На место же явления обратно была отпущена 11 июля. Ржевская Список с сей иконы находится в Москве, в церкви, во имя её устроенной, у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах сия икона называется также и Оковицкою. 11.07. Шуйская-Смоленская Шуйская-Смоленская В 1654 и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва: люди умирали тысячами. Это бедствие постигло и город Шую. Заступлением Богородицы город был избавлен от гибели. Сведения о чудотворной иконе описаны 28 июля: Шуйская Одигитрия, или Смоленская. 11.07. Борколабовская 69 Борколабовский женский монастырь в Быховском уезде Могилевской епархии основан в 1648 году. В главной церкви монастыря находится чудотворная икона Божией Матери, о явлении которой в монастырском архиве находится следующая запись: «Тайну цареву подобает хранити, а дела Божия открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г. грядуще обратно из Польши Князь воев русских, прозванием Пожарский, имеяй с собой потаи сию икону Пресвятой Богородицы, еще прииде на место сие, идеже ныне у врат великих; тогда ста икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумений тогда бывшей, Фотинии Кирнаровне, и рече: возьмите икону Пресвятой Богородицы; видно бо хощет Мати Божия зде пребывати». С тех пор Борколабовская икона прославилась многими чудесами. Во многих церквах находятся с неё старинные списки, и в надписях на оных упоминается, что она прославлена многими чудесами, совершавшимися в Борколабовской обители. Празднование сей иконе совершается 11 июля, в день принесения её в монастырь князем Пожарским. 12.07. Троеручица Икона сия находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Голиках за рекой Москвой. 12.07. Троеручица -в Белобережской пустыни В Белобережской пустыни Орловской губернии Брянского уезда находится чудотворная икона Троеручицы, которая была принесена туда основателем пустыни иеромонахом Симеоном в 1661 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской иконам. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской: Богомладенец изображен на ней нежно прильнувшим к Пресвятой Богородице, Которая держит Его на правой руке. Название свое икона получила от великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича († 1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Первоначально икона была обретена его старшим братом святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем († 1238; память 4 февраля) в старинной часовне, близ селения Городца, Нижегородской области. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского († 14 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена перед русским войском. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме († 1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени (вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II) связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы, появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В том же Митрофановском монастыре хранится и другая Смоленская икона небольших размеров. Она прежде была келейной иконой святителя Митрофана. Смоленская икона в Троице-Сергиевой лавре В Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви Божией Матери Одигитрии, по левую сторону от царских врат, помещена чудотворная икона Богоматери. В рукописном описании лавры, составленном в 1771 г., говорится, что в 1730 г. этот образ Богоматери, помещавшийся в то время на стене одной из лаврских палат, явился во сне одному псаломщику, имевшему пригнутые к спине и совершенно иссохшие руки. После этого видения он, обратившись с усердной молитвой к Богоматери пред явившейся ему во сне иконой, получил исцеление. Чудо было поразительно. Когда слух о нем дошел до императрицы Анны Иоанновны, она пожелала лично видеть исцеленного. Псаломщик был представлен императрице в Измайловском дворце и освидетельствован врачами, которые и признали наличность чудесного исцеления. Мерой икона в четверть аршина. Она высечена из камня и украшена алмазной короной и жемчужной ризой. Смоленская икона в слободе Никитовке Эта икона Божией Матери находится в Преображенской церкви слободы Никитовки Валуйского уезда Воронежской губернии. О ней сохранилось следующее предание. В 1803 году, во время существующей и до настоящего времени здесь многолюдной ярмарки, один местный житель, занимавшийся иконописанием, вынес на ярмарку для продажи написанную им икону Смоленской Божией Матери. Он простоял с утра до вечера, но покупателя не нашел. Тогда он с иконой пошел обратно к себе домой. В это время вдруг поднялась страшная буря. Сильный вихрь мгновенно вырвал из рук испуганного живописца икону, поднял ее на воздух и опустил в кружок стоявших невдалеке крестьян, советовавшихся о выкупе земли, предложенной им их помещиком. Неожиданное появление в своей среде иконы они приняли за доброе предзнаменование свыше. Они решили купить икону и заплатили за нее назначенную цену. Икона была поставлена в Преображенской сельской церкви, расположенной в упомянутой слободе Никитовке Валуйского уезда. Впоследствии она прославилась чудотворениями и пользуется большим почитанием среди местных жителей.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В том же Митрофановском монастыре хранится и другая Смоленская икона небольших размеров. Она прежде была келейной иконой святителя Митрофана. Смоленская икона в Троице-Сергиевой лавре В Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви Божией Матери Одигитрии, по левую сторону от царских врат, помещена чудотворная икона Богоматери. В рукописном описании лавры, составленном в 1771 г., говорится, что в 1730 г. этот образ Богоматери, помещавшийся в то время на стене одной из лаврских палат, явился во сне одному псаломщику, имевшему пригнутые к спине и совершенно иссохшие руки. После этого видения он, обратившись с усердной молитвой к Богоматери пред явившейся ему во сне иконой, получил исцеление. Чудо было поразительно. Когда слух о нем дошел до императрицы Анны Иоанновны, она пожелала лично видеть исцеленного. Псаломщик был представлен императрице в Измайловском дворце и освидетельствован врачами, которые и признали наличность чудесного исцеления. Мерой икона в четверть аршина. Она высечена из камня и украшена алмазной короной и жемчужной ризой. Смоленская икона в слободе Никитовке Эта икона Божией Матери находится в Преображенской церкви слободы Никитовки Валуйского уезда Воронежской губернии. О ней сохранилось следующее предание. В 1803 году, во время существующей и до настоящего времени здесь многолюдной ярмарки, один местный житель, занимавшийся иконописанием, вынес на ярмарку для продажи написанную им икону Смоленской Божией Матери. Он простоял с утра до вечера, но покупателя не нашел. Тогда он с иконой пошел обратно к себе домой. В это время вдруг поднялась страшная буря. Сильный вихрь мгновенно вырвал из рук испуганного живописца икону, поднял ее на воздух и опустил в кружок стоявших невдалеке крестьян, советовавшихся о выкупе земли, предложенной им их помещиком. Неожиданное появление в своей среде иконы они приняли за доброе предзнаменование свыше. Они решили купить икону и заплатили за нее назначенную цену. Икона была поставлена в Преображенской сельской церкви, расположенной в упомянутой слободе Никитовке Валуйского уезда. Впоследствии она прославилась чудотворениями и пользуется большим почитанием среди местных жителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Лит.: Аполлинарий, иером. Краткий очерк о почившей игум. Марии и об устроении ею Сызранского Сретенского девичьего мон-ря Симбирской епархии. Пенза, 1878. С. 6; Яхонтов А. Г. Сызрань и ее достопримечательности: Ист.-археол. описание. Симбирск, 1901. С. 96. В Смоленской губернии В 1894 г. икона была подарена жителям с. Знаменского (др. названия: Пруденки и Меженинка) Бельского у. прав. Иоанном Кронштадтским, когда крестьяне соседнего с. Холмец отказались вернуть в возобновленную после пожара Знаменскую ц. временно хранившуюся у них икону Божией Матери «Знамение», уцелевшую от огня и считавшуюся чудотворной (эти сведения были указаны на прикрепленной к иконе табличке). Принесена в село 3 янв. 1895 г. Этот день ежегодно праздновался наравне с храмовым праздником. Иконографические особенности неизвестны, но, по-видимому, была списком с чудотворного образа из часовни у стеклянного завода в С.-Петербурге. В с. Крюкове Бельского у., в ц. Успения в усадьбе дворян Лыкошиных (1789), находилась икона, время создания и обстоятельства прославления к-рой неизвестны. Пользовалась местным почитанием. Лит.: Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 175, 369. В с. Великополье Юхновского у. икона находилась в Никольской ц. Точное время прославления неизвестно (до 1864). От образа исцелилась девица из соседней деревни. Существовало малодостоверное предание, что подлинный образ был взят в Москву и заменен списком. Лит.: Ист.-стат. описание Смоленской еп. СПб., 1864. С. 343; Сперанский И. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особо чтимых в среде правосл. рус. народа. Смоленск, 1894. С. 111. В с. Крапивка Бельского у. местночтимая икона, написанная в 1801 г., находилась в Скорбященской ц. (1869). Лит.: Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 104. В с. Пантелееве Бельского у. в Скорбященском приделе Казанской ц. находилась икона, к-рая прославилась в эпидемию холеры в 1848 г.: в соседнем с. Щербатовщина мор прекратился, после того как перед иконой был отслужен молебен и ее обнесли вокруг окрестных полей. В память этого события ежегодно с 30 июня по 22 июля образ носили по соседним приходам сел Щербатовщина, Белый Берег, Козулино и Крюково. Особо икона праздновалась на Вознесение.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться " Парамифия " (т. е. " Утешение " , " Отрада " ), и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание о том удивительном происшествии. Икона «Отрада и Утешение». Поселок Вадино Сафоновского района Смоленской области. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой " Отрада " была возжжена неугасимая лампада и зажигается большая свеча. В том приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. В образе " Отрада или Утешение " чудесным образом проявляется особое дерзновение Матери Божией перед Её Сыном - не только утешать грешных, но и гнев Божий отвращать от них. Чтимые списки с иконы Чтимый список иконы, написанный на Афоне , был подарен в XIX веке иеросхимонахом Серафимом (Весниным) сёстрам Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря . В 1854 году в монастыре был освящен храм в честь этого образа, где и была помещена икона . Один из списков пребывает в храме, построенном в честь этой иконы в посёлке Вадино Сафоновского района Смоленской области, являющемся подворьем Спасо-Авраамиева мужского монастыря . Удивительна история этой иконы. В конце 1920 -х годов, когда в Советской России шло массовое разорение церквей, её подобрал в одной из центральных губерний России кочующий цыганский табор. Большая храмовая икона стала храниться в таборе и почитаться цыганами, которые всюду возили её с собой. Во время Великой Отечественной войны табор оказался на оккупированной территории. Фашисты, проводившие политику тотального уничтожения цыган, загнали табор в окружение, выйти из которого можно было, только пройдя через минные поля. С иконой Божией Матери цыгане невредимыми прошли через минные заграждения. После войны табор осел в Вадино. Долгое время икона Божией Матери " Отрада и утешение " хранилась в доме старого цыгана Бориса, который завещал её Вадинской православной общине. В 2007 году храм был построен. Образ " Отрада и Утешение " стал его главной святыней .

http://drevo-info.ru/articles/4976.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010