14 . MOCKOBCKUЙ IV, 6955 или от Р. Х. 1447 года, по причине междоусобий при том же Князе. Смотри Русский Временник чacmь II, стр. 14. 15 . MOCKOBCKUЙ V, 6955 или от Р. Х. 1447 года, при том же Князе, о поставлении Ионы, Митрополита Всероссийского Российскими Епископами. Смотри Степенную книгу чacmь II, стр. 22. 16 . МОСКОВСКИЙ VI, 1491 года, при Великом Князе Иоанне Васильевиче и Митрополите Всероссийском Зосиме, на жидовствующих еретиков. Смотри Летопись Никоновскую, часть VI, стр. 126 и 127 и Степенную книгу, чacmь II, стр. 154. 17 . МОСКОВСКИЙ VII, 1493 года при том же Князе и Митрополите, о Пасхальном Круге. Смотри Древней Российской Вивлиофики часть XVI, изд. 2, стр. 85. 18 . МОСКОВСКИЙ VIII, в 7011 или от Р. Х. 1503 году об отложении церковных сборов о неслужении вдовым попам и диаконам, и о благочинии монастырском, при том же Князе, а при Митрополите Симоне. Смотри Летопись Никоновскую, часть VI, стр. 169, Степенную книгу, чacmь II, стр. 166. 19 . ЛUTOBCKUЙ III. Виленский в 1509 году Января 11 о разных делах церковных. Список сего Собора находится в Патриаршей библиотеке между рукописями. 20 . MOCKOBCKUЙ IX, 7089, или от Р. Х. 1551 года, при Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, при Митрополите Макарии, об исправлении духовного чина, церковных книг и обрядов. Смотри Стоглавник письменный, и Пращицу Питирима, Епископа Нижегородского, лист 71. 21 . МОСКОВСКИЙ X, 7063 или от Р. Х. 1555 года, при том же Царе и Митрополите об учреждении Архиепископии Казанской. Смотри Степенную книгу, чacmь II, стр. 267, Летопись Никоновскую, часть VII, стр. 231. 22 . МОСКОВСКИЙ XI, 7072 или от Р. Х. 1564 года, о благочинии церковном. Смотри Русскую Летопись, изд. 1793 года, часть V, стр. 67. 23 . МОСКОВСКИЙ XII, 1567 года, при том же Царе и Митрополите Филиппе, о разделении Государства. Смотри Пролог, Января 9, лист 523. 24 . МОСКОВСКИЙ XIII, 7080 или от Р. Х. 1572, во время междумитрополии, о четвёртом браке Царя Иоанна Васильевича. Смотри Древнюю Российскую Вивлиофику, изд. 3, часть XIII, стр. 104. А Преосвященный Платон Митрополит Московский в Истории своей, чacmu II, стр. 73, полагает сей Собор в 1575, либо 1577 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2 . Пр. СТЕФАН, Игумен Махрищский, преставился в 1406 году, Июля 14. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Пролог, Июля 14. 3 . Св. КИПРИАН, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1406 году Сентября 16. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Смотри Пролог, Сентября 16 день, и Четь Минею того же дня, и Месяцеслов Киевский, Мая 27. 4 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ, Великая Княгиня Московская, преставилась в 1407 году Июля 7. Св. мощи её почивают в Вознесенском Девичьем Московском, созданном ею монастыре. Смотри Пролог, Июля 7. 5 . Пр. САВВА Сторожевский Звенигородский, преставился в 1407 году, Декабря 3, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Декабря 3. Св. мощи его почивают в Савине-Сторожевском монастыре. 6 . Св. АРСЕНИЙ, Епископ Тверской, преставился в 1409 году, Марта 2, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Желтикове, созданном им монастыре, в соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 2. 7 . Пр. МАКАРИЙ Унженский, Желтоводский, преставился в 1404 году, Июля 25, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 25. 8 . Пр. ДИОНИСИЙ, Игумен Глушицкий, преставился в 1412 году, Июня 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Глушицком Предтечеве монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 1. 9 . Пр. СЕРГИЙ Обнорский, Вологодский, преставился в 1413 году, Октября 7. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 7. 10 . Пр. ФЕРАПОНТ Белоезерский, преставился в 1426 году, Мая 27. Св. мощи его почивают в созданной от него обители, ныне в приходскую церковь превращённой, под спудом. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 37. 11 . Пр. НИКОН, Игумен Троицы-Сергиева монастыря, преставился в 1437 году, Ноября 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в Троицкой Сергиевой Лавре в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

31 . Пр. КАССИАН, Грек, Угличский, преставился в XV веке, Мая 21. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 21. Век XVI 1 . Пр. ИОСИФ, Игумен Волоколамский, преставился в 1516 году, Сентября 9, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 9. 2 . Св. СЕРАПИОН, Архиепископ Новгородский, преставился в 1516 году, Марта 16. Св. мощи его, в 1516 году, Апреля 7, обретённые почивают в Троицкой Сергиевой Лавре близ церкви Св. Троицы на южной стороне. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 16. 3 . Св. ИОАНН, Князь Угличский, в монашестве Игнатий, преставился в 1522 году ,Мая 19. Св. мощи его почивают в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре под алтарём с Пр. Димитрием Прилуцким. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 19. 4 . Пр. АРТЕМИЙ Веркольский, преставился в 1538 году, Июня 23. Св. мощи его, в 1577 году обретённые, почивают в храме, во имя его созданном. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 20. 5 . Пр. АЛЕКСАНДР Свирский, преставился в 1533 году, Августа 30, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 30. 6 . Пр. КОРНИЛИЙ Комельский, преставился в 1537 году, Мая 19, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 19. 7 . Св. КИРИЛЛ, Игумен Новоезерский, преставился в 1537 (а по Следованной Псалтири – в 1533) году, Февраля 4, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его открыто. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Февраля 4. 8 . Св. ИАКОВ Юродивый Боровицкий преставился в 1540 году (а по Следованной Псалтири около 1552 года), Октября 23, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Новгородском Иверском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 23. 9 . Пр. ДАНИИЛ, Архимандрит Переславского Горицкого монастыря, преставился в 1540 году, Апреля 7. Св. мощи его почивают в созданной им обители в соборной церкви. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4 . KUEBCKUЙ IV, в 6665, или от Р. Х. 1157 году, Июня 7, при том же Митрополите на того же Мартина. Смотри Соборное о сем Деяние в конце Пращицы. 5 . KUEBCKUЙ V, бывший в 6677, или 1169 году на Поликарпа Игумена, Епископа Печерского. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь II, стр. 206. 6 . KUEBCKUЙ VI, в 1284 году при Великом Князе Дuмumpuu II Александровиче и при Митрополите Всероссийском Максиме. По какому же случаю, неизвестно. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь III, стр. 77. 7 . NEPEЯCЛABCKUЙ I, в 6811 или от Р. Х. 1313 году на Андрея, Епископа Тверского и Новгородского, Протопопа Свита, при Великом Князе Михаиле Ярославиче Владимирском и при Митрополите Петре. Смотри Степенную книгу чacmь I, стр. 417 и Татищева Российскую Историю moм IV, стр. 92. 8 . MOCKOBCKUЙ I, в 1347 году при Великом Князе Симеоне Иоанновиче и при Митрополите Феогносте, о делах церковных относительно исправления монастырского служения и служителей церковных. Смотри Татищева Российскую Историю, moм IV, стр. 163. 9 . ТВЕРСКОЙ, 6398 или от Р. X. 1390 года, на Евфимия, Епископа Тверского, при Великом Князе Василии Димитриевиче и Митрополите Киприане. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь IV, стр. 197. 10 . MOCKOBCKUЙ II, 6909 или от Р. Х. 1401 года в Июле, на Иоанна, Архиепископа Новгородского, при Великом Князе Василии Димитриевиче и при Митрополите Киприане. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь IV, стр. 301. 11 . ЛUTOBCKUЙ I, бывший в Новгородке Литовском в 1414 году при Великом Князе Литовском Витовте Кестутьевиче, об избрании особого Киевского Митрополита. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь V, стр. 54. 12 . ЛUTOBCKUЙ II, там же, в 1416 году при том же Князе и о том же. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь V, стр. 58 и Степенную книгу, чacmь II, стр. 34 и 35. 13 . MOCKOBCKUЙ III, в 1441 году при Великом Князе Василии Васильевиче на Исидора, Митрополита Всероссийского. Смотри Летопись Никоновскую, чacmь V, стр. 124 и след. и Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, напечатанную в 1805 году в Москве, стр. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий Пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого Поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе. Трапеза во время Поста Православная Церковь установила четыре продолжительных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них готовит христианина к одному из важнейших Церковных Праздников, и каждый имеет различное посвящение. Самый древний, самый продолжительный, самый строгий и самый важный ПостВеликий. Он является подготовкой ко встрече Страстной Седмицы и Пасхи Христовой. Великий Пост предлагается нам весной и по свидетельству Церковного Предания, зафиксированного в Богослужении, сам есть «весна духовная» ко обновлению наших духовных чувств и благочестивых мыслей. Длится Великий Пост 49 дней. В Типиконе он именуется «Святая Четыредесятница», и самим названием подчеркивается особая благодать этих дней. Наименование «Четыредесятница» от церковно-славянского числительного «четыредесять», т.е. «сорок» – не случайно. Собственно Великий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исключаются двунадесятые праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, в которые пост послабляется и на языке Типикона уже не может именоваться постом в строгом смысле, а также 6 дней Страстной Седмицы, которые образуют особый Богослужебный и аскетический цикл – Пост Страстной Седмицы. Второй Господский Пост – зимний, Рождественский. Он также продолжителен – длится 40 дней, и является подготовкой ко второму по значимости Евангельскому событию после Воскресения Христова – Рождеству. Третий Пост – осенний, Успенский. Посвящен Божией Матери и готовит нас к главному Богородичному празднику – празднику Успения. Он самый краткий, длится всего 14 дней, но по строгости приравнен к Великому Посту. Четвертый Пост – летний, Петровский. Это – апостольский пост, который посвящен трудам и подвигу святых Апостолов, донесших до нас и до всех народов Свет веры Христовой. Завершается он Праздником святых Апостолов Петра и Павла. Исторически он предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог выдержать Великий Пост. А позднее распространился на всех христиан. Длина этого Поста в разные годы различна, потому что зависит от Пасхи. Начинается он в понедельник после Недели Всех святых, а завершается 29 июня/12 июля. Соответственно продолжительность его варьируется от 11 до 42 дней.

http://azbyka.ru/post-po-tipikonu

I.  Очень строгий пост  — сухоядение. Едят только сырую растительную пищу без масла. II.  Строгий пост  — едят всякую вареную растительную пищу с растительным маслом. III.  Обычный пост  — кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу. IV.  Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых) — едят все, кроме мяса. Отмена или ослабление поста предусмотрены Церковью для особых случаев (болезнь, нахождение в пути и т.п.). Однако христианин не должен по собственному усмотрению ослаблять или отменять пост (как и, напротив, делать его более строгим), но спрашивать благословения духовника. Пост — не только время телесного воздержания; он означает и время усиления борьбы с грехом, особенной молитвенной сосредоточенности, более частого причащения. В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные дни — среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий установлены также однодневные посты.   Многодневные посты Великий Пост  — предпасхальный, в общей сложности продолжается семь недель. Пост строгий. Очень строгие недели — первая, четвертая (Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются только после Пасхальной заутрени, т. е. в ночь на Св. Воскресение. Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи. Петров пост  — перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост — наименее строгий, обычный. Успенский пост  — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда падает на одни и те же числа: 14—28 августа нового стиля. Это — строгий пост. Рождественский (Филиппов) пост  — начинается на следующий день после празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября — 7 января нового стиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

" Пост, - говорит святитель Василий Великий, - рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей " . Пост - добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он - сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении гор!е. Пост - матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам. Муж не подозревает измены в супружеской верности, видя, что жена свыклась с постом. Жена не снедается ревностью, примечая, что муж возлюбил пост. Муж желаний, святой пророк Даниил, который три седмицы не ел хлеба и воды не пил, своим постом заградил уста львов; они не могли ему причинить никакого зла, когда он был брошен к ним в ров. Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде приличен и во всякое время. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост - самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки. Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол. Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом. У постящегося и цвет лица почтенный (он не переходит в бесстыдную багровость), взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце - чистота. Все святые, от века прославленные, любили пост и соблюдали его. Жизнь святого Иоанна Предтечи была сплошным постом. Святой апостол Павел постился, и пост возвел его на третье Небо. Но для нас важнее всего, что пост этот освящен Самим Господом, постившимся сорок дней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сей пост, возлюбленные, радует ангелов и хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы делаемся их сродниками. Сему посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовью, надеждою и верою. Посту сему, возлюбленные радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте. Сей пост, возлюбленные содержал и кроткий Моисей, и им-то творил чудеса, за него удостоен видеть Бога. Сей пост, возлюбленные соблюдал и Илия, и удостоился за то на огненной колеснице вознестись на небо. Сей пост, возлюбленные, сохранял достолюбезный юноша Даниил, и был за то прославлен, заградил уста львов. В сем посте, возлюбленные, подвизались три отрока, вверженные в печь, и угасили силу огненную. Сей пост, возлюбленные, соблюдали святые пророки, по сорок дней проводя без хлеба и воды. И апостолы, ученики Господа нашего, и проповедники веры, содержали сей святой пост, хотя переходили с места на место. Сам Спаситель наш содержал пост и научил нас, как мы должны поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану… Итак, возлюбленные, будем и мы содержать сей пост ревностно, как научены Господом нашим, чтобы некогда иметь нам часть в царстве Его. Да содержат святой сей пост…иереи, в чистоте, непорочно, свято, без всякой скверны. Да содержат его также, строже прочих, диаконы, и да служат Богу свято ратоборствуя с лукавым. Да содержат сей пост все старцы, облекаясь в сетование о прежних своих грехах и беззакониях. Да содержат сей святой пост мужья вместе со своими женами, раня себя чистыми от всяких обольщений, какие непрестанно вымышляет лукавый. Да содержат пост сей и девы, чтобы им, когда вновь придет Господь наш во славе, войти с Ним вместе в брачный чертог. Да содержат святой пост сей и родители, и да просят при этом детям своим Божия милосердия. И юность, возлюбленные, да содержит пост сей, потому что ей надобно мужественно сражаться с человекоубийцею диаволом. Даже и дети, как самые малые, так и более взрослые, да содержат вместе святый пост сей, иные до трех, иные до шести и до девяти часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Святой, благоразумный, истинный пост (как и вообще воздержание) доставляет христианину многие и разнообразные блага. Св. отцы Церкви не находили достаточно слов для изображения всех благотворных действий поста. «Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное! – поучает св. Ефрем Сирии. – Пост – колесница, возносящая на небо. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. У постящихся тело честно и душа драгоценна. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранитель девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез» (слово 66-е о посте. Твор. св. отцов, 1849, ч. 3-я, стр. 290). «Пост, – пишет св. Иоанн Лествичник , – есть принуждение естеству, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление, сердечной бесчувственности, дверь умиления, смиренное воздыхание, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, разрешение грехов, виновник бесстрастия (слово 14-е, ст. 33. См. Лествица. Изд. 6. Тр.-Серг. Лавра. 1901, стр. 110–111). «Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра» – учит св. Исаак Сирии. «Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержания, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел» (св. Исаак Сирии. Слово 21-е. О посте и бдении. Творен. Изд. 3-е. Серг. Посад, 1911, стр. 89). «Пост соединяет нас с Богом, а пресыщение (и чревоугодие) обращает и спасение наше в погибель. Что удалило Исава от Бога и предало его в рабство брату? Не одна ли снедь, за которую он продал свое первенстве? Что, напротив, даровало Самуила матери его? Не молитва ли, соединенная с постом? Пост рождает пророков, укрепляет мучеников, доставляет мудрость законодателям, он верный страж души, надежный поборник тела, оружие ратоборцев, укрепление подвижников, друг благой бодрости, зиждитель трезвенности» (наставление игум. Вонифатия из Феофании. – «Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия. 18–19 вв».. М., 1913, стр. 562; См. у св. Василия Великого . Древность поста. – Сборник «Учение отцов церкви о вере и жизни), ч. 2-я. М., 1904, стр. 203–209).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Для чего нужен человеку физический пост? Разумно осуществленный пост приводит к полному обновлению и часто оздоровлению человеческого организма. Пост полезен человеку. Это подтверждает многовековая практика Церкви, это подтверждается честными представителями медицины, отлично знающими о целительной силе поста. Пост, ведя к временному воздержанию в смысле выбора и количества пищи, закаляет волю человека, освобождает его от рабской зависимости от привычных физических условий, ведет его через физическое воздержание к победе духа над плотью. В этом смысле пост подводит нас к началу человеческой свободы, к независимости от физических условий жизни. Пост ведет к облегчению и одухотворению человеческой плоти, к приобщению ее к Вечным Ценностям, реально существующим в мире. Необходимо еще сказать - на кого распространяется пост. Пост распространяется на всех верующих людей, находящихся в нормальных или хотя бы в относительно нормальных жизненных условиях для данной страны и для данной эпохи. Пост не распространяется на больных людей, требующих особого режима, на людей, находящихся в ненормальных условиях, например, в тюрьмах, в исправительно-трудовых лагерях, если им не предоставляется минимально-нормальное питание, необходимое для всякого человека. Пост не распространяется на лиц, лишенных по тем или иным причинам возможности более или менее нормально питаться и находящихся в невольном и вынужденном постоянном воздержании и недоедании. Если человек уже живет в воздержании, то ему не надо еще дополнительное воздержание, которое может повредить его здоровью. Вообще Церковь абсолютно исключает пост в тех случаях, когда он может повредить здоровью человека. Впрочем, имеются данные, свидетельствующие о том, что верующие люди в СССР, находящиеся в тюремном или лагерном заключении, а также и некоторые призванные в армию, старались соблюдать посты, находясь на достаточно голодном пайке. Это уже подвиг, доступный далеко не каждому. Все что мы говорили выше относится к физическому посту. Но физический пост - это только одна, и наиболее легкая, сторона поста. Физический пост обязательно должен сочетаться с постом духовным. Без духовного поста физический пост представляет собой бессмысленность, своего рода обряд, лишенный содержания. Духовный пост

http://zavet.ru/a/rss_1330285365.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010