XIX. Слово к прихожанам м. Кокенгузена 20 . Об истинно-христианской жизни. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех». Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам, чтобы они, проповедуя во всём мире Его небесное учение, учили людей не словом только, а и делом; чтобы своей жизнью доказывали, что они действительно проповедуют учение небесного Учителя. Но имея отношение, прежде всего, к апостолам, слова эти относятся и к преемникам апостолов – пастырям Церкви. Этими словами Господь Иисус Христос говорит пастырям церкви, чтобы они поучали людей не только ревностным проповедованием слова Божья, благоговейным совершением Богослужения и святых Таинств, а и своей жизнью: чтобы отличались твёрдостью в вере и надежде христианской и крепкой любовью к своему делу – совершенствованию вверенных им людей. Наконец, эти слова Спасителя относятся и ко всем христианам, и к вам, братья, чтобы и вы свою твёрдость в вере православной обнаруживали постоянно преданностью святой православной Церкви, посещеньем храма Божья, заботою о его благолепии, почитанием своих пастырей, молитвой за них, молитвой за живых и умерших и другими добрыми делами, которым вас учит св. Церковь наша. Назад тому два года, скоро после вступления моего в новую, мне Богом вручённую, Рижскую паству, я проезжал тут недалеко мимо вас, по железной дороге, и тогда уже имел случай, ещё не зная вас, увидеть вашу любовь к своему Архипастырю, пришлось увидеть вашу преданность пастырям Церкви православной, питаемую вами из любви к православной вере. Тогда, когда я проезжал здесь по железной дороге, вы – православные жители Кокенгузена, прихожане этого храма, со своим пастырем явились на железную дорогу и приветствовали меня духовными песнями и своими благожеланиями. Я видел любовь вашу и, преподав вам благословение Божье, обещался, как только смогу, посетить вас. Уже тогда, два года тому назад, услышал я, а после ещё более узнал и о красоте местности вашей, в которой Господь судил вам жить, о прекрасном вашем храме, в котором вы молитесь за живых и за умерших и который стараетесь благоукрашать своим усердием, а главное – уже тогда, а после ещё более узнал и от пастыря вашего, который мне хвалил вас, и от других знающих людей – о доброй вашей жизни: вашем усердии к храму Божьему, вашей крепкой вере и любви и привязанности к своей родной святой, православной вере, о вашем прекрасном пении и многом другом. Всё слышанное о здешней местности меня радовало, а слышанное о прекрасном храме вашем и доброй вашей жизни меня утешало, а все это вместе влекло меня к вам, чтобы, воочию увидев всё это, духовно порадоваться с вами, вознести в вашем храме вместе с вами молитву о себе и о вас, о живых и умерших ваших Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Архив Пн В Храме Христа Спасителя состоялась презентация Собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 марта 2014 г. 19:17 14 марта 2014 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась презентация выпускаемого  Издательством Московской Патриархии  Собрания трудов Его Святейшества. Открывая мероприятие, главный редактор Издательства Московской Патриархии  протоиерей Владимир Силовьев  поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с годовщиной архиерейской хиротонии, отмечаемой сегодня, и представил первые три книги собрания. Говоря о  недавно изданном  третьем томе, протоиерей Владимир Силовьев отметил, что он наиболее объемный. По словам отца Владимира, собрание трудов Святейшего Патриарха необычно по построению. Оно распределено на ряд тематических серий, которые постоянно пополняются новыми материалами. Формируется архив, который систематизируют, редактируют, технически оформляют и издают сотрудники Издательства Московской Патриархии. «Получается собрание, которое состоит из многих серий, — пояснил главный редактор Издательства. — Эти серии называются по-разному, и они окончательно не сформированы: " Слово Предстоятеля Церкви " , " Слово пастыря " , " Богословие " , " Официальные документы " ... Сейчас логика этого построения, может быть, не очень видна, но со временем серии будут наполняться высоким содержанием. Поэтому, Ваше Святейшество, мы хотим прежде всего, чтобы эти серии умножались, а чтобы они умножались, мы желаем Вам здоровья и многая лета». Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл: «Благодарю Вас, отец Владимир, за Ваши добрые слова и за работу, которую провело Издательство Московской Патриархии. Я хотел бы сказать о том, что сегодняшний день для меня в личном плане особенный — 38 лет назад я стал архиереем, и так уж совпало, что по церковному календарю это первый день весны, 1 марта; а для истории нашей культуры это день, когда Иваном Федоровым была издана первая книга, и сегодня мы празднуем 450-летие издания первой печатной книги России.

http://patriarchia.ru/db/text/3606928.ht...

архимандрит Парфений Слово на погребение в Боге почившего Святейшего Правительствующего Синода Члена, Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Священно-Архимандрита и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны первой степени Кавалера, говоренное в Кафедральном Чудове монастыре, Московской Духовной Семинарии Ректором, Богословских наук Профессором, Ставропигиального Заиконоспаского Монастыря, Архимандритом и Кавалером Парфением. Таков, сетующие слушатели, таков жребий человечества; таков предел жизни человеческой: всяка плоть, яко риза обветшает; завет бо от века: смертью умрешь 1 . Един вход всем есть в житие, подобен же и исход 2 : мне вчера, а тебе днесь 3 – Давно ли сии хладные, сии крепко к персям прилегшие руки, давно ли подписывали суд и милость? Давно ли воздевались о нас ко Всевышнему, и низводили благодать и благословение? Давно ли сии померкшие очи бодрственно зрели на страже стада Христова? Давно ли, устремляясь горе, препровождали сердечные моления далее, далее – в пренебесный жертвенник? Давно ли немотствующий язык изрекал судьбу вверенным пастырской власти? Давно ли в сем самом святилище, провозглашая священные истины, сладостно ободрял подвизающуюся доблесть благочестия, грозно обличал неистовство душ законопреступных? Давно ли? … Увы! Не стало нашего Пастыря! Се – во гробе! … Во гробе – и сия мертвенность его к оставшимся, как бы взывает в последний раз: зряще мя безгласна и бездыханна предлежаще восплачете о мне, и целуйте мя последним целованием. О! плачи, дщи Сиона, яко отнял Господь вся крепкая твоя от среды тебе 4 ! Да изнесут горестные наши сердца, да изнесут из недр своих воздыхания, яко уже последнюю жертву; да излиют желания свои в напутствие невозвратно отошедшему от страны сея! Мир праху твоему, мир душе твоей, Дражайший Пастырь! Почий от трудов своих! – Но утешимся, Слушатели! Добродетель, переселяясь в страну вечности, красными стопами печатлеет любезнейшие следы на месте бытия своего. Премудрость добльственных подвижников поведят люди и похвалу их исповест церковь 5 . Святителю! Ты ниспосылал святительское благословение на проповедников Слова; – приникни духом твоим на нас и прими беседу сию, растворенную слезами любви в воню мира. – Ты безмолвствуешь: но тем паче, да отверзнутся уста мои к твоему хвалению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. В данной статье Вы найдёте пояснение Божественной Литургии, и сможете посмотреть подробную видеоинструкцию к этому церковному обряду. Пояснение Божественной Литургии Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины — от грудных детей до пастыря (священника). Литургия является как бы вершиной суточного круга богослужений, девятым богослужением из совершаемых св. православной Церковью богослужений на протяжении суток. Так как церковный день начинается вечером с захода солнца, то эти девять богослужений совершаются в монастырях в таком порядке: Вечер 1. Девятый час — (3 часа дня). 2. Вечерня — (перед заходом солнца). 3. Повечерие — (по наступлении темноты). Утро. 1. Полунощница — (после полуночи). 2. Утреня — (до рассвета). 3. Первый час — (по восходе солнца). День. 1. Третий час — (9 часов утра). 2. Шестой час — (12 часов дня). 3. Литургия. В Великом посту бывает, когда литургия совершается вместе с вечерней. В наше время в приходских храмах суточные богослужения чаще всего состоят из всенощного бдения или всенощной, совершаемой вечером накануне особо чтимых праздничных дней, и Литургии, обыкновенно совершаемой утром. Всенощная состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом. Литургии предшествуют 3-й и 6-й часы. Суточный круг богослужений символизирует историю мира от сотворения до пришествия, распятия и воскресения Иисуса Христа. Так, вечерня посвящается временам ветхозаветным: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитва их о спасении, затем, надежда людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

В.В. Бурега, архим. Симеон (Томачинский) Глава 7. Подготовка проповеди § 7.1. Таинственный процесс рождения проповеди Церковные писатели IV-V вв. советуют пастырям Церкви тщательно готовиться к своим проповедям. Например, св. Григорий Богослов так рассуждал о высоте проповеднического служения: «Что же касается самого раздаяния слова (скажу напоследок о том, что составляет первую нашу обязанность, и понимаю слово Божественное и высокое, о котором ныне все любомудрствуют), то, ежели кто другой приступает к делу этому с дерзновением, и почитает его доступным для всякого ума, – я дивлюсь многоумию (чтобы не сказать: малоумию!) такого человека. Для меня кажется непростым и немалого духа требующим делом – каждому давать в свое время меру ( Лк.2:42 ) слова, и с рассуждением вести домостроительство истины наших догматов» (Слово З) 235 . Св. Иоанн Златоуст в пятом «Слове о священстве» пишет, что подготовка проповедей требует большого труда даже от того, кто достиг высокой степени совершенства в их произнесении: «Кто владеет великой силой слова (а ее у немногих можно найти), даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то хотя кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы... Принявший на себя долг учительства не только должен трудиться для усовершенствования себя вообще, но, в частности, тщательно должен заботиться о составлении своих поучений» 236 . Это мнение вполне разделяли и западные отцы. Так, св. Григорий Двоеслов в своем «Пастырском правиле» рекомендует духовенству тщательное приготовление к каждой проповеди, чтобы речь проповедника не была беспорядочно болтливой, чего может избежать лишь талантливый оратор. Подготовка, по его мнению, нужна еще и для того, чтобы проповедник не допустил какой-либо неправославной мысли (Кн. 1, гл. 4) 237 . Таким образом, проповедь – это сочетание личных усилий проповедника и Божественной помощи. Оба этих элемента одинаково важны для проповеди. Без благодатной помощи проповедь не может быть успешной. Но это никак не отменяет кропотливой работы пастыря по подготовке проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Возлагая на священника особые обязанности внешние – в отношении к его пасомым Слово Божие и св. Церковь выражают некоторые особенные требования и в отношении к нему самому. В этих требованиях изображено, каков, сообразно со своим назначением в Церкви, должен быть сам священник, какие качества должен иметь, как обязан жить, чтобы долг священнослужения был и принят им на себя достойно, и выполнен правильно. Священнику надобно обращать на эти требования, по крайней мере, столько же внимания, сколько и на свои внешние обязанности, потому что само слово Божие а) не только поставляет и другие во взаимной между собою связи, но и дает, в своих предписаниях, первое место между обязанностями священника – обязанностям к самому себе: внимай себе и – учению ( 1Тим.4:16 ), – внимайте себе и – всему стаду ( Деян.20:28 ); б) указывает в добрых свойствах самого священника условие ценности внешних действий его службы в очах Божиих: мнози рекут мне, говорит Господь, во он день: Господи, Господи, не в твое ли имя пророчествовахом, и твоим именем бесы изгонихом, и твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от мене делающии беззаконие ( Мф.7:22–23 ). Требования Слова Божия и св. Церкви в отношении к самому священнику делятся на два класса. Одни суть требования общие, в которых изображаются общие обязанности, в отношении к самому себе, священника, как священника, – лица, избираемого, вообще, на ответственное, трудное и высокое дело священнослужения. Другие – частные, в которых раскрываются обязанности священника по отношению к частнейшему назначению его в Церкви Христовой – как учителя, священнослужителя и пастыря. I. Общие обязанности священника в отношении к самому себе И преимущество избрания, которого удостаиваются немногие, и самое существо служения священнического, как, вообще, служения человека, приближенного к Богу, емуже не приселится лукавнуяй ( Пс.5:5 ), требуют от священника преимущественного совершенства нравственного: подобает епископу без порока быти, якоже Божию строителю,... праведну, преподобну ( Тит.1:7–8 . Сн. 1Тим.3:2 ); сего ради оставих тя в Крите, писал св. Апостол Павел к Титу, епископу критскому, да... устроиши по всем градом пресвитеры, якоже аз тебе повелех: аще кто есть непорочен ( Тит.1:5:6 ). Это, столько ясное, предписание закона Божия священнику – быть непорочным, праведным, преподобным – обязывает его: 1) с особенною ревностию подвизаться в благочестии вообще, 2) иметь некоторые «особливыя и церковному учителю и пастырю приличныя 1 » добродетели, и 3) во всяком случае, быть свободным от тяжких и особенно не свойственных званию его грехов. А. Об обязанности священника с особенной ревностью преуспевать в благочестии вообще

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Женщина не человек? (К " Слову в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " ) Совсем недавно на вашем сайте была помещена проповедь архимандрита Алипия (Воронова) " Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " . Честно говоря, материал этот произвел на меня очень неоднозначное впечатление, поделиться которым с вами я и собираюсь. Я никоим образом не намерен критиковать самого почившего архимандрита, равно как и полностью перечеркивать его обличительное слово. Да, тема женского (да и не только) любоначалия, стремления властвовать и повелевать всеми и вся особенно актуальна сейчас, когда масс-медиа, низвергая любой авторитет, наперебой кричат " право имеешь " , а нравственные начала сведены почти к нулю. И во времена покойного пастыря эта духовная болезнь, видимо, давала знать о себе и требовала мер пастырского вразумления. Самому мне весьма не по душе лезущие вперед и любящие повелевать женщины (как, впрочем, и мужчины), особенно в приходской жизни, а тем более - нынешние иродиады и саломии, ради своей корысти толкающие мужчин на самые тяжкие грехопадения. " Подкаблучника " я тоже далеко не считаю идеалом мужчины-христианина (хотя, впрочем, смирение и кротость еще ничью душу не погубили). Я понимаю, что в жанре обличительной проповеди крайне трудно (если вообще возможно) соблюдать беспристрастие и всесторонность. И все же я считаю, что размещение этого пастырского слова в наше время , на общедоступном и по сути миссионерском сайте вряд ли целесообразно. Миссионерство немыслимо без учета особенностей среды, без того, чтобы не быть с " эллинами как эллин, с иудеями - как иудей " . Взгляд общества на " женский вопрос " , очевидно, по сравнению даже с началом XX века претерпел заметные изменения. В современном мире, по крайней мере в том, который называет себя " христианским " , идея равночестности и равноправия полов уже несколькими поколениями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Между прочим, сама идея равночестности мужчины и женщины вызрела в недрах христианства, что прямо подчеркнуто Архиерейским Собором 2000 года в " Основах социальной концепции РПЦ " , и представители Священноначалия, представляющие Полноту Церкви (!), по большому счету не имеют возражений против этой идеи (раздел X, п. 5 Основ). Можно обратиться также к книге протоиерея Николая Балашова " И создал Бог мужчину и женщину… " , написанной в качестве комментария к данному разделу Основ социальной концепции (правда, о. Николай начал, кажется, немного даже перегибать в обратную сторону).

http://pravoslavie.ru/5743.html

Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Дневник, статьи, послания Источник Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (1866–1956) К 40-летию со дня кончины «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». ( Евр. 13, 7 ) «Всё Слово Божие начертано для нашего спасения. Конечная цель Слова Божия – это созидание внутреннего человека, облечение человека в истинное Богоподобие». (Митрополит Варфоломей) 1 июня 1996 года исполняется сорок лет со дня блаженной кончины митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцева) – одного из выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви нынешнего столетия, талантливого богослова, ревностного миссионера, исповедника веры Христовой, церковного собирателя Сибири в годы второй мировой войны и в послевоенные годы, истинного подвижника благочестия. По святоотеческому учению пастырское служение – это всеобъемлющее попечение о душах человеческих. Истинный пастырь неустанно печется о душах своих пасомых и все свои действия направляет к этой святой цели. Таким пастырем-душепопечителем был Владыка Варфоломей. И своим вдохновенным словом, и назидательными богословскими творениями, и молитвенным примером он явил образ доброго пастыря Церкви Христовой – подражателя Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа ( Ин.10:11 ). В настоящее время приоткрываются многие прежде неизвестные страницы отечественной церковной истории XX века. Становятся, например, известными подвиги российских новомучеников и исповедников. Можно надеяться, что со временем станут известны и те годы жизни митрополита Варфоломея, о которых мало говорил он сам, о которых не появлялось сведений на страницах церковных журналов. Но для собирания архивных данных и воспоминаний знавших его людей потребуется время. А 40-летие со дня кончины Владыки Варфоломея побуждает привести в известность то, что уже собрано к настоящему времени. Предлагаемый православному читателю сборник не исчерпывает всего литературного наследия митрополита Варфоломея. Не все богословские труды его еще найдены, некоторые творения еще не опубликованы. Но то, что собрано в этой книге, поможет напомнить духовные советы и наставления Владыки тем, кто слышал его вдохновенные проповеди и поучения, и будет с интересом прочитано теми, кто еще ничего не знает о жизни и богословских трудах этого славного сибирского архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Катехизис часть 3 Яждь мед, сыне! благ бо есть сот, да насладится гортань твой. Сице уразумееши премудрость душею твоею: аще бо обрящеши, будет добра кончина твоя, и упование не оставит тебе. Притч. 24. 13, 14 . Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим! От заповедей Твоих разумах: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима Закон Твой, и Свет стезям моим. Пс. 118:103–105 . Некоторые черты жизни Преосвященнейшего Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Поскольку есть Провидение, не только над всеми, но и над каждым человеком: то нет сомнения, что в жизни каждого человека есть особенные пути Провидения. Чем известнее и важнее назначение человека: тем примечательнее в его жизни особенные пути Провидения, тем назидательнее их открытие и рассматривание. Посему Апостол Павел преимущественно советует воспоминать жизнь и кончину Христианских наставников: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие 951 . Вот побуждение, по которому желательно мне собрать некоторые воспоминания о жизни и кончин ревностного и деятельного Наставника нашего, неутомимо глаголавшаго нам Слово Божие, блаженные памяти Преосвященного Михаила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. Не представляется довольно способов исполнить сие удовлетворительным образом: отважусь, однако, сделать опыт, к которому также побуждают мня и некоторые из многочисленных почитателей незабвенного Пастыря. Есть ли повествование не будет достойно предмета: предмет достоин повествования. Московской Епархии, Богородской округи, в селе Топоркове был бедный Пономарь, по имени Михаил. В 1762 семейство его состояло из жены и сына; притом жена его еще была беременна. Сей год был для сего семейства таким временем, в которое сеют слезы, и не видят никакой надежды что некогда будут жать радость. Ноября 8-го дня, Михаил, находясь в тяжкой болезни был соборован маслом; сын его лежал в сильной оспе; а жена мучилась родами. По совершении Элеосвящения, готовящемуся к смерти отцу подан был новорожденный сын, как будто для того, чтобы он, приняв его и целуя, некоторым образом помазал его останками своего помазания. Новорожденный наречен Матфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О священстве и др. слова Во вторую книгу первого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли: «О священстве», «Беседа по рукоположению во пресвитера», «Против аномеев», «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог», «Против иудеев», «Слово о проклятии», «Слово на Новый год», «о Лазаре». Представляется, что важнейшими из этих творений свт. Иоанна Златоуста являются книги «о священстве, о которых Флоровский в «Восточных отцах» писал: «Диаконское посвящение св. Иоанн принял в 381 году от Мелетия Антиохийского, пресвитерское — от его преемника Флавиана в 386 году. О своем новом призвании Златоуст говорил в знаменитых книгах «О священстве» (в действительности об епископском служении). Трудно сказать, когда он писал их, но не позже пресвитерского рукоположения. Он исходил из идей св. Григория Богослова. Два основных мотива Златоуст подчеркивал. Во-первых, говорил о высоте священного звания, как призвания к тайнодействию. «Священное служение проходится на этой земле, но занимает место среди властей небесных». Ибо священство установлено Самим Утешителем. И разве на земле мы остаемся, когда видим снова Господа, приносимого и мертвого, и как бы обагряемся Его кровью. А священник предстоит у жертвенной трапезы… Престол священника поставлен на небесах. Ему дана небесная власть ключей, которая не дана и ангелам… Во-вторых, в священнике Златоуст видит, прежде всего, учителя, наставника, проповедника, пастыря душ. И об учительном служении священства он говорит всего больше. В этом отношении он ставит священника выше монаха — в пастырском служении больше любви, чем в монастырском уединении, и пастырство есть служение деятельной любви, служение ближним… «То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно», — замечал Златоуст…» ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ПЕРВЫЙ КНИГА ВТОРАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010