За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр.Антоний получил звание доктора богословия. Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: «Церк.Вестн.» (С.-Петерб.Акад.), «Церк.Вед.» «Богосл.Вестн.» (Моск.Акад.), «Мис.Обозр.», «Прав.Собес.» (Казан.Акад.), «Волог.Епарх.Вед.», «Уфим.Епарх.Вед.» «Волын.Епарх.Вед.», Газета «Колокол» (В.Скворцов) и др. В вышеуказанных журналах архим.Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов. Труды : «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация). Изд. 2-е СПБ, 1888. «Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л.Толстого». СПБ, 1889. «Превосходство православия над учением папизма в его изложении В.Соловьевым». СПБ, 1890. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л.Толстого». СПБ, 1891. «Толкование на Ветхий Завет ». Выпуск 7-й «Толкование на книгу св.Пророка Михея». СПБ, 1891. «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М.Достоевского» (из «Бог.Вестн.» 1893 г.). БЭЛ m.III, стр.778–780. «Из чтений по Пастырскому богословию». Казань, 1896. «Критический обзор библиографического сообщения «Над Евангелием». «Прав.Собес.» 1897, февраль, cmp.I. «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?» (По поводу «Критики Догматического богословия» Л.Н.Толстого). «Прав.Собес.» 1897, апр., стр.491–524. «Значение молитвы для пастыря Церкви». «Прав.Собес.» 1897, май, стр.587–607 «О любви к ближним» (Слово в Великий Четверток). «Прав.Собес.» 1897, июнь, стр.727–731. «Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда». «Прав.Собес.» 1897, сент., стр.239–243. «Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога». «Прав.Собес.» 1896, сент., стр.3–21. Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри вас» пред судом учения христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891. Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, т. II, с. 11. Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. «Изв. Казан. епарх.» 1893, 4, с. 147–154. Слово, сказанное 19 октября 1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. «Изв. Казан. епарх.» 1899, 23, с. 1029–1033. Сила пастырского влияния. «Православный собеседник» 1900, декабрь, с. 596–598. Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. «Прав. Собес.» 1901, январь, с. 1. Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. «Прав. Собес.» 1901, май, с. 623–629. Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. «Прав. Собес.» 1901, октябрь, с. 582–585. Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. «Прав. Собес.» 1902, февраль, с. 236–240. Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 4, с. 149–153 (Казань, 1902). Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 1, с. 4–9. Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. «Прав. Собес.» 1902, апрель, с. 602. Речь при прощании с почившим профессором Волковым. «Прав. Собес.» 1902, май, с. 728–729. Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 13, с. 587–589. Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 16, с. 726–733. Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учительниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 августа 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 18, с. 808–811. Поучение, сказанное 15 сентября 1902 г. в 4-х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 19, с. 852–853. Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. «Изв. Казан. епарх.» 1903, 1, с. 25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Изд. 2-е Москва, 1897· Слово при погребении Преосв.епископа Таврического Михаила 22 авг. 1898 года. «Прав.Собес.» 1899» янв., стр.68. «Нравственная идея догмата Пресвятыя Троицы». Изд. 2-е , Казань, 1898. Слово пред панихидой о Пушкине. (Сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года). «Прав.Собес.» 1899» июнь, стр.783–801. «О духовных дарах юности». «Прав.Собес.» 1899» окт., стр.408–419. Лекции по Пастырскому богословию. Казань, 1900. Труды в трех томах: I-й том – Проповеди. II-й том – Статьи догматического содержания. III-й том – Статьи философско-критического содержания. «Прав.Собес.» 1900, май, стр.481–486. Слово на панихиде по великой княгине Александре Петровне, во инокинях Анастасий, сказанное в Казанском кафедральном соборе 17 апреля 1900 года. «Прав.Собес.» 1900, май, стр.481–485· Памяти К.П.Победоносцева . «Голос Церкви» 1912, март, стр.170–171.· Русская правда. «Голос Церкви» 1912, окт., стр.167–174. «Беседа христианина с магометанином об истине Св.Троицы». 1903 год. «Сын Человеческий». «Богосл.Вестник», II, 1903, стр.361–370. «Слово о Страшном Суде и о современных событиях». 1905 год. «Заявление о свободе вероисповедания в 6-м отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 года». Почаев, 1906. «Письмо на имя К.П.Победоносцева в начале ноября 1905 г.» 1906 год. «О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви». 1906 год. «Нравственный смысл основных христианских догматов». Вышний Волочек, 1906. «О православном пастырстве». Москва, 1906. «Из окружного послания». «Приб.» «ЦВ» 1907, 31, стр.1259· «Слово на благодарственном молебне после выборов в третью Государственную думу». 1907 г. «Слово о Кишиневских событиях». Кишенев, 1908. «О восстановлении патриаршества в России». Почаев, 1908. «Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря» . М.1909· Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию. М.1909· Статья: «Храм славы и храм скорби». «Приб. к «ЦВ» 1909, 41, стр.1909. Статья: «Пастырская беседа». «Приб. к «ЦВ» 1910, 6, стр.228.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будучи остановлен независящими обстоятельствами в издании дальнейших выпусков своего труда, преосв. Иоанн так и не нашел впоследствии возможности привести его к окончанию. Некоторой заменой неоконченных и неизданных частей Опыта преосв. Иоанна служат его монографии по различным вопросам церковного права, изданные им в духовных журналах – Прав. Собеседнике и Христ. Чтении. Вот перечень монографий преосв. Иоанна: 1) особенные преимущества православной кафолической церкви (Прав. Соб. г.); 2) о церковном законодательстве (Христ. Чтен. 1865 г. I); 3) управление вселенской Христовой церкви (Пр. Соб. 1858 г. I); 4) основания поместного управления православных церквей (ibidem); 5) устройство церковной иерархии (ibidem); 6) обозрение древних форм поместного церковного управления (Пр. Соб. 1858. III); 7) церковный суд внешний или общественный (Христ. Чтен. 1865 г. I); 8) устройство церковного суда (Прав. Соб. 1858. II); 9) древние правила церковного суда (Пр. Соб. 1859. II); 10) церковное запрещение и разрешение (Прав. Соб. 1860. III); 11) церковь и государство (Христ. Чтен. 1865. I); 12) о свободе совести (Христ. Чтен. 1864. III и 1865. I–II); 13) о способах обращения иноверцев к православной вере (Прав. Собес. 1858. I); 14) обзор церковных постановлений о крещении и миропомазании; о причащении и покаянии; о священстве и браке (Прав. Собес. 1859 г. I–III. 11-ть статей); 15) о вселенских соборах вообще – предисловие к переводу Деяний соборных (Правосл. Собес. 1859 г. прилож.); 16) о монашестве епископов (Прав. Собес. 1863 г. II–III). Монографии по русскому церковному праву; 17) об основаниях русского церковного права (Христ. Чтение 1846. IV); 18) охранение православной веры в отечестве (Правосл. Собес. 1858. II); 19) об основных началах русского церковного права (Христ. Чтен. 1860. I); 20) действие греческого Номоканона в древней России по церковно-судебным делам (Прав. Соб. 1860. I); 21) стоглавый собор (Пр. Собес. 1860. I–III). Кроме указанных монографий преосв. Иоанну приписываются еще две капитальные статьи, именно: a) основания решений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Речь, сказанная слушателям Казанских Миссионерских курсов после молебна перед началом занятий. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 37, с. 1254–1261. Речь, сказанная при открытии в г. Казани Речного училища 22 октября 1904 г. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 42, с. 1422–1425. К вопросу об упадке церковной проповеди . «Изв. Казан. епарх.» 1904, 47, с. 1565–1570. Высота и важность пасторского служения. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 48, с. 1597–1604. Христианский пастырь у вифлеемских яслей.//«Православный собеседник». 1905, янв., с. 18. Церковно-библейский образ женщины-христианки и действительность. Казань, 1904 год. «Прав. Собес.» 1905, январь, с. 205. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 4, с. 103–110. Слабое ли существо женщина. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 42. (Казань, 1904.). Современные отцы и дети.//«Православный собеседник». 1905, июль-авг., с. 41. Память смертная. Из получения, сказанного во Владимирском соборе 7-го февраля 1904 г. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 8, с. 233–236. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41. Бесплодная смоковница. Из поучения, сказанного в полночь на 1904 новый год. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 2, с. 31–33. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41. Безблагодатная жизнь. Из поучения на день Богоявления. «Изв. Казан. епарх.» 1904, 7, с. 208–212. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41. Поучение, сказанное в Бердянском соборе 6 декабря 1907 г. в день освящения и открытия памятника гос. императору Александру II. «Приб. к «ЦВ» 1907, 51–52, с. 2291–2294. Поучение Преосвященного Таврического Алексия. «Приб. к «ЦВ» 1907, 51–52, с. 2291–2294. Поучение, произнесенное 30 января в храме Псковской Духовной семинарии. «Приб. к «ЦВ» 1911, 10, с. 411. Поучение, произнесенное 26 мая 1911 г. в Святогорском монастыре пред панихидой по А. С. Пушкине, в день открытия Пушкинской колонии. «Приб. к «ЦВ» 1911, 25, с. 1055. Речь, произнесенная окончившим курс учения воспитанникам Псковской Духовной семинарии 15 июня 1911 г. «Приб. к «ЦВ» 1911, 28, с. 1199. Тайна преподобной жизни. «Приб. к «ЦВ» 1911, 51–52, с. 2234.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

«Изв.Каз.еп.» 1912, 48, стр.1472–1476. Речь при пострижении в иночество Н.А.Ипатова 18 июля 1913 г. «Изв.Каз.еп.» 1913, 29, стр.862–863. Отзывы: на студенческие работы Казанской Духовной академии Отзыв на сочинение студента Александра Воскресенского на тему: «Два рукописных Евангелия, хранящихся в Благовещенском кафедральном соборе г.Казани». (Историко-палеографическое и лингвистическое исследование»). «Прав.Собес.» 1915, февраль, стр.107–108. Отзыв на сочинение студента о.иеродиакона Нила (Жукова) на тему: «Аскетика преподобного Нила Синайского ». «Прав.Собес.» 1916, май-июнь, стр.133–134. Отзыв на сочинение студента Василия (Игнатьева) на тему: «Древнейшие рукописные Евангелия Соловецкой библиотеки при Казанской духовной академии с палеографической и церковно-археологической стороны». «Прав.Собес.» 1916, май-июнь, стр.167–168. Отзыв на сочинение студента Илиодора Уварова на тему: «А.К.Толстой, поэт и моралист». «Прав.Собес.» 1916, июль-август, стр.339–340. Отзыв на сочинение студента Ивана (Трифонова) на тему: «Духовная драма в древней Руси». «Прав.Собес.» 1916, июль-август, стр.325–326. Невольно возникает вопрос: исчерпаны ли все печатные библиотечные и архивные источники о покойном выдающемся ученом-лингвисте Владыке Анастасий. Десятки мелких его статей, хроникальных сообщений по недоступности нам не извлечены из «Ученых записок Казанского университета» и целого ряда др. периодических специальных изданий. Точно также у нас не отражены небольшие отзывы и заметки о нем в этих специальных журналах. Таким образом, всестороннее исчерпывающее освещение ждет еще своего специального исследования. Здесь мы только ограничимся перечислением тех основных периодических изданий, в которых участвовал Владыка Анастасий. Он был постоянным сотрудником Академического Казанского издания «Православный Собеседник», Казанской газеты «Деятель». Кроме того, он помещал свои статьи в журналах: «Ученые записки Казанского университета», «Известия 2-го отделения Академии Наук», «Памятники Древней Письменности», «Филологический Вестник» и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лекции. Письма: Два новых письма «К женщине». Туда. Л.Н.Удинцева. По дороге жизни. (Эти труды были помещены в старом изд.1903 г.). Новые и старые пути. «Новый путь», его задачи и стремления. Жива ли Церковь ? Новое христианство . Мережковского, нечто о смерти и памяти смертной. Мироносицы. Что делать? Кровавой Пасхе. Жизнь, как опьянение. – Горький и его проповедь живого идеала. Евангелие как путь жизни. Изд.2-е дополненное и исправленное, СПБ, 1904. В праведную землю. В праведную землю. Молитва. Исповедь. Огни Великого Четверга. Истина Воскресения. К светлому дню. Мясопуст. Прощенное воскресение. Весна. Пост. Хлеба и зрелищ. О счастье и мещанство. «Две поэтессы народного горя» (Ада Негри и Мария Конопицкая). «Женщина накануне ее освобождения». СПБ, 1906. «Короленко». СПБ, 1904. «Новая Церковь » (Священник и прихожане). СПБ, 1905. «Проклятые вопросы и христианство». СПБ, 1906. «Любовь или ненависть, христианство или буддизм проповедует гр.Л.Толстой». Указ. на лит. труд см. «Прав.Собес.» 1902, февраль, стр.18. «На принцевы острова». Письмо второе. «Прав.Собес.» 1900, июнь, стр.753–759. «Устройство церковного управления в Константинопольском Патриархате». «Прав.Собес.» 1900, июль-авг., стр.137–153. «Письма из Константинополя». Письмо третье. «Монастырь неусыпающих». «Прав.Собес.» 1900, сент., стр.290–295. «Письма с Афона». «Прав.Собес.» 1901, март, стр.356–366. «Четыре беседы о нищете духовной». СПБ, 1904. «К воде живой». СПБ, 1904. «Дети». СПБ, 1904. «В поисках лика Христова». СПБ, 1904. «Дети лишние, брошенные, несчастные, преступные». СПБ, 1904. «Две русские подвижницы XVI и XX веков: Св.Юлиания Лазаревская и сестра Варвара». СПБ, 1904. «Прощай брату твоему». СПБ, 1904. «Обиженные дети». Казань, 1902. «Счастье». «Русск.Паломн.» 1904, I, стр.4–5. «До Афона и на Афоне». «Русск.Паломн.» 1905, 2, стр.29. -«- 1905, 5, стр.62–63. -»- 1905, 7, стр.94–95 По поводу книг: Л.К, Толстого: «Разрушение ада и его восстановление». «Русск.Паломн.» 1904, 3, стр.36–39. «Кто мешает распасться оковам «князям тьмы»?»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Людей престарелых и слабых, живущих вдали от церквей, в Великий пост причащать запасными Дарами, конечно, следует, но лучше бы – с прочтением для них «причастного правила» (Письм. по паст. богосл. Попов, ч. II, 77 стр.). – Для приготовления старых и немощных, которые не могут приходить в церковь в дни говения, к достойному принятию Святых Таин, необходимо посылать в отдаленные деревни (от приходской церкви) псаломщиков или назначать грамотных людей из односельцев, которые, по предварительному наставлению священника, в определенное время дня читали бы им, собранным в один дом, то, что читается в эти дни в церкви (Рук. для сел. паст. 1867 г. т. III, стр. 670). – Хорошо было бы вообще таких людей приучать к Святому Причастию во все четыре поста, да не «внезапу найдет на них час смертный». Для этого, из снисхождения к их немощи, и следовало бы приобщать их в домах (Письм. по паст. богосл. Попов, ч. II, стр. 72). При повальных эпидемических болезнях должно стараться, по возможности, напутствовать больных в домах их, не требуя привоза их к церкви; так как при подобных болезнях заболевающие подвергаются часто таким припадкам, при которых перевоз их с места на место невозможен. В таких случаях священник должен внушать прихожанам, чтобы они непременно приглашали его для напутствования больного к себе в дом, не возя больного к церкви, – и по первому их требованию безотлагательно являться в дом к больному (Распор. по Ворон. Епарх. 1871 г. сент. 30 6975. 1872 г. 11 апр. 6081). – Кивот, в котором хранятся запасные Дары, должен быть так устроен, чтобы не проникала в него пыль, которая может пробиться в него через малейшую скважину. Потому-то для большей части дарохранительниц необходим стеклянный футляр (Письм. по паст. богосл. Попов, ч. II, стр. 74). – Брать святые частицы из кивота в дароносицу, для приобщения больных, надобно в епитрахили и поручах. Лучше всего полагать в дароносицу одну или столько частиц, сколько будет больных, к которым нужно одновременно зайти; в таком случае мы и к себе в дом не занесем без нужды Святых Даров, и, «буде встретится надобность зайти в чужой дом после приобщения больного, можем зайти и с дароносицей, так как она уже будет праздна» (Там же, 75 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Собес. 1884, I, 310–329). Под редакцией П. В. Знаменского изданы и самые Записки пр. Василия Лужицкого (Прав. Собес. 1884, I, и 1885, I, II и III. Отд. Казань 1885); «Чтения из истории русской церкви за время царствования имп. Александра 1» (Прав. Собес. 1885, I, 3 – , 263 – ; II, 173 – , 357 – , 443 – ; III, 70 – , 236 – , 257 – , 405 – ); 28 «Речь на 6 апр. 1885 г., день тысячелетней памяти святителя Мефодия славянского» 1885, I, 357–404); 29 «Житие Варлаама Керетского» (Сборн. Академии наук. Отдел. русского языка LV); «Повесть о преп. Варлааме Керетском», с предисловием П. Знаменского (Записки Академии наук, т. 73 (1894), – Прилож. к Протоколам отделения русского языка и словесности, 48–53); «При открытии памятника в Казани имп. Александру II (Прав. Собес. 1895, окт., 1–3, от имени Каз. дух. академии); «Высочайший указ 31 авг. 1825 т. об одежде духовенства» (Русский архив, 1901, кн. 8, 587–589); «Святые Пётр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы» (Прил. к 11. журн. Деятель за 1904 г., 3–40). Вторая крупная работа П. В. Знаменского посвящена приходскому духовенству. Состоит она из двух частей: «Приходское духовенство на Руси» (Православное обозрение 1867 г. и отдельно, М. 1867, 1–81) и «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Правосл. собеседник 1871–1872. Отдельно, Казань 1873, 1–850). Первая часть излагает историю приходского духовенства в допетровской Руси, вторая с Петра до 1860-х годов. Тема исследования навеяна была на Петра Васильевича неразработанностью вопроса в церковно-исторической литературе, в которой, соответственно общему направлению истории, занимались «одними верхними слоями церковной жизни», «совершенно упуская из внимания жизнь и верования народных масс, скромную деятельность низших церковных деятелей, никогда не заглядывая в темные углы церковных приходов – этих единиц, из которых складывается целое – церковь ». Между тем «белое духовенство, имеющее непосредственное влияние на народ, поставленное к нему в самое живое и близкое отношение, составляет самый живой нерв церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010