Новгородский митр. Киприан , согласно рукописному Чиновнику новгородского Софийского собора (1629-1633), в 1629 г. установил празднование обретению мощей И. 1 дек. Чинопоследование совершалось в приделе св. Иоанна Предтечи с участием митрополита: «На переносе несут сион да плащаницу, образ Иоанна архиепископа, а несуть соборные да сенние попы... И бываеть того дни у святителя в Софейском дому стол властем и софейскому всему собору, а за столом хлеб Богородицын бывает и чтение от Жития и чюдес чюдотворца Иоанна» ( Голубцов. Чиновник. С. 54-56). 7 сент., в день памяти И. и в предпразднство Рождества Пресв. Богородицы, «святитель празднует в пределе у Иоанна Предтечи, где лежать мощи Иоанна архиепископа, с софейским собором, а власти к тому празднику не съезжаются, а вечерню, и всенощное, и заутреню, и литургию певцы поют обиход новгородцкой распев... И по вечерни поют молебен, а на молебне канон Успению Богородицы да Иоанну архиепископу, а ко всенощному благовест за 6 часов дни... А звонят ко всенощному и к Евангелию на софейской колоколни, а зазвонную статью чтут чюдо о шествии Иоанна архиепископа на бесе в Иерусалим. И по 1-й и 2-й кафизмах чтуть о житии и о рожении Иоаннове... По кажении святитель знаменуется на налоге у празника и ходит в темницу ко гробу чюдотворцеву и знаменуется у его мощей». Затем читался канон Успению и И., выносилась плащаница с образом И. Как и 1 дек., после литургии за столом на владычном дворе читалось Житие И. (Там же. С. 20-22). Рака с мощами свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (Софийский собор в Новгороде) Рака с мощами свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (Софийский собор в Новгороде) В «Описании новгородской святыни» 1626-1634 гг. отмечена «темница, идеже лежат многочудесныя мощи иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Великаго Новаграда, в раце глубоко; поют ему службу с полиелеосом. Служба тут вседневная» ( Янин. 1988. С. 219). В «Описании...», составленном протопопом Максимом в 1634 г., говорится, что мощи И. «лежат в гробнице камене, наверх земли, всеми видимы; прославлен от Бога в чудесех при животе и при смерти» (Там же. С. 221). Между 1652 и 1657 гг. Новгородский митр. Макарий по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона «пренес мощи великаго в чудесех Иоанна архиепископа из темницы и положил в новей раце над старою ракою в церкви Иоанна Предтечи» (Новгородские летописи. 1879. С. 160 (ошибочно под 1663 г., с указанием на установление празднования 1 дек.); ср.: Там же. С. 159). 30 нояб. 1812 г. рака святителя была позолочена «усердствующими христоподражателями». 4 окт. 1856 г. мощи были переложены в новую, серебряную раку и поставлены под арку на помосте. В ризнице Софийского собора хранилась мантия И., «василькового цвета и материи, похожей на рытый бархат, с атласными источниками белого и красного цвета, со скрижалями красными» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 495).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору Традиция почитания святого мученика Уара в России началась в конце XVI — начале XVII века. Именно тогда в одном из самых древних храмов Москвы — Рождества Иоанна Предтечи на Бору — появился придел, посвященный мученику Уару. Произошло это после появления на свет 1 ноября, в день памяти святого мученика Уара, последнего сына Иоанна Грозного, царевича Димитрия. При рождении царевич получил имя египетского мученика. Тогда же в храме появился первый образ св. Уара с частицей его мощей. Существует предание, что икона была написана по точным меркам младенца Уара (Димитрия) по просьбе его матери Марии Нагой. Некоторые исследователи считают, что широкое народное почитание мученика началось после окончания Смутного времени, когда разруха, голод, эпидемии унесли множество жизней некрещеных младенцев, а оставшиеся в живых были хилыми и больными. Тогда матери приносили младенцев в храм к приделу мученика, «полагали на белый камень под образ мученика Уара» (Н. Д. Извеков «Церковь во имя св. Иоанна Предтечи, что в Боровицкой башне в Московском Кремле»). К тому же времени относят и составление службы святому мученику. В 1847 году по повелению императора Николая I церковь св. Иоанна Предтечи была разобрана, так как нарушала архитектурный ансамбль выстроенного тогда Большого Кремлевского дворца. Главный престол был перенесен в Боровицкую башню. А в 1848 году придел мученика Уара был перемещен в Архангельский собор Московского Кремля (где ранее находился Покровский придел, перенесенный на хоры). В настоящее время в северо-восточной части Архангельского собора, где ранее был придел мученика Уара с иконостасом и иконами, посвященными его житию, представлена экспозиция икон. Здесь можно увидеть один из самых почитаемых образов мученика Уара, по преданию считавшийся чудотворным. Святой мученик представлен в образе юноши-воина. Икона была написана в начале XVIII века. Особый интерес вызывают уникальная икона мученика Уара с житием и икона «Явление мученика Уара и ее сына Иоанна блаженной Клеопатре» — иконография обеих икон очень редкая.

http://foma.ru/muchenik-uar.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. Ιερ Μον το Αγου Διονυσου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго-зап. побережья п-ова Афон (Айон-Орос), на высоте ок. 80 м над уровнем моря, между мон-рями прп. Григория и св. Павла. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 5-е место, хотя в ранний период существования занимал 19-е место (согласно 3-му Уставу Св. Горы (1394)). В источниках встречается неск. названий мон-ря: Великого Комнина, Петра (т. е. скала) или Неа-Петра (новая скала), Честного Предтечи и св. Дионисия. Представитель Д. м. каждый 5-й год председательствует в Свящ. Эпистасии (см. в ст. Афон ). Игумен - архим. Петр (с 1989). Общее число братии - 53 чел., в т. ч. 8 монахов в зависимых от мон-ря келлиях. Главные праздники - Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (7 июля), Собор Иоанна Предтечи (20 янв.), память прп. Дионисия и его учеников (25 июля), свт. Нифонта II, патриарха К-польского (11 авг.), суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста), вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). Мон-рь управляется избираемым пожизненно на общем собрании братии игуменом и герондией (духовным собором или советом старцев) из 8 членов. Ими также избирается на год орган исполнительной власти - эпитропия из 2 членов, к-рая вместе с игуменом осуществляет решения герондии как власти законодательной. Распределение властных полномочий между герондией и эпитропией касается экономических и адм. вопросов, а духовная власть принадлежит игумену. м. имеет 8 келлий в окрестностях Кареи и кафизму св. Апостолов рядом с мон-рем. Наиболее значимые келлии - Рождества Богородицы на территории Протата и св. Стефана (представительство мон-ря в Карее), а также келлия Введения во храм Пресв. Богородицы. В сев.-зап. части полуострова находится большое подворье мон-ря Моноксилит. Из 47 подворий за пределами Афона, упоминавшихся в исторических документах, в наст. время в распоряжении Д. м. осталось лишь небольшое лесное угодье на п-ове Халкидики, маленькое подворье на о-ве Айос-Эфстратиос и неск. строений в Фессалонике. Основание монастыря

http://pravenc.ru/text/178494.html

Григорий Яковлев 11 приписывает А. Денисову (1674–1730 г.) следующие слова: Слова на праздники Господские токмо не на все. Слова на праздники св. Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи краткие. С. Денисову 12 (1682–1741 г.) следующие: Слова на праздники Господские; но на все же не успел написать, а на Пасху не одно есть. Два слова на праздник Иоанна Предтечи. Два слова преподобному Зосиме и преподобному Савватию на памяти их. Слова на память свят. Николая чудотворца. A сии слова пространные и положены в книге церковной в торжественнике, с прочими на чтение всенародное, именно же: Слово на праздник принесение честных мощей преподобных Зосимы и Савватия и Слово на праздник всем российским чудотворцам, сочиненное по именам их и новоявленным, сколько могл собрать вспоминательно изрядне. Трифона Петрова (1670–1766 г.) сочинения: Слова на все праздники Господские 13 , Богородичны и Пасху. Слова на рождество св. Иоанна Предтечи, тезоименный свой день, на праздник св. Иоанна Богослова, преподобных Зосимы и Савватия, преподобного Александра Свирского и св. Николая Чудотворца 14 . По этим упоминаниям можно приурочить только следующие два слова С. Денисова: Слово вспоминательное о св. чудотворцах России просиявших и на перенесение мощей св. Зосимы и Савватия. П. Любопытный тоже, как увидим ниже, считает их принадлежащими С. Денисову. П. Любопытный 15 приводя первые слова текста, приписывает следующие слова А. Денисову: Слово на Богоявление (Нач.: Понеже праздник всесветлый, 77): на Воскресенье Христово (Нач.: Боголюбивый собор, 83); тоже (Нач.: Всемирного благополучия, 84); на Преображение Господне (Нач.: Понеже убо ваше боголюбное сословие, 80): похвальное св. Александру Свирскому (Нач.: Понеже убо многа ваша любовь и усердие, 99); отцу Савватию Соловецкому (Нач.: Праведник яко финикс процветет, 79): на рождение св. Иоанна Предтечи (Нач.: Сего рождества с рожденными, 87) тоже (Нач.: Авраам праотец велику почесть прия, 86); тоже (Нач.: Великий сей нами празднуемый день Предтечи, 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.22-23, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Молченский монастырь представлен единым объектом, однако на его территории имеется: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (бывший Софийский собор), XVI - XVIII (престолы: Рождества Богородицы (центральный), Зосимы и Савватия Соловецких (северный), Симеона и Саввы Сербских (южный, не восстановлен), Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (нижний, до закрытия в 1922 г. был освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы). Тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи 1866-1869, архитектор (предположительно) Гримм Д.И. (престолы: Рождества Иоанна Предтечи (центральный), свт. Николая Чудотворца (северный), свт.Тихона Задонского (южный). Храм перестроен под общежитие, сейчас положено начало его возрождения. Надвратная колокольня XVII - XVIII вв. Трапезная XVII - XIX вв. Настоятельский (ныне сестринский) корпус XVIII в. Просфорня. Северо-восточный корпус (на рубеже XVIII - XIX вв в нём помещалось духовное училище). Корпуса гостиного двора. Современные строения - игуменский дом, дом священников, гаражи. В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, неоднократно упоминаемого в летописяъх XII века, была построена каменная цитадель. Она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной башней. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570 году устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода в 20 км от города). В 1580-1590-х годах они построили посреди крепостного двора каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году всю крепость превратили в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Нельзя не сказать, что в 1604 году за стенами монастыря скрывался царь-самозванец Лжедмитрий I, выступив отсюда на Москву после смерти Бориса Годунова. В XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранилась лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, да круглая наугольная слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены. Сохранился также собор Рождества Богородицы, неоднократно перестраивавшийся в XVII и XVIII веках. Это собор - уникальное явление в украинской архитектуре. Высказывались гипотезы, что это только часть древней, гораздо более крупной постройки или наоборот, что собор - поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной ныне в алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Псковский храм XII века вновь обрел колокола 6 апреля 2009 г. 13:40 3 апреля в Пскове были освящены и подняты на звонницу собора Рождества Иоанна Предтечи 6 колоколов. Чин освящения совершил митрополит Псковский и Великолукский Евсевий , сообщает инормационнная служба Псковской епархии . На освящении присутствовали насельники и настоятель Крыпецкого монастыря иеромонах Савва, трудами которого появились колокола на храме Рождества. Владыка Евсевий, обращаясь  к собравшимся прихожанам, отметил, что поднятие колоколов на храмы — это особое событие.  Колокол — это голос, который с давних времен, собирает людей и в радости, и в печали, и своим голосом славит Бога. Колокола были отлиты на средства белорусских благотворителей в Воронеже. Общий вес 6 колоколов составляет около 500 килограммов. Храм Рождества Иоанна Предтечи относится к первой половине XII века. Это второй по древности храм Пскова (первый — Спасо-Преображенский Собор — находится на территории Мирожского монастыря). Церковь была соборным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря, основанного в 1240 году княгиней Евфросинией Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города). В архитектурном отношении собор Рождества Иоанна Предтечи уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). Храм был построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в нее Псковы. В советское время храм был осквернен и долгое время находился в запустении. В 1991 году храм был передан Церкви и постепенно был восстановлен. С февраля 2007 года Собор Рождества Иоанна Предтечи и бывшая монастырская просфорня переданы митрополитом Псковским Евсевием Крыпецкому монастырю для организации подворья. За прошедшее после этого время собор Иоанна Предтечи преобразился: появился постоянный священник в храме, чаще стали совершаться службы, увеличилось число прихожан, сделан ремонт в храме и просфорне, оформлены документы на недвижимость, проведены тепло, газ и свет, издана полная история Иоанновского монастыря, а теперь — вновь появились колокола. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/608152.htm...

Крещение Господне. Икона. XVII в. (Национальный исторический музей, София) Крещение Господне. Икона. XVII в. (Национальный исторический музей, София) В доиконоборческую эпоху в визант. традиции сложился круг важнейших неподвижных Господских праздников . К кон. IV в. в Иерусалиме таковыми были праздники Рождества Христова и Крещения Господня , а также Обновления (т. е. освящения - греч. ϒκανια) главных иерусалимских храмов. К IV-V вв. восходит традиция соблюдать посты предрождественский и в кануны Рождества Христова, Крещения Господня (навечерия или сочельники; греч. παραμον) и Обновления. Вне Иерусалима в V-VI вв. день после Обновления, получивший имя праздника Воздвижения Креста Господня, стал более важным праздником, чем само Обновление. Значительными эти 3 неподвижных праздника остались и в послеиконоборческую эпоху, причем перед Рождеством Христовым (в рамках 40-дневного Рождественского поста ) были установлены воскресенья св. отцов (ветхозаветных праведников) и праотцов (букв.- [воскресенье] перед [воскресеньем] отцов) и 5-дневное предпразднство, последний день к-рого является навечерием праздника; после Рождества Христова было установлено воскресенье св. Богоотцов (сродников Христа по плоти) и 6-дневное попразднство, а на 7-й день - праздник Обрезания Господня; период между Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением) получил наименование св. дней (святок), когда отменяется всякий пост (кроме последнего дня святок, являющегося постным днем навечерия Крещения Господня); особый статус получили недели (воскресенья) и до и после праздников Воздвижения Креста Господня и Богоявления, а также дни до (предпразднства) и после (попразднства) этих праздников. С VI в. на следующий день после Рождества Христова начали совершать Собор Пресв. Богородицы (ранее праздник в честь Пресв. Девы в К-поле отмечался в воскресенье перед Рождеством Христовым), а на следующий день после Богоявления - Собор Иоанна Предтечи. Дата Рождества Христова определила и даты др. праздников, с ним связанных,- Благовещения Пресв. Богородицы , Обрезания и Сретения Господня (существовал в Иерусалиме в кон. IV в.), Рождества св. Иоанна Предтечи и др. По образцу цикла Господских праздников начал формироваться цикл Богородичных праздников , к древнейшим из них помимо Благовещения относится Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

http://pravenc.ru/text/год ...

Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

VI. Новгородская епархия, церкви – в Новгороде – соборы: Софийский, Знаменский и Николаевский, церкви: Преображенская Успенская, Воскресения Хр., Арх. Михаила, Петра и Павла, прор. Илии, вмч. Параскевы, Павла Исповедника, Филиппа, апост., Алексия Человека Божия, Жен Мироноснц, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова Ир. Богородицы, Воскресения Христова, Феодора Стратилата, Иоанна Предтечи, Бориса и Глеба, Первомуч. Стефана, вмч. Никиты, Нерукотв. Спаса, Еванг. Луки, св. вмч. Ипатия, вмч. Димитрия, Благовещения Пресв. Богородицы, Флора и Лавра, Живоначальная Троицы, Иакона апост., св. мч. Власия, Вознесения Господня, Симеона Столпника (лл. 960 – 961); Воцкой пятины – в Новоладожске: Николаевский собор и Дмитриевская цер. (л. 990); Шелонской пятины в г. Порхове – Покрова пресв. Богородицы, Николая Чудотворца, в г. Тихвине – собор Преображенская и Флоровская прих. (л. 993); в Старой Русе – Воскресенский собор, церкви: Живонач. Троицы, Благовещения Пр. Б., Введения во храм Пр. Б., вмч. Параскевы, Илии прор., Петра и Павла, вмч. Димитрия, Николая Чудотворца и вмч. Мины (л. 1000); в Луках Великих – соборная Воскресения Христ., прих. Николаевская, Живонач. Троицы, Входа во Иерусалим, Преображения Господня, Покрова Пресв. Богородицы (л. 1001), в Заволочье – не показано; Холмском Посаде – тоже (л. 1003); в Торжке – Соборная Преображенская, прих. – Воскресенская, Георгиевская, Пятницкая, Троицкая, Власьевская, Мироносицкая, Знаменская, Николаевская, Дмитриевская, Предтеченская, Успенская. Сретенская, Благовещенская. Филиповская, Богоявленская, Никитская, Васильевская, Ильинская, Воздвиженская, Вознесенская и Борисоглебская (л. 1004); в Устьяне – Соборная Рождества Богородицы, вмч. Димитрия, Воздвижения, Преображения, Жив. Троицы, Успения Пр. Б., Вознесения Господня, Воскресения Христова, Покрова Пр. Б., Казанския Б., Благовещения, Василия Вел. (л. 1006); Бежецкого Верха – соб.      Воскресенская, прих. Иоанна Богослова, Преображения Господня, Рождества Хр., вмч. Параскевы, Воздвижения (л. 1007); в Каргополе – соборная, прих. Рождества Предтечи, Благовещения, Воскресения Хр., Живовач. Троицы, Владимирския Б. М., Воздвижения, Сошествия Св. Духа, Соловецких Чудотворцев, Воскресения Хр., Феодора Стратилата (л. 1010); в Олонце – собор. Живонач. Троицы, Рождества Богородицы, Рождества Хр., Прор. Илии, Арх. Михаила, вмч. Георгия и Знамение пресв. Богородицы (л. 1012).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Топонимическая привязка М. Б. м. в источниках с течением времени менялась. Самая ранняя - «Богоявленский монастырь, что на Москве на посаде» (приблизительно до 1547). После этого его стали именовать «Богоявленский монастырь, что на Москве за Торгом». Иногда уточнялось: «в Китай городе». Смена привязки была обусловлена тем, что на посаде между М. Б. м. и Кремлем в зап. части стен возник Торг. В авг. 1382 г., во время набега хана Тохтамыша, был уничтожен почти весь Китай-город, но М. Б. м., согласно введению Копийной книги, уцелел. По легенде, хан велел сжечь мон-рь, но он не сгорел. Этот факт был оценен современниками как чудо. Но новые пожары не пощадили обитель. В 1451 г., во время набега царевича Мазовши, М. Б. м. сгорел. Вероятно, в 1467 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич велел отпускать в М. Б. м. из своего дворца «годовой корм» на помин родителей и на молитву за его здравие - возможно, это указывает на появление каменно-кирпичной трапезной в период правления его или его сына вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1547 г. М. Б. м. вновь пострадал от пожара, в мае 1571 г., во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, сгорели его деревянные постройки. По приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного они были восстановлены. В марте 1611 и осенью 1612 г. М. Б. м. оказался в зоне боев за Китай-город между русскими, поляками и литовцами. Интервенты разграбили и сожгли обитель. Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г. Надвратная церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Литография К. Эргота. 1864 г. Возрождение М. Б. м. начал царь Михаил Феодорович Романов. В 1624 г. был построен новый каменный Богоявленский собор. Престол его нижней церкви был посвящен Казанской иконе Божией Матери, к-рая находилась во Втором ополчении кн. Д. М. Пожарского и К. Минина . По-видимому, в восстановленный храм был помещен один из списков Казанского образа. В связи с рождением 22 окт. 1649 г., в день Казанской иконы Божией Матери, царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 окт. как праздник Казанской иконы «во всех городах по вся годы». В 1645 (1647?) г. по его указу игум. Пафнутий доставил из Хлынова в М. Б. м. чудотворную икону с Нерукотворным образом Спасителя. В 1673 г. вдова боярина кн. Б. А. Репнина-Оболенского кнг. Ксения подарила М. Б. м. двор своего дяди кн. Ю. П. Буйносова-Ростовского на Никольской ул., к-рый примыкал к обители. Благодаря этому в мон-ре смогли возвести св. ворота с выходом на Никольскую ул. и надвратную ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. С сев. стороны в стене обители были устроены двое ворот: одни с выходом на «строгую» монастырскую половину, а другие - «общие». Обе половины М. Б. м. с севера на юг были разделены забором.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010