В Румынии Богоявление и Собор Иоанна Предтечи станут государственными праздниками Бухарест, 22 февраля 2023 г. Фото: Romania-insider.com      С 2024 года еще два церковных праздника станут официальными праздничными днями в Румынии. Законопроект об установлении новых праздничных нерабочих дней - 6 января (праздник Богоявления) и 7 января (Собор Иоанна Предтечи; оба по новоюлианскому календарю) - легко прошел как через Сенат, так и через Палату депутатов парламента Румынии в начале февраля 2023 года. Сейчас ожидается подписание и опубликование этого закона президентом Румынии Клаусом Йоханнисом. Закон вступит в силу с 2024 года, сообщает информационное агентство «Basilica». Инициаторы законопроекта подчеркнули, что по данным переписи населения 2011 года 86,45% жителей Румынии являются православными христианами. «Праздник Крещения Господня… уникален тем, что в этот день большая часть православных верующих ходит в храм причащаться, согласно православной традиции», — написали они. Инициаторы законопроекта также подчеркивают особое значение великого освящения воды на праздник Богоявления. Римо-католики, греко-католики (униаты) и пятидесятники, составляющие 7,34% населения Румынии, также отмечают Крещение Господня 6 января и Собор Иоанна Предтечи 7 января, а для тех, кто живут по юлианскому календарю, 7 января - праздник Рождества Христова, объясняют инициаторы нововведения. «По этой причине несколько стран Европы, такие как Беларусь, Грузия, Молдова, Россия и Украина, в свое время объявили 7 января государственным праздником, в который нельзя работать. В связи с этим, учитывая религиозное значение 7 января для многих народов, мы считаем необходимым объявить его официальным государственным праздником и нерабочим днем», - заключили они. По данным сайта «Romania Insider», Страстная пятница, Пасхальное воскресенье и Светлый понедельник уже являются государственными праздниками в Румынии. Источник: http://orthochristian.com/151107.html Рейтинг: 10 Голосов: 81 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/151151.html

Демидов. Храмовый комплекс. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1737 и 1777. Год утраты:приблизительно 1968 (храмы разобраны) Адрес: Смоленская область, Демидовский район, город Демидов, площадь Советская. Координаты: 55.265039, 31.513912 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старинное Поречье стоит на слиянии двух рек Каспли и Гобзы. Вошли эти реки в торговую историю России как один из вариантов пути «из варяг в греки», затем императором Петром I в Поречье из села Каспли была перенесена торговая пристань. Славилось Поречье и своими храмами. В самом центре на правом берегу реки Каспля, недалеко от стрелки (т.е. впадения реки Гобзы в Касплю) в начале XVIII века находилась деревянная церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Но храм постигла беда – пожар, верующие успели вынести утварь и иконы из иконостаса. На месте сгоревшего храма на средства поречского купца Петра Андреевича Кондрыкина-Вольского в 1737 году возводится каменный двухэтажный храм, освященный, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нижняя церковь имела два придела во имя святителя Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Верхняя холодная церковь освящена во имя Рождества Божьей Матери. В 1776 году село Поречье повелением императрицы Екатерины II получило статус города, в 1796 году церковь переименовали в Поречский городской собор. По количеству серебряной утвари храм был один из самых богатых в Смоленской епархии. 34 иконы украшали серебряные оклады, вес которых был более 8-и пудов. В нижнем Никольском храме находился уникальный фаянсовый двухъярустный иконостас высокохудожественной работы. Один из фаянсовых киотов сохранился и находится сейчас в Благовещенской церкви города. Стены храма покрывала живопись. Русская писательница О.П. Шишкина в 1848 году издает книгу «Заметки и воспоминания русской писательницы по России в 1845 году»: «… В Троицин день слушали обедню в соборе… Он весь расписан одним красноватым цветом, что гораздо лучше обыкновенной пестрой живописи, и вообще, по городу, собор очень хорош. В иконостасе, в нижнем ярусе, все восемь больших образов в серебряных окладах; перед царскими вратами огромное посеребряное паникадило с толстыми золотыми свечами. Служили благовейно…»

http://sobory.ru/article/?object=61416

1100 – 30-е гг. XII в. Строительство каменных храмов в Н. возобновилось в 1103 г. В качестве основных заказчиков выступали новгородские князья, хотя на страницах летописей упомянуты и основатели монастырей, и названные по имени новгородцы, вероятно, бояре. В княжеской резиденции на Новгородском (Рюриковом) городище кн. Мстислав Владимирович заложил ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Об освящении церкви летописи не сообщают, но, вероятно, ее строительство было завершено к 1105–1106 гг. В 1113 г. на страницах летописи появляются сведения о начале возведения кн. Мстиславом каменного Никольского собора на Ярославовом дворище. Далее строительство в Новгородской земле велось без перерывов: в 1115 г. некий Воигост закложил ц. вмч. Феодора Тирона. В 1116 г. кн. Мстислав начал строительство новой, более крупной новгородской крепости («заложи Новгород более перваго»), летописи не сообщают, была ли она каменной или деревянной. В том же году посадник Павел заложил каменный город Ладогу. По заказу Антония, основателя новгородского Антониева мон-ря, в 1117–1119 гг. возвели каменный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы. В 1119 г. кн. Всеволод Мстиславич и игум. Кириак заложили Георгиевский собор Юрьева мон-ря, а в 1127 г. кн. Всеволод начал строительство ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе), к-рое было завершено в 1130 г. Наконец, в 1135 г. кн. Всеволод с архиеп. Нифонтом заложили ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу, строительство к-рой было завершено только в 1144 г., уже после изгнания из Н. и смерти князя. Под 1127 г. в летописи сказано: «обложи трьпезницю камяну Антон игумен Новегороде» (НПЛ. С. 21), вероятно, здесь речь идет о каменной трапезной Антониева мон-ря. В 1135 г. некий Ирожнет заложил ц. свт. Николая на Яковлеве улице, в 1136 г. она была освящена (вероятнее всего, храм был деревянным, так как под 1356 г. летопись сообщает о строительстве новой деревянной ц. свт. Николая). Приведенными известиями исчерпываются летописные сведения о строительстве каменных церквей в 1000 – 40-х гг. XII в. Среди перечисленных зданий сохранились Никольский собор, собор Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря и Георгиевский собор Юрьева мон-ря. Благовещенская ц. на Городище изучена археологами (М. К. Каргер, Вл. В. Седов), также как и стена посадника Павла в Ладоге (А. Н. Кирпичников). Церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках и Успения на Торгу утрачены, домонг. кладки зафиксированы в ходе раскопок, проведенных только по внешнему контуру стен ныне существующих храмов XV в. с теми же посвящениями. Об остальных постройках определенных сведений пока нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Алатырь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи - древнейший, вероятно самый первый храм города Алатыря, заложенный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем. Каменный теплый собор был сооружен на месте деревянной церкви в 1703 году. Храм расположен в историческом центре города на высоком левом берегу реки Сура. Содержание История [ править править код ] Датой основания города Алатыря принято считать издание царем Иоанном Грозным указа о построении города и Соборного храма от 4 августа 1552 года. Внутри города была выстроена церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Построена она была на том месте, где сейчас стоит каменный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деревянная церковь святого и праведного Алексия, человека Божия, с приделом во имя святого пророка Иоанна Предтечи несомненно являлась древнейшим храмом города, так как основание собора соответствует дате основания города — 1552 год, что подтверждается грамотой о передаче соборной церкви Иваном Грозным образа, который в 1706 году все еще находился в храме. В 1703 году собор Усекновения главы Иоанна Предтечи был воссоздан в камне из бывшего деревянного предела после пожара, устроенного сподручным Степана Разина атаманом Осиповым при штурме города в 1670 году. Храм был построен в московском стиле (двухсветный куб и красочное пятиглавие над ним) присланными из столицы мастерами каменного дела. Это была зимняя с толстыми стенами отапливаемая церковь. Несколько севернее возведен соборный храм во имя Рождества Богородицы. Оба здания обнесены одной оградой. Службы стали совершать в Богородице-Рождественском летом (он был холодным), в Предтеченском — зимой. На территории восточнее храмов, ближе к обрыву, предавались земле тела умиравших священнослужителей Соборного храма. Для обоих храмов был один клир: протоиерей, дьякон и дьячок. Вплоть до 1929 года в соборе продолжались службы. После революции дважды проводилось изъятие церковных ценностей из собора — в 1918 и в 1921 годах. С 1929 года церковные службы были прекращены и собор закрылся. Илюшкина Анна Ильинична (1911 г.р.), жительница города Алатыря, вспоминает следующие события, связанные с закрытием храма: «Собор Иоанна Предтечи действовал до 1933 года. А потом из этого храма забрали и расстреляли последнего епископа Владимира (Юденича) и протоиерея Константина (Соловьева). Они жили под горой в небольшом доме у Романовых». Такая судьба была у многих храмов и священников в годы советской власти.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Храм в Сокольниках нуждается в материальной поддержке Москва, 26 января 2006 г . Движение «Народный Собор» обратилось в среду к православной общественности с просьбой оказать посильную материальную помощь храму Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Пресс-служба Движения «Народный Собор» опубликовала в среду обращение с просьбой о материальной поддержке храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, в котором говорится о его многолетней борьбе за возвращение строений и земли, возвращенных в лоно церкви в 1998 году правительством России, но позже отнятых махинаторами, передает АНН. «Для аферистов, покусившихся на церковную собственность, нет ничего святого, – говорится в обращении. – С наступлением холодов они уже отключали на Подворье отопление, свет и воду. В последнее время дело сдвинулось с мертвой точки. Так, в январе этого года в канун праздника Крещения Господня в отношении махинаторов наконец-то возбуждено уголовное дело, а Подворье и его представители признаны потерпевшей стороной». В пресс-службе отметили, что это стало возможным благодаря проведенному в центре Москвы многотысячному митингу в защиту храма, а также многочисленным письмам, телеграммам и обращениям, направляемым православными людьми на имя высших должностных лиц страны. В результате чего ситуация вокруг храма получила всероссийскую огласку. В заявлении говорится, что сейчас Подворье столкнулось с новой трудностью. Храм остро нуждается в средствах, необходимых для продолжения борьбы за свои законные права. Средства также нужны для хозяйственных нужд: на Подворье живут и трудятся люди, здесь духовно окормляются подростки из межрегиональной военно-спортивной «Ассоциации Витязей», действуют детская и взрослая православные школы, центр реабилитации жертв, пострадавших от деятельности тоталитарных сект, не прекращаются реставрационные и восстановительные работы. «Братья и сестры! Просим вас поддержать оказавшийся в обороне и наступлении Храм и оказать ему посильную материальную помощь. Каждый пожертвованный вами рубль пойдет в полном смысле этого слова на святое дело», – отмечается в распространенном заявлении «Народного Собора». Конт. тел. 8 915 207 70 86 Пожертвования можно направлять по следующим реквизитам: 107076, Москва, Колодезный пер., 2-а, Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках р/с 40703810438290100692 Стромынское ОСБ 5281 МБ АКСБ РФ г.Москвы к/с 30101810400000000225 ОПЕРУ ГУ ЦБ РФ ИНН 7718153790 БИК 044525225 КПП 771801001 Пожертвования также можно внести непосредственно в храме. Проезд к храму: ст. м. «Сокольники», вторая остановка трам., тролл. «Российский социальный госуниверситет», по ул. Короленко, направо. Тел. Подворья: 269-14-14, 269-00-12 26 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16033.html

Выделим среди подвижных праздников двунадесятые – это всего три праздника: Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (четверг 6-й седмицы по Пасхе) и Пятидесятница (Неделя 8-я по Пасхе). Неподвижный круг включает в себя праздники и памяти святых, совершаемые всегда в определенные дни и месяцы года. Богослужения неподвижного круга содержатся в Минее. Укажем все двунадесятые, великие, а также важнейшие в уставном отношении бденные и полиелейные праздники неподвижного круга богослужения (курсивом выделены двунадесятые праздники неподвижного круга): 1 сентября – церковное новолетие 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы 14 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 26 сентября – преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1 октября – Покров Пресвятой Богородицы 22 октября – Казанской иконы Божией Матери 26 октября – великомученика Димитрия Солунского 8 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы 27 ноября – иконы Божией Матери «Знамение» 6 декабря – святителя Николая Чудотворца 25 декабря – Рождество Христово 1 января – Обрезание Господне; святителя Василия Великого 6 января – Богоявление 30 января – Трех святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) 2 февраля – Сретение Господне 24 февраля – Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта – 40 мучеников Севастийских 25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы 23 апреля – великомученика Георгия Победоносца 8 мая – апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 мая – перенесение мощей святителя Николая Чудотворца 25 мая – Третье обретение главы Иоанна Предтечи 24 июня – Рождество Иоанна Предтечи 29 июня – апостолов Петра и Павла 20 июля – пророка Илии 6 августа – Преображение Господне 15 августа – Успение Пресвятой Богородицы 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Необходимо сказать вкратце и об истории развития годового круга богослужения. Здесь архимандрит Киприан (Керн) выделяет четыре этапа: I–III века. Самые ран­ние христианские праздники, которые появляются в данный период, – Пасха и Пятидесятница. Относительно даты празднования Пасхи существовали две традиции: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана. Тогда же появляется праздник Явление Господне, в который воспоминались события и Рождества и Крещения Господа Иисуса. В эту же эпоху возникают празднования в честь мучеников. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: апостола Иакова, архидиакона Стефана, священномучеников Поликарпа и Игнатия Богоносца и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Борромини В Германии получили распространение островерхие шатровые завершения зап. башен (Элизабеткирхе в Марбурге (1235-1283), Мариенкирхе в Любеке (XIII-XIV вв.)). Собор в Страсбурге (начат в 1277) остался с одной асимметрично расположенной башней (1399-1419), 2-я недостроена. Хрестоматийный пример - Кёльнский собор (1248 - XIX в.) с 2 гигантскими ажурными шатровыми башнями (самые высокие в Европе, 156 м). Церковь во Фрайбурге (1220-1260) имеет на зап. фасаде башню с резным шатровым завершением. К этому типу относится грандиозный позднеготический собор в Ульме (1377 г.- XIX в.). В англ. готике также сочетались типы дву- и многобашенных соборов. Яркими примерами 1-го типа являются соборы в Линкольне (XII-XIV вв.) и Йорке (XIII-XV вв.), а также Вестминстерское аббатство в Лондоне (XIII-XVIII вв.). Помимо башнеобразных К., типичных для крупных соборов, в приходских храмах средневековой Европы часто строили стенообразные звонницы с аркадами звонов в завершении западного фасада (clocher-mur), как, напр., в церквах Сент-Андре в Айоне (XI в.), в Преваншере (XII в.) и Плане (XIII в.). Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского мон-ря в Пскове. 40-е гг. XII в. Собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского мон-ря в Пскове. 40-е гг. XII в. В эпоху Ренессанса продолжал развиваться тип крупных соборов с 2 башнями. В этом процессе важную роль сыграл проект архит. Донато Браманте для собора св. Петра в Риме (1504), совместивший центрическое купольное здание и 2 высоких К. по сторонам от главного фасада. Позднее эту тему продолжил архит. Антонио да Сангалло Младший в проекте собора св. Петра (1539). В декоре многоярусных башен впервые был применен ордер, а квадратные ярусы нижней части сочетались с цилиндрическими верхней. Для барокко был весьма показателен тип купольного храма с 2 К. на фасаде: Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме (1652-1677; архит. Ф. Борромини), базилика Суперга близ Турина (1717-1731; архит. Ф. Юварра) и др.; этот же тип использован архит. К. Реном в соборе св. Павла в Лондоне (1675-1710). Рен разработал для приходских храмов выразительный тип колоколен с причудливым многоярусным шпилем (церкви Сент-Мэри-ле-Боу (1670-1680); Сент-Брайд на Флиит-стрит (1671-1678, 1701-1703)). Существовали необычные архитектурные решения, как, напр., овальная ц. св. Карло Борромео (Карлскирхе) в Вене (1716-1725; архит. И. Б. Фишер фон Эрлах) с 2 К. в виде колонн, наподобие колонны имп. Траяна в Риме. Во Франции в период рококо и в эпоху неоклассицизма развивали стандартную 2-башенную схему: напр., так выполнен фасад ц. Сен-Сюльпис (1733-1777; архитекторы Дж. Н. Сервандони, Ж. Ф. Шальгрен), где в каждом из 4 ярусов башен последовательно применены 4 ордера. В кон. XVIII - нач. XIX в. стали популярны оригинальные формы, напр. завершение К. в виде обелиска (церковь в Живри, 1771; архит. Э. М. Готе). В Англии архит. Дж. Нэш построил К. ц. Всех душ (1822-1824) в виде конуса, окруженного колоннадой.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Именно поэтому слово " собор " в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам. Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова " собор " . " Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова - Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения - Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения - Собор Архангела Гавриила " ( 1 ) . Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т.д. " Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным " ( 2 ) . Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является: " Собор - собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором " ( 3 ) . В уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР? Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова " собрание " , " собирать " , " сбор " . Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же " собор " выражает всецелостность, исключительную полноту ( 4 ) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Храм Николы на Ржавце (Тула) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николы на Ржавце — православный храм в Туле. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Местность, в районе которой находится храм, в древности была болотистой, а вблизи протекала река Ржавец. Со временем река высохла, почва осушилась и на этом месте в XVII века была построена церковь Николая Чудотворца, получившая в народе название Николы на Ржавце. В 1681 году из-за ветхости храм был разобран, и вместо него поставлена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, не новая, а перенесенная на это место, будучи купленной у тульского Предтеченского монастыря. В 1749 году прихожане и вкладчики церкви Рождества Иоанна Предтечи на Ржавце в прошении к преосвященному Савве Коломенскому и Каширскому сообщали, что эта церковь «от ветхости ныне приходит в нарушение» и просили благословения построить на её месте каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Благословение было дано. В том же году началось строительство, и в 1750 году придел во имя Николая Чудотворца был уже отстроен. Чтобы сохранить память о Предтеченской церкви, прихожане просили разрешения устроить и другой придел — во имя Рождества Иоанна Предтечи. Старая же деревянная церковь Иоанна Предтечи в 1751 году была продана за 66 рублей в село Иван-Озеро на постройку церкви тоже во имя Рождества Иоанна Предтечи. Каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы строилась в течение двадцати лет и была освящена в 1770 году. Этот храм возводили по проекту архитектора, спроектировавшего Успенский собор в Тульском кремле. Стилистически эти храмы близки и отличаются от других церквей, построенных в Туле в третьей четверти XVIII века. Главным украшением интерьера новой церкви стал позолоченный главный иконостас, выполненный в стиле барокко. Были в храме иконы кисти знаменитого тульского иконописца Григория Белоусова. В 1783 году Николаевский придел перестроили. Второй придел — во имя Рождества Иоанна Предтечи — был возведен лишь в 1831 году; средства на его строительство пожертвовали потомственные почетные граждане Никита Добрынин и братья Василий и Иван Ломовы. Никита Добрынин пожертвовал в храм напрестольный серебряный крест, Иван Ломов — большое Евангелие в серебряном позолоченном окладе. Одним из главных жертвователей церкви был харьковский купец Иван Расторгуев; его вклады — серебряные напрестольный крест и кадило, а также серебряный позолоченный дарохранительный ковчег.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николы_на...

Коренастый, прочно вросший за девять веков своей истории в землю, лишённый богатых украшений Иоанно-Предтеченский собор, возможно, не так радует глаз, как другие знаменитые памятники русского культового зодчества. Однако строгий минимализм этой церкви, стоящей на берегу реки Великой, свидетельствует об ином великолепии - доступной и понятной " проповеди в камне " , составляющей задачу любого христианского храма. Первые столетия истории храма " съедены " безжалостным течением времени. С середины XIII века уже имеются письменные источники, говорящие о том, что Иоанновский храм являлся собором одноимённого монастыря. По преданию, монастырь вокруг храма основан около 1240 года святой благоверной княгиней Евфросиньей, в иночестве Евпраксией. В 1243 году, после мученической смерти в городке Оденпе (Одемпе), на землях современной Эстонии, она была погребена в соборном храме созданного ею монастыря - у северной стены, рядом с амвоном. С тех пор Иоанновский храм стал усыпальницей псковских княгинь. В последней четверти XIII века он находился под покровительством прославленного князя Довмонта. Здесь обрели своё последнее пристанище княгиня Мария, внучка Александра Невского и жена Довмонта, княгиня Наталия - невестка Довмонта, супруга его сына Давида. В 1487 году " князь Ерослав преставися во Пскове, и положиша его у святыа Троици, также и княгиня его и сын его преставися и положении у святаго Иоана на Завеличьи " . Речь идёт о представителях знаменитого рода Оболенских, уже с конца XIV века находившихся на службе великих князей Московских. Ярослав Стрига-Оболенский являлся псковским наместником, направленным сюда Иваном III. Считается, что наместник и его семья погибли в 1487 году от морового поветрия, чёрной тенью тогда накрывшего Псков. Ярослав упокоился в псковском кафедральном соборе во имя Троицы Живоначальной, а жена и сын - в храме Рождества Иоанна Предтечи. После присоединения Пскова к Москве в 1510 году великий князь Василий III жалованной грамотой освободил крестьян Иоанновской обители от местного суда. Впоследствии эту грамоту подтверждали другие русские государи. Монастырь получил право обращаться непосредственно к ним по судебным делам. В 1581 году, во время осады Пскова войсками Стефана Батория, Иоанновский монастырь был разграблен поляками. В 1615 году город штурмовали уже шведы, предводительствуемые королём Густавом II Адольфом. Тогда незванные гости устроили в обители " шведский магазин " , то есть склад. В правление Михаила Фёдоровича Романова Иоанно-Предтеченский монастырь, пришедший в упадок после событий конца XVI - начала XVII веков, был возобновлён. 28 марта 1623 года царь Михаил от своего имени и от имени Патриарха Филарета дал обители льготную грамоту. Подтверждение всех своих прав на владения монастырь получал от царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича.

http://sobory.ru/article/?object=00257

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010