Иконография Смоленской иконы Богородицы По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому Одигитрия, что значит Путеводительница. Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. 10 августа, 2012 По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому Одигитрия, что значит Путеводительница. Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. Согласно легендам, особо почитаемая на Руси икона Божией Матери « Смоленская » попала к нам из Византии ещё XI веке. Проверить сейчас это предание затруднительно, т.к. оригинал Смоленского образа был утрачен во время Великой Отечественной войны. Все нынешние «смоленские» иконы являются лишь списками с оригинала. Ныне чтимая Смоленская икона Богородицы По типу изображения Смоленская икона относится к весьма древнему иконописному изводу, называемому «Одигитрия», что значит «Путеводительница».  Действительно, Богоматерь в известном смысле является путеводительницей ко Христу, поскольку именно через Неё произошло воплощение в мир Спасителя. Но иконы типа «Одигитрии» особо подчеркивает этот момент: на них Богородица непосредственно указывает рукой на Того, Кто есть «Путь, Истина и Жизнь».                   Икона Богородицы «Одигитрия», Кипр, XII век Конечно, стоит помнить, что все Богородичные иконы, особенно те, которые писались непосредственно после 7-го Вселенского Собора, навсегда утвердившего иконопочитание, несут одно самое главное смысловое наполнение: свидетельство истинности Боговоплощения. Все прочие иконографические нюансы в отношении этого смысла носят характер вспомогательный и вторичный, хотя порой именно нюансам и принято придавать превалирующее значение. «Одигитрия», мозаичная икона, Византия, XIII век «Одигитрия». Поствизантийская икона XVI века

http://pravmir.ru/ikonografiya-smolensko...

Кинерма. Часовня Смоленской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ведлозерское сельское поселение. Памятники архитектуры: 1) Часовня Дмитрия д.Пенгисельга (сер. XVIII в.) 2) Часовня Смоленской Богоматери д.Кинерма (2-я пол. XVIII в.) входят в Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района (по состоянию на 01.01.2012 г.). Источник:  сайт Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия Часовня Смоленской иконы Божьей Матери, XVII в. Первые письменные упоминания о деревне относятся к 1563 году, когда эти земли были внесены в писцовые книги Обонежской пятины. Согласно записям, тогда деревня состояла из четырех хозяйств. У Кинермы оказалась непростая судьба. В конце XVI века, во время войны России со Швецией, деревня была сожжена. Второй раз ее разрушили b XVII веке, во время польсколитовских набегов. Кинерму отстроили заново, сумев сохранить с тех пор ее облик. Часовня Смоленской иконы Божьей Матери, XVII в. Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII - началу XVIII века. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. По преданию место постройки часовни указала сама икона, чудесным образом явившись в полях. Чудотворная икона Божьей Матери всегда привлекала множество паломников, чему свидетельствует богатый, чудом сохранившийся резной иконостас. Сегодня икона храниться в Музее Изобразительных искусств Республики Карелия. Часовня состоит на государственной охране как памятник архитектуры. Часовня Смоленской Богоматери построена во второй половине XVII в. Храм разновременен. Его ядро - разновысокая клетская часовня с галереей датируется второй половиной XVIII в. В XIX в. разобрана звонница, утрачено северное крыльцо, здание снаружи обшито тесом, главка покрыта железом, традиционная кровля заменена на прямообрезанный тес. В середине ХХ в. крыша покрыта шифером. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. Часовня состоит на государственной охране в качестве памятника архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=10371

1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери Москва, 27 января 2015 г. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает Синодальный информационный отдел . Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней,с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Справка: Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravoslavie.ru/76812.html

В Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери 27 января 2015 г. 13:05 1 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Аккредитация СМИ на Патриаршие богослужения 1 февраля осуществляется Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси . Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 30 января по эл. почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49, (926) 40-40-621. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Византии. По преданию, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии — символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами.

http://patriarchia.ru/db/text/3967685.ht...

Нижний Новгород. Часовня Смоленской иконы Божией Матери на Александровском роднике. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1999. Ссылки:     Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Ветлужский пр-д, д.11/2 Координаты: 56.256037, 43.987783 Проезд:Двигаясь от проспекта Гагарина по ул. Горная, свернуть за домом 30. Спуститься к оврагу меж гаражей к лестнице, которая выведет к часовне. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня во имя иконы Смоленской Богородицы и Присно Девы Марии Одигитрия, создана по благословению епископа Балахнинского Иерофея 24 мая 1999 года. В часовне был отслужен молебен в честь иконы Смоленской Божьей матери 23 июня 1999 года. 10 августа 1999 года в праздник иконы Смоленской Божьей Матери над часовней был воздвигнут освященный православный крест. В праздник крещения был совершен чин Великого освящения воды, настоятелем Успенской церкви г.Н.Новгород о.Алексеем (Гориным) по прошению которого, часовня передана под церковное окормление Успенской церкви с 2000 года и назначен священник о.Вячеслав (служил до февраля 2001 года). О.Вячеславом в часовне было совершено таинство Святого Крещения и были внесены Святые Дары Господни для причащения верующих. Почитается как святыня старинная икона Смоленской Божьей Матери, переданная в часовню из церкви Одигитрии с. Подлесова. Попечителем часовни является Андреевское единоверческое братство. По рассказам верующих много лет назад в Александровском роднике было явление иконы Пресвятой Богородицы. В родник помещены камушки, со святого источника преподобного Серафима Саровского. Особенно, вода с источника полезна страдающим от винопития. В часовне принимаются поминальные записки за здравие и за упокой, а также пожертвования на вечное поминовение. С самого основания часовни старостой ее была Пудова Антонина Ивановна до самой своей кончины (15.12.2000). С декабря 2000 г. по июнь 2001 г. старостой часовни была певчая Троицкого храма убогая Демидова Любовь Васильевна. С июня 2001 г. по июль 2002 г. старостой был Тарасов Алексей, ныне находится в заключении. В темницу он пошел сам, раскаявшись в своих согрешениях. С августа 2002 г. по ноябрь 2002 г. старостой часовни является странник - скиталец Вячеслав. С декабря 2002 старостой назначен катехизатор Нижегородской епархии Троицкий Олег Ярославович. часовня часто посещается бывшими заключенными, людьми страждущими от страстей виновития и наркомании. По своим силам они работают по ремонту и реставрации часовни.

http://sobory.ru/article/?object=16665

Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». 9 августа, 2019 Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». 10 августа Церковь установила праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Содержание статьи Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница». Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов. Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы. Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия Идея образа Одигитрии Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Семиозёрка. Седмиозёрская Богородицкая пустынь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. Собор. Не действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1668. Адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Семиозёрка, ул. Заречная, д. 15. Координаты: 55.953473, 49.101504 Проезд: Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указа ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указатель " Семиозерка, Шигали " ). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь Смоленской Божьей матери выстроена около 1668 года, в ней помещалась чудотворная икона Смоленской Божьей Матери. Сама церковь после закрытия монастыря в 1926 году была разрушена и разобрана на кирпич.Чудотворная икона, к счастью, сохранилась и сейчас находится в Петропавловском соборе г.Казани. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998. Седмиозёрный монастырь был основан в 1615 г. иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принесшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Смоленской-Седмиозёрной. Икона прославилась в 1654 г., именно её помощи приписывается спасение Казани от эпидемии чумы. С того времени Седмиозёрная икона стала, по сути, второй по значимости после Казанской иконы православной святыней региона. В память событий 1654 г. был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозёрной пустыни в Казань, который проходил вплоть до 1917 года. Благодаря почитанию иконы, в обитель стали поступать щедрые пожертвования. Этих денежных средств хватило на строительство в монастыре двух храмов.

http://sobory.ru/article/?object=06830

Реставрация святыни: Смоленская икона «Одигитрия» возвращается домой Москва, 29 января 2015 г. 10 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Богоматери «Одигитрия» возвращается на свое историческое место в кафедральный Успенский собор города Смоленска после двухлетней реставрации, сообщает Синодальный информационный отдел . Перед этим икона в течение 10 дней будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве. Смоленская икона впервые будет выставлена без оклада. Любой желающий сможет поклониться святыне, перед которой молились М.И. Кутузов и все русское войско на Бородинском поле в 1812 году. В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская икона Божьей Матери поступила на реставрацию в темперный отдел Института реставрации (ГосНИИР) из Успенского кафедрального собора г. Смоленска. Историческая справка: Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон «Одигитрии» Смоленской, которая была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. По преданию, икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне в нише, над главными городскими воротами. Башня пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг, однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. После освобождения города в 1654 году царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву перед иконой «Одигитрии». В 1729 г. к башне пристроили деревянную церковь Рождества Богородицы, где и был помещен «годуновский» список, от которого стали происходить исцеления. В начале XIX века деревянная церковь была заменена каменной и освящена в честь иконы «Одигитрии» Смоленской. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска отступавшими русскими войсками, а накануне Бородинской битвы, по приказу главнокомандующего М.И.Кутузова, ее торжественно, с крестным ходом, проносили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и отслужили перед образом молебны, на одном из которых присутствовал М.И.Кутузов со всем генеральским составом. 10 (23) ноября 1812 года, после трехмесячного пребывания в русской армии, получивший особое почитание образ был возвращен в Смоленск.

http://pravoslavie.ru/76879.html

Сзади написано, что евангелие пожертвовано петербургским купцом Алексеем Алексеевичем Бурмакиным, 8 июля 1862 г.; 8) образ Господа Саваофа, на Горнем месте и икона Знамения, находящиеся здесь с основания церкви; 9) храмовая икона Казанской Божией Матери, писанная на дереве, в сребропозлащенной ризе, с таковым же венцом, одежды Богоматери и Спасителя вышиты жемчугом и украшены разноцветными камнями; 10) икона св. Николая Чудотворца «с деяниями», в медной, с резными украшениями, ризе. В 1863 г. риза позолочена и вделана в кипарисовую доску. По надписи видно, что образ пожертвован княгинею Екатериною Ивановною Мещерскою, урожденною Чернышевою, по завещанию матери ее, Евдокии Дмитриевны Чернышевой, урожденной Ланской, скончавшейся 4 июня 1815 г.; 11) икона святых Димитрия Солунского, Иоанна Воина, св. Николая Чудотворца и изображения коронования Божией Матери. Она принадлежала саперному батальону; 12) в одном киоте с нею, наверху, помещена икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, дар девиц Давыдовых. На иконе – ожерелье; 13) деревянный киот с надписью: «за упокой Параскевы». В нем шесть икон, из коих достойны внимания: а) икона Казанской Божией Матери, в бронзовой раме, за зеркальным стеклом, с серебряным ободком и вызолоченным венцом. Одежды ликов вышиты девицами Давыдовыми из различных драгоценных камней, пожертвованных членами Царского дома и другими почетными лицами; б) икона Владимирской Божией Матери, покрытая слюдою, в ризе из червонного золота, ценностью в 1010 р. с., сделанной в 1764 г. В венце ризы 4 синих яхонта и гранат, на верху – плоский бриллиант в 400 р., яхонт и три алмаза. Икона пожертвована полковницей Поповой, урожденной Голохвастовой; в) икона Спасителя, с связанными руками, в сребропозлащенной ризе, ценою в 165 р., устроенной купчихою Татьяною Ивановою в 1882 г. В церковь икона внесена на помин души действительного статского советника Александра Петровича Чихачева (умер 1827 г. 18 ноября); г) икона Спаса Нерукотворенного, фамильная генерал-майора Александра Философова, по смерти его внесенная сюда женою его Екатериною Ивановною; 14) деревянный киот, с иконами Тихвинской и Скорбящей Божией Матери, в ризе накладного серебра, с позолоченным венцом и с разноцветными камнями; дар купчихи Александры Фроловой; 15) иконы князя Владимира и Марии Магдалины, работа камергера Александра Ивановича Башуцкого, известного гомеопата, ходившего всегда в послушническом подряснике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010