Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым . — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом? Пост является могущественным оружием духовной брани — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии. — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»? Если плоть держится в строгости, страсти не получают себе пищи — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. |
Посты, как и праздники, были одни годовые, т.е. такие, которые соблюдались Церковью в известное время ежегодно, другие – недельные. К постам первого рода относятся: Великий пост, или св. Четыредесятница, Петров пост, Успенский и пост Рождественский. «Эти четыре церковные поста, – говорит Лев, папа Римский , в 8-й беседе о посте, – так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны – весенний пост в Четыредесятницу, для лета – летний пост после Пятидесятницы, для осени – осенний пост – Успенский, и для зимы – зимний, Рождественский пост». Нужно заметить, во 1-х, что главнейшие посты Православной Церкви совершаются перед великими христианскими праздниками, с тем, очевидно, намерением Церкви, чтобы после подвижнических и постнических трудов радость праздничных дней была более чистой и торжественной и чтобы христиане достойно праздновали светлые дни Господских праздников. Во 2-х – то, что в круге годичном в Христианской Церкви как есть праздники Господские (в честь Самого Господа), и Богородичные, и в честь святых, так есть и посты, посвященные одни памяти Господа (пост Великий и Рождественский), другие памяти Пресвятой Богородицы (Успенский) и памяти святых (Петров пост). Важнейший из всех постов, установленных Св. Православною Церковью , есть пост св. Четыредесятницы , который она и заповедует соблюдать строже всех других постов. Пост этот установлен Церковью в воспоминание того великого поста, в котором Господь наш Иисус Христос после принятия от Иоанна крещения водой в течение 40 дней и ночей приготовлял Себя на служение человеческому роду. И Св. Церковь установила сохранять этот пост 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы и продолжая до Лазарева воскресения, т.е. субботы 6-й седмицы. Это было время строжайшего воздержания, и Св. Церковь все направляла и направляет к тому, чтобы возбудить в душах верующих покаяние и сердечное сокрушение о грехах, дабы, совершенно очистившись, они могли быть достойными и принятия Тела и Крови Христовой. Для возбуждения в христианах большего благочестия и для большего расположения к посещению св. храмов во время св. Четыредесятницы правилами Церкви запрещены были всякие зрелища и общественные игры. В богослужениях же своих, совершаемых отличным образом от прочих времен года, Св. Церковь внушает христианам обязанности подвигов молитвы и покаяния, и во всех, даже малейших подробностях великопостного богослужебного чина видно самое внимательное участие Св. Церкви к христианскому усовершенствованию своих членов посредством поста. И действительно, в древнее время христиане проводили пост сей в строжайшем воздержании и богомыслии. Во все дни совершались благочестивые собрания для принесения молитв и здесь, как можно видеть из бесед св. Златоуста на книгу Бытия, говорены были поучения народу. |
Великий Пост 3 марта – 19 апреля 2014 Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2014 году 13 апреля). В Лазареву субботу (в 2014 году 12 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (в 2014 году 11 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Петров пост Петров пост еще называют Апостольским постом 16 июня – 11 июля 2014 С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом. Успенский пост 14 августа – 27 августа 2014 Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. |
Успенский пост, продолжающийся две недели: от 1 до 15 августа, то есть – до праздника успения пресвятой Богородицы, церковь установила подражая Божией Матери, Которая пред Своим преставлением непрестанно пребывала в посте и молитве, и сим высказывая к Пречистой Деве Богородице любовь. Строгостию правил успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но уступает св. четыредесятнице. В понедельнике, среду и пятом устав церкви в успенский пост предписывает сухоядение; во вторник и четверток варение без елея; по субботам и воскресеньям разрешает на вино и елей; а в день преображения Господня и успения пресвятые Богородицы, которым оканчивается, и на рыбу. (См. кн.: «Правила христ. жизни» священника Масловского). 5. Рождественский пост Рождественский пост, продолжающийся от 14 ноября до 25 декабря, то есть, около шести седмиц, иначе называемый в просторечии постом Филипповым, от имени апостола, коего память 14 ноября, установлен в воспоминание и честь рождения Христа Спасителя нашего. Важность этого события указывает на то, что оно додхно быть празднуемо не иначе, как по предварительном подготовлении к празднованию. Но это христианское подготовление наше, наиболее конечно молитвенное, не может быть без поста, почему и соединяется с ним. Правила воздержания, предписанные церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. В понедельник, среду и пяток запрещаются уставов церкви рыба, вино и елей и предписывается ясти сухоядение после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресенья и великие праздники, как например, в праздник введения во храм пресвятой Богородицы. От 20-же числа декабря, то есть, со дня предпразднества рождества Христова, и до 2 6, до дня самого рождества, «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу». (Устав церковн. в 14 ноября). Последний день Рождественского поста в просторечии называется сочельником, от сочива, то есть, кутии с медом, которую положено уставом есть на трапезе в сочельник. (Ц. У. 25 дев.). Есть обыкновение в этот день не есть до звезды; оно напомннает о явлении звезды на востоке, возвестившей волхвам о рождении Иисуса Христа, и внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника рождества Христова, (Смотри книгу «Правила христианской жизни», свящ. Масловского). 6. Пост в среду и пяток |
Книга III Отделение I. О Соборах, относящихся к Иерархии Российской Церкви Глава I. О древних Греческих Соборах, приемлемых Российской Церковью Статья I. О Вселенских Греческих Соборах 1 . HUKEЙCKUЙ I, бывший в Вифинии в 325 году, Мая 20 (а по Кормчей – в 318 году), во время Константина Великого , Греческого Императора, на суемудренного Ария. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 5, 19, 20 и 81. 2 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ I, Фракийский, 381 года в Мае бывший при Греческом Императоре Феодосии Великом на духоборца Македония. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 6, 18,19, 20 и 85. 3 . ЕФЕССКИЙ в Ионии, в 431 году после Пятидесятницы (а по Кормчей – в 5915 году или от Р. Х. в 407 году), при Греческом Императоре Феодосии младшем, на суемудренного Нестория. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 7, 18, 20, 89. 4 . ХАЛКИДОНСКИЙ в Вифинии Натольской, 451 года (а по Кормчей – 5945 года или от Р. Х. 437 года), при Греческом Императоре Маркиане, на Единоестественников или Монофизитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 9, 18, 20, 93. 5 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ II во Фракийской Романии в 553 году или, вернее, в Мае 554 года (а по Кормчей – в 6047 году, или от Р. Х. в 539 году), при Греческом Императоре Иустиниане, на Оригена и его единомышленников. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 11, 19, 20, 173. 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ III 680 года, с 7 Ноября по 16 Сентября (681 года, а по Кормчей – 6076 года, или от Р. Х. 568 года), там же, при Греческом Императоре Константине Погонате или Брадатом, на Монофелитов и Мононергитов. Смотри Кормчую, чacmь I, листы 12, 19, 20, 174. 7 . HUKEЙCKUЙ II, в Вифинии Натольской бывший. В 786 году в Константинополе собран, но в 787 году переведён в Никею и там, начавшись в Октябре, кончился в Ноябре (а по Кормчей – в 6306 году или в 898 году от Р. Х.), при Греческом Императоре Константине и матери его Ирине, на иконоборцев. Смотри Кормчую чacmь I, листы 14, 19, 20 и 208. Статья II. О поместных Греческих Соборах 1. AHTUOXIЙCKUЙ в Сирии, бывший в 265 году при Греческом Императоре Аврелиане на Павла Самосатского, Епископа Антиохийского. Смотри Кормчую чacmь I, листы 16, 20 и 62. |
3 . Св. ВЛАДИМИР Святославич Равноапостольный, Великий Князь Всероссийский, просветивший Российскую землю св. крещением, преставился в 1015 году (а по Следованной Псалтири в 1016 году), Июля 15, в Берестове. Тело его погребено в Киеве в Десятинной церкви в мраморном гробу. Церковь совершает память его Июля 15. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 15. 4 . Св. ГЛЕБ, Князь Муромский во св. крещении ДАВИД, сын Великого Князя Равноапостольного Владимира, убит в 1016 году, Сентября 5. Св. мощи его почивают вместе с мощами брата его. Церковь память его совершает Мая 2 и Июля 24. Смотри Месяцесловы Июля 24, Пролог и Четь Минею Сентября 5, Мая 2 и Июля 24. 5 . Пр. ЕФРЕМ, Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря, родом Угрин, преставился в 1015 году, Января 28. Св. мощи его обретены в 1573 году и почивают в соборной церкви того монастыря. Смотри Пролог и Четь Минею, Января 28. 6 . Пр. МОИСЕЙ многострадальный, родом Угрин, Киево-Печерский чудотворец, преставился в 1041 году, Июля 26. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский, Пролог и Четь Минею, Июля 26. 7 . Пр. ВАРЛААМ, Игумен Киево-Печерский, преставился во Владимире Волынском в XI веке около 1065 года, Ноября 19. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Ноября 19. 8 . Пр. АНТОНИЙ Киево-Печерский, преставился в 1073 году (а по Следованной Псалтири – в 1070 году), Июля 10. Св. мощи его почивают под великим Печерским монастырём. Церковь память его совершает Июля 10. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 10. 9 . Пр. ФЕОДОСИЙ, Игумен Киево-Печерский, преставился в 1074 году, Мая 3. Св. мощи его обретены в 1092 году, Августа 14, и перенесены из пещеры в новосозданную Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, и положены на правой стороне. Церковь память его совершает Мая 3. Смотри Месяцесловы Киевский и Московский Мая 3 и Августа 14, Пролог и Четь Минею Мая 3 и Августа 14. 10 . Св. ИСАИЯ, Епископ Ростовский, преставился в 1089 году, Мая 15. Св. мощи его обретены в 1162 году, Мая 23, и почивают в Ростовской соборной церкви. Церковь совершает память его Мая 15. Смотри Месяцесловы и Пролог, Мая 15. |
На литургии по входе, глаголем тропарь: Спаси Господи люди Твоя: и храма Богородицы, и храма святаго. Таже тропарь святаго рядоваго. Посем кондак дне: Вознесыйся на крест: и храма святаго, и рядоваго святаго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже несть храма Богородицы, точию един храм Христов: И по тропаре глаголем, кондак храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: И ныне, Предстательство христиан: [Смотри] Сице глаголем тропари и в четверток вечера к пятку на утрени, и на литургии по входе, якоже и в среду. А идеже несть литургии, глаголем на часех, по ослаби, остави: и по Отче наш: кондак якоже и на литургии по входе, кондак дне: Вознесыйся на крест: и храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже храма несть Богородицы, И ныне, Предстательство христиан: В среду вечера, По Ныне отпущаеши, и по трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен от меньших: и прочее якоже указася в прочия дни выше. [Смотри] На повечерии, по Достойно, и по трисвятом, Тропарь храма Христова, и Богородицы, и дне, и Николая: Правило веры: [Смотри] Аще ли храм Архангелов, или Предтечи, глаголем храма его тропарь, прежде дневнаго тропаря, по них глаголем дне тропарь: Апостоли святии: и храма святаго, кроме храма апостолов, храм бо апостолов коего ни буди, тропаря не глаголем к четвертку, зане тропарь дне апостольский же: потом Николая, и обычныя тропари: Боже отец наших: с прочими. [Смотри] А идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем тропарь дне: Апостоли святии: и Николая, и тропарь храма святаго или святыя, кроме храма апостольскаго. Посем, Боже отец наших: И Иже во всем мире: Слава, Со святыми упокой: И ныне, молитвами Господи: В четверток на утрени, На Бог Господь, тропарь святаго дважды. Слава, и ныне, Богородичен от меньших, по гласу тропаря святаго. [Смотри] Аще ли случится другий святый имеяй тропарь, глаголем тропарь перваго святаго, дважды. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен, по гласу последняго тропаря святаго от меньших. По благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго: Слава, и ныне, Богородичен. Аще ли другаго святаго тропарь, и глаголем тропарь перваго святаго. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен. На часех, глаголем тропарь святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак святаго. |
[Смотри] Аще ли другий святый не имать кондака, и глаголем кондак по Отче наш: единаго святаго на всех часех. [Смотри] На литургии по входе, глаголем тропарь храма Христова, или Богородицы, и дне: Небесных воинств: посем тропарь святаго рядоваго. Аще ли будет другий святый имеяй тропарь, глаголем тропарь и другаго святаго. Посем кондак храма Христова и дне, Архистратизи Божии: таже святаго рядоваго. Аще ли будет другий святый имеяй кондак, глаголем и другаго святаго: Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] Аще ли где несть храма Богородицы, И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем по входе тропари сице, прежде тропарь дне: небесных воинств: и храма святаго. Таже святаго рядоваго, и другаго святаго, Аще есть. Таже кондак дне, и кондак храма святаго, и святаго рядоваго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, Богородицы, Предстательство христиан: А идеже несть литургии, Глаголем на часех, по ослаби, остави, по Отче наш, кондак храма Христова, и дне: таже святаго рядоваго, и другаго святаго. Аще есть: Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Богородицы. [Смотри] А идеже несть храма Богородицы, глаголем кондак дне, Архистратизи: и храма святаго, и святаго рядоваго, и другаго святаго. Слава, Со святыми упокой: И ныне, храма Христова. [Смотри] А идеже несть храма Христова, и Богородицы, глаголем, И ныне, Предстательство христиан: В понедельник вечера. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом глаголем тропарь святаго. Слава, и ныне, Богородичен по гласу тропаря святаго. [Смотри] Аще ли случатся два святых, имуще два тропаря, и глаголем прежде тропарь 1-го святаго. Слава, другаго святаго: И ныне, Богородичен от меньших, по гласу последняго тропаря. [Смотри] В тойже понедельник на повечерии, По Достойно, и по трисвятом, глаголем тропарь храма Христова, или Богородицы: посем дне: Память праведнаго: таже тропарь храма святаго. Посем, Боже отец наших: и Иже во всем мире: Слава, кондак, Со святыми упокой: И ныне, Богородичен, молитвами Господи: |
Шестой Вселенский Святой Собор также лишь упоминает о святом Великом посте и в правиле 29 гласит следующее: «Некоторые Отцы приносили Бескровную Жертву в день Божественной Вечери, после Вечери. Собор постановляет не делать этого и не разрешать приносить Бескровную Жертву в последнюю неделю Четыредесятницы и бесчестить весь пост». Смотри Кормчую книгу, лист 186. И снова этот же Шестой Вселенский Собор в правиле 52 гласит: «В течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья и дня святого Благовещения, да совершается служба Преждеосвященных Даров». Смотри Кормчую книгу, лист 194, на обороте. И снова этот же Собор в правиле 26 гласит: «Армяне в святой Великий пост едят по субботам сыр и яйца. Собор повелевает не делать этого. Если же кто не послушает этого, да будет отлучен. Если это сделает церковнослужитель, да будет извержен». Смотри Кормчую книгу, лист 195, на обороте. Поместный Собор, состоявшийся в Гангре, в правиле 18 гласит: «Если кто из воздерживающихся, за исключением телесной необходимости, возгордится и нарушит установленные и соблюдаемые Церковью общие для всех посты по собственному усмотрению, да будет проклят». Смотри Кормчую книгу, лист 59. Этот Святой Собор после Первого Никейского был первым. Поместный Лаодикийский Собор в правиле 44 гласит: «Не должно в первую неделю Великого поста принимать на крещение. Разумно сделают те, кто станут поститься самого начала поста». Кормчая книга, лист 81. И снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 48 гласит: «В течение сорока дней Великого поста не совершать проскомидию, кроме субботы и воскресенья». Кормчая книга, лист 82. Снова тот же Собор в правиле 49 гласит: «Не должно нарушать пост в четверг последней седмицы четыредесятницы последние дни и тем самым бесчестить весь пост, но должно поститься весь Великий пост с сухоядением». Кормчая книга, лист 83, на обороте. Снова тот же Лаодикийский Собор в правиле 51 гласит: «Не должно в Великий пост совершать ни брака, ни поминовения (то есть обедов) по мертвым, ни иного какого пира устраивать». Смотри Кормчую книгу, лист 84. |
Вторая неделя поста была менее строгой, чем первая, и в последующие седмицы Четыредесятницы трапеза устраивалась в основном такая же, как на второй неделе. В понедельник, среду и пятницу второй недели в Волоколамском монастыре трапеза поставлялась, но пища была невареная. Монахи получали по половине мягкого хлеба, капусту, красный рассол (его можно было поменять на ячный квас), толокно, а для питья – воду. Во вторник и четверг за трапезой разрешались два варива: щи и горох, или каша, или лапша, по половине хлеба, по чети калача (если была лапша, то калачей не давали), по чети хлеба. Во вторник и четверг монахи пили еще квас в полдень и перед повечерием, а в понедельник, среду и пятницу квас не пили, только «воду речную», собравшись в трапезе перед повечерием (Горский. С 393). По уставу Кирилло–Белозерского монастыря в понедельник, среду и пятницу на трапезе пили только воду, а перед мефимоном квас. Накануне праздничных дней: Обретения главы святого Иоанна Предтечи, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Макария Калязинского, святителя Ионы, митрополита Московского и других больших святых – разрешался квас и на трапезе. На Соловках в постные дни второй недели, как и в последующие седмицы, ели одно вариво – щи и два блюда студеных, а по вторникам и четвергам – щи борщевые с соком да сухари, еще одно вариво, а другая «ества» – студеная. В субботу и воскресенье разрешались две трапезы – обед и ужин. Субботний обед устраивался как и в первую субботу, а за ужином подавали капусту или горох, или толокно с маслом (эти блюда можно было сменять на огурцы) и квас ячневый. Такой же ужин был и в воскресенье. В субботу и воскресенье в Волоколамском монастыре братия еще пила квас после ужина. Когда наступало время, служебники обходили монашеские кельи, созывая братию, а старец «подчашник» трижды ударял в колокол. Братия собирались в трапезе и, выпив по мере кваса, расходились по кельям (Горский. С. 393). Такова была общая схема трапезы в Четыредесятницу, но случались и исключения, определявшиеся богослужением. Так, в среду Крестопоклонной недели, когда праздновалось преполовение (середина) Четыредесятницы, вопреки общему правилу, разрешалось два варива с маслом: щи борщевые и капуста, пироги с горохом или с соком или блины: одни – с маслом и луком, другие – с соком и квас ячневый. Кирилловская братия получала на трапезе пироги из просфирни, той самой, которая была расположена под церковью Преображения. Такое утешение предлагалось братии ради праздника. В понедельник и пятницу Крестопоклонной недели, несмотря на постные дни, на трапезе разрешался квас, в воскресенье братии предлагались белые хлебы, икра, вариво и ячневый квас. |
| |