Оставшихся же непричащенными в таком случае уже никак не может быть (Чит. в Харьк. Еп. Вед. стат. Саввы еп. Харьковского «По поводу передовой статьи газеты «Церковно-Обществ. Вест.» за 1877 г. 45», а также нашу заметку в «Рук. для сельск паст.» а 1877 г. под заглавием: «Архипастырское решение некоторых вопросов, касающихся пастырской практики»). 73 Если бы между желающими причаститься в церкви были здоровые и страждущие какой-либо заразительной болезнью (дифтеритом и т. п.), то здоровых надобно причащать прежде, а потом уже больных по обычаю. Лучше было бы при этом для причащения страждущих какой-либо заразительной болезнью иметь особую чашу и лжицу, конечно там, где представляется на то возможность. Если же это невозможно, то причащать таких больных из обыкновенных сосудов, с соблюдением необходимых предосторожностей: лжицу тотчас же обтирать чистым куском холста, для сего иметь в запасе нисколько кусков такого холста, величиной каждый кусок холста примерно три вершка в квадрате. Этим же куском обтереть и уста причастника и затем, по окончании литургии, сжечь этот бывший в употреблении кусок, и с пеплом поступить по уставу, т. е. положить его под св. престолом. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них наблюдать ту же предосторожность: для каждого больного употреблять особый кусок холста, которым начисто вытереть лжицу и уста причастника и который, по окончании литургии, сжечь и пр. Если почему-либо нельзя иметь особого куска холста для каждого больного, то надобно обтирать уста причастника по возможности чистым местом одного куска. Само собою разумеется, что те же предосторожности должны быть соблюдаемы и при причащении младенцев, страждущих заразительной болезнью, когда родители, несмотря на убеждение священника не приносить таких детей в церковь для причащения, особенно уже не могущих глотать, – все-таки принесут и будут просить о причащений их (Распор. Таврич. Епарх. Нач. от 4 дек. 1880 г.; Расп. Сарат. Еп. Нач. от 29 дек. 1880 г.; См. нашу замет. в «Рук. для сел. паст.» за 1881 гот. 5 под заглав.; «Пастырские обязанности но охранению приходов от болезней»). 74 Причащать младенцев не в обычное время на литургии, а по окончании оной, во избежание будто бы давки и тесноты, запрещается (См. предписание Сам. Дух. Консист. всем священн. Самарск. епарх. напечатан. в Самар. Епарх. Ведом. за 1871 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

110 Где не удобно писать крест, например, в домах, оштукатуренных или обмазанных глиною, он выскабливается. Форма креста обычно делается или четырехконечная, или осьмиконечная (Пос. к изуч. пр. богосл. Никольск. 802 стр.). 111 Чтение Евангелия зависит, как сказано в требнике, от желания священника; но оно (обычно) всегда читается. 113 Обычно многолетия не бывает, а по отпусте священник дает предстоящим целовать крест и кропит их святою водою. 114 Иные раскрывают Евангелие на 1 г. от Иоанна и указывают для целования слова 1-го стиха «В начале бе слово...» в силу давнено обычая, который получил свое начало от того, что прежде в церкви употреблялось Евангелие «апракос», печатавшееся не в нынешнем порядке, а в порядке годовом чтений евангельских, начиная с Пасхи, – следовательно при присяге на сказанных словах раскрывалось Евангелие не по особо какой причине, а потому что они были на первой странице (Практ. рук. Неч. 238 стр.). Другие считают нужным раскрывать на 5-й гл. от Матфея (33–36 ст.), где говорится о клятве. Но так как при присяге нужно целовать слова Спасителя, а слова Его – все Евангелие; следовательно, где бы ни было раскрыто Евангелие, в данном случае это безразлично. 115 На всякий из указанных случаев присяги есть особое «клятвенное обещание»: особое – на подданство, особое – на верность службы, особое – для рекрут, свидетелей и пр. Форма клятвенного обещания доставляется священнику от учреждений или властей, по требованию коих он приводит к присяге. 116 В больш. Требнике есть только один чин присяги, «бываемый во явление истины между двома человекома, тяжущимася», ныне не совершаемый или, точнее говоря, не употребляемый в судебных учреждениях; порядок же присяги, представленный здесь – обычный, примененный к требованиям закона (Сбор. ст. суд. уст. 20 ноябр. 1864 г. ст. 666–713 и др.; Письм. по паст. богослов. Попов, ч. 11, стр. 100) . 118 Хотя в законе не положено, чтобы священник, приводивший к присяге на подданство, подписывал присяжный лист, но на практике это соблюдается. Распоряжения о приводе к присяге тех или других лиц разных сословий принадлежат надлежащим воинским чиновникам или гражданским начальствам; дело священника дать присягу тем, кои будут представлены начальством (Руков. для сел. паст. 1868 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

20 сентября/3 октября Все с курсами. Вчера опять было “бурное” заседание. Заслушивали программы занятий. О.Акимову, с точки зрения приходских нужд, по­казалось необходимым, чтобы студенты прекрасно знали богословские книги. Это, конечно, так. Но... он стал поэтому разбирать программу проф. Дмитриевского, читающего “историю правосл[авного] богослужения”, унижая значение “истории”. Тот выразил удивление, что от ученого протоиерея слышит такое заявление об истории богослужения, и в результате тот вспылил вплоть до “не буду посещать заседаний”… Затем обсуждалась составленная мною Инструкция Совету. Речь зашла о присуждении ученых степеней. Я высказал в проекте, чтобы в присуж­дении этого участвовали только лица, имеющие ученые степени не ниже магистра богословия. Акимов нашел в этом покушение на умаление прав представителей приходских общин, которым также желательно принимать в этом участие… И опять дело дошло до резких споров. Удивительные люди! И еще усиливаются доказать, что больше чести будет, если магистрантов “апробируют” прих[одские] общины!.. Это все равно, пожалуй, как если бы мне степень доктора присуждали старушки из богадельни, слушающие мою беседу и, вероятно, наполовину их не понимающие… Несколько студенток пожелали перейти на Пастырские курсы. Это вчера вызвало большие суждения, в присутствии о. Пакляра (не без гре­ха тут он), с большими намеками на “подкладку” этого дела. А под­кладка в том, что некие крайние и психопатически настроенные слу­шатели Паст[ырского] училища “сходят с ума” от почитания “хранителя Православия” о. Ф.К.Андреева и восстанавливают студентов против о.Н.В.Чепурина как “нетвердого” в Православии (а, м[ожет] б[ыть], и против меня, особенно в связи с инцидентом с епископом Иннокентием). В результате о.А.В.Петровский заявил, что он оставит чтение Св[ятого] П[исания] В[етхого] З[авета] в Паст[ырском] училище; то же, вероятно, сдела­ет и о. П.П.Аникиев [lxx] . 23 сентября/6 октября Сейчас возвратился с курсов. Студентов прибывает […]. Из общецерковных дел сейчас злобы дня – обновленческий собор Москве. До Собора обновленцы всячески старались завязать сношения о “тихоновцами” и даже первой задачей Собора поставили вопрос о мире церковном. А на деле вышло совсем иное: с первых же дней о.Введен­ский, на основании каких-то весьма сомнительных документов (письмо какого-то епископа Соловья [lxxi] , который в прошлом году их же разоблачал печатно за границей), начал обвинять все тихоновские “верхи” и, в частности, М[итрополита] Петра в контрреволюционных замыслах, в сношении с заграничной эмиграцией, в получении оттуда директив и т.п., а в кон­це концов заявил, что никакого мира, ничего общего с тихоновцами, в виду их контрреволюционности, не может быть, и что в отношении их должен быть применен хирургический способ, т.е. – изъять… Хоро­шо, если все это есть только “спасение позиции Собора”, поставивше­го задачей вопрос о примирении, отвергнутый тихоновцами. А м[ожет] б[ыть] гораздо хуже.

http://bogoslov.ru/article/4492633

20 сентября/3 октября Все с курсами. Вчера опять было “бурное” заседание. Заслушивали программы занятий. О.Акимову, с точки зрения приходских нужд, показалось необходимым, чтобы студенты прекрасно знали богословские книги. Это, конечно, так. Но... он стал поэтому разбирать программу проф. Дмитриевского, читающего “историю правосл[авного] богослужения”, унижая значение “истории”. Тот выразил удивление, что от ученого протоиерея слышит такое заявление об истории богослужения, и в результате тот вспылил вплоть до “не буду посещать заседаний”… Затем обсуждалась составленная мною Инструкция Совету. Речь зашла о присуждении ученых степеней. Я высказал в проекте, чтобы в присуждении этого участвовали только лица, имеющие ученые степени не ниже магистра богословия. Акимов нашел в этом покушение на умаление прав представителей приходских общин, которым также желательно принимать в этом участие… И опять дело дошло до резких споров. Удивительные люди! И еще усиливаются доказать, что больше чести будет, если магистрантов “апробируют” прих[одские] общины!.. Это все равно, пожалуй, как если бы мне степень доктора присуждали старушки из богадельни, слушающие мою беседу и, вероятно, наполовину их не понимающие… Несколько студенток пожелали перейти на Пастырские курсы. Это вчера вызвало большие суждения, в присутствии о. Пакляра (не без греха тут он), с большими намеками на “подкладку” этого дела. А подкладка в том, что некие крайние и психопатически настроенные слушатели Паст[ырского] училища “сходят с ума” от почитания “хранителя Православия” о. Ф.К.Андреева и восстанавливают студентов против о.Н.В.Чепурина как “нетвердого” в Православии (а, м[ожет] б[ыть], и против меня, особенно в связи с инцидентом с епископом Иннокентием). В результате о.А.В.Петровский заявил, что он оставит чтение Св[ятого] П[исания] В[етхого] З[авета] в Паст[ырском] училище; то же, вероятно, сделает и о. П. П.Аникиев 70 . 23 сентября/6 октября Сейчас возвратился с курсов. Студентов прибывает […]. Из общецерковных дел сейчас злобы дня – обновленческий собор Москве. До Собора обновленцы всячески старались завязать сношения о “тихоновцами” и даже первой задачей Собора поставили вопрос о мире церковном. А на деле вышло совсем иное: с первых же дней о.Введенский, на основании каких-то весьма сомнительных документов (письмо какого-то епископа Соловья 71 , который в прошлом году их же разоблачал печатно за границей), начал обвинять все тихоновские “верхи” и, в частности, М[итрополита] Петра в контрреволюционных замыслах, в сношении с заграничной эмиграцией, в получении оттуда директив и т.п., а в конце концов заявил, что никакого мира, ничего общего с тихоновцами, в виду их контрреволюционности, не может быть, и что в отношении их должен быть применен хирургический способ, т.е. – изъять… Хорошо, если все это есть только “спасение позиции Собора”, поставившего задачей вопрос о примирении, отвергнутый тихоновцами. А м[ожет] б[ыть] гораздо хуже.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

4 Типик. ркп., хранящийся в храме Иверского Афонского монастыря, списанный в 1878 г. архимандритами этого монастыря Иларионом и Афанасием с Дионисиатского Устава 1624 года, глав. 44, стр. 101; τυπικον εκκλησιαστ. εν Αυην. 1885 г., стр. 210. 5 См. наши статьи: «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток», «Вынос Плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма», «Чтение Евангелия в первый день Пасхи на разных языках и обряды сопровождающие это чтение». Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, 10, 13. 6 ΕΙ τυχοι ο ευαγγελισμος τη αγια και μεγαλη παρασκευη η τψ μεγαλψ σαββατψ, говорит Типикон великой Церкви, μετατιυεται και ψαλλεται την ιδιαν ημεραν του παςχα, т.е. если случится Благовещение во святую и великую пятницу или великую субботу, то служба празднику оставляется и поется в самый день Пасхи. В примечании даже объясняет Типикон и причины подобного перенесения ( Τυπικ. εκκλησ. 1885 ετ. εν. Αυην. σελ. 131 σημ. α). Что же касается афонской практики, то там не бывает подобного перенесения праздника Благовещения на Пасху, но и не существует, как увидим впоследствии, тех затруднений, которые встречаются в нашей практике ( Τυπικ . ркп. 1878 г. Иверск. Монаст., стр. 130). 9 Литов. епарх. вед. 1877 г. 9; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1, 3; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астр. епарх. вед. 1877 г. 10; Ярослав. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх. вед. 1877 г. 4; Мин. епарх. вед. 1877 г. 2; Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смол. епарх. вед. 1877 г. 4; Самар. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4. 10 См. нашу статью «Вынос Плащаницы на вечерне в Великий пяток» Руков. для сельск. паст. 1885 г. 9, стр. 252–259. 11 Никольск. свящ. Пособ. к научен. Устава богосл. Прав. Церкви. Спб. 1874 г., изд. 3-е, стр. 604. 13 Русск. мон. св. великомуч. Пантелеймона на св. горе Афонской, изд. 7-е, Москва, 1886 г., стр. 115. 14 В этом случае нам неоцененную услугу оказал иеромонах Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря о. Мина, человек весьма заинтересованный подобными вопросами и даже для памяти ведущий у себя записи особенностям богослужебной практики в своем монастыре. При содействии глубокочтимого библиотекаря Руссиковского монастыря о. Матвея, о. Мина для нас сделал выдержки из своих записей относительно тех дней годичного богослужения, которые не могли быть предметом нашего личного наблюдения. В настоящем случае мы считаем приятным для себя долгом засвидетельствовать упомянутым отцам незабвенной Афонской обители глубокую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Петру и детем его и внучатом его Петровым.. И что Стефановских мест есть, пополам же. А другою половиною тех церковных мест (со всеми доходами и угодьями) владеть дочери моей вдовой попадье Ксении с детьми. А церковная всякая служба служить ему Петру, покамест жив будет; а будет его п. Петра судом Божиим не станет, и после его живота служить сыну его попу Митрофану, покамест внучата мои возмужают и в попы поступят. А до тех мест ему п. Петру и детем его на дочери моей Ксении и на детех ея, а на моих внучатах, попов к обоим местам не спрашивать. А церковным доходом и проч. владеть пополам же, а не заделять ничем, и церковным строением промышлять пополам же, и государеву подать и митрополитскую дань давати пополам же... Мне игум. Геласию и дочери моей и внучатам моим свою половину тех Стефановского и Сергиевского мест вольно продати и дочери моей зятя приняти на свою половину, вольно же ей и в попы поставит... А будет нам Сергиевское церковное место невозможно держати, и нам то место продать или друг у друга скупить, как цена возмет», В 1655 г. сын Петра п. Митрофан уступил половину своего жеребья при всех церквах зятю своему попу Ивану. Семейный раздел 1650 г, имел силу и в 18 в. В расписках старосты поповского 1713–1715 гг. значится, что церковная дань с означенных церквей собиралась сообразно с этим разделом по половинам. (Тульск. епарх. вед. 1868 г. 22. Б-Рожд. церковь в г. Белеве). 13 Последующие факты касательно ю-зап. России изложены по статьям: «Очерки быта малоросс, дух. в 18 столетии» (Рук. для сельск. паст. 1861. 49), «Повреждение церк. обрядности в ю-зап. митрополии» (там же, 1860 г. 12), «О книге λιθος» (в 26), и «Право патронатства» (Подольск. еп. ведом. 1870 г. 4. 6. 7. 8. 11. 12). 20 См. наприм. Архив ист. и практ. свед. Калачова 1859. IV. (Настольная книга Данил, монаст.» стр. 36. Ирк. еп. ведом. 1863 г. 37. 40 и др. 28 Извлекаем эти сведения из замечательной статьи г. Крыжановского (Руков. для сельск. паст. 1861 49): «Очерки быта малоросс. дух. в 18 стол.», составленной по делам Киевского консисторского архива.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1171 Иоанн Лествичиик. Лествица, сл. IV, п. 10; см. в рус. пер. Добролюбие, т. II, М. 1885, стр. 530. 1174 Парвов, цит. кн. (изд. 6, Спб. 1880), стр. 147. Принимая во внимание что книга о. Парвова в свое время была признана обязательным учебником в правосл. дух. семинариях, надо думать, что с таким воззрением П. Могилы теперь соглашаегся вообще вся Русская церковь ; впрочем, что это-то так и есть, само собою следует из дальнейшей ссылки. 1179 Ibid. стр. 326. На основании этих самых и есть трактуемый вопрос и решается положительно при объяснении недоумений в сфере богослужебной практики; – см. Руков. для сельск. паст. 1870, т. I, 5, стр. 160–164. 1180 Молитва – в сущности дела разрешительная в том смысле, каковы были разрешительными молитвы по исповеди в древних исповедных уставах. 1181 Так было по крайней мере в практике Юго-славянской церкви, судя по чину елеосвящения, имеющемуся в одном из сербских ркпп. требников (перг., 4°, XV–XVI в.) собр. архим. Антонина (возможностью ознакомиться с этим чином мы обязаны проф. Н. Ф. Красносельцеву ). 1182 Почему и проводится идея, что в случае смерти кого-либо без исповеди и св. причащения, над таковым не следует читать и не влагать ему в руку разрешительную молитву. См. Руков. для сельск. паст. 1863 г. III, стр. 394–400 (замеч. по вопросу: «Следует ли читать и влагать в руку разрешительную молитву при погребении умершего, которого постигла смерть без исповеди и св. причащения»? 1185 В некоторых же церквах причащались даже каждый день или вообще чаще, нежели в воскресный день, причем обычай этот имел силу даже в Vb. Подробные свидетельства об этом см. у Ветринского. Памятники древне-христианск. Церкви, т. III, СПб. 1847 г., стр. 264–270. 1190 Павлин Аквилейский. Увещ к Генр. Фряж , гл. XXXIII. Migne. Curs. Patrol. s. Lat. t. XCIX, со1. 230–231. 1191 По предыдущему изложению разумеются те преступления, воторые перечислены в послании в Галатам, гл. V. ст. 19–21. 1193 Августин. О догматах церковных. См. у Ветринского, Памятн. христ. древн., т. III, Спб. 1844, стр. 252.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Удивительные люди! И еще усиливаются доказать, что больше чести будет, если магистрантов " апробируют " прих[одские] общины!.. Это все равно, пожалуй, как если бы мне степень доктора присуждали старушки из богадельни, слушающие мою беседу и, вероятно, наполовину их не понимающие... Несколько студенток пожелали перейти на Пастырские курсы. Это вчера вызвало большие суждения, в присутствии о. Пакляра (не без гре­ха тут он), с большими намеками на " подкладку " этого дела. А под­кладка в том, что некие крайние и психопатически настроенные слу­шатели Паст[ырского] училища " сходят с ума " от почитания " хранителя Православия " о. Ф.К.Андреева и восстанавливают студентов против о.Н.В.Чепурина как " нетвердого " в Православии (а, м[ожет] б[ыть], и против меня, особенно в связи с инцидентом с епископом Иннокентием). В результате о.А.В.Петровский заявил, что он оставит чтение Св[ятого] П[исания] В[етхого] З[авета] в Паст[ырском] училище; то же, вероятно, сдела­ет и о. П.П.Аникиев [lxx] . 23 сентября/6 октября Сейчас возвратился с курсов. Студентов прибывает [...]. Из общецерковных дел сейчас злобы дня - обновленческий собор Москве. До Собора обновленцы всячески старались завязать сношения о " тихоновцами " и даже первой задачей Собора поставили вопрос о мире церковном. А на деле вышло совсем иное: с первых же дней о.Введен­ский, на основании каких-то весьма сомнительных документов (письмо какого-то епископа Соловья [lxxi] , который в прошлом году их же разоблачал печатно за границей), начал обвинять все тихоновские " верхи " и, в частности, М[итрополита] Петра в контрреволюционных замыслах, в сношении с заграничной эмиграцией, в получении оттуда директив и т.п., а в кон­це концов заявил, что никакого мира, ничего общего с тихоновцами, в виду их контрреволюционности, не может быть, и что в отношении их должен быть применен хирургический способ, т.е. - изъять... Хоро­шо, если все это есть только " спасение позиции Собора " , поставивше­го задачей вопрос о примирении, отвергнутый тихоновцами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

– Во избежание возможности пролития Святых Таин, нужно внушать прихожанам, чтобы они не возили больных для причащения к церкви, но приглашали бы священника в домы свои с запасными Дарами (Расп. Епарх. архиер. по Самаре и Рязан. епарх. Свод указан. и замет. по вопр. паст. практ. изд. 1875 г., стр. 95). Разрешение недоумений Как причащать тех, кои не могут принимать вина? Чтобы, причащая обыкновенным способом, не могущим принимать вина не подать повода уклоняться от Святого Причастия по естественной необходимости, следует таковых причащать по преимуществу запасными Дарами, приливая к ним, вместо вина, простую воду, или же – если и обыкновенными Дарами, то не иначе, как напоив прежде частицу Тела Христова небольшою каплею Крови Христовой, и затем преподать им Святые Дары в лжице, вместе с водою (Минск. Епарх. вед. 1870 г.). Причащать ли больных, страдающих рвотою? В случае, если больной находится в очевидной опасности извержения Святых Таин, лучше не причащать его в то время и выжидать – не прекратится ли рвота. Это мнение основано на благоговении к великим и страшным Тайнам, на всегдашней практике и опытности благочестивейших старцев-иереев и особенно – на ясном положительном правиле, напечатанном в Требнике Петра Могилы , на которое правило нужно смотреть, по крайней мере, как на правило Церкви поместной. Вот это правило: «Не имущим всегдашняго ради блевания ничтоже удержати в себе от вкушаемых да не подает иерей Божественное Причащение, бесчестия ради; довлеет бо сицевым не могущим, еже очистивши совесть свою святым исповеданием, от сердца желати Святое Причащение» (Указан. по вопр. паст. практ. при Церк. общ. вест. 1876 г., стр. 177). Нужно ли причащать больных женщин вскорости после родов и во время обычного очищения? Церковные правила (Учит. Изв. и Тимоф. Алекс, отв. 6) говорят, что женщина в период месячного или родильного очищения не должна ни в церковь входить, ни причащаться Святых Таин; но так как эти правила имеют в виду женщин здоровых, а не больных, а с другой стороны – если и преступникам Церковь снисходит в смертных случаях и разрешает им причащение Святых Таин, то нет причины лишать того же женщину, умирающую во время ее естественной нечистоты, – явления, совершенно не зависящего от ее воли (Ворон. Епар. вед. 1870 г. 17). При этом, конечно, нет надобности, перед причащением умирающей родильницы, читать ей «сороковую» молитву, ибо умирающая допускается ко причащению не в силу сороковой молитвы, безвременно в этом случае читаемой иными, а в силу снисхождения Церкви к ее исключительному положению; и тем более нет надобности читать в таких случаях эту молитву для больной, находящейся в период месячного очищения, так как молитва «сороковая» имеет совсем другое назначение (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

1 июля. Гостиница «Москва» в Москве. События идут с «ужасающей скоростью»… Давно ли избирали Патриарха? А вот уже и нет его, и речь идет о созыве нового Собора и выборе нового Патриарха!.. Еще не так давно я назначался в Саратов архиереем, а вот я уже назначен на родной север, архиепископом Псковским и Порховским, с временным управлением епархиями Ленинградской, Новгородской и Боровичской, и уже побывал в Ленинграде, и снова собираюсь туда!.. Пробыл я на Саратовской кафедре 1 год и 8 месяцев и ничего еще толком сделать не успел. Правда, я принял всего четыре церкви: 1 – в Саратове и 3 – в Сталинградской области, а оставляю 22: четыре в Сарат[овской] епархии и 18 – в Сталинградской; но это совершалось без особого моего труда. Сам я предполагал открыть в Саратове Бог[ословско]-паст[ырские] курсы на основании выработанного мною общего Положения о Бог[ословском] институте и Бог[ословско]-паст[ырских] курсах, принятого правительством и уже осуществленного Синодом в открытии Бог[ословского] института в Москве. Но в Саратове из-за моего ухода во Псков вопрос о курсах отложен. А уже был подготовлены и кадры квалифицированных преподавателей, и подходящее здание; можно было и воспользоваться библиотекой… Все это пока отлагается до более благоприятных обстоятельств, когда будет назначен туда подходящий архиерей и когда он захочет заняться этим довольно сложным делом... Насколько я познакомился (за несколько дней), в Ленинграде аппарат управления налажен, уполномоченный А. И. Кушнарев показался мне очень внимательным, серьезным и заботливым. Как будто с внешней стороны условия благоприятны. Наиболее заботит вопрос о кадрах – существующих и будущих. Надо хорошо познакомиться с ними и отыскивать новых… Пока еду на несколько дней, так как 14 июля – сессия Синода, а потом Собор и придется постоянно отрываться от дел епархии. 2 июля. (в Москве). Возвращаюсь, однако, к описанию событий по порядку. Начну с дела еп[ископа] Бориса. Как я узнал здесь, в Москве, после нашего с еп[ископом] Борисом отъезда в Саратов, в начале апреля, еп[ископ] Мих[аил] Постников при встрече с Патриархом поблагодарил его (с умыслом) за то, что он ставит во епископы его, Постникова, учеников. «Каких?», – спросил Святейший. «Да еп[ископа] Бориса Вик, ведь он – мой ставленник во священники». «Во время обновленчества?», – спросил Святейший. «Да». Не поверив сначала Постникову, Святейший запросил арх[иепископа] Андрея Комарова и тот подтвердил, но на заседание Синода по этому вопросу не явился, «запоздав по делам» (Патриарх так и предсказывал, зная арх[иепископа] Андрея).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010