С.В. Нестеров Преподобный Макарий – продолжатель миссионерских традиций свв. Кирилла и Мефодия И слово мое и проповедь моя не в препретелных 165 человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы, да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет. 1Кор.2:1–5 Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (и) подражайте вере их. Евр.13:1–8 Кто сотворит (заповеди Божии) и научит (так людей), тот великим наречется в Царстве небесном, – заповедал Спаситель в Нагорной проповеди (см.: Мф.5:19 ). Таким образом, прежде чем учить других Божественным заповедям Христовым, нужно предварительно сотворить их, то есть исполнить. Преподобный Макарий Алтайский сотворил заповеди Божии, и жизнь его является очевидным доказательством того, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). «Свет Христов просвещает всех!» – уходя из этого мира к незаходимому свету Христову, изрек преподобный Макарий. В этих последних словах угодника Божия выражены цель, смысл и содержание его жизни, которую он всю без остатка посвятил усвоению и распространению животворящего света Божественной истины. Апостол Алтая твердо верил, что источник просвещения для всех живущих на земле есть только свет Христов, и что путь к блаженству для всех один – он открыт в словах Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Поэтому преподобный Макарий считал своим долгом, своей непременной обязанностью нести людям, не ведающим Христа или неразумно в Него верующим, Благую Весть, просвещать их светом евангельской истины. Обладая различными духовными дарами и при этом глубоким ведением духовных нужд и потребностей человека, преподобный Макарий умел с удивительной силой воздействовать на людские души, и редкое его слово не отзывалось в сердцах собеседников. Одному только Всевышнему известно, сколько человеческих душ привел он ко Христу, насадив и взрастив в их огрубевших сердцах семена новой жизни. Просвещенный благодатью Святого Духа и опытный в духовной жизни, преподобный Макарий обладал всеми необходимыми для пастыря и миссионера качествами. Он проявил себя и превосходным устроителем, организатором миссионерского дела. В начатом им деле не было ничего случайного или непостояного. Напротив, все до мельчайших деталей было им предусмотрено, рассчитано и выверено – так, что была создана целая система благовестничества на Алтае. Просвещение инородцев совершалось им в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Слово высокопреосвященного архиепископа Анастасия, произнесенное в Дамаске над гробницею Блаженнейшого Григория, Патриарха Антиохийского, 3/16 декабря 1928 г., в присутствии Местоблюстителя патриаршого престола и Собора Епископов Антиохийской Церкви Источник Скачать epub pdf Пред гробом нашего общого отца и пастыря что скажем вам, достопочтенный сонм святителей великой Антиохийской Церкви, и тебе, его осиротевшая паства? Даже, если бы наша речь не была чужда для васъ 1 , то и тогда она была бы безсильна выразить все, чем наполнено наше сердце. Впрочем, у скорби есть свой собственный язык, общий для всех людей, он и соединяет нас с вами, имея своим органом не столько слово, сколь слезы и воздыхания сердца. Итак, да «восплачут ныне горы» Ливанския, «ибо поражена их краса на высоте их». «Как пал сильный», хотели бы воскликнуть вместе с Давидом ( 2Цap. I, 19, 21 ); как подсечен секирою смерти величественный кедр Ливанский, возращенный рукою Небесного Вертоградаря, дабы служить утверждением и украшением Церкви! Как поражен пастырь, неусыпно стоявший на страже своего стада и полагавший душу свою за овцы своя? Померкла звезда Востока, бывшая для многих путеводительницей ко Христу. Подобно вдовице, облеклась ныне в траурныя одежды славная Антиохийская кафедра, утвержденная руками самих Первоверховных Апостолов Петра и Павла, украшенная именами и подвигами многих своих древних первостоятелей, давшая всем нам самое наименование «христиан» ( Деян. 11, 26 ). Разбит сосуд, преисполненный мудрости; не той мудрости века сего, которая представляет из себя часто безплодную игру ума, которой отвергся Апостол языков, но мудрости истинной, духовной, являющейся «дыханием силы Божией», «художницей всего» ( Прем. 7, 21. 24 ), начало коей страх Господень ( Притч. 1, 7 ). Почивший Предстоятель Антиохийской Церкви от юности внял совету и примеру славного царя. Он возлюбил премудрость паче всех сокровищ ( Притч. 2, 4 ) и неустанно почерпал ее не только из ея первоисточника – книги Божественных откровений, но и из живого отеческого предания, которым искони был богат древний любознательный Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово при посещении церквей божиих Тверской паствы, с наставлением как всем христианам, так особливо священникам, 1771 года Пишется во святом Евангелии о Спасителе нашем Иисусе Христе, что проходил Он грады вся и веси, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия; тоже в деяниях Апостольских пишется и об Апостоле Павле рече Павел к Варнаве возвращшеся подобает посетити братию нашу во всех градех, в ннх же проведахом слово Господне, како пребывают. 179 Да и самым делом прохождаше Павел Сирию и Киликию, утверждая церкви. Сему великому следуя примеру, и исполняя пастырский долг мой, приидох посетити вас, православные и благословенные Христиане, духовные и мирские, всякого чина и состояния и возраста, и внутренне соутешитися общею верою нашею, вашею же и моею. И во-первых радуюся духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребываете. Ибо се вижу благолепный храм Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчувствовать вам по соделании добра, как не в сем храме молитвенном при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих? Се вижу и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыке приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы изобразующие лики великих добродетелию Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы их доброе житие за велико оценяете, и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли по премногу дух пастыря вашего? Поистине великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знамениями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и собираяся здесь в храме Господнем, составляете церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан; как пишется о том во святых книгах: Вы есте церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас. 180

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слово, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы Источник В воскресенье, 16 июня, в аудитории Императорского Исторического музея состоялось торжественное открытие общеобразовательных курсов для рабочих города Москвы. К двум часам дня в аудиторию были привезены особо чтимые чудотворные иконы: Спаса Нерукотворного, Иверской Богоматери и Св. Николая Чудотворца. В третьем часу дня в Исторический музей прибыл высокопреосвященный Владимир, митрополит Московский и Коломенский, который совершил торжественное молебствие со служения преосвященных: Парфения, епископа Можайского, и Трифона, епископа Дмитровского, ректора Московской духовной семинарии архимандрита Анастасия, настоятеля Высоко-Петровского монастыря архимандрита Серафима и другого духовенства. Пел хор Перлова. Открытие курсов привлекло множество рабочих обоего пола: аудитория Исторического музея с прилегающими к ней помещениями была переполнена; множество рабочих, за недостатком помещения, оставались около здания Исторического Музея и на Красной площади. Из среды рабочих были избраны распорядители, которые руководили порядком. Распорядители имели особые значки. В конце молебствия высокопреосвященный Владимир в полном святительском облачении, опираясь на посох, обратился к рабочим с воспроизводимым на следующих страницах словом. Молебствие закончилось провозглашением многолетия, после чего певчие исполнили духовный концерт. Затем священник И. И. Фудель произнес речь о Святой Руси как русском народном идеале. Торжество закончилось исполнением народного гимна, который был пропет трижды. Слово Высокопреосвященного Владимира Митрополита Московского и Коломенского И прохождаше Иисус грады вся и веси, проповедая евангелие Царствия. Видев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержени, яко овцы, не имущыя пастыря. Тогда глагола учеником Своим: жатва убо многа, делателей же мало. Молитесь убо Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою ( Мф.9:35–38 ) Мы собрались сюда положить начало тем нравственно-религиозным чтениям, которые, согласно вашему, братия, желанию, будут вестись здесь на ряду с чтениями по другим общеобразовательным предметам. Если и каждое житейское дело нуждается в благословении от Господа, то тем более нужно это благословение в настоящем духовно-просветительном начинании. Вот почему мы почли своею священною обязанностью вознести нашу молитву ко Всевышнему, да содействует Он молитвами Богородицы и Святых Святителей Московских успехам начинаемого дела. Народные чтения о предметах веры и нравственности – не новость. Они с благословения Св. Синода ведутся во многих местах, и там, где ведутся с надлежащим усердием и умением, приносят несомненную пользу. Они отвлекают народ от праздного разгула, вредных игр, забав и зрелищ и от посещения сектантских сборищ, они утверждают в нем спасительную веру и способствуют возвышению и укреплению в нем нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Вступление Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском патриаршем соборе 23 мая 1963 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I Преосвященный епископ Питирим! Дух Святый, повелевший пастырям и учителям Антиохийской Церкви отделить Ему Варнаву и Савла на дело, на неже призвал их ( Деян.13:2 ), внушил и нам, смиренным предстоятелям Православной нашей Церкви, призвать тебя к приятию жребия святительского служения. Так веруем мы. И с верою в это божественное избрание мы, соединенною молитвою и рукоположением сопастырей, молитвенно призываем Божественную благодать в помощь тебе в этом новом твоем служении Церкви Христовой. Ты исповедал перед нами твой страх перед высотой этого служения и твою немощь. Но тебя должно утешать вечно живое и действенное святое слово Самого Господа: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ). Благодать Божия есть сила, даруемая человеку-христианину по вере его, – сила очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях и скорбях, содействующая в получении вечных благ, уготованных Господом на небесах для избранных Его. Эту благодать, врачующую немощь нашу и восполняющую нашу скудость духовную, ты воспринял ныне при вступлении на дело, к которому призвал тебя Господь. Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла к Тимофею, – измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе ( 2Тим.3:15 ). А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителя высшей богословской науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей, притом в священном уделе земном великого пастыря, Преподобного Отца нашего Сергия, под кровом его святой обители. И таким образом непостижимыми судьбами Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющими пути человека, ты духовно был подготовлен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Среди многих выдающихся пастырей, которых воздвиг Господь накануне революции 1917 года, следует назвать прежде всего святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он явился великим чудотворцем, уготовляющим призывом к глубокому покаянию тысячи мучеников за Христа. Все его проповеди — предупреждение о надвигающейся угрозе православной монархии, в защиту нашего благочестивого царя. Услышим голос этого пророка. «Людям первого допотопного мира, — говорит святой праведный Иоанн, — дано было времени на покаяние сто двадцать лет, и они были предупреждены, что за грехи будет наказание от Бога, потоп. Время шло, а люди развращались и не думали о покаянии, и не верили проповеднику покаяния, праведному Ною. И слово Божие исполнилось в точности. Евреи не верили пророкам, что они будут пленены вавилонским царем, и продолжали идолопоклонствовать, и пошли в плен, Иерусалим был разорен, и все богатство перешло в Вавилон. Современные Иисусу Христу иудеи не уверовали во Христа как в Мессию, и умертвили Его крестною смертью, и пророчество Христа о Иерусалиме вскоре исполнилось: иудеев истребили римляне без пощады». Это рассуждение святого праведного Иоанна — не богословие вообще, а боль горячо любящего сердца в связи с тем, что происходило в России перед революцией 1905-го и 1917 года. Слово великого пастыря как будто сказано в недавние дни после новой октябрьской революции 1993 года. Вернее, оно звучит еще сильнее, настолько сильнее, насколько глубже открылось разрушение жизни в течение последних лет. Раскройте наугад любую страницу его проповедей, и вы услышите этот плач об Отечестве нашем: «Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами. Вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными, общими. Разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Тем именно и страдает ныне русское общество, что оно помешано на всяких свободах, превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/02/ap...

203. Слово в день Святителя Алексия, на третий день недели воспоминания страшнаго суда (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1846 г. и в собр. 1848 г.) 1846 год И соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. ( Mф. XXV. 32–33 ). Ныне собралось многочисленное словесное стадо к пастырю, который не разлучает оное видимо на десных и шуиих. Приемлет он приходящих от десныя страны, – от добродетели, со смирением; не отвергает и приходящих и от шуией, – от порока, с покаянием. Никому не говорит с прещением: «отъидите». Впрочем знаю, что для достойных десныя страны есть у него приветствия, ими довольно внятно слышимыя. Иному подает он просто мир в сердце, иному особенное утешение в особенной скорби, одному исцеление от немощи, другому подкрепление в борьбе с искушением, иным иное, каждому по его потребности, вере и молитве. Приближайтесь, пользуйтесь, пока пастырь собирает, питает, охраняет, исцеляет, пока есть время и от заблуждения возвращаться, и от страны шуией переходить на десную. Не всегда так будет. Настанет, действительно, день, котораго предвещательный образ недавно нам показан Церковию в Евангелии, когда сей пастырь, безмолвно среди нас покоящийся, и в покое благодетельствующий, оставит нас, и пойдет искать назначеннаго ему места на десной стране Великаго Пастыря, Который называет Себя «Единым Пастырем» ( Ин.10:16 ), потому что все прочие пастыри суть только Его пастырския орудия, и Который «тогда сядет на престоле славы Своея» ( Мф.25:31 ), поелику Он есть не только Пастырь, но и Царь царствующих и Судия живых и мертвых. Тогда и каждый из нас должен будет предстать сему Великому Пастырю, Царю и Судии: но уже не в нашей власти будет избрать себе место, для нас приятное. «Соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю». О ближний мой! Где мы тогда будем? Что, если не будем призваны на десную страну Царя, и потом в царство, уготованное от сложения мира? Что, если очутимся на шуией стране, между козлищами? Как это постыдно! И только ли постыдно? Нет, и ужасно, и гибельно. Ибо находящимся на шуией стране Судия скажет: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. – И идут сии в муку вечную» ( Мф. 25:41, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

311–312. Всецерковная забота будущего прихода Время поста есть время пересмотра всех немощей, всех духовных несовершенств, всей греховности нашей, и не только каждого из нас в отдельности, но и в совокупности, в тех единениях, которые называются нашими приходами, обществами, союзами. Да, есть грехи личные, но есть и грехи общие, такие, за кои приходится отвечать не одному человеку, а всем в совокупности. Тут уже и каяться надо сообща, как говорится, “целым миром”, а во главе кающихся приходится по долгу пастыря становиться именно нам, пастырям Церкви. Укажу на один такой грех , на который так благовременно обратить внимание во дни поста и покаяния, особенно в виду призыва церковной власти “к деятельному участию в приходской жизни лучших местных сил из преданных Православной Церкви мирян”. Этот грех – постановка в наших храмах церковного пения в том виде, как это дело стоит в большинстве наших храмов, и, скажу не обинуясь, не только в приходских, но нередко и монастырских. Церковное пение есть голос чувства верующей души, прославляющей Божии совершенства, Божие всемогущество и благость, благодарящей Бога за все, что от века творил Он и непрестанно творит на благо людей, изливающей пред Ним молитвы свои, покаянные чувства, умоляющей Его о помощи в минуты жизни трудные... Церковное пение есть отго­лосок, нередко повторяющий пение Ангелов Божиих у престола Бога, Творца всяческих, и вместе с сим возвышающий душу поющего туда же, откуда несется этот дивный отголосок, объединяющий нас, грешных певцов, с небесными сладкогласными певцами – духами бесплотными, о коих говорит нам слово Божие в Священном Писании . Когда об этом подумаешь, то невольно приходишь к мысли: как же счастливы должны быть певцы церковные, удостоившиеся чести подражать, скажу больше – припевать Ангелам Божиим в земном небе – храме Божием, при совершении великих чудес благости Божией – святых Таинств! Не напрасно святая Церковь повелевает своему диакону кадить им по два­жды, тогда как прочим мирянам по единожды; не без причины Матерь Божия дала в видении преподобному Иоанну Кукузелю, сладкогласному певцу, златицу, тогда как других иноков оделяла по сребренику. Своими устами певцы повторяют песни Ангельские, пророческие, песнь Самой Царицы Небесной, Которая и является в святой Церкви первою песнотворицею новозаветной Церкви – да будет позволено употребить монастырское слово – Головщицею в среде певцов церковных, ибо – подумайте: кто в Новом Завете прежде всех певцов, прежде даже Ангелов, прославил Бога дивною, высокохудожественною и преисполненною вдохно­вения от Духа Божия песнею: “Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем?”. Думают ли об этом наши певчие? Увы, большая часть не только не знают, но и не хотят знать об этом!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

48. Слово в день первоверховных Апостолов Петра и Павла 264 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 годов). 1825 Первоверховным Апостолам празднуем: вникнем в дух и силу настоящаго празднования. Под именем «первоверховных Апостолов» Церковь соединяет Петра и Павла. Что сие отличительное наименование приличествует Святому Петру, в том не трудно убедиться из Евангельской истории. Во всяком собрании, даже равных между собой людей, обыкновенно кто нибудь имеет некоторое первенство, или по избранию и назначению, для порядка, или по превосходству своих способностей и особенному присутствию духа: и во многих 265 случаях, когда Евангельская история представляет Петра в собрании Апостолов, имя его первенствует в порядке имен Апостольских, и лице его первенствует между Апостолами, то в слове, то в действии. Когда, на пример, Святый Матфей хочет составить список избранных в звание Апостольское; он пишет: «Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр» ( Матф. Х, 2 ); – и потом именует прочих Апостолов. Когда Сам Божественный Учитель, по некотором времени учения, испытывает избранных учеников Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: «кого Мя глаголете быти?» – Петр предупреждает всех Богомудрых ответом: «Ты еси Христос Сын Бога живаго»; и за то первый не только похваляется, но и ублажается: «блажен еси Симоне»; ему первому сказуется: «на сем камени созижду церковь Мою» ( Мф.16:15–18 ), хотя впрочем не исключительно ему, потому что Церковь «назидается на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Eф. II, 20 ); он первый получает ключи Царства Небеснаго и власть вязать и решить ( Mamф. XVI, 19 ), хотя впрочем в след за сим и всем Апостолам таже власть дарована ( Mamф. XVIII, 18 ) 266 . И в то бедственное время, когда, при поражении Пастыря, разсеялись овцы стада, когда самые 267 столпы ея поколебались, самые камни основания подвиглись от мест своих, потому что сатана просил, дабы сеять их, яко пшеницу; – что тогда камень Петр? – Правда, не устоял и он, даже бедственнее других был низринут: но с тем вместе имел преимущество особенною молитвою Христовою быть воздвигнут на прежнее место свое, и ему предоставлено утвердить братию 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу. 7 июля 1672 г. Документ опубликован ЧОИДР. М., 1847. 2. Отд. IV. С. 20—22. Приводится по изданию: А. П. Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 2. -- М.: ТЕРРА; Республика, 1999. С. 37-41. Комментарии и примечания — Богданов А.П. Речь Питирима, традиционная по форме, удивительно ярко раскрывает характер отнюдь не смиренного церковного деятеля и заслуживает самого внимательного прочтения. Видному противнику патриарха Никона и в то же время стороннику независимости Церкви от светской власти митрополиту Питириму, фактическому местоблюстителю патриаршего престола во время ссылки Никона, пришлось долго ожидать воплощения своей мечты о главенстве в Русской православной церкви. Только после смерти патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович удовлетворил жгучее желание честолюбивого старца. Питириму осталось жить менее года (он скончался в апреле 1673 г.), но преклонный возраст и болезни не угасили пламени его гордыни. Питирим притворно «не ровняет» себя с Моисеем и Иеремией, чтобы подчеркнуть свое сходство с ними в скромности, — и тут же самоуподобляется Григорию Богослову, Аарону и Исайе! Оратор подчеркивает, что царь Алексей Михайлович, освященный собор и Боярская дума призвали его на патриарший престол по воле Бога. Уподобляя российского государя императору Константину Великому, Питирим просит его всего лишь не отказывать в помощи ему, кормчему Церкви. Помощь должна сводиться лишь к ограждению Церкви и ее имуществ от «напасти и озлобления». Царю отводится роль защитника подданных и расширителя государства, удел православных — «благопокорность и удобопослушность» патриарху, себе же Питирим оставляет миссию единственного пастыря, способного вести человеческое стадо к земному и небесному благоденствию.

http://sedmitza.ru/lib/text/443610/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010