Кроме богослужебных текстов необходимо иметь Богослужебные указания в печатном (толстая книга с синей обложкой) или электронном виде. В этой книге содержатся подробные указания относительно совершения богослужений на каждый день года. В обычных небольших церковных лавках эта книга не продается, ее можно приобрести в крупных православных магазинах. Найти богослужебные указания можно на сайте «Азбука веры», в календаре ( http://azbyka.ru/days/ – нажмите ссылку «Богослужебные указания»). Обратите внимание, что богослужебные сутки начинаются с вечера предыдущего дня, т.е. последование Всенощного бдения в субботу вечером ищут уже в дне воскресном, а не субботнем. Как найти службу нужного дня Рассмотрим примеры. Вариант 1. Допустим, нас интересует служба Третьего часа от 2 декабря 2016 года, совершаемая перед 6 часом и литургией. Смотрим в Богослужебных указаниях на интересующую нас дату. Не стоит пугаться большого количества информации, которое мы увидим на открывшейся странице – нас интересует заглавие в самом верху – «Пятница. Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского») и указания по чтению часов, которые можно найти в абзаце, начинающемся со слов «На часах…» (перед «На Литургии…» ) . Там указано: «тропарь и кондак святителя». Таким образом, на часах мы будем читать тропарь и кондак святителя Филарета (в какой части их читают, смотри в последовании часов, которое мы приводим ниже, эти места отмечены знаком «(!)»). Вариант 2. Нас интересует служба Шестого часа от 1 января 2017 года, совершаемая после 3 часа и перед литургией. Смотрим Богослужебные указания. Открылось окно, смотрим на верхнюю часть – «Неделя 28я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 3й. Мч. Вонифатия» и ищем абзац «На часах…» – «тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления…». Кондак только отцов («Рукописаннаго образа…»)». Это значит, что на всех часах читается сначала воскресный тропарь 3го гласа, а потом тропарь святых отцов; а там, где мы будем читать кондак, нам понадобится кондак Святых отцов.

http://azbyka.ru/kak-chitat-chasy

отцы и без античной философии оформили бы необходимый понятийный аппарат. Но сделать это было бы крайне сложно. И они ведь не пошли по пути «замкнутой» богословской науки. Зачем заново открывать то, что уже открыто? Насчет отождествления понятий «ипостась», «бытие», «личность», «время» скажу одно. Мне кажется, о. Андрей, Вы с этой темой толком не разобрались. Понятие «ипостась» у святых отцов отождествлялось с понятием «бытие», с логической категорией Аристотеля – с понятием «первой сущности». Не случайно, свт. Афанасий Александрийский писал так: «Ипостась есть сущность и не означает ничего другого, кроме самого сущего. Ибо ипостась и сущность есть бытие». Иными словами, когда говорится «ипостась», то разумеется конкретный, реально существующий предмет. Например, стол. Это ипостась=это бытийственность предмета, его наличие в нашем мире. Ипостасная природа – эта та, что существует конкретно, которую мы можем потрогать, ощутить. Ипостасная природа= существующая природа. Ипостась – это синоним слова «есть». Во Христе одна Божественная Ипостась, одно Бытие. Но это Бытие проявляет Себя в двух естествах. Причем человеческая природа во Христе не имеет своего собственного бытия, своей собственной ипостаси – она существует только как проявление Божественной Ипостаси Бога Слова. То есть, если мы смотрим на Христа, если мы смотрим на Его лицо, на Его руки, на Его ноги, мы смотрим на лицо, руки, ноги Самого Бога. Потому что человеческая природа во Христе не имеет своего собственного бытия. Ее бытие – это бытие Самого Бога. В чем состоит проблема при отождествлении понятий «личность» и «ипостась»? Первая проблема, которая возникает при размышлении над этим – это можем ли мы отождествить личность и бытие. Ведь для святых отцов ипостась – это бытие конкретной вещи. Если личность и бытие – это одно и то же то, соответственно, личность и ипостась – это также два тождественных друг другу понятия. Вот этим вопросом я и задаюсь и на него отвечаю. У меня было желание показать, что принцип

http://bogoslov.ru/article/5272881

Да, начинает действовать тот, о ком мы говорим. Так вот начинает действовать Господь. И через дуновение – когда сказано, что Господь создал человека из праха и вдунул в лице (см. Быт. 2:7 ), – через дуновение, как считается на Востоке, передаётся вся сила и мудрость того человека . Вот Господь и запечатлел в нас Себя – не природно, а благодатно. Наша душа, несмотря на то, что она дуновение Божие, всё-таки это творение – материальное творение, тонкое творение. в душе ещё есть дух. Она также неоднородна, и в ней есть, как говорится, более тяжёлые части и более возвышенные. Вот душа, дух и тело. Принёс ли я вам – а ведь я хотел принести и прочитать одну работу, которую мне когда-то дали на курсах – о душевном, духовном и плотском? Если я не принёс, то это уже плохо. В следующий раз, может быть, надо принести, чтобы вам зачитать о душевном, духовном и плотском. Ну конечно, думал принести и не принёс! Вот так. Ладно. Так вот Господь-то нас не узнаёт как Своё творение. Он нас не узнаёт – настолько мы себя исказили как творение Божие. Поэтому для того, чтобы быть похожим на кого-то, вот на кого смотрим, на того и становимся похожими. Вот собака домашняя становится похожей на хозяина; дом становится похожим на его владетеля. Какое-то сходство есть таинственное. Обратите внимание: и собака на хозяина похожа, и кошка. Вот идёт хозяин её – она на него смотрит и перенимает, и он отражается в ней. А мы смотрим? Как от Господня Духа должны преображаться. Вот на кого смотрим, тот в нас и прорисовывается. Посмотрите, у людей какие есть демонические страшные лица. Психиатр спрашивает сатаниста: «Неужели вам не жалко людей, которых вы потрошите на своих каннибалистских собраниях и пьёте кровь?» – «Нет, радуемся. Мы в тот момент радуемся. Мы выполняем волю нашего князя. Это он нам велит, и мы радуемся, мы чувствуем, как в нас вливается сила». Вот что он говорит: Так]. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В начале 1-го евангелия изображен евангелист Матвей. Это – старец с симпатичным и выразительным лицом; волосы и борода седые, как это требуется и русскими иконописными подлинниками; вокруг головы золотой нимб, обведенный по краям красною краскою. Правая рука евангелиста с письменною тростью приложена к бороде; левая обращена к столику, на котором лежит развернутый и исписанный по-гречески свиток. Столик утвержден на дельфине, опирающемся на подставку в форме шкафа. Нижнее платье багрового цвета, верхняя риза дикого. Евангелист сидит на стуле тёмно-коричневого цвета; под ногами его скамеечка, украшенная золотом. Сзади и спереди евангелиста палаты, задние абсидиальной формы: они замыкаются сверху аркою, передние – квадратные с кровлею на два ската; зеленый с красными каймами занавес составляет декорацию последних палат. Поля золотые блестящие с каймами красного и лазоревого цветов. На следующем листе над заставкою в начале текста евангелия Матвея изображен лев с книгою. Евангелист Марк, – мужчина средних лет с русыми короткими волосами и такою же густою бородою, сидит на стуле, держит на коленях развернутый свиток и пишет по0гречески. Верхняя риза – празелень, нижняя – багор. По сторонам – палаты, несколько сходные с палатами евангелиста Матвея; такой-же столик над шкафом, с той только разницею, что шкаф здесь открыт и в нем видны: свиток, книга и другие письменные принадлежности. На соседнем листе пред началом текста евангелия Марка изображен символ – бык с книгою. Евангелист Лука, в соответствии с нашим русским подлинником, кудреват, средних лет, борода едва заметна; верхняя риза багровая, нижняя лазоревая. Евангелист пишет, держа свиток на коленах. Палаты как у других евангелистов. Никакого символа нет. Евангелист Иоанн – седой лысый старец с седою же бородою, с выразительным сосредоточенным лицом. Правая рука несколько поднята, как бы для молитвы: большой палец приложен к указательному, средний и безымянный пригнуты к ладони, мизинец протянут. Верхняя риза евангелиста светло-багровая, нижняя лазоревая. Те же палаты, стол, свитки, позолота, как и у других евангелистов. Сверху по направлению к евангелисту протянута благословляющая рука из облаков. Символ евангелиста Иоанна на соседнем листе – орел. Здесь же в виньетке находится замечательное бюстовое изображение Спасителя. Это брюнет с свежим симпатичным лицом, с длинными волосами и короткою, несколько раздвоенною бородою; позади головы виден золотой крест; по сторонам надпись IC, XC. Правая рука имеет сложенные персты: большой с средним и безымянным, на подобие перстосложения в изображении Спасителя в главе новгородского-софийского и московского-успенского соборов; левая рука Спасителя поддерживает золотое евангелие. Верхняя риза светло-голубая, нижняя лазоревая. Все изображение обведено золотым кругом, за которым следуют изящные декорация в виде цветочков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Второй евангелист был учеником Петра. Апостол Петр — самый горячий и ревностный из Двенадцати постоянных учеников Христа. Его имя чаще других встречается во всех четырех Евангелиях. Второе Евангелие написано Марком со слов первоверховного апостола-очевидца, и оно хранит в себе черты его характера. Петр не был искушен в риторике и эллинской мудрости, как Павел. Он был простым неграмотным рыбаком, но имел живое сердце и был деятельным по натуре. Евангелие от Марка все построено на действии и движении. Оно самое короткое из четырех и особенно изобилует введениями: «тотчас», «сейчас же». Марк писал для римлян (в библеистике есть версия, также опирающаяся на исторические свидетельства, что его Евангелие было написано в Александрии и предназначалось для египетских христиан). Во всяком случае, очевидно то, что он писал для столичных молодых повес, которые не знали иного авторитета, кроме силы. И в его Евангелии Христос предстоит прежде всего как могучий Бог, Сын Божий, властный над природой, исцеляющий болезни и изгоняющий бесов. Евангелист Лука Третий евангелист был учеником великого Павла. Он не был евреем, был блестяще образован во всех науках эпохи эллинизма: риторике, философии, медицине. Евангелист Лука был профессиональным историком и врачом. Третье Евангелие, по признанию исследователей культуры, ввело христианство в мировую литературу. Если другие Евангелия написаны ы в основном разговорным языком, то Евангелие от Луки — это произведение, отвечающее строгим требованиям античной литературы. Евангелист Лука свободно владеет всеми стилями; легко подражает мелодике еврейской поэзии, обращается к рубленым стихам прологов Геродота и Фукидида. Лука как историк корректно использует строгую методологию своей науки. Но с нашей точки зрения, он меньше всего имел право на то, чтобы свидетельствовать о Христе. Он не только не видел сам Христа, но был учеником апостола Павла, который впервые встретился со Христом уже после Его Вознесения, когда Господь обратил его, направляющегося в Дамаск, из лютого врага в Своего первоверховного апостола. И именно потому, что евангелист Лука сам не был свидетелем земной жизни Христа, он компенсирует это последовательной методичностью в собирании и выстраивании фактов. Апостол Лука — врач и психолог. Он постоянно держит во внимании реакцию окружающей толпы, обозначает общее настроение, как фон, на котором разворачиваются описываемые события. Как врач он особенно чуток к боли и страданию людей, не говоря уже о большом числе чисто медицинских терминов, не встречающихся у других евангелистов.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

Четвёртое евангелие, не разногласно с прочими, однако, различается от них весьма значительно. Три первые евангелиста стараются преимущественно изложить историю земной жизни Господа 629 . Они большей частью повествуют о человеческом естестве Сына Божия 630 . Все они, поэтому, начинают с воплощения; Матфей говорит о книге родства Иисуса Христа, как сына Давидова; Лука повествует о Марии; Марк излагает рассказ о Крестителе 631 . В то время как один евангелист начинает с царя. Ирода, другой – от Тиверия кесаря третий – от крещения Иоаннова, евангелист Иоанн не полагает для себя такой земного предела, восходит выше всякого времени и века, говоря сразу об изначальном, предвечном рождении Сына Божия 632 . В истории евангелист Иоанн из многого пересказывает только немногое. Так в течение целого года, даже в праздник Пасхи он не упоминает ни об одном чуде, кроме исцеления расслабленного и ещё сына у царедворца 633 . Зато четвёртое евангелие – обильно многим догматами, наполнено словами и беседами Христа. Однако, предмет четвёртого евангелия не похож на докетический призрак. Евангелист не раз повествует, как Господь плакал, удерживал скорбь и пр., желая, несомненно, показать, каким естеством был облечён Господь. О человеческих же делах Христа евангелист иногда говорит гораздо уничиженнее именно потому, что более других говорит о Нём великого 634 . Достойно удивления, по мысли Златоуста, как то, что евангелист Иоанн, устремившись к возвышеннейшему слову, не оставил без внимания воплощения, так и то, что первые три евангелиста, повествуя о воплощении, не умолчали о предвечном бытии Христа 635 . Здесь обнаруживается, что евангелисты как бы разделили между собой по частям великую задачу описания Лица Искупителя 636 . Совершенное единомыслие их показывает, что один Дух двигал души их всех 637 . Божественное происхождение четвёртого евангелия подтверждается уже характеристикой его составителя. Когда узнаём, кто он был, откуда и от кого происходил, каков был сам по себе, а потом услышим его голос и любомудрие, тогда убедимся, что евангелие не было его собственным произведением, но делом божественной силы, которая действовала в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Однако более согласно с древним церковным преданием изъясняет основания, на которых Церковь определила время празднования Пасхи христианской, неизвестный сочинитель слова „о Пасхе» VII столетия, в Сирии, давая совсем иное значение четырнадцатому дню нисана. „Христос пострадал», говорит он: „после равноденствия в пяток, который совпадал тогда с четырнадцатым днем луны». 96 – „Закон предписывал закалять агнца в пяток к вечеру, между вечерними. Спаситель соблюл и день и час: день – пяток, в который создан человек; час – девятый, в который Господь испустил дух.» 97 При таком объяснении, последнюю вечерю, очевидно, надлежало отнести к 13-му дню. Более всех древних отцев Церкви раскрыл это св. Иоанн Златоуст , бывший спустя несколько десятков лет после первого вселенского собора патриархом константинопольским, и еще во время своего пресвитерства в Антиохии занимавшийся рассмотрением сего вопроса и в толковании на Евангелие Матфея, и в словах против приверженцев иудейских обрядов. Он постоянно выражает мысль, что Господь Иисус Христос совершил пасхальную вечерю ранее прочих иудеев, следовательно – 13-го дня. В беседах на евангелиста Матфея, объясняя слова 26:17: в первый же день опресночный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще Ему: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху, св. Иоанн Златоуст говорит: „Первым днем опресночным Евангелист называет день пред опресноками» ( – предшествовавший празднику опресноков). „Ибо иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца; ибо ученики приступили к Иисусу в пятый день недели» (в четверток, по еврейскому счислению дней). Сей-то день евангелист Матфей называет днем пред опресноками, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой Евангелист говорит так: прииде же день опресноков, в оньже Подобаше жрати пасху ( Лк. 22:7 ). Прииде, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, Евангелист упоминает о том же вечере; ибо с вечера начинали есть пасху. Посем каждый Евангелист присовокупляет: когда закалили пасхального агнца ( Мк. 14:16 ., снес. Лук. 22:7 ).» – Далее Златоуст спрашивает: „Для чего же Христос совершил пасху?» – и отвечает: „для того, чтобы во всем, что Он совершил даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону». 98

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Евангелист Матфей, полагают они, повествуя об отношениях Богоматери и Иосифа, обручника Богоматери, говорит о Иосифе, что он не совокуплялся с Девою только до рождения Ею Богочеловека, а это служит указанием на совокупление впоследствии. Подлинные слова евангелиста, приводимые протестантами к подкреплению их мнения, суть следующие: «И (Иосиф) не знаяше ее (Марии), дондеже роди Сына своего Первенца» ( Мф. 1:25 ). Хулители основывают свое заключение на слове «дондеже», выражающем, по мнению их, срочное воздержание от соития и мысль о соитии, последовавшем по рождении первенца, также на слове первенец, подающем мысль о дальнейшем деторождении: по свойству русского языка вышеприведенный стих Евангелия со всею точностью может быть переведен так: «Иосиф же не знал ея, и она родила сына своего первенца». Очевидно, что слова: «Иосиф же не знал ея» относятся ко всему времени пребывания Божией Матери в доме Иосифа. Если рассмотреть внимательно повествование евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа ( Мф. 1:18–25 ), то делается тотчас очевидным, что евангелист употребил все тщание на то, чтоб показать с ясностью и точностью рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени. Для этого евангелист объясняет, что Дева, обрученная мужу, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святаго Духа; для этого евангелист приводит свидетельство ангела, явившегося во сне Иосифу и удостоверившего, что плод во чреве Девы от Святаго Духа; для этого евангелист приводит пророка, предвозвестившего, что Дева зачнет и Дева родит Сына, Спасителя миру; для этого, говоря уже о самом рождестве Богочеловека, евангелист показывает, что Мария родила Его, будучи Девою, как и зачала, будучи Девою. Обстоятельства, касавшиеся собственно лица Богоматери и не составлявшие главного предмета, который был описываем евангелистом, оставлены им без отчетливого объяснения. Такой же характер имеет и повествование Евангелиста Луки о рождении Христовом. Умалчивая о недоумении Иосифа, о явлении ему ангела во сне, святой Лука поведает о пришествии архангела Гавриила к Божией Матери с радостнейшим благовестием от Бога о зачатии и рождении ею Сына Божия, повествует о том, что Елисавета от действия Святаго Духа узнала в Марии Матерь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Наклонили лица свои к земле» (стих 5). Это свидетельствовало о том, что мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. «Что вы ищете», т.е. вы напрасно ищете. «Живого», т.е. того, кто жив, а не мертв (ср. стих 23). «Между мертвыми», т.е. в месте, где подобает находиться мертвым, – как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и оставаться мог только обыкновенный умерший! «Вспомните...» (стих 6). Евангелист Лука, очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные выше ( Лк.9:22, 18:32 и сл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание, чем у Марка. «Сыну Человеческому» (стих 7). Так Христос называл Себя только до воскресения (ср. стих 26). «Человеков грешников», т.е. язычников (ср. Лк.18:32 ; Гал.2:15 ) 32 . У евангелиста Матфея это выражение имеет более общее значение ( Мф.26:45 ). «И в третий день воскреснуть...» (см. Мф.16:21 ). «Возвестили» (стих 9). Здесь евангелист Лука согласен с Матфеем ( Мф.28:8, 10 ). Евангелист Марк говорит иное (см. комментарии к Мк.16:8 ). «То были Магдалина Мария...» (стих 10) Имена женщин, которые приводит здесь один евангелист Лука (Матфей и Марк имена этих мироносиц приводят ранее – см. Мк.15:40, 47 ; Мк.16:1, 6:3 и параллельные места Евангелия Матфея). При этом, согласно евангелисту Луке, были и другие женщины. «Не поверили им» (стих 11; ср. Мк.16:11 ). «Петр... побежал» (стих 12). Это упоминание о Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн ( Ин.20:3 ; ср. стих 24). «И пошел назад, дивясь сам в себе...» Правильнее: «и ушел к себе домой» ( πρς αυτν – «к себе», зависит не от слова «дивясь», а от слова «пошел», – Евфимий Зигавин; ср. Ин.20:10 ). Лк.24:13 .  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; Лк.24:14 .  и разговаривали между собою о всех сих событиях. О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление ( Мк.16:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.9:40 .  Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Лк.9:41 .  Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Лк.9:42 .  Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. Лк.9:43 .  И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: Лк.9:44 .  вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Лк.9:45 .  Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. О преображении Господа и исцелении бесноватого отрока евангелист Лука говорит согласно с Марком ( Мк.9:2–32 ; ср. Мф.17:1–9, 14–23 ). Но при этом он вносит в рассказ некоторые новые подробности. «Дней через восемь» (стих 28) – выражение довольно неопределенное. Евангелист Лука, вероятно, считает здесь и день исповедания апостола Петра, и день Преображения, поэтому у него счет и выходит на два дня больше, чем у Матфея и Марка. «И когда молился» (стих 29; см. Лк.3:21 ). О молитве Христа перед Преображением говорит один евангелист Лука. «Вид лица» (стих 29). Евангелист Лука здесь соединяет в одно два выражения Матфея ( Мф.17:2 ). «Явившись во славе» (стих 31), т.е. в сиянии, окруженные небесным блеском. «Говорили об исходе Его» (стих 31). Это замечает только евангелист Лука. Под «исходом» здесь понимается выход Христа из этой земной жизни посредством смерти, воскресения и вознесения на небо (ср. 2Пет.1:15 ). Рассуждали они об этом для того, чтобы внушить представителям апостолов уверенность в том, что смерть Христа, которой те так соблазнялись ( Мф.16:22 и сл.), была предусмотрена еще в Ветхом Завете. «Отягчены были сном...» (стих 32). Об этом упоминает только евангелист Лука. По всей вероятности, ученики спали в то время, когда Христос молился, и проснулись, как только засиял свет от лица Господа и в сиянии появились Моисей и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010