписях некоторых параклисов отводится более или менее видное место изображениям, имеющим ближайшее отношение к посвящению храма в честь того или другого святого. Так, в ватопедском параклисе св. ап. Андрея Первозванного (1798 г.) в обычную роспись внесено изображение этого апостола над западным входом и некоторые события из его жизни в притворе; в параклисе св. Николая (1780 г.) там же изображения евангельских событий на стенах средней части храма заменены изображениями событий и чудес св. Николая и Богоматери; в филофеевском параклисе Иоанна Предтечи (1776) большая часть изображений относится к лицу Иоанна Предтечи, а в параклисе архангельском – в архангелу Михаилу. Само собою понятно, что росписи братских трапез, как напр. ватопедская (1785) имеют свой особый характер; также и фиалы, устраиваемые на Афоне внутри монастырских оград. В фиалах (Лавра, Филофеевский монастырь) помещаются изображения, относящиеся к крещению: крещение Иоанново, крещение Иисуса Христа, чудесный лов рыбы, хождение ап. Петра по водам, проповедь с лодки, укрощение бури, исцеление 38-милетнего расслабленного; погибель Фараона в море, как прообраз новозаветного крещения, изведение Моисеем воды из камня, руно Гедеона и др. 293 . Из всех этих росписей приведем роспись зографского собора в честь св. Георгия (1817 г.), в которой, при сохранении общего типа, наиболее ясно и подробно выразились некоторые особенности размещения изображений, равно как и новые черты в самом сочинении сюжетов. В алтарном своде Богоматерь «ширшая небес», ниже евхаристия (Иисус Христос в тунике и иматии; апостолы подходят к Нему с скрещенными на груди руками), еще ниже ряд святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В память о Л. м. по благословению архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) 6-7 июля в с. Мякса Череповецкого р-на, расположенном на берегу Рыбинского водохранилища, ежегодно отмечается престольный праздник Л. м., получивший название «Леушинские стояния», а в субботу, ближайшую к 17 сент., проводится ежегодный крестный ход в дер. Парфеново Череповецкого р-на, где сохранился старинный собор Парфеновского монастыря (дочерней обители Л. м.). 11 сент. 2014 г., в день праздника в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, благочинный Череповецкого окр. иером. Флавиан (Митрофанов; впосл. епископ Череповецкий и Белозерский) принял решение о возрождении мон-ря в с. Мякса и назначил начальницей буд. обители мон. Кириллу (Червову). 14 июня состоялось освящение нового деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Мякса. 16 сент. 2015 г. возрождающаяся обитель, в которой проживало неск. сестер, получила статус Архиерейского подворья. Храмы и другие постройки К нач. XX в. на территории Л. м. находилось 5 храмов. Каменный собор Похвалы Пресв. Богородицы с приделами арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца строился по проекту известного архит. М. А. Щурупова (1815-1901). Центральный придел освящен 8 сент. 1891 г., боковые - 9 сент. в сослужении архиеп. Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева) , Орловского и Севского еп. Мисаила (Крылова) и Старорусского еп. Антония (Соколова). В склепе, к-рый устроили еще при жизни матушки, с разрешения высокопреосвященного Исидора была похоронена игум. Таисия (Новгородские ЕВ. 1915. 6. С. 222). Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фотографии (1909), сделанной С. М. Прокудиным-Горским. Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей его пришлось оштукатурить. Собор Похвалы Божией Матери. 1815–1901 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. Собор Похвалы Божией Матери. 1815–1901 гг. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. Надвратная колокольня. 1898 г. Фотография С.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Троицкий собор Горненского мон-ря. Архит. архим. Леонид (Сенцов). 1911-1914; 2003-2007 гг. Фотография. 2008 г. Троицкий собор Горненского мон-ря. Архит. архим. Леонид (Сенцов). 1911-1914; 2003-2007 гг. Фотография. 2008 г. В мон-ре Св. Креста к западу от Старого города открыты руины храма с мозаиками V-VI вв.; материалы указывают на существование здесь в ранневизант. эпоху крупного храма, пережившего 2 периода строительства ( Economopulos. 1984; Tzaferis V. The Monastery of the Cross: Where Heaven and Earth Meet//BAR. 2001. Vol. 27. N 6. P. 33-41). В Айн-Кареме во францисканской ц. Рождества Иоанна Предтечи С. Саллером был обнаружен комплекс c ц. Мучеников (посвящение установлено по мозаичной надписи), состоящий из 2 примыкающих друг к другу базилик ( Saller. 1946). Северная базилика более крупная, практически квадратная в плане; перекрытие храма поддерживали 2 центральных столпа; 3-частный алтарь занимал треть пространства. Южная базилика 3-нефная, с выступающей алтарной апсидой. Здания датируются кон. V - нач. VII в. Неподалеку, в совр. католич. ц. Посещения Марии Елисаветой, Багатти изучена небольшая подземная часовня, состоящая из 2 соединенных друг с другом однонефных залов, каждый из к-рых завершается апсидой ( Bagatti. 1948). Церковь св. Иоанна Предтечи. V-VI вв. Фотография. 2008 г. Церковь св. Иоанна Предтечи. V-VI вв. Фотография. 2008 г. В Эвен-Саппире близ Айн-Карема в 1999-2005 гг. Гибсоном исследована т. н. Пещера Иоанна Крестителя - место, почитавшееся ранними христианами. Это длинная и узкая (24,5×3,7 м при высоте 4,9 м) пещера, в к-рую вели 6 широких ступеней. Стены были единовременно покрыты толстым слоем водонепроницаемой штукатурки. Явно предназначенная для хранения воды, она, как настаивает исследователь, не служила хозяйственным целям. Время создания пещеры относится к периоду гораздо более древнему, чем раннехристианский, к IV-V вв. она существенно заполнилась отложениями. Граффити в силу этого расположены почти под потолком; это примитивные рисунки, изображающие стоящую фигуру с поднятыми руками и палкой (возможно, жезлом или крестом) в левой руке. Надписей в пещере нет.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010