Против того же Максима. О Троице. В) Экзегетические: О христианской науке. О творении по буквальному смыслу (неоконч.). О творении но буквальному смыслу, 12 кн. Изречений Писания 7 кн. Вопросов на семь книг, 7 книг. Замечание на книгу Иова, 1 книга. Изложение псалмов. О согласии Евангелистов. О нагорной беседе Господней. Вопросы Евангельские. 124 беседы на Евангелие Иоанна. 17 вопросов на евангелие Матфея. 10 бесед на послание Иоанна к парфянам. Толкование некоторых мест из послания апостола к Римлянам. Начатое толкование послания к Римлянам. Начатое толкование послания к Римлянам. Толкование послания к Галатам. Г) Книги разных вопросов: О 83 вопросах. О разных вопросах. О разных вопросах к Симплициану. О восьми вопросах Дульциция. Д) Нравственные: Зерцало из Св. Писания. О лжи.Против лжи. О терпении. О воздержании. О благе супружеском. О святом девстве. О благе вдовства. О телесном труде монахов. Об оглашении новообращенных. О прелюбодейных супружествах. Попечение об умерших. О ратоборстве христианском. Руководство к вере, надежде и любви. О вере в невидимые вещи. О вере и символе. О вере и делах. Правила для рабов Божиих. Сочинения «Поправки» и «Исповедь», как могущие служить введением к творениям Августина, помещаются в некоторых изданиях творений Иппонского епископа на первом плане. Письма блаженного Августина весьма разнообразного содержания, но они вообще могут быть разделены на богословские, филосовские, нравственные и увещательные. Слова Августина разделяются на 4 класса: а) слова на тексты Ветхого и Нового Завета; б) слова на разные церковные дни; в) слова на дни святых; г) слова на разные случаи. Читать далее Источник: Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. Часть 1 : Исповедь (Confessiones): в тринадцати книгах. (С боографическим очерком.) - Издание 3-е. - Киев : Типография Акц. О-ва «Петр Барский в Киеве», 1914. – 44, 443 с./Систематический указатель к творениям блаженного Августина. 41-44 с. паг.] (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии, Кн. 7.)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

М. Жюжи не проводил глубокого исследования, ограничившись лишь констатацией указанных фактов, выделением корпуса русских переводов блаженного Августина , созданного силами московского масонского кружка Новикова и Шварца в 1780-х гг. (хотя с неполным списком) 507 , и перечислением некоторых монографий представителей российских духовных академий XIX – начала XX в., посвященных блаженному Августину . Однако значение блаженного Августина для русской богословской традиции гораздо больше, можно выделить три аспекта: 1) включение трудов блаженного Августина в русскоязычное пространство через переводы; 2) влияние на русских богословов идей блаженного Августина – непосредственное и опосредованное, прежде всего через европейские богословские течения XVII–XVIII вв.; 3) изучение жизни и наследия блаженного Августина. Разумеется, в первую очередь внимание привлекает присутствие этих аспектов в «школьном» или «профессиональном» богословии, то есть в трудах представителей российских духовных академий. Основание российской духовной школы было заложено в Киеве в XVII – начале XVIII в., и богословская проблематика этой школы через перенесение учебной традиции, через малороссийских архиереев и учителей определяла развитие всего русского богословия не только в XVIII, но и в начале XIX в. Поэтому следует отметить, что многим представителям «киевской учености» не чуждым было наследие блаженного Августина . Так, первые переводы блаженного Августина в Киево-Братской школе осуществлялись еще в середине XVII в. 508 Идеи же блаженного Августина транслировались – через непосредственные цитаты, непосредственное или опосредованное влияние – святителями Иоанном (Максимовичем) и Димитрием Ростовским , преосвященными Феофаном (Прокоповичем) и Симоном (Тодорским). Так, в знаменитом «Илиотропионе» святителя Иоанна (Максимовича) , изданном в 1714 г. и представлявшем перевод трактата иезуита Иеремии Дрекселия 509 , значительная часть приведенных цитат – из трудов блаженного Августина . Само название этого труда говорит о «сообразовании человеческой воли с Божественною» – очень дорогой для Иппонийского епископа идее прямого следования воле Божией, умалении пред ней воли человеческой. Бывший профессор богословия Киевской академии преосвященный Феофан (Прокопович) в Духовном регламенте, определившем развитие духовного образования на ближайшие десятилетия, рекомендовал изучать блаженного Августина : «о Троической тайне... в книгах о Троице и о Божестве Сына Божия», «о грехе первородном и о благодати Божией... во многих книгах на Пелагианы» 510 . Выпускник той же академии архиепископ Симон (Тодорский) перевел и издал в 1727 г. знаменитый труд Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» 511 , в главных тезисах которого и западные и отечественные исследователи усматривают «круг Августиновских мыслей» 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Основная часть статьи состоит из двух разделов: в первом анализируются статистические данные по кандидатским диссертациям, связанным с блаженным Августином , – по конкретным академиям, по времени, по тематике; во втором выявляются наиболее яркие и интересные идеи молодых богословов по поводу богословия Иппонийского епископа. 1. В целом в богословском наследии всех четырех духовных академий (Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской) выявлено более 70 работ, посвященных непосредственно блаженному Августину и его богословским и философским идеям. Авторы еще более 20 работ, не упоминая имени Иппонийского епископа в заглавии, ставят его деятельность и наследие в центр своих исследований или на одно из важнейших мест. К таковым относятся, например, работы, посвященные учению святых отцов и учителей о Церкви 571 и о Святом Духе 572 ; пелагианской ереси, донатистскому расколу и мерам Церкви по отношению к еретикам и раскольникам в целом 573 ; арианским спорам – и соответственно тринитарному учению 574 ; учению о благодати Божией и о предопределении 575 ; учению о первородном грехе, о свободе человека и его воле 576 ; об оправдании человека верой и добрыми делами 577 ; о Промысле Божием в судьбах мира и человечества и Царствии Божием 578 . Еще довольно широкий круг молодых богословов активно обращается к идеям блаженного Августина по тому или иному вопросу наряду с аналогичными идеями других отцов и учителей Церкви первых веков. Последние работы в данной статье не учитываются, ибо обращение к ранним отцам вполне естественно для большей части богословских исследований, a значимость места и значения блаженного Августина в сонме отцов древней Церкви не вызывает сомнения. Наконец, есть ряд работ, посвященных «августинизму» XVII в. – янсенизму, пиетизму, атакже связанным с этими движениями конкретным личностям: Паскалю, Кенелю, Фенелону, Боссюэ и др. 579 Но такие работы – тема особого исследования. Из 74 «явных» работ, посвященных блаженному Августину , 15 принадлежат студентам СПбДА, 27 – студентам МДА, 16 – студентам КДА и 16 – студентам КазДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Писарев Л.Л. Учение Блаженного Августина , епископа Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый: От начала христианства до Константина Великого . Казань, 1885. Попов И.Л. Тертуллиан : Опыт литературной характеристики. Сергиев Посад, 1893. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина . T. 1. Ч. 1, 2. Сергиев Посад, 1916. Попов К.Д. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала его богословия. Киев, 1880. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1988. Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926. Прокошев П. Присциллиан и присциллианисты//Православный собеседник. [Казань.] 1900. 10. Прохоров Г. Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912. Ранович А.Л. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990 (М., 1933). Ранович А.Л. Античные критики христианства. М., 1935. Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. Казань, 1916. Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимном отношении государства и Церкви. Казань, 1898. Садов А.И. Лактанций . СПб., 1892. Садов А.Л. Древнехристианский церковный писатель Лактанций . СПб., 1895. Садов А.Л. Обзор языка папы Григория I (по его письмам). Пг., 1916. Свенцицкая И. Возникновение раннехристианской литературы//Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия: Исследования, тексты, комментарии. М., 1996. С. 3–37. Сергеев С. Жизнь и труды священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Загорск, 1962. Сергеенко М.Е. О блаженном Августине //Богословские труды. 1976. 15. С. 3–24. Сергеенко М.Е. Гонения Деция//Вестник древней истории. 1980. 1. С. 171–176. Сергий (Соколов) , архим. Учение Блаженного Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности. М.. 1988. Соколов П.П. «Octavius» Минуция Феликса и «De nature deorum» Цицерона: Страницы из литературной истории диалога. СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евтухов И.О. Концепция человека в произведениях Аврелия Августина периода Тагаста//Вестник Белорусского университета. – Сер. 3. – Минск, 1989. – 2. Евтухов И.О. Концепция человека поздней античности (пелагиане)//Античность и средневековье Европы. – Пермь. 1994. Ермаков С.А. Проблемы человеческого бытия в святоотеческой мысли//Философские науки. - 2004. - 8. Ерохина Ю.А. Пророческие свидетельства как исторический источник в трудах Августина: (На материале XVIII книги De Civitas Dei) Античность: Общество и идеи. – Казань, 2001. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999.  (См. указатель). Жизнь и творения блаженного Августина, епископа Иппонийского//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви). Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.  (См. указатель). Жильсон Э. Избранное: Христианская философия/Пер. с фран. – М.: РОССПЭН, 2004.  (См. указатель). Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  (См. указатель). Зарецкий Ю.П. Детство в средневековой автобиографии: Святой Августин и Гвиберт Ножанский//Вестник Университета Российской академии образования. – М., 1998. – 1. Зверев Н.А., Лопатин Л.М. К вопросу о миросозерцании блаженного Августина //Вопросы философии и психологии. – М., 1893. – Кн. 18. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства: (Статьи по истории античных религий. – СПб.: Алетейя, 1995. С.192-200. Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры//Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей: В четырех томах. – М.: Ладомир, 1995. – Т. 4. С.331-333. Золтаи Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М.: Прогресс, 1977.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Дух. Академии. Творения бл. Августина, Еп. Иппонского. Ч. 1-я. Киев. 1880. Предисловие: Жизнь и творения бл. Августина, Еп. Иппонийского. Стр. 1–29 и 30–46. Архиеп. Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах и учителях Церкви. С.-Петербург. 1859. I–III. Т. III, § 196, стр. 18–25 и 25–44. ср. 2-е изд. СПб. 1882. I–III. Т. III, § 196, стр. 17–22 и 22–35. Ф. В. Фаррар. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. (Перев. с англ. А. П. Лопухина ). Изд. 2-е. I–II. Петроград. 1902–1903. Т. II. Гл. XVII, стр. 284–434. Блаженный Августин . Профф. А. П. Лопухин – П. П. Глубоковский. Православная Богословская Энциклопедия. Т. I-й. Петроград. 1900. « Августин, Аврелий, бл.» стр. 102–112. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон. Новый энциклопедический Словарь. С.-Петербург. (год не обозначен). Т. I-й, стр. 128–149. Статья Ив. Гревса: " Августин». Энциклопедический Словарь, составленный русскими учеными и литераторами. С.-Петербург. 1861 г. Т. I-й, стр. 160–179. Статья П. Л. « Августин, Аврелий». Прот. А. Ковальницкий. Обращение из неверия в христианство философа Августина (напоминание неверующим нашего времени). Изд. 2-е. С.-Петербург. 1893. X. X. Блаженная Моника. Изд. 4-е. С.-Петербург. 1904. Н. П. Кибардин. Система педагогики по воззрениям бл. Августина. Правосл. Собес. 1910. 5, 7–8 и отд. Его же. Новая школа блаженного Августина . С.-Петербург. 1912 (Извлеч. Из Журнала Минист. Нар. Просв. за 1912 г.). Х. X. Победа, победившая мир. Москва. 1895. (Изд. К. П. Победоносцева . Заимств. из англ. писат. Лилли. «Христианская революция»). Гогоцкий. Философский лексикон. С.-Петербург. 1859. Изд. 2-е. Ст. « Августин, блаженный ». Т. I, стр. 17–25. Целлер. Очерк истории греческой философии. С.-Петербург. 1886. Пер. с нем. М. Некрасова. П. П. Соколов. Учение о Святой Троице в новейшей идеалистической философии. Вера и Раз. 1893 г. Отд. фил., стр. 351–382, 406–428, 490–520. 1894 г. стр. 375–407 и дал. (работа не окончена).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Вопрос этот, насколько мне известно, никогда не ставился в научной литературе и не может быть вполне разрешен в рамках краткой статьи, поэтому необходимо выделить те основные богословские проблемы, на которых преимущественно будет сосредоточено наше внимание ниже. Две из них, собственно, уже названы: это триадология и учение о благодати и свободе воли, для основательного рассмотрения которых «Духовный регламент» устами своего автора советует обращаться к трудам блаженного Августина 3 . Принадлежность святителя Филарета к школе преосвященного Феофана, безусловно главенствующей в конце XVIII – начале XIX в., делает этот выбор вполне оправданным. Представляя себе лейттемы богословского наследия самого святителя Филарета, нетрудно установить и иные возможные точки его соприкосновения с августинизмом XVII в.: это прежде всего учение о чистой любви, восходящее к Франсуа Фенелону, а кроме того вопросы, связанные с проблемой границ Церкви, актуальные по разным причинам для обоих авторов (и блаженного Августина , и святителя Филарета). 2 Прежде чем перейти к непосредственному разбору указанных тем, следует еще отметить, что имя блаженного Августина или прямая цитация его текстов встречаются в трудах святителя нечасто. Пик цитации Августина приходится на «Записки на Книгу Бытия», где он цитируется 19 раз, то есть даже более часто, чем святитель Иоанн Златоуст (14 ссылок) 4 . В проповедях имя блаженного Августина встречается всего один раз, в «Слове по освящении храма Святого Духа на Московском Даниловском кладбище» в 1832 г.: вместе со святителем Иоанном Златоустом блаженный Августин упоминается там как носитель святоотеческого предания о необходимости молитвы за усопших 5 . Пять раз упоминается имя Иппонийского епископа в «Мнениях». Полезным для будущих пастырей признается чтение некоторых его проповедей 6 , а также сочинений «Об обычаях Кафолической Церкви», «Ручник» и др. 7 В других случаях его труды и мнения приводятся в ряду трудов и мнений других святых отцов, а однажды он назван даже «учителем церкви» 8 . Эти упоминания позволяют нам утверждать, что святитель ставил общий авторитет блаженного Августина достаточно высоко. В то же время в известном письме к Протасову подчеркивается, что «блаженным», а не «святым» именуется он также неслучайно 9 . Конкретный же критический разбор Августинова учения мы находим, прежде всего, в «Разговорах между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1815).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Блаженным Августином навеяно и практическое заключение этой статьи: теряясь среди сомнений и противоречий своего широкого знания, «возьми и читай!» 551 . Одним из крупнейших вкладов в русскую «августиниану» киевской духовно-академической корпорации стала монография Константина Скворцова « Блаженный Августин как психолог», представленная в 1870 г. 552 Автор, рассматривая учение блаженного автора о душе и его психологический метод, прежде всего подтверждал уже неоднократно замеченное предвосхищение блаженным Августином идей Декарта. Именно Августин, a не Декарт первым высказал утверждение: «...дух, желающий правильно философствовать, должен в себе самом установить центр, из которого можно было бы выходить для исследований, a не во внешнем мире», a «его si fallor, sum 553 , точно так же как Декартово cogito, ergo sum 554 , может служить непоколебимым основанием верности знания» 555 . Но главная заслуга Иппонийского епископа, с точки зрения К. И. Скворцова , в «антропологическом прорыве», заложившем основу христианской антропологии: он приводит доказательство «нашего разума в разуме Божественном, нашего богоподобия», указывает, что «наша разумная душа... близка к Богу, когда чиста; и чем больше приближается к Нему любовью, тем более просвещается этим мысленным светом» 556 . Естественно, не миновал Константин Скворцов и знаменитого учения блаженного Августина о человеческой воле и ее свободе, особенно важного для российского общества 1860–1870-х гг., об умалении человеческой воли пред волей Божественной, о «нечистой воле», удалившейся от воли Божией, как «причине всех зол». Еще одним ключевым моментом этого исследования явилось размышление об августиновском «психологическом переживании времени» и о «Божественном предвидении нашей свободы» 557 . Российским богословам были важны не только «доминирующие» идеи блаженного Августина , к которым обращались многие предшествующие поколения. Так, в 1895 г. была начата подготовка новой реформы духовной школы – как средней, так и высшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Епископ Августин (Анисимов) Персональные сведения Публикации Радиоэфир Епископ Августин (в миру Анатолий Иванович Анисимов; 14 января 1945, Москва) — епископ Русской православной церкви, епископ Городецкий и Ветлужский. Отец, Иван Ильич Анисимов, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии. По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооружённых сил. В 1977 году окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности «правоведение». Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искусствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат. В 1987 году принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 22 мая 1990 года в Иванове архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположён во диакона. 2 августа тем же епископом рукоположён и во пресвитера. 19 ноября 1991 года назначен настоятелем церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Иванове. С апреля 1993 года по май 2007 года служил в Преображенском кафедральном соборе в Иванове. 5 сентября 1993 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского. В 1995 году возведён в сан игумена. Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за её пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России». В 1995 году по приглашению правительства и Лютеранской церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в Ганновер для изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере.

http://radonezh.ru/author/episkop-avgust...

Троицы на три ипостаси как индивидуумы, в которых существу ет природа Божества» 18 . В результате восточные отцы, «со всей силой» исповедуя истину единосущия, в известном смысле обнаруживают неполное соответствие право исповедуемому ими догмату применяемыми для этого философскими схемами, так как «схема отношения ипостаси к природе как частного к общему, основывающегося на ипостасных различиях, последовательно проведенная, могла бы повести к тритеизму и к омиусианству, подобосущию, вместо омоусианства, единосущия, но, разумеется, к нему свв. отцы не идут» 19 . В свою очередь западное богословие впало в другую крайность, так как «если аристотелизм у восточных отцов лишь таил в себе возможность имперсонализма и релятивизма в учении о св. Троице, то эта возможность стала действительностью в западном богословии, в сущности, начиная уже с блаж. Августина… Всему католическому богословию в учении о св. Троице присущ один общий стиль, который характеризуется односторонним эссенциализмом в учении о св. Троице и соответственным имперсонализмом» 20 . Между тем «Учение о Св. Троице должно исходить из факта триипостасности, как соборности я в абсолютном самодовлеющем субъекте, а не выводить ипостаси из признаков или внутрибожественных отношений» 21 . В дальнейшем изложении «Экскурса», правда, о. Сергий не рассматривает сочинений блж. Августина , но сосредотачивается на триадологии Фомы Аквината. Однако в «Утешителе» он снова возвращается к этой теме и теперь уже более конкретно высказывает свои упреки в адрес епископа Иппонийского. Они сводятся к следующему: 1 . Единство субстанции является у Августина основой единства ипостасей «Поэтому si quidquid de Deo dicitur, secundum substantiam dicitur. (L. V. с. III, 4)» [если что-то говорится о Боге, то говорится согласно субстанции] 22 . 2 . Из единства субстанции вытекает и Августиново учение о Filioque: «Pater ad Filium principium est quia gignit eum Quod enim de Patre natum est, ad Patrem solum refertur cum dicitur Filius, et ideo Filius Patris, non est noster fatendum est Patrem et Filium principium esse Sp. s-ti, non duo principia: sed sicut Pater et Filius unus Deus, et ad creaturam relative unus creator et unus Dominus, sic relative ad Sp. S-m unum principium ( L. V, с. XIV, 15)» [Отец есть начало Сына, так как рождает его Рожденное от Отца относится к одному Отцу, если называется Сыном, и, следовательно, есть Сын Отца, а не наш Следует признать, что Отец и Сын есть начало Святого Духа: не два начала, но, подобно тому как Отец и Сын суть единый Бог и в отношении к творению единый Творец и единый Господь, так и в отношении к Св. Духу единое начало.] 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010