Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

   Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей.    В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска.    Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.    Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней.    И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.    Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией — мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь. «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог», — так говорят святые отцы. И нынешние события — это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение того, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время. Разве не читаем мы с вами двадцать столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился им и не понял во всей полноте, а нам остается тоже удивляться, видя сбывшимися слова, сказанные в глубокой древности: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся!» (2Тим.3:1—5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Продолжение Евангелия о Милосердном Самарянине 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери «Одигитрия» Слово в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия» («Смоленская») Праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») показывает, как действует благодать заступничества Божией Матери в душе человеческой и в истории. Мы знаем о чудесной помощи через этот образ Богородицы нашему Отечеству. Он так и называется Смоленским. Но на самом деле Ее участие в человеческих судьбах гораздо шире, потому что касается всех людей. Спасения каждого из нас. В Богородичные праздники за литургией, как правило, читается Евангелие о Марфе и Марии. Обращали ли мы когда-нибудь внимание, что этот драгоценный для нас рассказ следует сразу же после повествования о Милосердном Самарянине, являясь как бы непосредственным его продолжением? Евангелие о посещении Господом дома Марфы и Марии начинается словами: «В продолжении пути их». Христос идет Своим путем, который ведет в Иерусалим, то есть к Его Пасхе. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, — сказано ранее в Евангелии, — Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 51—55). Господь идет дорогой, которая ведет ко всем людям. А теперь Он приходит к двум женщинам, двум сестрам Марфе и Марии. Заметим также, что Он приходит, чтобы дать нам возможность осмыслить то, что совершает самарянин, именуемый милосердным. Этот человек имел дерзновение назвать ближним своим иудея, умирающего на пути в Иерихон. Он взял на себя заботу о нем, он спас его от смерти. Все предыдущее повествование помогает нам увидеть в этом самарянине образ Христа. Через него Христос раскрывает Свой замысел, Свое служение: Он должен стать Ближним для всех людей, чтобы не дать им умереть. Как хочет Он осуществить это? Гостеприимство, забота, труд, проявленные самарянином, дают ответ на этот вопрос.

http://moral.ru/odigitria-icon/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Благодатное Небо Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат. Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и в окружении ярко-красной мандорлы с исходящими от нее сияющими лучами. Этот образ имеет также наименование «Что Тя наречем?», происходящее из текста Богородична 1-го часа, начертанного по краю сияния, исходящего от Божией Матери: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами Которой первоначально был изображен лунный серп, иллюстрирует слова Откровения Иоанна Богослова: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его (Откр. 12. 1, 5). Существует предание, что этот образ находился ранее в Смоленске и в XIV веке был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389–1425), вместе со многими другими древними иконами, присланными из Константинополя (как следует из записи в Троицкой летописи за 1398 г.). Об этом стало известно в 1853 году, когда во время поновления иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. В несохранившейся описи XVII в. Архангельского собора указывалось, что образ является списком с находившейся в соборе древней иконы, сделанным мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.

http://pravicon.com/info-17

Икона Божией Матери «Одигитрия " , похищенная в городе Устюжна в 1994 году, возвращается в Россию Москва, 1 июля 2005 г . Икона Божией Матери «Одигитрия " середины XVI века, похищенная в 1994 году из краеведческого музея города Устюжна Вологодской области и незаконно вывезенная за границу, будет в пятницу вечером возвращена из Лондона в Москву, передает «Интерфакс». Икону доставит заместитель руководителя службы Анатолий Вилков, говорится в сообщении управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). В Росохранкультуре напомнили, что серия краж икон из Устюженского краеведческого музея произошла в 1991-1994 годах. Всего было украдено девять древнерусских икон. " Все они были заявлены в международный розыск. Одну из них – икону " Борис и Глеб " XV века – службе по сохранению культурных ценностей удалось обнаружить в Германии и вернуть в Россию в 2000 году " , – отмечается в сообщении. По информации управления, в рамках работы по поиску и возвращению утраченных произведений российского происхождения икона " Богоматерь Одигитрия " была обнаружена Росохранкультурой в галерее " Темпл " (Лондон) в июне этого года. В результате мер, принятых Росохранкультурой совместно с российским НЦБ Интерпола, удалось решить вопрос о ее безвозмездной передаче российскому государству. В сообщении говорится, что всего подразделением по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры в течение 1997-2005 годов было обнаружено за рубежом и возвращено в Россию свыше 5 тыс. художественных ценностей, икон, антикварных изданий и архивных материалов, похищенных и незаконно вывезенных, общей стоимостью более млн. Кроме того, возвращено около 90 тыс. единиц хранения предметов культурного наследия (музейных ценностей и архивных материалов), покинувших Родину в силу различных исторических обстоятельств, говорится в сообщении. В том числе обнаружено за рубежом и возвращено в Россию 31 художественное произведение, которое было утрачено в период Второй мировой войны, а также Смоленский архив.

http://pravoslavie.ru/13964.html

Давайте дальше, пожалуйста... (слайд) Это собственно икона " Одигитрия " со снятым окладом и аварийная заклейка, когда ее вывозили уже на реставрацию. Прошу обратить внимание, я вам покажу, на иконе находились крепежные элементы. Икона состоит из четырех досок, доски в довольно руинированном состоянии находились, и видимо в 1912 году к столетию Бородинского поля, когда ее вывозили на Бородинское поле, изготовлены были силовые крепления из посеребренной латуни толстой. Это вот нижняя часть и верхняя часть, это мало кто видел, потому что оклад на ней стоит уже довольно давно. Соответственно все эти крепежные элементы крепились болтами, которые проходили насквозь по всей ширине, болтами с большими крупными головками, мы потом вернем вам эти детали, когда приедет икона, вы их положите в музее, все смогут ознакомиться... Епископ Исидор: То есть прямо, Дмитрий Борисович, по телу иконы были вставлены эти гвозди? Д. Б. Антонов: Да, были довольно крупные отверстия по всей поверхности... Можно следующий слайд... Вот, собственно, икона с уже пробными расчистками, то есть изначально, когда она пришла на реставрацию, первыми были проведены исследования, были сделаны микрошурфы, мы посмотрели, где какое состояние краски, где что сохранилось, где не сохранилось. И вот вы видите, что вот эта часть здесь уже подвергалась пробной расчистке, доска имеет как бы первоначальный... Вот в этом месте находится контрольный участок, на котором цифрами помечены, он дальше будет крупнее, а пока покажем шесть общих слоев записи, а общее количество поновлений иконы более 16, но основных именно больших слоев записи – шесть. Можно дальше... (слайд) Вот это расчистка, видите, что лик уже кардинально изменился. Мы, на самом деле, когда начали работу, видели это на рентгене, что лик в довольно хорошеем состоянии, это авторская живопись конца XVI – начала XVII века. Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, а Вы применяли самые новейшие методы? Д. Б. Антонов: Мы всегда работаем с подобными вещами – принцип нашего института: все делается только под контролем микроскопии – все всегда делается только под микроскопом. Чтобы вы правильно понимали, вы все прекрасно помните ее размеры – каждый участок в несколько квадратных миллиметров размером расчищался вручную под микроскопом, представьте, что такое снять шесть слоев.

http://religare.ru/2_106025.html

Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010