Пожайская соборного Успенского храма; на ней риза и венчики из неопределённой металлической массы. Пожайская икона весьма древняя, прислана из Рима от папы Александра VII в благословение основателю Пожайского монастыря, Христофору Сигизмунду Пацу, великому канцлеру великого княжества Литовского. Празднование Пожайской иконы совершается 2 июля и привлекает многочисленные толпы богомольцев; православные, раскольники, римокатолики – все усердно стремятся на поклонение Царице Небесной с верою в чудеса Её милосердия к роду человеческому. 2.07. Феодотьевская Феодотьевская Икона сия явилась в 1487 году в пределах рязанских, в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьева, почему и названа Феодотьевскою. Многие чудесные исцеления совершались благодатною силою от иконы Богоматери. По повелению великого князя Рязанского и по благословению архиерея, икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения Рязани и поставлена с подобающею честью в соборном храме Успения в 1611 году; по воле Феодорита, архиепископа Рязанского, снят был с чудотворной иконы снимок и послан в село Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток. Празднество чудотворной иконы установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 году запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы. 3.07. Смоленская-Новгородская Смоленская-Новгородская В Новгороде, в СпасоПреображенской церкви, находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Она явилась в 1831 году 3 июля, когда в нише над входом в холодную церковь отвалился толстый слой штукатурки. Икона находится над главным входом в храм на арке и представляет собою фресковую иконопись, оставшуюся от XIV века. Эта икона отличается правильностью и красотою рисунка, а также выразительностью ликов. Мерою эта икона 1 аршин 9 вершков, в вышину и 1/4 аршина в ширину. В 1831 году холера свирепствовала в Новгороде; явление иконы было принято за особенное знамение, и народ во множестве бросился в храм для молитвы пред новоявленною иконою. Молитва давала облегчение и успокоение среди страха смерти. Холера прекратилась по заступничеству Божией Матери пред Господом Иисусом Христом, и с тех пор икона получила название холерной, и в честь её установлено празднество на 3 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Три дня и три ночи пребывал он неисходно в храме, не принимая пищи, и все плакал. Труды поста и скорби душевной совсем обессилили воина, и он стал падать без чувств. Бывшие свидетели его раскаяния просили священника отслужить Литургию. Умилостивительная жертва облегчила скорбь воина; он вкусил просфоры, принял пищи и укрепился. Тогда стали спрашивать его, что за причина его тяжкой скорби. Боярин все рассказал всенародно и потом спросил, как явилась здесь похищенная им икона Божией Матери. Ему поведали все обстоятельства чудесного явления. И боярин, и весь народ умилялись Божественною силою заступления Божией Матери. В 1565 году икона была поновлена, обложена серебром, вызолочена, украшена благолепно. Впоследствии времени, по благоговейному усердию к сей иконе жителей города Торжка, сию икону ежегодно приносили в Торжок и поставляли в соборный храм Преображения, а оттуда носили по домам граждан, и чрез некоторое время икона возвращалась в село. Ныне же святая икона находится в Торжке Новгородской губернии. 28.07. Одигитрия Воронина Одигитрия Воронина В Воронинской Успенской Богородицкой пустыни есть чудотворная икона Смоленской Богородицы. Она явилась в 1524 году в сей пустыни Череповецкого уезда, и благочестивый монах, по имени Ворона, основал здесь обитель, которая и наименована Воронина. 28.07. Одигитрия Христофорова Сия чудотворная икона находилась в келий преподобного Христофора, который основал монастырь в Вологодской губернии, куда и перенёс св. икону. Она прославилась чудесами в XVI веке. Ныне монастырь обращён в приходский храм, но и доныне сюда стекается множество богомольцев в девятую пятницу по Пасхе, 28 июля и 8 сентября для поклонения чудотворной иконе. 28.07. Смоленская-Сергиевская Смоленская-Сергиевская В Сергиевой Лавре в церкви Божией Матери Одигитрии по левую сторону царских врат помещена сия чудотворная икона. В рукописном описании Лавры, составленном в 1771 году, приводится показание старожилов, что в 1730 году икона сия, стоявшая на стене палаты, представилась в сонном видении псаломщику, имевшему иссохшие и пригнутые к спине руки. После сего видения псаломщик получил исцеление и по важности события был представлен императрице Анне Иоанновне в Измайловском дворце и освидетельствован врачами. Икона сия иссечена из камня, мерою в четверть, украшена алмазною короною и жемчужного ризою. 28.07. Смоленская- Костромская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона Смоленская Старчицкая Эта чудотворная икона Божией Матери находится в Старчицкой Петропавловской церкви, в бывшем Старчицком монастыре Слуцкого уезда Минской губернии. Находящаяся на этой иконе надпись гласит, что Старчицкая икона принесена в Старчицкий монастырь из Смоленска князем Григорием Осолинским 2 февраля 1689 года. Изображение Богоматери написано на деревянной доске около четверти аршина, имеющей круглую форму. Образ украшен металлической позолоченной ризой и вставлен в красивую, резную раму. Икона помещается на видном месте в иконостасе, над царскими вратами. Икона Божией Матери Старчицкая пользуется большим почитанием со стороны местных жителей и считается ими чудотворной. Смоленская икона в Соловецком монастыре В Соловецкой обители хранится чудотворный образ Смоленской Божией Матери, явившийся b XVII веке преподобному Елеазару Анзерскому, подвизавшемуся на Анзерском острове, в 20 верстах от Соловецкого монастыря (скончался 13 января 1656 года). Предание рассказывает, что однажды в субботний день преподобный Елеазар рано утром пришел к заутрени в храм, когда никого из братии там еще не было. Вдруг он увидел перед собой икону Богоматери, как бы Смоленскую, в багряновидной ризе, испещренной золотом, и услышал от нее голос: «Елеазар! Соблюдайте Христовы заповеди о смирении и любви и поставьте во имя Мое церковь». Эта икона пользуется здесь большим почитанием и считается чудотворной. Икона Смоленская Иоасафовская В Московском Архангельском Кремлевском соборе, по левую сторону от царских врат, на особом аналое находится икона Одигитрии, известная под именем Смоленской Иоасафовской. Такое наименование иконы произошло оттого, что она принадлежала Всероссийскому патриарху Иоасафу I (1634—1640 гг.). Эта святыня обращает на себя внимание как большою древностью своей живописи, так и богатством украшений. К особенностям изображения должно быть отнесено то, что по сторонам иконы написаны разные лики других святых. Величина иконы в длину около аршина, а в ширину немного более полуаршина.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Страстная икона Божией Матери 16 июля, 2015 Содержание статьи 26 августа по новому стилю Церковь чтит Страстную икону Божией Матери. Страстная икона Божией Матери: история Эта икона необычная — она известна тем, что рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних. Известен случай чудесного исцеления по молитвам перед иконой. Одна богобоязненная женщина Екатерина после замужества стала подвергаться припадкам беснования, она даже покушалась на самоубийства. В минуты, когда она могла контролировать себя, Екатерина молилась Богородице об исцелении. Молитва Екатерины была услышана, но она не сразу исполнила свое обещание, а, вспомнив о нем, слегла от страха, что не выполнила обет, данный Богу. Тогда во сне ей явилась сама Божия Матерь и велела идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. После молитвы перед Страстной иконой Божией Матери, Екатерина окончательно исцелилась, а по молитвам перед образом стали твориться чудеса. Праздник совершается в день перенесения иконы из села Палицы в Москву в 1641 году. У Тверской заставы, где встречали икону, был построен храм, а позже, в 1645 году и Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Иконография Страстная икона Божией Матери относится к типу икон «Одигитрия». Богородица склонила свой лик к Богомладенцу. Богомладенец держит Богородицу за руки. Лик Иисуса обращен к Божией Матери и отвернут от предстоящих мук на кресте. В руках у ангелов на иконе орудия крестных страданий — губка, копие и крест. В чем помогает Страстная икона Божией матери Страстная икона Божией Матери известна многочисленными исцелениями по молитвам перед ней. Поэтому перед иконой часто молятся об Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Молитва Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной глас 4 Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://pravmir.ru/strastnaya-ikona-bozhi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская (что была над Днепровскими воротами, 1602) " Описания иконы Чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году Источник: Сайт " Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви " [до 2008] В Успенском кафедральном соборе Смоленска находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем. К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с колен[...] Смоленская икона над Днепровскими воротами Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В Смоленске есть еще другая икона Божией Матери Одигитрии, пользующаяся также благоговейным почитанием среди жителей города [как и Одигитрия Выдропусская - прим. tol]. Эта икона написана в 1602 году и в 1666 году она вместе с вышеупомянутой иконой Одигитрии была в Москве для поновления живописи. До 1727 года эта икона стояла в башне, над Днепровскими воротами, под нарочито устроенным для этого шатром. В 1727 году правитель губернской канцелярии Длотовский получил позволение на свои средства выстроить над воротами деревянную церковь. Через два года была закончена здесь постройка церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Наступило время для освящения храма. Благочестивый строитель постился, исповедывался и в самый день освящения приобщился Святых Таин. После причащения подошел он к иконе Одигитрии с радостными слезами благодарности и восторга, пал перед нею на колени, сложил крестообразно руки, преклонил до земли голову и тут же тихо скончался, точно уснул. В 1802 году над Днепров[...]

http://pravicon.com/icon-703

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Ину молитву Феодоровстей иконе Пресвятыя Богородицы зри 14 марта. Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16 августа. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского (114 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг Русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены Русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме (1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени, вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы. Появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГРИЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) Игрицкая Смоленская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (Александро-Антониновская ц., Кострома) (празд. 28 июля), чудотворный образ, один из наиболее почитаемых в Костромском крае. И. и. обретена в 1620 г. в 15 верстах к югу от Костромы, вблизи совр. дер. Песочной (Костромской р-н). По меньшей мере с 1-й пол. XVI в. в Игрицах (Игрицы, или Игрищи,- название находящегося рядом с погостом урочища, где с незапамятных времен ежегодно 29 июня устраивались игрища) существовал церковный погост во имя свт. Николая Чудотворца (Великорецкого). В 1571 г., после эпидемии чумы, строения погоста были заброшены. В рукописной повести 1665 г. «Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне» говорится, что 12 июня 1620 г. пастухи из соседней дер. Савинской, зайдя в полуразрушенную Никольскую ц., «зело престаревшую, яко разрушения еже и углом разпадшимся», увидели в ее алтаре на престоле образ Смоленской иконы Божией Матери, сияющий красками «яко новописан» (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 117; не опубл.). После водосвятного молебна перед И. и. произошло исцеление бывшего 5 лет слепым местного помещика, «болярского сына» Емельяна Ивановича Исаева (по тексту некоторых списков повести, Савина). К И. и. началось паломничество окрестных жителей. Вскоре на месте обретения образа поселились костромичи Потапий, Григорий, Карп и Андрей, позднее принявшие монашеский постриг. По благословению патриарха Филарета в 1624 г. посадским человеком Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывш. погоста был основан Богородицко-Игрицкий мужской монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери, ставший через неск. лет большой и благоустроенной обителью. По сведениям писцовой книги 1627-1628 гг., в центре обители высился деревянный клетский «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом.

http://pravenc.ru/text/293521.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Псковская " Нет фактов, подтверждающих, что изображения в этом разделе соответствуют иконе из церкви пр. Сергия с Залужья, о которой написано в описании (ее реальное изображение пока не удалось найти). Возможна путаница. Подробнее Псковские Смоленские иконы: Со свитком - http://pravicon.com/icon-355 Без свитка - http://pravicon.com/icon-4159 Описания иконы Одигитрия Смоленская Псковская Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Св. икона Псковская Смоленская находится в г. Пскове, в церкви пр. Сергия с Залужья, при которой прежде существовала иноческая обитель. В то время эта св. икона принадлежала жившему при храме пр. Сергия клирику Афанасию и находилась в его келлии. В 1650 г., 5 февр., от этой св. иконы Одигитрии последовало первое чудо, после чего она и была перенесена в церковь пр. Сергия. Здесь св. икона вскоре снова дважды прославилась, как об этом свидетельствует следующая имеющаяся на ней надпись: „Лета 7158 (1650) месяца февраля 5, маия 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от десного ока слезы течаху " . Одигитрия Смоленская Псковская Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Во Пскове есть церковь преподобного Сергия с Залужья, в которой находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрия. Из сказания об этой иконе и о ее чудесах, выставленного на левой колонне храма, видно что она принадлежала клирику Афанасию, жившему при этой церкви в XVII столетии, когда здесь существовала еще обитель во имя преподобного Сергия. 5 февраля 1650 г., при игумене этой обители Антонии, от иконы Одигитрия, находившейся тогда в келье Афанасия, совершилось чудесное знамение: из очес иконы истекли слезы «густее воды», как говорит об этом сказание. Клирик Афанасий известил о случившемся игумена, по распоряжению которого икона из кельи была взята и поставлена в церкви. Чудесное истечение слез из иконы повторилось и в церкви два раза — 2 и 18 мая в присутствии Псковского епископа Макария и множества народа. В настоящее время икона украшена драгоценной ризой и помещается в иконостасе, по левую сторону царских врат. На доске иконы имеется надпись: «Лета 7158 (1650), месяца февраля 5[...]

http://pravicon.com/icon-4159

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Выдропусская " Описания иконы Описание иконы Одигитрия Выдропусская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери Одигитрии Выдропусской в XV веке находилась в храме великомученика Георгия в селе Выдропусске Новгородской губернии. Во время случившегося в храме пожара эта святая икона осталась неповрежденной. После взятия Новгорода великим князем Московским Иваном III войско его возвращалось в Москву. Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял из него икону Божией Матери, унес ее в свою вотчину и поставил в храме святителя Николая. Когда перед похищенной святой иконой служили первый молебен, то после чтения слов Евангелия «... и возвратися в дом Свой» (Лк. 1, 56) внезапно налетел вихрь, свод храма открылся, икона Богоматери поднялась на воздух и чудесно перенеслась в церковь села Выдропусска. Виновник похищения святой иконы раскаялся и пришел пешком в Выдропусск, умоляя Божию Матерь простить его. В XVI веке эта святая икона была взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка[...] Икона Одигитрия Выдропусская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» называется Выдропусской по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии (ныне Тверская область). Эта икона стояла у царских врат храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Когда великий князь Иоанн III возвращался в Москву после покорения Новгорода, то один из его воинов, боярский сын, проходя мимо села Выдропусска, вошёл в церковь и, взяв с собою икону «Одигитрия», принес её в свою Муромскую вотчину. Там он поставил её в храме во имя святителя Николая. В субботу недели святых Жен-Мироносиц после утрени воин попросил иерея отслужить молебен перед этой иконой, сказав: «Отпой молебен полонянке» (то есть пленнице). И вот, когда во время молебна священник прочёл слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», а и певцы пропели: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг в храме сделалось колебание, налетел вихрь, послышался сильный гром, сотрясся весь храм, кровля церкви раскрылась, и ик[...]

http://pravicon.com/icon-225

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010