«Посему пришел в отечество Свое и учил их в синагогах их ( Мф.13:54 )». Разве не было другого народа или другой страны, кроме иудейской? Но сие написано для того, чтобы обличить и подвергнуть порицанию лживых маркионитов. 2086 «После сего, – говорит, – вошел по обычаю Своему в синагогу их в день субботний ( Лк.4:16 )». Но 2087 какой же мог быть обычай у того, кто тогда (еще в первый раз) являлся? Ведь, только что пришел в Галилею. И не начал учить вне синагоги, но в синагоге. Потому что из богослужения их обнаруживается, что беседовал с ними о Боге их; иначе надлежало бы Ему проповедовать вне синагог. Вошел в Вифсаиду к иудеям и ничего иного из того, что говорили Ему, не высказал, кроме только этого: «врач, исцели Самого Себя ( Лк 4:23 )». И взяли Его и повели вон на вершину горы. Невероятно, чтобы (только) это слово Христа возбудило их к (таковому) гневу. 2088 Но —168— если 2089 беседовал с ними о Творце (мира) и вследствие этого они дали Ему такой ответ и вывели Его с целью низвергнуть, то почему в другом месте Евангелист не указывает такового (же)? А что граждане ненавидели Его, об этом свидетельствуют Его слова: «пророк не принимается в отечестве ( Лк.4:24 )». Не принял ни Анафоф Иеремию ( Иер.1:1 ср. 11:21–23), ни Фесва Илию ( 3Цар.17:1 сл.), ни Авел-Махола Елисея ( 3Цар.19:16 ), ни Рама Самуила ( 1Цар.7:17; 8:4 сл.), и не принял ни народ Моисея, ни Израиль Господа. Посему Илия презрел жен их ( 3Цар.17:10–24 ), а Елисей – мужей их ( 4Цар.5:1–14 ). 2090 Так и Христос назвал иудеев неверующими для посрамления их и сириян почтил более, чем их; посему и исполнились гнева. Но это было ничто иное как предлог. «Врач, – говорят, – исцели Самого Себя», то есть, Сам спасись от нас, прежде чем спасать нас. Хотя нуждались в исцелении, однако вследствие их неверия исцелить их не мог. По произволению своему низвергли Его, по Божеству Своему Он не упал ( Лк.4:30 ). Когда воля (их) хотела свергнуть Его, воздух покорно поддержал Его крыльями своими. Не упал, дабы хотя таким образом научить неверующих вере. Может быть, посему (Евангелист и) говорит: «приняли Его галилеяне ( Ин.4:45 )». Когда увидели то, что сделал Он среди них, то никто не осмелился предпринять

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

93 Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 415. 94 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102. 95 Там же. 96 Творения. Т. 4. М., 1899. С. 39—40; ср.: Т. 2. С. 330. 97 Творения. Т. 4. С. 413. 98 Творения. Т. 2. С. 330. 99 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. Слова, речи, послания (1941—1948). Изд. Московской Патриархии, 1948. С. 238—239. 100 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Московской духовной академии о церковном пении 18 апреля 1948 г. (Там же. С. 246—248). 101 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I. С. 239. 102 Мф. 14:18; Мк. 6:41; Лк. 9:16; Ин. 11:41; 17, 1. 103 Лк. 22:41. 104 Мф. 26:39; Лк. 17:16; ср.: 7, 60; 9, 40. 105 Мк. 7:34. 106 Евр. 5:7. 107 Деян. 9:40; 20, 36; Еф. 3:14; 1 Кор. 14:25; 1 Тим. 2:8. 108 Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Святого Климента, епископа Римского к Коринфянам). Посл. 1. Гл. 2. С. 74; Гл. 29. С. 92. Пастырь Ерма. Кн. 1; вид. 1. Гл. 1. С. 160; Кн. 1; вид 2. Гл. 1. С. 168. 109 Ориген. О молитве. Ярославль, 1884. § 31. C. 163—167.Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 110 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 111 Мф. 12:34; Лк. 6:45; ср.: Пс. 50:17; Лк. 17:15. 112 Пс. 87:10; 140. 2; 1 Тим. 2:8—10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Об Анне. Сл. 5. СПб., 1898. С. 821. 113 Деян. 7:60; Еф. 3:14. 114 Лк. 22:62. 115 Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224. 116 Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110. 117 Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33. 118 Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13. 119 Мф. 15:8—9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20. 120 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103. 121 Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348. 122 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Ин.17:6 .  Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ин.17:7 .  Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, Ин.17:8 .  ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. Ин.14:9 и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям «имя» Отца, т.е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти. «Они были Твои». Апостолы принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был, например, Нафанаил – истинный израильтянин ( Ин.1:48 ). «Они сохранили слово Твое». Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от их лица апостолом Петром ( Ин.6:68 ) и всеми ими ( Ин.16:29 ). «Ныне уразумели они...». С уразумением того, что все сказанное им Христом дано Ему от Бога, соединено, конечно, и вступление на путь к вечной жизни (ср. стих 3). «Ибо слова, которые Ты дал Мне...». K такому пониманию ученики пришли потому, что Христос со Своей стороны ничего не скрывал от них (понятно, исключая то, что они не могли понять, ср. Ин.16:12 ) и, с другой стороны, потому, что апостолы принимали с верой слова Христовы. По-видимому, здесь уразумение божественного достоинства Христа ( «что Я исшел от Тебя») предшествует вере в его Мессианское достоинство ( «что Ты послал Меня»). Но на самом деле то и другое идет одновременно, и вера в Божество Христа поставлена на первое место только в силу ее преимущественного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12–13. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Так как Господь заповедует о тебе Ангелам своим – хранить тебя, то они и будут хранителями твоими на всех твоих путях (ст. 11). А потому, когда ты пойдешь по пути, на котором много камней – обломков и щебня (что обыкновенно на горных дорогах в Палестине), то не споткнешься ногой своей на эти камни, ибо Ангел-хранитель твой избавит тебя от этого, так, как мать хранить свое дитя, когда берет его на свои руки, или как слуги носят знатных лиц в палатках на своих плечах (– что доселе еще в обычае на востоке). – Кроме камней, в пути нередко попадаются и гады и дикие звери (– обыкновенно в Палестине); Ангел-хранитель обезопасит тебя и от них: ты наступишь на аспида – на змию, переползающую по дороге, и на василиска – более ядовитую змию (или, точнее – ящерицу), и раздавишь их; ты будешь попирать льва, самого сильного и страшного зверя, особенно на пути в пустыне, и даже – змия, собственно дракона, большого и крылатого змия (или – крокодила). В собственном смысле такая безопасность возможна вполне только в благословенном и благодатном царстве Мессии – Спасителя, как оное изображали пророки (ср. Ис.11:1–5,6–9;65:2–25 ). 14–16. Яко на мя упова и избавлю : покрыю , яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение мое. О преданном рабе своем Господь говорит: «так как он надеялся на Меня, потому что любил Меня, то Я и избавлю его – и от сети ловца, и от гибельного слова мятежника, и от страха ночного, и от стрелы, летящей днем, и тому подобных зол (ст. 3, 5–7, 10, 12–13). – Я покрою – защищу его – как бы орел, защищающей птенцов своими сильными крылами (ст. 4), – «потому что он познал имя Мое», т. е. знал и исповедал свойства и совершенства, соединяемые с именем Бога, Промыслителя и Спасителя, именно – Его всеведение, премудрость, благость и пр., и на них надеялся. – «Он воззовет ко Мне – в молитве о помощи – и Я услышу его молитву и – пошлю ему свою помощь, даже Ангела-Хранителя на всех путях его (ст. 11–12 и сл.). – «С ним Я в скорби», как помощник его, ибо он взывает ко Мне в молитве о помощи. – «Избавлю его» – от этой скорби, ибо он уповает на меня, как на избавителя своего. – «И прославлю его», если он подвергается позору и терпит даже уничижение в своей скорби. – «Долготою дней исполню – насыщу его», – за то время, в которое он переносил страдания. – И явлю ему спасение Мое, – так что для всех очевидно будет, что именно Я его спас от всех зол, угрожавших ему гибелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

13–14. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Не желая врагам совершенной погибели, Давид желает им отмщения, – за то, что «слова из их уст суть грехи уст их»; а потому и просит Бога, чтобы, действием Его воли они «взяты были в гордости своей», или – за свою гордость поставлены были на суд Божий, чтобы «за клятву и ложь возвестились в кончине», или объявлены были осужденными при окончании суда Божия над ними, – во гневе кончины – с гневом осуждены были и потом уже более не были бы сильны, горды и лживы. Тогда-то узнают и они, и все, что Господь, а не новый и произвольно избранный народный царь, владычествует над Иаковом, – над родом или потомством благословенного патриарха Иакова, и над концами или пределами земли Обетованной, среди которых обитают его двенадцать многолюдных колен, как бы двенадцать отдельных народов. 15–16. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут. Посланные Саулом, проведя день в безуспешных поисках Давида, к вечеру возвратятся домой, будут роптать на царя и порицать Давида, подобно тому, как псы, находившиеся на ловле и не нашедшие добычи даже для утоления голода, сильно алчут, бегают около города и если ничего там не находят, то и поропщут – лают, визжат, воют (ст. 7). 17. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был ecu Заступник мой, и Прибежище мое в день скорби моея. В то время, как враги будут роптать на Саула и порицать Давида, от досады за бесплодный труд в розысках своей жертвы – добычи, Давид будет воспевать в псалме (– как воспел и в этом псалме) силу Бога, который этой силой спас душу Давида из рук «людей сильных», которые уловили-было се в его же доме, (ст. 4). Давид будет радоваться утром, ибо утром он увидит свое избавление, – ибо скроется не только из дома, но и из города; утром же он и выразит свою радость в благодарном псалме. Особенно ему отрадно будет то, что Господь очевидно Сам спас его от неминуемой смерти, что Он был для Давида, спасшегося бегством из своего дома, как бы прибежищем или убежищем (– чем обыкновенно служили скалы, пещеры, пустыни и города убежища). При помощи Божией, Давид действительно нашел убежище на время в городах Раме и Номве, и здесь при скинии питался даже священным хлебом ( 1Цар.19:18;21:1 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12) «К вопросу о тайной исповеди» Суворова, стр. 96, изд. 2: Козьма, пресвитер Болгарский (X-XI в.), в поучении на богомильскую ересь говорит: «Еретики, слышаще Иакова, брата Господня, глаголюща; исповедуйте друг другу грехи и молите друг за друга, яко да изцелеете, не разумеют, яко иереом то есть речено. Аще бо болит, рече, кто в вас, да призовет попы церковныя, и да молитву творят над ним, помазавше и маслом во имя Господне и т. д. Еретики же сами в себе исповедь творят и решат, сами суще связани диаволими узами». 13) Никон Черногорец, сл. 50, л. 402: «Яко не подобает кроме иерея приимати неким исповеди». 14) Там же. сл, 51, л. 410 об.: «Аще прегрешением прегрешит человек в грех впад, изнурит же плоти тела своего, и истает кости мозгов своих в посте и плачи, ничтоже успеет. Аще же изречет человеку священнику грехи своя на срам себе, ради сего оправдится, ибо враг весть, яко велми оставляет Бог согрешения Иже с теплою верою Ему приходящему, и прощает еже со слезами Ему исповедающаяся, той бо есть враг поспешая человеку на все злое, и сего ради возбраняет им не исповедовати». 15) Там же, сл. 55, л. 455: «Иже от человек содеянная согрешения к пресвитером достоит исповедоватися подражающим человеколюбца Бога. Святаго Василия. Согрешения несть исповедовати к простому человеку, разве к иерею, понеже иерей земный ангел и небесный человек глаголется... Святаго Афанасия Александрийскаго . Якоже человек от человека священника крещаем просвещается Св. Духа благодатию, тако исповедаяся в покаяние, ради иерея приемлет оставление благодатию Христовою». 16) Его же, Тактикон, сл. 14, л. 72: «А яко презвитером священнодействующим подобает исповедем бывати, а не ко инем все божественное писание глаголет... л. 72 об.: «божественная писания учат нас, се ныне и от сего навыкнуем, яко к презвитером священнодействующим лепо есть бывати исповедем». 17) Иоанн Дамаскин – «Три защитительных слова» стр. 40–41: «Идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Не царям Христос дал власть связывать и разрешать, но Апостолам и их преемникам, и пастырям, и учителям».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Они, как и те пророки, о которых говорилось выше — толпа, охваченная диким экстазом; однако они утверждают, что говорят во имя Ягве. И хотя их притязания могут быть ложными, как в данном случае, однако ясно, что в те древние времена подобная практика для религии Ягве не считалась незаконной. Сонм пророчествующих встречается в окружении Самуила (1 Цар 10:5; 19:20). Во времена пророка Илии (3 Цар 18:4) группы пророческих учеников были связаны с Елисеем (4 Цар 2:3–18; 4:38 сл; 6:1 сл; 9:1), и после этого они не упоминаются вплоть до Ам 7:14. Под возбуждающую музыку (1 Цар 10:5) пророки приходили в состояние коллективного экстаза и безумия, которым заражали окружающих (1 Цар 10:10; 19:21–24), а также совершали символические действия (3 Цар 22:11). Уже упоминалось о том, как Елисей, прежде чем пророчествовать, призывал на помощь музыку (4 Цар 3:15). Чаще упоминаются символические действия пророков: Ахия Силомлянина (3 Цар 11:29 сл), а также Исайи (Ис 20:2–4); часто — Иеремии (Иер 13:1 сл; 19:1 сл; 27:2 сл), но прежде всего — Иезекииля (Иез 4:1–5:4; 12:1–7,18; 21:23 сл; 37:15 сл). В ходе этих действий или даже независимо от них пророки подчас демонстрируют странные формы поведения и даже могут впадать в аномальные психические состояния, но необычность внешних форм — далеко не самое существенное у пророков, деяния и слова которых передает Библия. Эти пророки явственно отличаются от экстатических членов древних пророческих сообществ. Однако их всех объединяет их специальное обозначение — наби. И хотя образованный от этого слова глагол благодаря появлению экстатических пророков может означать также “бесноваться от нападения злого духа” (ср. 1 Цар 18:10 и в других местах), но это употребление не соответствует первоначальному смыслу исходного слова. Это существительное, по всей вероятности, восходит к корню со значением “взывать”. Поэтому наби — это тот, кто призван, а также тот, кто призывает, возвещает; значение “призванный глашатай” и выявляет суть израильского пророчества. Пророк — вестник и глашатай Бога.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

1Пет.4:10 .  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. 1Пет.4:11 .  Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог , дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Во имя закона любви христианской Апостол наставляет всех христиан служить всеми естественными и благодатными дарами благу и пользе ближним, внушая верующим не превозноситься своими дарованиями, но все обращать их на служение ближним, по заповеди и примеру Самого Господа (Мф 20сл.). В таком же смысле неоднократно о служении ближним поучал христиан и Апостол Павел ( Рим.12:6 и след.; 1Кор.12:4 и сл.; 2Кор 8:14 ). Общая мысль наставления о служении у Ап. Петра, как и у Ап. Павла, одна: служить ближним своими дарованиями должно с верностью и смирением. Из ряда дарований Апостол в ст. выделяет дар слова ( ε τις λαλε) или дар «пророчества» ( Рим 12:6–8 ; 1Кор 12:8–10 ), – в смысле учения, увещания, утешения, убеждения, – имевшие в апостольское время особенное значение ( 1Кор.14:3 и сл.). Ап. Петр требует здесь, чтобы имеющий дар пророчества должен говорить, как «словеса Божия» ( λγια θεο) – как истинное Слово Божие (ср. Деян 7, 38 ; Рим 3:2 ), чуждое человеческих примесей, всего земного и нечистого. Равным образом «служение» ( διαχονειν), т. е. особенно помощь и благотворение бедным (ср. Рим 12:8 ; 1Кор 12:28 ) должно совершаться «свято, бескорыстно, как если бы здесь действовал непосредственно Своею Силою Сам Бог» (еп. Георгий). Конечная же цель всех этих нравственных действий есть слава Бога и Иисуса Христа. «К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши» (блаж. Феофил.). 1Пет.4:12 .  Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 1Пет.4:13 .  но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Второй признак, что церковь святая, тоже неприложим к старообрядцам, так как они, не имея епископа, не могут получить Духа Св., а без Духа Св. невозможно сделаться святыми «Избрал есть вас Бог от начала во спасение во святыни Духа», говорит ап. Павел ( 2Фес. 2:13 ) «Святи их во истину твою» ( Иоан. 17:17 ), – сделай их святыми, объясняя эти слова Христа, говорит св. Злат., преподанием Духа Св. (т. VIII, Иоан. б. 32, стр. 549) «Мы для освящения имеем нужду в благодати Св. Духа», говорит св. Афанасий алек. (ч. 2, пс. 50, стр. 242), «Освящает же Он через Духа, говорит св. Василий вел... Посему Дух... источник святыни для всех», (ч. 3, кн. 5, стр. 156; снес. Eф. 2:19–21; V, 25–27 ; Титу 2:14 ; Кол. 1:22 ). « Церковь Божия есть святая, читаем в Б. Кат., сих ради вин: первая убо яко от Христа жениха и главы своей, верою и тайны, с Ним соединившися освящается. Вторая же, яко Дух Св. пребываяй в ней выну, соблюдает ю и во святыни сохраняет», (л. 118 об.). «Святую (церковь), говорит Симеон солун., – как освящённую Духом и соединённую со Христом через крещение и миропомазание, священство, причащение и проч. таинства, – непорочную и обручённую Христу». (ч. 2, стр. 109, слав, л. 363 об.) – Мы, говорит св. Афанасий, без Духа чужды Богу и далеки от Него», (сл. 3 на ариан., стр. 400). «Видишь ли, говорит св. Злат., сколько бедствий возникает от того, что не имеем в себе Духа Св.: смерть, вражда на Бога, невозможность угодить Его законам, невозможность принадлежать Христу», (т. IX, Рим. б. 13, стр. 650). «Даже и верным не может называться тот, говорит св. Симеон нов. бог., кто не получил благодати Св. Духа», (ч. 2, сл. 57, стр. 47). Так. обр. оказывается, что без Духа Св. невозможно спастись, т. е. сделаться святыми, Духа же Св., как мы выше видели, нельзя получить без епископа; а отсюда получается такой вывод, что без епископа нельзя спастись, потому что без него нельзя получить Духа Св. Против сего вывода старообрядцы, как беглопоповцы, так и безпоповцы возражают следующее. Беглопоповцы говорят, что они получают Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Мк.7:9 .  И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Мк.7:10 .  Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». Мк.7:11 .  А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», Мк.7:12 .  тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, Мк.7:13 .  устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. Мк.7:14 .  И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: Мк.7:15 .  ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Мк.7:16 .  Если кто имеет уши слышать, да слышит! Мк.7:17 .  И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Мк.7:18 .  Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Мк.7:19 .  Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Мк.7:20 .  Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Мк.7:21 .  Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, Мк.7:22 .  кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – Мк.7:23 .  все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. «И выходит вон, чем очищается всякая пища» (стих 19). В русском переводе мысль остается неясной. Лучше поэтому последние слова «чем...» понимать как приложение к словам 18-го стиха: «Он сказал им». Евангелист этим хочет сказать, что Христос сказал то, что содержится в 18-м и 19-м стихах: «очищая ( καθαρζων – по лучшим чтениям) всякую пищу для употребления», т.е. уничтожая тем самым различие в достоинстве яств (ср. Рим.14:14 и сл.). Непосредственно, прямо Христос не говорил ни слова против священных для израильтян постановлений Моисеева закона, но само собой понятно, что после Его Вознесения христиане не могли уже принципиально считать для себя обязательным соблюдение Моисеевых постановлений о пище, и изречение Христа евангелист Марк приводит как основание для нового, христианского, воззрения на значение пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010