Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПРЕДТЕЧА [Иоанн Креститель; греч. Ιωννης Πρδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя (пам. 24 июня - Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг.- Усекновение главы Иоанна Предтечи, 23 сент.- Зачатие Иоанна Предтечи, 7 янв.- Собор Иоанна Предтечи, 24 февр. и 25 мая - Обретения честной главы Иоанна Предтечи, 12 окт.- Перенесение десницы Иоанна Предтечи с Мальты в Гатчину). Имя В наиболее ранних исторических свидетельствах И. П. назван либо Иоанном, либо Иоанном Крестителем. Именование Креститель ( βαπτιστς, букв.- Погружатель [в воду для ритуального очищения]) связано не только с тем, что И. П. крестил Господа Иисуса, но и с его необычной для иудейства дохрист. эпохи практикой посредничества при ритуальном омовении (погружении в воду) (ср.: у Иосифа Флавия: Ιωννου το πικαλουμνου βαπτιστο - Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2 (116)). В Евангелиях это наименование представлено в 2 формах - имени существительного (βαπτιστς) (12 раз в синоптических Евангелиях - Мф 3. 1; 11. 11, 12; 14. 2, 8; 16. 14; 17. 13; Мк 6. 25; 8. 28; Лк 7. 20, 33; 9. 19) и причастия активного залога в атрибутивной позиции (βαπτζων) (Мк 1. 4 (в тех рукописях, где артикль перед причастием опускается, выражение можно понимать как составное сказуемое); 6. 14, 24 (в этих 2 случаях в ряде древних рукописей форма исправлена на βαπτιστς); Ин 1. 28; 3. 23). Исследователи, признающие существование источника Q (см. ст. Евангелие ), отмечают отсутствие в нем к.-л. др. эпитета у И. П. Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ) Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ) Само по себе именование креститель уникально как для греческой, так и для иудейской традиции: помимо И. П. оно больше никому не принадлежало. Даже Иосиф Флавий, описывая очистительный обряд у др. пророка-проповедника Банна, использовал форму от глагола λοω (омывать), а не от βπτω/βαπτζω (погружать) ( Ios. Flav. Vita. II 11; ср. то же про ессеев: Idem. De bell. II 8. 5). Если предположить, что именование Креститель первоначально возникло на евр. или на арам. языке, то в основе его лежит корень   - макать, окунать (4 Цар 5. 14; МТ - 2 Цар 5. 14); правда, появившиеся позже секты, к-рые считали И. П. своим основателем, использовали для обозначения своего обряда омовения название, производное от глагола   - погружать, замачивать.

http://pravenc.ru/text/471450.html

P. 10). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. И. П. также упоминается и в др. дни, хотя назначается служба иному святому - напр., 3 июня память И. П. отмечается с памятью прор. Исаии и ряда мучеников, в последовании этого дня прославляется в основном прор. Исаия (Ibid. P. 13-14); 20 окт. память И. П. соединяется с памятями св. Фалалея и ап. Марка, чтения на литургии назначаются в честь апостола (Ibid. P. 46). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., регулировавшему кафедральное богослужение в К-поле, круг праздников в честь И. П. имеет некоторые отличия от иерусалимской практики. Главными праздниками также являются дни Рождества (24 июня) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.). 24 июня на Пс 50 назначается тропарь 4-го гласа Ιερες καρποται δι γγλου τ θαμα (Священник получает через ангела чудо...); на литургии - прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11b - 14. 4, аллилуиарий со стихами из Лк 1 (песнь прор. Захарии), Евангелие Лк 1. 1-25, 77-78, 80, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). 29 авг. указан тропарь И. П. на Пс 50 плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ), на литургии назначаются прокимен из Пс 63, Апостол Деян 13. 25-39, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие Мк 6. 14-30, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 386). В др. дни памяти И. П. совершается менее торжественное богослужение или же, как 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), торжественность богослужения обусловлена близостью к празднику Богоявления. 23 сент., на память Зачатия Иоанна Предтечи, повторяется служба 24 июня (Ibid. P. 42). 29 окт. отмечается память И. П. и апостолов, в этот день вспоминается освящение храма во имя св. апостолов (Ibid. P. 82). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи, поется праздничное последование, включающее тропарь на Пс 50 2-го гласа Πρδρομε, προφτα κα ρμου πολτα (Предтече, пророче и пустыни житель...) или иной - Μνμη δικαου μετ γκωμων (        ); на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол Деян 19. 1-8, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Ин 1. 29-34, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 188-190). 23 июля также отмечается память И. П., служба подробно не описана (Ibid. P. 348). В монашеских уставах

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

На Славянской площади столицы прошел митинг в защиту храма Иоанна Предтечи в Сокольниках 12 декабря 2005 г. 18:15 На Славянской площади столицы у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию состоялся многочисленный митинг в защиту храма Иоанна Предтечи и Патриаршего подворья в Сокольниках, который организовало и провело общественное объединение «Народный Собор». В молитвенном стоянии с иконами, хоругвями и плакатами, которое продолжалось более двух часов, приняло участие около полутора тысяч человек. Было много ярких, проникнутых болью выступлений, в том числе таких известных и уважаемых людей, как скульптор Вячеслав Клыков, историк Владимир Махнач, писатель Владимир Крупин, настоятель храма Иоанна Предтечи игумен Иоанн (Ермаков) и другие. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ 1347-р от 11 сентября 1998 г. комплекс зданий бывшего Сокольнического отделения Московского Работного дома, и в том числе храм Рождества Иоанна Предтечи, закрытый советскими властями еще в январе 1923 года, должны были быть переданы Русской Православной Церкви. В целях возрождения социального служения, традиций милосердия и благотворительности, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9 сентября 1998 года при храме было учреждено Патриаршее подворье. Между тем, распоряжение Правительства о передаче комплекса зданий завода Русской Православной Церкви по сей день не выполнено! Так называемые «риэлторы», в обход постановления Правительства, захватили бывший Московский электромеханический завод N1, на территории которого находится храм. Посредством махинаций и при попустительстве властей они отказались передать Патриаршему подворью самое большое из зданий завода — главный корпус Работного дома — и пустили его с молотка. В результате этого, храм и прилегающие к нему помещения дома призрения, могут быть отняты у Церкви. Новые «хозяева» уже заявили, что они собираются устроить здесь казино. Участники митинга единодушно приняли «Обращение президенту Российской Федерации В.В. Путину , председателю правительства России М.Е. Фрадкову, генеральному прокурору РФ В.В. Устинову, мэру Москвы Ю.М. Лужкову». В этом документе они выразили «свое категорическое осуждение преднамеренного сговора чиновников и дельцов».

http://patriarchia.ru/db/text/67751.html

В 1920-х гг. собор был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками из других захоронений находятся в двух белокаменных саркофагах в подвальной палате Архангельского собора Кремля. Когда в селе Репенском впервые была построена церковь, документов не осталось, но то, что Троицкая церковь была уже в 1572 г., известно из хранившейся в храме старинной рукописи, представлявшей собой «копию с выписи с коломенских ямских с писцовых и межевых и приправочных книг», выданную из Коломенского Ямского приказа Троицкой в Ямской слободе церкви попу Федоту, который в 1684 г. бил челом великим государям Петру и Иоанну, чтобы они велели выдать ему выпись из книг того приказа о церковной земле, которая там значится. В рукописи сказано так: «В поместном приказе, в приправочных коломенских книгах 1572 года написано: храм Живоначальной Троицы да теплый храм Рождества Пречистыя Богородицы, а на церковной земле двор попов да двор дьячков, да двор просфирницы, да на церковной земле тринадцать мест дворовых, а полевые земли к той церкви и меж церковной земле в тех приправочных книгах не написано...». Храм Святой Троицы с приделом Рождества Пресвятой Богородицы был первоначально деревянным, построение придела Пророка Илии относится к более поздним временам, так как он, тоже деревянный, в означенной рукописи упоминался только под 1680 г. Деревянные храмы в селе сменила ныне существующая каменная Троицкая церковь. Она была возведена в коломенской Ямской слободе в 1696 г. Ямщики первоначально жили в несуществующем теперь с. Окуловском, где была деревянная церковь Иоанна Предтечи. Окуловское упоминается в вышеозначенной рукописи, хранившейся в Троицкой церкви: «... в том селе Окуловском жили ямщики - деды и прадеды их, и та ямская слобода переведена на Коломну, а вместо тоя церкви святого Иоанна Предтечи в ямской слободе построена приходская церковь Живоначальной Троицы и образ Иоанна Предтечи местной в той церкви есть...»  В доношении коломенского городничего майора Дурново от 1786 г. про Троицкую церковь сообщается: «Церковь Святой Живоначальной Троицы, что в Ямской слободе, каменного здания, построена в конце прошедшего столетия. При ней приделы Пророка Илии и Рождества Пресвятой Богородицы, и при них колокольня каменного же здания построена в то ж время коштом приходских людей. В 1810 г. на средства коломенского купца Федора Петровича Селезнева был построен вновь каменный придел Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=09688

Анны (Сербининой (Сербиной)) и по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Сергия «тщанием окольничего Федора Зыкова» был возведен каменный летний собор в честь Сретения Господня с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (правым) и во имя св. Анастасии Римляныни (левым). По ведомости нач. 40-х гг. XVIII в. и офицерской описи 1763 г., это был 8-главый храм с 4 престолами и одноярусными иконостасами: в честь Сретения Господня, иконы Божией Матери «Страстная», Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Анастасии Римляныни; «на них кресты железные позолочены, крыты тесом, главы покрыты каменной чешуею», на колокольне имелось 6 колоколов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). В 1777 г., по сообщению тверского наместника Я. Е. Сиверса, Коллегия экономии ассигновала 500 р. на реставрацию обветшавшего храма. К этому времени в соборе имелось только 2 придела - св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. 16812. Л. 1-5). В 1786 г. по ходатайству игум. Надежды (Непейцыной) архиеп. Тверской и Кашинский Иоасаф (Заболотский) выделил 500 р. ассигнациями на ремонт обветшавших Сретенского собора и колокольни. Затем при игум. Александре (Непейцыной) на обновление собора и др. построек из казны было отпущено 3000 р. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1790 г. собор был перестроен. Теперь главный престол в честь Сретения Господня с 2 боковыми приделами (правым, в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и левым, во имя вмц. Анастасии Римляныни) располагался в вост. половине собора. С запада к Сретенскому собору примыкала зимняя церковь с 2 престолами - в честь Смоленской иконы Божией Матери (правый) и во имя свт. Николая Чудотворца (левый). Летняя Сретенская церковь соединялась с зимним храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери аркой со стеклянными дверями. Длина всей постройки составляла 13 саж. 2 аршина и 5 вершков; крыша из листового железа была покрыта медянкой; 5 глав летнего храма, окрашенные «под серебряный мат с рассыпанными золотыми звездами», венчали позолоченные железные кресты с коронами.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

ДЕСНИЦА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПРИБЫЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ июля 2006 Сегодня, 6 июля Десница прибыла в Санкт-Петербург. В 18.00 в аэропорту «Пулково 1», мощи встречали архиепископ Тихвинский Константин и настоятели главных соборов Санкт-Петербурга. Десница святого Иоанна Предтечи прибыла в Александро-Невскую лавру Впервые за много лет после обретения величайшая святыня православного мира прибывает на Российскую землю. 7 июня, спецрейсом из Черногории рака с десницей была доставлена в Москву. Из аэропорта святыню перевезли в Храм Христа Спасителя, за 9 дней к мощам приложилось более 400 тысяч верующих. После Москвы десница побывала во многих городах России, в числе которых были Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск и другие. Везде святыню встречали тысячи верующих, очереди к ней растягивались на километры. За время путешествия мощей происходили чудеса исцеления и мироточения. Как сообщает сайт Patriarchia.ru, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, замироточила икона, которая была написана специально к прибытию в Россию ковчега с десницей Иоанна Крестителя. Образ на протяжении всего путешествия сопровождает христианскую святыню. За 44 часа святые мощи побывали в трех главных городах Владикавказской епархии: Владикавказе, Ставрополе и Минеральных Водах. Учитывая ограниченность во времени, не все верующие смогли прикоснуться к святыне, в Мин-Водах люди просто проходили под мощами. 3 июля Великая святыня была привезена в Минск. Сегодня, 6 июля Десница прибыла в Санкт-Петербург. В 18.00 в аэропорту " Пулково 1 " , мощи встречали архиепископ Тихвинский Константин и настоятели главных соборов Санкт-Петербурга. В 17:00 в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началось вечернее богослужение накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи. Служение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В 18.50 архимандрит Назарий с братией Александро-Невской лавры встретили святые мощи у ворот Лавры, крестным ходом прошли в Свято-Троицкий собор, после чего богослужение продолжилось с полиелея. Десница пробудет в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 10 июля, затем ее перевезут в Павловский собор г. Гатчины. Если потребует ситуация, доступ к мощам будет круглосуточным. 12 июля святыня покинет пределы России и отправится в Киев. Екатерина Самойленко Вечернее богослужение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Александро-Невская лавра 6.07.2006 18:45 Александро-Невская лавра 6.07.2006 18:45 Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Кроме житий святых, в состав Четиих-Миней входят сказания о праздниках, синаксари и слова. Различие в наименованиях не всегда указывает здесь на различие в характере содержания; некоторые слова (напр., на Воздвижение Креста Господня, на Благовещение) скорее могут быть названы сказаниями, так как имеют целью подробно передать историю воспоминаемого Церковью события и гомилетический элемент занимает в них очень незначительное место. Сходны с сказаниями и синаксари – эти более краткие повествования о праздниках, в большинстве родственные синаксарям Богослужебных книг. Рассмотрим прежде всего те из этих произведений, которые носят исторический характер. Сюда относятся – слова: на зачатие Богоматери (9 декабря), на Сретение Господне (2 февраля), на Благовещение (25 марта), на Преображение Господне (6 августа), на обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13 сентября) и на Воздвижение Креста Господня (14 сентября); сказания: на введение во храм пресв. Богородицы (21 ноября), на Рождество Христово, на поклонение волхвов (25 декабря), о бегстве Богоматери и младенца Христа в Египет (26 декабря), о избиении Иродом 14.000 младенцев в Вифлееме (25 декабря), и о успении Богоматери (15 августа); синаксари: на Богоявление (6 января), на собор Иоанна Предтечи (7 января); на собор св. архангела Гавриила (26 марта и 13 июля), на рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня) на Преображение (6 августа) и на усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа). К тому же отделу следует отнести страдание св. первомученика архидиакона Стефана (27 декабря) 375 и исследование о месяце Марте (1 марта). Большая часть перечисленных произведений относится, как видим, к первым временам Евангельской истории и имеет своим предметом события из жизни Божией Матери и Христа Спасителя. Святитель собрал здесь все сведения, какие сохранились в Свящ. Писании, свящ. Предании и древней христианской письменности и изложил их в виде связных, истолковательного характера бесед и рассказов, стараясь не только в полноте передать все подробности воспоминаемого Церковью священного события, но и раскрыть его смысл, его значение для христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Старая Ладога) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Иоанна Предтечи — бывший четырёхстолпный пятиглавый собор Иоанно-Предтеченского монастыря, ныне действующая православная церковь с приделом святой Параскевы Пятницы и восьмигранной столпообразной колокольней, расположенная на северной окраине Старой Ладоги. Известна по упоминаниям с 1276 года, современное здание построено в 1695 году. Содержание История [ править править код ] Церковь Рождества Иоанна Предтечи — бывший четырёхстолпный пятиглавый собор Иоанно-Предтеченского монастыря, ныне действующая православная церковь с приделом св. Параскевы Пятницы и восьмигранной столпообразной колокольней, расположенная на северной окраине Старой Ладоги. Известна по упоминаниям с 1276 года, современное здание построено в 1695 году. Первое упоминание о Ивановском монастыре на возвышенности, именовавшейся Малышевой горой, встречается в летописи 1276 года. Известно, что к монастырю благоволила семья царя Бориса Годунова. В летописи 1604 года сообщается о пожертвовании царём монастырю двух колоколов, с выбитой на одном из них надписью: «Ладоге — оплоту государства На другом колоколе вылита надпись: «Лето 7112 (1604 г.) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Федоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене До конца XVII века постройки монастыря, включая церковь, были деревянными. Как свидетельствуют источники, нынешний храм был воздвигнут в 1695 году на месте более древнего деревянного. Долгие годы (до своего закрытия в 1920-е) Иоанновский собор был главным собором Старой Ладоги. Ещё недавно ему угрожало полное разрушение. Рухнул свод апсиды, стала клониться колокольня. Оказалось, что Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты стали угрозой сохранности памятника. Реставраторам пришлось закачать туда немало бетона, что остановило его разрушение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

была штаб-квартира Лжедмитрия I. Монастырь подвергся многочисленным разрушениям и перестройкам. После пожара 1612 г. собор в 1630 г. отстроен. В 1700 г. надвратная башня превращена в колокольню с надстройкой восьмерика колоколов; тогда же надстроен и соборный храм. В 1621 г. выдающийся украинский фортификатор А. Радышевский построил внешнюю оборонительную стену монастыря, которая сохранилась лишь частицей. В конце XVIII - начале XIX в. на остатках разобранных оборонительных стен возведен настоятельский корпус, трапезную, несколько более мелких сооружений. В 1866 г. разобрали старую церковь Рождества Иоанна Предтечи и построена новая в формах официального русско-византийского стиля. В 1930–1940 г.г. церковь перестроена: снята баня и надстроен еще один этаж. Монастырский комплекс, расположенный на юго–восточной окраине Путивля, занимает высокий холм-останец коренного правого берега р. Сейм. В его состав входят собор Рождества Богородицы, надвратная колокольня, оборонительная стена и башни, сооруженные в 1602–1604 г.г., оборонительная стена 1621 г., церковь Рождества Иоанна Предтечи 1867–1869 г.г., настоятельский корпус 2-й половины XVIII в., Трапезная XIX в. и два хозяйственных корпуса 2-й половины XIX в. на внешнем монастырском дворе. Собор и колокольня являются главными градостроительными доминантами в панораме Путивля. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г. Монастырь-крепость возвышается на холме над необозримой поймой Сейма. Если смотреть на него с древнерусского «Городка» или с Никольской горки, то издалека воспринимается лишь изысканный силуэт сооружений, венчающих эпические формы рельефа. Не видно запустения и разрушения, можно утешиться картиной живописной реки, свободно разливающейся по веселым лугам в тени холмов, укрытых рощами и садами. Таких идиллических пейзажей сейчас на Украине сохранилось очень мало. И эта картина обманчива: углубляясь в историю, начинаешь понимать скрытые или забытые страсти, что бушевали на берегах Сейма. «Это благословенное и ныне столь спокойное Посеймье – некогда главный притон самозванцев и гнездо возмутителей, откуда неистовые толпы стремились беспрестанно буйствовать на пепелище отечества», – так стильно выразился краевед первой половины XIX века Д. Деменков.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1-я пол. 12 в., ул. Горького, 1 Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию, монастырь основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем-авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке.

http://sobory.ru/article/?object=00257

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010