Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Добротолюбие. Ч. 4, гл. 27. 206 Слова подвижнические. Сл. 34. 207 Там же. Сл. 46. 208 Там же. Сл. 55, 53; см. также Достопамятные сказания. § 14. 209 Слова подвижнические. Сл. 57. 210 Там же. Сл. 79. 211 Лествица. Сл. 23, § 4. 212 Духовные беседы и слова. Беседа 27, § 14–16. 213 Лествица. Сл. 23, § 32, 5. 214 Там же. Сл. 25, § 15, 31, 52, 63. 215 Пролог. 1 июля; см. также Алфавит духовный. Ч. 2, гл. 3, § 3; Отечник; Патерик. Гл. 10, § 50. 216 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 15, § 2. 217 Поучения. Поуч. 2. 218 Духовные беседы и слова. Беседа 15, § 25; см. также Лествица. Сл. 23, § 16. 219 Слова подвижнические. Сл. 46; см. также Лествица. Сл. 25, § 24. 220 Слова подвижнические. Сл. 46, 77. 221 Там же. Сл. 61, 48. 222 Добротолюбие. Ч. 2, § 64. 223 Лествица. Сл. 25, § 62, 65. 224 Там же. Сл. 23, § 15, 21, 28, 37; сл. 4, § 54, 71, 105. 225 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 2, сл. 10. 226 Поучения. Поуч. 2. 227 Там же. Поуч. 2. 228 Там же. Поуч. 10. 229 Добротолюбие. Ч. 4, § 95. 230 Творения отцов Церкви. Кн. 4. 231 Достопамятные сказания. § 3. 232 О любви. Сот. 2, § 41–45. 233 Духовные беседы и слова. Сл. 7, гл. 14. 234 Слова подвижнические. Сл. 57; см. также Добротолюбие. Ч. 2, гл. 16, § 10 235 Поучения. Поуч. 13. 236 Достопамятные сказания. § 5. 237 Духовные беседы и слова. Слово 7, гл. 13, 14. 238 Поучения. Поуч. 13. 239 О любви. Сот. 2, § 42, 46. 240 Поучения. Поуч. 7. 241 О покаянии. Сл. 5. 242 О любви. Сот. 2, § 59; сот. 3, § 56, 57. 243 Христианское чтение. 1844, февраль. Кн. 4, гл. 43. 244 Поучения. Поуч. 2, 11. 245 Поучения. Поуч. 11. 246 Слова подвижнические. Сл. 4. 247 Слова подвижнические. Сл. 4. 248 Духовные беседы и слова. Беседа 47; см. также Поучения. Поуч. 13. 249 Достопамятные сказания. § 1; Слова подвижнические. Сл. 37. 250 Лествица. Сл. 4, § 81. 251 Творения. Ч. 2, поуч. 33. 252 Слова подвижнические. Сл. 1. 253 Там же. Сл. 2, 55. 254 Слова подвижнические. Сл. 5. 255 Там же. Сл. 34. 256 Там же. Сл. 55. 257 Там же. Сл. 11; см. также Добротолюбие. Ч. 2, гл. 59; Устав. Сл. 11 258

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Поучения. Поуч. 14; см. также Руководство. Отв. 336. 288 Слова подвижнические. Сл. 57. 289 О покаянии. Сл. 3. 290 Поучения. Поуч. 16. 291 Писания Кассиана. 292 О покаянии. Сл. 6. 293 Беседы на Послание к римлянам. Беседа 23. 294 Духовные беседы и слова. Слово 1, гл. 13. 295 Беседы на евангелиста Матфея. Беседы 6; 46, § 5–8; см. также Пролог. 24 марта. 296 Поучения. Поуч. 10. 297 Поучения. Поуч. 14. 298 О небесной иерархии. Гл. 6. 299 Писания Кассиана. 300 Писания Кассиана. 301 Поучения. Поуч. 1. 302 Изложение. Кн. IV, гл. 24. 303 Добротолюбие. Ч. 1, § 63. 304 Христианское чтение. 1824, кн. 16. 305 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1. 306 См. шестую песнь воскресного канона. 307 Добротолюбие. Ч. 4, § 41. 308 Писания Кассиана. 309 Писания Кассиана. 310 Из книги пресвитера Руфина Жизнь пустынных отцов на латинском языке. 311 Писания Кассиана. 312 Достопамятные сказания. § 5; см. также Лествица. Сл. 4, § 104. 313 Достопамятные сказания. § 1. 314 Лествица. Сл. 20, § 15. 315 К такой жизни относятся дела покаяния, пост, бдение, молитвы, дела обращения и спасения ближних, или дела милосердия духовного, и дела вещественной благотворительности, разные услуги ближним. 316 Лествица. Сл. 27, § 46. 317 Руководство. Отв. 108. 318 Лествица. Сл. 4, § 73. 319 Там же. Сл. 27, § 13, 14, 36; см. также Устав. Сл. 11. 320 Слова подвижнические. Сл. 2, 39, 55. 321 Руководство. Отв. 311. 322 Добротолюбие. Ч. 4. 323 Лавсаик. Гл. 29, 30, 31. 324 Там же. Гл.41. 325 Слова подвижнические. Сл. 55. 326 Добротолюбие. Ч. 4. 327 Лествица. Сл. 7, § 30. 328 Добротолюбие. Ч. 2, гл. 63. 329 Духовные беседы и слова. Слово 4, гл. 13. 330 Лествица. Сл. 7, § 57. 331 Добротолюбие. Ч. 1, гл. 7; ч. 2, гл. 61, 73, 74; ч. 4, гл. 38, 40. 332 Добротолюбие. Ч. 1, 2. 333 Лествица. Сл. 28, § 42. 334 Добротолюбие. Ч. 1 (О трех образах молитвы). 335 Добротолюбие. Ч. 1 (О трех образах молитвы). 336 Там же. Ч. 3, кн. 2, сл. 24. 337 Лествица. Сл. 7, § 58; см. также Слова подвижнические. Сл. 2. 338 Добротолюбие. Ч. 1, § 99. Поделиться ссылкой на выделенное

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Устав.  — Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и устав его о жительстве скитском (в переводе на русский язык). — Санкт-Петербург, 1864. Церковная история.  — Блаженный Феодорит. Церковная история. — Санкт-Петербург, 1852. notes Примечания 1 Уроки. (Полные названия источников приведены в «Списке литературы».) 2 Духовные беседы и слова. Слово 7, гл. 18, 19. 3 Беседы избранные. Беседы на Послание к солунянам 5, 19. 4 Слова подвижнические. Сл. 61. 5 Духовные беседы и слова. Беседа 17, § 6, 10,14. 6 Руководство. Отв. 392. 7 Добротолюбие. Ч. 1, § 121. 8 Слова подвижнические. Сл. 56. 9 Объяснения. 10 Лествица. Сл. 26, § 3; см. также Добротолюбие. Ч. 1, гл. 91; О любви. Сот. 2, § 59; сот. 3, § 56, 57. 11 Лествица. Сл. 28, § 15. 12 Устав. Сл. 6, § 7. 13 Писания Кассиана; см. также Лествица. Сл. 22, § 38. 14 Лествица. Сл. 22, § 39,42. 15 Беседы на евангелиста Матфея. Беседа 13. 16 Народная медицина. Ч. 4. 17 Достопамятные сказания. § 1. 18 Достопамятные сказания. § 16. 19 Достопамятные сказания. § 19. 20 Беседы на разные материи. Беседа вторая о зависти. 21 Слова подвижнические. Сл. 30. 22 Пролог. 14 июля. 23 О любви. Сот. 2, § 47. 24 Там же. Сот. 3, § 13. 25 Там же. Сот. 4, § 43. 26 Там же. Сот. 3, § 59, 62. 27 Добротолюбие. Ч. 4, § 96. 28 Поучения. Поуч. 17,1. 29 Достопамятные сказания. § 10,11. 30 Народная медицина. Ч.1. 31 Пролог. 25 февраля; см. также Добротолюбие. Ч.2, гл. 33; ч. 4, § 33. 32 Лествица. Сл. 20, § 3, 4, 5, 9. 33 Лествица. Сл. 15, § 68. 34 Там же. Сл. 20, § 20. 35 См. молитвы на повечерии и на сон грядущим. 36 Лествица. Сл. 3, § 27. 37 Христианское чтение. 1827. 38 О любви. Сот. 1, § 93. 39 Там же. Сот. 2, § 68, 69; Лествица. Сл. 14, § 16. 40 О любви. Сот. 1, § 89. 41 Пролог. 29 августа; Воскресное чтение. 42 Народная медицина. Ч.1. 43 Народная медицина. Ч.1. 44 Народная медицина. Ч.1. 45 Слова подвижнические. Сл. 75. 46 Там же. Сл. 21. 47 Достопамятные сказания. § 4; см. также в указ. соч. § 3,16, 1; о мере поста — § 31. 48 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

См. Письма 104, 110, 111, 279–281 по изданию Courtonne. 1654 Сл. 43, 56, 1–57, 35; 242–248=1.638. 1655 См. главу I нашей книги. 1656 Сл. 43, 58, 20–33; 250=1.639. 1657 Сл. 43, 59, 5–10; 252=1.640. 1658 Сл. 43, 59, 12–24; 253–254=1.640. 1659 См. гл. I. 1660 Термин alousia, употрбленный Григорием, указывает на воздержание от пользования банями. 1661 Сл. 43, 60, 14–61, 20; 254–258=1.641. 1662 Сл. 43, 62, 1–32; 258–260=1.641–642. (Мы уже говорили об этом выше). 1663 Сл. 43, 63, 1–45; 260–264=1.1.642–643. Строительству Василием лепрозория посвящено Слово 14–е Григорий Богослова, произнесенное в Кесарии Каппадокийской. 1664 Сл. 43, 77, 4–7; 294=1.652. 1665 Сл. 43, 77, 9–10; 296=1.652. 1666 Сл. 43, 64, 27–28; 266=1.644. 1667 Сл. 43, 64, 29–46; 266–268=1.644. 1668 9 " Бесед на Шестоднев " " , написанные Василием в 378 г. и произнесенные в течение одной недели Великого Поста: одно из поздних и наиболее известных произведений Василия Великого. 1669 В древности было не принято читать про себя. 1670 В " " Беседах на Шестоднев " " содержится множество наблюдений, касающихся жизни растений и животных. 1671 Имеется в виду сочинение " " Против Евномия " " . 1672 Имеется в виду трактат " " О Святом Духе " " . 1673 Большинство сочинений Василия представляет собой экзегетические беседы (в том числе " " Беседы на Псалмы " " ). 1674 Ср. Пс. 41:8. 1675 Ср. Пс. 35:10. 1676 Василию принадлежат Похвальные Слова мученикам Иулитте, Гордию, Маманту и сорока мученикам Севастийским. 1677 Имеются в виду, в частности, 80 " Нравственных правил " " Василия. 1678 Сл. 43, 65, 10–67, 24 (65, 10–14; 66,13–20; 67, 1–24); 268–274=1.645–656. 1679 См. раздел " " Святой Дух " " в главе III. 1680 Т. е. что Дух есть Бог. 1681 Сл. 43, 68, 21–69, 14; 276–280=1.647–648. 1682 См. раздел " " Троица " " в гл. III. 1683 Письмо 113; ed. Courtonne, 17=рус. пер. 109, с. 138. 1684 Сл. 43, 70, 1–76, 11; 282–294=1.648–652. 1685 Дата смерти Василия — 1 января 379 г. 1 января празднуется его память в Православной Церкви. 1686

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Соборные церкви Владимира и Суздаля владеют городами и сёлами; десятина в их пользу собирается по всей области Владимиро–Суздальской. Епархиальные архиереи имели наместников 506 – сопрестольников 507 . (Поел. Сим. к Пол., 86 об.). В замещении епископских кафедр принимают деятельное участие не только князья, но и княгини: Верхуслава–Анастасия, жена кн. Ростислава, пишет епископу Симону, что она готова «до а. сребра расточити», лишь бы видеть Поликарпа епископом – в Новгороде, или Смоленске, или Юрьеве. (Посл. Сим., 86–86 об.). Наконец, в разных местах Патерика рассеяно не мало таких черт, которые характеризуют данную эпоху в политическом, бытовом и общественном отношениях. Во главе русского общества, как представитель правительственной власти, стоит князь: в его руках сосредоточивается военное дело (Ж. Ф. 57, d–58, а; Сл. о созд. ц., л. 1; Сл. о пр. Григ., 113 об.), высший суд и администрация (Ж. Ф. 27, с; 43, в–с; 65, а–в; Сл. о пр. Прох., 125 об. –126; Сл. о пр. Феод. и Вас., 138). Князья были грамотны (Ж. Ф. 58, с), вели простой образ жизни (там же, 40, b; 53, с; 48, с), вставали рано (43, в–с) 508 , развлекались охотою (Сл. о пр. Прох., 127; Сл. о Феод. и Вас., 138) и шумными пирушками (Ж. Ф. 59, d). Княжескую свиту составляют «бояре» и «отроки» (Ж. Ф. 40, ; Сл. о пр. Григ., 113 об.). Своими слугами князь распоряжается как хочет: переводит их с места на место (Ж. Ф. 27, с), карает (ссылкой не в столь отдалённые места) и милует (65, а–в). Важную роль при княжеском дворе могли играть евнух 509 и ключница 510 . Имя «стольнаго» князя поминается в церковных эктениях: Ж. Ф. 60, в–с. Современное русское общество состоит из бояр–вельмож (Ж. Ф. 33, с; 40, а; 40, с; 47, c–d; 64, с; Сл. о Феод. и Вас., 137 об.), просто людей (Ж. Ф. 64, с; Сл. о Прох., 125 об.) и рабов (Ж. Ф. 28, b; 35, а; Сл. о Феод. и Вас., 135 об.). Бояре различаются по старшинству и местам (Ж. Ф. 33, с), владеют вотчинами (40, а), имеют свою свиту–отроков (ib. 34, в–с) и рабов (28, b; 35, а), занимают высшие должности (30, в–с; 61, c–d), одеваются в роскошные одежды (34, b), спят после обеда (47, d; 65, b) 511 . Сельские жители занимаются земледелием: сеют рожь, пшеницу (Ж. Ф. 29, b; 35, d; 36, а; 50, с; Сл. о пр. Ф. В., л. 135 об.) 512 , просо (Ж. Ф. 50, с), горох (Посл. Сим.) 513 , лен (там же, 53, а); разводят огороды и фруктовые сады (ib. 36, а; Сл. о пр. Свят., 95; Сл. о пр. Григ., 112); занимаются также скотоводством (Ж. Ф. 54, ; 64, d).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Как отвергнутый Христом злой принцип жизни, диавол стал владыкою мира, не уверовавшего во Христа, но изгнан из сердец верующих. Поэтому люди, верующие во Христа, выходят из — под власти лукавого 208 ). Есть неизбежное двойство в том, что Христос не судит мир, спасает его, и побежденный Им диавол как молния спал с неба, однако не· верующий мир уже осужден, и власть диавола стала над ним более прочною, чем была когда-либо прежде. 1) Дан. XII, 2. 2) Mp. X, 30; Лук, XVIII, 30. 3) Мф XIX, 29. 4) Мф ΧΧV, 46. 3.) Мф XVIII, 8. 9; Mp. IX, 43. 45. 4.) Лк X, 25 «наследовать жизнь вечную»=28 «жить». 5) Лк XIV, 14. Но Ин V, 29 всеобщее воскресение — одних к жизни, других для осуждения. 6) Мф. XIX, 28. 7) Лк XXII, 30; Мф. XXVI, 29; Mp. XIV, 25. 8) Мф VIII, 11; Лк XIII, 29; XVI, 23. 9) Лук XX, 36. Даже для XX, 38 «у Бога все живы» ср. 4 Макк. XVI, 25. 10) Мф VII, 13. 14; Ин III, 16. 11) Мф XVIII, 8. 9; XXV, 46; Mp. IX, 43 сл. 12) Мф VIII, 22: Лук IX, 60. 13) Лк XV, 24. 32. 14) Ин XII, 25. 15) Ин III, 36; V, 24; VI, 47; X, 10. 28 16) Ин XI, 24. Также VI, 39. 40. 44. 17) Ин V, 24. 25. 18) 1 Ин III. 14. 15. 19) Ин VI, 50–51; VIII, 51. 20) Ин XI, 25–26. 21) Ин V, 26; VI, 57; Мф XVI, 16. 22) Ин VI, 32. 33 ср. 1 Ин V, 11. 23) 1 Ин 1, 2. 24) Ин IV, 2. 25) Ин VI; 63; Мф ΧΧVI, 41 пар. 26) Лк XX, 27 сл. Мф XXII, 23 сл. Mp. XII, 18 сл. 27) Ин XIII, 34 35; XIV, 23; XV, 9. 10. 28) Лк X, 27. 28. 29) 1 Ин IV, 8. 30) 1 Ин IV, 12. 16. 31) 1 Ин III, 14. 15. 32) Гал. V, 22. 33) Ин III, 15 сл. V, 24; VI, 40. 47. 34) Мф XXV, 46; также XIII, 43; XIX, 16-21 пар. Ср. Рим. V, 21. 35) Ин XVII, 3. 36) 1 Ин IV, 7. 8; также I, 2. 3; II, 20 сл. 24—25. 27. 37) Ин VIII, 32. 38) Лк XII, 32. 39) Ин IV, 13. 14 ср. VII, 38. 40) Ин VI, 35. 58. 41) Ин X, 9–10. 42) Мф. V, 48. 43) Лк X, 41. 44) Мф VI, 25—34. 45) Мф XVII, 20; Mp. IX, 23. 46) Мф VI, 24; Лк XVI, 13. 47) Мк XI, 24 пар. 48) Ин XIV, 27; Мф VI, 34; Лук: VII, 50. 49) Мф XVII, 25. 26. 50) Иов. XV, 14. 51) Рим. VII, 15. 24. 52) Мф VI, 22; Лк XI, 34. 53) Мф VI, 12 пар. 54) Мф VI, 11—13.7 55) Мф. XI, 25—30. 56) Мф XI, 19; Мк II, 15 сл. Лк VII, 37 сл. XIX, 5–10. 57) Лк XV. 58) Мф XVIII, 10. 14 . 59) Мф. VI, 26—30. 60) Мф. V, 8. 61) Ин XIV, 23; XV, 9-11. 62) Мф. IX, 15; Mp. II, 19; Лк V, 34. 63) Мф. XIII, 16–17; Лк X, 23. 24; XI, 28. 64) Мф XIII, 44–46. 65) Лк V, 39 66) Мф V, 29–30; XVIII, 8. 9; Мк IX, 49 сл. 67) Мф. V, 3 сл. Лк VI, 20 сл. 68) Лк X. 20. 69) Мф XV, 13. 70) Ин I, 12–13; 1 Ин IV, 7.

http://bible.predanie.ru/professor-taree...

Классический церковный писатель о единстве церкви, знаменитый Киприан пишет: Hoc enim vel maxime et laboramus et laborare debemus, ut unitatem a Domino et per apostolos nobis successoribus traditam, quantum possumus, obtinere curemus 22 . Potestas peccatorum remittendorurn apostalis data est et ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt. Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus 23 . Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi 24 . Omnes episcopi apostolorum successores sunt 25 . Августин: In apostolorun loco constituit nos 26 . Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. 3 Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синт., I, 261). Алф. Синт. Μ. Властаря, А, 2 (Аф. Синт. VI, 74). 9 Epiphan., Haer. 46 (al. 66) [Migne, s. g., t. 42, col. 29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat. 6 [Migne, s. g., t. 33, col. 572 – 80, 593 – 604); Photii contra Manichaos, lib. IV [Migne, s. g., t. 102, col. 177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I, 685–875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II, 186 и сл. 10 Epiphan.,Haer. 22 (al. 72) [Migne, s. g., t. 41, col. 695 и сл.]; Τertull., Adver. Marc. [Migne, s. l, t. 2, col. 246 и сл.]. Cp. Walch, I, 488 и сл.; Neander, II, 160 и сл. 12 Epiphan., Haer. 27 (al. 47) [Migne, s. g., t. 41, col. 849 и сл.]. Ср. Walch, I, 437; Neander, II, 160. 13 Epiphan., Haer. 26 (al. 46) [Migne, s. g., t. 41, col. 835 и сл.] et haer. 41 (al. 61) [Migne, s. g., t. 41, col. 1039 и сл.]. Cp. Walch, I, 440; Neander, II, 157 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ср. Demoen. Exempla, 211–212. 33 Ruether. Gregory, 25–27. 34 Сл. 43, 15, 11–30; SC 384, 150–152=1.612. 35 " Афины приняли нас, как речной поток " " , — пишет Григорий в Сл. 43, 15, 1; 148=1.612. 36 PG 37, 1044=2.354. 37 PG 37, 1554=2.260. 38 Сл. 43, 14, 9–12; SC 384, 148=1.611. Ср. 3 Цар.9:3. В тексте Григория игра слов между именем Василий и словом " " царство " " (basileia). 39 Сл. 43, 14, 21–22; SC 384, 148=1.611. 40 Сл. 43, 16, 9–28; SC 384, 152–154=1.613. 41 См. схолию Олимпиодора в PG 36, 906 A. 42 Сл. 43, 17, 1–3; SC 384, 156=1.613. 43 Сл. 43, 17, 5–34; SC 384, 156–160=1.613–614. 44 Букв. " влечения " " . 45 Олимпийская ода 6, 1–3. 46 Ссылка на пантеистическое мировоззрение. 47 Сл. 43, 19, 1–20, 19; SC 384, 162–166=1.615–616. 48 Письмо 16; ed. Gallay, 18=2.422. 49 Там же. 50 Сл. 43, 21, 1–22, 13; SC 384, 166–170=1.616–617. 51 Сл. 43, 24, 20; SC 384, 178=1.619. 52 Сл. 43, 24, 22–25; SC 384, 180=1.619. 53 PG 37, 1046=2.355. 54 PG 37, 1046–1048=2.355–356. 55 См. Gallay. Vie, 67. 56 См. Gallay. Vie, 66. 57 Подробнее об имуществе, принадлежавшем Григорию, см. Coulie. Richesses, 9–21. 58 Т. е. налоги. 59 PG 37, 980–981=2.55. 60 Ruether. Gregory, 142. 61 См. Василий. Письмо 223; ed. Courtonne, 10–11. 62 Письмо 1; ed. Gallay, 3=2.411. 63 Письма 4–5; ed. Gallay, 4–6=2.412–414. 64 Письмо 6; ed. Gallay, 7–8=2.414–415. 65 О роли Василия в формировании каппадокийского монашества см. в разделе " " Монашество " " в гл. II нашей работы. 66 В семье Василия уважение к Оригену было давней традицией: его бабушка, Макрина–старшая, училась у Григория Чудотворца, который, в свою очередь, был преданным учеником Оригена. 67 Gribomont. Basile I, 233. 68 Письмо 115; ed. Gallay, 88=2.502. 69 Полный текст сохранился только в латинском переложении Руфина. 70 PG 37, 1048–1050=2.356. 71 См. Rousseau. Pachomius, 169–171. 72 PG 37, 1052=2.357. 73 PG 37, 1052–1053=2.257. 74 PG 37, 1052=2.357. 75 PG 37, 1053–1054=2.357–358. 76 В рус. пер. Слово 3. 77 Ниже, говоря о понимании священства Григорием, мы будем подробно рассматривать это Слово. 78

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

84 Исх.20:15 ; Втор.5:18 . «Перечни пороков», восходящие к Десятисловию Моисея, весьма многочисленны, см. литературу в изд. SC, р. 148, n. 2. Ср.: Иос. Флав. Иуд. война 2, 139 сл.; Плин. Млад. X, 96, 7. Даже Правила Соборов следовали схеме Дидахэ (см., напр., Правила Анкирского Собора, 20 сл. – рус. пер. Никодим 1911, II, 22 сл.). 86 Ср. Лев.18:22; 20:13 ; Завещ. 12 патр.: Левия 17, 11 (рус. пер. А. Смир­нова, с. 144 и примеч.); Прор. Сивилл 4, 24 sq.; Ps.-Phocylid. 3; 191; Иос. Флав. Прот. Апиона 2, 199 (с. 115 по рус. пер., гл. 24); Филон, Spec. leg. 3, 37 sq.; Abr. 135 sq.; О жизни созерц. 61 сл. (рус. пер. с. 23); Рим.1:27 ; 1Тим.1:10 . Слова παιδοφθορω нет в НЗ. По мнению Вриенния, это слово первый раз было употреблено валаамитами или николаитами и благодаря им вошло в христианскую литературу. Неологизм образован по аналогии с παιδεραστω – пороком, широко процветавшим в античности. Ср. Варнав. 19, 4а; Арис­тид, Апол. 13, 8 (ρσενοκοιτα); Act. lohan. 36; Откр. Петра 32 (греч.); Иуст. Диал. 95, 1; Клим. Алекс. Увещ. X, 108, 5 (ср. Doctr. apost. 2, 2); Пед. III, 12, 89, 1 (рус. пер. с. 329). 92 Эти два преступления были широко распространены среди язычников. Ср. Прем.12:5–6 ; Аристот. Полит. VII, 14, 10, 1335b 25; Иос. Флав. Прот. Апиона 2, 209 (по дорев. рус. пер. с. 115–116, гл. 24); Ps.-Phocylid. 184; Варнав. 19, 5; Прор. Сивилл 2, 281 сл.; Откр. Петра 26 (греч.); Откр. Павла 40; Терт. Апол. 9; Минуц. Фел. Окт. 30. Впрочем, относительно римлян и германцев есть сведения, что они осуждали аборты, ср. Цицер. В защ. Клуенц. XI, 31; Тацит, Герм. 19 (рус. пер. с. 361–362 и примеч.). Литература в изд. SC, р. 149, n.7. Христианство принимало активные меры для искорене­ния детоубийства; ср., напр., 21 правило Анкирского Собора (Никодим 1911, II, 22–23): «Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав… проходить десяти­летнее время покаяния». 103 Выражение может пониматься двояко: а) любого человека: Завещ. 12 патр.: Иссах. 7, 6; Дидахэ 2, 7 и Р. Оху. 1782; Церк. Каноны 6, 4; Doctr. apost. 2, 7. Ср. также Gesta apud Zenophilum (CPL 244°), CSEL 26, p. 192, 6sq.: «согласно воле Бога, Который сказал: «Некоторых люблю больше души Моей " »; Иппол. Филос. 9, 23 (ТК, с. 371); б) только брата: Завещ. 12 патр.: Гада 6; Ев. Фомы 25 (30 Doresse); Иуды 22 сл. ( 1Ин.5:16 ; Иак.5:19 сл.); Варнав. 19, 5с (ср. 1, 4; 4, 6); Liber graduum 16, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010