Справка В 1001 г. Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. До начала XVII в., несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но в 1609 г. войска польского короля Сигизмунда III осадили город. Во время штурма горожане, которые предпочли смерть позорному плену, взорвали пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. В 1675 г. собор был разобран ввиду невозможности ремонта. По приказу царя Алексея Михайловича в 1676 г. был заложен новый храм на месте прежнего. Строительство длилось около ста лет, и в 1772 г. собор был освящен Преосвященнейшим Парфением. Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 г. Внутреннее пространство собора — более 2000 кв.м., высота стен — 70 м. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. Главная святыня Успенского собора — Смоленская икона Божией матери «Одигитрия». Другая святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 г. в мастерских Евфросиньи Старицкой. Собор играет главенствующую роль в общей панораме г. Смоленска и хорошо просматривается с любой точки города. Как и Смоленская крепостная стена, собор стал художественным символом Смоленска. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Смоленскую епархию. Утреня в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Смоленская-Костромская икона Божией Матери Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители – ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора. Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился опустошительный пожар, в огне которого погибла половина городских строений. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако, защищаемый чудесной силой Божией настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым. В 1824-25 годах, попечением преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых XIX столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В 1847 году в Костроме вновь случился страшный пожар. Нещадное пламя уничтожило внутреннее убранство Смоленской церкви, однако, как и в пожаре 1779 года, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой. Весть об этом чуде мгновенно облетела всю Кострому, и, по свидетельству современника, « многие толпы народа, стоявшие вблизи Смоленской церкви, с верою и благоговением повергались пред этим ликом Богоматери, прося Ее о заступлении и спасении горевшего города ». Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченой ризой. Многие годы оклад украшал древнюю святыню, прославившуюся не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудотворениями, являемыми через нее силой благодати Божией.

http://pravicon.com/info-1549

Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона. Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы. Псково-Покровская икона Божией Матери, именуемая " Умиление " . 14 октября (1 ст. ст.) Празднование Псково-Покровской иконе Божией Матери во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица и преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями киевским и псковским Гавриилом и Тимофеем и Николаем юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Празднование сей иконе совершается в благодарность за победу над турками и татарами в войне 1736 -1740 годов. См. 28 августа: икона Успения Псково-Печерская. Ярославская-Смоленская икона Божией Матери. 25 октября (12 ст. ст.) Икона Божией Матери Ярославская-Смоленская   Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне. Калужская икона Божией Матери 25 октября (12 ст. ст.) Калужская икона Божией Матери явилась в имение боярина Василия Кондратьевича Хитрово в селении Калужки Калужской губернии в 1748 году. Во время разборки чердака боярского дома одна из дворовых девиц, именем Евдокия, дерзнула плюнуть в изображение на найденном полотне и была поражена невидимой силой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

I. Hыhe, в 28-й день июля, совершается Церковью празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, – а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, братия, вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я расскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах. а) Смоленская икона Божией Матери, иначе называемая еще Одигитрией, или, с греческого языка, путеводительницей, очень древняя. По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этой иконой греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда эта икона будто бы и названа Одигитрией – путеводительницей, так как она была путеводительницей царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах, перевез эту икону в Смоленск, устроив для нее соборный храм Успения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленской. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатной силой иконы Ее, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий во время битвы смертельно ранен был в голову стрелой. Через 260 лет после того, этою же Смоленской иконой литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за Московского князя; тогда же святая икона Смоленская была перенесена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того смоляне выпросили свою икону у великих князей Московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нее точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Супрасльская " Описания иконы Икона Одигитрия Супрасльская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона «ОДИГИТРИЯ» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных. В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений. Супрасльский монастырь [...] Описание иконы Одигитрия Супрасльская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находится древнейший памятник православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном. В этом монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Супрасльскою. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Иные же предполагают, что она написана по распоряжению епископа Иосифа Солтана, основателя этой обители. Около двух столетий, с первой половины XVII века до 1839 г., когда в этом крае господствовали униаты, этот монастырь со своей святыней находился в их власти. Первоначально икона помещалась в иконостасе, как местная. Но с устройством нового иконостаса в первой половине XVII столетия прежние местные иконы поставлены в особых киотах, позади первых от иконостаса колонн, поддерживающих церковный купол, а икона Богоматери Супрасльская была по[...]

http://pravicon.com/icon-235

С. Снессорева Дни празднества Пресвятой Богородице в честь ее чудотворных икон, чтимых православною церковью, по месяцам и дням всего года, с указанием времени их явления или перенесения в Россию Январь 11.01. Елецкая Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери. Икона явилась в 1060 году 19 и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце. 11.01. Египетская Явление этой иконы, издавна почитаемой чудотворною, последовало в 1060 году. 12.01. Млекопитательница Икона сия находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освящённого, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы – Млекопитательница – будет дарована ему от лавры в благословение. Святой Савва мирно перешёл ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский ; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освящённого, и лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал её в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местного в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Чудотворный образ находится в «Типикарнице» св. Саввы Сербского в Карее. 12.01. Акафистная- Хилендарская Чудотворная икона в Хилендарском соборном иконостасе получила название Акафистной, потому что пред нею читан был акафист во время пожара в 1837 г. – и она осталась невредимою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Имеются еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве Тверской губ. Борколабовская икона Такое название икона Божией Матери носит по месту своего нахождения, в Борколабовском женском монастыре Быховского уезда Могилевской губернии. Основание его относится к 1648 году. В главной церкви его и находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. В монастырском архиве сохраняется следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, — говорится в ней, — а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор эта икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, находящихся на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в Борколабовской обители. Празднование этой иконе, 11 июля, установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским. Шуйская Смоленская икона. Сведения об этой иконе помещены под 2 числом месяца ноября. 12 июля Молдавская Афонская икона Эта икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне в расстоянии одного часа ходьбы от лавры св. Афанасия. В 1863 году игумен этого скита в сопровождении нескольких иноков отправился по монастырским делам в Молдавию. Прибыв в столицу Молдавии, город Яссы, афонские иноки решили заказать здесь икону Богоматери для своей обители и стали приискивать такого мастера, который не только хорошо знал бы свое искусство, но вместе с тем был бы и хорошей жизни и имел бы страх Божий, и был бы украшен христианским благочестием. Скоро им удалось приискать в Яссах одного такого преклонных уже лет живописца, по имени Георгия Николаева, с которым и условились, чтобы он писал нужную икону не иначе, как в посте, прежде вкушения всякой пищи и непременно сам, без участия и помощи других.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Описание иконы Одигитрия Костромская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Костромском Богоявленском монастыре, на стене юго-западной башни, в 1672 году написана была икона Богоматери Смоленской. Спустя 107 лет после того, в 1779 году, 13 мая, случился в Костроме страшный пожар, от которого сильно пострадал весь город, а также и Богоявленский монастырь. Особенно сильному действию пламени подверглась юго-западная башня монастыря, на стене которой изображена была Смоленская икона Богоматери, но икона и даже деревянный киот ее остались невредимыми. С этого времени началось особое чествование этой иконы со стороны местных жителей. В 1824 году в башне была устроена церковь во имя Смоленской Богоматери с особой полуциркульной пристройкой в стене, на которой изображена чудотворная икона. В этой церкви, обращенной ныне в семинарскую, и находится чудотворный образ после закрытия Богоявленского монастыря в 1848 году. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Костромская Одигитрия. Стараниями благочестивых костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценной сребропозолоченной ризой. В 1920 году Смоленская церковь, вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы, была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы губернской комиссией по изъятию церковных ценностей. В 1990 году Смоленский храм был возвращён Церкви и возрождаем[...] Файл 18509.jpg:   Размер: 500x533, 0.27 MPix, 217 Kb. Дата: 2012-06-28, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 5 (313) , (5) . Описание: Фрагмент интерьера церкви (иконостаса?). Фотография. Вторая половина XIX в. Материал, техника: картон, сепия (?), фотобумага. Размер: 8,7х4,6 - р.и. Размер рамы, паспарту: 9,6х5,9. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева " . Представлена икона Богоматерь Одигидрия Смоленская (?) с чудесами в 16 клеймах, в навершии Саваоф с кресчатым нимбом, руки подняты в благословляющем жесте, икона вставлена [...]

http://pravicon.com/icon-230

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Белгородская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Белгородская Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Смоленская Одигитрия, явившеяся в Белгороде. Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода. «С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча». На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь. Описание иконы Одигитрия Смоленская Белгородская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Прославление иконы Богоматери Смоленской, находящейся в Белгороде Курской епархии, относится к началу XVIII столетия, но история этой иконы начинается несколько раньше. В XVII века жил в Белгороде один благочестивый человек, по фамилии Семизоров. По данному обету он поставил на стене городских ворот Смоленскую икону Божией Матери, украсив ее серебряной ризой и вставив в киот. Здесь икона находилась в течение многих лет и после смерти Семизорова. В начале XVIII в., именно в 1703 году, в ночь с 1 на 2 число октября, недалеко от этих ворот стоял на карауле часовой солдат из Жилого белгородского полка, по имени Мефодий Иванов. Ночью, среди окружающей темноты, вдруг его осиял необыкновенно яркий свет. Удивленный Мефодий, отыскивая источник этого света, оглянулся вокруг и заметил, что чудесный свет исходит от иконы Богоматери, находящейся на стене городских ворот. На утро весть об этом чуде, сообщенная часовым, быстро распространилась по всему городу. Чудо было настолько необыкновенно, чт[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-635

Особенно примечательны иконы, идущие от царских врат: первая икона Спасителя, вторая икона св. Троицы с чудесными венцами; датированная икона Владимирской Божией Матери с деяниями, прекрасно реставрированная Чириковым. Эта икона XVI века, разделенная на 9, частей изображает деяния Богоматери (Рождество, Покров, Благовещение и пр.). Среднее нижнее - изображает собор прекрасных архитектурных форм. Краски иконы - выдающейся красоты; композиция рисунка чарующей строгости и линии. Все эти девять деяний в 1783 году были обложены по краям лишь серебряным, узорчатым бордюром. В этом же характере древнего письма иконы Спаса Смоленского с припадающими у его ног семью святыми и иконы св. Троицы и Тихвинской Богоматери, без окладов, но несколько позднейшего времени. Красива еще (налево от иконостаса) икона Иоанна Богослова в венце и с цатой, очень старинного письма: она помещается на северной стене храма в простенке между окнами, в киоте того же стиля, как и иконостас. Иоанн Богослов изображен в размере больше натуральной величины человеческого роста, но не во весь рост, а только по колени, с наклоненною налево головой. Выражение лица Евангелиста задумчивое, строгое. Интересна также икона Божией Матери под названием " победы над Темир Аксаком (Тамерланом) " , недавно реставрированная. Но эта реставрация, особенно 90-ых годов XIX столетия, была очень неудачна, вследствие чего древнее письмо совершенно испорчено. Испорчена реставрацией и находившаяся прежде по левую сторону от царских врат икона Сретения, испорчен образ свв. Антония и Феодосия. В алтаре холодного храма заслуживают упоминание: запрестольный восьмиконечный крест, икона Божией Матери Владимирской, и вторая икона Владимирской Богоматери - с рукоятью, за жертвенником. Образ Тихвинской Божией Матери - 1719 года. Здесь же икона Бога Отца и Бога Сына с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Предтечею, а в воздухе лики Архангелов и Ангелов. Этот образ не подвергался переделке: краски его сохранили всю свежесть тонов. В церкви прелестны паникадила, из " зеленой меди " , сходные с паникадилами заграничной работы XVII века находящимися в Вологодском кафедральном Соборе и потому, вероятно, не русской работы.

http://sobory.ru/article/?object=49826

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010