Затем я учился в семинарии. Потом служил диаконом в Николо-Кузнецком храме, намоленном храме. Храме древних московских традиций. Священником я начал служить с 1993 г. в одном из наиболее древних храмов города Москвы — Илии Обыденного. Кроме того, я служил 13 лет в психоневрологическом интернате, и это совсем иной опыт. 6 лет я служил в Высоко-Петровском монастыре, и теперь служу в храме Святителя Николая на Трех горах. Таков мой опыт. Именно им я хочу с вами поделится. Я недаром говорю о традиции, потому что для осознания того, что такое Великий Пост, очень важно понятие «традиция». Традиция, устав или канон — это разные вещи. Когда говорим «устав или канон» — понимаем что-то обязательное. Традиция — необязательное, но это то, чем мы живем и без этого жить не можем. Без традиции жизни в Церкви нет, как нет и любой жизни. Нет семьи без традиции, нет города, ни поселка, ни деревни. Всегда, везде и всюду традиция очень важна. Пост — не вероучительная заповедь Великий Пост установлен ради праздника Пасхи . Великий Пост при Пасхе, а не сам по себе. Очень важно это подчеркнуть, потому что православие — это религия Пасхи. Православие — это религия Воскресения. Мне очень жаль, когда не очень воцерковленные люди обращаются к Церкви только в Великий Пост. Получается, что только Великий Пост привлекает их больше всего. Казалось бы, почему? Почему не Рождественский пост, а именно самый длинный, самый трудный пост? Самый, может быть, известный. Он даже пишется с большой буквы — Великий Пост. Именно постящихся в этот пост больше, чем тех, кто празднует Пасху. Это странно, но это факт. Именно в Великий Пост наибольшее число прихожан в русских храмах. Наибольшее число продается книг, свечей, икон. Наибольшее число людей приходит в храм, для того чтобы исповедаться, для того чтобы причастится. Удивительно, что очень много людей, которые в церковь вообще не ходят, говорят: «А я хочу соблюдать пост». Люди, которые не участвуют в церковных таинствах, люди, которые не исповедуются, они намерены хотя бы частично или формально соблюсти Великий Пост. Причем Великий Пост, а не для того чтобы подготовиться к празднику Пасхи. Их интересует сам Великий Пост.

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Петров пост установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла. Он начинается с понедельника после недели Всех святых и завершается праздником апостолов Петра и Павла, который совершается 29 июня. Начало этого поста не имеет фиксированной даты в календаре, зависит от дня празднования Пасхи, а окончание поста имеет постоянную дату. Продолжительность этого поста составляет от шести недель до одной недели и одного дня. Этот пост менее строгий, чем Великий пост. Во весь этот период разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Петров пост упоминается в памятниках IV–V в. – «Апостольских постановлениях», творениях Афанасия Великого , Амвросия Медиоланского , Льва Великого . Согласно указанным авторам, причиной установления этого поста было подражание посту апостолов, которые воздержанием готовились ко всемирной проповеди. Успенский пост Успенский пост установлен в честь и память Божией Матери. Этот пост имеет неизменные дни начала и окончания и одинаковую продолжительность. Начинается он 1 августа, а завершается праздником Успения Божией Матери, который отмечается 15 августа. Во время этого поста запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Пост установлен в подражание Богоматери, Которая проводила всю свою жизнь в посте и молитве. Древнейшее упоминание этого поста находится у Льва Великого (V в.), который называет его древним установлением. Рождественский пост Рождественский пост подготавливает христиан к достойной встрече праздника Рождества Христова. Как и Успенский пост, данный пост имеет неизменные дни начала и окончания и постоянную продолжительность. Начинается он на следующий день после памяти святого апостола Филиппа. Именно поэтому имеется народное наименование этого поста Филиппов пост, или Филипповка. Продолжается пост сорок дней – от 14 ноября до 24 декабря. Строгость этого поста такая же, как и Петрова поста. Впервые этот пост упоминается у авторов IV века. Однодневные посты Кроме среды и пятницы, есть еще несколько однодневных постов. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице §1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост Четыредесятницы велик по воздержанию, по величию предшествующего времени и по сравнению с другими постами. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в сию великую Четыредесятницу. Ибо во все эти предшествующие седмицы служба исполняется приличная посту. Во второй из сих седмиц перестаем вкушать мясо, потому она и называется мясопустною. С начала третьей, по запрещении мяса, до конца ее употребляют одни яйца и сырную пищу, а после и это запрещается; поэтому эта неделя и называется сырною и сыропустною. По прошествии же этих трех недель, с первого дня, то есть с понедельника, начинается настоящий пост. Ибо или вовсе ничего не едят, или едят только однажды в день, и то к вечеру; и между тем воздерживаются до самой Пасхи от употребления рыбы и елея, исключая праздников Благовещения и Ваий, и ни по каким причинам не разрешают на оные. Впрочем, некоторые употребляют раков и других черепокожных животных, как отличных от рыбы и своею жесткостию изнуряющих желудок; дозволяется также употреблять небольшую часть вина и елея, в субботу и в воскресный день. Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Притом в эти два дня, в которые несколько ослабляется пост, не соблюдается правило – вкушать пищу однажды в день под вечер, исключая Великой субботы, но едим дважды в день – и вечером и в полдень, соблюдая 62 правило апостольское: в неделю и в субботу постяйся, кроме единыя, т.е. великия и страстныя, извержен. Но некоторые постники довольствуются только сухоядением и питием воды, и в таком воздержании проводят весь пост Четыредесятницы. Ежели все это сравнить с другими постами, то можно видеть, что этот пост заслуживает названия великой Четыредесятницы. Различие четырех постов Ибо пост, учрежденный в честь апостолов и непосредственно наступающий после Пятидесятницы и хранимый до их праздника, всегда имеет неровное число дней; и притом не столько строг, потому что тогда строго не запрещается употребление елея и рыб. Второй пост от 1-го августа до дня Успения Пресвятой Богородицы, установленный для оказания Ей благоговения и усердия, весьма непродолжителен. Наконец, пост пред Рождеством Христовым хотя и всегда продолжается сорок дней, как и великая Четыредесятница, но воздержание во время его не так строго, как в великую Четыредесятницу. Вот почему пост св. и великой Четыредесятницы, как своею долговременностию, так и строгостию, выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов, это – духовное обновление нашей души, приобретаемое чрез причащение на священной трапезе Святого Тела и Крови Христовой. Ибо в каждые четыре поста приобщаются обыкновенно и Святых Таин. Такова важность Великого поста или св. великой Четыредесятницы. §2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Сей пост внутреннего человека приятен будет Богу, и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (В отв. 509). 7. Плоды святого поста Многие и разнообразные блага доставляет подвижнику святой, благоразумный, истинный пост. Отцы Церкви не находили достаточно слов для подробного описания всех благотворных действий его. «Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное!» – возбуждает преп. Ефрем. «Пост – колесница, возносящая на небо. Пост ограждает искушения, умащает на подвиг благочестия – он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. У постящихся тело честно и душа драгоценна. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез» (Твор. св. отц. 1849г, часть 3, стр. 290). «Пост – пресечение разжения, – продолжает св. Лествичник, – искоренение лукавых мыслей, освобождение от сонных мечтаний, чистота молитвы, светильник души, хранение ума, избавление от слепоты, дверь умиления, смиренное воздыхание, веселящее сокрушение, упразднение многословия, повод к безмолвию, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, снабдитель бесстрастия, отпущение грехов и райская дверь и утеха» (Сл. 14, «Трапеза пребывающего всегда в посте, – дополняет преп. Исаак, – сладостнее всякого благоухания от мускуса и благовония от мира. На трапезе среди постящихся, освящая их, возлежит Возлюбленный, и горечь злострадания их претворяет в неисповедимую сладость; духовные же и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. И я знаю одного из братии, который ясно видел это собственными своими глазами. Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя! Блажен, кому пищей – хлеб, сошедший с неба и даровавший жизнь миру! Блажен, кто на поле своем узрел орошение жизни, по милосердию исходящее из недр Отчих, и к Нему возвел око! Ибо, когда испьет оного, возвеселится и процветет сердце его, и будет в веселье и радости. О помыслах Не только за грехи, сделанные на самом деле, Господь будет судить, но и за греховные помыслы, которые пожелает человек исполнить, как сказано в святом Евангелии: Всяк иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Наша молитва чёрствая, не духовная, мы чувствуем какую-то отяжелелость, мы не можем воспарить духовно к небу, нам пост кажется ненужным. Но вот каким лёгким делает молитва пост. И когда такая церковная задача будет ощущаться верующими, они возьмутся за пост как за необходимое условие таких внутренних состояний. Мы раздражаемся из-за всяких пустяков, всякий пустяк лишает нас внутреннего равновесия. Здесь полная наша внутренняя неустойчивость. Для того чтобы пребывать в таком самочувствии постоянного раздражения – пост не нужен. Но для того, чтобы стяжать мир, он необходим. И когда эта церковная задача ощутится нами, мы возьмёмся за пост. Святой Василий Великий говорит: «Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к благочестию». За этими словами стоит некий особый смысл. Василий Великий говорит здесь, что пост определяется Церковью не как нечто случайное, не как какой-то каприз, не как нечто внешнее, за чем ничего не стоит, кроме «воли», распоряжения, приказа. Были указаны Спасителем и апостолами лишь общие принципы поста, раскрывающие их общий внутренний смысл, но подвижники, богоносные отцы, которые в своей личной духовной жизни исследовали значение всех этих подвигов, установили пост, руководствуясь задачами благочестия. Таким образом, пост не есть установление книжное, отвлечённое – он создавался на основании духовно-подвижнического опыта. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой премудрости... Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей лёгкий полёт, делает её способной подниматься на высоту и помышлять о горнем». И здесь пост связывается с духовными и внутренними задачами, которые так не похожи на мирскую жизнь. Мы потому и чувствуем, что пост стал ненужным, стал каким-то надоедливым профессиональным поповским требованием; как будто бы старый заученный урок говорят они о том, что нужно поститься, а хриситианин не чувствует – зачем. Да, для того чтобы жить так, как мы живём, он и не нужен! Для этого совсем не требуется ни воздержания, ни поста. Но вот когда святые подвижники, которых мы ныне вспоминаем, говорят нам о том, что определяет пост, какую он жизнь создаёт, мы тогда понимаем, зачем нужны посты.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Святитель Василий Великий , говоря о значении поста, указывал, что пост древнее закона, ибо он существовал в раю еще до того, как Бог дал человеку закон. Заповедь не вкушать от древа познания добра и зла – это заповедь поста. Нарушение этой заповеди Адамом привело к смерти человека. Это свидетельствует о большом значении поста. Нет святых, которые не любили бы поститься. Удивительно, что все, кто стремится к покаянию и изменению своей жизни, строго соблюдают пост. Пост является существенным элементом духовной жизни. Этот момент следует особенно подчеркнуть, потому что он показывает различие между истинным постом и одним из аспектов поста, на который особенно обращают внимание в наше время, а именно: влияние поста на здоровье. Действительно, согласно учению Церкви, пост влияет и на здоровье, но самое главное – это тесная связь поста с духовной жизнью. Все святые отцы говорят об этом, но мы рассмотрим позицию святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Пост и молитва Прежде всего мы еще раз повторим, что пост тесно связан с духовной жизнью. А поскольку духовная жизнь выражается через молитву, то пост тесно связан с молитвой и никоим образом не может быть от нее отделен. Святой Григорий в толковании на евангельское повествование о бесноватом и слова Христа «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста 216 » говорит, что сей столь страшный бес был бесом разнузданности, который изгоняется только постом и молитвой. Через пост человек обуздывает свое тело и удерживает его восстание, через молитву же может обездействовать и усыпить предрасположения души, т. е. страсти и возбуждающие страсти помыслы. И таким образом он одержит верх над страстями, «в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его» 217 . Поскольку душа связана с телом, существуют так называемые душевные и телесные страсти, и поэтому пост должен быть соединен с молитвой. Пост – это основа молитвы, а молитва придает истинный смысл посту. Что такое пост Пост не заключается в воздержании от определенной пищи, хотя такое воздержание тоже называется постом, потому что, проявляя послушание Церкви, мы подчиняем свою личную волю соборной воле Церкви. Другими словами, мы следуем примеру Христа и святых отцов Церкви, которые установили пост. Но, помимо этого, пост является более широким понятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Наша молитва чёрствая, не духовная, мы чувствуем какую-то отяжелелость, мы не можем воспарить духовно к небу, нам пост кажется ненужным. Но вот каким лёгким делает молитву пост. И когда такая церковная задача будет ощущаться верующими, они возьмутся за пост как за необходимое условие таких внутренних состояний. Мы раздражаемся из-за всяких пустяков, всякий пустяк лишает нас внутреннего равновесия. Здесь полная наша внутренняя неустойчивость. Для того чтобы пребывать в таком самочувствии постоянного раздражения — пост не нужен. Но для того, чтобы стяжать мир, он необходим. И когда эта церковная задача ощутится нами, мы возьмёмся за пост. Святой Василий Великий говорит: " Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к благочестию " . За этими словами стоит некий особый смысл. Василий Великий говорит здесь, что пост определяется Церковью не как нечто случайное, не как какой-то каприз, не как нечто внешнее, за чем ничего не стоит, кроме " воли " , распоряжения, приказа. Были указаны Спасителем и апостолами лишь общие принципы поста, раскрывающие их общий внутренний смысл, но подвижники, богоносные отцы, которые в своей личной духовной жизни исследовали значение всех этих подвигов, установили пост, руководствуясь задачами благочестия. Таким образом, пост не есть установление книжное, отвлечённое — он создавался на основании духовно–подвижнического опыта. Святой Иоанн Златоуст говорит: " Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой премудрости… Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей лёгкий полёт, делает её способной подниматься на высоту и помышлять о горнем " . И здесь пост связывается с духовными и внутренними задачами, которые так не похожи на мирскую жизнь. Мы потому и чувствуем, что пост стал ненужным, стал каким-то надоедливым профессиональным поповским требованием; как будто бы старый заученный урок говорят они о том, что нужно поститься, а хриситианин не чувствует — зачем. Да, для того чтобы жить так, как мы живём, он и не нужен! Для этого совсем не требуется ни воздержания, ни поста. Но вот когда святые подвижники, которых мы ныне вспоминаем, говорят нам о том, что определяет пост, какую он жизнь создаёт, мы тогда понимаем, зачем нужны посты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пост Пост – средство к благодатному озарению (4, с.238). Оставь в пост есть мясо, грешно, не прогневляй Бога (25, с.469). Сорокадневный пост установлен в подражание Христу. Пост вместе с телесным должен быть и душевный. Пост телесный без душевного не приносит пользу. Пост истинный есть воздержание от зла. Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви (8, с.753–754). Основное – воздержание от страстей Телесные подвиги поста и бдения – средства для приобретения других добродетелей. Основное – это воздержание от различных страстей, обуре­вающих человека (6, с.134). Надо идти средним путем Надо избегать крайностей в посте и идти средним путем, с одной стороны, не слишком послабляя себе в посте, а с другой, – не налагая на себя излиш­него воздержания (Там же). Чрезмерные подвиги – самочинне Чрезмерная ревность к несению различных подвигов, – подвиги выше своей меры, предпринимаемые по собственному почину, а затем оставляемые на некоторое время, есть не что иное, как вражьи козни (Там же). В день праздника Воздвижения Креста Господня установлен пост (как в среду и пятницу, рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание стра­даний Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (4, с.180). В древности причащались вечером, а в св.Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи (Там же, с.226). Пост угоден Богу В субботу первой седмицы св.Четыредесятницы Церковь совершает память св.великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийской Церкви Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной кровью пищу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы). Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим (Там же, с.233). Хотя пост и не является основной добродетелью, все же он служит вернейшим условием к отрезвлению ума и сердца человека, очищает от скверны плотской и греховной. Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны». «Оружие чистоты» – пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой (7, с.458).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Может быть, ни в чём не чувствуется это обмирщение так сильно, как в отношении поста. Пост становится делом исключительным, почти единицы на исповеди отвечают, что они пост соблюдают. Соблюдают по уставу пост совершенно исключительные из мирян. Может быть, на тысячу соблюдающих пост один найдётся вполне по уставу его соблюдающий. Чаще всего даже не знают, как нужно поститься по уставу. Нарушение и нетвёрдость исполнения устава о посте касается не только мирян, но и духовенства. Словом, пост как-то вышел из нашей жизни. Нужно его восстановить в числе многого, что подлежит восстановлению во имя оцерковления нашей жизни. Пост должен быть принят как дело первостепенной важности в нашем церковном устроении. Пост не есть ненужная, внешняя, отжившая форма, которая не имеет никакого внутреннего смысла и внутреннего содержания. Это не пережиток, это не устарелое, что можно отбросить как нечто несущественное в нашей современной церковной жизни, напротив, именно теперь самое время тому, чтобы восстанавливать правила о посте и соблюдать их. Сегодня предлежат нам несколько выдержек из творений святых отцов, уясняющих внутренний смысл и значение поста. Святой Афанасий Великий (умер в 373 году) говорит следующее: " Видишь ли, что делает пост — болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым; если бы даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом " . Если человек живёт внутренне мирскою жизнью, если у него лукавые помыслы, сердце нечистое, если он одержим духом бесовским, как ему ощутить эту потребность, эту надобность в посте? Но как только встаёт задача духовная, церковная, отличная от задачи мирской жизни, так окажется, что это лекарство, этот духовный режим является для него необходимым, ибо, как говорит Афанасий Великий, пост лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым, одержимых духом нечистым исцеляет. Преподобный Ефрем Сирин (скончался в конце IV века) говорит: " Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост — училище подвижников. Пост — доблесть во бранях. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия, мир в домах. О как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В последнюю неделю Великого поста полагается особо строгий пост «ради Страстей Христовых». ПЕТРОВ ПОСТ. После праздника Святой Троицы начинается пост апостолов Петра и Павла, называемый также Петровым, или Апостольским. Он продлится до дня апостолов Петра и Павла – до 12 июля. В народе говорили: Петровка – голодовка. Все запасы уже иссякли, а нового урожая еще нет, даже кислая капуста уже на исходе, поэтому ели в основном квас с зеленым луком и свежие огурцы. Петров пост нестрогий: по вторникам и четвергам разрешается растительное масло и вино, а в субботу и воскресенье можно есть еще и рыбу. Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Иоанн Златоуст учит: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева… прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». УСПЕНСКИЙ ПОСТ. Этот пост установлен в честь Божией Матери, Ее славного Успения. Он начинается 14 августа и кончается 28 августа. По своей строгости он приближается к Великому посту: запрещается есть все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу едят без растительного масла. Во время Успенского поста отмечают три праздника: медовый Спас, яблочный Спас и хлебный Спас. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ. Этот пост начинается на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа и называется еще Филипповым. Рождественский пост начинается 28 ноября и продолжается до Рождества Христова, т. е. длится 40 дней. Он не очень строгий: до праздника святителя Николая (19 декабря) разрешается есть рыбу (кроме среды и пятницы), а после праздника – лишь по субботам и воскресеньям. Период со 2 по 6 декабря надо соблюдать строгий пост. В эти дни едят один раз, вечером, самую простую пищу из растительных продуктов. Еще более строгий пост (голодание) обязателен накануне Рождества Христова до первой звезды. Что такое Библия? Библия – это Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия. Самая замечательная и в то же время древнейшая книга на земле – это Святая Библия. Это – Книга книг.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010