Память праведных с похвалами ( Притч.10:7 ). Содержание Речь Разговор Краткий летописец Преосвященных Воронежских от начала основания Епископского престола в Воронеже до настоящего времени Речь. По случаю четыредесятидневного церковного поминовения преставльшегося в Боге Преосвященного Иннокентия Епископа Воронежского говоренная над гробницею его в Воронежском Благовещенском соборе. Разговор по тому же случаю четыре десятидневного поминовения говоренный над гробницею Дополнение к летописцу Преосвященных Воронежских     Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божье: их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Непостижимый в советах своих Бог, располагающий жизнью и смертью человеков, представил ныне очам нашим, Слушатели, печальное и давно невиданное во граде нашем позорище. Тридесять два лета Бог сохранял нас от такого зрелища, какому ныне мы предстоим. Тридесять два лета храм сей не орошался погребальными слезами сиротства церкви. Тридесять два лета земля в храме сем не отверзала недр своих для сокрытия Пастырей наших. В настоящий год – Великий Боже! – в настоящий год ты сокрыл от нас лице долготерпения твоего; в настоящий год ты поразил сердце твоей церкви давно не чувствованною печалью – и печалью во дни самые великие Христианской радости. Церковь твоя, не окончив еще дней сих, возстенала – и унылый стон ее раздался во глубине сердец сынов ее. Смущенная паства стекается – и что ж зрит пред очами своими? . . . Бездыханного Иерарха, Пастыря, Отца своего; зрит сомкнувшаяся очи его, блиставшая священным огнем благочестия; зрит затворившиеся уста, источавши я нам потоки спасительного учения; зрит неподвижную десницу, приносившую о нас умилостивительные жертвы Богу. Плачевное и горестное зрелище! – Так нет уже с нами той великой души, которая озаряла нас отражавшимися в ней лучами святости? которая оживляла нас взорами охладевшего сего тела? которая в сем самом храме устами сими недавно поучало нас кротости и смирению – Приди убо осиротевшая, паства, облобызай в последыш раз сии видимые останки Пастыря твоего и – слезящимися взорами проводи в землю оные. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Скачать epub pdf Глава 33. Проповедь Евангелия – долг и призвание пастыря ...И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ). Эти слова Христа Спасителя обращены непосредственно к апостолам. Точно так же обращены они к тем, кто берет на себя апостольское служение, прежде всего к епископам и поставленным ими священникам. В более широком смысле обращены они ко всем христианам. Всякий человек, просвещенный светом Христовым, должен нести его другим. Но любой человек вправе спросить себя: могу ли я проповедовать, достоин ли я говорить о Боге, не беру ли я на себя задачи, которая мне не по силам? Однако тот, кто дерзает принять благодать Священства, уже не может задавать себе такие вопросы. Их следовало решать раньше, до принятия сана. Проповедь Евангелия всему миру – одна из непосредственных его обязанностей. Но как проповедовать всему миру, когда священник связан своим служением с одним храмом, и его проповедь ограничена его стенами? Пусть так, но ведь мир, желающий слушать Евангелие, сам приходит в храм. Он собирается отовсюду – от разных семей, разных домов, разных улиц, разных деревень. И до этого мира нужно донести пастырю евангельское слово, и здесь, в храме, предстоит ему исполнить неотмененную и неотменимую заповедь Христову. Ни на одном из его служений эта заповедь не должна оставаться лишь благим, но забытым пожеланием. Конечно, в широком толковании всякое действие в храме, которое совершает священник, уже есть проповедь. Проповедь – Божественная Литургия. Проповедь – Всенощное бдение. Проповедь – таинство Крещения. Проповедь – слово перед исповедью и сама исповедь. Проповедь – молебен. Проповедь – само одеяние священника и крест на его груди. Но все эти проповеди совершаются как бы независимо от личности священника, от его человеческой воли, которая должна быть едина с волей Божией, от его разума, который должен служить Богу, от его вдохновения, которое свидетельствует о его вере. Здесь проповедуют: чин, устав, обряд, Таинство, внешние знаки священнического сана. Такая проповедь – проповедь всей Церкви, к которой пастырь должен добавить и свой собственный человеческий голос. Здесь речь идет об одном конкретном и необходимом пастырском деле – проповеди Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 62 Пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Ин. 10:11 ). Вот что говорит нам, слуш., Иисус Христос в Евангельской притче, при нашем ныне воспоминании подвигов и трудов Святителя и Чудотворца Николая! Но что говорят при нашем ныне же праздновании тезоименитства Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича? – тоже. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Трудно, по-видимому, приложить к Царю слова, сказанные собственно о пастыре. Это два звания, разграниченные одно от другого ясными чертами. Но судя по духу и внутренним свойствам того и другого звания легко понять, что как пастырь добрый, так и Царь добрый равно полагают жизнь свою, один за овец, другой за подданных. Вникнем глубже в притчу, изображающую доброго пастыря. – Мы увидим яснее изображение не только доброго Царя, но и каждого истинного христианина. Пасти в Священом Писании значит управлять, а имя пастыря означает вождя. Ты упасеши люди моя Израиля, говорил Господь Давиду, и ты будеши вождь людем моим Израилю ( 2Цар. 5:2 ). В сем смысле люди, вверенные пастырю-вождю, именуются овцами, а состав их паствою. Но с другой стороны те же люди, вверенные вождю-пастырю, называются подвластными, подчиненными, а состав их обществом, царством. Различие отношений в людях происходит от различия наименований того лица, коему подчинены; а различие наименований зависит от исполнения разных должностей, возложенных на лицо управляющее. Так, видя в мудром Царе общего чадолюбивого отца, мы относимся к нему, как благопокорные дети, не преставая быть его верноподданными; видя в пастыре опытного наставника, мы относимся к нему, как внимательные ученики, не преставая именоваться его овцами; видя в начальнике благодетеля, мы относимся к нему, как одолженные, не преставая быть его подчиненными. Есть случаи, когда две, три резкии черты любви к человечеству, сделанные незнакомцем, заставляют нас называть его отцем и благодетелем; есть обстоятельства, когда две, три услуги, оказанные врагом, заставляют нас любить его, как брата и друга. Что же производит такое сыновнее расположение к незнакомцу, и такое братское и дружеское – ко врагу? Очевидно, один спас жизнь нашу во время какого-либо несчастного приключения, а другой подал руку помощи во время скудости и нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

10-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА Беседа Иисуса Христа о добром пастыре ( Ин. 10:1–21 ) «Руководство для сельского пастыря» 1868 В связи с словами, которые Господь сказал к фарисеям по поводу исцеления слепорожденного, непосредственно следует притча о добром пастыре (10:1–18). Господь только что сказал (9:39), что Он пришел на суд в мир, чтобы невидящие видели, а считающие себя видящими были слепы. Фарисеи же считали себя зрелыми руководителями и пастырями народа и были, однако, самолюбиво гордыми руководителями слепых. Поэтому Иисус Христос с торжественною важностью (аминь, аминь) представляет им здесь образ истинного пастыря. Хотя евангелист далее (ст. 6) ясно замечает, что фарисеи не поняли этих слов Иисуса Христа, но тем не менее приточный образ был сам по себе не непонятен, так как он встречается в Ветхом Завете (ср. Иер. 23 и далее; Иез. 34 ; Зах. 11 и далее) и иудеи своих двух великих мужей, Моисея и Давида, обыкновенно называли «добрыми пастырями». Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. А входяй дверми пастырь есть овцсам, а не тать и не разбойник (ст. 1–2). «Двор овчий» на востоке не что иное, как большое место, огороженное стеною, куда пастух загонял вечером свое стадо. Пред дверью в него в ночное время находился помощник пастуха (дверник – ст. 3), вооруженный большою палкою или каким-нибудь орудием для предохранения и защиты от разбойников и диких зверей. «Двор овчий» служит образом Царства Христова на земли, или Церкви Его, которая также ограждена и заключена от остального мира. Овцы – это истинно верующие члены этого Царства (ср. Пс. 76:21; 94:7; 99:3 ); верховный Пастырь и Господь стада есть Христос, и законные пастыри суть Его преемники. При этом с первого раза может представиться странным, что Иисус Христос называет Себя и «добрым Пастырем» (ст. 11), и «дверью во двор овчий» (ст. 7). Но при внимательном взгляде на дело странность такого двоякого названия сама собою исчезает. Иисус Христос был Учителем истины и в этом Своем качестве был добрым Пастырем, руководившим, питавшим и охранявшим верующих. Но Он как Божественное Слово был также самая истина. Он был предметом Своего учения; и, как истина по преимуществу, Он есть дверь, которою человек входит в Его Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1. Беседа вступительная в круг катехизических поучений Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Когда в первый раз я увидался с вами, братия мои, в сем святом храме и в первый раз совершал службу Божию, – помните, – я сказал вам, в чем состоит обязанность моя к вам, как священника, духовного отца и пастыря вашего, т.е., что кроме исправления священных треб, совершения Божественных служб и моления за вас и за всех православных христиан, я должен еще проповедовать вам Слово Божие, научать вас, как вам быть истинными христианами, как жить вам, чтобы и здесь было хорошо, и на том свете наследовать блаженство, получить Царство Небесное. С тех самых пор я делал так: учил вас постоянно и неопустительно каждую службу Божию, и слава Господу Богу и благодарение вам, братия возлюбленные, вы слушали пока охотно и внимательно меня – нового вашего пастыря. Но до сих пор я учил вас то о том, то о другом, о чем и как приходилось, без порядка и отрывками; теперь же хочу начать мои беседы с вами не так, а по порядку обо всем том, что для вас полезно и для вечного спасения души вашей необходимо. В чем же состоит это полезное и необходимое? А вот в чем. Конечно, вам надобно знать, кто вы такие, почему называетесь христианами и православными, во что веруете, на что надеетесь; чтоб всякому, кто бы ни спросил вас об этом, вы отвечали бы прямо и решительно. Так, это главное и самое необходимое, чему должно учиться и что нужно знать. Ибо нет хуже, как если спрашиваешь человека: кто ты таков? что делаешь? для чего все делаешь? а он не в состоянии ответить, объясниться, дать отчет. От этого-то пагубного незнания происходит, что обязанности христианские, которые надлежало бы выполнять с крайним благоговением и любовью, такие люди темные выполняют небрежно, холодно, вяло и нехотя; дела благочестия совершают только по обыкновению, как попало. Ходят, напр., в церковь Божию потому только, что видят других ходящими; стоят там без должного благоговения, крайне небрежно, а иногда даже бесчинно и кощунно. Другие же считают не совсем нужным, и посещать храм Божий. А что дома-то у себя делают, как бесчинно и небогоугодно ведут себя не лучше неверных и некрещеных, о том и говорить нечего. Вот что значит не знать себя и своего звания!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

1. Церковнославянский текст Минеи, 6/19 декабря н.ст Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,/яко великий таинник Божия благодати. Икос: Воспоим ныне святителя песньми,/мирским людем пастыря и учителя,/да молитвами его просветимся:/се бо явися чист весь, нетленен духом,/Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну,/яко святитель, очищен и душею и телом,/темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея,/яко великий таинник Божия благодати. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова Кондак, глас 3-й 1 . В Мирах Ты, Святый, явился священнодействующим; ибо ныне, исполнив Евангелие Христово, ты положил душу свою за народ свой; ты спас невинных от смерти: посему освятился ты, великий учениТак, переведено в кондакарии XI в. Моск. Син. Библ. Греческое слово: μστης – Cardin. Pitra перевел: minister. Божия благодати. Икосы. 1) ( νυμνσωμεν) Прославим ныне песнями святителя, пастыря и учителя в Мирском народе, чтобы нам просветиться его молитвами: ибо, вот, он показался чистым, неповрежденным по духу; он приносит Христу жертву непорочную, чистую, Богу благоугодную, как святитель, притом, быв очищен и душею и телом; посему воистину он есть предстатель церкви и поборник ея, великий ученик Божия благодати. 2) ( δο) Вот ныне, в сей день, праздник святителя, – просветимся, народы, светло празднуя, и воспоем песнь Христу Спасителю! Ибо Христос прославил его славою, и поставил великим светильником, просвещающим всех людей, как священно-действенника своих таинств. Воистину обильный делатель благочестия, чудный заступник сиротам, предстатель вдовиц и молитвенник за всех явился ты, великий ученик Божия благодати. 3) ( Νν) Ныне время высказать о Божественных величиях твоих: но никто не может (достойно) восхвалить тебя; ибо ты явился сосуд благоуханный Христов, распространяющий благоухание на всех прибегающих к тебе, миру благодатному Всесвятаго Духа, преподобне, – миро мысленное, и миро просвещающее намащающихся им с верою и помазавшихся воистинну Божественным миром Христовым: почему и явился ты заступником в Мирах, святитель, великий ученик Божия благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV После завоевания Константинополя, не прекратились с ним церковные сношения наши, которые были так часты до его падения, когда все Митрополиты Русские ходили за поставлением к Патриархам Вселенским. Брак Великого Князя Uoahha III с Царевною Греческою Софиею, из дома Палеологов, способствовал к умножению сих сношений: однако первые уцелевшие акты встречаются в статейных списках Государственного Архива не прежде начала княжения сына его Василия; они служат драгоценным свидетельством той духовной любви и братского общения, которые никогда не переставали взаимно согревать сердца наши и единоверных нам Греков и соплеменных Славян, бедствовавших на Востоке под игом Оттоманским. Но мы имеем еще прежде сих актов несколько других, более древних, по счастию уцелевших для потомства и напечатанных археографическою Комиссиею для славы отечественной Церкви. Едва только пал Царьград и горькая сия весть поразила сердца верных, как уже раздался голос Пастыря в пользу страждущей на Востоке братии, и какого Пастыря? Святителя Ионы Митрополита! Окружное послание его ко всем православным Христианам Русским, проникнуто истинным духом Христовой любви. «Благословение Ионы Митрополита всея Русии, во Св. Духе, сынам нашего смирения, благоверным и благородным Великим Князьям и благоверным и благородным поместным Князьям, Архиепископам и Епископам и попам, и боярам и воеводам, и всем купно православным. Се, чада мои, человек Христианин православный, по имени Димитрий, Гречин, пришел до нас от великаго православия, от великаго того царствующаго Константина града, и поведал нам, что попущением Божиим, грех ради наших, тот, от толиких лет, никем не взятый и Богом хранимый Константиноград, взяли безбожные Турки, святые Божии церкви и монастыри раззорили и Св. мощи сожгли, старцев и стариц, иноков и инокинь, и весь Греческий род, многолетных мечу и огню предали, а юных и младых в плен отвели. И сей вышереченный Димитрий Гречин, тут же с женою и чадами, немилостиво в плен отведен, имение, как сказано, все взято, нечем себя, жены и чада, искупить от того горькаго пленения; он же, положа упование на великое Божие человеколюбие и слыша великую вашу веру к Богу, пришел, прося и желая принять, что от кого в милостыню, на искупление ему и жене и чадам. И благословляю вас, своих детей, что кому Бог положит на сердце, ради спасения души, подадите им что на милостыню, помня слово из самых Христовых уст: «блаженни милостивии, яко тии помиловани будут» ( Мф. 5:7 ) и паки: «даяй убогу, самому Христу дает и сторицею приимет в небесном царствии», которое, молюсь да получите все вы. А милость Божия, молитва моя и благословение, пребудет со всем великим вашим господством и со всеми купно православными Христианами.» 1

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

VI. О необходимости посещать святой храм и внимательно присутствовать при богослужении Говорить вам, братия, о том, что нужно посещать церковь православную, по моему убеждении, совсем не то, что говорить об этом природному православному христианину. Последний, услышав, например, из уст православного пастыря поучительное слово о необходимости посещать церковь Божию, более или менее воспользуется этим. Если же иной и не последует внушению пастыря, то причину этого можно приписать не чему иному, как житейским суетам, нередко препятствующим ему бывать в церкви, или же просто нерадению и лености. Но не то нужно сказать о наших братиях: в нас большею частью проявляется это нерадение все от тех же прежних предубеждений, внушенных нам в доме родителей, против церкви; потому, сколько бы другому крещеному еврею не говорили, что нужно ходить в церковь и свято чтить ее, а он все как – то недоверчиво будет слушать это; все будет иначе думать о ней; ему не очень – то легко сразу отрешиться от иудейских предрассудков, внушенных ему против церкви Христовой. Вот почему мы и здесь, как и в предыдущих беседах, считаем, нужным прежде всего беспристрастно рассмотреть с вами то, что натолковали нам против церкви Христовой враги ее – иудеи. Страшно вспомнить все то, что нам наговорено было. Так, нам говорили, будто бы в церкви Христовой совершается авойдезора, т. е. служение чуждому Богу, что христиане молятся в своей церкви не Иегове – Господу, а бильдерам – идолам. Поэтому советовали нам как можно стараться избегать церкви, чуждаться ее так, как чуждался ее, будучи еще во чреве матери, патриарх Иаков, который всегда отворачивался от нее, когда матери его случалось проходить мимо христианского храма. Незнакомым с талмудическими сказаниями нужно здесь передать что говорит раввин Медраш в толковании своем на книгу Бытия о том, как отворачивался будто бы патриарх Иаков от христианской (?!) церкви. Что значат, спрашивает раввин Медраш, слова писания «ваи – сройцицы, – играста младенцы» (Иков и Исав) в ней, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

XVII. Борьба пастыря с инославной и сектантской пропагандой Главная арена, на которой ныне происходит решительная борьба двух направлений – материалистическо-атеистического и религиозного, – это Россия. Там Русская Церковь мучительно, болезненно, страдальчески выдерживает отчаянный натиск материализма, усиливающегося покончить с религией, устроить жизнь человека без Церкви, без Бога, без неба. Тысячи мучеников, в том числе множество архипастырей и пастырей, уже отдали там жизнь свою в борьбе за веру. Но надо быть слишком близоруким, чтобы думать, что удар материализма направлен только против Русской Православной церкви. Русская Церковь явилась лишь ближайшим объектом для страшного опыта, замысел же врага простирается на весь мир, имея своею целью во всем мире вытравить веру, и прежде всего упразднить Церковь . Признаем – иначе мы и не можем признать, – что замысел насколько дерзкий, настолько же и безнадежный. Истребить веру в роде человеческом нельзя. Чтобы истребить ее, надо было бы пересоздать человека, надо было бы вытравить в человеке то чувство, которое заставляет его устремлять свой взор туда, к небу, искать общения с Богом и в общении с Высшим Существом находить высшую усладу и утешение. Но пересоздать человека – выше сил человеческих. Какие бы усилия ни делали враги Бога и веры, Бога им не уничтожить, веру, потребность веры из сердец человеческих не вытравить и не отнять им у веры того чудесного свойства, по которому она спасала, спасает и всегда будет спасать мир от нравственного разложения и гниения. В этом утверждают нас и история, и жизненный опыт, и наука о душе человеческой и, конечно, Слово Божие. Однако полная уверенность в том, что страшный замысел врагов веры в своих конечных расчетах безнадежен, не дает еще права спокойно и безучастно смотреть на происходящим на наших глазах поединок веры и неверия. То несомненно, что Бога из мира не изгонят и веры не уничтожат. Но... церкви Божии могут испытать величайшие потрясения; соединенное с неверием зло может возрасти и придушить на время радость добра; при этих потрясениях могут погибнуть миллионы христианских душ. Это уже мы видим на деле. С другой стороны, было бы симптомом дряхлеющего старчества, если бы дружному сатанинскому натиску, беспримерной энергии неверия верующий мир противопоставил какую-то теплохладность, разрозненность своих сил и непонимание угрожающего момента. В нашей дряхлости и слабости неверие нашло бы для себя наиболее крепкую опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Архимандрит Григорий (Борисоглебский). Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия Блажен инок, который на содевание спасения и преспеяние всех взирает, как на своё собственное. Монах тот, кто от всех отделяясь, со всеми состоит в единении. Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми и в каждом видит себя самого. Препод. Нил Синайский 56 . Не стало великого, редкостного пастыря у Русской Церкви. 10 октября 1891 года в одиннадцать с половиной часов дня скончался Оптинский старец о. Амвросий. Эта смерть, без преувеличения,– всероссийская потеря. Где на Руси не знали Оптинского подвижника? Кто и откуда не приходил к нему со своими горестями, скорбями и мучениями? Кого он отпускал от себя неутешенным? Люди, приходившие иногда к нему, движимые только одним суетным любопытством, и те, неожиданно для самих себя, уходили с духовными приобретениями. К нему шли все труждающиеся и обременённые 57 житейской борьбой и находили упокоение. Неисчерпаемая любовь старца с его строгим подвижничеством ещё с давних пор в сознании народа окружили его светлую личность ореолом святости. Оптинская пустынь, исстари славная своим старчеством, положительно благоговела пред своим батюшкой, который являлся носителем всех святых преданий старчества. Большим ещё благоговением окружали старца сёстры основанной им Казанской Шамординской женской общины. А чтобы знать, как относились к старцу его мирские посетители, для этого нужно было видеть, как они иногда по нескольку дней жили возле старца, добиваясь минуты свидания с ним, как они густой толпой теснились всегда возле батюшки при его выходах или выездах, наперерыв спеша хотя дотронуться до его одежды, как ловили каждый его звук, каждое слово. И такие почитатели теснились ежедневно, с утра до вечера, у кельи покойного. Сотни писем со всех концов России получались ежедневно. Сотни рассылал и он. И вот этого-то великого печальника русской земли, редкого пастыря-старца не стало! Чувством самой глубокой и искренней скорби отозвались на печальную весть о кончине о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010