Икона «Собор Богоматери» и ее загадки Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. 8 января, 2014 Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы. В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла — «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения. Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования. Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: « Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи  Софийской библиотеки XIV в. ( 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

http://pravmir.ru/ikona-sobor-bogomateri...

Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (восстановленный). Карта и ближайшие объекты В нынешних архитектурных формах и пропорциях собор Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни существует с середины XIX века. Раньше на этом месте стоял более скромный каменный храм 1703 года постройки, а до того — поочередно две деревянные церкви, одна из которых была сожжена в 1611 году во время польско-литовского нашествия, другую же разобрали за ветхостью. Постройка величественного соборного храма в Коренной пустыни заняла долгих восемь лет. Начатая в 1852 году, она завершилась к 1860 году. Первоначально предполагалось строить собор по другому проекту, но в итоге строительство велось по плану, поступившему из канцелярии графа П.А. Клейнмихеля, главноуправляющего путями сообщения, «который, посетив незадолго перед этим Коренную пустынь, сам курский помещик, обратил на нее особое внимание и заменил представленный первоначально план нового соборного храма другим, более соответствующим древности обители и ее превосходной местности». В самом деле, будучи построен, Богородице-Рождественский собор органично принял роль доминанты всего архитектурного ансамбля и вплоть до своего разрушения в послереволюционную эпоху вызывал заслуженное восхищение паломников. «Особенно хорош вид на монастырь, — говорится в одном из старых описаний Коренной пустыни, — с противоположного лугового берега р. Тускори. Отсюда она разом открывается взору всею красотою своих зданий: на первом плане новый Соборный пятиглавый Храм Русско-Византийской (Тоновской) архитектуры...» Собор просуществовал до 1923 года, когда его разорили и взорвали. Восстановление величественного храма началось только в 2007 году; в 2009 году оно было завершено. Источник: официальный сайт монастыря http://korennaya.net/about.html?id=28 Комментарии и обсуждение Собор Рождества Пресвятой Богородицы восстановлен в 2009 г., освящён Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 г., правый придел освящён архиерейским чином 22 декабря 2011 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12050

По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия решено было воссоздавать храм на историческом месте по старым фотографиям, поскольку проект храма в архивах найти не удалось. Не стали разрушать и сохранившийся фундамент храма – его предстояло укрепить согласно существующим технологиям. Когда указанные работы были выполнены мастерами из Москвы и специалисты дали заключение, что фундамент надежен, строители приступили к воссозданию храма. В настоящее завершились общестроительные работы по воссозданию храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. 29 сентября 2016 года митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение куполов и крестов для Предтеченского храма. Первые постройки Трегуляевской обители были деревянными. Среди них был и первый Предтеченский храм, освящённый в 1691 году. Эти здания погибли во время пожара 1717 года, после чего началось новое строительство - сначала из дерева, потом из кирпича. Каменное строительство в обители началось благодаря стараниям иеромонаха Мисаила, бывшего преподавателя Тамбовской духовной семинарии, а с 1789 года ставшего строителем монастыря. Каменные сооружения смогли появиться в монастырской обители благодаря тому, что в Тамбове стал действовать кирпичный завод, возведённый под руководством главы Тамбовского наместничества Гаврилы Державина. Дело в том, что в связи с начавшейся в 1787 году войной с Турцией планируемое каменное строительство в Тамбове было отменено, а кирпича после открытия завода стало в избытке. В 1791-1795 годах в Трегуляе были построены два симметричных флигеля - трапезная и братский корпус, ограничивавший монастырь с севера и юга, хозяйственные строения конного двора и монастырская ограда. При трапезном флигеле тогда действовала тёплая церковь во имя Иоанна Предтечи, которая после того, как в 1808 году достроили и освятили отдельный пятиглавый Предтеченский храм и колокольню, была переделана и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же, в 1810 году, к ней был пристроен придел Спаса Нерукотворного.

http://sobory.ru/article/?object=57582

1760 г. архиеп. Сильвестром (Кулябкой), на торжестве присутствовала императрица. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 г. в присутствии имп. Екатерины II архиеп. Вениамин (Пуцек-Григорович) освятил главный Богоявленский придел в верхнем храме и левый во имя прославленного в 1757 г. свт. Димитрия Ростовского в нижнем. В тот же день императрица устно повелела наименовать церковь «Морским собором» (к 1770 в морском ведомстве состояло 11 храмов, из них 6 - в столице). По штату 1764 г. в соборе служили протоиерей-настоятель, 2 священника и диакон. Незадолго до освящения собора, 17 мая 1762 г., свящ. Иоанн Панфилов, активно участвовавший в строительстве, был возведен в сан протоиерея (впосл. протопресвитер московского Благовещенского собора (1770-1774), духовник имп. Екатерины II, с 1774 член Синода). В 1770 г. в соборе начал служение свящ. Митрофан Иванович Окин, в 1800-1805 гг. он был настоятелем собора. Со времени правления имп. Екатерины II собор стал памятником славы рус. флота. В присутствии императрицы 28 мая 1770 г. в соборе был отслужен благодарственный молебен по поводу первых успехов русского флота в Эгейском м. во время русско-турецкой войны, 14 сент. того же года - в память о Чесменской победе. Помимо императрицы на нем присутствовали генерал-адмирал вел. кн. Павел Петрович, адмирал С. И. Мордвинов и директор Морского кадетского корпуса ген. И. Л. Голенищев-Кутузов. После 1772 г. молебен стал регулярным и совершался архиерейским чином в день Рождества св. Иоанна Предтечи. Традицию, к-рая прервалась при имп. Павле I, возобновил в 1861 г. генерал-адмирал вел. кн. Константин Николаевич. По инициативе прот. Иоанна Веселовского, настоятеля собора (1805-1831), в 1806 - апр. 1808 г. из-за финансовых трудностей собор постепенно перешел из морского в епархиальное ведомство. С 22 июля 1900 г. собор относился к Ведомству протопресвитера военного и морского духовенства, в частности к Гвардейскому экипажу, и получил наименование Морской Николаевский Богоявленский собор.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

В советское время храм прп. Сергия частично был разрушен (передан РПЦ в 1993). После возвращения из лагеря и ссылки неск. инокинь поселились в с. Виноградове (ныне частично в черте Москвы) и близ него, где во Владимирском храме служил схиархим. Иларион (Удодов), бывш. насельник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, а затем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря . С 20-х гг. XX в. он окормлял ивановских монахинь. Нек-рые сестры похоронены на Старом Марковском кладбище. В кон. 1991 г. в бывш. монастырской часовне поселились Екатерина Ростковская (в иночестве Елисавета, в схиме София), к-рая считается 1-й насельницей возрожденного мон-ря. В 1992 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. И. м. был приписан к храму равноап. вел. кн. Владимира в Ст. Садех, настоятель к-рого прот. Сергий Романов в 1987-1990 гг. служил во Владимирском храме с. Виноградова. В том же году в бывш. зданиях причта М. И. м. была открыта Свято-Владимирская правосл. гимназия. К 1995 г. сложилась небольшая сестринская община (10 чел.), службы совершали в возвращенном бывш. больничном Елисаветинском храме (освящен 28 апр. 1995). 5 мая 1999 г. при М. И. м. было учреждено Патриаршее подворье. 11 авг. 2000 г. решением Синода М. И. м. был открыт. В 2001 г. в Соборе Московских святых была прославлена блж. Марфа. Летом 2001 г. ко дню праздника Рождества св. Иоанна Предтечи монастырский собор был передан обители. Патриаршим указом от 26 дек. 2001 г. настоятельницей М. И. м. была назначена благочинная Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Афанасия (Грошева), 11 сент. 2007 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 2002 г. обители были возвращены ее главные святыни - древняя икона св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч, а также икона прп. Елисаветы Чудотворицы. 19 янв. того же года в соборе была отслужена 1-я всенощная служба. 27 марта обитель впервые посетил патриарх Московский Алексий II и передал насельницам Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери. 11 сент. 2002 г. в М. И. м. состоялась 1-я архиерейская служба, которую возглавил архиеп. Истринский Арсений (Епифанов) , и отслужен молебен на ступенях монастырского собора. В 2003 г., в канун 4-й недели Великого поста, в М. И. м. состоялись первые постриги: в иночество были пострижены 4 сестры, стоявшие у истоков возрождения обители. 24 дек. 2004 г. Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских прот. Алексия Петровича Скворцова (1875-1938), служившего в приходском храме бывшего мон-ря. 6 окт. 2006 г. канонизирован др. пастырь, служивший в М. И. м.,- прот. сщмч. Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937). Они были расстреляны на Бутовском полигоне. 11 сент. 2008 г. в подклете собора открылся монастырский музей истории обители. При восстановительных работах были обнаружены склеп благотворителей купцов Винокуровых и захоронение игум. Филареты (Ивановой; † 9 авг. 1907) с надгробным памятником.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Фотография. Кон. XIX Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Впервые упоминается в 1627 г. как деревянный. В 1693 г. вместо сгоревшего храма выстроен новый, также деревянный (Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 4. С. 307). В 1736-1741 гг. севернее прежнего храма и выше по склону был построен кирпичный 3-престольный собор типа восьмерик на четверике. Главный престол освящен 23 июня 1741 г. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - во имя свт. Евсевия, еп. Самосатского (небесного покровителя игумена-строителя), др. теплый придел освящен 24 июня того же года в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1793 г., при игум. Тимофее, придел собора расширен на запад и возведена новая паперть. В 1803 г. собор был «расписан живописным лучшим художеством масляными красками» ( Геронтий. 1893. С. 35), в 1830 г. выполнено 2 новых придельных иконостаса. В 1832 г. Владимирский храм был расширен и перестроен в стиле классицизма; тем не менее состояние постройки ухудшалось, и в 1841 г. богослужения были прекращены. По описанию 1838 г., под алтарем храма находилась «со сводами палатка, расписана красками на масле, в которой под самым престолом погребено тело святителя Тихона». По благословению свт. Антония (Смирницкого) собор был разобран, но «алтарь, под которым покоится тело святителя Тихона, оставлен неприкосновенным» (РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34085. Л. 27), а 2 придельных престола - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и свт. Евсевия - перенесены в надвратную Никольскую ц. под колокольней, с тех пор она стала 3-престольной ( Геронтий. 1893. С. 42). В мае 1846 г. был разобран алтарь и были обнаружены нетленные мощи свт. Тихона. Новый собор был заложен 10 июня 1845 г. на новом месте, напротив ворот, находящихся под колокольней, «расстоянием от оных до 25 сажень» (РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34085. Л. 2 об.), «в обстановке благочинной торжественности, причем положены мощи свт. Митрофана Воронежскаго» (Указатель храмовых празднеств.

http://pravenc.ru/text/182467.html

В храмах эпохи св. Стефана III в планах церквей применялся в основном триконх: напр., в Георгиевской ц. в Хырлэу (1492), в церкви мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Тазлэу (1496-1497), в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Васлуе (1490). К церквам с расширенным нартексом относятся ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Бакэу (1491), Никольская ц. в Яссах (1491-1492, отстроена заново по старому плану в кон. XIX в.), Никольская ц. в Дорохое (1495), Петропавловская кафедральная епископская церковь в Хуши (1495, перестроена на основе старого фундамента в XVIII в.), Никольская ц. в Попэуци близ Ботошани (1496). Нек-рые церкви имели прямоугольный план: Успенская ц. в Борзешти (1493-1494), Михайловская ц. в Рэзбоени (1496), Крестовоздвиженская ц. в Воловэце (1500-1502). Известен и смешанный тип плана, прямоугольный снаружи и 3-конховый внутри (боковые апсиды прорезаны в толще стены): напр., в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Пьятра-Нямце (1497-1498), в ц. в честь Сошествия Св. Духа в монастыре Добровэц (1503-1504), в ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Реушени (1503-1504). Венцом молдав. стиля по праву считается Вознесенская ц. Нямецкого мон-ря (1497), которая послужила образцом для наиболее значительных господарских церквей XVI в. Сохранились церкви высших сановников господаря, такие как Никольская в Бэлинешти, построенная великим логофетом Йоном Тэуту, прямоугольная в плане с полигональными вовне алтарной апсидой и зап. стеной. С юж. стороны здесь был пристроен открытый притвор с готическим нервюрным сводом. Церковь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, возведенная в 1502 г. гетманом Лукой Арборе при его дворе в с. Арборе , имеет смешанный план, выделяется (так же как и церковь в Реушени) глубокой нишей на зап. стене, используемой в качестве колокольни. Собор мон-ря Голия. 1650–1653 гг. Собор мон-ря Голия. 1650–1653 гг. В церковной архитектуре XVI в. в основном сохранялись особенности архитектуры предыдущего века. В первые десятилетия строительная активность была существенно снижена.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Иоанна Воина был перестроен и освящен во имя свт. Димитрия Ростовского (повторно отремонтирован в 1865, при настоятельнице игум. Назарете (Курош; 1863-1875), вероятно тогда же был расписан). В 1783 г. в холодной церкви заменили иконостас. В 1804 г., при игум. Евстолии (Латмилинской; 1799-1825), в нижнем храме устроен и 17 июня освящен придел во имя вмц. Варвары (в 1828, при настоятельнице игум. Аполлинарии (Молевой; 1825-1848), придел был реконструирован «монастырской казной и пособием доброхотных дателей»). К 1877 г. собор имел верхний холодный храм Рождества св. Иоанна Предтечи с приделами в трапезе свт. Димитрия Ростовского (южным) и свт. Льва Катанского (северным) и нижний теплый Трехсвятительский с приделами в трапезе: северным - в честь Виленской иконы Божией Матери (устроен между 1840 и 1877) и южным - во имя вмц. Варвары. 25 мая 1909 г. в И. П. м. был заложен новый соборный храм, главный престол к-рого предполагалось освятить во имя св. Иоанна Предтечи, а боковые - в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя прп. Серафима Саровского. К юго-западу от колокольни находились каменный келейный корпус (1810) и 2-этажный каменный сестринский корпус (ок. 1852-1856). Во время пожара 1900 г. юго-зап. келейный корпус сгорел, в 1904 г. был отстроен по новому проекту архит. В. Н. Курицына, причем угловая часть надстроена 2-м этажом. В корпусе размещались живописная, ризная, вышивальная, золотошвейная, швейная мастерские. Сохранилась выполненная по заказу Е. Д. Булдаковой шитая икона Св. Троицы (1804; собрание Вологодского музея-заповедника). В XIX в. были известны «искусная в личном шитье мастерица» инокиня Екатерина (Воробьёва), мон. Августа (Сурначёва). Шитая золотом риза с изображением св. Иоанна Предтечи работы мон. Ангелины была представлена на Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 г. в С.-Петербурге. Одним из известных монастырских промыслов было также вязание платков и шарфов из гагачьего пуха. В кон. XIX в. И. П. м. находились больница, богадельня, странноприимный дом, хлебопекарня, красильня, столярная, сапожная и кузнечная мастерские, 2 кирпичных завода.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань) Иоанно-Предтеченский монастырь  — мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги). Монастырь был обнесен деревянными стенами с четырьмя угловыми башенками. В 1697 году над святыми вратами построили каменную монастырскую колокольню, а рядом с церковью возвели деревянные кельи для монахов и настоятелей. Мужской монастырь Иоанна Предтечи (или Ивановский, как его называли в народе) имел не только духовное значение, он же был крепостью на пригородных рубежах Астрахани. Именно в таких целях использовали обитель правительственные войска фельдмаршала Шереметьева, которые прибыли для подавления восстания стрельцов и горожан в 1706 году. В стенах Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани было четыре церкви: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящен в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи и церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 г.) Вместо деревянных Сретенского и Рождество-Иоанно-Предтеченского соборов в 1895 году в Астрахани начали строить новый трехпрестольный храм. Через четыре года его освятили в честь Сретения Господня и дополнили двумя пристройками: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Боковые приделы освятили позже, потому что строительная комиссия из-за технических ошибок не сразу приняла постройки. В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1884 года существовала церковно-приходская школа. В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов, 5 послушников. В 1919 году монастырь был закрыт. Постройки были заняты под жилье и хозяйственные нужды. В 1940 году колокольня и надвратный храм во имя Иоанна Воина были разобраны.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Часовня на месте обретения главы св. Иоанна Предтечи, Иерусалим. Между 1890 и 1910 гг. Православная Церковь помимо 2 великих праздников в честь И. П.- Рождества (24 июня) и Усекновения главы (29 авг.) - отмечает также Зачатие Иоанна Предтечи (23 сент.), Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) и дни памяти Обретения его честной главы (24 февр. и 25 мая). Рождество и Зачатие Иоанна Предтечи праздновались уже соответственно в IV и V в. на Востоке и на Западе христ. мира, даты этих празднований были отсчитаны от дня Рождества Христова на основании евангельских свидетельств о рождении И. П. на 6 месяцев ранее Спасителя (ср.: Лк 1. 26-56). В связи с этим в нек-рых древних груз. и сир. календарях Рождество Иоанна Предтечи отмечено 25 июня ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 367; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 74; т. наз. Сирофиникийские Минеи IX-X вв.- Болотов В. В. Следы древних месяцесловов Поместных Церквей//ХЧ. 1893. Ч. 1. 1/2. С. 188), а Зачатие Иоанна Предтечи в лат. Мартирологах - 24 сент. (MartHieron. P. 125). Совр. исследователи считают Зачатие Иоанна Предтечи праздником к-польского происхождения, первоначально он совпадал с праздником новолетия, перенесенным ок. 462 г. с 23 на 1 сент. Богослужение по Студийскому Типикону предусматривало также совершение предпразднества и попразднества Рождества Иоанна Предтечи (Ταμεον. Σ. 223-224, 226. N 685-687, 693). Свидетельства о празднике Усекновения главы И. П. восходят к V в., т. к. точная дата его казни была неизвестна, предполагают, что празднование было приурочено ко дню освящения церкви в Севастии, где хранилось тело И. П. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 706). В. В. Болотов выдвинул предположение, что этот праздник был установлен Александрийской Православной Церковью в противовес празднованию александрийского Нового года, отмечавшегося 29 сент. ( Болотов В. В. Михайлов день: Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября?//ХЧ. 1892. Ч. 2. С. 596), см. подробнее в статьях Рождество Иоанна Предтечи , Усекновение главы Иоанна Предтечи .

http://pravenc.ru/text/471450.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010