А потом, наконец, был побежден и посрамлен на глазах у всех жителей Рима великим апостолом Петром, который, помолясь Господу нашему Иисусу Христу, сверг с неба на землю этого врага истины и сына диавола, и тот погиб злой смертью 182 . Далее, брат Иоанн, не слышал ли ты о житии святого и всехвального Иоанна Евангелиста, в котором говорится о невиданных чудесах, какие совершал губитель душ великий маг Кинопс, который жил в пустыне, и ему служило множество бесов долгие годы, и он творил такие знамения и бесовские чудеса, что все считали его богом? Он, услышав, что божественный Иоанн Евангелист проповедует Евангелие Христово в тех краях, дерзнул, этот прескверный, приказать с великой гордостью одному бесу, служителю своему, пойти умертвить святого Иоанна и привести душу его к нему. Но святой Иоанн Евангелист связал этого беса и отправил в геенну. И послал колдун другого беса, которому досталось то же. Затем он послал двух бесов из числа самых коварных и сказал им, чтобы один вошел в святого Иоанна, а другой оставался вне, чтобы посмотреть, что произойдет с первым, а затем вернуться и рассказать ему. И видя, что божественный евангелист всех посланников его отправил в геенну, он собрал всех бесов своих, и на облаках небесных они отнесли его в тот город, где проповедовал святой Иоанн. И там начал маг наваждениями своими творить всякие бесовские чудеса и хвалиться, что жестоко погубит Иоанна. И извлек он из моря трех бесов в образе людей, давно утонувших в море, они были корабельщиками, и люди, глядя на них, узнавали их и сочли настоящими людьми, а не бесами, ибо вид их был в точности как у умерших. Затем, когда маг нырнул в море, чтобы вывести оттуда и других бесов, в образе людей-утопленников, божественный Иоанн Евангелист запечатал море знамением святого креста. И оставила мага Кинопса сила бесовская, служившая ему, и он больше не вышел из моря и там жестоко погиб вместе со всеми служителями своими, бесами. А тех трех бесов, которых маг извлек из моря в образе людей, святой Иоанн Евангелист отправил в геенну вслед за хозяином их Кинопсом 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Но праздник Пурим не был праздником, законом предписанным, а был учрежден позднейшими иудеями ( Есф.9:21 ). Притом, – на него не приходили в Иерусалим, а справляли его в синагогах 54 . Против этого замечают, что Христос-Спаситель приходил в Иерусалим и на праздники, установленные после Моисея, в поздний период истории еврейского народа, напр., на праздник обновления храма 55 ( Ин.10:22 ). Но можно предполагать, что на этот праздник Иисус Христос не приходил намеренно из Галилеи, а, придя на праздник кущей, оставался в Иудее до праздника обновления храма. В самом деле, в 7 гл., ст. 2 и 10 евангелист Иоанн сообщает, что Иисус Христос пришел в Иерусалим на праздник кущей, праздновавшейся от 15-го дня месяца Тисри (наш сентябрь – октябрь), и все, что описано евангелистом с Ин.7:10 до Ин.10:22 произошло в этот праздник. В 10-й же главе, ст. 22, евангелист Иоанн говорит о том, что произошло на празднике обновления храма, праздновавшемся в продолжении восьми дней, начиная от 25-го дня месяца кислева, – в первой половине нашего декабря. Следовательно между праздниками кущей и обновления храма прошло около двух месяцев, о которых евангелист не сообщает, где именно пребывал Иисус Христос в продолжении их. Но если бы перемена места деятельности Иисуса Христа в данном случае была значительной, то, по всей вероятности, евангелист отметил бы это. Поэтому можно предполагать, что Иисус Христос между праздником кущей и обновления оставался вблизи Иерусалима, в земле Иудейской (срвн. Ин.3:22 ), а не из Галилеи пришел в Иерусалим. Итак, не Пурим разумеется Иоанном ( Ин.5:1 ). Едва ли можно разуметь здесь также и праздник пасхи, потому что непонятно было бы, почему этот праздник здесь был бы назван неопределенно, когда во всех других местах он называется, своим обычным именем τ πσχα ( Ин.2:13, 23, 6:4, 12:1 ) или, – когда из предыдущего ясно видно, что речь идет об этом празднике, – словом ορτ, но непременно с определенным членом ( Ин.4:45 ). – Весьма вероятно, что евангелист говорит в данном месте о празднике пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Содержание повествования в общих чертах таково. В двенадцатом стихе евангелист кратко говорит о посещении И. Христом Капернаума. Затем (в Ин.2:13–25 ) он подробно повествует о пребывании Его в Иерусалиме. Здесь он, прежде всего ( Ин.2:14–17 ) говорит об изгнании И. Христом торжников из храма, потом, на вопрос иудеев: какое Он имеет на это право, приводит знаменательный ответ Его: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (19 ст.). В этом ответе, по замечанию евангелиста, предсказал Он Свою Смерть и Свое воскресение (ст. 21 и 22). В последних трех стихах (23–25) евангелист обращает внимание на то впечатление, какое произвели на жителей Иерусалима чудеса И. Христа, а равно и на отношение Его к вере их. Перейдем к зкзегетическому анализу евангельского текста. 1) Посещение И. Христом Капернаума Ст. 12. Посем сниде в Капернаум, сам и Мати его, и братия его, и ученицы его: и my не многи дни пребыша. О посещении Господом Капернаума евангелист говорит кратко, как мы заметили уже выше, и, вероятно, потому, что читателям его Евангелия деятельность Господа в Капернауме хорошо была известна из других Евангелий. Но для нас весьма драгоценно и краткое его сообщение. В самом деле, не драгоценно ли нам знать, что И. Христос посетил Капернаум вместе с Матерью, братьями и учениками? При такой обстановке Господь не посещал ни одного города, ни даже Иерусалима. He явный ли это знак, что И. Христос тогда же, при первом посещении, избрал Капернаум средоточием своей будущей мессианской деятельности. Иначе, кажется, и думать нельзя, когда мы знаем, что Он после, спустя более чем полгода, поселился в этом городе, как родном ( Мф.4:13 и 9:1), и из него предпринимал все свои путешествия по Галилее. Судя по связи речи, Господь пришел в Капернаум из Каны (на это указывает слово: посеем – μετα τετο, т. е. после совершения чуда в Кане) a не из Назарета, как думают некоторые. 282 Тот факт, что Его сопровождали братья, 283 которые не были упомянуты на браке в Кане, не должен смущать нас. Они не были упомянуты так же, как и многие другие. – Словом: сниде χατεβη евангелист определяет положение Каны в отношении к Капернауму: Кана лежала на возвышенном месте; дорога от Каны в Капернаум представляла один длинный спуск под гору, – это евангелист и оттенил словом сниде. Время, когда Господь пришел в Капернаум, можно определить только приблизительно. Если брак в Кане был 21-го февраля, в среду, 284 a брачное торжество продолжалось семь дней, то на следующей неделе, тоже в среду (28 февр.), Господь мог быть в Капернауме. 285

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Свидетельницами события воскресной ночи, очевидно, были жены Мироносицы. Указания на их имена мы находим у всех Евангелистов. Есть между ними имена общие всем, есть и особенные у каждой. Когда вдумаемся, то эта черта окажется для нас очень важной. Если Евангелисты безусловно правдиво передавали слова жен Мироносиц, и если сами жены передавали безусловно правдиво виденное и испытанное ими, то само собой следует, что различные рассказы могли исходить только от различных жен, потому что не могла одна и та же жена передавать один раз одному Евангелисту одно, другомудругое. Если это так, то из сравнения имен жен Мироносиц, сообщаемых отдельными Евангелистами, можем с вероятностью наметить, от которой из них всего естественней мог возникнуть рассказ того или другого Евангелиста. Евангелист Матфей в своем повествовании о воскресной ночи упоминает Марию Магдалину и " другую " Марию (28:1); Марк — Марию Магдалину, Марию Иаковлеву и Саломию (16:1); Лука — Марию Магдалину, Марию Иаковлеву и Иоанну с другими, с ней бывшими (23:55, 24:1,10); Иоанн — одну Марию Магдалину (20:1). Какая же именно из названных жен которому из Евангелистов передавала то, что вместе с другими сподобилась видеть и испытать? Начнем с самого несомненного и очевидного. Евангелист Иоанн упоминает только одну Марию Магдалину. Тут выбора для нас нет: мы должны признать, что сообщение Евангелиста Иоанна передано с ее слов. Если это так, то мы получаем возможность сделать дальнейший шаг и определить, от какой из жен мог взять свои сведения и Евангелист Матфей. У него мы встречаем имена Марии Магдалины и " другой " Марии. Так как его рассказ совсем отличен от рассказа Евангелиста Иоанна, то автором его не могла быть Мария Магдалина и, следовательно, таковою могла быть только " другая " Мария. Евангелист Лука говорит о Марии Магдалине, Марии Иаков левой и Иоанне с бывшими с ней другими галилейскими женами, но так как опять его повествование совсем иное, чем у других Евангелистов, то мы и источником его не можем предполагать ни Марию Магдалину, потому что ее собственный и совершенно отличный рассказ мы находим у Евангелиста Иоанна, ни Марию Иаковлеву, потому что она упоминается, как сейчас скажем, у Евангелиста Марка тоже при ином рассказе, следовательно, естественнее всего предположить, что Евангелист Лука записал свои известия со слов Иоанны во главе с другими, с ней бывшими галилейскими женами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Приход Марии Магдалины ко гробу Евангелист Лука, не поименовывая сначала женщин, шедших ко гробу, а ограничиваясь лишь указанием, что это были пришедшие с Иисусом из Галилеи, говорит: В первый же день недели, очень рано... пришли они ко гробу (Лк. 24, 1). Евангелист Иоанн говорит, что Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно (Ин. 20, 1). Евангелист Матфей повествует, что на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб (Мф. 28, 1), а Евангелист Марк говорит, что Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия... весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1—2). Выражения Евангелистов — очень рано, на рассвете и при восходе солнца — нельзя считать противоречащими одно другому. Как восход солнца, так и рассвет, это очень раннее время дня, начало его; определения времени словами на рассвете и при восходе солнца тоже нельзя считать противоречивыми, так как в южных странах нет тех продолжительных зорь, какие бывают у нас в средней и северной России; там после захода солнца быстро темнеет, равно как и при рассвете скоро восходит солнце. Поэтому одно и то же время можно определить и как настоящий рассвет дня, и как начало восхода солнца. Но с этими определениями времени стоит в несомненном противоречии сказание Евангелиста Иоанна о том, что Мария Магдалина пришла ко гробу, когда еще было темно; и это противоречие было бы непримиримым, если бы Иоанн сообщил о приходе всех жен-мироносиц; но так как он говорит только о приходе Марии Магдалины, то надо полагать, что она ушла вперед, оставив далеко за собой остальных женщин, и пришла ко гробу, когда еще было темно; другие же пришли позже, но все-таки очень рано, на рассвете, при начале восхода солнца. Евангелист Иоанн, писавший свое Евангелие последним и дополнявший упущенное первыми Евангелистами, не нашел нужным говорить о других женщинах, шедших ко гробу, так как об этом уже было достаточно сказано другими Евангелистами; не стал бы он говорить и о том, что с остальными женщинами шла Мария Магдалина, если бы первые Евангелисты не упустили заметить, что она пришла ко гробу первая, когда еще было темно. Евангелисты Матфей, Марк и Лука, сообщая о приходе женщин ко гробу, не придавали особого значения тому обстоятельству, что Мария Магдалина пришла ранее всех, и потому, перечисляя по именам некоторых из этих женщин, упоминают и Марию Магдалину, как бы приходившую вместе с остальными ко

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Отсюда и символика евангелистов. Святой Матфей изображается с Ангелом, с прилетевшим с неба человеком. Святой Марк со львом, как проповедник царственного служения Спасителя. Святой Лука с тельцом (жертвенным животным), как особенно подчеркивающий первосвященническое служение Богочеловека. И, наконец, святой Иоанн, подобно орлу парящий в облаках боговедения. Каждый евангелист в своих писаниях пишет об одном – о земном подвиге Жизнодавца-Христа, но каждый сохраняет и свою индивидуальность, форму и особенности своего изложения. Святой Матфей написал свое Евангелие для иудеев. Поэтому повествование его изобилует ветхозаветными справками – указаниями на то, что Христос Спаситель есть тот Самый Мессия, которого ожидал ветхозаветный мир. Евангелист Марк – самый краткий из евангелистов, выявляет Спасителя, как Царя вселенной, подчеркивает те моменты из жизни Его, где особенно проявлялось царственное Его достоинство. Евангелист Лука – спутник Апостола Павла. Излюбленная идея его – идея покаяния. Только он один сохранил притчу о блудном сыне и беспримерный пример силы покаяния и милости Божией – раскаяние благоразумного разбойника. Евангелист Иоанн – евангелист богослов. Он написал свое евангелие позже первых трех евангелистов. Писания святого Иоанна носят возвышенный характер. В них Сын Божий встает пред нами, как Бог Слово, как Вторая Ипостась (что есть, конечно, и у других евангелистов). Четыре Евангелиста начертывают пред нами икону Богочеловека. Писания их боговдохновенны, но личность писателя и особенности его не подавлены. Евангелие – благая весть. Проповедь об иной, новой благодатной жизни во имя Его ( Иоан. 20:24 .) “Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.» ( Иоан. 20:24 ). Святитель Гермоген, Патриарх Московский В этом году (2002) Русская Православная Церковь отмечала 364 годовщину со дня мученической кончины Святого Патриарха Гермогена. Образ Святого Патриарха Гермогена весьма поучителен в наши дни. Ибо сочетается в нем личная праведность, личный жизненный подвиг с служением общественным, с самоотверженным служением родине своей.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Скачать epub pdf (Четвертое явление Воскресшего Христа) Их, еммаусских путников, было двое. Евангелист Лука, единственный из писателей Евангелий, подробно описывающий случившееся с этими путниками происшествие, одного из них называет по имени: то был Клеопа ( Лк.24:13 ). Имени другого путника евангелист Лука совсем не называет, это дает повод ученым богословам думать, что вторым путником был сам писатель этого Евангелия – Лука. Обстоятельное описание случившегося с путниками, указание таких подробностей, которые скорее всего могли быть известны только очевидцу и участнику рассказываемого события, в связи с присущим евангелисту смирением, весьма нередким среди писателей Евангелия, намеренно умалчивающих о себе ( Ин.13:23, 20:3 ), служат вполне достаточным объяснением этого умолчания и вместе с тем делают высказанное предположение весьма вероятным. Впрочем, следует сказать, что наряду с этим предположением высказываются и другие, еще менее правдоподобные и потому также не выходящие за рамки догадок. Для понимания описываемого события ни одно из этих предположений существенного значения не имеет, как ничего в сущности не прибавляет к истолкованию его и указываемое писателем имя Клеопа. Кто такой был этот Клеопа, неизвестно. В Евангелиях он нигде более не упоминается, и только у евангелиста Иоанна встречается упоминание о Марии Клеоповой, сестре Матери Господа ( Ин.19:25 ), что дает толковникам Священного Писания основание думать, что Клеопа был муж этой Марии, в числе других жен мироносиц, пришедших с Иисусом Христом в Иерусалим на праздник Пасхи. Таким образом, текст Евангелия Луки дает возможность твердо установить только число еммаусских путников: их было двое. Не называет этих путников поименно и евангелист Марк, кратко упоминающий об этом событии евангельской истории, ограничиваясь только указанием, что свидетелями события были только двое ( Мк.16:12 ). Но эти «двое из них» были не из числа одиннадцати апостолов, о которых евангелист Лука говорил выше и среди которых не было апостола с именем Клеопа, а вообще двое из учеников Христовых, пребывавших теперь в Иерусалиме, которых евангелист Лука в этом же повествовании подразумевает в числе «всех прочих, бывших с одиннадцатью» ( Лк.24:9, 33 ). Возможно, что эти двое принадлежали к числу тех семидесяти учеников, которых «избрал Господь и послал по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Следовательно, время написания Евангелия падает на 67 ил 68 год. 12. Евангелие от Луки 1) Сведения о писателе Писатель третьего канонического Евангелия и книги Деяний Апостольских (ср. Лук. 1, 1–4 . Деян.1:1 ), евангелист Лука, по свидетельству предания 62 , происходил из Антиохии. В Кол. 4 , ср. 10.11. апост. Павел отличает его от обрезанных; поэтому можно думать, что Лука происходил от языческих родителей. Впрочем, основательное знакомство евангелиста Луки с обычаями и учреждениями иудейского народа, которое он показывает в своих писаниях, дает право предполагать, что до обращения в христианство он принадлежал к числу прозелитов врат. В указанном месте послания к Колоссянам апостол Павел называет его врачем, а предание, довольно, впрочем, позднее (Никифора Калиста из 14 в.), называет его, кроме того, живописцем; отсюда можно заключить, что евангелист Лука был человек образованный. Некоторые известия древних причисляют его к лику 70 апостолов. Подтверждением этому преданию может служить то, что евангелист Лука, один рассказывая о явлении И. Христа по воскресении двум эммаусским путникам, одного из них называет прямо по имени (Клеопа), о другом же умалчивает (24:13 и д.): очень может быть, что этим другим был сам евангелист, который по смирению и не называет себя прямо. В апостольской церкви Лука известен как спутник и сотрудник ап. Павла. Начиная с тех пор, как этот апостол во второе свое путешествие перенес проповедь Евангелия с востока на запад ( Деян.16:10 и д.), евангелист Лука является почти постоянным его спутником, не оставлявшим его и во время уз в Риме как первых ( Кол. 4:14 Филим. 23 ), так и вторых (2 Тим.:4:11), окончившихся мученическою смертию апостола. О жизни св. Луки после смерти апост. Павла есть известие, что он проповедовал евангелие в греческой стране – в Ахаии, где и умер мученически, и что останки его впоследствии (при Констанции) принесены были в Константинополь. 63 Эти сведения о писателе третьего Евангелия подтверждаются характером и содержанием этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 5:43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. 5:46 Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (tax collectors) 5:47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 2.6 Золотое правило. (Матфея 7:12; Луки 6:31). Знаменитое Золотое правило (golden rule), вкратце выражает суть христианского учения. Это правило значит что не нужно делать другим, то что мы не хотим чтобы они тебе делали нам. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа - в русском переводе - так: 7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Св. апостол и евангелист Лука приводит слова Иисуса Христа так: 6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. 2.7 О силе молитвы. (Матфея 7:7-11; Марка 11:24; Луки 11:9-13; Иоанна 14:13-14). Иисус Христос учил, если мы будем искренно и с усердием молиться Господу Богу и просить Его помощи, то Он всегда услышит и сделает то что нужно для нашей истинной пользы. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 7:7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 7:8 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 7:11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный дает блага просящим у Него. 2.8 Милостыню надо творить тайно. (Матфея 6:1-4). Иисус Христос учил что нужно помогать людям, делать добрые дела и творить милостыню в тайне и не напоказ и не хвастаться перед другими. Господь Бог все видит и вознаградит нас. Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 6:1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 6:2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 6:3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. 6:4 Чтобы милостыня твоя была втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

С этого пророчества начинает свое Евангелие святой Евангелист Марк. И в том есть некая умилительная тайна. Всякий Евангелист начинает свое Евангелие по-особому. Евангелист Иоанн начинает с вечности; Матфей начинает с Авраама; Лука начинает с земного Рождества Спасителя; а Марк - с Крещения на Иордане. Почему все Евангелисты не начинают с одного и того же? Но, скажите мне, где сие единственное начало Иисуса Христа? Трудно проследить, где начало мертвой вещи; еще труднее - где начало живого человека; кольми паче - где начало Жизнодавца, чрез Коего все начало быть. На самом деле, и у каждого из нас есть четыре начала, доступные нашему уму или же нашему восприятию. Одно наше начало - в Боге, другое - в наших прародителях, третье - в наших родителях, а четвертое - в том времени, когда мы начинаем осуществлять наибольшую деятельность в этом мире. Но у Христа есть и еще одно, пятое, начало по отношению к тебе, как и ко всякому из нас. А именно: Иисус Христос, Сын Божий, и Его Евангелие начинаются для тебя тогда, когда Он воскресает в сердце твоем и уме как единственный твой Спаситель. Тогда, когда Он перестанет быть в тебе только как золотая лампада, наполненная елеем, но не горящая; но когда зажжется и будет согревать и освещать все твое существо. Тогда, когда Он станет для тебя хлебом насущным, без коего ты не можешь провести ни единого дня. Тогда, когда Он будет для тебя ценностью большей, нежели вся вселенная, все блага, родные и друзья; когда Он станет тебе дороже самой земной жизни твоей. Тогда для тебя наступит истинное начало Иисуса Христа. Лишь тогда ты сможешь уразуметь и прочие четыре начала, упомянутые четырьмя Евангелистами. Евангелист Марк открывает свое Евангелие началом общественной проповеди Христовой и Его общественного служения в мире. И тут же он выделяет пророчество пророка Малахии об Иоанне Предтече как ангеле, идущем пред лицем Господним. Почему и пророк, и Евангелист называют Иоанна ангелом, хотя он был не ангел, но человек? Во-первых, потому что Иоанн своею жизнью уподобился ангелу небесному и из всех смертных людей наиболее приблизился к жительству ангельскому. Во-вторых, дабы ты познал: цель служения Христова на земле - сделать из людей ангелов; из смертных, грешных, природой порабощенных людей сделать бессмертные, безгрешные и свободные от природы создания, каковы святые ангелы на небесах. Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею беспопечительностью о телесной жизни своей. Первое есть основание всего, второе проистекает из первого, а третье - из второго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010