и паки прокимен: и чтение иова. Таже, Да исправится молитва моя: и посем евангелие матфеа, зачало 98: Седящу Иисусу на горе елеонстей: и прочее последование преждеосвященных, яко обычно. Тако долженствует быти в великий вторник и среду. [Смотри] Аще же несть преждеосвященныя, поем на Господи воззвах, половину от стихир на 6, глас 1: Грядый Господь к вольной страсти: Слава, и ныне: Господи, грядый к страданию: Вход с евангелием. Свете тихий: Таже, прокимен, паремии, и чтения дне, и евангелие. Посем: Сподоби Господи: и ектении: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры от техже половину, глас 5: Господи совершеннейшая мудрствовати: со обычными припевы вечерними. Слава, и ныне, глас тойже: Вторую еву: Таже, Ныне отпущаеши: трисвятое. и по Отче наш: Тропарь: Богородице Дево радуйся: и прочая по обычаю, с поклоны. И по конечном трисвятом, и по Отче наш: Господи помилуй 12. таже, молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя господне: и метания 3. псалом: благословлю Господа: и отпуст. Сице убо творим во вторник вечера и в среду. [Смотри] На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся: И якоже в 1–ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни. В великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает. [Смотри] Ведати бо подобает: яко и 6–й великий собор повеле спасительныя страсти дни в посте и молитве и умилении сердца сотворяти верным. В полунощи же великия субботы, оставляти пост. божественным евангелистом, матфею и луце, овому убо позде в субботу глаголанием: овому же утром глубоким медлемое нам нощи написующим. Повечерие же глаголем великое по обычаю, с поклоны, и тропари обычными, на немже поем трипеснец, глас 8, творение кир андреа критскаго. ирмос по дважды, тропари по предписанному: последи ирмос оба лика вкупе. По трисвятом кондак триоди, и по нем тропарь: Господи сил с нами буди: и прочее по обычаю, с поклоны, и отпуст: владыко многомилостиве: Сице же творим в великий понедельник вечера, и во вторник к среде. Во святый и великий вторник: На Утрени , по шестопсалмии поем Аллилуиа, во глас 8. |
На Литургии изобразительная. И канона святаго, песнь 3–я, и 6–я. Прокимен, глас 6: Возвеселится праведник о господе: Стих: услыши Боже глас мой: Апостол дне, ко евреем, зачало 303: Многочастне и многообразне: И святаго, к тимофею, зачало 292: Возмогай о благодати: Аллилуиа, глас 4: праведник яко финикс процветет: евангелие марка, зачало 10: Идяше Иисус в субботы сквозе сеяния: И святаго, Иоанна, зачало 52: Си заповедаю вам: Причастен: В память вечную: На трапезе чтем слово похвальное о святом феодоре, святаго григориа нисскаго. И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными, и варение со елеем: Вина же испиваем по красоволю, ради святаго. Сие же прияхом от лавры преподобнаго отца нашего саввы, и от богоноснаго отца нашего евфимиа. [Смотри] Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей великий пост: в праздник благовещения, и цветоносия. Неделя первая святых постов. На Велицей Вечерни , по предначинательном псалме, поем: блажен муж: кафисму всю. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем стихиры воскресны 3, и анатолиевы 3, и триоди 4, глас 6. Подобен: Всю отложивше: Тя непостижимаго: Слава, глас 2: благодать возсия истины: И ныне, богородичен 1–й гласа. На литии стихира храма. Слава, глас в радуйтеся пророцы честнии: И ныне, богородичен: Все упование мое: На стиховне октоиха. Слава, глас 2: Из нечестия во благочестие прешедше: И ныне: о чудесе новаго! По трисвятом тропарь: Богородице Дево радуйся: дважды: и праздника: Пречистому твоему образу: единожды. и обычное благословение хлебов, и раздаяние их. На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава: Пречистому твоему образу: И ныне, Вся паче смысла: Посем обычное стихословие: По 1–й кафисме седальны воскресны: Слава, и ныне, богородичен 1–й гласа, и чтение во евангелии толковом о святых иконах, леонтиа папы римскаго: егоже начало: Четверодесятный пост: По 2–й кафисме седальны воскресны: Слава, и ныне, богородичен, и чтение тогожде слова: Непорочны с тропари своими, впакои гласа, и чтение. Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: евангелие воскресно рядовое. воскресение христово: псалом 50. Слава, глас 8: Покаяния отверзи ми двери: И ныне: На спасения стези: яко предписася в неделю мытареву. Канон воскресн, со ирмосом на 4, и крестовоскресн на два, и Богородицы на два, и триоди на 6, творение феофаново, глас 4. Катавасиа: Моря чермную пучину: По 3–й песни, седальны, глас 1. Подобен: Лик ангельский: божественный твой зрак: Слава: Зраками пророков: И ныне: Любовию чистая: и чтение. По 6–й песни, |
И икос: И пролог. По 9–й песни светилен апостола, дважды. Слава, и ныне, богородичен. На хвалитех стихиры апостола на 4, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! Слава, глас 3: Рыб ловитву: И ныне, богородичен: Богородице предстательнице: Славословие великое. По трисвятом тропарь апостола: Слава, и ныне, богородичен: Тя ходатайствовавшую: ектении, и отпуст, и час 1–й. На Литургии , блаженна апостола, от канона песнь 3–я и 6–я, на 8. Прокимен, глас 8: Во всю землю: Стих: небеса поведают: Апостол к коринфяном, зачало 131: Бог ны посланники: Аллилуиа, глас 1: Исповедят небеса чудеса твоя, Господи. евангелие Иоанна, зачало 5: Восхоте Иисус изыти в галилею: Причастен, Во всю землю: На трапезе утешение братии. [Смотри] Подобает ведати: яко заутра начинаем пост к рождеству христову, святую 40–цу. Должни есмы в сей 40–це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы. [Смотри] Нецыи же уставы от 9–го числа декемвриа повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и недель, и храма святаго. От 20–го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы. [Смотри] Ведати подобает и сие: яко аще случится начало сего поста в субботу, или неделю, в два сия дни глаголем на Бог господь, тропарь святых исповедник, и по 6–й песни кондак их: и самогласны стихиры их, на своем ряду. Аще ли случится во един от пяти дней седмицы, еже есть от понедельника до пятка, не подобает пети им тропаря, но Аллилуиа чести ради святыя 40- цы, и тоя ради начала. |
28. Строжайшее благоговение и порядок установлено сохранять в церкви, они да сохраняются и в трапезе. Пребывание в трапезе для подкрепления пищею должно быть как бы продолжением богослужения. Братия, питая тело с благоразумным довольством предлагаемыми яствами, должны в то же время питать душу словом Божиим, которое читается во время трапезы. Для этого соблюдается в трапезе глубокое молчание. Если понадобится что сказать, то говорится весьма тихо и кратко, чтоб не воспрепятствовать слышанию чтения 16 . 29. Все братия должны употреблять пищу в общей трапезе, а не по келиям, кроме больных, которым дозволяется употребление пищи в келии, но не иначе, как с ведома и дозволения настоятеля. Старайся быть участником общей трапезы, не избегая ее по какой-нибудь маловажной причине, имеющей личину правды: в свое время увидишь особенную душевную пользу от постоянного участия в общей трапезе. 30. Употребление пищи как в трапезе, так и в келиях должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти до сытости, но не до пресыщения. Пост, столько полезный монаху впоследствии 17 , для новоначального должен быть умеренный. Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворительным для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно для новоначального по той причине, что он обязан исполнять послушания иногда трудные и для того не ослаблять телесных сил излишне. Для должного ослабления их достаточно качества и количества трапезной монастырской пищи. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, но от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними. 31. Хотя употребление вина и разрешается церковным Уставом на трапезе, но оно разрешается только для тех трудящихся старцев, для которых оно нужно и полезно. Для юных вино вредно, почему, несмотря на то, что оно в некоторых монастырях предлагается в трапезе, весьма полезно для юных совершенно воздерживаться от вина. «Похвала монаху – воздержание от вина», – сказал святой великий Симеон Чудотворец; если же по причине телесной немощи монах и будет принужден употреблять его, то да употребляет мало» 18 . Преподобный Пимен Великий сказал: «Монахам отнюдь не должно пить вина» 19 . «Вина ниже да обоняет юность», – сказал преподобный Марк Подвижник 20 . |
Пост Что такое пост Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (свт. Василий Великий , 8, 6–7). Источник. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранех совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника, ибо без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном (свт. Василий Великий , 8, 10). Источник. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу... Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо... Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Посту... радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). Источник. ...Посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). ...После того как враг, приразившись ко Христу, отступил от мужественной плоти, побежденный сорокадневным невкушением пищи; к большему посрамлению преткнувшегося в сем опыте, дан закон о вожделенном истощании в подвигах (свт. Григорий Богослов , 16, 142). Источник. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие... спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага (свт. Иоанн Златоуст , 47, 2). |
«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост – оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравия; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пиянства, этой матери блуда. Пиянство не приемлет Господа. Пиянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (из твор. св. Ефрема Сирина ). 17. Пример тайного поста Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды, и за угощения изнурял себя долговременным постом («Ч.-М.» 19 января). 18. Небесная награда трудящимся в низшем звании Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанности низшего звания, представляется нам в житии пр. Евфросина, жившего в 9 веке в странах амморейских близ Палестины. |
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в Великий пост ? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила? Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост). Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Можно ли причащаться в Великий пост? |
...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно... |
Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом. Можно ли пить в Великий пост? В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах. Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же может помешать человеку в его духовном движении. Можно ли мед в Великий пост? Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться. Можно ли пить воду в Великий пост? Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья. Можно ли в Великий пост рыбу? В Великий пост рыбу можно дважды: в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в 2017 году - 9 апреля). Если же Благовещение попадает на Страстную неделю, то даже в праздник рыбу есть нельзя. Накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу (в 2017 году - 8 апреля), разрешена рыбная икра. Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом. Можно ли в Великий пост есть креветки? Есть ли креветки в Великий пост, зависит от меры соблюдения поста. Так, например, в Греции, где морепродукты – традиционная и легкодоступная пища, в Великий пост они разрешены даже в монастырях в те дни, когда устав разрешает масло. В России морепродукты не столь привычная еда, и каждый постящийся, советуясь со священником, сам решает, будут ли в его рационе креветки, кальмары и прочие «морские гады». Если для вас креветки вполне доступны и вы чувствуете, что несколько раз пост вам необходимо такое подкрепление – тогда употребление креветок (и других морепродуктов - мидий, кальмаров) возможно. Если же креветки для вас скорее любимый деликатес, то возможно стоит поискать другой продукт для подкрепления сил. Можно ли в Великий пост есть морепродукты? |
Что можно в пост? 19 февраля, 2012 Наступает пост, и у нас возникает много вопросов — что можно есть в пост? Как изменить свою жизнь, чтобы пост послужил во благо? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о посте. Содержание статьи Пост — особое время, когда верующий должен соблюдать воздержание в пище, молиться и изменить свою жизнь, чтобы стать ближе к Богу. Если вы давно в Церкви, вам наверняка уже удалось составить постное меню. Сложнее, если вы только недавно переступили порог храма. Мы рекомендуем обратиться за рекомендациями к священнику, но такая возможность есть не всегда. Поэтому постараемся раскрыть суть православных традиций, которые касаются поста. Суть поста не только в телесном воздержании, но все же у православных верующих возникает много вопросов. Как держать пост согласно предписаниям церковного устава? Можно ли читать и заниматься спортом? О том, что можно есть в пост и можно ли в это время венчаться и планировать детей — читайте в нашем материале. Что можно есть в пост? Что можно в пост, можно ли в пост позволить себе, например, что-то сладкое? Суть поста в ограничении. Если по состоянию здоровья человек не может соблюдать пост по всем канонам, лучше попросить благословение духовника на послабление поста, чем серьезно навредить своему здоровью. Беременным и кормящим тоже следует соблюдать пост по силам, ведь в таких случаях речь идет и о ребенке. В Великий пост допускается вкушать пищу растительного происхождения. Под запретом находятся молочные, мясные продукты, яйца и другая пища животного происхождения. Но есть и исключения: в праздники Благовещения и Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы. Если на Великий пост выпадает престольный праздник, устав Церкви допускает вкушение рыбы. Если человек, в силу обстоятельств, не властен над своим рационом, например, находится в больнице или в местах лишения свободы, он не должен голодать, в таких случаях Церковь допускает послабление поста. Такие вопросы решаются индивидуально, с участием духовника. Цель поста не в том, чтобы навредить себе, напротив, пост — это важное духовное упражнение, и он призван помочь нам возрасти в любви к Богу, в умении молиться и отказываться от земного в пользу Небесного. |
| |