В 1724-м году поставили дубовые рамы в окна и в двери в верхней церкви, в трапезе и в кельях первой и второй линии и покрыты лаком 588 . Подбили гонтиками потолки в верхней церкви и в кельях второй лиши 589 . Живописцы Петербургского Адмиралтейства расписывали двери в верхней трапезе и в архиерейских кельях – всего 4 двери в трапезе и 3 в кельях – орнаментом по архитекторскому рисунку самым добрым мастерством 590 . В верхней церкви лаковых дел мастером Иваном Григорьевым были сделаны панели под голубой мрамор, а в трапезе и в архиерейских кельях под красный 591 . В «ново-построенной трапезной верхней церкви» штукатурных дел мастера иноземцы Иван и Игнатий Ивановы (Rossy) договорились сделать к 20-му августа «в алтаре, в трапезе, над царскими вратами», над столами и над прочими дверьми из алебастра ангелов и херувимов и в окнах в алтаре и в трапезе фигуры 592 . Работы несколько запоздали, но все же были исполнены к 30-му августа: в 14-ти окнах сделано 56 фигур, вверху царских дверей 2 платка, по обе стороны северных и южных дверей в трех местах 15 цветков, на стенных половинчатых 8-и столбах 16 фигур, над горним местом вверху около Спасителева образа – облака и ангелы, над северными и южными дверями вверху и по обе стороны алтаря – орнамент и ангелы 593 . Все чертежи предположенных икон в алтаре, престола, лампад и паникадил были посланы архиепископу Феодосию в Москву, и как он уже отбыл 28-го мая в Новгород, то в Новгород; преосвященный Феодосий одобрил чертежи икон, лампады приказал делать по образцу бывших в нижней церкви, а о престоле и паникадиле распоряжение отложил до своего прибытия в Монастырь 594 . К 30-му августа 1724-го года верхняя церковь была готова, и в этот день – день торжественного поставления в ней мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, она была освящена во имя небесного покровителя новой столицы, с исключительною торжественностью, в присутствии Государя 595 . В 1724-м году продолжали постройку соборной церкви 596 . В 1724-м году «при ново-заведенном саду по архитекторскому рисунку» решено вырубить болотный негодный лес удобрить землю и «насадить садовым плодоносным деревьям, кленником и липняком, а в годном прочистить аллеи» 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

26). Тело Господне апостол представляет предметом, присутствующим на трапезе Господней, предметом рассуждения и различения – и след. не образом. Притом он говорит: кто недостойно вкушает хлеб и вино, тот без рассуждения вкушает тело Господне; след. освященные хлеб и вино – тело Господа и вкушение хлеба и вина есть вкушение тела Господня. в) Следствиями недостойного приобщения апостол представляет болезни, случавшиеся с недостойно причащавшимися коринфянами (ст. 30–33), и след. показывает в освященных хлебе и вине с одной стороны нечто необычайное, а с другой такое, что физическим влиянием производило физическое расстройство в теле. § 258. б) Действия евхаристии на приобщающихся ее Если, по учению откровения, на трапезе Господней предлагается истинное тело и истинная кровь Христова: то причащающийся сей трапезы соединяется с самим Иисусом Христом и тем получает прощение грехов и причастие жизни вечной. Откровение и ясно учит сему. Спаситель говорит: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Иоан, 6, 57) ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (54). ядый хлеб сей жив будет во веки (58). Спаситель же учил, что на Его трапезе – то самое тело, которое предает Он в оставление грехов, и та самая кровь, которую Он проливает за многих. След. приобщающийся трапезе Господней, по действию тела и крови Господней, пожертвованных ·за нас, получает прощение грехов (сл. Евр. 10, 14 ). § 259. Учение церкви о невидимой стороне евхаристии. Церковь Христова точно также всегда учила о сверхестественной силе трапезы Господней. С самых первых времен она учила, что на трапезе Господней предлагается верующим истинная плоть и истинная кровь Христа Господа 338 , а не образы тела и крови Его 339 . Устами учителей своих она называла действие, совершающееся на трапезе Христовой, таинством и таинственным чудом 340 . Сравнивала оное с воплощением Бога слова 341 и принимая слова Господа учредителя своей вечери в буквальном смысле 342 , убеждает верить не чувствам, но словам Господним 343 , верить всегдашнему Всемогущему действию Его 344 и верности в обетованиях 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В виду ценности показания описи 1773 года для реставрации Введенской церкви, трапезы и смежных построек, приводим его в цельном виде: « Церковь каменная теплая Введения Пресвятыя Богородицы. Оная церковь с олтарем по наружной мере в длину пять сажен два аршина с половиною, в ширину пять сажен с четвертью аршина. При означенной церкве с западной стороны каменная трапеза, длиною по наружной мере восемь сажен один аршин с половиною, шириною шесть сажен с аршином; в олтаре – три, в церкве – два, в трапезе – пять, итого – десять окошек с оконницы стеколчатыми новыми. В оной трапезе печь кирпичная новая. При означенной церкве с полуночную сторону полатка для клажий дров, по наружной мере в длину четыре сажени два аршина с четвертью, в ширь одна сажень два аршина с половиною; подле оной полатки сенцы по наружной мере две сажени. При помянутой трапезе с западной стороны две кладовые полаты вширь три саженн два аршина с половиною, в длину обе девять сажень один аршин с половиною, в оных полатах четыре окошка, в них две оконницы слюдные в белом железо ветхи. В оных кладовых полатах с восточной и западной сторон в стенах от низу до верху трещины. При тех кладовых полатах, в западную сторону келиа, в коей живут трапезные монахи, по наружное мере в длину две сажени один аршин, в ширину две сажени один аршин с четвертью. В ней два окошка с оконницы слюдными в белом железе ветхими. При оной келлии в туж западную сторону чюлан каменной, в длину три сажени один аршин два вершка, в ширину одна сажень один аршин три четверти, в нем окошко с оконницой слюдной ветхой. В показанной келии печь кирпичная ветха. При означенной трапезе с полуночную сторону паперть с сводом но наружной мере в длину двенадцать сажень с полуаршином, в ширину три саженн три четверти аршина. В оной паперти внутрь лесница вниз каменная вдоль пять сажень, вширь одна сажень один аршин с половиною. В оной паперте восемь окошок с оконницы слюдными в белом железе ветхими. При той же трапезе за полатами с западной стороны паперть без своду по стене вдоль семь сажен три четверти аршина один вершок, в ширину две сажени. При оной паперти снаружи особая каменная лестница, и внизу оной лесницы о двух каменных столбах крылцо по наружной мере в длину шесть сажень, в ширину одна сажень один аршин с половиною. Под означенною трапезною церковию кладовая полата, а по(дъ) трапезою хлебопекарня, под кладовыми полатами хлебодарня, под полуночною папертью кладовая палата, да под западною папертью келиа чашническая, при оной келии под лесницею сенцы. На означенной церкве, трапезе, кладовых полатах да с полуночную сторону паперте крыши тесовые выкрашены черленью новые... На оной церкве шея обита тесом, розкрашена красками, глава деревянная гладкая, осмигранная, опаяна белым железом. На ней крест железной выкрашен местами и выволочен, новые». (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 39 об.–41 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«Подле кузничной полаты поварня братцкая каменая, посторонь той братцкой поварни – поварни каменые же, стряпают в них в государев приход; у поварен же хлебенная изба. Против поварен две кельи деревяные, живут в них поваренной большой старец» (и меньших шестеро). Как мы сказали, на месте братской поварни XVII века находится Смоленская церковь. «Против соборных полат подле трапезы изба деревяная болшово хлебенново старца (и хлебодара), подле избы онбар с хлебы; против хлебенной избы кельи деревяные, живут в них старцы мукасеи и которые квашни месят и хлебы пекут (17 человек)». «Трапеза братцкая с хлебодарнею... под трапезою хлебня и иныя службы... на трапезе келья, живет в ней часовник старец». Трапеза находилась на месте нынешней колокольни, а изба хлебенного старца, амбар с хлебами и изба мукосеев и квашников должны быть полагаемы с северной ее стороны, к поварне, на которой они и показаны на виде лавры XVII века. Если часы, стоявшие на трапезе (выше, с. 226), поставлены были на ней с самого начала, то они сделаны были в 1556 году, и следовательно, построение трапезы нужно было бы относить к более раннему времени, каковым вероятным ранним временем был бы 1552 год, когда поставлены каменные больница и келарская. При трапезе была церковь преподобного Михаила Малеина (ангела царя Михаила Федоровича), поставленная (приставленная к трапезе) в 1621 году. В описи читается об этой церкви при описании других церквей: «церковь преподобнаго Михаила Малеина, камена, на подклете, у трапезы, верх у церкви один, глава и крест обиты железом немецким». О самой трапезе при описании церкви сообщается: «трапеза подписана настенным письмом». (Павел Алеппский в своем описании поездки патриарха Макария в Троицкий монастырь дает знать, что старая трапеза, как и нынешняя, состояла из двух трапез – праздничной и будничной. О праздничной трапезе он говорит, будто она никогда не открывалась как только в присутствии царя, то есть будто в ней монахи обедали единственно в те разы, как бывал в монастыре царь; по его словам, она представляла собой большую залу, свод которой опирался на столб, стоявший в ее середине, чт( будет как в Московской Грановитой палате, по подобию которой действительно у нас строились большие залы и по подобию которой в самом Троицком монастыре была построена летняя келарская палата).

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Старайся быть участником общей трапезы, не избегая ее по какой-нибудь маловажной причине, имеющей личину правды: в свое время увидишь особенную душевную пользу от постоянного участия в общей трапезе. 30. Употребление пищи, как в трапезе, так и в келлиях, должно быть по отношению к количеству самое благоразумное. Новоначальные должны употреблять пищу почти до сытости, но не до пресыщения. Пост, столько полезный монаху впоследствии [ 29 ], для новоначального должен быть умеренный. Если новоначальный не будет употреблять пищи вне трапезы, то такой пост будет вполне удовлетворительным для него. Употребление пищи в трапезе почти до сытости нужно для новоначального по той причине, что он обязан исполнять послушания, иногда трудные, и для того не ослаблять телесных сил излишне. Для должного ослабления их достаточно качества и количества трапезной монастырской пищи. Страсти умаляются в новоначальных не от усиленного поста, но от исповедания греховных помыслов, от трудов и от удаления от свободного обращения с ближними. 31. Хотя употребление вина и разрешается церковным Уставом на трапезе, но оно разрешается только для тех трудящихся старцев, для которых оно нужно и полезно. Для юных вино вредно, почему, несмотря на то что оно в некоторых монастырях предлагается в трапезе, весьма полезно для юных совершенно воздерживаться от вина. «Похвала монаху — воздержание от вина, — сказал святой великий Симеон Чудотворец; — если же по причине телесной немощи монах и будет принужден употреблять его, то да употребляет мало» [ 30 ]. Преподобный Пимен Великий сказал: «Монахам отнюдь не должно пить вина» [ 31 ]. — «Вина ниже да обоняет юность», — сказал преподобный Марк Подвижник [ 32 ]. 32. В келлиях должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия к себе. Иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию, к которому имеешь пристрастие: Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя. Книг светских, тем более вредных для нравственности, отнюдь не читать, даже не иметь в келлии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное! – возбуждает преподобный Ефрем. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост ограждает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез» . «Пост – пресечение разжжения, – продолжает святой Лествичник, – искоренение лукавых мыслей, освобождение от сонных мечтаний, чистота молитвы, светильник души, хранение ума, избавление от слепоты, дверь умиления, смиренное воздыхание, веселящееся сокрушение, упразднение многословия, повод к безмолвию, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, снабдитель бесстрастия, отпущение грехов, и райская дверь, и утеха» . «Трапеза пребывающего всегда в посте, – дополняет преподобный Исаак, – сладостнее всякого благоухания мускуса и благовония от мира. На трапезе среди постящихся, освящая их, возлежит Возлюбленный, и горечь злострадания их претворяет в неисповедимую сладость; духовные же и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. И я знаю одного из братий, который ясно видел это собственными глазами. Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя! Блажен, кому пищею – хлеб, сшедший с неба и даровавший жизнь миру! Блажен, кто на поле своем узрел орошение жизни, по милосердию исходящее из недр Отчих, и к Нему возвел око! Ибо когда испиет оного, возвеселится, и процветет сердце его, и будет в веселии и радости»… О помыслах Не только за грехи, сделанные на самом деле, Господь будет судить, но и за греховные помыслы, которые пожелает человек исполнить, как сказано в святом Евангелии: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделити ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). А равно, если кто на кого имеет злобу, хотя бы он не привел оную в исполнение на деле, но будет осужден за злое намерение свое, и не только за всякую злую мысль, но даже за всякое праздное слово воздаст человек ответ в день суда Божия, как сказано в святом Евангелии (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» иерей Никита Заболотнов Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях " decoding="" title="" > ( 10  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии. Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором. Беседа на тему: “Как лучше поститься детям? Пост в современных условиях” Здравствуйте, мы продолжаем беседы о воспитании детей. Сегодняшняя тема: пост в жизни семьи, как лучше поститься с ребёнком. Сегодня мы с вами поговорим, как поститься детям разного возраста, каким должен быть детский пост, как лучше проводить время поста в семье, и разберем основные ошибки в организации детского поста. Что такое пост Прежде чем говорить о посте с детьми мы сами должны его правильно понять и прочувствовать. Очень важно иметь личный положительный опыт поста — когда в конце поста мы не облегченно вздыхаем, что он закончился и с ужасом вспоминаем, что скоро начнется новый пост, а действительно, для нас пост оставляет чувство радости и легкости. Без этого положительного усвоения поста для взрослых говорить о достойном посте для детей будет очень и очень сложно. Итак, что же такое пост. Пост — это особое время воздержания и ограничения себя. Это не диета, это не смена рациона и содержания холодильника. Пост — это внутреннее особое состояние, которое должно приблизить нас к Богу и помочь нам справиться со своими страстями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту и тонкость, и очень важно, чтобы основной смысл поста для нас был где-то рядом с этим определением великого русского святителя. У поста сегодня как бы два измерения — это отрицательное и положительное. То есть мы от чего-то отказываемся, воздерживаемся, и напротив — что-то приобретаем и пытаемся в себе воспитать. То есть какие-то плюсы, есть какие-то минусы. Воздержание от пищи должно быть соединено с воздержанием в душе от зла. Без этого любой пост становится просто диетой или каким-то упражнением. Пост для ребенка

http://azbyka.ru/deti/kak-luchshe-postit...

Пост – это не оплата услуг небесной охранной фирме натурой — колбасой и молоком. Пост – это не небесная барщина, то, что нас заставляет делать Небесный феодал. Пост – это не таинственная небесная кнопка, которая открывает сундук небесного волшебства. Постом не происходит ни торговли, ни обмена продуктами или услугами с Богом. Все, что мы можем дать Ему — и так Его. Мы, думая, что мы что-то жертвуем, на самом деле только перекладываем предметы из одного Божьего кармана в другой. И этим мы еще и хвалимся и требуем оплаты. Пост – это время сближения с Богом. Продолжая жить в миру, мы позволяем себе лучшие мысли, лучшие чувства и лучшие поступки посвящать не заработку, а Богу и людям. Странно слушать, что люди тяготятся постом. Терпят пост и ликуют в конце поста, устраивая радостные праздники. Радуются так, словно сбросили ярмо после изнурительной работы или обрели свободу после постылого рабства. Идет Петров пост. Изначально он был предложен тем, кто не постился Великим постом. Таким образом, для тех, кто достойно встретил Пасху, он вообще не нужен. Многие так и говорят, отвергая этот пост: « Я предпочитаю поститься Великим постом». Все верно, для тех, кто пытается договориться с Богом. Или для тех, кто обременен болезнью, трудами, обстоятельствами, и у кого просто не хватает сил любить Бога больше, чем он любит. Но не верно для тех, кто недолюбил Бога и страдает поэтому. Что — этот пост лишний? Много лет назад некто креативный придумал Петров пост для недопостившихся. Спустя некоторое время некто другой креативный решил, что этот пост пускай будет для всех. Разве Церковь не имеет право на творчество? Разве любви может быть много? Кроме того, на всю страну едва ли наберется пять человек, кто выдерживает гастрономическую часть поста строго по Уставу. Мы все равно постимся не законным постом. Вопрос стоит только в том, кто нарушает пост больше, а кто — меньше. Постясь одним желудком, мы вообще не постимся. Потому что любовь, которая идет из желудка, она, конечно, есть, но к Богу она не имеет отношения. Потому что Богу ничего этого не надо. Он не голодный.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

Но – «придите ко Мне все труждающиеся» (Мф.11:28), при­дите вы все, обремененные, узревшие беспросветность жизни своей, суетность ее – пред вечной гибелью... С приходом Господа на землю сгорают все стихии, рушится древнее мирозданье и становится новая тварь – новое небо, новая зем­ля, новые уста. Меж двумя мирозданиями: старым, уже несуществующим, но еще длящимся, и новым, уже утвержденным, но еще не царствующим, полагается лестница священная – пост. Пост – основание Домостроительства нашего спасения. Он есть сжигающая любовь Бога к человеку и огненная любовь человека к Богу. Творение Богом твари из ничего – дело Поста Божьего; Вочеловечение Слова есть дело Поста Божьего. По плотскому мудрованию, пост: умаление, самоограничение, самоуничижение; по небес­ной мудрости: прославление превысшей, ибо преестественной, славой. Всякий соблюдающий постническую молитву среды и пятка, мудрее всякого несоблюдающего. Но всякий несоблюдающий мудрее соблюдающего эту заповедь благодати как ветхую заповедь Закона. Пост вольного и святого повиновения Церкви – пост церковный – есть духовное строи­тельство на камне, камень же – Христос. Всякий пост Церкви в году есть пост усыновления. Не поститься в Страстную седмицу такой же темный грех, как – поститься в седмицу Светлую, такой же великий грех, как вкусить пред Причастием, такой же, как не вкусить Причастия... Пост Церкви есть пост любви и веры в Ангела и во вкушаемость Его в пренебесном иерусалимском чертоге. Пост есть очищение любви, праздник веры, вещество надежды. Любящий Бога не любит сласть мира, алчущий Христа не насыщается пеплом, верующий в Сына Божья, Единородного, закалывает Ему себя в жертву, ибо знает, что всякая жертва в Духе Святом есть милость, а не жертва. Пост – цвет молитвы, погашение земного ума, обилие Божьего воздуха. И сердце человеческое, телесное постится в молитве: замедляет биение свое навстречу нисходящему уму... Пост есть замирение твари, блаженная мука рождения Сына Божья. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

Священник : Не без опоры на Священное Писание и Предание назначаются посты Церковью. Пост предписывался уже в Ветхом Завете. Иудеи постились дважды в неделю, в четверг и понедельник, вспоминая восхождение Моисея на гору Синай и схождение его к народу со скрижалями Завета. Именно таким постом похвалялся фарисей из притчи Спасителя (см.: Лк.18:12 ). Однако пост его, будучи лишь телесным, не мог доставить пользы душе, переполненной гордостью. – Постились они и в день примирения (десятый день седьмого месяца тишри), как постановил Сам Бог: И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте... ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним ( Лев.16:29–30 ). Этот пост упомянут и в Новом Завете (см.: Деян.27:9 ). – Были у них, сверх того, иные дни и периоды, которые полагалось знаменовать постом, по заповеди Божией, возвещенной через пророка: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством ( Зах.8:19 ). А то, какое место отводит посту Священное Писание Нового Завета, я достаточно показал тебе раньше. Таким образом, и в Ветхом и в Новом Завете определены дни и времена, посвящающиеся посту, дабы и в этой стороне жизни соблюсти должный строй, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор.14:33 ). Если же некоторые епископы и священники наши не постятся, то не дело православных осуждать их, ибо написано: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Ибо от Христа дана нам заповедь исполнять то, что говорит священноначалие наше, если хотим спастись (см.: Мф.23:2–3 ). Православный : Как соблюсти истинный пост по учению Православной Церкви? Священник : Пост истинный тот, что соблюдается не только телом, но и душой, когда мы воздерживаемся не только от скоромных яств, но и от страстей и грехов. Удаляясь от скоромной пищи, подобает нам и душу очищать молитвой и покаянием. Да будет телесный наш пост также и духовным, соединенным со всяческой добродетелью. Этому учит нас Церковь в песнопениях Великого поста: «Будем поститься постом, который приемлется Господом и благоугоден Ему; истинный пост есть удаление от греха, обуздание языка, отвержение гнева, удаление от похотей, клеветы, неправды и ложной клятвы. Прекращение сего есть пост истинный и благоприятный» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010