Слово в праздник Рождества Христова. Святейшего Афанасия II, патриарха Иерусалимского (XIII в.) Днесь на небе радуются ангелы и славословят Бога: ибо открылось сокровенное от века Божественное таинство. Днесь на земле веселятся человеки: ибо рушилось средостение вражды, и настал вечный мир, так как Сын Божий восхотел быть сыном человеческим. Днесь волхвы с востока земли приходили поклониться Царю неба и земли, и принесли Ему дары – золото, ливан и смирну: золото обозначало, что Он есть царь; а ливан, – что Он – Бог; смирна же, – что ради нас, умерщвленных грехом, Он был мертв три дня. Так исполнилось пророчество Давида, глаголюшее: «цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравии и Савы дары дадут, и поклонятся Ему все цари земли, все народы поработают Ему» ( Пс. 71:10–11 ). Днесь звезда предуказала Солнце правды. Но где? не на небе ли, где – престол славы? Нет; а в вертепе Вифлеема, находящемся в городе Иуды, над яслями бессловесных. О, величайшее и неизглаголанное таинство! Как Сидящий на херувимах с Отцем и Духом Святым сходит в такое бедное состояние, что делается человеком, и рождается в яслях бессловесных животных? Одевающийся светом, как ризою, повивается убогими пеленами, дабы разрешить нас от уз греха, и, окружаемый тысячами тысяч ангелов и архангелов днесь является в вертепе Вифлеемском только с Мариею Матерью Своею и обручником Ее Иосифом? О, Вифлеем, земля святая! Как смогу я изречь твою славу, ради которой совершилось уничижение Владыка Христа, тогда как прежде сего ты был незнатен даже во мнении жителей твоих; когда же в тебе родился Сын Божий, тогда имя твое и слава твоя раздались во всех концах вселенной? Притом о тебе пророчествовал Богоотец Давид, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:3 ); прорицал и Михей: «И ты, Вифлеем, земля Иудова, никак ты не меньше во владениях Иуды, ибо из Тебя изыдет Вождь, Который упасет народ мой Израиля» ( Мих. 5:2 ). О, вертеп всесвятой! Как вместил ты Того, у Которого престол – небо, а подножие – земля, и Который везде есть и все наполняет? О, дорогие ясли! Как вы приняли Прикасающегося к горам, и они дымятся? Днесь пастыри овец неразумных узнали доброго Пастыря овец разумных, и благовествовали спасение всех, живущих во вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Богоявление Господне Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: « явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Евангелие? « Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? «Мне надобно креститься от Тебя», – то есть преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.

http://pravoslavie.ru/50988.html

Слово на погребение в Боге почившего высокопреосвящейнешего Августина, архиепископа Московского и Коломенского Источник Синода Члена, Правительствующаго Высокопреосвященнейшаго Августина, Архиепископа Московскаго и Коломенскаго, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандрита и орденов: Св. Александра Невскаго и Св. Анны первой степени Кавалера, говоренное в Кафедральном Чудове монастыре, Московской Духовной Семинарии Ректором, Богословских наук профессором, Ставропигиальнаго Заиконоспаскаго Монастыря Архимандритом и Кавалером Парфением. Марта 8 дня, 1819 года. Таков, сетующие слушатели, таков жребий человечества; таков предел жизни человеческой: всяка плоть яко риза обетшает; завет бо от века: смерию умерши 1 . Един входе вселие есть ве житие, подобен же и исходе 2 : мне вчера, а тебе днесь 3 – Давно ли сии хладные, сии крепко к персям прилегшие руки, давно ли подписывали суд и милость? давно ли воздевались о нас ко Всевышнему, и низводили благодать и благословение? Давно ли сии померкшие очи бодрственно зрели на страже стада Христова? давно ли, устремляясь горе, препровождали сердечные моления далее, далее – в пренебесный жертвенник? Давно ли немотствующий язык изрекал судьбу вверенным пастырской власти? Давно ли в сем самом святилище провозглашая священные истины, сладостно ободрял подвизающуюся доблеешь благочестия, грозно обличал неистовство душ законопреступных? Давно ли? ... Увы ! не стало нашего Пастыря! Се – во гробе!. . во гробе – и сия мертвенность его к нам оставльшимся как бы взывает в последний раз: зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща восплачите о мне, и целуйте мя последним целованием. О! плачи, дщи Сионя, яко отъя Господ вся крепкая твоя от среды тебе 4 ! Да изнесут горестные наши сердца, да изнесут из недр своих воздыхания, яко уже последнюю жертву; да излиют желания свои в напутствие невозвратно отошедшему от страны сея! Мир праху твоему, мир души твоей, Дражайший Пастырь! Почий от трудов своих! – Но утешимся, Слушатели! добродетель, преселяясь в страну вечности, красными стонами печатлеет любезнейшие следы на месте бытия своего. Премудрость добльственных подвижников поведят людие, я похвалу их исповесть церковь 5 . Святителю ! ты ниспосылал святительское благословение на проповедников Слова; – приникни духом твоим на нас, и приими беседу сию, растворенную слезами любви в воню мира. – Ты безмолвствуешь: но тем паче да отверзутся уста мои к твоему хвалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Слово при случае первого вступления в Тверскую паству в Архиерео-престольный град Тверь, 1771 года, Мая 1 дня По благости Всевышнего удостоившись узреть дарованную мне от промысла Его паству, которой лицо вы благочестивое и мне любезное собрание днесь представляете, сподобившись узреть вас, чувствую радости и веселия истинного преисполненный дух мой. Кто бо , да с Павлом возопию, кто бо нам упование или радость, или венец похваления? не вы ли пред Господем нашим Иисус Христос ? 172 Но при всем радости изобилии и некоторая боязнь содержит душу мою. Радуюся днесь пред лицем Господа Вседержителя; но со страхом: и приступаю работати Ему исполнением звания моего; но со трепетом. Ибо если представить должность Пастыря и паствы, и взаимное их к самим себе отношение: тотчас откроются сильные причины боязни и радости, веселия и трепета. И во-первых убо сколь великое удовольствие есть родителю, узреть чад своих, плод чрева своего, и естественные черты свои, или паче дух свой видеть в них начертанный! Не меньше же и аз недостойный Пастырь ваш наслаждаюся приятнейшим взором вашим, находя в вас свойство сыновней к себе любви, а потому чувствуя и в самом себе силу отеческого чадолюбия. Сего союза ничего нет божественнее, любезнее, и приятнее. Но таковое удовольствие должно быть еще превосходнее, что вижу вас, благословенные церкви Божия чада, благочестием сияющих, и добродетелию преукрашенных. Известна б о не мне токмо, но и прочим всем, Тверской паствы обитателей к Богу любовь, и к закону Его усердие, твердое в православии пребывание, и превосходнейшее, могу не обинуяся сказать, пред прочими просвещение и добронравие. А похвала и слава, на сем утверждаемая, превышает все, что ни обыкли люди почитать великим и знаменитым. Таковые града сего и паствы нашей преимущества привлекли сие благословение Божие, что Помазанница Господня, Благочестивейшая Монархиня наша, град сей Своим особливым объемлет благоволением, и оный почитает немалоценным, очи Ее увеселяющим, короны Своей камнем. Како убо сие не возбудит к радости того, кто сподобился быти пастырем паствы таковой?

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2014/2015 годы 28 октября 2015 г. 23:58 28 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2014/2015 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Владимир Евгеньевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники торжественной церемонии! Я сердечно всех вас приветствую в связи с вручением Макариевских премий за 2014/2015 годы. Как уже было сказано, в 2015 году исполняется 20 лет возрождения нашей премии, но, наверное, куда более существенно, что в 2016 году исполнится 200 лет со дня рождения основателя премии — Преосвященного митрополита Макария (Булгакова), Московского и Коломенского, великого ученого, неутомимого труженика, как на богословской, так и на исторической ниве, настоящего энциклопедиста и просто доброго пастыря, талантливого администратора, умевшего замечать таланты и их поддерживать. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения и по объему и по качеству остаются и поныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец искреннего и жертвенного служения Церкви и Отечеству. Мысль о необходимости поощрения и награждении талантливых сограждан, «посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний», пришла иеромонаху Макарию еще в юношеские годы. Однако реализовано сие желание было значительно позже — уже после его смерти, так что сам он не увидел плодов своих усилий. Тем не менее, это еще раз свидетельствует о широте души и величии замыслов владыки Макария, который понимал данный проект не как частный, личный, но как осуществляемый в долгосрочной перспективе на благо науки, на благо Церкви и Отечества. Премии митрополита Макария давались исключительно за несомненно весомый научный вклад. На рубеже XIX-XX столетий русская историческая наука, а равно и богословие переживали период особого подъема.

http://patriarchia.ru/db/text/4258199.ht...

1. Сегодня – предначаток всемирной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и разсеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет Глава – Христос Бог – быть над разделенным Телом, и Любовь не желает совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание, а нас – пастырей (находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил отважиться на долгий путь, и море и прочие бедствия. О, разве не очевидно, что это произошло силою и судом Божиим и что результат ( τ πρας) также будет хорошим и богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся 1 . Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите» ( Ис. 62, 10 ). До каких пор мы, Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать и разсецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не истребим ( Гал. 5, 15 ) и дадим возможность внешним врагам уничтожить нас?! Да не будет сего, Христе Царю, и да не победит Твою благость множество наших грехов, но как в прежние времена, когда Ты видел возвышающееся и весьма распространяющееся зло, Ты Сам и чрез Твоих Апостолов остановил его течение вперед, и всех обратил к Твоему познанию, так и ныне, чрез Твоих служителей, которые ничего не ставят выше Твоей любви, соедини нас в отношении другь друга и в отношении Тебя Самого, и сотвори, чтобы исполнилась та молитва , которую в то время, когда Ты шел на Страсти, говорил, молясь: «Даждь им да едино будут, якоже и Мы едино есмы» ( Иоан. 17, 11, 21 ). Зриши, Господи, разделение наше – как оно печально, и как по самоволию и дерзости «к угождению плоти» ( Гал. 5, 13 ) мы злоупотребили свободой и стали рабами греха и совершенно плотию а ныне отданы врагам Креста Твоего в расхищение и рабство, и «яко овцы заколения вменихомся» ( Пс. 43, 23 ; Рим. 8, 36 ). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Господи! То, что некогда было объявлено, как подлежащее разсмотрению Вселенского Собора, то сегодня мы исполнили, и от себя внесли все; даруй же и Твое, для завершения того, что мы предприняли: ибо Тебе это возможно, если Ты пожелаешь только, и желание Твое является (уже) – исполнением на деле. Скажи и нам, как раньше чрез Пророка Твоего: «Аз с вами есмь, ...и Дух Мой настоит посреде вас» ( Агг. 2, 5 ). Итак, если Ты будешь присутствовать, все прочее будет легко и гладко.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

22 августа 2005 г. Свидетель эпохи (Окончание) В феврале 1941 года больной и изможденный отец Сергий, освобожденный из колонии, располагавшейся вблизи закрытого Толгского монастыря, вернулся в Углич, где его радостно встретила мать. Родные и знакомые узнавали батюшку с трудом — он выглядел семидесятилетним старцем. Три месяца спустя он был назначен настоятелем угличского Димитриевского храма, и служил там практически ежедневно на протяжении более полутора лет. После некоторого перерыва, связанного с перемещением на другой приход, в апреле 1943 года отец Сергий получил указ быть настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Архангельского в Угличском районе; здесь еще диаконом служил его покойный отец, а ранее — деды и прадеды по линии матери. 3 июня 1948 года архиепископом Димитрием (Градусовым) отец Сергий был пострижен в монашество с именем Кассиан — в честь преподобного Кассиана Угличского, и уже в 1949 году был удостоен сана игумена. Перед постригом Анфиса Евграфовна благословила сына на монашеский путь иконой Божией Матери «Умиление». Служение в Архангельском на протяжении почти восемнадцати лет стало временем становления отца Кассиана как пастыря-подвижника. Служил он 4—5 раз в неделю, службы были долгими, по монастырскому уставу. Жил батюшка в самом храме, в небольшой келье под колокольней; половину кельи занимала его библиотека. Здесь же на приходе, воспитываемая крестной, жила его дочь Надежда — младшая из четырех детей. В скором времени на приходе образовалась крепкая община, духовным центром которой был игумен Кассиан, ревностно заботившийся о благолепии храма, с отеческим вниманием, любовью и, при необходимости, строгостью опекавший свою паству. 1 сентября 1956 года, на 91-м году жизни, скончалась Анфиса Евграфовна, мать будущего владыки. Как вспоминал архипастырь, она «последние 1—2 месяца была очень слабая, а последние дни почти недвижно лежала в полном сознании; я ее часто причащал Святых Таин». На отпевании отец Кассиан произнес слово, в котором «хвалил обоих родителей редкостное благочестие и их главнейшую заботу — чтобы чада были верующими и преданными Церкви».     

http://e-vestnik.ru/history/svidetel_epo...

22 октября 2012 г. 10:11 Патриарх Кирилл: Церковь будет находиться в диалоге с властью во имя духовного процветания общества Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пояснил механизм сотрудничества Церкви и власти и опроверг мнение о сращивании Церкви и государства. " Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью — с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят " , - заявил Святейший Патриарх, отвечая на вопрос телезрителя в эфире программы " Слово пастыря " 20 октября. Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что ни в одном из тех документов, которыми Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, в том числе в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " , нет положений о желательности " сращивания " с государственной властью. " Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание " , - отметил Патриарх. В то же время Святейший Патриарх подчеркнул, что сегодня " раздувание мифа о сращивании является одним из способов борьбы с Церковью " . " Те, кто категорически не заинтересованы в укреплении позиций Церкви, в христианизации нашего народа, в духовном просвещении нашего народа, пугают общество и людей этим сращиванием: Церковь будет играть роль некоего идеологического инструмента, который, конечно, будет влиять на выбор людей и лишать их столь драгоценной свободы.

http://e-vestnik.ru/news/srashchivanie_t...

33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Речь на открытии этого Съезда 13 июня. Преосвященные Архипастыри, преподобные отцы и вы, братие и сестры, о Христе возлюбленные чада Церкви Православной! Сегодня в неделю всех Святых, когда вселенская Церковь Христова празднует завершение Божиих обетований грешному роду человеческому, наша церковь Казанская, в частности, перевивает свои великие минуты радости духовной. Днесь благодать святаго Духа нас собра, днесь и на нашем церковном обществе исполнилась песнь церковная о дарах Духа Святаго: вся подает Дух Святый, (точит) источает пророчествия, священники совершает, некнижныя премудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный«... Невольно хочется со псалмопевцем воскликнуть: сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же; о Господи, поспеши же». ( Пс. 117:24–25 ). И в эти святыя минуты церковной радости, только бы и хотелось молиться всесвятому Духу Божию, чтобы Он подкрепил всех служителей Церкви в служении их во спасение людей Божиих, кровию Христовой искупленных. Вот это и есть первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятени, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9:36 ). И если кто будет, как некогда в св. день Пятидесятницы, недоумевать и спрашивать о нашем молитвенном собрании, «что убо хощет сие быти», то пусть каждый твёрдо знает, что «днесь благодать святаго Духа нас собра» во спасение тех, кто послушает нас, ибо не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих ( 2Кор. 4:3 ). Такова первая наша задача: в радости и в смирении молиться Богу о всех и за вся. Вторая наша задача – подобна первой, – является её продолжением: мы несём всем людям Божиим только мир, по заповеди Христовой. Любя всех о Господе и желая послужить всем, во спасение, мы благодатный мир Божий хотим дать всем, кто этого мира благодатного и вместе с ним душевного обновления желает. О, если бы это услышали сердцем своим те, кто нам так мало верит! О, если бы это узнали и поняли те, кто нас даже не знает! Мы, христиане, проповедуем любовь Божию, благовествуем мир, тогда как магометане только беспокоятся, потому что не умеют любить Бога; равно и язычники тоже не знают чувства любви к Единому Богу. И в ответ на это недоверие к людям и страх пред Богом так и хочется всем сказать это святое слово Господа: мир вам, мир Божий да почиет на вас, и пусть ничто и никогда не нарушит этого святого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Записи голоса чистого В конце 20-х годов в Белой Церкви, я получил заказной пакет из Польши. Отправителем его был полковник старой русской армии Спиридон Белецкий в городе Станиславове, занимавшийся извозом. Он обратился ко мне, прося разъяснения происходивших с его женой Наталией явлений. Глубоко верующая православная женщина стала чувствовать временами сильное побуждение записывать звучащие в ее сердце слова евангельских поучений, толкования Священного Писания и руководство жизни по вере. Это яснослышание у нее началось неожиданно. Белецкие не понимали, откуда идут эти слова и не есть ли это явление какой-либо неправильности. Они тревожились этим и ряд записанных Бесед неизвестного Пастыря (говорившего через Наталию) прислали мне в этом письме. Я стал испытывать духа, или духов, говоривших через Наталию, и ничего не нашел в их словах, что затмевало бы Слово Божие или уводило от православной веры. Более того, благоговение, мирность, мудрость слов, духа, и смирение самих этих супругов Белецких (они начали со мной переписываться), говорили мне с несомненностью о чистом источнике этих поучений. Они были ценными и для меня. Свидетельством того, что вещание это шло от верного и чистого духа, для меня был и следующий факт: некоторые слова Поучений были личным ответом мне на мои тайные сердечные молитвенные вопрошания, никому неизвестные, кроме Единого Бога Такое прямое обращение ко мне, как к «пастырю Иоанну», и ценные указания моему юному пастырству, в ответ на тайные мысли мои, убедили меня в том, что это явление идет от светлых духов. Это было укреплением и моего пастырства Особенно нужна была мне духовная помощь после отъезда еп. Вениамина Я остался без старца-руководителя. И этот кроткий, простой, но глубоко духовный голос невидимого мира, зазвучавший около меня, – укрепил дух мой; он помог мне в моем служении. С Наталией и ее мужем у меня осталось доброе общение и после того, как этот духовный феномен прекратился. В 30-е годы они переехали из Польши в Южную Бразилию, в Рио дель Сол. Своими руками они там построили деревянный православный храм. В начале 50-х годов я там навестил их. После кончины мужа, Наталия приняла монашеский постриг и жила при храме, как хранительница его. Я получал от нее вести. Тихо, молитвенно она там скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010