Евангелист Марк, «записавший повествования Ап. Петра о делах Иисуса Христа», 53 по свидетельству бл. Иеронима 54 был родом иудей, из колена Левина, племени священнического и, как думают, из Киренаики. Некоторые, по свидетельству Никифора, 55 утверждали, что Евангелист Марк был племянник Апостола Петра, сын одной из его сестер. Имя латинское «Марк» Евангелист» принял, по обычаю евреев, вероятно, по случаю отправления на проповедь к язычникам в Италию. Замечено, что и в позднейшие времена иудеи, живя между другими народами, именем Марк заменяют свое подлинное имя Мардохей. 56 Св. Епифаний 57 говорит, что Евангелист Марк, был в числе последователей Иисуса Христа, соблазнившимся учением о теле и крови Его, как источниках жизни ( Ин.6:26–66 ), и что после был обращен и крещен Апостолом Петром; почему и называется сыном сего Апостола ( 1Петр. 5:13 , сн. Евсевия Hist. Lib. 1 сар. 15). Древние называют Евангелиста Марка епископом александрийским и основателем александрийского училища, столь знаменитого в третьем веке. 58 По свидетельству бл. Иеронима, 59 Евангелист Марк скончался в восьмой год царствования Нерона (или 63 г. по Р. X.) и погребен в Александрии. Во время праздника Пасхи, совпадавшей с празднованием Серапису, озлобленные успехами Евангелия язычники схватили Марка, обличавшего их грубое идолослужение, связали и влачили по улицам и предместьям города до тех пор, пока Евангелист не испустил дыхания. В начале девятого века (около 828 г. по Р. X.), когда владычество арабов и ересь монофизитов сократили число членов Православной Церкви в Египте, мощи Евангелиста Марка перенесены в Венецию, бывшую тогда в округе константинопольского патриарха, при содействии двух православных иноков, блюстителей гроба, так как тогдашний обладатель Египта захотел разрушить храм, в коем почивали мощи Евангелиста, чтобы из камней оного выстроить себе палаты. 60 В Венеции же святое тело Евангелиста почивает и доныне в великолепном храме, посвященном его имени. § 26. Случай, место написания и ближайшее назначение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Книги сии, в полном еще виде, только под названием: «о мнимом разногласии Евангелий» (περ τς τν Εαγγελων διαφωνας), – известны были бл. Иерониму 115 и Никифору Каллисту 116 . Но теперь существует 117 только небольшое количество отрывков из этих книг. Вопросы, какие решаются в дошедших до нас отрывках, действительно довольно важны, напр. почему Евангелист считает от Иехонии до Иосифа четырнадцать родов, когда сам перечислил только двенадцать? почему Евангелист назвал Иоакима Иехониею? Почему в родословии помянута Фамарь, когда не названы более славные по жизни жены? и т. п. Чтобы судить, как решаемы были Евсевием подобные вопросы, приведем несколько примеров. Так, касательно времени воскресения Христа Спасителя, Евангелист Матфей ( Мф.28:1 ) повествует, что Мария Магдалина и другая Мария пришли ко гробу в вечер субботний (ψ σαββτων) и нашли уже его праздным. Евангелист Иоанн ( Ин.20:1 ) говорит, что Мария пришла во едину от суббот заутра (πρω μι τν σαββτων). Противоречия, замечает Евсевий 118 , нет в этих евангельских речениях, нужно только взять их в более широком значении. Оба Евангелиста, по мнению Евсевия, указывают на позднее время ночи, близкое именно к полуночи. Евангелист Иоанн, сказав: заутра, тотчас же прибавляет: еще сущей тме, дабы кто-либо не подумал о времени восхода солнечного; а Евангелист Матфей, сказав – в вечер субботний, тотчас и пояснил себя словами: свитающи во едину от суббот. Мысль свою Евсевий подкрепляет обычаем Церкви праздновать воскресение Господне не с вечера субботы, а именно с полуночи, или на рассвете следующего дня, – и еще тем соображением, что если бы, при таких поразительных знамениях, воскресение Спасителя совершилось рано вечером, или поздно утром, то весть о чуде тотчас же разнеслась бы по городу, и клевета на Апостолов была бы невозможна. – Далее, по Евангелию Матфея, ко гробу пришли две Марии и обе, увидав Спасителя, ястеся за нозте Его ( Мф.28:9 ); а по Евангелию Иоанна, пришла одна Мария Магдалина, и Спаситель не дозволил ей прикоснуться к себе ( Ин.20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

Евангелист Лука упоминает Анну и К. вместе, именуя их обоих первосвященниками, несмотря на то что во время евангельских событий Анна не мог выполнять это служение. Он был отстранен от должности ок. 15 г. по Р. Х. Вероятно, Анна продолжал оказывать активное влияние на религ. политику в Иудее. Пять из его сыновей занимали в течение короткого времени должность первосвященника ( Ios. Flav. Antiq. XX 9. 1), а К., согласно Евангелию от Иоанна, был зятем Анны (Ин 18. 13). В Евангелии от Иоанна интересно замечание евангелиста о том, что К. был первосвященником «на тот год» (Ин 11. 49, 51): Евфимий Зигабен увидел в этом уточнении скрытое обличение нарушения закона, к-рый предписывал избирать первосвященника пожизненно. Выражением «на тот год» евангелист мог пытаться «гармонизировать» предание о 2 первосвященниках времени Иисуса Христа, полагая, что каждый год Анна и К. по очереди сменяли друг друга на посту первосвященника. Евангелист Иоанн называет причины совещания против Иисуса: первосвященники и фарисеи пришли в замешательство от многочисленных чудес Иисуса Христа (прежде всего от воскрешения Лазаря) и боялись, что волнения в народе спровоцируют карательные меры со стороны римлян (Ин 11. 47-48). Евангелист Иоанн - единственный автор, сделавший акцент на политических мотивах действий священников и книжников против Иисуса. Первосвященник К. говорит, что лучше одному человеку умереть за народ, чем погибнуть всему народу, и эти слова оказываются пророческими (Ин 11. 49-52). Евангелист связывает это пророчество с особым статусом занимаемой К. должности. Описание суда над Иисусом в Евангелии от Иоанна содержит существенные дополнения к свидетельству синоптиков. Хотя К. был первосвященником «на тот год», и это замечание евангелист повторяет (Ин 18. 13), Иисуса сначала ведут к Анне. Это обстоятельство получает несколько странное объяснение: «…ибо он был тесть Каиафе...» (Ин 18. 13), поскольку отношения родства Анны и К. сами по себе вряд ли могли быть достаточной причиной того, что обвиняемого привели к родственнику первосвященника, а не к нему самому.

http://pravenc.ru/text/1319886.html

Когда же настал день, Иисус призвал учеников Своих. Евангелист Марк поясняет, что Иисус позвал учеников к Себе на гору не всех, а кого Сам хотел (Мк. 3, 13). Из призванных на гору учеников Он избрал двенадцать и назвал их Апостолами. Апостол — слово греческое, в переводе на русский язык — посланник. Назначение избранных двенадцати учеников — быть посланными на проповедь, поэтому Иисус и назвал их посланниками. Но так как, при предстоящей проповеди, от них могли требовать знамения, и знамения в некоторых случаях следовало давать, то Иисус облек их властью исцелять болезни и изгонять бесов. Некоторые из двенадцати избранных теперь Апостолов были раньше этого избрания призваны Самим Иисусом быть Его учениками, а именно: Симон и брат его Андрей, Иоанн и брат его Иаков, Филипп, Нафанаил (он же Варфоломей) и Матфей (см. с. 170—173 и 239). Остальные только теперь избраны из многих учеников. Евангелист Матфей умалчивает об избрании двенадцати Апостолов и говорит о них поименно лишь при повествовании об отправлении их Иисусом на проповеди; при этом Апостола Матфея (то есть себя) называет мытарем; Евангелист же Лука говорит и об избрании Апостолов, и говорит согласно с Евангелистом Марком. В наименовании некоторых Апостолов замечается как бы разногласие между Евангелистами, но разногласие лишь кажущееся, объясняемое желанием Евангелистов отличить чем-либо Апостолов, носивших одинаковые имена. Так, второго Симона Матфей и Марк, в отличие от Симона-Петра, называют Симоном Кананитом, а Лука Зилотом; зилот — слово греческое, а кананит — перевод этого слова на еврейский язык; поэтому слова кананит и зилот — однозначащие. Второго Симона называли зилотом (по-русски — ревнителем), вероятно, потому, что он, до призвания его Иисусом, принадлежал к еврейской политической партии, носившей название зилотов, то есть ревнителей самостоятельности и независимости еврейского народа. Про Апостола Леввея Евангелист Матфей говорит, что он был прозван Фаддеем; Евангелист Марк называет его по прозвищу Фаддеем, а Евангелист Лука — Иудой Иаковлевым. Что в числе двенадцати Апостолов было два, носивших имя Иуды, доказывается следующим местом из Евангелия Иоанна: на Тайной Вечери, где, после ухода Иуды Искариота, не было никого, кроме Иисуса и одиннадцати Апостолов, Иуда — не Искариот, — говорит Ему: Господи! что зло, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? (Ин. 14, 22). Поэтому Иуду не Искариота, в отличие от предателя, называют: Лука — Иудой Иаковлевым, то есть братом Иакова Алфеева (Деян. 1, 13), Матфей — Леввеем, прозванным Фаддеем, а Марк — просто Фаддеем. Второго Иуду, Искариота, называли так потому, что он происходил из городка Кериота. Слово Искариот считают составленным из двух слов: иш — человек и Кериот — название города. Апостол Нафанаил всеми тремя Евангелистами назван по отчеству Варфоломеем, то есть сыном Фоломея (вар — сын). Вот список Апостолов по трем Евангелиям:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка». Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо большими подробностями описывает его ( Ин.20:11–18 ). «Сперва». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи 12 и 14). «Из которой изгнал» семь, т.е. очень много «бесов». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа. «Бывшим с Ним». Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. Деян.1:21 ). «Не поверили». Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист ( πστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным). Мк.16:12 .  После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. Мк.16:13 .  И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. То, о чем здесь так кратко сообщает евангелист Марк, со всеми подробностями описывает Лука, – это явление Христа двум ученикам по пути в Эммаус ( Лк.24:13 и сл.). «В ином образе». Христос изменил Свой внешний вид ( τρα μορφ). «И им не поверили». Евангелист Марк оттеняет это новое проявление критицизма апостолов в отношении к свидетелям о воскресении Христа, вероятно, для того, чтобы показать, что если уже в конце концов апостолы уверовали в воскресение Христа, то эта вера была обоснована их собственным опытом, что она не явилась в них чем-то пришедшим со стороны. Но как примирить с этим сообщением евангелиста Марка сообщение Луки, который говорит, что апостолы в это время уже веровали в воскресение Христа ( Лк.24:34 )? Можно полагать, что апостолам показалось странным, как Господь одновременно мог явиться и в Иерусалиме, и по дороге в Эммаус. Они не могли понять, что Господь теперь имеет особое тело, отличное от прежнего, способное преодолевать границы пространства (ср. Лк.24:37 ). В этом и состояло в настоящем случае их неверие...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.1:3–4 . «Рассудилось и мне», или: я счел нужным. «По тщательном исследовании»: значит это не простой рассказ всего без разбора, что говорила народная молва о событиях из жизни Господа, каковы, вероятно, были повествования тех многих, о коих выше упомянул евангелист, но рассказ проверенный, тщательно исследованный относительно тех событий, которых писатель сам не был очевидцем, – проверенный, вероятно, рассказами свидетелей-очевидцев.– «Сначала» ( ’νjυεν обширнее чем π ρχη’ς – ст. 2): со времени самых первых событий евангельской истории, со времени благовеста о зачатии Предтечи Господня (ст. 5 и дал.).– «По порядку» ( χαυεξς): слово, употребленное здесь, означает и порядок времени (хронология), и порядок предметов ( Деян.3:24, 11:4, 18:23 ). Впрочем, евангелист Лука не следует ни строгой хронологии, как, например. евангелист Иоанн, ни по преимуществу логическому сопоставлению речей Господа и событий, как, например, евангелист Матфей, а держится иногда и того и другого порядка, а иногда от того и другого отступает. По контексту речи, кажется, можно разуметь здесь слово «по порядку» в смысле общей последовательности, точности и подробности, в противоположность отрывочности, неточности и неполноты записей многих (ст. 1), которые заменить своим евангелием евангелист Лука счел нужным. – «Достопочтенный Феофил»: см. Предисл. 2. – «Того учения» ( λο’γοι): того вероисповедания, или той веры, то есть христианской. – «Твердое основание» этой веры или вероисповедания составляет, таким образом, по словам евангелиста, история жизни и учения Иисуса Христа или вообще евангельская история. Это учение стоит твердо, непоколебимо, если события евангельской истории тщательно дознаны и исследованы (ст. 3) и таким образом поставлены выше всякого сомнения; евангельская история есть основание всего великого здания христианской Церкви, как общества верующих. – «В котором был наставлен»: вот первый след христианского оглашения вступавших в общество христианское, или – первоначального наставления в вере (катехизация), основой для которого служила евангельская история. Это первоначальное наставление или оглашение посредством устного изложения евангельской истории, письменным же изложением оной евангелист хочет утвердить в сердце Феофила это оглашение (ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

События, имевшие место в сии последние дни, сказываются всеми четырьмя евангелистами, и последование их одних за другими определяется где свойствами самих событий, где указаниями сказаний, где тем и другим вместе. До торжественного входа Господня в Иерусалим текли они в таком порядке. В конце пребывания за Иорданом, узнает Господь о смерти Лазаря и решает идти воскресить его. В самом начале сего движения Он снова возвестил Апостолам о предстоявших Ему страданиях и дал затем сынам Зеведеевым и матери их ответ на выраженные ими желания, и всем Апостолам урок по сему поводу. На пути по переходе Иордана стоял Иерихон, чрез который надлежало проходить. При входе в сей город и выходе из него Господом совершены исцеления слепых. Сказания о сих исцелениях таковы: евангелист Лука сказывает об исцелении одного слепца при входе в Иерихон; евангелист Марк — об исцелении тоже одного при выходе из него, с поминанием и имени исцеленного; евангелист Матфей — об исцелении двух при выходе из города. То, что исцеления были при входе и выходе, не должно изумлять, когда известно, как при появлении Господа устремлялся к Нему народ со своими немощами и немощными, ища лишь прикоснуться к Нему, и что все, которые с верою прикасались, исцелялись. То же, что при выходе евангелист Матфей говорит о двух исцеленных слепых, а евангелист Марк об одном, объясняется так же, как и то, что евангелист Матфей говорит о двух бесных Гадаринских, когда другие евангелисты говорят об одном, — именно тем, что один из них был общеизвестен, почему и имя его сохранилось. Он один преимущественно и оставался во внимании и памяти у всех; его и выставляет святой Марк. Можно притом сказать, что при многочисленности исцелений внимание не строго останавливалось на числе исцеленных недужных того или другого рода. В самом Иерихоне Господь, вниманием к Закхею, расположил его исправить свои неисправности с достойною всякого подражания ревностию; потом в притче о мнасах [ 41 ] изобразил судьбы Своего Царствия и призванных сынов Царствия сего; и затем направился в дальнейший путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Таким образом не может быть никакого сомнения в том, что Иисус Христос, называя Себя Сыном Божиим, и в сказаниях трех первых евангелистов употреблял это имя в метафизическом смысле, указывавшем на истинное божественное Его достоинство. Одно предвзятое толкование помощью изысканного объяснения может или придавать этому имени иное значение в повествованиях указанных евангелистов, или делать его недействительным 186 . Если же в четвертом евангелии это название встречается чаще, если Иисус Христос здесь чаще употребляет его для означения своего истинного величия и его метафический характер здесь яснее вынаруживается, то это объясняется особенностями, свойственными этому евангелию, сравнительно с тремя первыми. Все четыре евангелиста заняты тем, чтобы в своих повествованиях в совершенно объективном виде изобразить жизнь Иисуса Христа со времени выступления Его на общественное служение в тех именно чертах, в которых главным образом высказывался мессианский характер Его служения. Но в то время, как евангелист Иоанн, указывая на величие любви Бога, обнаружившейся в посланничестве Его единородного Сына, и желая воспитать веру в Него, соответствующую Его достоинству, все свое внимание сосредоточивает на учении и главным образом на тех его сторонах, в которых ясно доказывается Его действительная божественность, – евангелист Матфей, желая изобразить Его истинно-мессианское достоинство, обращает внимание на исполнение на Нем древних предсказаний и пророчеств, на суждения о Нем современников, на недосягаемое величие Его нравственного учения, евангелист Марк главным образом описывает Его, как необычайного чудотворца и деятеля, евангелист Лука, не опуская всего этого из виду, главной целью своего повествования поставляет историко-хронологическое описание Его деятельности и жизни (1,1–4). Таким образом учение, собственно, о лице Иисуса Христа является преобладающим у двух евангелистов: Иоанна и Матфея. Но в то время, как евангелист Иоанн, желая указать в Нем Спасителя мира (σωτρα το κσμου) и всего человечества, от начала до конца говорит о Нем как о воплотившемся божественном Слове, евангелист Матфей, прежде всего, имея в виду Его мессианское служение среди иудейского народа, ставит Его в ближайшее отношение к учению, узаконениям и учреждениям этого народа. Этими и другими подобными особенностями объясняются те выдающиеся явления в их повествованиях, на основании которых отрицательная критика составляет столь разноречивые суждения об отношении трех первых евангелий к четвертому в учении о лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Кроме приведенных трех объяснений видения, блаженный Иероним представил еще новое объяснение в смысле указания на Новый Завет. Четырех животных он приурочивает, как символы, к четырем евангелистам, ибо на основании этого видения Церковь изображает евангелистов с этими животными. Евангелист Матвей изображается с человеком, стоящим около него, потому что он начинает Евангелие с родословия и рождения I. Христа и вообще изображает преимущественно человеческую природу Мессии. Евангелист Марк изображается со стоящим около него львом, потому что этот евангелист изображает Мессию, как царя всех, подобно тому, как лев есть царь животных. Евангелист Лука имеет около себя тельца, потому что он изображает Мессию, как Искупителя людей и первосвященника, как Агнца Божьего, принесшего Себя в жертву за грехи мира. Евангелист Иоанн имеет около себя изображение орла, потому что он благовествует о Божественных качествах Мессии и, подобно орлу, который летает выше всех птиц, более других парит к небесному и отрешается от земного. Основанием этого объяснения служит то, что в видении сидящий на престоле, Владыка всего мира, называется Сыном человеческим, каковое название в Новом Завете приурочивается к Мессии, царство Которого возвысится на развалинах земных царств. Глава 2-я Во 2 и 3 главах продолжается описание призвания Иезекиля к служению. Cm. 1. Пророк говорит, что в этомъ видении открылась ему слава Господня; я, говорит он, упал на землю и услышал голос, сидящего на престоле, Сына человеческого, Который говорил: «восстань на ноги твои, и Я возглаголю к тебе.» Cm. 2. Тогда пришел ко мне дух, поднял меня и поставил на ноги, и я услышал голос Господа. Cm. 3. Господь сказал мне: «сын человеческий, Я посылаю тебя к израильтянам, которые огорчают Меня; сами они и отцы их отверглись от Меня, даже до сих пор». Израильтяне не только до плена, но и во время плена не переставали беззаконновать и тем огорчать Господа. Ст. 4. Они самые упорные, жестокосердные, Я пошлю тебя к ним, и ты говори от Моего лица: «так говорит Адонаи Господь.» Cm.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Принесение в Россию мощей евангелиста Луки — это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия 9 июня, 2007. Редакция " Правмира " Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки — великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Источник: Интерфакс-Религия Делегация Русской православной церкви и Фонда Андрея Первозванного 9 июня доставит с Афона в Россию, а позже — на Украину и в Белоруссию честную главу святого апостола и евангелиста Луки. О том, какое влияние апостол Лука оказал на ход российской истории, а также о традиции поклонения мощам в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где хранится Владимирская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, написана евангелистом Лукой и неоднократно спасала Россию. — Отец Николай, какое значение имеет принесение мощей апостола Луки для духовной жизни страны? Насколько евангелист Лука почитаем в России? — Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки — великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Апостол Лука почитается в нашей стране так же, как и три других евангелиста. Он отличается тем, что в своих трудах больше всех повествует о жизни Божией Матери. И хотя он не был в числе двенадцати апостолов, избранных учеников, но он — в числе семидесяти апостолов. И для нас евангелист Лука является той великой радостью, которая помогает нам ощущать себя полностью сопричастными к жизни и святого семейства, и вообще всей христианской Церкви. Для нас он не просто евангелист, а еще и автор Деяния апостолов, и иконописец, который создал первый образ Пресвятой Богородицы, дошедший до нас под именем Владимирская. Эта икона хранится сегодня в Москве и, по церковному преданию, была написана на доске стола, за которым обедало святое семейство: Иисус Христос, Богородица и Иосиф Обручник.

http://pravmir.ru/prinesenie-v-rossiyu-m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010