«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Призыв Духа Книга митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) — это слово, обращенное к человеку XXI века. Владыка Георгий (Ходр) соединяет в своем богословии наследие парижской школы (о. С. Булгаков, и др.) с наследием великой Антиохии, прилагая к этому свой огромный опыт молодежного работника, пастыря и епископа. Он — один из основателей Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос». «Призыв Духа» очень важно читать для вдохновения тем, кто занимается молодежной работой, миссией, — всем, кто слышит для себя призыв Господа о том, чтобы быть подлинно учеником Христовым. Она будет также полезна и тем, кто забыл, что святоотеческое наследие необходимо не только хранить, но и творчески использовать, самим стать живыми носителями и продолжателями дела Отцов. «Эта книга содержит раздумья иерарха Антиохийской Православной Церкви о жизненной позиции христианина в современном мире. Владыка Георгий Ходр касается в ней таких острых тем, как отношение христианина к общественной деятельности и политике, технологической цивилизации, социальной и национально-освободительной борьбе. Значительное внимание уделяется проблемам так называемого «третьего мира». Автор неоднозначно высказывается по вопросу о возможности для христианина применить оружие ради торжества дела, которое он считает правым. Главная мысль книги в том, что принадлежность к Церкви должна перестать быть внешним и формальным обстоятельством в жизни человека и стать определяющим фактором во всех его делах». Митрополит Георгий (Ходр) Призыв Духа Слово к читателю Не могу скрыть волнения при мысли о том, что этот сборник выйдет по–русски. Быть может читатель найдет в нем какой–то след того, чем я обязан русской культуре, будучи воспитан ее богословской мыслью. Я обучался богословским дисциплинам в Париже, в Свято–Сергиевском институте, созданном русскими богословами. Там я познал вкус тонкого и любящего руководства, там я познакомился с деятельной и живой молодежью, вдохновленной Евангелием. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). От издательства Вероятно, имя архимандрита Рафаила (Карелина) [ 1 ] многим уже знакомо. Кто-то читал вышедший в издательстве Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры сборник его проповедей, кто-то – слова на «Великие христианские праздники», брошюры «Мистика земного времени» и «Икона “Слава Грузинской Каталикосской Церкви”». Кому-то встречались в православных молитвословах его поучения. Однако большая часть работ о. Рафаила остается для широкого круга читателей неизвестной. А между тем его творчество – проповеди и беседы, поучения и статьи – явление в современной православной литературе незаурядное, яркое и самобытное. Наше время – период возвращения (или просто прихода) в Церковь огромной массы людей, тех, кто был отторгнут от нее и от самой веры в Бога годами отступничества и забвения. Однако и придя в Церковь, многие все равно остаются как бы перед «закрытыми дверями». Жизнь Церкви сокровенна, ее нельзя «рассмотреть», в нее необходимо влиться, ею жить. Но все в ней ново и незнакомо и так непохоже на то, что окружает нас в этом мире. Таинства и обряды, песнопения и слова молитв – все это поражает своей величественной, неземной красотой. Но истинный их смысл, самая суть – часто остаются нераскрытыми, непонятными. Еще труднее прийти к правильному разумению внутренней, духовной жизни, принципов аскетики и православного подвижничества. Священное Писание, творения святых Отцов – вот ключ к пониманию жизни человеческого духа, его небесного предназначения, указание пути к Богопознанию и Богообщению. Однако мало ли вопросов рождается в душе при чтении книг? Слово Писания нередко предстает для нас неясным, прикровенным, а жизнь Отцов и учение их – недосягаемо высокими и неповторимыми… И тогда ничто так не сильно помочь, как слово священника, пастыря и духовного отца, подкрепленное опытом собственного подвига и исполненное любовью к слушающим его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление I. Введение Проповедь – проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение. Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя “научить все народы”, проповедовать Евангелие всей твари” ( Мф. 28, 19 ; Мк. 16, 15 ). Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (ср. Рим. 10, 14 ). Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам – пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря. Поэтому каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем св. Димитрий Ростовский сказал: “Господь не книжных собра, но книжных посла”. Он Сам отверз им ум разуметь Писание. А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении. ГОМИЛЕТИКА (от греч. слова – беседа, наука о проповеди (русское и славянское слово “проповедь” происходит от славянского слова “ведение”, обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня “вед”, от этого же корня происходят слова: “заповедь”, “совесть”, имеющие отношение к внутренней жизни человека) или о проповедничестве. Но что такое сама проповедь? – Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через Слово”. В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди – ее содержание, – призыв к спасению через Слово. И формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви. В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Там мы обычно и называем проповедь: проповедь – это речь к народу, произносимая проповедником в храме.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 1 Церковнославянский Русский Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/Богоносе Спиридоне, отче наш./Темже мертву ты во гробе возгласив,/и змию в злато претворил еси,/и внегда пети тебе святыя молитвы,/Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. На соборе первом истины защитником/и чудотворцем явился ты, богоносный Спиридон, отче наш./Потому ты к мертвой в могиле обратился,/и змею в золото превратил,/и, при пении святых твоих молитв,/Ангелы сослужили тебе, священнейший!/Слава Прославившему тебя;/слава Увенчавшему тебя;/слава Совершающему чрез тебя всем исцеления! КАНОН, ГЛАС 2 Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть:/препрославленный Господь славно бо прославися. Ирмос: Некогда погубила во глубине/все войско фараоново превосходнейшая сила,/воплотившееся же Слово истребило зловредный грех, –/препрославленный Господь;/ибо славно Он прославился. Припев: Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас. Припев: Святитель, отче Спиридон, моли Бога о нас. Кротких землю достиг, отче, яко кроток, и милостив, и чист быв,/настоящую сердца моего укроти бурю,/яко да, в тишине Божественней быв, песнословлю тя. Земли кротких достигнув, отче,/как ставший кротким, и милостивым, и чистым,/укроти наставшую в моем сердце бурю,/чтобы я, оказавшись в тишине Божественной,/восхвалил тебя. Делании Божественными душу, отче, очистив,/Боговиден, Спиридоне, был еси/и Божественнаго Духа пресветлым обогатился еси осиянием;/тем озаряеши чисто блажащия тя. Деяниями божественными душу свою, очистив,/боговидным стал ты, отче Спиридон,/и обогатился сиянием пресветлым Божественного Духа;/потому озаряешь искренно тебя прославляющих. Слава: От паствы, якоже Давид, тя восприем, Содетель/словесныя тя постави паствы пастыря всеизящнейша,/простотою и кротостию сияюща/и беззлобием, преподобне пастырю, украшаема.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

Речь при наречении во епископа и слова при вручении жезла новопоставленным епископам Речь Святейшему Правительствующему Синоду, произнесенная настоятелем Новгородского Антониева монастыря архимандритом Владимиром при наречении его во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, 8 июня 1888 года 83 Ваше Святейшество, милостивейшие архипастыри и отцы! Избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа при наречении в апостольство с безмолвным благоговением выслушивали призвание, с покорностью выполняли повеленное и подвигами жизни и смерти оправдали наречение. Тем более мне пред Вашим Святейшеством неприлична многоглаголивая речь. В простых сердечных словах позвольте мне дать вам отчет в тех мыслях и чувствах, которыми исполнена душа моя в настоящие многознаменательные для меня минуты. Тяжело и многоответственно служение епископское. Приемлющий на себя это служение должен принимать это как талант, вручаемый ему Господом при условии возвращения с лихвой и под страхом в противном случае быть вверженным в кромешную тьму; должен принимать его как служение раба, поставленного разделять верно и благовременно евангельскую пищу домочадцам Господина, опасаясь за неверность и нерадение быть рассеченным ( Мф.24:45–51 ); должен принимать его как чреду пастыря словесных овец с обязанностью водить их на пажити добрые и защищать от волков, не щадя себя самого, чтобы не впасть в суд нерадивого наемника; должен принимать его как пост стража людей Господних, чтобы немолчно возвещать им о всякой опасности и неусыпно блюсти их спасение, со страшной ответственностью платить своей кровью за кровь каждой души, погибшей от его беспечности. Какой великий подвиг, какое тяжкое бремя для сил человеческих, не говоря уже о собственной немощи! И если пред служением епископским не могли не смущаться мужи силы, великие умы и подвижники благочестия, то какое же чувство должен испытывать я, меньший из братии и могущий похваляться одними немощами, я, выходящий на это служение без достаточной подготовки и опытности, при скудости разума в познании веры, без твердости воли в делах благочестия? С внутреннею тугой стою я сейчас на этом святом месте, и мысли одна другой страшнее возникают в моей голове. Что если, вознесенный на эту высоту, я не в состоянии буду удержать себя на ней? Что если, призванный вести стадо Христово в страну неба, предусматривать и устранять все препоны и соблазны, полагаемые на этом пути врагом рода человеческого, я сам паду и чрез то своими руками разрушу порученное мне дело Божие? Что тогда я буду для паствы? Что для надежд ваших? Что пред судом Христовым? Ах, не лучше ли вместо: «приемлю и нимало вопреки глаголю», воскликнуть сейчас с Иеремиею: «не помяну имени Господня, не буду более говорить во имя Его» ( Иер.20:9 ); не лучше ли пасть к стопам вашим и умолять именем Господним: не возлагайте на слабые рамена тяжелого бремени, превышающего мои силы, не подвергайте безответного страшному ответу перед Судом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СЛОВО ПАСТЫРЯ Святитель Фаддей (Успенский). 1928 г. [ См. также: Рождество Пресвятой Богородицы ] Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф. 3, 9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: " " блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие " " , то не сказал ли Господь: " " Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его " " (Лк. 11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – " " служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение " " (Евр. 1, 14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

http://zavet.ru/rbogorod1.htm

священник Афанасий Гумеров Содержание Предисловие Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Лик святых. Проповеди о святых угодниках божиих Христианин должен быть святым Суд святых Свидетели верные Мир душевный Любовь ко Христу Женщина-христианка Подражание святым Вера и ревность Вечная память в Церкви Русь Святая Христианство жизненное Заветы древних святителей Московских Святые заветы детям Патриотическое служение русского духовенства. Заветы святителя Алексия Заветы жизни святителя Иоанна Златоустого Священной памяти небесного покровителя земли Русской Вечное чудо христианства Заветы патриарха Ермогена Слово похвальное Ермогену, Святейшему Патриарху Всероссийскому Служение вечному. Священной памяти Святейшего Патриарха Ермогена В ожидании прославления Святейшего Патриарха Ермогена Духовный вождь русского народа Правда веры и жизни Уроки прославления святых Блаженной памяти Московского митрополита Филарета Кронштадтский светоч и газетные гиены В Кронштадте у отца Иоанна Знамения времени. Отец Иоанн Кронштадтский и граф Л. Н. Толстой Божие дитя. Памяти отца Иоанна Кронштадтского В Иоанновском монастыре Говори, не умолкай! Православие в Японии Спасение царево На царской страже В жертву всегда избирается лучшее В память вечную будет праведник. Слова и речи о подвижниках веры и благочестия Тайна обаяния великого полководца Памяти царя-миротворца Нравственный облик царя-миротворца Церковная деятельность на Кавказе в царствование императора Александра III Памяти императора Александра III. Смысл и значение его царствования Жертвы и герои долга Беспредельная преданность Богу Основатель Православного Палестинского общества Памяти убиенного архиепископа Никона, экзарха Грузии Слово на панихиде по убиенном архиепископе Никоне Труды протоиерея Иоанна Восторгова     Сборник содержит житие, слова и проповеди замечательного пастыря и проповедника начала XX века протоиерея Иоанна Восторгова , подвигом мученичества утвердившего свою веру в эпоху гонений на Церковь и отречения от Христа. Будучи настоятелем Покровского собора на Красной площади, отец Иоанн стяжал себе широкую известность как яркий проповедник и патриот. Священномученик Иоанн в должности синодального миссионера много потрудился для утверждения Православия, посвятив свои яркие дарования и силы Святой Церкви. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Скачать epub pdf Глава 9. Пастырь добрый За беседой с иудеями, рассмотренной в предыдущей главе, в Евангелии от Иоанна следует рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного ( Ин.9:1–38 ), ставший объектом нашего внимания в книге «Чудеса Иисуса» 307 . Послесловие евангелиста к этому рассказу ( Ин.9:39–41 ) будет рассмотрено нами в главе 11-й настоящей книги, где мы проанализируем свидетельства Иисуса о Себе как «свете миру», рассыпанные по всему четвертому Евангелию. В настоящей главе мы обратимся к еще одному образу, который Иисус применял по отношению к Себе, – пастыря доброго. Этот образ, доминирующий в 10-й главе Евангелия от Иоанна, имеет богатую предысторию в Ветхом Завете. 1. Бог – пастырь Израиля Слово «пастырь», перекочевавшее в русский язык из славянского, употребляется ныне только в переносном смысле – прежде всего по отношению к священнослужителям. В православной традиции пастырями принято называть священников, «архипастырями» – епископов. Греческий прототип слова «пастырь» – ποιμν – стал именем собственным и в русском языке употребляется с ударением на первом слоге: «Пимен» 308 . Латинское слово «пастор» стало основным наименованием, употребляемым по отношению к служителям культа в протестантской традиции. Между тем греческий термин ποιμν, как и еврейский r‘, означает не что иное, как «пастух». В Библии скотоводство и земледелие представлены как две древнейшие профессии: старший сын Адама Каин был земледельцем, а младший – «пастырем овец» ( Быт. 4:2 ). Профессия пастуха была одной из наиболее востребованных. Древний человек не мог прожить без стада овец, так как мясо овцы употреблялось в пищу, а из ее шерсти изготавливалась одежда. Овца стала постоянным спутником человека сразу после того, как он был изгнан из рая; соответственно, и выпас овец стал неотъемлемой частью человеческого быта и бытия. Уже в книге Бытия образ пастуха применяется к Богу ( Быт. 49:24 ). В Псалтири говорится о Боге как Пастыре, который покоит человека на злачных пажитях и водит его к водам тихим ( Пс.22:1–2 ), а о народе – как овцах пажити Его ( Пс.78:13 ), овцах руки Его ( Пс.94:7 ), овцах паствы Его ( Пс.99:3 ). Псалмопевец обращается к Богу с молитвой: Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). О царе Давиде говорится: …И взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их ( Пс.77:70–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Слово в день праздника преподобного Иоанна Рыльского Чудотворца (к тысячелетию со дня его успения) Будем свято хранить заветы прп. Иоанна Рыльского. Ныне св. Церковь празднует память прп. Иоанна Рыльского Чудотворца. Сей великий угодник Божий является одним из самых драгоценных духовных сокровищ Болгарии. Прп. Иоанн есть слава и красота Болгарской Церкви. Его свет благодатный льется далеко за пределы Болгарского государства. Он чтится, помимо Болгарской, всеми Православными Церквами, и в особенности Церковью Русскою. В России есть город Рыльск, который основан в честь прп. Иоанна Рыльского. По окончании освободительной войны церковные и гражданские власти Болгарии подарили Русской Церкви десницу своего великого Рыльского Чудотворца, которая до сих пор находится в России. Но особенно прп. Иоанн стал почитаться в русской земле с появлением у нас великого светильника Церкви о. Иоанна Кронштадтского , носившего его имя. Благодатная слава великого нашего пастыря в значительной мере обязана его небесному покровителю прп. Иоанну Рыльскому. О. Иоанн Кронштадтский очень любил его, подражал его равноангельской жизни и в знак своего глубокого благоговения к нему созидал в честь прп. Иоанна храмы и престолы в церквах. Нельзя не обратить внимания, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, на то поразительное сходство, которое наблюдается в жизни этих великих праведников. Так, св. Иоанна Рыльского весьма почитали и чтут не только чада Болгарской Церкви, но и инославные. Из его жизнеописания известно, какое дивное исцеление получил некогда от мощей прп. Иоанна Острогомский архиепископ. К этим св. мощам с верою прибегали в своих недугах даже магометяне и получали исцеление. До сих пор в музее Рыльской обители хранятся огромные свечи от пола до потолка – дар турецких султанов за чудесную помощь, оказанную им прп. Иоанном. То же самое наблюдалось и в жизни о. Иоанна Кронштадтского . Его свято чтили не только русские православные люди, но и инославные. К о. Иоанну обращались и татары, во множестве живущие в нашей России. Он возносил о них свои молитвы, и Господь ради этих чудодейственных молитв исцелял их.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. (2 марта 1885 г.) Приглашаем вас, благочестивые слушатели, обратить внимание на смысл евангельского чтения, полагаемого церковию в святительские дни, каков между прочим и нынешний день, в который празднуется память святителя Божия Феодота. В этом чтении всегда повторяется для нас известная притча Христова о пастыре добром, полагающем душу свою за овец, и об овцах мирно пасущихся под бдительным надзором любящего пастыря, а равно и о татях и разбойниках, вторгающихся разными незаконными путями во двор овчий, и о волках, расхищающих и разгоняющих овец, и о наемниках, нерадеющих об овцах при появлении волков. В этих приточных чертах рисуется образ как отдельных обществ церковных, управляемых святителями Божиими, так и всей церкви Христовой, стрегомой и управляемой невидимым и верховным главою ее, Господом Иисусом Христом. Но образ стада, управляемого добрым пастырем, приложим и ко всяким человеческим обществам, устрояемым для достижения каких-нибудь частных добрых целей, и руководствуемым какими-нибудь отдельными идеями блага. Так все политические общества, все государственные собрания людей, рассыпанные отдельными группами по лицу земному, с их отдельными задачами и назначениями в общей истории человечества, самую чистую и прочную идею своего гражданского благоденствия назидательно могут заимствовать из того же евангельского образа о крепко сплоченном и послушном стаде под охраною доброй, самоотверженной и крепкой власти правительственной. Ради нынешнего молитвенного торжества о нашем верховном властителе и монархе, извлечем из евангельской притчи о пасомом стаде и пастыре несколько мыслей и соображений о том, при каких условиях возможно наше истинное и прочное гражданское благоденствие и мирное житие. Предлагая в своей притче о пастыре добром наглядный образ того крепкого нравственного единения между Собою и своею церквию, тех близких и взаимно доверчивых отношений, какие должны существовать между земными представителями Его невидимой власти и между руководимыми чадами церкви, при которых только и может быть благоденственно и непоколебимо все общество церковное, Господь говорит, что как пастырь добрый знает своих овец, так и они знают его, и слушаются голоса его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010