О пастырстве О пастырстве 1 (25 декабря 1973 г.) Излишне говорить о том, какая для меня радость – быть снова в стенах Троицкой лавры и находиться в Духовной академии. Я всегда колеблюсь, что говорить и о чем; как некоторые из вас знают, я без богословского образования, и говорить на богословскую тему среди студентов и преподавателей академии всегда несколько боязно. Поэтому я стараюсь выбрать такие темы, на которые могу говорить из опыта жизни: о том, что пришлось изведать, что пришлось слышать от людей, которые пережили многое, что довелось читать. И вот сегодня мне хочется сказать вам о пастырстве. Эта тема постоянно вызывает волнующие думы у всякого священника, у всякого епископа; должна бы вызывать думы и волнение и у всякого христианина, так как в каком-то отношении, независимо от того, несет он священный сан или нет, всякий христианин послан в мир быть проповедником Христа, свидетелем вечной жизни, путеводителем других в Царство Небесное. Поэтому то, что я имею сказать, относится, разумеется, в первую очередь к священнослужению, но относится также к царскому священству всех верующих. Когда мы говорим о пастырстве, само слово звучит для нас богословски; и в этом отношении в культуре городов, больших государств, в культуре промышленности оно потеряло ту живость, ту свежесть, которые имело в Ветхом и Новом Завете, когда произносилось среди полей, среди иной культуры. И мне хочется сказать несколько слов об этом, потому что само слово родилось из живых отношений пастыря с паствой, то есть попросту – пастуха с теми домашними животными, с которыми он общался. Первое, что поражает в Евангелии, когда читаешь рассказ Христов о заблудшей овце, – это нежность, это забота. Если кто из вас жил в деревне или читал и вдумывался в быт ранних времен, то может себе представить: переходящие стада, люди, которые не только с них кормились, но которые с ними жили. Вспомните, например, рассказ в Книге Царств о том, как согрешил Давид с Вирсавией и Нафан рассказал ему притчу. Был богатый человек, у которого все было: и имущество, и стада; и пришел к нему друг, для которого он захотел пир учредить. Но ему стало жалко своих овец, своих ягнят, жалко своего тельца упитанного, и он велел у бедного соседа, у которого всего-навсего и была-тο одна овечка, эту овечку отобрать, закласть на обед для пришедшего гостя. В рассказе говорится, что эта овечка была для его соседа, бедного, одинокого человека, словно дочь родная, словно ребенок в доме. И вот это соотношение между пастухом и ягненком, между хозяином и его стадом, конечно, мы можем уловить только воображением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Слово пастыря». Выпуск от 13 декабря 2014 года В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 13 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопрос телезрителя о высшей справедливости, размышляет о представлениях человечества о справедливости и о том, что способны сделать люди ради ее достижения. В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 13 декабря 2014 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопрос телезрителя о высшей справедливости, размышляет о представлениях человечества о справедливости и о том, что способен сделать человек ради ее достижения . Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей программы поступил такой вопрос: «Ваше Святейшество! Что такое высшая справедливость, о которой часто говорят? Существует ли она реально и насколько зависит от Бога, от Его Божественной воли?». Из письма Геннадия Борисовича Дмитриева, поселок Ханхолой, Бурятия. Спасибо, Геннадий Борисович, за этот вопрос. Он очень важный. В каком-то смысле это центральная тема человеческой жизни. И если говорить о мировом развитии, включая развитие философской мысли и вытекающей из этого развития политической философии, политического мировоззрения, культурного развития, то все это связано с тем вопросом, который Вы задаете. От того, как человек решает этот вопрос, как он на него отвечает, зависит его мироощущение, отношение к окружающим, к самому себе. Я позволю себе углубиться несколько в историю и сказать о том, что в тот момент, когда во главу угла философии, а потом политической философии и практики была положена идея человеческой свободы как абсолютной ценности, заданный Вами вопрос стал действительно самым критическим. Нужно сказать, что когда исторически возникала идея абсолютной свободы человеческого выбора как высочайшей ценности, тогда последствия воплощения этой идеи люди не понимали. У них не было ощущения и понимания того, к чему может привести практическая реализация этой идеи. Теперь мы понимаем, к чему это может привести, и, может быть, XXI век войдет в историю рода человеческого как век, когда люди сумели понять опасность поставления идеи свободы на место абсолютной ценности.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-12-13/...

Не нарушая скромности и благорасположения ко мне, ты упрекаешь меня, возлюбленный брат, за то, что я, скрывшись, хотел было уклониться от принятия на себя многотрудного служения пастырского. Чтобы это служение кому-либо не показалось делом легким и маловажным, я излагаю в настоящем сочинении все, что относится, по моему разумению, в трудности и важности онаго. Этим хочу я предостеречь как тех, которые не вступали еще в звание пастырского служения, чтобы в избрании его не были опрометчивы, так и тех, которые необдуманно домогаются этого звания, чтобы на принятие онаго смотрели со страхом и трепетом. В книге этой все рассуждение разделяется у нас на четыре части, дабы читатель мог с отчетливостью переходить от предмета к предмету шаг за шагом, как бы по ступеням лествицы, именно: чтобы каждый, кому обстоятельства указывают вступить на поприще пастырского служения, предварительно размыслил и надлежащим образом обсудил, каким он должен явиться на высоте этого служения; а достигнув онаго законно, какую должен он вести жизнь во всю жизнь призвания своего: живя же достойно призвания, каким образом надлежит ему поучать паству свою; наконец, право правяще слово истины, с каким вниманием нужно ему ежедневно следить и за собственными немощами, чтобы ни высота его служения не была чужда смирения, ни образ жизни его не был в противоречии с достоинством сана, ни назидательность словесного учительства его не расходилась с назидательностью доброго поведения, ни учительство не увлекало его к гордости и самообольщению. И так, прежде всего, пусть страх умеряет в нас стремление к пастырскому служению; потом, пусть прохождение этого служения достигнутого без домогательств, оправдывается и самою жизнью пастыря; далее, необходимо, чтобы с добрыми качествами жизни пастырской приумножались и благие плоды устной проповеди между пасомыми; а в довершение всего, нужно, чтобы пастырь размышлением о своей немощи обуздывал всякое самообольщение относительно своих совершенств, да не погасит их гордыня превозношения пред взором невидимого Судии. А так-как многие, подобные мне, невежды, не испытав себя, усильно желают и домагаются учить других тому, чему сами не учились, и, не зная важности пастырского служения, считают его самым легким; то я постараюсь вразумить таковых в самом начале этого сочинения, дабы столь опрометчиво отваживающихся, без всякого обучения, овладеть священным местом учительства отразить у самых, так сказать, врат храма и остановить их дерзновение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 И бысть слово Господне ко мне глаголя: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 2 сыне человечь, прорцы на пастыри израилевы, прорцы и рцы пастырем: сия глаголет адонаи Господь: 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. 3 оле, пастырие израилевы! еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие? се, млеко ядите и волною одеваетеся и тучное закалаете, а овец моих не пасете: 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. 4 изнемогшаго не подясте и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не обязасте и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте и крепкое оскорбисте трудом и властию наказасте я и наруганием. 5 И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 5 И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей, и быша на изядение всем зверем селным. 6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. 6 И расточишася овцы моя по всем горам и (заблудиша) по всем холмом высоким, и на лицы всея земли разсыпашася овцы моя, и не бе взыскающаго, ни обращающаго. 7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. 7 Того ради, о, пастырие, слышите слово Господне: 8 Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, - 8 живу аз, глаголет адонаи Господь, понеже учинена суть стада моя в расхищение, и овцы моя быша во снедение всем зверем селным, занеже несть пастырей, и не поискаша пастырие овец моих, но пасоша пастырие самих себе, а овец моих не пасоша:

http://drevo-info.ru/articles/10090.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Слово о " Слове пастыря " 26.01.2009 392 Время на чтение 8 минут В своем учении о Святой Троице Православие учит о Трех Лицах -Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе - и о единой природе Трех Лиц. В " Слове пастыря " митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об этом, в частности, говорится так: " Святые отцы говорили о природе Бога как о категории, общей для всех трех Божественных лиц. Что же касается лица (иначе " ипостасис " , по-славянски - ипостась), то это есть личность, совокупность. отличительных черт. Понять отличие природы от лица помогает следующая аналогия: каждый человек обладает человеческой природой, но при этом является личностью, отличной от других человеческих личностей. " Однако определять личность как совокупность отличительных черт совершенно неверно, поскольку эта совокупность на самом деле характеризует лишь индивид (его отличие от других индивидов), который мы в падшем состоянии отождествляем с личностью. Очевидно, что такое объяснение личности тем более неприменимо, когда речь идет о Божественных Лицах. " То, что мы обычно называем " личности " , " личное " , обозначает скорее индивиды, индивидуальное. Мы привыкли считать эти два выражения - личность и индивид - почти что синонимами; мы одинаково пользуемся и тем и другим, чтобы выразить одно и то же. Однако в известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично. В нашем настоящем состоянии, сами будучи индивидами, мы воспринимаем личность только через индивид. Когда мы хотим определить, " охарактеризовать " какую-нибудь личность, мы подбираем индивидуальные свойства, " черты характера " , которые встречаются у прочих индивидов и никогда не могут быть совершенно " личными " , так как они принадлежат общей природе. И мы, в конце концов, понимаем: то, что является для нас самым дорогим в человеке, то, что делает его " им самим " - неопределимо, потому что в его природе нет ничего такого, что относилось бы собственно к личности, всегда единственной, несравнимой и " бесподобной " . Человек, определяемый своей природой, действующей в силу своих природных свойств, в силу своего " характера " - наименее " личен " . Он утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которую он противополагает природам других как свое " я " , - и это и есть смешение личности и природы. Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином , или, по-русски, " самость " , причем истинный смысл этого термина слово " эгоизм " не передает. " (В. Лосский " Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие " , М., 1991г., с. 92-93).

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/26/...

«Слово пастыря». Выпуск от 8 октября 2016 года 8 октября 2016 г. 23:04 Очередной выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» вышел в эфир 8 октября 2016 года. Доброе утро, дорогие телезрители! Нам поступил такой вопрос: «Ваше Святейшество! Сегодня мы видим, как все народы ополчились на Россию. За что же? Неужели мы такие плохие? Всем лезем помогать, часто себе в ущерб, и вместо благодарности — ненависть и презрение. Вот хоть Болгарию взять — такая была дружба, не разлей вода, а сейчас она возглавляет травлю России. Понятно Польша — отношения исторически были сложные, но Болгария? Ведь мы освобождали, и прочее. Выстоит ли Россия?» Этот вопрос задал Алексей Богомолов из города Лабинск Краснодарского края. Я думаю, было бы преувеличением говорить, что другие страны ненавидят Россию, и уж точно не соответствует действительности утверждение, что народы этих стран ненавидят Россию. Я бы сказал, что, напротив, авторитет России очень растет, и это часто выражается в разного рода действиях, заявлениях и неформальных выражениях чувств огромного количества людей в большинстве стран планеты Земля. А вот что касается того, что многие сегодня занимают позицию, направленную на изоляцию России, на ограничение ее влияния в мире, на подрыв ее авторитета, то это очевидно. Я бы, конечно, не поставил Болгарию впереди планеты всей, а уж если говорить о народе Болгарии, то ничего подобного нет. У абсолютного большинства сохраняются теплые чувства к России, благодарность за освобождение Россией Болгарии от османского владычества. Да и помимо этих исторических воспоминаний — опыт совместной жизни, совместной молитвы, ведь две братские Церкви, Болгарская и Русская, находились и находятся в самом тесном взаимодействии, в сотрудничестве и совместной молитве. Поэтому нельзя говорить о том, что Болгария, как и многие другие страны, испытывает какое-то негативное отношение к России. Но власти предержащие занимают нередко позицию, которая, мягко выражаясь, не соответствует позиции России, а лучше сказать, направлена на ограничение возможностей России действовать на международном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4633918.ht...

Беседа на Евангелие двадцать первой недели по Пятидесятнице Притча о семени (Должно не слушать только, но и исполнять Слово Божие) Сегодня мы, братие, слышали из Евангелия притчу о сеятеле, сеявшем семя на различной земле. В этой притче Господь преподает учение о Своем Божественном Слове и о различных действиях оного Слова на сердца людей ( Лк. 8:5–15 . Зач 35). ... «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходить диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ... Сам Иисус Христос, как вы, братие, слышали, в самом сегодняшнем Евангелие объяснил притчу о семени Своим ученикам, когда они спрашивали Его о значении притчи. Нам необходимо только присоединить к объяснению Христову некоторые подробности. «Сеятель», сеявший семя – это Сам Иисус Христос, Его апостолы и апостольские преемники, пастыри и учители Церкви Христовой. «Семя» – это Слово Божие, учение христианской веры, Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Слово не воробей... Высказывание о. Димитрия Смирнова, назвавшего гражданских жен бесплатными проститутками, вызвало общественный резонанс 17.02.2020 2089 Время на чтение 5 минут В последние дни общество разделилось из-за высказывания председателя Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерея Димитрия Смирнова. На встрече с участниками православного сообщества OrthodoxBRO пастырь сравнил гражданских жен (сожительниц) с «бесплатными проститутками». «У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что " я бесплатная проститутка " , поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги - и всё, а так тебя никто за жену не считает», - сказал отец Димитрий. Священник при этом отметил, что в России замужних женщин на миллионы больше, чем женатых мужчин. «Как так может быть? Да очень просто: те мужчины, про которых говорят, что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временная утеха. Потому что если бы он относился к ней как к жене - ну что, трудно зарегистрироваться, что ли? Да нет, никакого труда», - сказал пастырь. Через некоторое время отец Димитрий пояснил свои слова. По его словам, высказывание о гражданских женах было адресовано мужчинам, которые из женщин «сделали содержанок, жениться не хотят» и «превратили их в проституток», сообщает агентство « Москва ». Он подчеркнул, что не обижает женщин, а, наоборот, стремится им помогать. «Особенно при разводах — рассказываю, что делать с этими идиотами, тварями, которые просто издеваются, как безопасно из этого выйти», — пояснил пастырь. Кроме того, он посоветовал россиянкам не вступать в сексуальную связь с мужчинами, пока те не предложат заключить официальный брак. В этом случае «у каждой женщины тогда будет стоять очередь из 20 мужчин, и она выберет лучшего на всю жизнь». «Я извиняться не перед кем не собираюсь. Я же всего лишь озвучил факт. Если идёт мужчина в оранжевых брюках, а я скажу: " У него оранжевые брюки " - я должен извиняться? Нет! И тут не буду. Если женщина живет в так называемом гражданском браке с мужчиной - кто она? Какой у нее статус? Никакого. Она просто оказывает услуги, как бесплатная проститутка. Но признаться в этом не хочет. Поэтому выдумывает: " Я - гражданская жена " . Не обманывай людей», - сказал kp.ru отец Димитрий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/17/sl...

Беседа миссионера со штундистом о том, что право проповедовать и объяснять Слово Божье принадлежит не кому-либо иному, а только Церкви – её пастырям Источник Штундист. Ничто так мне не нравится, как сидеть за Святым Писанием, читать и толковать его. Миссионер. Увы, ты в большой опасности. Штундист. Вы говорите ужасную несообразность: это все равно, чтобы Вы сказали жаждущему: не ходи к источнику – роднику это опасно для твоего здоровья. Миссионер. Не смейся. Вижу, что это ты готов делать, а твое положение скорее достойно слез. Разве мало уже подобных любителей почитать и толковать Слово Божье погибло для Царства Небесного? Стал толковать, смотри, заблудился и погиб, ибо отошел от Церкви. Штундист. Как погиб, если Слово Божье есть путь, истина и живот... какое тут заблуждение, какая тут может быть погибель? Разве Вы сами не знаете, что „закон – свет стезям нашим“? Миссионер. Он так стезям нашим свет, как Сам давший этот закон – в Него и послушных Ему ( Евр.5:9 ), и пагуба для противящихся Ему ( Мф.12:30 ). Он так свет для нас, как был светом и стезями ко спасению столп облачный для Израильтян и погибелью для Египтян. Штундист. Оскорбительно: чем мы похожи на скверных Египтян? Миссионер. Своим непослушанием и противлением Богу. Штундист. Ничего себе ни я и никто из братий наших за собой не видим. Миссионер. Можно не видеть своей погибели совершенно тому, кто сбился с прямого пути и идет в прорву, в погибель: ему все-таки будет казаться , что идет он прямо. Виднее это со стороны. Посмотрите вы Писание, от которого чаете спасения. Посмотрите, как опасно ходите. Вы только и заняты толкованием Писаний. Ваше ли это дело? Разве это вам неизбежно и необходимо, не можно обойтись без толкований? И разве это такое легкое дело и всякому ли оно доступно? И разве безопасно? Не читали ли вы об этом чего-либо в Писании? Штундист. Я желаю, ищу, жажду спасения, стараюсь о нем. Кто, скажите, не спящий день и ночь и трудящийся не добьется своего, не приобретет доброго достатка? Скажите, почему я здесь, вместо добра и блага для души, получить могу вред? Не искушайте меня, не сводите меня с доброго пути и не вырывайте из моих рук того, что свет стезям моим. Не говорите мне ничего против Писаний и против чтения и толкования его, иначе я должен смотреть на вас, как на первого врага своего, который хочет отнять у меня спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

32. Сотрудник Братства св. Гурия. 12 июня 1910 года Иерархия и иерократия (Прощальное слово курсистам выпуска 1910 года). Прощаясь с вами и отпуская вас в жизнь на дело пастырское, – если Господь удостоит вас Своей милости вверить вашему попечению души человеческие, – я хочу сказать вам несколько напутственных слов, а в вашем лице и тем моим ученикам, которые ранее вас окончили здесь своё обучение. За последнее время приходится часто слышать, что пастырское служение становится с течением времени всё более и более трудным, что пастыри св. Церкви подвергаются ныне почти открытым издевательствам и оскорблениям. Вот – чтобы укрепить вас на перенесение скорбей пастырских, я и хочу сказать вам несколько слов. Если ныне пастырское служение трудно, то помните твёрдо, что оно было таким всегда и не было времени, когда бы оно было лёгким. Оно и сейчас, и всегда, легко только для тех, кто не понимает той страшной ответственности пред Богом и пред людьми, которую несут на себе пастыри. Господь, когда оставлял Своих учеников и давал им последнее наставление, то предупреждал, их, говоря: «если мир вас ненавидит; знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если вы бы были от мира; то мир любил бы своё, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Да и не только пастыри, но и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим. 3:12 ). Таково общее положение жизни земной. Так было всегда, так оно пребывает и ныне. И это служители церкви должны знать твёрдо и к этому должны быть готовы, укрепляясь на врага только святым Крестом и молитвой. Никакие земные силы и вообще никто на земле не в состоянии ослабить этой страшной борьбы греха и злобы против жизни благодатной и против служителей Христовых. Но предупреждая вас о предстоящей для вас борьбе с миром, я хочу вам сказать несколько слов о том, что мы не должны с своей стороны подавать ни малейшего повода к тому, чтобы мир имел основание к нашему осуждению. Иначе говоря: мы не должны быть, хотя бы в слабой степени, виновниками чужих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010