Петров пост в 2024 году — с 1 по 11 июля Как провести, почему мы постимся Петровским постом, что делать Петровым постом и какое задание дать себе на пост? 23 июня, 2019 Как провести, почему мы постимся Петровским постом, что делать Петровым постом и какое задание дать себе на пост? Петров пост в 2024 году: как поститься? Какого числа будет Петров пост в 2024 году? В 2024 году Петров пост длится с 1 по 11 июля. Петров пост в 2025 году — 16 июня- 11 июля В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье. Возникновение Петрова поста Через 7 дней после праздника  Троицы (Пятидесятницы) начинается  Апостольский, или Петров пост , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле. Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня. В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский, понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что, называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

http://pravmir.ru/vse-o-petrovom-poste/

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Митрополит Антоний (Паканич): Пост – напоминание политикам об ответственности перед Богом Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. 24 февраля, 2015 Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. Сегодня у православных начался Великий пост, который продлится до праздника Пасхи. О том, что это такое, в чем его смысл, как его следует соблюдать и есть ли особые правила поста для украинских политиков, нам рассказал управляющий делами УПЦ. — Владыка, в чем главный смысл Великого поста?Пост — древнейшая аскетическая практика. О необходимости поста говорится в Новом Завете. С первых веков христианства в Церкви существовали многодневные посты. Наиболее древний и самый продолжительный из них — Великий пост. Его главное назначение — подготовка человека к празднику Пасхи. Период воздержания, связанного с Великим постом, длится около двух месяцев. Это значительный отрезок церковного года. Иногда его называют десятиной, которую каждый человек должен ежегодно приносить в дар Богу. Красной нитью через все великопостное богослужение проходит мысль о покаянии и об изменении своей жизни, об очищении сердца. Знаменитый богослов ХХ века отец Александр Шмеман очень ясно показал, что великопостный период в Древней Церкви был, прежде всего, временем подготовки к крещению. В древности крещение совершалось, главным образом, над взрослыми. Лучшим временем для крещения считалась Пасхальная ночь. Ведь именно в эту ночь мы воспоминаем смерть и воскресение Христа Спасителя. И в таинстве крещения каждый человек умирает и воскресает со Христом. Потому наше пасхальное богослужение содержит множество крещальных элементов. Для тех же, кто уже был крещен, Великий пост стал временем покаяния и возобновления крещальных обетов. — В пост Церковь предписывает своим членам отказываться от некоторых продуктов. Почему? — В Великий пост мы отказываемся, прежде всего, от мясной и молочной пищи. Те, кто стремится соблюдать пост со всей строгостью, воздерживаются в будние дни даже от растительного масла. Вкушать рыбу в Великий пост разрешается только два раза: в праздник Благовещения, и в Вербное воскресенье. Но каждый должен соблюдать пост по мере сил. Надо учитывать физические нагрузки, состояние здоровья. Тем, кто впервые хочет соблюдать пост, лучше посоветоваться с опытным священником.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Такое троякое разделение грехов мы находим в Священном Писании. Святой апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании говорит: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская собственно относится к телу, похоть очес - к любостяжанию, а гордость житейская относится к душе. А так как эта болезнь, о которой мы говорили, трехсоставная, то и врачевство для нее потребно троякое. Мы оскорбляем Бога тремя злыми делами. Но, если захотим, можем укротить гнев Его при помощи благодати Божией также тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания. Благотворение душе -молитва, благотворение телу - пост, а благотворение (т.е. врачевство) любостяжанию - милостыня. Это трехсоставное лекарство против трехчисленных наших язв должно сопровождаться святою исповедью и покаянием. Что касается молитвы и милостыни, то здесь у нас меньше бывает прений с противниками веры, нежели тогда, когда речь идет о посте, где мы встречаем их великое противление и упорство. Но прежде чем коснуться разных сторон поста, необходимо рассмотреть некоторые положения, относящиеся к разумению сего предмета. 2. Пост как воздержание и его слагаемые Пост вообще есть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Пост называется добровольным воздержанием потому, что можно воздерживаться от желаемой пищи или по нужде, т.е. по причине скудости, как это бывает с бедными неимущими людьми, или по причине немощи, как это бывает с больными, или по причине тщеславия, как это обнаруживается в лицемерах. Таковые при всем своем воздержании не стяжают благотворной силы, свойственной посту, потому что такого рода пост происходит не от благого произволения, но от других причин. Пост бывает четырех видов: духовный, нравственный, естественный и церковный. Первый пост, духовный, есть воздержание и удаление себя от грехов. К нему Господь призывает Свой народ через пророка Исаию: Таков ли тот пост, который я избрал, и день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник и подстилает под себя рубище и пепел ? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри (Ис. 58, 5-7). Таков духовный пост, призывающий нас к воздержанию от неправды и от всех злых дел вообще, и в нем подвизаться потребно всем и на всякое время. Каждый человек должен соблюдать такой пост и в самые светлые праздники. Но не об этом посте предстоит нам прение с противниками веры.

http://zavet.ru/book/post-yv.htm

Первый пост, духовный, является воздержанием и удалением от грехов, по Слову Божию из Книги Пророка Исаии: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в кото­рый томит человек душу свою, когда гнетет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укры­вайся ( Ис. 58, 5–7 ). Такой духовный пост, то есть воздержание от неправды и от всяких лукавых дел, является общим для всех и для всякого времени, и должен соблюдаться и в самые свет­лые праздники. Но наш спор не о таком посте. Второй пост, нравственный, относящийся к сфере нравов, представляет собой умеренное употребление пищи и питья ради здоровья и размеренной жизни. Такой пост соблюдали многие древнегреческие философы и ныне соблюдают мусульмане. Но мы собираемся говорить здесь не о таком посте. Третий пост, естественный (так его назвали богословы), относится к отказу от еды и питья. Это происходит перед причастием Тела и Крови Христовых. Он назван естественным, так как к такому посту побуждает само естество принимающего и При­нимаемого, ради чести и величия этого Таинства. Но и не о таком посте мы подробно расскажем ниже. Четвертый пост, Церковный, есть воздержание от пищи по закону и правилам Святой Церкви. О таком посте в этом Догмате много споров с противниками, посколь­ку Церковный пост распространен повсеместно, и повсюду его строго придерживаются Православные христиане. Таких постов ежегодно четыре, а также он бывает в среду и пятницу еженедельно. Бывает местный пост, который иногда бывает по случаю в отде­льных городах и странах, который устанавливают пастыри страны в условиях войны, наводнения, засухи, эпидемии, землетрясения и т.д. Общий же пост соблюдает вся Цер­ковь. Есть также пост собственный, который соблюдает один человек. Так бывает по данному им обету или по велению его духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

а) Пост необходим для обуздания плоти и чувственных похотей. Наша греховная плоть воюет в членах наших и влечет нас ко злу ( Рим. 12:15–20 ). Что лучше поста может укротить плотские страсти? б) Пост необходим для укрепления нашей слабой воли и наших нравственных сил. Кто не может отказать себе в какой-нибудь пище, тем совершенно овладевает чувственность. Приучаясь к лишениям в пище и питии, требуемым Церковью, человек приобретает нравственную крепость к подвигам добродетели. в) Пост необходим, как естественный, неразлучный спутник истинного покаяния и сетования о грехах. г) Пост необходим, как средство для приближения к Богу и привлечения Его милосердия. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством, удостаивались высоких видений и откровений именно после строгого поста. Пост, одухотворяя человека и ослабляя тяготение к земному, греховному, облегчает для него соприкосновение с Богом и низводит на него милости Божии. 2) Пост есть средство ослабить власть плоти, освободить для молитвы и покаяния дух. Пост должен размягчить нашу душу и сделать ее способною к зовам Церкви. Если пост не отражается на состоянии нашей души -это дурной пост. Если пост увеличивает нашу гневливость и раздражительность – это пост лживый и не добрый. Пост обязательно должен соединяться с постом души: воздержанием от всякого злого чувства и дела. 3) (Неделя Православия) Анафема. Отлучение от Церкви. Потеря всех сокровищ ее. Не стоим ли мы отлучения? Отлучение невидимым судом Божиим: не отлучены ли мы? 2-я неделя великого поста (Евангелие см. 6-ю неделю по Пятидесятнице; Апостол к Евреям, зач. 304, гл. 1, ст. 10; гл. 2, ст. 3). 1) См. темы из евангельского чтения на 6-й неделе по Пятидесятнице. Неделя светов. Мы должны жить во свете Господнем. Подвижники достигали осенения особым несотворенным светом. И мы можем войти в свет через постоянное молитвенное соединение с Господом, через очищение души, которая принимает в себя Дух Божий, как жилище Божие, и освещяется Им. 3-я неделя великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Окончание Великого Поста. Можно ли беременеть, зачинать ребенка в пост? Так как пост предполагает физическое воздержание и ограничение интимной жизни, не приветствуется зачатие ребенка в пост. Православные верующие не планируют в эти дни зачинать ребенка. Существует множество суеверий связанных с тем, что ребенок, которого зачали во время поста, несет на себе грех родителей, может болеть, нуждается в особом покаянии. Это не соответствует действительности и Церковь не вменяет в вину ребенку зачатие во время поста. Более того, Церковь допускает послабление в вопросах интимной жизни между супругами, если большим искушением, чем супружеская жизнь в пост становиться воздержание. Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо? Соевые продукты допускаются в пищу во время поста, потому что они — растительного происхождения. Но стоит задуматься о том, не обманываем ли мы себя, что постимся, если не ограничили себя ни в чем, употребляя такое молоко и мясо? Ведь пост — это не просто очень строгая диета, а духовный подвиг. В употреблении соевых продуктов в данном случае есть определенное лукавство. Во время поста мы забываем о пище телесной в пользу пищи духовной. Если употребляя соевые продукты, вы все же ограничиваете себя определенным образом, Церковь это допускает. Ведь невкушение той или иной пищи — не главная цель поста. Можно ли в пост заниматься спортом? Что можно в пост из физических нагрузок, можно ли заниматься спортом во время поста? Церковь рекомендует сократить физические нагрузки в дни поста, когда соблюдаются особенно строгие ограничения в пище, ведь это может навредить здоровью человека. Фактически же в пост нет строгого запрета на занятия спортом, каждый верующий решает этот вопрос индивидуально. Читать также о посте на Правмире: Смотреть видео о том, что можно в пост: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

Святого Поликарпа, епископа Смирнского : «оставив суетные и ложные учения многих. обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах, пребывать в постах». 572 Святого Киприана, епископа Карфагенского : «обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает ( Иоил.2:12 ), постом, плачем и рыданием!... Даниил, несмотря на многократное одобрение его веры и непорочности, несмотря на то, что Господь часто являл ему Свое благоволение за его доблести и достохвальные качества, старается еще угодить Богу постом, повергается во вретище и в пепле». 573 Святого Петра, архиепископа Александрийского († 311 г.): «никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститься по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток, потому что Он пострадал за нас» (15 прав). 574 Святого Ефрема Сирина : «пост – дело досточестное и богоугодное... Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост доблесть в бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву к небу. Пост – матерь здравия... Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит ни мира, ни того, что в мире». 575 Святого Василия Великого : «полезен пост во всякое время для подъемлющих его: потому что на постящегося не смеют нападать демоны... но гораздо более полезен он ныне, когда во всей вселенной возвещается о нем проповедь. И нет ни одного острова, ни твердой земли, ни города, ни народа, ни отдаленного края, где не была бы слышна сия проповедь; напротив того, и воинские станы, и путешественники, и мореплаватели, и купцы, – все равно слышат и с радостью принимают повеление (о посте). Итак, поскольку возвращающийся круг времени привел к нам сии многожеланные дни, все приимем их с радостью, как древних своих воспитателей». 576 Святого Григория Богослова : «Христос постился пред искушением, а мы постимся пред Пасхою... Христос противопоставляет пост искушениям, а у нас знаменует он умерщвление со Христом и служит предпразднственным очищением». 577

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел (прп. Исаак Сирин , 58, 96). Источник. Пост с рассудительностию – обширная обитель для всякого добра (прп. Исаак Сирин , 58, 97). Источник. Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения,  истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение (прп. Иоанн Лествичник , 57, 110–111). ...Пост есть орудие к духовной жизни, хотя и телесное, впрочем, если им предводительствует святое смирение (прп. Феодор Студит , 92, 56). Цель поста Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте (свт. Василий Великий , 8, 7). Источник. ...Святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). Да содержат же святый пост сей преимущественно иереи, в чистоте, непорочно, свято, без всякой скверны. Да содержат его также строже прочих диаконы, и да служат Богу свято, ратоборствуя с лукавым. Да содержат сей пост и все старцы, облекаясь в сетование о прежних своих грехах и беззакониях. Да содержат сей святый пост мужья вместе со своими женами, храня себя чистыми от всяких обольщений, какие непрестанно вымышляет лукавый. Да содержат пост сей и девы, чтобы им, когда паки приидет Господь наш во славе, войти с Ним вместе в Брачный Чертог. Да содержат святый пост сей и родители, и да просят при сем детям своим Божия милосердия. И юность, возлюбленные, да содержит пост сей; потому что ей надобно мужественно сражаться с человекоубийцею диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 71. Библейский пост Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. Сегодня вы узнаете, как о посте учит Библия. В библейском понимании, как и в переводе с еврейского слово «пост» [евр. цум, означает буквально «затягивать внутренности»], т.е. воздерживаться от пищи. И в русском языке термин «пост» включает в себя понятие «пустоты», указывая на пустоту желудка… Какие Библия представляет виды постов: В некоторых местах Писания встречаются свидетельства о том, что люди по время поста отказывались не только от еды, но и от воды (Иона, 3:5–8; Деяния, 23:12), хотя в библейском понимании пост – это воздержание только от пищи, а пить воду (особенно, во время продолжительных постов) не запрещается. Следовательно, по Библии есть: Продолжительность постов Библия описывает посты длительностью: от 1 до 40 дней. Но сразу оговоримся, что продолжительными были лишь индивидуальные и нерегулярные посты (так сказать по особым, исключительным случаям). Такими были неповторимые 40-дневные посты Моисея на горе в присутствии Бога ( Исх.34:28 ), и пророка Илии перед явлением ему Бога ( 3Цар.19:8-12 ). Царь Давид не ел 7 дней, вымаливая жизнь родившемуся от прелюбодеяния младенцу ( 2Цар.12:16-21 ). Всенародный же (общественный) пост, как правило, длился не более 3 дней. Так в течение 3 дней постились евреи, когда решалась их судьба во дни царствования Артаксеркса при Есфири ( Есф.4:16 ) и ослепший от видения Савл не ел и не пил три дня, пока не был прощен ( Деян.9:9 ). О более продолжительных сроках поста в Библии не упоминается. Помните, мы говорили с вами о сезонных постах?! Так вот те посты 4, 5, 7 и 10 месяца, о которых упоминает пророк Захария ( Зах.8:18-19 ) все были однодневными, в воспоминание скорбных событий еврейской истории. Так пост, называемый «Фаммуз», совершался в 9ый день 4го месяца (июнь) в память о взятии Иерусалима халдеями и прекращения священных жертв ( Иер.52:6 ). А пост, называемый «Ава», совершался в 10-ый день 5го месяца (июля), в день сожжения храма Соломона и разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.52:12 ). Пост, называемый «Тишри» (сентябрь), соблюдался в 3й день 7го месяца в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей ( Иер.41:1 ). В 10-ый день 10-ого месяца (декабрь) в день осады Иерусалима соблюдался еще один пост «Тевет» ( Иер.52:4 ). Ну, была еще парочка похожих постов. Например, пост 10-го дня 7го месяца был установлен Богом для сугубого очищения грехов. А еще известен пост 13-го дня 12-го месяца «Адара» (февраля) в память поста Есфири. И все!!!… Больше постов Закон не предписывал…

http://azbyka.ru/video/71-biblejskij-pos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010