Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым . — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом? Пост является могущественным оружием духовной брани — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии. — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»? Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам.

http://pravoslavie.ru/99578.html

Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний пост – Успенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий Пост 3 марта – 19 апреля 2014      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.      В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.      Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2014 году 13 апреля). В Лазареву субботу (в 2014 году 12 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2014 году 11 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Петров пост Петров пост еще называют Апостольским постом 16 июня – 11 июля 2014      С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.      Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.      Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа – 27 августа 2014      Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

Успенский пост, продолжающийся две недели: от 1 до 15 августа, то есть – до праздника успения пресвятой Богородицы, церковь установила подражая Божией Матери, Которая пред Своим преставлением непрестанно пребывала в посте и молитве, и сим высказывая к Пречистой Деве Богородице любовь. Строгостию правил успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает св. четыредесятнице. В понедельнике, среду и пятом устав церкви в успенский пост предписывает сухоядение; во вторник и четверток варение без елея; по субботам и воскресеньям разрешает на вино и елей; а в день преображения Господня и успения пресвятые Богородицы, которым оканчивается, и на рыбу. (См. кн.: «Правила христ. жизни» священника Масловского). 5. Рождественский пост Рождественский пост, продолжающийся от 14 ноября до 25 декабря, то есть, около шести седмиц, иначе называемый в просторечии постом Филипповым, от имени апостола, коего память 14 ноября, установлен в воспоминание и честь рождения Христа Спасителя нашего. Важность этого события указывает на то, что оно додхно быть празднуемо не иначе, как по предварительном подготовлении к празднованию. Но это христианское подготовление наше, наиболее конечно молитвенное, не может быть без поста, почему и соединяется с ним. Правила воздержания, предписанные церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пяток запрещаются уставов церкви рыба, вино и елей и предписывается ясти сухоядение после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресенья и великие праздники, как например, в праздник введения во храм пресвятой Богородицы. От 20-же числа декабря, то есть, со дня предпразднества рождества Христова, и до 2 6, до дня самого рождества, «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу». (Устав церковн. в 14 ноября). Последний день Рождественского поста в просторечии называется сочельником, от сочива, то есть, кутии с медом, которую положено уставом есть на трапезе в сочельник. (Ц. У. 25 дев.). Есть обыкновение в этот день не есть до звезды; оно напомннает о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, и внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника рождества Христова, (Смотри книгу «Правила христианской жизни», свящ. Масловского). 6. Пост в среду и пяток

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Книга III Отделение I. О Соборах, относящихся к Иерархии Российской Церкви Глава I. О древних Греческих Соборах, приемлемых Российской Церковью Статья I. О Вселенских Греческих Соборах 1 . HUKEЙCKUЙ I, бывший в Вифинии в 325 году, Мая 20 (а по Кормчей – в 318 году), во время Константина Великого , Греческого Императора, на суемудренного Ария. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 5, 19, 20 и 81. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, Фракийский, 381 года в Мае бывший при Греческом Императоре Феодосии Великом на духоборца Македония. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 6, 18,19, 20 и 85. 3 . ЕФЕССКИЙ в Ионии, в 431 году после Пятидесятницы (а по Кормчей – в 5915 году или от Р. Х. в 407 году), при Греческом Императоре Феодосии младшем, на суемудренного Нестория. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 7, 18, 20, 89. 4 . ХАЛКИДОНСКИЙ в Вифинии Натольской, 451 года (а по Кормчей – 5945 года или от Р. Х. 437 года), при Греческом Императоре Маркиане, на Единоестественников или Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 9, 18, 20, 93. 5 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II во Фракийской Романии в 553 году или, вернее, в Мае 554 года (а по Кормчей – в 6047 году, или от Р. Х. в 539 году), при Греческом Императоре Иустиниане, на Оригена и его единомышленников. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 11, 19, 20, 173. 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III 680 года, с 7 Ноября по 16 Сентября (681 года, а по Кормчей – 6076 года, или от Р. Х. 568 года), там же, при Греческом Императоре Константине Погонате или Брадатом, на Монофелитов и Мононергитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 12, 19, 20, 174. 7 . HUKEЙCKUЙ II, в Вифинии Натольской бывший. В 786 году в Константинополе собран, но в 787 году переведён в Никею и там, начавшись в Октябре, кончился в Ноябре (а по Кормчей – в 6306 году или в 898 году от Р. Х.), при Греческом Императоре Константине и матери его Ирине, на иконоборцев. Смотри Кормчую чacmь I, листы 14, 19, 20 и 208. Статья II. О поместных Греческих Соборах 1. AHTUOXIЙCKUЙ в Сирии, бывший в 265 году при Греческом Императоре Аврелиане на Павла Самосатского, Епископа Антиохийского. Смотри Кормчую чacmь I, листы 16, 20 и 62.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3 . Св. ВЛАДИМИР Святославич Равноапостольный, Великий Князь Всероссийский, просветивший Российскую землю св. крещением, преставился в 1015 году (а по Следованной Псалтири в 1016 году), Июля 15, в Берестове. Тело его погребено в Киеве в Десятинной церкви в мраморном гробу. Церковь совершает память его Июля 15. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 15. 4 . Св. ГЛЕБ, Князь Муромский во св. крещении ДАВИД, сын Великого Князя Равноапостольного Владимира, убит в 1016 году, Сентября 5. Св. мощи его почивают вместе с мощами брата его. Церковь память его совершает Мая 2 и Июля 24. Смотри Месяцесловы Июля 24, Пролог и Четь Минею Сентября 5, Мая 2 и Июля 24. 5 . Пр. ЕФРЕМ, Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря, родом Угрин, преставился в 1015 году, Января 28. Св. мощи его обретены в 1573 году и почивают в соборной церкви того монастыря. Смотри Пролог и Четь Минею, Января 28. 6 . Пр. МОИСЕЙ многострадальный, родом Угрин, Киево-Печерский чудотворец, преставился в 1041 году, Июля 26. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Июля 26. 7 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Киево-Печерский, преставился во Владимире Волынском в XI веке около 1065 года, Ноября 19. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Ноября 19. 8 . Пр. АНТОНИЙ Киево-Печерский, преставился в 1073 году (а по Следованной Псалтири – в 1070 году), Июля 10. Св. мощи его почивают под великим Печерским монастырём. Церковь память его совершает Июля 10. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 10. 9 . Пр. ФЕОДОСИЙ, Игумен Киево-Печерский, преставился в 1074 году, Мая 3. Св. мощи его обретены в 1092 году, Августа 14, и перенесены из пещеры в новосозданную Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, и положены на правой стороне. Церковь память его совершает Мая 3. Смотри Месяцесловы Киевский и Московский Мая 3 и Августа 14, Пролог и Четь Минею Мая 3 и Августа 14. 10 . Св. ИСАИЯ, Епископ Ростовский, преставился в 1089 году, Мая 15. Св. мощи его обретены в 1162 году, Мая 23, и почивают в Ростовской соборной церкви. Церковь совершает память его Мая 15. Смотри Месяцесловы и Пролог, Мая 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На литургии по входе, глаголем тропарь: Спаси Господи люди Твоя: и храма Богородицы, и храма святаго. Таже тропарь святаго рядоваго. Посем кондак дне: Вознесыйся на крест: и храма святаго, и рядоваго святаго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже несть храма Богородицы, точию един храм Христов: И по тропаре глаголем, кондак храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: И ныне, Предстательство христиан: [Смотри] Сице глаголем тропари и в четверток вечера к пятку на утрени, и на литургии по входе, якоже и в среду. А идеже несть литургии, глаголем на часех, по ослаби, остави: и по Отче наш: кондак якоже и на литургии по входе, кондак дне: Вознесыйся на крест: и храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже храма несть Богородицы, И ныне, Предстательство христиан: В среду вечера, По Ныне отпущаеши, и по трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен от меньших: и прочее якоже указася в прочия дни выше. [Смотри] На повечерии, по Достойно, и по трисвятом, Тропарь храма Христова, и Богородицы, и дне, и Николая: Правило веры: [Смотри] Аще ли храм Архангелов, или Предтечи, глаголем храма его тропарь, прежде дневнаго тропаря, по них глаголем дне тропарь: Апостоли святии: и храма святаго, кроме храма апостолов, храм бо апостолов коего ни буди, тропаря не глаголем к четвертку, зане тропарь дне апостольский же: потом Николая, и обычныя тропари: Боже отец наших: с прочими. [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем тропарь дне: Апостоли святии: и Николая, и тропарь храма святаго или святыя, кроме храма апостольскаго. Посем, Боже отец наших: И Иже во всем мире: Слава, Со святыми упокой: И ныне, молитвами Господи: В четверток на утрени, На Бог Господь, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен от меньших, по гласу тропаря святаго. [Смотри] Аще ли случится другий святый имеяй тропарь, глаголем тропарь перваго святаго, дважды. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен, по гласу последняго тропаря святаго от меньших. По благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго: Слава, и ныне, Богородичен. Аще ли другаго святаго тропарь, и глаголем тропарь перваго святаго. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен. На часех, глаголем тропарь святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

[Смотри] Аще ли другий святый не имать кондака, и глаголем кондак по Отче наш: единаго святаго на всех часех. [Смотри] На литургии по входе, глаголем тропарь храма Христова, или Богородицы, и дне: Небесных воинств: посем тропарь святаго рядоваго. Аще ли будет другий святый имеяй тропарь, глаголем тропарь и другаго святаго. Посем кондак храма Христова и дне, Архистратизи Божии: таже святаго рядоваго. Аще ли будет другий святый имеяй кондак, глаголем и другаго святаго: Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] Аще ли где несть храма Богородицы, И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем по входе тропари сице, прежде тропарь дне: небесных воинств: и храма святаго. Таже святаго рядоваго, и другаго святаго, Аще есть. Таже кондак дне, и кондак храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, Богородицы, Предстательство христиан: А идеже несть литургии, Глаголем на часех, по ослаби, остави, по Отче наш, кондак храма Христова, и дне: таже святаго рядоваго, и другаго святаго. Аще есть: Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже несть храма Богородицы, глаголем кондак дне, Архистратизи: и храма святаго, и святаго рядоваго, и другаго святаго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем, И ныне, Предстательство христиан: В понедельник вечера. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом глаголем тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен по гласу тропаря святаго. [Смотри] Аще ли случатся два святых, имуще два тропаря, и глаголем прежде тропарь 1-го святаго. Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен от меньших, по гласу последняго тропаря. [Смотри] В тойже понедельник на повечерии, По Достойно, и по трисвятом, глаголем тропарь храма Христова, или Богородицы: посем дне: Память праведнаго: таже тропарь храма святаго. Посем, Боже отец наших: и Иже во всем мире: Слава, кондак, Со святыми упокой: И ныне, Богородичен, молитвами Господи:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шестой Вселенский Святой Собор также лишь упоминает о святом Великом пос­те и в правиле 29 гласит следующее: «Некоторые Отцы приносили Бескровную Жертву в день Божественной Вечери, после Вечери. Собор постановляет не делать этого и не разрешать приносить Бескровную Жертву в последнюю неделю Четыредесятницы и бес­честить весь пост». Смотри Кормчую книгу, лист 186. И снова этот же Шестой Вселенский Собор в правиле 52 гласит: «В течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья и дня святого Благовещения, да совершает­ся служба Преждеосвященных Даров». Смотри Кормчую книгу, лист 194, на обороте. И снова этот же Собор в правиле 26 гласит: «Армяне в святой Великий пост едят по субботам сыр и яйца. Собор повелевает не делать этого. Если же кто не послушает этого, да будет отлучен. Если это сделает церковнослужитель, да будет извержен». Смот­ри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, в правиле 18 гласит: «Если кто из воз­держивающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и нарушит ус­тановленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотре­нию, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор после Первого Никейского был первым. Поместный Лаодикийский Собор в правиле 44 гласит: «Не должно в первую неделю Великого поста при­нимать на крещение. Разумно сделают те, кто станут поститься самого начала поста». Кормчая книга, лист 81. И снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 48 гласит: «В течение сорока дней Великого поста не совершать проскомидию, кроме субботы и воскресенья». Кормчая книга, лист 82. Снова тот же Собор в правиле 49 гласит: «Не должно нарушать пост в четверг последней седмицы четыредесятницы последние дни и тем самым бесчестить весь пост, но должно поститься весь Великий пост с сухоядением». Кормчая книга, лист 83, на обороте. Снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 51 гласит: «Не должно в Великий пост совершать ни брака, ни поминовения (то есть обедов) по мертвым, ни иного какого пира устраивать». Смотри Кормчую книгу, лист 84.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вторая неделя поста была менее строгой, чем первая, и в последующие седмицы Четыредесятницы трапеза устраивалась в основном такая же, как на второй неделе. В понедельник, среду и пятницу второй недели в Волоколамском монастыре трапеза поставлялась, но пища была невареная. Монахи получали по половине мягкого хлеба, капусту, красный рассол (его можно было поменять на ячный квас), толокно, а для питья – воду. Во вторник и четверг за трапезой разрешались два варива: щи и горох, или каша, или лапша, по половине хлеба, по чети калача (если была лапша, то калачей не давали), по чети хлеба. Во вторник и четверг монахи пили еще квас в полдень и перед повечерием, а в понедельник, среду и пятницу квас не пили, только «воду речную», собравшись в трапезе перед повечерием (Горский. С 393). По уставу Кирилло–Белозерского монастыря в понедельник, среду и пятницу на трапезе пили только воду, а перед мефимоном квас. Накануне праздничных дней: Обретения главы святого Иоанна Предтечи, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Макария Калязинского, святителя Ионы, митрополита Московского и других больших святых – разрешался квас и на трапезе. На Соловках в постные дни второй недели, как и в последующие седмицы, ели одно вариво – щи и два блюда студеных, а по вторникам и четвергам – щи борщевые с соком да сухари, еще одно вариво, а другая «ества» – студеная. В субботу и воскресенье разрешались две трапезы – обед и ужин. Субботний обед устраивался как и в первую субботу, а за ужином подавали капусту или горох, или толокно с маслом (эти блюда можно было сменять на огурцы) и квас ячневый. Такой же ужин был и в воскресенье. В субботу и воскресенье в Волоколамском монастыре братия еще пила квас после ужина. Когда наступало время, служебники обходили монашеские кельи, созывая братию, а старец «подчашник» трижды ударял в колокол. Братия собирались в трапезе и, выпив по мере кваса, расходились по кельям (Горский. С. 393). Такова была общая схема трапезы в Четыредесятницу, но случались и исключения, определявшиеся богослужением. Так, в среду Крестопоклонной недели, когда праздновалось преполовение (середина) Четыредесятницы, вопреки общему правилу, разрешалось два варива с маслом: щи борщевые и капуста, пироги с горохом или с соком или блины: одни – с маслом и луком, другие – с соком и квас ячневый. Кирилловская братия получала на трапезе пироги из просфирни, той самой, которая была расположена под церковью Преображения. Такое утешение предлагалось братии ради праздника. В понедельник и пятницу Крестопоклонной недели, несмотря на постные дни, на трапезе разрешался квас, в воскресенье братии предлагались белые хлебы, икра, вариво и ячневый квас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010