39. По свидетельству Талмуда (Шаббат, 15а), Симеон стал преемником Гиллеля в Совете. Если принять предание, по которому Гиллель родился за 100 лет до н. э. (Сифре на Втор 34, 7), то тогда хронологически вполне возможно отождествить Симеона Богоприимца с сыном Гиллеля. См.: А. Cumler. Does the Simeon of Luke 2 Refer to Simeon the Son of Hillel? «Journal of Bible and Religion», 1966, р. 29-35. 40. Хагига, I; 5а; Шаббат, 10; Менахот, 110; Бава Камма, 8; Авот II, 10; Сота, 48в; Дерех Эрец, II; Сота, 14а; Сукка, 49в; ср. Мф 6, 2-4, 7; 5, 41-42; 22, 6; 31, 5. Несколько сот талмудических изречений (с параллельным русским переводом) собраны в кн.: О. Гурович. Живая мораль, или Сокровищница талмудической этики. Вильна, 1901. Основные из этих максим по-русски можно найти также в статье Вл. Соловьева «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем» (Собр. соч. СПб., 1914, т. VI, с. 11-15). 41. Таанит, II, I. 42. Авот, i, 17. 43. Шемот Раба, 22; ср. Мф 5, 43-44. 44. Бава Камма, 93. 45. Сота, 14а, Мф 5, 45, 48. 46. Сукка, 52а; Шаббат, 105в; Санхедрин, 43в. 47. Песикто Раба, 22; Иома, 72; Танхума, отд Матэс, Сота, 22в; И. Флавий Арх XIII, 15, 5,ср Мф 23, 23, 27 См также Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 ел 48. Сифри, отд. Эйкев. 49. Таанит, 22а; Шаббат, 52; ср. Мф 22, 11-12 50. Бава Батра, IIa; ср. Мф 6, 15-20. 51. Макот, 24а; ср. Рим 1, 17. Цифра 613 была результатом вычислений, которые делали таннаи, изучая Пятикнижие. 52. Мк 12, 28-34. 53. Мф 23, 23-24, 28. 54. В трактате «Санхедрин» (XI, 3) сказано, что нарушивший слово книжника несет большую ответственность, чем тот, кто нарушил устав Торы. См. характерный эпизод в «Бава Мециа» (59в), подтверждающий авторитет учителя. 55. Мф 27, 18. См.: Г. Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи, с. 65 сл. 56. Шаббат, 31 в. 57. Иома, Тосефта, 4; Сукка, II, 9. 58. Шаббат, 12, 1, 5 сл. 59. Тосефта к Хагиге, II, 9. 60. См.: Л. Каценелъсон. Бет-Шаммай и Бет-Гиллель — ЕЭ, т. IV, с. 421. 61. Эрувин, 13в. 62.  Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 197.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

122 Ephraem Syr. Evangelii concordantis expositio, гл. 15, с. 165, Preuschen, XIII, 39, с. 31 (в немецком переводе), Resch Agr. 175, с. 201, Лопухин, с. 24. 126 Veni, Sancte Spiritus, Reple cordis intima Lava quod est sordidum. Ср. также молитву «Veni, Creator Spiritus». 128 См. Harnack Über einige Worte Jesu, Anhang Die ursprüngliche Gestalt des Vater-Unsers. С. 26–29, особ. 27 и 32 – Resch Agr. 61, с. 84. 129 Estote fortea in bello et pugnate cum antique serpente et accipietis regnum aeternum, dicit Dominus. См. Проф. Holthausen Ein neues Herrenwort, в Theol St. u Kr. 1894, I, стр. 149 сл. и Zeitschrift für Kath Theologie Bd. 18 (1894), стр. 589. 132 Bardenhewer Les Pères de l’Eglise, I, с VII, так характеризует «les nombreuses et importantes découvertes de vieux texts chrétiens au cours du demi-siècle qui s’achève» (1905) «Qu’il suffise de rappeler ici la découverte de la Didaché, d’une partie de l’Epître de saint Clément aux Corinthiens, de l’Apologie d’Aristide, des Logia d’Oxyrinque, des Philosophumena, des Actes de l’apologie de saint Apollonius, du monument de saint Abercius, de la Peregrinatio Silvae, des Traites de Priscillien, etc. Dans le champ de la littérature arménienne et surtout de la littérature syriaque, notre âge a accompli les plus heureux défrichements». 134 См. Лопухин Цит. соч. с. 14–17, там же (с. 18) фотографический снимок (к сожалению, неудачный) с этого памятника в натуральную величину. 135 Egypt Exploration Fund – Grenfell В. P. and Hunt A. S. The Oxyrhynchus Papyri Part I λγια ησο – Sayings of our Lord from an early Greek papyrus (London, 1897) – To же издание продолжалось до части 5-й, Лондон, 1908 Из многочисленных рецензий на это издание ниже приводятся ссылки на интересные критические статьи James M. R. и Harris Rendel в Contemporary Review, 1901. 140 Λγια ησο 1, 2 – Grenfell I, p 8, lin 4–8. Cp. Resch Agr 48, с. 68, Лопухин, с. 19 и 21 сл. 141 См., например, замечательный комментарий Rendel Harris в указанной выше его статье, с 342–346, против статьи James в том же журнале.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Заозерским, имеет, по крайней мере, то преимущество перед построением самого г. Заозерского, что она последовательна: все ветви церковной власти, не исключая и юрисдикции в обширном смысле, принадлежат духовной иерархии исключительно, как наделенной чрезвычайными благодатными дарами для осуществления этой власти по всем направлениям. В настоящее время, как мне сделалось известно, епископская кафедра в Сан-Франциско замещена. 1346 Geffcken. Staat und Kirche in ihrem Verhltniss geschichtlich entwickelt. S. 47–60. Маассен. Девять глав о свободной церкви и о свободе совести в русском переводе с предисловием Н.Суворова . Стр. стр. 1–16; Кестлин. Существо церкви по учению и истории Нового Завета в русском переводе с предисловием Н.Суворова . Стр. стр. 81–86, 169 и след. 1352 Geffcken. 61–82; Maassen. 16–42; Löning. I, 27–37, 197–211; Zorn. 22–28; Суворов. Христианская благотворительность в языческой римской империи; Бердников. Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т. I. Казань, 1881. 1353 Преследования при Нероне и Домициане имели характер случайных эпизодов, не вытекавших из какой-либо определенной правительственной программы. 1354 1. 1. § 2. Dig. de just, et jure (I, 1): «publicum jus in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit». 1360 Riffel. Geschichtliche Darstellung des Verhältnisses zwischen Kirche und Staat von der Gründung des Christenthums bis auf die neueste Zeit, B. 2.; Mainz. 1836; Hundeshagen. Ueber einige Hauptmomente der geschichtlichen Entwic­kelung des Verhältnisses zwischen Staat und Kirche (Zeitschr. f. Kirchenr. I); Niehues. Geschichte des Verhältnisses zwischen Kaiserthum und Papsthum, I, 163 sqq.; Friedberg. Die Gränzen zwischen Staat und Kirche und die Garantien gegen de­ren Verletzung, Tübing. 1872, 2–20; Geffcken. 83–99; Löning. 1, 20–94; Маассен. 42–64 и русск. предисловие к его сочинению; Zorn. 29 и сл.; Неволин. Полн. собрание соч. VI, 254 и сл.; Суворов. Объем дисциплин. суда и проч. Гл. IV–V. См. его же статью: «Политические миряне», печатавшуюся в «Церковно-общественном вестнике» за 1878 год. 1362 Так, например, при сыне Константина Великого , Констанции, арианство было государственной религией, причем последователи православной церкви систематически преследовались. То же самое было при Валенте, а позднее при императорах – монофизитах, монофилитах и иконоборцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Свидетельство древних переводов, а также употребление в книге бен-Сира обычно двухчастного, а не трехчастного параллелизма, говорят против первоначальности этой прибавки в Евр. тексте, тем более, что без нее остальные слова (без вставочного союза кû «ибо») образуют вполне удобное по смыслу двустишие, переданное почти точно и древними переводами. Вторую часть 28 стиха Гр. передает свободно, хотя по смыслу и близко к Евр.: сад (букв, «растение» φυτν) бо лукавствия вкоренися в нем». Сл. Между этими частями после слов «нет исцеления» в Гр. гл. (70, 106, 248, 253, Cpl.), читается еще такая прибавка: «хождения его (δοιποραι – может быть: «гордость его») искоренятся». Лат. дает неточный и неправильный перевод: «синагоге (вместо παγωγ!) гордых не будет здоровья, ибо растение греха вкоренится в них и не будет примечено». 29. В противоположность вольнодумцу, преувеличивающему силы собственного ума, истинный мудрец будет смиренно учиться у других, уже стяжавших себе премудрость, – и плодом этого будет для него радость. «Сердце мудрое», – а не упорное, какое бывает у вольнодумцев, ср. 25 и 27 стихи, – «уразумеет притчи мудрецов (мишлê хакамûм) и ухо, внимательное к премудрости, будет радоваться». Гр. читал здесь те же слова, какие стоят в Евр., только с незначительными изменениями, особенно в согласовании слов: «сердце разумивого уразумеет притчу и ухо слышателя вожделение премудрого» Сл., или Рус.: «сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого»; смысл последней фразы тот, что мудрец желает для себя внимательного уха, чтобы услышать как можно больше мудрых изречений, или, по толкованию Р. 59, «он ищет внимательных слушателей, к которым бы имело доступ его наставление». Но Евр. чтение здесь следует предпочесть переводам, так как ему благоприятствует и расстановка слов, подтверждаемая переводами, и смысл фразы, являющейся противоположением к речи о вольнодумце в 28 стихе. Лат. имеет здесь прибавку, составленную, вероятно, по аналогии с 29 стихом: «Мудрое сердце и разумное удержится от грехов и в делах правды будет иметь успех». 1 O. F. Fritzsche. Kurzgefasstes exeg. Handbuch zu den Apokryphen, 5 Lief., Lei pzig 1859, S. 20, Ryssel in Apokryphen S. 265. 2 Н. Herkenne, De veteris latinae Eepli., p. 61, not., ср. латинский перевод в Полиглотте Вальтона: porro filii parentes audite. 9 Цитаты см. в издании Cowley a. Neubauer, The original Hebrew of Eccli., Oxford MDCCCXCVII, p. XIX. 11 См. Emil Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 Aufl., 3 Band, Leipzig 1898, S. 294 ff. 12 Ср. Norbert Peters. Der jüngst wiederaufgefundene Hebräisclie Text des Buches Eccli. Freiburg im B. 1902, S. 7. Читать далее Источник: Рождественский А.П. Первые правила мудрости, по книге Иисуса сына Сирахова//Христианское чтение. 1907. 11. С. 534-564. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

       " Египет» ( мацор ) – это имя города Иерусалим последних времен ( Откр.11:8 ). В Иерусалим – как во враждебный город шел Христос. Духовное растление в Иерусалиме во время земной жизни Спасителя описывается в сопоставлении с его крайними формами в мировой истории ( Пс.55 /54:10 сл.). Иерусалим был «град укрепленный» – как мистический противник Мессии. Вход Господень в Иерусалим был торжественной процессией: «осанна Сыну Давидову!» ( Мф.21:9 ). Спаситель шел в Иерусалим навстречу казни. Вход Господень в Иерусалим должен был закончиться всеобщим криком: «распни Его» ( Мк.15:13 ). Пс.59:11             Кто приведет меня в Едома? Во времена земной жизни Спасителя царями Иудеи были идумеяне, т.е. едомляне (династия Ирода). Пс.61:4             Доколе напираете на человека?                         Будете убиты все вы,                         как стена наклонившаяся, ограда, которую толкнули. «Напираете» – hap.leg.; атакуете с криком. «Будете убиты» 348 – тот же глагол в заповеди «не убивай» ( Исх.20:13 ); «будете убиты» не человеческой волей. «Стена наклонившаяся» – стоит, слабеет, падает, разваливается. «Толкнули» – ср.: «будет для них путь их – склизкие [топи] во мраке; их толкнут, и они упадут в него» ( Иер.23:12 ), для таковых поставлен «Ангел Господень толкающий» ( Пс.36 /35:5). Те, кто так давит человека, наклоняют сами себя, как стену, и толкают себя к насильственной смерти. Пс.61:5             Также с возвышения его они советовали свергнуть,                         советовали ложь,                         устами своими благословляют, внутри себя клянут. «Возвышение» – также: достоинство. «Советовали» – на совете нечестивых, «советовали ложь» – как лгать. «Внутри себя» – букв.: в нутре их. «Устами своими» – букв.: устами его; т.е. «каждый из них благословляет» (Раши). «Клянут» – глагол калал (в переходной форме) имеет значение «клясть, хулить» (чаще переводят «злословить»), когда хула направлена от низшего к высшему или к убогому, – такая хула наказуема ( Лев.24:15 ; Исх.21:17 ; Исх.22:27,28 ; Лев.19:14 ; Иов.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

99  Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101  Мутье–Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, с.26—27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103  Крывелев И. Евангельские сказания… с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, с.156—162. 104  Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12, 6; Исх 3, 1; 20, 17; 22, 4; Притч 26, 2; 27, 27; Втор 14, 7; 1 Цар 27, 9; Песнь Песней 2, 14; Ис 11, 6. 106  Мутье–Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107  Там же, с.66—67. 108 См.: Числ 16, 14; Исх 22, 5; Ис 5, 11; Иез 31, 5; Иез 28, 26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61—62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско—палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, (88), с.105—114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113  Крывелев И. Евангельские сказания… с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4. 116  Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3,1. 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118  Крывелев И. Евангельские сказания… с.21. 119  Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120  Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122  Крывелев И. Что знает история… с.124. 123 См. выше гл.17, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

118 Ibid., 61–62 (=Basilii Regula fusior, PG 31,1036B): τι δε τν προεσττα πομιμνσκεσθαι παρ τν προεχντων ν δελφτητι, ν ποτε ποσφαλ. 122 От греч. «михиа» (прелюбодеяние). Этим термином (в сущности, полемическим ярлыком), восходящим к Феодору, в науке обозначаются внутрицерковные конфликты 795–797 (1 фаза) и 808–811 (2 фаза) гг., что только затрудняет их интерпретацию. 130 Доброклонский, Преп. Феодор, т. I, с, 355; Андреев, Герман и Тарасий, с. 176–177; Непгу, The Moechian Controversy, p. 501, n. 2. O православии Константина см . Speck, Kaiser Konstantin VI., S. 280–281; Ignatii Vita Tarasii, p. 408,34 –35. 134 Ignatii Vita Tarasii, p. 420,20–27 (император); 27–30 (знать), 420,31–421, 3 (клир); 421,4–11 (монашество и народ). 135 Дажс Феодор Студит в письме 817 г. называет его ν γοις; Theodori Epistulae, ep. 175.15. Как следует из другого письма (823 г,), Феодора обвиняли в том, что он не почнтает Тарасия как святого, а игумен настойчиво утверждал обратное: ibid., ер. 475,25–29. 139 Photii Epistulae et Amphilochia, vol. III, ep. 290, 311–312; Ταρσιον τν μτερον πατρθειον,... Νικηφρον τν κα το γνους, κα το θρνου, κα τν τρπων ξως διδοχον. 140 Ibid., vol. 1, ep. 114, 2–4: .,.κα πατρα κα θεον μτερον, νδρας μολογητς Χριστο κα ρχιερων αεμνολγημα. 146        Ставракий был коронован соправителем отца в декабре 803 г., однако Игнатий писал много лет спустя и мог экстраполировать эту ситуацию (наличие двух императоров) и на более раннее время. 154 Theodori Laudatio Platonis, 837B; cm. также Fatouros G. Theodori Epistulae, S. Anm. 66. 157 Выражение Феофана σχσμα μελετσαντες (p. 481,24) нужно, видимо, понимать в том смысле, что Платон с Феодором замыслили схизму, но не обязательно осуществили ее. По словам Феодора Студита , он лично заявил патриарху, что признает его избрание – Theodori Epistulae, ер, 25,37–38. 158 О восстании Вардана Турка см. Theophanis Chronographia, p. 479,15 сл. О посредничестве Иосифа Synodicon Vetus, p. 128 (с. 153); Vita Theodori per Michaelem, PG 99, 265D; Alexander, Nicephorus, p. 86–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20) Еще — о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием. Желающему научиться сему деланию надлежит ведать, что, когда приучим мы ум свой, вместе с входом воздуха, входить внутрь, тогда опытно познаем, что ум, приступая к схождению внутрь, лишь только начнет сие, как отвергает всякий помысл, и делается единичным и голым, и никакою другою памятию не занятым, как призыванием Господа нашего Иисуса Христа; напротив же оттуда исходя и на внешнее обращаясь, тотчас развлекается многообразными памятями. Главы 21 — 40 21) И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе, Христе, Сыне Божий, помилуй мя. И великий Златоуст говорит: «умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей.» — Немного спустя: «монах должен, — ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, — непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя! да имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащаго тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии во едино». И опять: «Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое храните всегда с памятованием господа нашего Иисуса Христа, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет, — да возвеличится Христос в вас». 22) Свидетельства о том же св. Лествичника и Исихия. Говорит также и Лествичник: «память Иисусова да срастворится с дыханием твоим; и тогда познаешь ты пользу безмолвия» (Сл. 27, 61). — Тоже и Св. Исихий: «если истинно желаешь покрыть стыдом помыслы, благодушно безмолвствовать, и без труда трезвенствовать сердцем; да прилепнет к дыханию твоему молитва Иисусова, — и в немного дней увидишь это на деле» (гл. 182). 23) Желающему мысленно трезвенствовать, — всякому, паче же новоначальному, — надо, для удобнейшаго упражнения в молитве, жить в келлии безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

2685 Cp. R. Kabisch, Die Eschatologie des Paulus, S. 218–219: «Что у Павла небесный мир является населенным Ангелами света, соответствующими пневматически-световой субстанции сего мира, – видно из случайного упоминания γγελος ξ ορανο ( Гал. 1:8 ) и γγελος το φωτς ( 2Кор. 11:14 ). А что об их деятельности песнопения и восхваления в раю пред лицом Господа (ср. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова стрн. 226) он (Апостол) имел точно такие же представления, как современные соотечественники, и что – при захватывающей живости своего духа – он все мыслил реалистически (alles auf das deutlichste vorstellt, die Sinnlichkeit jener Geisterwelt auf das lebendigste sich ausgebildet hat), – это можно усматривать по наменам об ρρητα ματα, слышанных в раю ( 2Кор. 12:4 ), и об γγλων γλσσαι, звенящих подобно меди и кимвалу ( 1Кор. 13:1 )». См. и А. Klöpper, Kommentar über das zweite Sendschreiben des Apostels Paulus an die Gemeinde zu Korinth, S. 507 ff. Буквальное понимание ангельских языков приписывает св. Павлу и кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 372. 425. О пениях ангельских см. в слав. книге Еноха 6:27. 8:2. 11:72 у проф. М. И. Соколова в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1899, IV, стрн. 15. 18. 31, и у † А. Н. Попова ibid. 1880, III, стрн. 100. 102. 113. 2686 Проф. раввинской школы в Будапеште Dr. Ludwig Blau, воспроизводя «древне-иудейские» мнения первой половины нашего (Das altjüdische Zauberwesen, S. VI: «mit «altjüdisch» bezeichne ich das Zeitalter der jüdiscben Tradition, also beilaufig das erste halbe Jahrtausend unserer Zeitrechnung»), категорически утверждает, что талмудические известия о проникновении некоторых раввинов на небо (см. выше, Ad. Franck, La Kabbale, p. 57=Н. C., Каббала или религиозная философия евреев, стрн. 11) нужно понимать буквально, ибо на стрн. 115 сл. у него сказано: «Dieses «Eingehen in’s Paradies» (бен-Аззня, бен-Зомы, Ахера, или Елиши бен-Абуйи, и Акибы) ist wörtlich und nicht allegorisch zu nehmen«. Подобным образом L. Blau склонен понимать (S. 60–61) и свидетельство Sanhedrin 67 b о создании теленка р. Ханиной и Ошайей по пятницам при занятиях учением о творении (ср. к прим. 2508). Что же касается возвеличения людей (ср. на стрн. 770, 303 ), то для иллюстрации см. еще в слав. книге Еноха, где патриарху говорится (11:5): «ни ангелом моим не возвестих танни мое, ни поведах им востания их ни мое бесконечние и неразумние, размыслишу твари иже тебе возвещаю днесь» (у проф. М. И. Соколова в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1899, IV, стрн. 24; 91, и у † А. Н. Попова ibid. 1880, III, стрн. 107), а в другом месте (16:6 ibid. 1899, IV, стрн. 59; 1880, III, стрн. 135) о нем сказано: «тебе избра Господь паче всех человек на земли, и постави те написателе тварем своим видимым и невидимым, и отъимителе грехом человеческым, и помощника домочадцем твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010