«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство, слово и образ Одна из самых известных книг о. Александра Меня. Отец Александр Мень был великим катехизатором, имел дар от Бога приводить людей в Церковь, приобщать их к её жизни. «Таинство, слово и образ» это книга, которая крайне доступно и ясно объяснит читателю церковное богослужение, введет новоначального в литургическую жизнь Церкви. «Богослужебным катехизисом» очень метко назвал «Таинство, слово и образ» владыка Иоанн (Шаховской). Иоанн (Шаховской) писал в предисловии к книге «Таинство, слово и образ»: «Эту книгу московского протоиерея о. Александра Меня не нужно комментировать. Она сама выразительно комментирует себя, раскрывает нужную для многих тему. Ее можно было бы назвать «Богослужебным Катехизисом», — так внимательно автор касается всех сторон церковной молитвы, ведет читателя по всему кругу двухтысячелетних молитв Церкви Христовой, льющихся от человечества к небу. Видно, как многого лишают себя те, которые не входят в эту волну общей молитвы и таинств веры, о которых говорит о. Александр. Читателям его книги открывается возможность лучше понять вселенскую молитву Церкви и погрузиться в высокий мир ее символов и реальностей, ведущих нас от временного к вечности. Мы все, люди, имеем дар касаться сердцем и умом очищающего нас чудесного Бытия, Царства Божия, — данного вере и любви. Отец Александр Мень избегает абстрактных терминов, он говорит кратко и просто, языком понятным и точным. Это книга пастыря и — добавлю — доброго пастыря. Он дает душам не только общие учительные истины, но и вводит в реальность самого Божьего дела в мире и нашего дела — быть открытыми благодати. Пастырь Единый Господь Иисус Христос чрез Своих добрых пастырей, укрепляет и утешает души, готовые принять Его. Пусть слова этих страниц о служении человечества Богу — слова живые и нужные — упадут не при дорогах суеты, не в терния страстей и не на камень бесчувствия, но на благодатную землю живых сердец.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 48. О чудесах апостола Петра. В Неделю 4ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. ( Деян.9:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Из Апостольского чтения (см. Деян.9:32-42 ) мы узнали сегодня, что апостол Петр по своей обязанности духовного наставника обходил дома христиан, наблюдал за их бытом, отношениями в семье, помогал принять правильное решение в тех или иных жизненных вопросах. Семьи первых христиан с большой радостью и благоговением встречали пастыря, потому что для них он был не просто духовным советчиком, но и дорогим, родным по духу и христианской любви человеком. Это вовсе не считалось вмешательством в личную жизнь. Напротив, люди всегда ждали своего пастыря и радушно встречали. Ибо такое радушие и развитие подобных взаимоотношений поощрялось и благословлялось Богом. И вот, как мы слышали в Деяниях святых апостолов, случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Город Лидда был расположен недалеко от моря, близ Иоппии, к северо-западу от Иерусалима. Здесь образовалась и получила дальнейшее развитие христианская община, члены которой отличались особым благочестием и твердостью веры. Недаром апостол Лука называет их святыми. Причем именуются христиане Лидды так дважды. В этом нет случайности. Не будучи возвеличенными в лике святых, люди эти выделялись особой святостью и праведностью жизни. Интересно, что в греческом тексте употреблено слово «агиос», которое имеет много значений. Иногда его переводят как «священный» или «святой». Но в корне оно имеет значение как «иной», «другой». Это же слово всегда употреблял апостол Павел, обращаясь к христианам различных общин. Словом «агиос» (по-древнееврейски «кадош») назывался иудейский, Богоизбранный народ. Церковь Христова стала преемницей избранности Израиля. Именно христиан, последователей Господа Иисуса Христа, апостолы именуют святыми, то есть отличающимися от всех прочих людей. И это отличие определено Самим Богом, Который избирает христиан не для особых почестей, а для великого служения, для благовестия Царства Небесного и утверждения христианской веры среди людей разных стран и народов.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

1890 г. Пастырские заветы 2 «Благодать вам и мир да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» ( 1Пет. 1:2 ). Со словом мира и любви не на языке только, но и в сердце я в первый раз приходил к вам, возлюбленные братия, когда по воле Пастыреначальника Господа Иисуса паства эта вручена была моему недостойному попечению. И вот прошел год, в который я день и ночь оглашал вас, не имущих прежде пастыря, оглашал, поучал слову Божию. Не прошло ни одной службы, не пропущено ни одного случая, чтобы не сказал я вам слово поучения, назидания. Весь труд первого священника в новом приходе выпал на мою долю; не мне судить, как и с успехом ли я трудился, но что трудиться пришлось много – это несомненно. Этот храм мною построен, освящен и наполнен утварью. Церковно-приходская школа открыта мною со многими трудами, с великою скорбью, с большими жертвами. Общество трезвости, внебогослужебные собеседования, утром проповеди за утреней, в обедню, вечерние чтения, книжный склад, наконец, украшение сего храма – все это прошло через мои руки. Куда бы ни обратился мой глаз, на что бы ни посмотрел я, все здесь сделано при мне. Прости, все мое дело! Простите, тяжелые думы, дни и ночи беспокойства, простите, вы, добрые люди, дети мои духовные; не взыщите, если плохо учил вас, если мало говорил, если ленился проповедовать. Если благовествую, – нет мне похвалы, ибо нужно сие, но горе, если не благовестствую! ( 1Кор. 9:16 ). С молитвою на устах и сердце, со страхом Божиим и любовию я пришел к вам, со словом мира и любви встретил вас, – с этими же чувствами обращаюсь к вам и ныне при прощании с вами. Это слово, действительно, будет последним для вас. Ухожу. Не допытывайтесь, отчего, почему; дело сделано, на сие воля Начальника пастырей – Господа Иисуса. Простите! Прости, святой храм, мною недостойным освященный, прости, алтарь славы Господней, прости, водруженный руками моими грешными престол славы Божией! Простите, добрые люди, спасибо вам за привет и ласку, за любовь и участие; не поминайте лихом вашего молодого пастыря, молитесь за меня, – это ваш долг, ваша обязанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

20. Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную (Говорено в Кафедральном Чудове Монастыре, февраля 12 дня; напечатано в собр. 1822, 1835, 1844 и 1848 гг.) Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им. Иоан. Х, 27–28 . 1822 В сих словах Иисус Христос, истинный Пастырь и Посетитель душ, и Образ всех духовных пастырей, изображая Себя и Своих овец, дает наставление всем нам, каков должен быть Пастырь для своих овец, и в каком союзе должны быть овцы со своим Пастырем. «Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им». Как радостно видеть теперь, – и Пастыря по сему образу, и овец в сем союзе с Пастырем! Христоподобный Пастырь, Святитель Алексий, конечно, знал и знает овец сего словеснаго стада, и его духовную потребность, и верность его послушания, когда предоставил и предоставляет ему доныне сей безценный залог, – свои священные останки; конечно желал и желает нам жизни вечной, когда в самом гробе своем открыл и не престает открывать источник благодатных исцелений и надежду вечной жизни. Се, и новыя овцы древняго стада его, сколь ни давно уже он безмолвствует, еще слушают гласа его; хотя он здесь – покоится на ложе своем, а там – далеко шествует в небесах, еще приходят лобызать следы его. О, если бы все овцы сего великаго стада таковы были к Пастырю своему, каковы предстоящия теперь в сей священной ограде! О, если бы предстоящие здесь, каковы в сей торжественный час, таковы были во всю жизнь свою, во-первых к Пастыреначальнику Иисусу Христу, а по Нем и ко всякому от Него поставленному Пастырю! Может быть на сие скажут: «врачу, исцелися сам» ( Лyk. IV, 23 )! Приемлю совет; признаю немощь; желаю уврачевания; ищу врачевства во врачебном хранилище слова Христова, и, как известно, что и поставленные врачевать других не могут врачевать сами себя, избираю врачем Богоноснаго Алексия, дабы его рукою, то есть, посредством его предстательства и его примера, почерпнуть из слова Христова дух и силу Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

3. Слово на Рождество Христово. (Говорено архимандритом Филаретом в Александроневской лавре; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1811 год Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти. ( 1Тим. 3:16 .) Новый Адам исходит из девственной земли. Жена, источник проклятия, износит росу благословения. Является истинный «Ной», который «упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог» ( Быm. V. 29 ). Безродный «Мелхиседек» ( Ebp. VII. 3 ), рожденный без матери, рождающийся без отца, приходит наследовать Царство и Священство вечное. Преходит наконец долгая ночь страха и ожидания всемирнаго; – и утренний свет проникает во мрак Ветхозаветнаго Святилища, отверстаго не столько к ежедневному, сколько к вечному Востоку. Небесная Манна изсыпается от стамны, ее сокрывавшей. Жезл Иессеев прозябает вместо увядающаго жезла Ааронова. Христос раждается. Приидите, пастыри кроткие, и облобызайте Агнца и Пастыря, – Агнца, пасущаго пастырей, и Пастыря, имеющаго собрать во едино мирное стадо с агнцами волков и юнцев со львами. Приидите, волхвы мудрые, и поклонитесь тайнам древняго младенца; научитеся от Слова немотствующаго, вкусите от ангельскаго хлеба на трапезе безсловесных, и видите, яко благ Господь. Сонмы небесных сил, «восхвалившие» Господа, «егда сотворены Быша звезды!» ( Иов.38:7 ), удвойте и утройте ваши славословия пред вашим Солнцем, и для нас восходящим. Христос раждается. Христос раждается в Вифлееме: и в сем ли состоит вся настоящая радость и вся слава в вышних Богу? Слава Богу: если Он раждается и для нас 26 , ибо, по намерению судеб 27 , «сие Отроча родися нам, и дадеся нам» ( Uc. IX. 6 ). Среди торжества о Его рождении, Церковь страждет болезнию рождения, дабы Он «вообразился» ( Гaл. IV. 19 ) в нас. Не презрим радостной скорби нашея Матери: снимем хотя некоторыя черты с образа рождения Иисусова и положим их в сердцах наших. Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых: однако Иосиф и Мария не имели в нем ниже убогой хижины, ниже пяди земли наследственной, ни пребывания постояннаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассуждает о диалоге Православной Церкви с исламом и инославными конфессиями в контексте современного секулярного общества, а также об отношении Церкви к революционному пути разрешения общественных конфликтов. Доброе утро, дорогие телезрители. В адрес нашей передачи поступил вопрос от Алексея Гуличенко из города Твери: «Скажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас пребывает диалог Православия с другими христианскими конфессиями? Может быть, в виду постоянных угроз как со стороны ислама, так и со стороны агрессивного аморализма светских государств имеет смысл христианам сплотить ряды?» Я бы хотел начать ответ с констатации следующего факта — в отношении того, существует ли угроза со стороны ислама или нет. В разных районах земного шара ситуации очень отличаются одна от другой. Если взять Россию, то на протяжении тысячи лет русские православные люди жили вместе со своими мусульманскими собратьями. У нас разные вероучения, разная религиозная практика, но есть много общего в нравственных основах уклада жизни православных и мусульман, и сегодня эта общность особенно остро ощущается. Приведу такой пример. Мне довольно часто приходится встречаться не только с мусульманским духовенством, но и с рядовыми мусульманами — с некоторыми государственными деятелями, с представителями бизнеса. Я никогда, ни разу не слышал от этих людей ничего порицательного в адрес Церкви — всегда только уважительное и доброжелательное. Вы знаете, что некоторое время назад Церковь прошла через непростое время, подвергаясь нападкам в общественном пространстве, в том числе и на Патриарха нападали. И мне очень приятно сказать сегодня всем, кто меня слышит, что большую поддержку мы получили от мусульман. В самые, может быть, трудные дни я получил замечательное свидетельство от людей, которые могли так сказать: «Ваше Святейшество, Северный Кавказ вместе с вами». Это очень дорогого стоит, и потому мы должны беречь как зеницу ока добрые межрелигиозные отношения в нашей стране и понимать, что у верующих людей сегодня очень широкая общая платформа для взаимодействия, в том числе в общественном пространстве.

http://pravoslavie.ru/53692.html

В очередном выпуске программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 3 декабря 2016 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на ряд вопросов телезрителей, в том числе о том, как научиться не бояться смерти и признаком чего является распространенность увлечения темой конца света.      Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи поступил вопрос от Клокова Василия Алексеевича из Алтайского края, из села Краснощеково: «Хочу спросить у Вашего Святейшества: как научиться не бояться смерти? Ведь как говорят, на смерть, как на солнце, нельзя смотреть в упор. Но куда же от этого деться? И еще. Почему так по-разному умирают люди? Иногда видишь, как благочестивый и добрый человек погибает страшной смертью в катастрофе, страшной для христианина — без причастия и благословения. А какой-нибудь зловредный тип, который и в храм-то никогда не ходил, да еще и подсмеивался над верой, глядишь, и соборовался, и причастился перед смертью». Что касается отношения к смерти, то вы правы: какими бы аргументами мы ни поддерживали свое стремление, свое желание не бояться смерти, она всегда вызывает у человека в лучшем случае чувство неприятия, но обычно страх и даже ужас. Конечно, христианские убеждения помогают смягчить этот страх и ужас. Причем речь идет не столько об интеллектуальных, умственных убеждениях, сколько о религиозном опыте жизни. Вот святые люди, подвижники благочестия смерти не боялись. И мы знаем из истории, из опыта святых людей, что многие даже с радостью готовили себя к этому моменту перехода из одной жизни в другую. Когда человек живет в общении с Богом, когда он питается Божественной благодатью, тогда Божественной силой преодолеваются страхи вообще, в том числе и страх смерти. Самое страшное — когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Вот нам кажется возмутительным, что преступник или безбожник, или какой-то человек вообще недостойный — и вдруг причастился Святых Христовых Таин, да еще исповедовался. А разве такие события происходят случайно? А может быть эта исповедь в преддверии смерти и соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию и Господь дал ему вкусить этой благодати на пороге смерти. А святой человек, который постоянно и причащался, и исповедовался, был к Господу взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от той, иной жизни без исповеди и причастия.

http://pravoslavie.ru/99151.html

Вочередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 9 марта 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о церковной оценке роли Дома Романовых в российской истории. Доброе утро, дорогие телезрители! После некоторого перерыва мы возвращаемся к ответам на вопросы, которые вы направляете нам в письмах. «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как в свете 400-летия Дома Романовых Православная Церковь оценивает годы правления этой династии? Стоит ли это событие праздновать, а также легитимны ли претензии отпрысков этой династии на Российский престол?» Из письма Владимира Петровича Сурова, г. Саратов. Отвечая Владимиру Петровичу, хотел бы в первую очередь сказать о том, что у Церкви взгляд на историю может быть только с позиции той миссии, которую она осуществляет. Нередко корреспонденты СМИ, представители общественности требуют от Русской Церкви немедленного комментария на все политические события, которые происходят в стране. И если Церковь, особенно в лице Патриарха, не комментирует немедленно, то это вызывает недоумения, вопросы, сожаления, а иногда и обвинения в неправильной позиции. В своей проповеди к народу Церковь обращает внимание, в первую очередь, на все то, что имеет отношение к спасению. Исторические события могут иметь отношение к человеческому спасению — по их последствиям, но сам по себе факт события чаще всего никак не связан с Евангелием. Вот почему от Церкви не следует ожидать немедленных комментариев на события, которые происходят в политической жизни. Церковь — это не орган политического комментария, и мы не ставим перед собой задачи немедленно давать оценку всему тому, что происходит в стране, в обществе, в мире. Но, тем не менее, у Церкви может быть свой — опять-таки сотериологический, то есть с точки зрения спасения людей, — взгляд на историю. Именно с этой точки зрения я и хотел бы прокомментировать Ваш вопрос. Нельзя оторвать правление Романовых от правления Рюриковичей. Нельзя говорить о Романовых, не говоря о князе Владимире, об Александре Невском, о Димитрии Донском, об Иване III — собирателе Руси, об Иване IVГpoзhoм, сыгравшем огромную роль в становлении нашего государства.

http://pravoslavie.ru/60005.html

Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Ответы в программе «Слово пастыря» Источник: Патриархия.ru Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 октября 2012 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное!» Из письма Дмитрия Коновалова, Санкт-Петербург. Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви — это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель. Но если мы возьмем все документы, в которых говорится о взаимоотношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коими Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, то ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание.

http://pravoslavie.ru/56888.html

Какое отношение Воскресение Христова имеет к участи каждого человека? Принадлежит ли диаволу власть над миром? На эти вопросы телезрителей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», который вышел в эфир 21 апреля, в субботу Светлой седмицы. Христос Воскресе! Дорогие телезрители! Я рад возможности на пасхальной неделе встретиться с вами и ответить на ваши вопросы, некоторые из которых имеют непосредственное отношение к тем пасхальным событиям, которые мы все сегодня переживаем. «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как объяснить людям, далеким от религии, почему сам факт Воскресения Христова дает нам надежду на всеобщее воскресение? Разве с точки зрения логики это вытекает одно из другого? Или здесь важна только вера, а логика ни при чем?» Из письма Артемия Алексеева, Москва. Спасибо Вам, Артемий, за это очень важное наблюдение, которое Вы сделали относительно Евангельского текста и которым Вы с нами поделились. Строго говоря, логика, конечно, присутствует. Но любой критический наблюдатель или тот, кто критически читает текст Священного Писания, может сказать: «А меня эта логика не убеждает. Ну, допустим, воскрес Христос — я-то тут при чем? Вознесся Он на небо — я-то тут при чем? Разве после Воскресения Христа были массовые воскресения людей? Если б было так, то мы поняли бы слова Писания, что Он первенец из умерших (см. 1 Кор. 15:20). А в нашем опыте нет воскресения». Собственно говоря, такого рода логика и лежит в основе отрицания как значения Воскресения для людей, так и самого факта Воскресения, то есть в основе отрицания христианства. Постараюсь в меру сил своих и в это короткое время, ограниченное рамками передачи, ответить на Ваш вопрос. Что происходит с человеком после смерти? Он умирает, но мы все верим в бессмертие души. Так, может быть, этого и достаточно? Может быть, это и есть воскресение? Умер человек, тело его разложилось, распалось, а дух жив. Что еще надо? (Правда, многие люди, скептически относящиеся к вере и к христианству, отрицают и бессмертие души. Но это уже другая тема, и о ней, может быть, поговорим как-нибудь в другое время.) Если после смерти дух живет, так это же и есть воскресение? О каком еще воскресении может идти речь? И какое отношение к этой постановке вопроса имеет факт Воскресения Спасителя?

http://pravoslavie.ru/53065.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010